Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансцендентализм в сфере образования : историко-философский аспект Ефремова, Зоя Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ефремова, Зоя Ивановна. Трансцендентализм в сфере образования : историко-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Ефремова Зоя Ивановна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2011.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/202

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обращение к исторической традиции трансцендентализма объясняется необходимостью осмысления исходных оснований и принципов самой системы трансцендентализма, поскольку именно данная философская позиция в истории западноевропейской философии порождает основные базовые представления о человеческой способности познания, специфике философского и научного знания, и самом человеке как моральном субъекте. Необходимость обращения к истокам трансцендентализма в сфере образования с целью прояснения и отстаивания основ идеализма образования становится очевидной, поскольку культура трансцендентального мышления зарождается в Античности, и в качестве познавательного идеала впоследствии оформляется университетской системой европейского образования. Трансцендентализм в сфере образования имеет состоятельную образовательную традицию, и освоение западноевропейского историко-философского опыта отвечает потребностям современного развития российского общества. Историко-философский анализ является на современном этапе актуальной задачей, поскольку современное национальное образование в мире в условиях всеобщего развития Болонского процесса требует к себе философско-критического подхода. Восстановление традиции трансцендентального идеализма не только возможно, но и необходимо.

Степень научной разработанности проблемы. В области исследовательского интереса к трансцендентализму в сфере образования можно выделить условно следующие шесть проекций:

1) Историко-философская мотивация. В основе европейской системы об
разования лежит определенный философско-этический идеал, впервые обосно
ванный и теоретически разработанный в античной Греции. Проблематика
трансцендентального мышления формировалась также в античной философии.
Первые зачатки трансцендентального мышления выявляются у Платона и Ари
стотеля (А.Ф. Лосев), принципы которого наиболее полно воплощаются в осу
ществлении идей Пайдейи - греческой системы воспитания и образования ан
тичного грека. К заслугам Платона относят разработку им основ трансценден
тального метода в обосновании алогического мышления, свойственного для эс
тетического и философского созерцания. Специфика оснований античной Пай
дейи наиболее полно представлена в труде В. Иегера, где образование опреде
ляется в качестве неотъемлемой части греческой культуры и греческого типа
философского мышления.

2) Сущностные задачи средневекового теологического трансцендента
лизма в контексте развития европейских университетов.
Образование в Сред
ние века оформляется в структуре церковных школ-центров и университетов.
Средневековый университет - явление европейской культуры. Вера и разум -
составляющие образованности в христианском мире. Появление и разработка
латинских терминов «transcendentes» и «transcendentia» в трансцендентальной
философии связывают с трудами средневековых логиков и теологов Августина,

Боэция и Формы Аквинского. В Средние века с развитием университетского образования и учености происходит интенсивное ознакомление с трудами античных философов и перед теологией встает философская проблема обозначения определенной сущности Бога как конкретной, живой сущности, отличной от вещи и понятий о вещах как таковых. Появление трансценденталий связывается с учением Фомы Аквинского, который развивает метафизические установки Аристотеля, а понятие «трансценденталий» увязывает с определением первопричины, которая в категориях, идентичных бытию сущего, проявляет себя как единое, истинное, благое, прекрасное и святое.

  1. Европейское Просвещение и кантовский проект трансцендентальной философии. Традиционно идею трансцендентальной философии связывают с разработкой И. Кантом трансцендентального метода, который, в отличие от методологии рационализма и эмпиризма, утверждает необходимость построения идеальной системы знания о реальности и обосновывает возможность развития познавательных средств науки и философии, задает критическое переосмысление частных наук. Именно в лоне немецкого классического трансцендентализма получают теоретическое обоснование гуманитарные науки, философия культуры, философия образования, науки о воспитании (Erziehungswissenschaf-ten).

  2. Система трансцендентального идеализма в новоевропейской традиции опирается на философию и критику догматической метафизики И. Канта, многообразные программы немецкого трансцендентализма, восходящего к взглядам И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В широком смысле слова к трансцендентализму относят также и трансцендентальную философию Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра. Некоторые исследователи причисляют сюда также и трансцендентальную метафизику, получившую развитие в христианской догматике.

В XX веке и начале XXI века в отечественной историко-философской литературе осуществляется огромная исследовательская работа в области изучения наследия западноевропейского трансцендентализма. Достаточно назвать известные и переведенные на многие языки академические издания В.Ф. Асмуса, К. Бакрадзе, А.В. Гулыги, Т.П. Ойзермана, И.С. Нарского, Г. Тевзадзе. Последние десятилетия отмечены появлением новых интересных исследований, посвященных как самой философии И. Канта, так и ее современным интерпретациям. Следует прежде всего отметить работы В.Н. Брюшинкина, В.В. Васильева, Н.К. Вахтомина, П.П. Гайденко, Т.Б. Длугач, А.А. Ермичева, А.В. Жучкова, А.Н. Круглова, Л.А. Микешиной, Н.В. Мотрошиловой, Н.С. Мудрагей, А.П. Огурцова, Д.Н. Разеева, В.Е. Семенова К.А. Сергеева, Л.И. Те-тюева.

Теоретической значимости этических и эстетических идей И. Канта большое внимание уделяли Т.А. Акиндинова, И.С. Андреев, А. А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Л.А. Калинников, В.А. Конев, В.В. Лазарев, К.Н. Любутин, А.Г. Мясников, Ю.В. Перов, Э.Ю. Соловьев, С.А. Чернов.

Кантовский замысел трансцендентальной педагогики остается до сих пор наименее изученным, его интерпретация ограничивается лишь простым освещением педагогических идей философа, изложенных в труде «О педагогике». Однако идея трансцендентальной педагогики расширяется и на университетское образование, особенно это проявляется в «Споре факультетов». Здесь И. Кант впервые по отношению к преподавателям университета вводит понятия «наставник молодежи», «учитель народа», «учительское сословие», в интересах которого «обеспечить прогресс культуры в сфере науки». Сложности расширительного толкования можно объяснить не только предметом самой трансцендентальной педагогики как науки о культуре воспитания и формировании познавательных задатков человека, но и односторонностью имеющихся вариантов понимания трансцендентальной философии.

5) Теоретическая и методологическая база неокантианской педагогики.
Мотив «новейшего возрождения» в первой половине XIX века в Германии кан-
товской философии привлекает внимание немецких педагогов к методологиче
ским принципам обоснования педагогики и педагогических наук как наук об
образовании свободного человека и ответственной личности воспитуемого.

Две школы немецкого неокантианства в Германии — марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп и Э. Кассирер) и баденская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) выступают методологической основой образовательных и педагогических наук. История и теория неокантианства в нашей литературе освещена достаточно плодотворно. Следует отметить прежде всего интересные исследования А.И. Абрамова, В.Н. Белова, П.П. Гайденко, Б.Т. Григорьяна, Т.Б. Длу-гач, А.В. Жучкова, Б.В. Михайлова, И.С. Попова, В.В. Сапова.

Познавательные аспекты неокантианской методологии хотя традиционно и рассматриваются на предмет критики, в ряде работ отечественных философов исследованы творчески взвешено. В области методологии научного познания следует назвать работы В.У. Бабушкина, Т.Б. Длугач, А.Ф. Зотова, В.А. Лекторского, С.Ф. Мартыновича, З.А. Сокулер. Вопросы философии истории, культуры и религии освещали П.П. Гайденко, А.А. Кравченко, Н.А. Лисовенко, А.Ф. Лосев, К.А. Свасьян.

Человек как философская проблема и проблема образования в XX веке становятся важнейшими мотивами современной дискуссии. Системно-интегративный подход считается главной методологической предпосылкой обоснования современной сущностной и субъектно-коммуникативной парадигмы человека и его культуры разума. Наиболее полно данная программа методологического обоснования нашла отражение в работах саратовских философов Я.Ф. Аскина, В.П. Барышкова, В.Н. Белова, В.Н. Гасилина, Б.И. Мокина, СВ. Никитина, В.П. Рожкова, Л.И. Тетюева, В.Б. Устьянцева, В.А. Фриауф.

6) Возрождение внимания к теоретическим и практическим основам
трансцендентальной философии образования.
Дискуссии, которые ведутся с се-

редины 40-х годов XX века в западноевропейской философии и педагогике, касаются институциональной формы философии образования. Критическое осмысление образовательной деятельности, ее целей, норм и ценностей свиде-

тельствуют о поиске основополагающих парадигм обоснования педагогики как теоретической, так и философской науки. Наиболее полно этот спор впервые проявляется в формулировке «педагогики свободы», призывающей вернуться к основам кантовского понимания задач и целей школьной и университетской педагогики. Стало очевидно, что педагогика имеет непосредственное отношение к процессам демократизации общества, а система образования выступает важнейшими факторами общественных трансформаций и модернизации гражданских институтов. Образование, выражая национальные ценности и цели гражданского общества, создает «мир возможных миров образования» (А.П. Огурцов, В.В. Платонов, Е.В. Брызгалина)

Дискуссии вокруг перспектив европейской демократии и развития гражданского общества обострили полемику между крупнейшими философами -Ю. Хабермасом, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотаром и Р. Рорти. Настоятельный призыв к осмыслению критической философии И. Канта свидетельствует о поиске нового системообразующего начала в философии XXI века, попытке реабилитации понятия единства теоретического и практического разума, морального субъекта трансцендентализма. Представляется, что разразившийся кризис в образовании является результатом утраты внимания к теоретическим и практическим основам трансцендентализма, отходом от принципов трансцендентальной философии к позитивистки и постпозитивистски настроенной науке.

Таким образом, историко-философский анализ трансцендентализма в сфере образования дает основание для дальнейшего, более глубокого исследования целей и задач трансцендентальной философии в осмыслении проблем образования и выработки проекта идеалистической педагогики. Актуальность обозначенной тематики, ее недостаточная степень разработанности и обусловили выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Объектом нашего диссертационного исследования является классическая система философского трансцендентализма, лежащая в основе европейского образования.

Предметом исследования выступают историко-философские основания трансцендентализма в сфере образования.

Целью диссертационного исследования является историко-философское осмысление исходных оснований и принципов трансцендентализма в сфере образования. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Выявить философские истоки трансцендентального мышления, способствующие формированию идейных принципов античной системы образования и воспитания Пайдейи.

  2. Уточнить в контексте становления европейских университетов специфику трансцендентального мотива в средневековой науке о трансценденталиях.

  3. Определить содержание принципов критической философии И. Канта и задачи его трансцендентальной педагогики в соотнесенности с просветительским проектом.

  4. Проанализировать особенности трансцендентального подхода в аспекте обоснования философских основ университетского образования.

  1. Рассмотреть понимание автономии образования как исходного принципа философского обоснования.

  2. Изучить специфику конкурирующих моделей образования в аспекте современного немецкого трансцендентализма.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются основополагающие идеи и принципы методологии трансцендентальной философии и неокантианской философии образования. Среди них следует назвать принципы рационализма, историцизма и системности. В ходе реконструкции идей философского трансцендентализма мы опираемся на специальные методы историко-философского анализа, представленные в работе приемами теоретического сопоставления, логического сравнения, концептуального обобщения исследовательских данных и построения выводов. Реконструкция историко-философского контекста имеет непосредственное отношение к проблемам трансцендентальной критики концептуальных оснований философии образования, дальнейшему осмыслению герменевтической и феноменологической методологии в педагогике и истории становления университетского образования.

Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. В данной работе впервые осуществлено отечественное историко-философское исследование основ европейского трансцендентализма в сфере образования. Полученные в ходе исследования результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью, состоят в следующем:

впервые раскрыты философские основания трансцендентального мышления, выступающие фундаментом для развития идеальных представлений об истинности знании в античной системе Пайдейи;

рассмотрен многоаспектный контекст становления средневековых европейских университетов и раскрыто смысловое поле трансценденталии в средневековой науке, направленных на постижение единого, истинного, благого, прекрасного и святого;

по-новому выявлена соотнесенность просветительского проекта и кан-товских принципов развития свободного мышления и гражданской нравственности в аспекте автономности образования как идеальной системы личного совершенства;

определены основные моменты идеалистического обоснования университетского образования в немецком трансцендентализме, уточнена оригинальность трансцендентального подхода;

- произведена авторская реконструкция и систематизация исходных
принципов автономии образования;

- выделены и исследованы модели европейского образования в контексте
трех конкурирующих форм демократии - либерализма, консервативного ком-
мунитаризма и коммуникативной демократии, что позволяет определить зна
чимость современного трансцендентализма в развитии коммуникативной демо-

кратии в сфере образования и воспитания, в деле расширения прав человека на знание.

В результате проведенного исследования сформулирован ряд положений, выносимых на защиту:

1. Впервые в историко-философском отношении многоаспектная сущность трансцендентализма исследуется в сфере образования. Уже в качестве контроверзы античного мышления, трансцендентальное мышление предельно выражается в формах рационального знания - в форме априоризма и реализма. Становление философского трансцендентализма в работе связывается с развитием системы Пайдейи, которая задает первичный трансцендентальный идеал образования и практики общественного и государственного воспитания. Исходные основания платоновского идеализма определяются в качестве транс-ценденталистского мотива в метафизике, этике и эстетике, предельно расширяющего границы практического разума и преобразующего горизонты европейской рациональности.

  1. С расширением проблем трансцендентального мышления в средние века вызревает потребность разработки категориального аппарата «трансцендента-лий» (Августин, Боэций и Фома Аквинский), с которыми увязывается основная идея средневекового образования - достижение истинного знания, интеллектуального озарения и моральной интуиции. Как аспекты созерцательного умозрения, трансценденталии указывают направленность к совершенствованию и лучшему пониманию того, что есть в мире, к сверхъестественному измерению бытия. В историческом контексте теологического трансцендентализма происходит зарождение и формирование нового идеала образования, который определяется новым образом жизни - христианским созерцанием единства истины, блага, красоты и совершенства.

  2. Традиция Европейского Просвещения сохраняет и развивает рефлексивный потенциал трансцендентализма; наука и культура актуализируют философские и педагогические задачи европейского образования. Трансцендентальная рефлексия И. Канта привносит критический характер в педагогику и выражается в разработке приемлемых системных задач гражданского образования и воспитания. Идея философского просвещения приобретает новое звучание. Право человека на знание определяется как наиболее фундаментальное право человека, исторически изначально определяющее возможность актуализировать и развивать познавательные способности и моральные задатки человека.

  3. Трансцендентализм в сфере образования является реальным философским проектом университетского европейского образования. Представители немецкого трансцендентализма (Фихте, Шеллинг, Гегель) убеждены, что система философского знания способна выполнить «объединяющую функцию» во всем университете. Система трансцендентального идеализма предлагает в сфере образования качественно новую методику - выделение личностного основания человека, наделенного субъективной способностью к моральной саморефлексии и взаимопопониманию, чувством вкуса, способностью к продуктивной критике и личной ответственности. Образование понимается не просто как ин-

ститут социального и общественного конформизма, но как всеобщий принцип практического гражданского воспитания.

  1. Мировоззренческий аспект образования в неокантианской трансцендентальной философии связан с философским обоснованием приоритетных принципов и ориентиров культурного и духовного планов, с формированием целей и идеалов автономии образования. Институциализация образования в немецком обществе XIX-XX вв. закрепляется культурной и исторической традицией, а также присущими обществу механизмами метафизической и научной рефлексии. Немецкая программа образования ориентирована на основные системные принципы образования: человек как субъект познания самостоятельно учится реализовать духовную и интеллектуальную свободу, индивидуально определять основы морального самосовершенства.

  2. Проведенный философско-критический анализ европейского образования в XX веке выявил, что различные модели образования порождают разнообразные формы конкурентной борьбы. Образование в современном трансцендентализме определяется как форма коммуникативного действия, что позволяет говорить о конкурентоспособности образовательных систем. Идея права человека на знание в немецком трансцендентализме выступает не только идеалом свободного человека, а и необходимым и обязательным условием формирования прагматических основ образования гражданина, рациональных демократических и нравственных начал строительства гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется обозначенной актуальностью и новизной. Полученные в ходе исследования результаты могут представлять интерес для специалистов в области истории философии и истории философии образования. Основные результаты исследования открывают новые перспективы анализа проблематики трансцендентализма, исследования ценностных и институциональных структур европейской системы образования, философско-педагогических теорий воспитания и обучения. Историко-философское рассмотрение проблемы трансцендентализма в сфере образования имеет важное значение для прикладных исследований в гуманитарной области. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в работе методических семинаров, в исследованиях, связанных с разработкой методологических проблем европейского трансцендентализма, немецкого идеализма и неокантианства, теоретико-познавательных проблем философии образования и воспитания.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации и выводы, содержащиеся в исследовании, прошли апробацию на заседаниях кафедры философии пединститута СГУ им. Н.Г. Чернышевского, на аспирантских семинарах 2006-2011 гг. Результаты диссертационного исследования были представлены в сообщениях и докладах на следующих международных научно-теоретических конференциях и семинарах «И. Кант и актуальные проблемы гуманитарных наук» (Саратов, 2006) и «И. Кант, неокантианство и трансцендентальный идеализм» (Саратов, 2006, 2009, 2010), II Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти проф. Г.Ф.

Миронова «Наука в различных измерения» (Ульяновск, 2010), «Проблема сознания: философский и психологический аспекты» (Самара, 2011), на заседании «круглого стола» на тему: «Образовательное пространство: проблемы образования» (Саратов, 2010).

Результаты работы отражены в десяти научных публикациях общим объемом 4,2 п.л., в том числе 3 статьи опубликованы в изданиях, соответствующих перечню ведущих периодических и рецензируемых научных журналов и изданий.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этики и эстетики философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы. В заключение диссертации представлены основные итоги работы, указано ее теоретическое и практическое значение. Список использованной литературы включает 201 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертации на Трансцендентализм в сфере образования : историко-философский аспект