Введение к работе
Актуальность темы: В условиях глобализации сохранение духовной культуры общества становится необходимым элементом национальной идентичности, формирования исторического сознания людей. Поэтому изучение ее истоков и исторического развития является весьма актуальным, поскольку она позволяет определить пути формирования и развития духовной культуры, выявить специфику и параметров культуры, с учетом исторических процессов.
Среди комплекса знаний суфизм, как мистико-философское учение занимало особое место в духовном арсенале средневековья. Знаменательным является тот факт, что мистико-философское учение имеет место не только во всех мировых религиях, но и в различных других верованиях на определенном уровне развития познании. Можно указать на воззрение таких видных представителей суфизма, как Хаджа Абдуллаха Ансари, Абухамида Газали и Мухиддина Ибн Араби, которые своим творчеством заложили основу в области исламского просвещения и мистического учения.
Необходимо отметить, что изучение теории мистического познания, а также определение места и роли представителей суфизма в развитии этой теории является важным моментом в истории духовной культуры.
Сравнительное учений указанных представителей суфизма о познании содействует адекватному пониманию эволюции суфизма и определению его места среди других духовных течений X-XII века, и в конечном счете, заслугу его представителей в развитии философской мысли и религиозно – мистического учения.
Актуальность настоящего исследования объясняется еще тем, что сопоставительный анализ учения представителей суфизма, в частности воззрения Абдуллаха Ансари, Абу Хамида Газали и Ибн ал-Араби показывает, что они внесли большой вклад в развитии и углублении теории мистико-философского учения, образовании отдельных школ мистического характера. Поэтому рассмотрение их творчества содействует восстановлению картины эволюции суфизма в X-XII веках.
Степень разработанности проблемы: Изучением идей трех упомянутых представителей суфизма, которые жили и творили в разное время в условиях средневековья и относились к разным суфийским школам, занимались многие иранские, центральноазиатские и западные исследователи. Указанной проблемой занимались многие ученые и исследователи арабского Востока, Центральной Азии, Ирана и различных стран Запада и т. д. Определенная часть из них занимались мистико-философскими концепциями Абдуллаха Ансари, Абухамида Газали и Ибн Араби, рассматривали основные положения их учения, старались вникать в суть рассматриваемых ими проблем и по-разному определяли их влияние на общий ход развития мистико-философского учения на Востоке.
Сочинения по суфизму Абдуллаха Ансари, Абухамида Газали и Ибна Араби переведены на английский, немецкий, французский и русский языках. В этих странах также исследованы различные аспекты мистического учения указанных нами суфиев. В Таджикистане исследованы суфийская концепция и нравственное учение Абдуллаха Ансари К. Олимовым, учение Абухамида Газали М.Диноршоевым, А.Шамоловым, З.Диноршоевой, а учением Ибн Араби Я.Одинаевым, и российскими исследователями А.В.Смирновым, А. Кнышом. Кроме того, ряд исследователей при рассмотрении концепции суфизма вообще, в своих исследованиях указали на вклад вышеназванных суфиев на формирование и развитие мистико-философского учения. В частности, можно указать на работы А.Мухаммадходжаева, Х.Зиёева и др.
В Иране этому вопросу посвящены исследования Ахмада Рашиддудина Майбади, Султан Хусайн Табанде Гунабади, Али Шейх Ислами, Гулямхусейн Ибрагим Динани, Джалалуддин Хумаи, Зайнуддин Каянинеджат, Мухсин Джахангири, Джалалуддин Оштияни и др. В Афганистане, странах арабского Востока и в Европе также исследованы отдельные аспекты учения этих мыслителей–суфиев. Так, например, можно указать на работу афганского ученого Абулхая Хабиби, арабских ученых Абдулгафура, Усмана Яхя, Сулеймана Дуня, и западных ученых Хенри Лоуста, Уильяма Читика и др.
Цель и задачи исследования:
Основной целью нашего исследования является сопоставительный анализ учения трех видных представителей суфизма и прослеживание развития идей мистико–философского учения в условиях средневековья (X-XIIвв.). Исходя из этого, автором поставлены следующие задачи:
- анализировать общий ход развития суфизма и становления его идей на примере творчество трех указанных представителей суфизма;
- характеризовать поступательное развитие познавательной концепции мистико–философского учения на примере их творчества;
- раскрыть на основе анализа творчества указанных суфиев функции теоретического разума и мистического откровения (кашф), вкушения (завк), свидетельствования (шухуд) в процессе познания;
- определить соотношение религиозного (откровение–вахй, вдохновение–илхом, нисхождние–танзил и.т.д.) и мистического откровения–(кашф), вкушения–завк, свидетельствования–шухуд, озарение–ишрак и т.д.).
Научная новизна работы:
- впервые осуществлен сопоставительный анализ познавательной концепции трех крупных представителей различных школ исламского мистицизма;
- выявлены на основе нынешнего общетеоретического уровня теории познания общие и отличительные черты учения рассматриваемых нами суфиев;
- определена динамика развитие идеи суфизма на примере анализа воззрений трех указанных суфиев;
- обозначены основные положения интуитивного познания и роль любви в постижении Истинного Реального.
Методологической основой диссертации являются исторический и диалектический подходы к историко-философскому исследованию. Автор диссертации стремился к соблюдению принципа единства логического и исторического. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные исследования по суфизму, труды известных иранских, таджикских и зарубежных ученых по истории философии и мистико-философскому учению.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Проблемы, относящиеся к связи физического и метафизического мира в познавательной концепции суфизма рассматриваются как духовное восхождение по иерархии бытия;
2. Выявлена роль разума при познании абстрактного и возрастание роли интуитивного познания при постижении сущности Бога в учениях всех трех рассматриваемых нами мыслителей;
3. Раскрыто, что важную роль в учении рассматриваемых суфиев играет очищение сердца от «желто–зеленого покрытия» (мирских привязанностей, страсти и других отрицательных качеств) и полировании его до зеркального блеска для адекватного отражения метафизического мира вплоть до сущности Бога;
4. Определены инструменты мистического познания - озарение (ишрак), свидетельствование (шухуд), вкушение (завк), откровение (кашф), созерцание (муракаба), непосредственное видение глазами сердца (муайана) в учениях рассматриваемых нами мыслителей.
5. Выявлено, что мистическая любовь в учении трех великих суфиев, является не только призмой, ведущей к познанию абсолютной реальности, но и считается светилом указывающим путь для путника. Она, как думают, эти суфии освобождает путника от оков мира и направляет к долине счастья.
Источники исследования. Основными источниками диссертации является литературные и мистико-философские произведения Абдуллаха Ансари, сочинении Абухамида Газали, произведения Ибн ал-Араби и ряда других источников, непосредственно касающиеся рассматриваемой нами теме.
Научно практическая значимость работы.
Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов Ирана и Таджикистана, чтении спецкурсов по истории философии, религиоведению и культурологи. Собраный материал и проанализированные, в диссертации вопросы теории познания могут служить важной, предпосылкой для дальнейшего и более углубленного изучения учений мистико–философского характера и исламского просвещения. По теме диссертации уже сделаны несколько докладов в научных семинарах и конференциях в Иране, которые получили положительные отзывы среди профессорско–преподавательского состава и студентов.
Структура работы: