Введение к работе
Актуальность исследования Социально-экономические и политические преобразования в Республике Таджикистан, осуществляемые в условиях укрепления национальной и государственной независимости и развития демократии, сопровождаются активным процессом национально-духовного возрождения и идеологического обновления постсоветского таджикского общества
Главная цель всех этих изменений - интеграция страны в разряд развитых стран мира В силу сказанного, весьма актуальное значение приобретает вопрос о месте и роли научного мировоззрения, научной методологии, науки вообще в развитии культуры и экономики Республики Таджикистан Отсюда вытекает необходимость исторического анализа уже сложившегося типа миропонимания, необходимость выявления в культуре, в знании элементов, наиболее эффективно проявившихся в предшествующей истории и способных в наши дни помочь нам преодолеть стереотипы сознания, несовместимые с наукой Ориентированная на передовую научную методологию, современная наука в Республике Таджикистан пытается исследовать свою историю с новых позиций, акцентируя внимание на тех традициях, которые вполне сопрягаются с требованиями и особенностями трансформационного периода, который сейчас проходит Таджикистан
Огромный интерес в этом плане представляет творческое наследие выдающегося мыслителя XIVb Ибн Халдуна, с точки зрения освоения и разрешения им философско-мировоззренческой и социально-политической проблематики своего времени Многие зарубежные исследователи научного наследия Ибн Халдуна отмечали и отмечают его огромную роль и значимость для дальнейшего развития человеческого социума и более эффективного приобщения народов как к общечеловеческим, так и к традиционным восточным духовным ценностям, но именно эти стороны его философских и социально-политических воззрений оказались наименее изученными историко-философской наукой Между тем в современный переломный период истории таджикского народа важным и неотъемлемым источником его высокой духовности выступает уходящая корнями в далекое прошлое общественно-философская мысль великих таджикских философов и ученых - как фактор социального и духовно-нравственного формирования и развития человека В этом процессе особое место занимали социально-политические представления мыслителей во всем их взаимообогащающем разнообразии, способствующие формированию чувства толерантности в социуме и созданию фундамента такого государства и общества, где торжествуют свобода и гуманизм
Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования, посвященного политической философии Ибн Халдуна как неотъемлемой части его мировоззренческой системы
Актуальность настоящей работы, определяется также следующими факторами.
философские труды Ибн Халдуна представляют большой интерес в фи-лософско-социологическом плане взаимодействия, взаимовлияния и синтеза человеческой цивилизации,
исследование философско-социологической теории Ибн Халдуна дает возможность определить основные аспекты и предмет «умран», т е «новой науки» мыслителя, определить его взгляды на сущность государства и его место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом,
изучение взглядов мыслителя на существование человеческой цивилизации дает возможность более ярко представить формирование его фило-софско-политических взглядов как синтеза восточных и западных философских идей,
исследование синтеза восточных и западных идей по проблемам сущности истории человечества в философско-политическом учении Ибн Халдуна - это попытка своеобразного решения назревших проблем социально-политического характера в современном таджикском обществе,
изучение социально-политических и философских воззрений Ибн Халдуна представляет собой необходимое и важное звено современной философии истории
Степень разработанности проблемы. Изучение философских и социально-политических взглядов Ибн Халдуна началось еще при его жизни, особенно после написания его «Введения» В целом исследование его мировоззрения ведется по семи основным направлениям - социально-политическому, религиозно-философскому, социологическому, литературному и историческому
Одним из первых советских исследователей идей Ибн Халдуна была историк С М Бациева1, работы которой посвящены анализу творчества и мировоззрения мыслителя, его значению в истории мусульманского Востока, анализу его исторических, философских и общественно-политических взглядов и т д
Бациева СМ Историко-философская теория Ибн Халдун//Совстское востоковедение 1958 №1, Она же Социальные основы историко-философского учения Ибн Халдун/ЛЛамяти академика И Ю Крачковского Л , 1958, Она же Историко-фи-юсофский трактат Ибн Халдуна «О природе общественной жизни людей» Автореф дисс к и и - Л, 1959, Она ясе О периодизации средневековой истории Магриба (К положению В И Ленина о формах эксплуатации на феодальном Востоке///Научная сессия Казанского государственного университета и Ленинградского государственного университета совместно с Ленинградским отделением Института востоковедения АН СССР, посвященная 90-лсгию со дня рождения В И Ленина Тезисы докладов секции востоковедения Л, 1960, Она же Ibn Khaldun The Mugaddaimah Translated fiom the Arabic by Franz Rossental New York, 1958, Она же Экономические взгляды Ибн Халду-на/ЛКраткие сообщения Института народов Азии Арабские страны М , 1961 Т XLVII, Она же «Мукаддима» Ибн Халдуна Избранные отрывки/Перев С М Бациевой // Избранные произведения мьіслиіелеи стран Ближнего и Среднею Востока М, 1961, Она же Об экономических взглядах Ибн ХалдунаШароды Азии и Африки 1961 №47 - С 58-60, Она же Историко-социологическни трактат Ибн Халдуна «Мукаддима» М , 1965, Она же Бедуины и горожане в «Мукаддиме» Ибн ХалдунаЮчерки истории арабской культуры V-XV вв М , 1982 и др
Следует отметить, что именно С М Бациева впервые познакомила советских читателей с Ибн Халдуном посредством перевода фрагментов «Введения» с арабского на русский язык Весьма обширное «Предисловие», к фрагментам дает не только полную информацию об этой знаменитой во всем мусульманском и европейском мире личности, но и характеризует Ибн Хал-дуна «как великого мусульманского историка и социолога»
Некоторые сведения об Ибн Халдуне мы находим и у советского исследователя В В Бартольда3
Исследованию отдельных аспектов философских взглядов Ибн Халдуна посвящена также работа Н С Кирабаева4, в которой особое внимание уделяется концепции государства и цивилизации в творчестве мыслителя, развитию социальной философии и социологии на мусульманском Востоке, огромной роли Ибн Халдуна в развитии современной социологии и философии
Особый интерес представляет и труд советского исследователя А А Иг-натенко «Ибн Халдун»5 (в аспекте анализа философских и социальных воззрений мыслителя и его большого вклада в становление социальной философии) В этой монографии А А Игнатенко, подробно излагая биографию мыслителя, называет его государственным и общественным деятелем, социальным философом и историком, последователем и комментатором Ибн Рушда, сыгравшем видную роль в политической жизни мусульман государств Северной Африки Примечательна также его статья «Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской мысли средневековья)»,6 в которой ученый, разделяя арабо-исламскую общественно-политическую жизнь средневековья на три рационалистических течения-умозрительный рационализм, прагматический рационализм и реалистический рационализм, считает, что третье течение наиболее полно реализовалось в творчестве Ибн Халдуна и его немногочисленных последователей
В статье «Ибн Халдун»7, опубликованной в «Философском энциклопедическом словаре», авторы оценивая роль и творческую деятельность Ибн Халдуна, констатируют, что многие современные западные философы и социологи видят в нем мыслителя, предвосхитившего идеи просвещенного абсолютизма, трудовой теории стоимости, классовой борьбы, социологии знания
2См Ибн-Хаїдун Введение (Фрагменты) /Перевод С М БациевойУ/Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока I- XIV вв М , 1961 - С 559-628
3 Бартольд В В Тимур и Тимуриды// Общие работы по истории Средней Азии/Сочинения
М.1963 Тб -С 157-162
4 Кирабаев НС Ибн Халдун// Социальная философия мусуїьманскою Востока/(Эпоха
средневековья) М, 1987 -С 152-166
3 Игнатенко А А Ибн Халдун М , 1980
6Игнаіенко А А Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской мысли средневековья)//Рационалистическая традиция и современность Ближний и Средний Восток М, 1990 -С 133-168
7 Ибн Халдун Философский энциклопедический словарь М.1989 -С 201
В исследовании А В. Смирновым рассматривается гуманистическая направленность философии Ибн Халдуна, отмечаются его большая заслуга и роль в создании науки социологии, а также в анализе сущности человеческого общества в целом и мусульманского в частности
Большое внимание Ибн Халдуну, как социологу и философу, уделила М Т Степанянц9, которая каждый основной элемент философии Ибн Халдуна, представляющий ценность в эволюции мусульманской политической философии и социологии, рассматривает отдельно К этим элементам она относит соотношение и взаимовлияние философии и религии, концепцию государства, особенности социальной философии Ибн Халдуна, концепцию человека-созидателя и др
Свой вклад в изучение творчества Ибн Халдуна внесли многие зарубежные10 и советские11 историки
Особо следует отметить статью НА Иванова «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки», в которой дается глубокий анализ трактатов Ибн Халдуна Наряду с трудами советских и российских исследователей анализу социально-политических и философских воззрений Ибн Халдуна посвящены работы европейских ученых Сильвестра де Саси (1758-1838), Иосифа Хоммера, (1774-1856), Фридриха Шуль-ца (1799-1829)12 и др Эти и другие европейские ученые начали изучать творчество Ибн Халдуна еще в первые десятилетия XIX в Первые трое ученых в отрывках опубликовали большую часть «Введения» Ибн Халдуна, тем самым познакомив европейских исследователей с «историческими и фило-
Смирнов А В Великий шейх суфизма Опыт парадигмалыюго анализа философии Ибн Араби М ,1993,
Степанянц М Т Ибн Халдун //Восточная философия Вводный курс Избранные тексты 2-е издание, исправпенное и дополненное М , 2001 - С 482-490
10 Берпар О Северная и Западная Африка М, 1949, Биро П, Дреш Ж Средиземноморье М , 1960 Т 1, Капо-Рей Р Французская Сахара М , 1958, Жюльен Ш А История Северной Африки М , 1961 Т 2, Жоли Ф , Аяш А География Марокко М , 1951, Жоли Ф , Аяш А I еогра-фия Марокко М , 1951
Иванов Н А «Китаб-аль-Ибар^ Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV веке// Арабский сборник М , 1959 - С 3-45, Он же Свободные и податные племена Северной Африки в XIV в // Арабские страны М , 1963 - С 152-192, Певзнер С Б Икта в Египте в конце ХШ-XIVbb // Памяти академика И Ю Крачковского Л , 1958 - С 176-191, Певзнер С Б Икта в Египте в конце XIH-XIVbb // Памяти академика И Ю Крачковского Л , 1958 -С 176-191, Семенов А А Основные направления развития феодального землевладения в Египте XV в // Советская энциклопедия М , 1958 №3 -С 83-90, Поспелова П Г К вопросу о формировании колониальной нации Алжира// Сборник научных трудов Ленинградского финансово-экономического института Л, 1951 Вып 6, ЧураковаМВ Берберы и арабы в этнической истории Алжира//Советская энциклопедия М , 1955 №1 -С 72-93
п Jilvcstre de Sacy ibn Khaldun Biografic umverselle Pans, 1818,ChrestomaUe arabe 1806 Vol u Pans - С 387-523, Relation arabe de Г Egypte par Abdallatife Pans, 1810, Hammar J Veber den Vervall des Islams nach den ersten 3 Jahrhundertcn des hidschra-Wien, 1812, Schulz FE Sur le grand ouvrage histon^ue et critigue d~Ibn Khaldun JA, 1825
софскими» трудами восточных мыслителей, которые помогали понять «историю и дух народа»
Кроме указанных европейских исследователей, трактаты Ибн Халдуна исследовали С Мунк26, Дж Ф Вольтер 27, X Риза28, М Рабий 29, Н Шмидт 30, Ф Роузенталь 31, А Тоинби 32, Дж Спеглер 33, В Андерсон 3\ Г Саймон 35, РАГиббе3бидр.13
В книге европейского исследователя X Риза «Ибн Халдун - философ и философ истории» подробно анализируются философские идеи мыслителя, а также его философско-политическии реализм X Риза считает, что идеи Ибн Халдуна намного опережали его эпоху и его можно причислить к основоположникам и создателям современной истории и философии истории14
Подробную информацию о средневековом мыслителе можно найти также в книге М Рабий «Политическая теория Ибн Халдуна»15 В ней исследователь рассматривает вопросы, связанные с политическим переустройством общества У М Рабий доминирует мысль о том, что Ибн Халдун считает необходимым наличие государственной власти, так как она является естественной основой государства и необходимым орудием той сдерживающей силы, без которой человек и человеческое общество не могут существовать
Большим вкладом в исследование мировоззрения Ибн Халдуна можно считать работу американского исследователя Н Шмидта «Ибн Халдун -историк, социолог и философ» Автор рассматривает мировоззрение Ибн Халдуна как синтез культур Запада и Востока
Другой известный американский ориенталист и автор английского перевода «Введения» Ф Роузенталь в статье «Ибн Халдун и его эпоха», анализируя биографию, эпоху, социально-политическую деятельность, а также особенности философских и социально-политических взглядов Ибн Халдуна, приходит к выводу, что именно Ибн Халдун выдвинул концепцию объективного исторического развития общества
Из последних работ европейских исследователей об Ибн Халдуне можно упомянуть введение и комментарий французского ученого Абдусалама
13 Munk S Melanges de philosophic juive et arabe -Pans, 1859, Watter J Fischel Ibn Khaldun
and Tamerlan - Ber keley, 1952, Raza Ibn Khaldun- Philosopher and Philosopher of history - The
Islamic Review L , 1938, Rabia M The Political Theory of Ibn Khaldun Leiden, 1967, Schmidt N
Ibn Khaldun Historian, sociologist and philosopher N Y , 1930, Rosenthal F Ibn Khaldun and his
Time Journal of Asian and African Studies Leiden, 1983 V-ob 18 N 3-4 - P 166-177, Toynbee A J
A Study of history - New York, 1962 Vol 3 -P 320-327, Spangler, J Joseph Economic choughs of
Islam Ibn Khaldun N Y , 1980, Anderson В Bruce Introduction Ibn Khaldun and Islamic theol-
ogy//Journal of Asian and African studies XVIII 1938, Simon H Ibn Khaldun's Sciens of Human
Culture N Y , 1978, Gibb R A H The Islamic Background of Ibn Khaldun's Political Theory/ Bulle
tin of the school of oriental stidies III NY, 1979 - P 23
14 Raza Ibn Khaldun-Philosopher and Philosopher of history - С 367
15 Rabia M The Political Theory of Ibn Khaldun - Leiden, 1967 - С 15
Шеддади к французскому изданию «Книги примеров» Ибн Халдуна
Заслуживает внимания и статья другого французского исследователя У Тораваля17, который считает мыслителя «величайшим историком всего периода, предшествовавшего новому времени».
Важный вклад в исследование мировоззрения Ибн Халдуна внесли также иранские и арабские исследователи его творчества -ТО Армаки, О Нажод, О А Хусайн, А Ояти, И Арабшох, Д Расой, А X Заринкуб, X Алфахури, Х.Алд-жар, М Хасан, М Мухсин, Н Носиф, М Шариф, М Муин, Г Мусохиб, А Саи-диян, Деххуда, К М Буджнурди, С Таботабои, М Мухсина, Н Низори18 и др
В Таджикистане творчество Ибн Халдуна, его философское наследие (особенно его основная работа «Введение») до сих пор не были предметом специального анализа Исключением можно считать лишь некоторые работы таджикских ученых - М Диноршоева, А А Шамолова, О Гулямова, М, Хазрати, И Саидиена, Ф Абдулхонова, Т Мардони19, в которых фрагментарно описываются некоторые случаи из жизни Ибн Халдуна
Таким образом, проанализировав многие работы о творчестве Ибн Халдуна, автор констатирует тот факт, что ни в отечественной, ни в восточной, ни в западной историко-философской литературе нет таких работ, в которых бы подробно были рассмотрены онтологические, гносеологические и антропологические аспекты политической философии Ибн Халдуна, за исключением некоторых работ европейских исследователей, где в обобщенном виде исследовались политические взгляды мыслителя В Таджикистане также нет
16CheddadiA Reconnaissance dTbn Khaldun Pans, 2002
17 Thoravel Yves Dictionnaire dc civilization musulmane -Pans,1997,
18 Таки Одзод Армаки Чомеашиносии Ибн Халдун Техрон, 1374, Нажод О М Ибн Халдун
ва фалсафаи таърих Техрон, 1347, Ориенпур АХ Ибн Халдун пешоханги чомеашиноси Те
хрон, 1349, Ояти Абулхамид Мукаддима бар таърихи Ибн Халдун Техрон, 1342, Ибн Арабшах
Зиндагонии шигифтовари Тимур Тарчумаи Мухаммад Али Начоти Техрон, 1356, Расой Довуд
Хукумат и исломи ва назари Ибн Халдун Техрон, 1348, Заринкуб А Таърих дар тарозу Техрон,
1354, Аль Фохури Хано, Халит ал Джар Таърихи фалсафа дар джахони исломи Тарчумаи Аб-
дулмухаммад Ояти Техрон, 1358, Мазлум Хасан Ирон ва иронии дар «Мукаддима»-и Ибн
Халдун//Талош 1347 №11, Махди Мухсин Фалсафаи таърихи Ибн Халдун Тарчумаи Маджид
Масъуди Техрон, 1353, Носир Носиф Андешаи вокеъгарони Ибн Халдун Тарчумаи Юсуф
р&хич Техрон, ІЗааш К , Шарифа М Ибн Халдуна Таърихи фалсафа дар ислом Техрон, 1372
- С 423-439, Муин М Фарханги форси Техрон, 1375 - С 83, Мусохиб Г Доиратулмаорифи
форси Техрон, 1345 - С 27, Саидиян М Доиратулмаорифи нав Техрон, 1380 - С 246, Деххуда
Лугатнома Техрон, 1325 - С 305, Буджинурди М Доират-ул-маорифи бузурги исломи Техрон,
1375 - С 450-458, Тгботабои С Ибн Халдун ва фунуни ичтиоми Техрон, 1372, Мухсин М
Фалсафаи таърихи Ибн Халдуна Техрон, 1357, Низор Н Алдешаи вокегароии Ибн Халдун
Техрон, 1366
" Диноршоен М Ибн Халдун// Таджикская советская энциклопедия Душанбе, 197 4 2-С 529, Шамолов А А Философско-теологические воззрения Газали, Душанбе, 2002 -С 257-306, Гуломов О Социология Учебник Душанбе, 2000 - С 36, Хазрати М , Саидиен И Ислом Равия, мазхаб ва фиркг.хои он Душанбе, 1992 - С 15, Абдулхонов Ф М Муаммои инсон дар фалсафан Ибн Халдун// ЇІаеми донишгохи омузгори Душанбе, 2005 №2 - С 53-55, Мардони Т Арабско-таджикские литературные связи История и современность Душанбе, 2006 - С 227
специальных работ, посвященных анализу философских взглядов этого известнейшего средневекового мыслителя, его социальной концепции, поставленных им проблем
Исходя из вышеизложенного, автором были поставлены следующие цели:
охарактеризовать основные аспекты политической философии Ибн Халдуна,
рассмотреть отношение Ибн Халдуна к философии вообще, провести концептуальный анализ соотношения философии, истории и общества в его «Введении»,
определить теоретические источники мировоззрения Ибн Халдуна, оказавшие влияние на формирование его социально-политических и философских взглядов,
на основе анализа «Введения» Ибн Халдуна раскрыть его взгляды на сущность общества, истории, политики, религии,
раскрыть сущность и особенности политической философии Ибн Халдуна,
определить его взгляды на историю, общество, государство, управление, власть, пророчества и т д и их связь с религиозным опытом,
проследить взаимовлияние общества, государства и политики в контексте его «Введения»,
выявить значение философско-социологической теории Ибн Халдуна для современности,
определить отношение Ибн Халдуна к философии истории,
рассмотреть социально-политические воззрения Ибн Халдуна как сферу духовной деятельности, в которой концентрируется особое видение проблем, переживаемых обществом, и поиски ответов на волігующие его вопросы
Данные цели обусловили, в свою очередь, необходимость решения следующих конкретных задач:
- выявление религиозно-философских и социально-политических аспек
тов деятельности Ибн Халдуна,
- проведение анализа его социально-политических и философско-
религиозных воззрений, соотношения философской и политической пробле
матики,
исследование социально- философских аспектов его наследия и определение места социально-политических взглядов Ибн Халдуна в мировоззрении мыслителя,
рассмотрение проблемы социально-политического характера как цели философских исканий Ибн Халдуна
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней:
впервые системно анализируются социально-политические и религиозно-философские воззрения Ибн Халдуна,
выявляются особенности политических воззрений Ибн Халдуна на ос-
нове его трудов, особенно «Введения»,
определяются истоки мировоззрения и основные аспекты государственной и политической деятельности Ибн Халдуна,
конкретизируются взгляды мыслителя на сущность общества вообще и в исламском мире в частности,
исследуется значение концепции мыслителя об «умране» и «асабия» в жизни общества, о значении и необходимости государства,
рассматриваются сущность и особенности научного опыта в понимании мыслителя,
- анализируются взгляды Ибн Халдуна на историю общества, государст
ва, власти и его отношение к отдельным мыслителям,
- определяются концептуально-методологические принципы подхода
мыслителя к интерпретации соотношения философии и политики, их значе
ние в духовной жизни общества и отдельной личности
На защиту выносятся следующие результаты, полученные в процессе исследования:
1 В результате философского анализа творчества Ибн Халдуна на основе
его социально-политического, историко-философского трактата «Предисло
вие» к «Большой истории», или «Книга назидательных примеров по истории
арабов, берберов и народов, живших с ними на земле», автором выявлено, что
мыслитель пытается рационально интерпретировать философские проблемы
истории политики и общества Основу его философско-политических концеп
ций составляет принцип «реализма» Он исходил из положения соответствия
теории и практики новым потребностям человеческого общества в целом и
мусульманской общины в частности Анализ научной и политической дея
тельности И'бн Халдуна показывает, что он высказывался за пересмотр тех
элементов, которые в результате социальной эволюции требовали качествен
ного изменения Он всячески стремился выделить человеческое общество из
всей совокупности социально-исторических явлений, чтобы представить его в
качестве высшего достижения человеческого разума и опыта
В XIV столетии в мусульманском обществе, в рамках доктрины Ибн Халдуна, появилась философско-социологическая теория, фактически независимая от религиозной традиции и не связанная с дальнейшим развитием восточного перипатетизма
Ибн Халдун создал учение о государстве, которое по своей значимости вышло далеко за рамки той исторической эпохи, в которой он жил и творил Государство, по замечанию мыслителя, является не просто естественным и необходимым человеческим учреждением, в котором действует закон причинности, но и той политической и социальной единицей, которая только и делает возможной существование человеческой цивилизации Именно эта человеческая цивилизация и является предметом анализа и исследования Ибн Халдуна
Ибн Халдун - не просто знаток религиозного учения, но и мыслитель,
глубоко постигший достижения мусульманской культуры и философии и воплотивший их в теории «цивилизации»
Теория общества и теория истории у Ибн Халдуна дополняют одна другую, поскольку понимание одной из них неизбежно подразумевает понимание другой
Ибн Халдун рассматривает историю отнюдь не как взаимоотношения кочевых и оседлых народов, но гораздо в более широком и значимом историческом плане - как взаимоотношения между сельскохозяйственной и городской цивилизациями
Философия истории Ибн Халдуна сопоставима с философией истории Гегеля и Маркса Она опирается на основательные познания в области истории, хотя и представляет собой менее изощренную схему развития истории человечества, нежели у двух упомянутых мыслителей Более того, теория Ибн Халдуна менее идеологизирована и стоит ближе к тому естественному ходу истории, каким он нам представляется сегодня
Рассматривая политическую функцию религии, Ибн Халдун полагает - в противовес мусульманским мыслителям, - что религия не является необходимым институтом общества Он доказывает это тем, что в истории можно найти примеры таких обществ, которые нормально функционируют и при этом не знают религии
Ибн Халдун признает роль религии в процессе формирования властных инс гитутов и отдельных государств, однако отводит ей функцию стимулятора социальных сил - в той мере, в какой религия, в идеологическом плане ферментируя объединение людей вокруг некоего возвышенного идеала, может этим силам содействовать
10 Теория циклического развития обществ и всей цивилизации имеет
принципиальное значение для Ибн Халдуна
Методологической и теоретической основой диссертации являются диалектические принципы историко-философского исследования Диссертант стремился к соблюдению принципа единства логического и исторического Методологической и теоретической основой исследования послужили основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии
Источники исследования Основным источником диссертационного исследования является историко-философское произведение Ибн Халдуна «Введение (Пролегомены)» к «Большой истории», или «Книге назидательных примеров по истории арабов, берберов и народов, живших с ними на земле», комментарии и примечания других авторов к ним, а также социально-этические трактаты Абу Насра Фараби, «Облегчение рассмотрения и искоренение триумфа» Абуль Хасана Маварди, «Государство» Платона и др
Научно-практическая ценность работы актуальна тем, что данное исследование должно способствовать изучению важных малоизученных аспектов мировоззрения Ибн Халдуна, которые по различным причинам до сих
пор не выступали объектом специального философского анализа, а также преодолению некоторых несостоятельных методологических подходов к наследию Ибн Халдуна
Кроме того, научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что она может способствовать использованию философского наследия в духовном формировании личности в условиях общественно-духовного реформирования Таджикистана, вовлечению в этот процесс социально-политических воззрений мыслителей прошлого
Диссертация может быть широко использована при написании работ по истории философии и общественной мысли Ближнего и Среднего Востока, истории персидско-таджикской философии XIV-XVbb , при составлении и чтении спецкурсов по истории философии мусульманского Востока, а также спецкурсов
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях автора на конференциях, опубликованы в форме статей и тезисов в различных изданиях
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им С Айни (Протокол №4 от «15 10 2008»), Отдела истории философии Института философии АН РТ (Протокол №7 от «26 06 2009» ) и рекомендована к защите
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии