Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурная психоаналитическая антропология (историко-философский анализ) Кельнер, Майор Самуилович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кельнер, Майор Самуилович. Социокультурная психоаналитическая антропология (историко-философский анализ) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03.- Москва, 1993.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. В диссертации предпринято историко-философское исследование социокультурного фрейдизма, одного из новейших течений западной философии и психологии XX столетия. При этом акцент сделан на рассмотрения слабоизученных и малопредставленных в отечественной научной литературе постфрейдистских конце: ций человека, в которых делаются попытки приложения идей психоанализа к ряду социокультурных феноменов.

Проблематика человека и культуры, включаючая в себя многообразные вопросы, касающиеся выявления сущности к суще-ствования человеческого бытия, биологических и социальных детерминант, природных задатков и культурных ценностей жизни, сознательного и бессознательного, отчуждения и свободы,всегда находилась в центре внимания мыслителей прошлого. Она является актуальной я в настоящее вреуя, ибо ответы на извечные вопросы задают ориентиры жизнедеятельности людей в современном мире. По сути дела, проблематика человека оказывается той точкой пересечения' естественнонаучных и философских размышлений о бытийственности человеческого существа, в которой замысловато переплетаются между собой история и современность, прошлое и будущее, личностно-индивидуальное и общечеловеческое. Именно в этом прежде всего и состоит актуальность предпринятого в диссертации исследования.

Среди представителей западной философия, внесших немало ценного в разработку этой проблематики, можно выделить тех, кто утверждает высокие общегуманистические идеалы и ценности, кто подвергает глубокой и меткой критике разрушительный для человека, отчужденный характер современной цивилизации, кто выступает за социальное и психобиологнческое освобождение человека от оков тирании. Социокультурный психоанализ следует как раз относить к тем течениям философии на Западе, представители которых выступают с принципиальных гуманистических позиций, ищут в обращении к марксизму теоретические предпосылки и средства для самовыражения, стремятся использовать учение Фрейда для объяснения ряда политических и исторических процессов, происходящих в мире. Изучение этого

- 2 -течения, выявление его мировоззренческих, социокультурных ориентации способствует не только глубокому пониманию духовной атмосферы на Западе, но и является способом углубления творческого диалога с зарубежными учеными в разработке философских проблем психоанализа.

Актуальность избранной темы диссертации определяется еще я тем обстоятельством, что выдвигаемые теоретиками социокультурного психоанализа мировоззренческие принципы и установки затрагивают философскую, социально-критическую проблематику отчуждения, оказавшуюся в центре идейных дискуссий на современном этапе. Они обратили внимание на то, что истоки отчуждения следует искать в существующих в обществе мощных пластах с сийных, бессознательных процессов, в интимных психобиологических структурах межчеловеческого общения.

В фокусе психоаналитической социокультурной антропологии оказалась проблема, которой длительное время не уделялось должного внимания в отечественной философии, психологии, медицине, проблема соотношения социального и биологического в потребностях и влечениях человека. Между тем именно эта проблема непосредственно связана с задачей Глубокого изучения человеческого фактора, с настотельной необходимостью познания человека как целостного феномена, в единстве его социальных ипсихОбиологичвских структур.

Теоретики этого течения высветили и другую не менее важную проблему, вокруг которой в течение многих лет идет острая дискуссия, проблему отношения к теории, философии и методологии психоанализа. Как следует философам и ученым-естествоиспытателям относиться к учению Фрейда? Известно, что в нашей стране на протяжении многих лет имя творца психоанализа было окружено ореолом мифов, произвольных оценок, досужих домыслов. Если в первые послереволюционные годы происходил буквально фрейдовский ренессанс, были переведены на русский язык и изданы многие работы основателя психоанализа, раздавались смелые призывы реформировать философию, психологию, медицину, педагогику на базе учения Фрейда, то уже в конце 20-х, начале 30-х гг. о психоанализе стали писать таким образом, чао его надо самым решительным образом выжигать каленым железом. Официальная сталинская пропаганда не жалела усилий для насаждения мифа о "лженаучности'', "буржуазной реак-

- З -ционности" фрейдизма.

Сейчас, в обстанооке гласности, коренной ломки идейных стереотипов, наступило время реабилитировать фрейдизм, дать исторически правдивую оценку этому учению, лишенную субъективизма и тенденциозности. Такой подход к учению Фрейда позволил бы в свою очередь по-новому подойти к изучению человека, дополнить отечественные исследования теми научными данными о человеческой психологии, которые содержит психоанализ на Западе.

Несмотря на бесконечные попытки, предпринятые в разное время многими учеными и философами по осмыслению сущности и существования человека с целью создания концепции, исчерпывающим образом объясняющей мотивы его поведения, взаимоотношения с другими людьми и смысла жмени, проблематика человека, глубин его психики, сознательного и бессознательного, по-прежнему остается открытой для постижения тайны человеческого бытия.. История философии является наглядным тому подтверждением, ибо свидетельствует о наличии разнообразных антропологических концепций, в том числе и психоаналитических, по своей мировоззренческой значимости занимающих далеко не последнее место в структуре естественнонаучного и философского знания.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению состояния современной западной философии и социологии, недостаточное внимание до сих пор уделялось анализу психоаналитической антропологии, ее проблематике, специфике и зволюции.

Имеется ряд работ отечественных авторов, в которых представлен глубокий историко-философский анализ психоаналитических идей фрейдизма, его концепций человека, общества, культуры (Ю.Н.Давыдов, А.М.Наримский, И.С.Кон, В.Ы.Дейбин.И.А.Пс пова, А.М.Руткевич, С.А.Эфиров, Ы.Г.Яроиевский), важные результаты достигнуты в области изучения проблемы бессознательного (Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Ф.В.Басейн и др.). Можно отметить исследования, в которых содержится комплексный историко-философский анализ фрейдизма, позволяющий выявить и обстоятельно раскрыть философское содержание учения Фрейда и его последующих модификаций (В.М.Лейбин). Проведено теоретико-методологическое изучение философских и религиоведческих кон-

_ 4 -цепций Фрейда, Юнга, Фромма (М.А.Попова). Важный вклад в изучение дальнейшей эволЬции фрейдовских тем вносят работы А.М.Каримского, А.М.Рьгкевича, Н.Г.Поповой. Однако обобщающего труда, раскрывайте о в полном объеме существо основных Идей социокультурной їсихоаналитичоской антропологии, особенно ее леворадикальны: вариантов, пока в нашей литературе нет.

Прежде всего по; лежит более глубокому исследованию вопрос о специфике мировоззренческих ориентиров основателя гси-хоаналива, в оценке которых необходим всесторонний, системный подход, учитывающий все многообразие сформулированных им идей. Невыясненными до сих пор остаются целый ряд моментов эволюции воззрений Фрейда. Например, вопрос о месте в идейном развитии венскс о псиїсиатра работ, созданных им в 1930-х годах.

Недостаточно полно изучены и проанализированы в научной литературе различные модификации левофреидиотской антропологии, которая получила интенсивное развитие в рамках Франкфуртской иколы социальных исследований (Г.Маркузе, Э.Фромм,Ю.Ха-бермас и др.). В работах посвященных анализу основных фило-софско-социологических концепций Франкфуртской школы особое внимание уделялось выявлению ее связей с фрейдизмом и различными формами леворадикального движения в западных странах.При этом в качестве главных объектов исследования выступали психоаналитические идеи двух крупнейших "модификаторов" фрейдовского учения Г.Маркузе и Э.Фромма (Е.Н.Давыдов, Добрень-ков В.И.). В отечественной историко-философской науке сложилось так, что в гораздо большей степени изучены психоаналитические концепции Фромма, его попытки "синтеза" марксизма и фрейдизма. Что же касается маркузеанских интерпретаций фрейдовских тем, то они исследованы еще не в полной мере и требуют дальнейшего анализа. Настоящая диссертация имеет цель в определенной степени восполнить этот пробел.

Шагом вперед в изучении данного вопроса является раздел монографии А.Г.Мельвиля, К.Э.Разлогова "Контркультура и "новый консерватизм", в котором более полно, чем в других работах, воспроизводится и анализируется психоаналитическая концепция Маркузе. Но и в этой работе ряд важных ее моментов остались на достаточно освещенными. Например, полемика Маркуэе с представителями иных постфрейдистских ориентации, эволюция его психоаналитических воззрений.

Требует основательного изучения концепция приложения идей психоанализа к проблемам культуры одного из духовных вождей фрейдо-марксиэма В.Раиха. Эта концепция приобрела в конце 60-х, начале 70-х гг. особую популярность на Западе,' когда во многих странах мира на волне студенческого протеста Райх становится своего рода пророком "политически не ангажированных" левых. Его учение привлекло к себе внимание ряда исследователей (В.Юейбин, С.А.&йІров). Однако целый ряд важных идей и парадигм этого учения до сих пор остаются малоисследованными.

Немалый вклад в изучение идей психоанализа и проблем его эволюции внесли зарубежные ученые. Здесь прежде всего следует отметить труды американского философа Г.Уэллса, в которых учение Фрейда сопоставляется с учением Павлова, прослеживается эволюция психоаналитических идей, вскрываются причины их влияния и распространения о обществе. Уэллс подвергает критике так Называемый реформированный психоанализ (К.Хорни.Э.Фромы), шявляет ряд его теоретических и методологических просчетов. Однако проблему реформированного психоанализа американский философ рассматривает главным образом на примере учения Фромма, что бесспорно ссужает рамки его исследовании. Реформированный психоанализ с его подчеркиванием рови социокультурного фактора - это не только Фромм, но и Маркузе, Райх, Лакан и другие "модификаторы" н теоретики фрейдизма.

Весьма ценными являются проведенные рядом французских ученых исследования (К.Б.Елеман, П.Брюно, Д.Сэв), в которых рассматривается вопрос об отношении к теории, идеологии и практике психоанализа, анализируется сложная эволюция, которую претерпел он за свое более чем полувековое существовани' Психоанализ в этих исследованиях рассматривается на только как метод изучения бессознательного, структуры душевной деятельности человека, но и как своеобразный способ понимания явлений общества, истории, культуры, мифологии, языка. Французский теоретик психоанализа Б.Мюльдворф поднима«т вопрос о принципиально конструктивном подходе к оценке психоаналитических идей, интерпретирует бессознательные влечения, доступ к которым дает психоанализ, как своеобразную психическую реальность. Он подчеркивает, что психоанализ исследует про-

- б -

цесс очеловечивания сексуальности, связанный с активным присутствием другого лица .

Среди работ последнего времени, опубликованных на Западе, следует шделить те исследования, в которых поднимаются важные вопросы о необходимости изучения историко-философских проблем социокультурного психоанализа, обращается внимание на разработку проблем психоаналитического видения человека и культуры . Работы отечественных и зарубежных исследователей выдвигает целую серию сложных историко-философских проблем в области изучения социокультурной трансформации психоанализа. В каком направлении происходила эволюция психоаналитических идей от Фрейда к Маркузе? Как формировались идеи и подходы, посредством которых строились представления о прикладном психоанализе? Каковы те основные пути, которые привели постфрейдистских теоретиков к реформированному социокультурному психоанализу?

Цели и задачи диссертационного исследования. Диссертант поставил перед собой следующие задачи: I) дать историко-философский анализ мировоззренческим принципам и установкам психоаналитического учения Фрейда и его различным социокультурным модификациям; 2) выявить философскую и социологическую проблематику, связанную с психоаналитическими концепциями человека и культуры, и в связи с этим раскрыть слабые и сильные стороны психоанализа; 3) на основе историко-философского материала выявить и проанализировать специфику и эволюцию мировоззрения Фрейда, существующие вокруг него стереотипы в оценках; 4) показать особенности социокультурной психоаналитической антропологии и раскрыть идейные связи этого течения с контркультурой, получишей распространение в западной культуре 60-х годов XX столетия; 5) на англо- и франкоязычном материале показать истоки и направленность фрейдо-ыарксизма как одной из разновидностей социокультурного психоанализа;

1 См.: Muldwrf В. Freud. - Paris, 1987- - Р.286.

*" См.: Lichtman Е. Tho Production of Desire. The Integration of Psychoanalysis into Marxist Theory. -Hew Tork, London,19b2. Turkle Ch.Psychoanalytic Politics.Freufs French Rewolutlon.-IT.T. ,1980.Schneldermaa S.Jacques Lacan.The Death of an Intellectual Hero.-Harward Urd srsity Press,London, 198%

- 7 -б) исследовать социально-философские аспекты антнпсихнатрии в ее взаимосвязи с психоанализом; 7) обосновать необходимость интеграции плодотворных социокультурных и психоаналитических идей с целью создания единой теории человека, позволяющей адекватно описывать и объяснять его бытие в мире; 8)выявить реальный смысл психоаналитических концепций отчуждения и свободы человека.

Методологические принципы и ..еточниковедческая база исследования. Слокность, неоднозначность фрейдовских идей я их последователей, наличие в них значительного научного содержания требуют конструктивного к ним отношения.

В работе последовательно проводятся такие методологические принципы, как комплексный подход к рассмотрению- проблемы человека, понимание человека в едином социокультурной континууме, на путях сложного взаимодействия социального и биологического, сознательного и бессознательного.

За основу исследования взят принцип историзма, выражающий законосообразность п поступательность историко-философского процесса.

В ходе изучения психоаналитических идей, их специфики и эволюции, использовался важнейзий принцип методологии историко-философского исследования, принцип конкретно-исторического подхода к пониманию и оценке мировоззренческих позиций учегах-естествонспытателей. Диссертант исходил из того, что нельзя подходить к оценке фрейдовского мировоззрения абстрактно, без учета определенных исторических этапов его становления м развития. Этот яи принцип был применен им при изучении психоаналитической социокультурной антропологии в целом.

В работе учтены результаты исследований отечественных ученых, посвященные проблемам истории западной философии человека (Автономова Н.С., Богомолов А.С., Гуревич П.С, Давыдов D.H., Каримский A.M., Мельвиль D.K., Мельвиль А.Ю., Мяло КГ., Нарский И.С., Ойзерман Т.И., ПастушныЯ С. А., Разлогов К.Э., Стрельцова Г.Я., Фролов И.Т., Царегородцев Г.И. и др.), а такгсе специальному анализу фрейдизма и неофрейдизма (Лейбин В.М., Дялиюв Л., Попова М.А., Попова Н.Г., Рут-кевич A.M., Эфиров С.А.,Ярошевский М.Г.).

Избранная тема диссертации потребована также использовп-ния ряда работ западных философоп, психологов, теоретиков психоанализа (Браун К.-Х., Делез Ж., Клеман К.Б., Лакан Ж., Мюльдворф Б., Сэв Д.).

В диссертации учтены выводы и результаты исследований, полученные по проблеме бессознательного (Басейн Ф.В., Обухов-ский К., Прангиивили А.С, Симонов П.В., Шерозия А.Е., Узнадзе Д.Н. и др.).

Источниковедческую базу проведенного исследования составляют работы З.Фрейда и его последователей, западная философская, социологическая и медико-психологическая литература. Диссертантом переведен и использоезн текстологический материал, i»wчерпнутый из работ американских теоретиков психоанализа (Коэн И., Ликтмен Р., Якоби Р.).

Научная новинка диссертации. В настоящей диссертации впервые предпринято комплексное историко-философское исследование основных идей психоаналитической антропологии. Научным анализом в ней охвачен ряд наиболее активных и влиятельных на Западе учений о человеке и культуре (фрейдизм, неофрейдизм, фрейдо-марксизм, антипсихиатрия), выявлены их ведущие темы, социокультурные, методологические и мировоззренческие парадигмы.

Новизна данного исследования состоим в том, что в нем полнее и многостороннее по сравнению г уже имеющимися работами раскрыта проблематика эволюции воззрений Фрейда. Исследуется недостаточно изученный в науке вопрос о мировоззрении позднего Фрейда". Предпринята попытка разрушить некоторые "монументальные стереотипы", характеризующие наше многолетнее негативное восприятие наследия творца психоанализа.

В диссертации впервые дается оценка ряда работ западных исследователей по неутихающей в течение многих лет дискуссии на тему "Маркс и Фрейд". В структуру диссертационного исследования введен новый текстологический и критический материал, расширяющий, углубляющий и конкретизирующий реконструкцию психоаналитических воззрений Г.Ыаркузе, В.Райха, Ж.Лакана. Более полно, чем в других работах, рассмотрены вопросы об отношении Маркузе к учению Фрейда и к иным постфрейдистским концепциям.

Новизнм и оригинальность данной работы состоит в том, что в ней сделана попытка в конструктивном плане раскрыть некоторые проовемы социокультурного фрейдизма, углубить исследования в области прикладного психоанализа. Впервые рассмотрены ид?и и подходи, посредством которых строились представления об антипсихиатрии.

На защиту выносятси сльїіуидие оснивные положения:

  1. Социокультурная психоаналитическая антропология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм современной западной философии человека, в центре внимания которой находится социалі.но-критическая іі|>ибяематикв отчуждения, человеческой личности, ее желаний и потребностей, соотношения социокультурных и Оиипсихичьашх факторов. Для того, чтобы раскрыть ее ведущие теин, осноьопплагающие концептуальные ориентиры, необходим ретроспективный взгляд на историю становления и развития мировоззренческих установок основателя психоанализа и его последователей.

  2. Мировоззрение Фрейда - сложное, крайне противоречивое, многоплановое образование. В нем наряду с поэитивистско-эыпирической и психобиологизаторской тенденциями, важная роль принадлежит компонентам естестьеннонаучного материализма, сциентизма, рационализма и атеизма. Мировоззренческие установки творца психоанализа постоянно изменялись, обновлялись, эволюционировали. Эти изменения состояли прежде всего во все большей ориентации Фрейда на решение социокультурных массово-психологических проблем, что в последствии привело к возникновению многочисленных попыток нсторико-социологической пера-ориентации психоанализа.

  3. Основные концептуальные установки социокультурного психоанализа сводятся к следующему: объединение фрейдизма с марксизмом; рассуждения о репрессивном подавлении сексуальности и ее последующем "революционном" освобождении; стремление придать специфическим идеям психоанализа("вытеснение", "принцип реальности", "нарциссизм", и др.) особы" социально-культурный смысл; акцентирование проблемы потребностей человека; выдвижение и обоснование утопических проектов ликвидации античеловеческой репрессивной культуры, "снятия" отчуждения .

- К) -

Социокультурный психоанализ кок особое течение западной философии прошел в своем развитии несколько этапов. Первоначальный этап - приложение психоаналитических идей к социальным проблемам, предпринятых в 20-30-х гг. Э.Фроммом и В.Рай хом. Затем її 50-60-х гг. Г.Маркузе, Н.Браун разрабатывали леворадикальные оерски отих идей, в своеобразной форме отразившие накал оппозиционных движений социального протеста в ряде стран ыира. Одной лэ разновидностей социокультурного психоанализа является возникшая в этот период времени "анти психиатрия" (PJieKiir, Д.Купер). Во Франции получает интенсивное развитие его новый вариант - "шизоанализ" (Ж.Делез, Ф.Гват""чри). Во второй половине 70-х, начале 80-х гг. идеи этой разновидности психоанализа распространяются в США (И.Ко-он, Р.Ляктмен).

4. В диссертации предлагаются следующие основные положения концепции возможного решения социокультурных проблем прикладного психоанализа.

  1. Сложность, многоуровневость человека как объекта научного исследования (психические и соматические, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные структуры) требуют его игучения с позиций комплексного, системного 10ДХОД-, который объединяет социокультурную и психоаналитическую проблематику. Какими бы ни были спорными и дискуссионными попытки такого объединения, предпринятые в'западной философии и социологии, за ними стоят вполне реальные проблемы, приобретающие все большую остроту и актуальность. К ним относятся проблемы понимания человека как целостного социо-психо-биологического феномена, снятия отчуждения (в том числе сексуального отчуждения), гуманизма, культуры и свободы.

  2. Социокультурный психоанализ требует создания единых представлений о человеке, включая его потребности, желания и влечения. Фрейд отнюдь не гиперболизировал сексуальный фактор, он лишь подчеркнул, что целостная личность не может быть понята вне ее сексуальных влечений и потребностей.

  3. Социокультурный психоанализ как способ изучения человека, г-лка, мифологии, истории, политических отношений, позволяет довольно продуктивно подойти к проблеме понимания природы, структуры и функций общественного (коллективного)

- II -

бессознательного (стихийные движения классов, социальных групп, этносов, неосознанное подчинение отдельных людей, или даже всего общества одному лицу (культ личности вождя), неосознанные формы агрессипного поведения, групповой трансферти др.), его соотношения с сознанием.

  1. С позиций идей етнокультурного прикладного психоанализа можно значительно глубло высветить особенности массовой психологии людей в условиях Антидемократических тоталитарных режимов. Мифологизированный образ Сталина как "отца", которого надо одновременно и страшиться и любить, можно объяснить с помощью социокультурной трансляции фрейдовского Эдипова комплекса.

  2. Проблематика, принципы, идеи и подходы социокультурного психоанализа позволяют углубить исследования в области отчуждения человека. Отчуждение представляет собой сложный, универсальный, так сказать "вселенский" феномен, оно не сводится только к отчуждению в экономической, политической сферах общества, но охватывает собой и иные формы алиенацион-ных процессов: биологическую, психологическую, духовную, сексуальную.

Практическая вначишеть диссертации. Состоит в том, что ее материалы, шеоды и обобщения могут быть использованы при подготовке учебных пособий по истории зарубежной философии и психологии, при чтении лекций и спецкурсов по фрейдизму и неофрейдизму. Они также могут оказать практическую помощь историкам, философам, социологам, психологам в установлении творческих контактов, в проведении диспутов с отечественными и зарубежными учеными.

Основные положения проведенного диссертантом ИССЛЄДОВР ния могут быть использованы для дальнейшей научной разработки философской теории человека, отчуждения, культуры.

Апробация результатов исследования. Диссертация представляет собой итог многолетних научных исследований автора в области истории зарубежной философии, современных -чшадных концепций человека и культуры. Она обсуждена на кафедре философии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, и также на кафедре истории зарубежной философии философского 4--культета МГУ им.М.В.Ломоносова и рекомендоьана к эьг^ч..-.

Основные положения диссертационного исследования отражены в двух монографиях,статьях и тезисах научных докладов. Опубликованные результаты научного исследоватія получили в целом положительную оценку в центральной печати, в философских и медицинских изданиях .

Положения и выводы диссертации были апробированы на Международной и региональных научных конференциях и симпозиу мах, в лекциях, спецкурсах,семинарах, научных конференциях и методологических семинарах в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, а также в лекциях диссертанта на психологическом факультете ЛГУ (январь 1989 г.).

Мр^ериалы диссертационного исследования опубликованы в статьях ШЭ, в сборнике.докладов российских ученых к ХУП Всемирному философскому конгрессу "Философия и культура" (Канада, Монреаль 21-27 августа 1983 г.). Они нашли отражение в докладе на региональной научно-теоретической конференции "Проблемы интеграции естественных, медицинских и общественных наук в комплексном изучении человека" (23-25 ноября 1988 г.).

С основными идеями и теоретическими положениями диссертации автор выступил на совместном заседании Московского отделения Философского общества, Общества психологои, кафедры философии гуманитарных факультетов и факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, посвященном 50-летию со дня сморти З.Фрейда (2 октября 1989 г.) на двустороннем советско-германском симпозиуме "Философские проблемы комплексного изуче-

0 См.: Лисицын Е.П. Здоровье населения и современные теории медицины. - М.: Медицина, 1982. - С.244. Царегород-цевГ.И.* К.Е.Тарасов, М.С.Кельнер. "Фрейдо-марксизм" о человеке. - М., 1989 // Философские науки.-1990. - 4. - C.I36-138.

Ряд положений диссертации автор апробировал в докладе на Второй международной научной конференции "Рецепция психо-анализа:Карл Густав Енг" (17-18 октября IS9I г., г.Таллин).

Сь : Вострова Г.А. Памяти Зигмунда Фрейда // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1990. - 3. - С.95-96.

ния человека" (20-21 сентября 1990 г.) , а также на Межвузовской научной конференции "Методологические проблемы современного научного знания" (15-16 мая 1990 г.).

Диссертация состоит из Введения, четырех глав (в первии главе три параграфа, во второй главе два параграфа, в третьей главе три параграфа, в четвертой главе три параграфа), Заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Социокультурная психоаналитическая антропология (историко-философский анализ)