Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория познания Теодора В. Адорно Телегин, Владимир Никитич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Телегин, Владимир Никитич. Теория познания Теодора В. Адорно : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 1994.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. . Принадлежность Теодора В.Адорно /1903-1969/, теоретико-познавательная концепция которого в качестве темы исследования вынесена в название этой работы, к числу едва ли не самых репрезентативных фигур в истории социально-философской мысли XX в. не вызывает сомнений. Полувековая деятельность немецкого философ - одного из наиболее глубоких, тонких, а вместе с тем и наиболее "загадочных" мыслителей современности, - направленная на уйснение причин дегуманизации культуры, деперсонализации личности, тотальной "инструменталнзации разума", неизменно находившаяся в поле зрения западной интеллектуальной элиты и получившая исключительно высокие оценки многих выдающихся ее представителей, продолжает оставаться неадекватно воспринятой и оцененой в нашей стране.

Вплоть до самого последнего времени в литературе об Адор-но сохранялся и поддерживался вполне расхожий стереотип 70-х гг., согласно которому все богатство и необыкновенная гибкость адорновской диалектической мысли редуцировались к "депрессивно-психологической" и к "реакционно-идеологической" функциям "негативной диалектики", а социальный смысл его радикально "антисистематического" стиля и метода философствования - к "крикливой критике тоталитаризма" и к бунту против "фетишизации идеологических феноменов, отчужденного овеществления и манипуляции общественным сознанием" .

Преодоление такого рода стереотипов и идеологических клише недавнего прошлого, на основе адекватной предмету исследования реконструкции воззрений франкфуртского мыслителя, составляет одну из актуальных задач историко-философской науки наших дней.

Касаясь вопроса о личности Адорно, прочно стоящей в сознании его западных читателей во многих странах мира в ряду гениальных фигур XX столетия, сошлемся прежде всего на работы

' Социальная философия Франкфуртской школы. /Критич. очерки/. - М.гМнсль; Прага:Свобода, 1978- С.89.

его учеников Г.Кнаппа и Дк.Роуэ, запечатлевших интеллектуальный и духовный облик философа во всей его сложности, противоречивости и драматизме, не исключающих, однако, и признаков человеческой теплоты и привлекательности.

Весьма вескими основаниями в пользу отнесения Адорно к числу не только выдающихся современных мыслителей, но и крупных политических деятелей нового типа, являются глубокое осознание им исторической актуальности "этики ненасилия" и постоянный интерес к проблемам педагогики. Характеризуя Адорно как одного из крупнейших теоретиков'"Франкфуртской философско-социологической шнолы',' следует обратить внимание и на то об-. стоятельство, что в своей деятельности, сконцентрированной на разработке содержательных аспектов "критической теории общества", он никогда не ограничивался рамками сугубо академического философствования. Своими лекциями, выступлениями в печати и на радио, организацией философских и социологических конгрессов, а также участием в многочисленных семинарах и коллоквиумах по литературной и музыкально-эстетической проблематике, Адорно способствовал денацификации и демократизации Западной Германии, возрождениюии укреплению таких фундаментальных человеческих ценностей, как свобода, истина, индивидуальность.

Постоянной концентрацией внимания на исследовании причин к истоков "культурного варварства" франкфуртский философ отчетливо продемонстрировал свое стремление к углублению и развитию традиций европейской филосо|)ско-социологической и эстетической мііели как критики в ее исконном, восходящем к античности, понимании. Вопреки широко распространенному мнению о крайнем иррационализме и нигилизме Адорно - обстоятельство, которое так?.е следует отметить специально, - в число своих непосредственных преясествекникев. помимо Канта, Гегеля и Маркса, он вклйчаег и многих других задающихся философов прошлого. Подвергнув кр-лтичесяоГ; реЬлексии центральную интенцию за-

Knspp G. Theoacr И. Adorno. - Berlin? Colloquium Уєг- lag,1SS0; Kose G. The Melancholy SJdence. An Introduction to the Thoimht of Theodor W. Atlorno. - London: Macmillsn Press, 197B.

падно-европейского просвещения, Адорно солидаризуется с ним, заявляя о себе как о прямом наследнике просветительского духа, как о "неопрооветителе".

В своей ориентации на разработку антропологической проблематики, франкфуртский философ самым внимательным образом исследует гуманистические возможности искусства, наделяя его широкими полномочиями как в вопросах диалектического познания природы, так и в сфере человеческого самопознания. Испытывая глубокое недоверие к институциализированной, огосударствленной науке, несущеЛ "полицейско"-методологическую функцию, Адорно отмечает связь между такой "коррумпированной" науко.'! и широким распространением конформизма, авторитаризма и бездуховности.

Следует отметить, что в своем понимании и оценке места И роли науки как формально-инструментальной рациональности . франкьуртский филосор оказывается в несомненной близости к экзистенциализму, персонализму, философской герменевтике и другим антисциентистским течениям -ЬилосоЬской мысли, представители которых также обращали свои взоры к искусству в надежде на его невостребованные еще до сих пор гуманистические возможности перед лицом отчетливо обозначившегося кризиса идеи Научности.

Подход Адорно к духовное культуре как к тотально "онаученной", герметически замкнутой с вере - сЪере всеобщности и необходимости власти меновых отношений, в которой человек оказывается не более чем функцией этих отношений, приближает немецкого |>илосора к осознанию важности установления дистанции между человеком и окаменевшей в своей одномерности культурой. При этом важно отметить, что объектом адорновской критической реЬлексии выетугиет не только "индустрия культуры", сплошь н рядом оказывающаяся инструментом манипуляции человеческим сознанием и поведением, но и насаждаемая различными государственными и общественными комитетами "академическая" культура.

Стремление пробудить человека к зрелости, составляющее центральную интенцию адорнояского социального критицизма, оказывается, как мы шутим, яадаче.'? вполне просветительской, пред-полагпю'це';;, однако, не только и не просто абстрактную крити-

ку "формальной рациональности", но тотальность критической рефлексии, имманентную критику субъект-объектного отношения, что весьма красноречиво свидетельствует, в свою очередь, о глубоком осознании Адорно важности гносеологических исследований, являющихся необходимым условием эмансипации человека от власти формально-рационалистического ослепления. Таким образом, ориентация франкфуртского философа на гуманизации сферы познания, составляющая "жизненный нерв" его философии, указывает на бесспорную актуальность' темы исследования.

В отечественной литературе;, опубликованной в последнее Еремя, в работах, посвященных исследованию проблематики социального и исторического познания, начинает все глубже и глубже осознаваться мысль о важности учета взаимодействия когнитивных и ценностно-эмогивных начал в познавательном процессе, значения в нем логико-вербальных форм выражения, заметно снижающих степень абстрактности субъекта '. Ставшая сегодня уже очевидной несостоягельность традиционной методологии в анализе социальных процессов, к осознанию которой вплотную приблизилась отечественная философская мысль, нашла свое отчетливое выражение в трудах Адорно, Хоркхаймера и других представителей "критической теории общества" уже в конце 20-х - в ЭО-е годы, го обстоятельство также свидетельствует о важности рассмотрения проблемы познания в контексте адорновской социально-критической философии.

Следует обратить, внимание, говоря об актуальности осуществляемого в диссертации исследования, и на такое обстоятельство: теоретико-познавательная концепция Адорно имеет "мета-теоретический" характер. В ней критически "дешифруются", причем' не с заранее принятых "априорно-идеологических" позиций, а из собственных принципов и имманентной им логики, многие из популярных и влиятельных ныне учений современных философов И--

11 Указывая на это обстоятельство Л.А.Микешина, в частности, пишет: "Методология науки, оперирующая внеисторическим, вне социальным субъектом и приписывапсря ему свойства совершенного по сбои?.! характеристикам познающего "устройства", отражает по суцесгЕу идеалы и норматизн классической науки, предполагавшее рлкминаци» субъективного как условия получения объективно истинного знания. Сегодня существенно изменились как само понимание субъективного, гак и понимание роли субъекта

социологов Запада. К числу таких учений относятся учения С. Кьеркегора, Э.Гуссерля, Э.Дюркгейма, М.Вебера,'М.Хайдеггера, К.Маннгейма,'К.Поппера, 0.Шпенглера, П.Тиллиха и др.

Степень разработанности темы. В отечественной литературе философские воззрения Адорно уже подвергались рассмотрению. В. монографиях, статьях и в диссертационных исследованиях В.Г. Арсланова, Э.Ю.Баталова, Б.Н.Бессонова, П.С.Гуревича, Ю.Н.Давыдова, А.В.Михайлова, И.С.Нарского,С.И.Обидной, Т.И.Ойзерма-на, В.А.Погосяна, В.А.Полороги, А.М.Руткевича? Э.Ю.Соловьева, И.П.Фарман и др. взгляды немецкого философ, анализировались преимущественно в общем контексте учения Франк .іуртско й школы. В этих исследованиях, опубликованных в 70-е - 80-е гг., содержится немало ценного рактического материала; в них можно встретить нередко и содержательные формулировки отдельных теоретически значимых положений адорновской <рилосоЬии, его социоло-' , гической и эстетической концепций, однако, целостного анализа, основанного на адекватной реконструкции теоретико-познавательной концепции Адорно, они не содержат. Осуществленные в эпоху "бескомпромиссной борьбы идеологий", ориентированные в значительной'своей части на демонстрации "теоретической ограниченности" или идейной несостоятельности взглядов "классовых противников", эти исследования несут на себе тяжелый груз "гиперкритики", искажают, а порой и радьсирицируют основной смысл адорновского учения. .

В западной, в первую очередь в немецкоязычной литература философия Адорно всегда вызывала огромный резонанс, но и здесь анализ его теоретических конструкций далеко не всегда оказывался релевантным их содержали» и интенции. В огромном, практически необозримом потоке рецензий, сопровождавших выход адор-новских сочинений, в полемических контратаках оппонентов, подвергшихся его критике, а впоследствии в исследовательской литературе 60-х - 60-х гг., в выступлениях на симпозиумах и конференциях, с завидной регулярность» проводимых европейски-

в научном познании. В современной науке активность социально-исторического субъекта познания, опирающегося на объективные законы, становится решающим иактором и главным условием получения объективно истинного знания" - См.: Микешина Л.А. Цен-ностние предпосылки в структуре научного познания. - М,:Прометей, 1ЭЭ0. - С. 7.

ми университетами в последние годы, со всей отчетливостью про:-явился плюрализм как научных, так и идеологических пристрастий исследователей адорновской философии.

Среди работ западных авторов, оказавшихся наиболее полезными при уточнении некоторых, особенно "загадочных" момен<-тов адорновской "негативной апоретики", следует выделить труда Л.дювера, X. Дубиля, К.Гкйера, Ф.Гренца, Г.Кнаппа, Г.Нюблв-ра, В.Рефуса, У.Рихтера, Дк.Роуз, К.Зауэрланда, М.Ценка и др.

Основными источниками при реконструкции теоретико-познавательной концепции Адорно, а также М.Хоркхаймера, соединивших свои усилия в 40-е и 50- е гг. на разработке "совместной филооофий субъективного опыта", послужили их оригинальные сочинения, в значительной своей части еще не анализировавшиеся в нашей литературе.

Целью диссертационного исследования является реконструк
ция и анализ теоретико-познавательной концепции Т. Адорно.
Сформулированная таким образом цель, обусловила решение' неко
торых частных задач. К ним относятся: .

  1. &явление истоков теоретико-познавательной концепции Адорно посредством обращения к кругу идей, в котором формировалось его мышление.

  2. Установление важнейших теоретических источников, на которые опирался немецкий философ в период разработки своей концепции познания.

  3. Анализ ранних трудов Адорно, содержащих "программу" его гносеологических исследований.

  4. Рассмотрение концепции "критического материализма" М.Хоркхаймера и места в ней философско-историчвскоЯ проблематики.

  5. Анализ концепции "миЬо-рациональности" в хоркхайме-ровско-адорновской ".Диалектике просвещения" и других их работах 40-х гг.

  6. Раскрытие диалектики философии и искусства в учении . Адорно.

  7. Анализ основных понятия адорновской философии и рас-; крлтие их теоретического содержания.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектические принципы развития, конкретно-исто-

рического подхода, комплексности, единства теории и практики. В качестве общенаучных методов широко использовались: анализ, синтез, обобщение и сравнение.

Результаты осуществленного исследования содержат следующие элементы научной новизни:

выявлены суїдностнне характеристики теоретико-познавательной концепции Адорно, ее гуманистическая направленность.

установлены теоретические источники и основные социокультурные факторы, определившие исходный пункт адорновского мышления - его негативный опыт.

на основе сравнения философских воззрений Адорно со взглядами М.Хоркхаймера в диссертации раскрыто теоретическое содержание "философии субъективного опыта", развитой немецкими философами в годы их американской эмиграции.

в диссертации установлено, что позиция, занимаемая Адорно и Хоркхаймером в "Диалектике просвещения" и других их работах, не может характеризоваться как "иррационалистическая", а является "неопросветительскоа".

автором показано также, что методологическую основу" "постисторической" концепции истории, развитой в работах Адорно и Хоркхаймера, составляют идеи "логики распада" и "философии истории", к которым немецкие философы пришли в 20-е - 30-е годы.

на основе рассмотрения художественно-эстетической проблематики в работах Адорно выявлена гносеологическая функция произведения искусства; показана неразрывная связь философской и эстетической сфер и невозможность их автономного существования.

выявлено теоретическое содержание основных понятий адорновской философии: субъекта и объекта, мимесиса и рациональности, тождества формального к эстетического, нетождественности и нетождественного.

раскрыт теоретический смысл адорновского "коперникан-ского переворота" как пути к содержательному познанию.

детально проанализирована "негативная методология" Адорно, используемая им в критике общества и культуры, вскрыта ее сунность.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В диссертации реконструирована и детально проанализирована теоретико-познавательная концепция Теодора В.Адорно, видного немецкого философа культуры и социального мыслителя, влияние которой остаегся заметным вплоть до самого последнего времени. Полученные в ходе осуществленного исследования результаты могут найти применение как в педагогической практике, так и в проведении дальнейших исследований в самых разных областях философского знания: в теории познания, эстетике, &тике, социальной филосории и истории философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в выступлениях на научных конференциях. Материалы исследования широко использовались в лекционных курсах, прочитанных диссертантом студентам, аспирантам и соискателям Тюменского государственного университета. Содержательные аспекты философских учений Адорно, Хоркхаймера и других представителей Франкфуртской школы обсуждались на семинарских занятиях со студентами Московского и Тюменского университетов. Центральные положения диссертации нашли свое отражение в докладах, с которыми автор выступал в аспирантском объединении каредры истории зарубежной философии философского факультета МГУ в 1985 г., в лаборатории "постклассических исследований в филосории" Института Философии АН СССР в 1990 г. и на докторантском семинаре в ИШЖ при МГУ в 1993 г.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в шести публикациях.

Структура и объем работы, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Содержание диссертаций изложено на 195 страницах машинописного текста. Список литературы охватывает 211 наименований, из них НО - на немец-. ком и английском языках.

Похожие диссертации на Теория познания Теодора В. Адорно