Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема гуманистического содержания жизни всегда'была в центре внимания Философии и литературы. Современность очень остро ставит перед личностью традиционные вопросы бытия и прежде всего в связи с теми колоссальными потрясениями, которые Еыпалн на долю человека нашей эпохи.
Социальные коллизии 20 века не могли нэ трансформировать представлений, человека о нравственности, не могли не повлиять на его мироощущение, пронизанное чувством страха, неуверенности в завтрашнем дне.
В начале века великий русский мыслитель А. Ф. Лосев подчеркивал: "Утомленные подошли мы г: U0 веку все с тем .те вековым вопросом: что есть истина? И одного уже этого достаточно, чтобы оправдать тяготение к древним Формам Философской мысли, к исследованию взглядов на истину там, где она впервые сознавалась и слышалась из глубин человеческого лука. ... к Платону тянутся наши мысли и чувства...1 Его слова имеют непосредственное отношение и ко дню сегодняшнему, когда для нас так актуальны и важны открытия, сделанные Платоном.
Философия Платона оказала сильнейшее воздействие на развитие не только последующей философской мысли, но и на формирование литературно-художественного процесса в целом. Известно, что представители р>аэных культурных традиций и эпох обращались к наследию Платона.
Среди произведений русской литературы именно в творчестве Л. Толстого нашли свое отражение идеи Платона, особенно привлекали внимание великого русского писателя этические мысли Платона, в которых Толстой нашел соответствие своим собственным воззрениям на голь любви и добра в формировании и развитии личности.
Эволюция Философских взглядов крупнейшей современной английской писательницы Айрис Мердок, оказавшей значительное влияние на развитие английского романа 20 века и определившей в известной мере литературную ситуацию в Европе, проходила в русле Философии Платона. Именно Платон оказал особое влияние на творчество Мердок; писательницу связывает с Платоном прежде
1Лосев. А.Ф. Философия.Мифология.Культура.-М.,1991.с.188
всего мысль о превосходстве идеи добра (блага) над всеми остальными понятиями сферы общественного сознания. Этические мысли Платона присутствуют в романах писательницы, в публицистических трактатах не только в качестве определенных идей, но как Философская концепция, определившая мировоззрение Мердок и ее литературные привязанности. Писательница неоднократно упоминала о своем интересе к художественным открытиям, сделанным Л. Толстым. Общность Философской направленности ряда произведений Л. Толстого и А. Мердок дает возможность для их сопоставительного анализа и выявления традиций платонизма в 19-20 вв. Подобное сопоставление, осуществленное на уровне философско-методологического исследования, позволяет более глубоко понять творчество великого русского художника и английской писательницы и тем самым выявить общие пути и принципы проникновения философского мировоззрения в ткань художественного произведения. Именно этим определяется актуальность темы диссертации.
Степень ьАдрдбіуганнгїГіти темы. Творчеству Платона, Л. Толстого и А. Мердок уделено достаточно внимания как в отечественной, так и в западной литературе.
Среди фундаментальных исследований, тематика которых сосредоточена вокруг проблем этики Платона и традиций платонизма, следует выделить работы В. Виндельбанда, В. Соловьева, В. Ф. Асыуса, А. С. Богомолова, В. Виндельбанда, А. А. Гусейного, Ю. Н. Давыдова, В. Г. Иванова, Ф. X. Кессиди, Л. Н. Когана, А. Ф.Лосева, М. Ф. Овсянникова, В. Соловьева, А. Н. Чанышева, В. Н. Шердакова, С. Я. Шейнман-Топштейн, а также Дж. Гоулда, Т. Ирвина, Р. С. Лодяа, Б. Рассела, Дж. М. Риста, К. Г. Рутенберга, А. Э. Тейлора, П. Шори и др.
Среди отечественной и западной литературы, посвяшенной исследованию этических взглядов великого русского писателя и мыслителя Л. Толстого, особо следует отметить работы Е. А. Боброва, В. Ф. Булгакова, Р. А. Дистерло, В. А. Поссе, Ф.П. Преображенского, Л. Шеегова, В. Е. Барыкина, Е. П. Барышникова, А. М. Буланова, Г. Я. Галагана, Г. Н. Ишука, Е. Н. Куприяновой, Г. Б. Курляндской, К. Н. Ломунова, А. С. Полтавцева, а также Дж. Бейли, Г. М. Герри, Р. Кристиана, А. В. Ноулеза.
Творчество А. Мердок породило обширную критическую литературу, самую разнообразную по аспектам анализа ее произведений. Среди авторов, дающих наиболее четкое представление о предмете нашего исследования, можно выделить имена: Г. В. Аникина, Е. Гениевой, В. Б. Ивашевой, И. Левидовой, Н. И. Лозовской, Н. П. Михальской, В. Схороденко, Д. Урнова, М. Урнова. а также Т. К. Андерсона, А. Байатт, Ф. Балданза, П. Вольфа, Е. Диппл, Д. Джонсон, А. Каллей, П. Кснради, В. Холла.
Все эти авторы достаточно подробно исследуют различные аспекты этики Платона, обращают внимание на значение этики ' Платона для развития как Философской, так и художественной мысли, исследуют этическую направленность творчества Л. Толстого, и А. Мердок. Однако, следует отметить, что до сих пор не уделено достаточного внимания изучению традиций платонизма в английской и русской литературе, в частности в произведениях Л. Толстого и А. Мердок, не рассмотрена проблема влияния русской классики на творчество А. Мердок, что непосредственно связано с интересом писательницы к философским концепциям Платона. Без детального рассмотрения обозначенной темы ускользает идейно-смысловая направленность некоторых произведений Мердок, обедняется наше представление о философских традициях в творчестве Л. Толстого, теряется целостность восприятия такой важной проблемы, как непреходящее значение традиций платонизма для развития Философской и художественной мысли в мировой культуре.
Цель диссертации заключается в том, чтобы:
проследить влияние этических идей Платона (в частности, идеи добра как доминирующей в системе моральных ценностей Платона) на творчество английской писательницы, профессионального Философа Айрис Мердок;
показать, как философские интересы писательницы определяют не только тематику и нравственно-философскую основу ее произведений, но и являются важным фактором в. обращении Мердок к традициям русской классики, в частности, к творчеству Л. Н.Толстого;
исследовать, как этические идеи Платона трансформировались в системе философских и художественных ценностей Л. Толстого. При этом выделяются следующие задачи исследования:
формулирование основных.положений этической системы Платона;
исследование причин эволюции Философских взглядов А. Мердок и анализ некоторых произведений писательницы 60-х~70~х годов в контексте пристального внимания А. Мердок к этическим идеям Платона и творчеству Л. Толстого;
выявление в произведениях Л. Толстого 70-х-ЗО-х годов "отголосков" философии Платона;.
сопоставительный анализ некоторых произведений А. Мердок и Л. Толстого в ракурсе сформулированной темы.
Предметом исследования служат : этическое учение Платона, выраженное в диалогах как.раннего, так и позднего периода; некоторые художественные произведения Л. Толстого 70-Х-90-Х годов 19 века, публицистические статьи, дневники и письма; романы А. Мердок, философские статьи, письма, интервью писательницы.
Научная новизна исследования определяется тем, что в работе
раскрывается взаимодействие философии и литературы, выявляется диалектика понятийно-концептуального и образного на примере творчества Л. Толстого и А. Мердок;
выявляются инвариантные черты в философских основаниях произведений великого русского мыслителя и английской писательницы-философа: а) дихотомия духовно-идеального и предметно-материального, 6) приоритет этического перед эстетическим, в) поиск божественного как высшего принципа бытия и регулятива нравственной жизни человека;
прослеживается механизм преемствености этических идей Платона в творчестве Я. Толстого и А. Мердок.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее
отдельные положения и выводы могут использоваться для подготовки лекционных курсов литературного и Философско-эстетического характера, а также для разработки специальны?; курсов пс истории Философии, этике, теории .и истории мировой культуры, русской литературе.
Апробация научных результатов. Результаты научного исследования использовались диссертантом в разработке курсов лекций по истории зарубежной и русской литературы для студентов Московского педагогического государственного университета с 1987-1992 г., в докладе на "Пуришевских
чтениях" в 19S8 году и в публикациях диссертанта:
"Айрис Мердок и русская классика".- Научные труды-МПГУ -серия Социально-исторические науки, 1994. Часть 2, с. 42-55.
"Философский роман Айрис Мердок". М,. 1994 г. Рук. деп. в ИНИОН РАН, * 49644 ст 5.10. 1394.