Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная философия Сайида Кутба Мангитов, Машраб

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мангитов, Машраб. Социальная философия Сайида Кутба : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Душанбе, 1999.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы продиктована динамикой развития религиозно-философской мысли стран зарубежного Востока, где социальные проблемы общественного развития имеют важное значение и являются одним из главных и фундаментальных вопросов. Современные социальные идейные течения путем теоретического осмысления ищут выхода из коллизий социальных противоречий современного общества.

В связи с социальными сдвигами и преобразованиями в странах исламского мира, этот вопрос стал более актуальным. Это не могло не привлечь внимание теоретиков современного исламского фундаментализма, в основании идей которых стоит теория социальной философии Сайида Кутба. Обращение к идеям Сайида Кутба и актуализация его социальной философии продиктованы прежде всего выходом на политическую арену неформальных религиозно-политических организаций (РПО), флагманом которых является организация «Братьев мусульман».

Следовательно, без учета влияния исламского фундаментализма на современную общественно-политическую жизнь исламских стран, трудно определить тенденции ее развития, проанализировать социальные процессы, протекающие в этих странах.

Анализ современной религиозно-философской мысли также- предопределяет необходимость исследования социально-религиозных идей представителей различных направлений, в том числе учения такого крупного теоретика как Сайида Кутба.

Актуальность темы вызвана также нынешними условиями Республики Таджикистан, где под возрастающей ролью исламского фактора и наличием реальных сил, поддерживающих идеи Сайида Кутба о создании «исламского государства», произошли значительные перемены общественно-политической ментальной, ценностной структуры общества. Естественно, подобные идеи, наряду с другими факторами, повлиявшими на изменения в нашем обществе, возникли не на голом месте. Исследование учения Сайида Кутба - одного из теоретиков «исламского, общества» представляется весьма важным в силу огромного вклада в формирование, распространение и движение за внедрение его в мировую практику. Особенно необходимо проследить особенности этого учения сегодня для историко-философской науки Таджикистана, когда попытки найти консенсус внутри нашего общества выявляют пробелы знания о исламских воз-

4 рожденческих теориях, что мешает разработке стройной политики госу-дарства в его отношениях с одной из ветвей оппозиции - исламской.

Немаловажным фактором актуальности данной темы является попытка создать адекватную картину социально-политических, идейных условий формирования учення Сайида Кутба, с тем, чтобы иметь возможность глубже распознать корни, развитие проблемы и причины трансформации этих идей в нате время.

Особо важным является исследование категориального аппарата теории исламского государства, его социально-философский анализ; изучение взглядов Сайида Кутба на общество, его структуру, взаимоотношение социальных стратов с исламом и государством, роли и значения исламских институтов в жизни государства и общества, особенностей идеи возрождения ислама, формирования политики государства, по Сайиду Кутбу и многих других, имеющих определенное влияние на возрожденческие и реформаторские исламские движения и партии современности. В свете названных факторов было бы немаловажно изучить мнения зарубежных современных исламоведов и обществоведов на данную проблему с тем, чтобы понять причины динамичности и популярности идей фундаментализма в странах с преимущественно исламским вероисповеданием.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты теории и практики исламского фундаментализма достаточно подробно рассмотрены у нас (т.е. в бывшем Советском Союзе) и за рубежом, чего нельзя сказать о социальном учении Сайида Кутба, хотя отдельные её аспекты, безусловно, так или иначе становились объектом исследований.

В частности социальная философия Сайида Кутба лишь частично затрагивалась в связи с разработкой других проблем общественной мысли стран современного зарубежного Востока. К'подобным работам можно отнести исследования таких востоковедов, как Коровиков А.В., Игнатенко А.А., Милославская Т.П., Полонская Л.Р., Капустин Б.Г., Филоник А.О., Степанянц М.Т., Левин З.И., Примаков Е.М., Ахмедов С. и др.

Некоторые аспекты социально-политических и философских взглядов Сайида Кутба более целенаправленно рассмотрены в работах Полонской Л.Р. «Социально-классовая характеристика мусульманских идейных течений. Феномен «возрождения» (фундаментализма)», Левина З.И. «Ислам и национализм в странах зарубежного Востока», Ахмедова С. «Ислам и общество» во взглядах С. Кутба и других идеологов «Братьев мусульман» и др. Эти и другие работы воссоздавая фрагменты картины социально-политического учения Сайида Кутба, не в полной мере вскрыли сущности его основных взглядов.

В последние годы появились ряд работ по исламскому фундаментализму, которые в наиболее определенной форме затрагивают данную проблему. К таким работам можно отнести «Халифы без халифата» Игнатенко А.А., и «Исламский экстремизм в арабских странах» Коровикова А.В. Автор последней работы в комплексном виде исследует идеологию и практику «экстремистских» групп в странах арабского мира и уделяет особое внимание анализу взглядов идеологов исламского фундаментализма, в частности Сайида Кутба, и показывает влияние его идей на идеологию И практику исламских «экстремистских» религиозно-политических групп. Однако Коровиков А.В. не рассматривает идеи Сайида Кутба отдельно, а рассматривает в общем контексте наряду с другими идеологами исламского фундаментализма. Особое внимание автор уделяет «экстремистской» направленности идей Сайида Кутба и рассматривает его взгляды через призму понятия «экстремизма» в арабских странах. Однако в данной работе мало философского анализа учения Сайида Кутба и других идеологов исламского фундаментализма, а больше исторический анализ и описание социально-политической ситуации в арабских странах в связи с деятельностью религиозно-политических партий и движений на современном этапе. Работа Игнатенко А.А. «Халифы без халифата» по своей сущности является как бы логическим продолжением работы Коровикова А.В. В ней освещается организационная структура исламских религиозно-политических организаций (РПО), формы и методы их деятельности, а также идеология и программные цели. Более того, в работе рассматривается взаимоотношение РПО с правящими режимами разной политико-экономической ориентации исламского мира и дана критика их деятельности со стороны теоретиков различных политических партий и движений.

Социально-политическим аспектам идеологии исламского фундаментализма особое внимание уделяли Западные исламоведы и социолога. В общих чертах их взгляды на феномен «возрождения» ислама сводятся к следующему: «идеи возрождения ислама - это часть новой политической' идеологии молодого поколения интеллигенции «мусульманских стран», в первую очередь таких, как Иран и Египет; это попытка выработать исламское решение социально-политических проблем».1 Из западных исследований наиболее близки к данной проблеме статьи И.Я. Хадада «Сайкд Кутб: идеолог исламского возрождения» и «Кораническое обоснование исламской революции: точка зрения Сайида Кутба».

1. Полонская Л.Р. Современные мусульманские идейные течения// Ислзм: проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985. - С. 14.

6 Ученые исламоведы стран зарубежного Востока, такие как Саад ад-Дин Ибрагим (крупный египетский специалист по проблемам исламского «экстремизма»), Махмуд Амин ал-Алим и Баракат М.Т. в своих трудах рассматривают причины возникновения и столь быстрого распространения исламского фундаментализма в странах исламского мира. Особый интерес представляют собой работы д-р Ахмеда Джума и Абдел Рахман Аб-дел Халека.

Предметом исследования является социальная философия Сайида Кутба, то есть социальные и идейные истоки формирования его социально-политических и философских взглядов, его учения об общественном развитии и его переустройстве по фундаменталистской модели, концепция человека в его религиозной философии, а также фундаменталистская интерпретация религиозной веры и таухида.

Цель н задача исследования состоят в том, чтобы:

проанализировать такие фундаментальные концепции Сайида Кутба, как «исламское общество», «исламское государство», «исламская экономика», «социальная справедливость в исламе», место и роль человека в «исламском обществе», фундаменталистская трактовка веры и таухида и т.п.;

выявить и изучить методы обоснования вышеназванных концепций, прежде всего, использование Сайидом Кутбом священных текстов в сочетании с современной политической аргументацией;

рассмотреть вопрос о методах и средствах создания «исламского общества» и вытекающие отсюда другие фундаментальные вопросы, прежде всего осуществление концепции «такфира», «джихада» и т.п.;

раскрыть сущность понятий «джахилийи», «такфира», «джихада», «хакимийн» и др. в интерпретации Сайида Кутба.

Источники и литература. Исгочниковую базу диссертационной работы составляют фундаментальные работы Сайида Кутба, такие как «Маалим фиг-тарик» («Вехи на пути»), ал-Адала ал-иджтимаийя фил-: ислам» («Социальная справедливость в исламе»), «Мааракат ал-ислам вар-раасмалийя» («Сражение между исламом и капитализмом»), «Нахва мод-жтама налами» («О исламском обществе»), «Фи зилал ал-Куран» («Под сенью Карана») и др., где изложены его основные концепции.

Большую помощь диссертанту в изучении современной роли ислама в общественно-политической жизни арабских стран оказали исследования А.Б.Борисова, З.ИЛевшга, Т.П.Милославской, Д.Б. Малышевой, Н.И.Ворончанішой, Р.М.Шариповой и др.

При написании диссертации использовались также работы А.И.Ионовой, М.Б.Пиотровского, А.Р.Сюкияйнена, Д.В.Ермакова, Н.С.Кирабаева, С.А.Кириллиной, В.С.Кошелева, С.М.Макаровой, Б.Г.Сейраияна, М.Т.Сгеланяица, Халада И.Я., Хасана ал-Баины, Абу Ала Маудуди, Мухаммада ал-Газали, Алии Шариати, Джалалиддини Фарси и ряда других исследователей и теоретиков.

Научная новизна диссертации. Следует отметить, что в отечественном и зарубежной исламоаеденки социальная философия Сайида Кут-ба Не стала предметом специального исследования и данная диссертация представляет собой первую попытку в этой деле. В диссертации впервые исследуются:

объективные и субъективные предпосылки формирования и эволюции идей Сайида Кутба;

его взгляды на состояние современного общества с позиции понятия «возрождения» ислама и его оценка;

методы и средства создания «исламского общества» со всеми атрибутами, сформулированные Сайидом Кутбом;

определение места и роли человека в новом формирующемся ' идеальном «исламском обществе» Сайидом Кутбом;

интерпретация Сайидом Кутбом понятия веры и таухида и выявление сочетания этих понятий с понятиями «исламское общество», «исламское государство», «исламская экономика» и т.п.;

Следует также отметить, что более объемный философский анализ учения Сайида Кутба делается впервые. Почти все написанные до сих пор работы носят исторический или публицистико-ннформационный характер. Хотя обстоятельный анализ всех вопросов учения Сайида Кутба не входит в нашу задачу. Естественно, еще остаются онтологические, гносеологические, теологические, правовые и другие проблемы философского учения Сайида Кутба, которые требуют отдельного исследования.

Практическая шачимость. Данное исследование позволяет выработать конкретную политику по отношению к исламскому радикализ'гу, разработать и осуществить меры по нейтрализации его влияния на на .>д-ные массы. Результатами исследования могут пользоваться работни»- ху-куматов на местах. Отдельные выводы и рекомендации работы у і используются практически, на их основе составлены аналитические записки, информационные материалы н переданы директивным органам.

Некоторые выводы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов в ВУЗах по истории философии і; религии.

Методологической основой диссертации послужили общетеоретические разработки и произведения отечественных и зарубежных исследователей ислама, а также методы теории научного познания и объективный подход к пониманию и восприятию изучаемой проблемы.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории философии Таджикского государственного на-, ционального университета. А также она была обсуждена на заседании отдела истории философии ИфиП АН РТ и рекомендована к защите. Основные положения исследования докладывались на Республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (Курган-Тюбе, 1991), республиканской научно-практической конференции «Философия в Таджикистане: проблемы усовершенствования и преподавания» (Душанбе, 1993) и апрельских научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГУ в 1993-1994 гг. (Душанбе, 1993-94). Опубликовано несколько статей по теме диссертации в научно-популярных журналах и периодической печати, депонирована статья в Таджикском государственном национальном университете в 1998 году.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.

Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, степень ее изученности, излагаются цели и задачи исследования, обосновываются научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава - «Социальные и идейные истоки формирования взглядов Сайида Кутба» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - «Общественно-политические и социально-экономические условия возникновения современного исламского фундаментализма» рассматривается общий фон политического и социально-экономического состояния египетского общества начала и конца 20-х годов, где под воздействием объективных причин, привнесенных извне, бы-. ла подготовлена почва для возникновения исламского фундаментализма.

После оккупации Египта английскими войсками в конце XIX в., жизнь в этом северо-африканском государстве стала тяжелой. Проникновение в экономику Египта западного капитала, прежде всего английского, разрушало ту хозяйственную систему, которая сложилась до этого времени. Все это привело к структурным изменениям в египетском обществе. Ускорилось обезземеливание крестьянства и увеличиласв численность наемных рабочих, т.е. социальное положение трудящихся стало тяжелым.

9 Происходившие в стране экономические и социальные изменения размывали тот образ жизни, в рамках которого сформировался и существовал традиционный ислам. В зтнх условиях на первый план в политической жизни Египта выдвинулась проблема борьбы против английского колониализма, которая велась под исламскими лозунгами. Однако традиционные учения ислама перестали отвечать потребностям нового времени. В сложившейся ситуации необходимость формирования новой идеологии вылилась в движение за реформу ислама, у истоков которого стояли Дж; ал-Афгани, М. Абдо, А. ат-Кавакибн и др. Реформу религии египетские мыслители рассматривали как предпосылку к реформе общественных отношений путем приведения их в соответствие с требованиями «истинного» ислама. «Однако... в тех слоях египетского общества, которые познакомились с культурой и опытом Запада, возникло убеждение, что процесс преобразований вообще не может осуществляться на религиозной основе. Они, призывая к переустройству жизни Египта на демократических началах, полагали, что религия не должна оказывать влияние на политическую жизнь, а сферу ее применения следует ограничить областью морали и взаимоотношений человека и бога. Полагая, что процесс преобразований должен носить светский характер, сторонники таких взглядов исходили из того, что его базой должен быть не ислам, а патриотизм. Вопрос о том, на какой основе должна осуществляться трансформация общества, стал предметом яростных споров между реформаторами и националистами» .

Тем временем в 70-е годы XIX в. в Египте развернулось освободительное движение под лозунгами установлення конституционного правления. Поражение восставших оказачо серьезное воздействие на позиции реформаторов, и с 1906 г. они отошли от политической жизни Египта. Отход реформаторов был обусловлен политической нестойкостью тех социальных сил, выразителями интересов которых они яазядись.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) внесла существенные изменения в экономическую и политическую обстановку. Война усилила эксплуатацию и политическое угнетение египетского народа, принесла ему еще большие лишения и подготовила почву для дальнейшего роста национально-освободительной борьбы в Египте. Окончание войны породило у египтян надежду на отмену протектората, однако им пришлось быстро убедиться в ее беспочвенности. Поэтому конец первой мировой войны совпал с подъемом национально-освободительного движения в Египте,

I. Борисов А.Б. Роль ислама во внутреннеЛ и внешней политике Египта (XX век) -М, 1991,-С. 20-22.

10 охватившего почти все слои общества. Требования восставших заключались в предоставлении независимости Египту, выводе английских войск и сформировании конституционного правительства. Под давлением освободительного движения Англия была вынуждена в конечном счете пойти на некоторые уступки.

Тем временем, в 20-30-е годы в Египте продолжалось развитие национального капитализма. В то же время ускорение перехода к капитализму сопровождалось усилением эксплуатации трудящихся, экономическими кризисами и политическими потрясениями. Разрушительные последствия экономического кризиса привели к усилению стачечного движения, которое, начавшись в рамках экономической борьбы, перерастало в политические выступления. Более того, экономический кризис сопровождался не менее острым политическим кризисом. Последний проявился в крахе партийно-парламентской системы и связанного с ней западнического течения в египетском национально-освободительном движении. Свидетельством глубокого кризиса партийно-парламентской системы было и сильное разочарование народных масс политическими партиями, и прежде всего партией Вафд.1 Существовала и продолжала расширяться пропасть, отделявшая политические партии от народа. Образовавшийся политический вакуум стали заполнять исламские партии и движения.

В конце 20-х, начале 30-х годов в Египте оживился интерес к исламу, особенно в плане применения его принципов к решению актуальных политических вопросов. Разочарование интеллигенции в возможности обеспечить достижение подлинной независимости Египта и его самостоятельное социально-экономическое развитие на путях, предлагавшихся сторонниками буржуазного либерализма, стремление средних слоев и городских, низов к социальной справедливости дали в эти годы импульс активизации процессов политизации ислама. Выход из создавшегося положення многие выразители арабского общественного мнения искали в утверждении основных принципов и норм ислама и его идеализированных институтов.

Бурный рост исламских партий и движений выпадает на конец 20-х гг. Одной из первых исламских организации была Ассоциация молодых мусульман («Джамийат аш-шуббан ал-муспимин»), основанная в 1927 г. Особое место среди исламских организаций занимала мелкобуржуазная партия «Молодой Египет» («Миср ал-фатат»). Наибольшим влиянием среди всех исламских организаций пользовалась Ассоциация братьев мусуль-

1. Нацнонатьная партия Вафд образовалась на базе Египетской делегации /ал-Вафд ал-Миерн/, которая участвовала в мирной конференции в Париже в 1918 году.

II мам («Джамийат ал-ихван ал-муслимнн»), основанная в апреле 1929 г. школьным учителем Хасаном ал-Банной в городе Исмаилия. На первом этапе своей деятельности (1929-1936гг.) ассоциация занималась преимущественно религиозной и благотворительной деятельностью, а в дальнейшем превратилась в сильную религиозно-политическую организацию.

Идеология «Братьев мусульман» возникла как протест против всесилия иностранцев и растущего влияния Запада во всех сферах жизни Египта, против модернизации ислама; главная задача заключалась в том, чтобы отстоять, защитить и очистить ислам и «исламское общество» от иностранного влияния. В дальнейшем идеология «братьев» прогрессировалась в сторону создания «исламского общества» в противовес «светским « обществам.

Во втором параграфе - «Идейные истоки формирования учения Сайида Кутба» рассматриваются основные идейные истоки его взглядов на общество и его развитие.

Сайид Кутб признан как лидер организации «Братьев мусульман» («Ихван ул-муслимнн») и крупнейший идеолог современного исламского фундаментализма. Философские и социально-политические взгляды Сайида Кутба формировались на базе идейного наследия многих мусульманских мыслителей, живших в самые разные периоды истории. Прежде всего, на формирование идей Qafitua Кутба огромное влияние оказали работы Хасана ал-Банны и Абу Ала Маудуди, а также работы имама Ахмеда ибн Ханбала (IX в.) и богослова XIV в. Так ад-Дин ибн Таймийя.

Другим, не менее важным источником формирования взглядов Сайида Кутба является Коран, сунна и исламский шариат. Изучение работы Хасана ал-Банны подтолкнуло Сайида Кутба пойти на смену своих убеждений и присоединиться к организации «Братьев мусульман». Воздействие идеи Хасана ал-Банны было бесспорным и не вызывает никаких сомнений, что многие идеи Сайида Кутба целиком заимствованы из трудов ал-Банны. Идеи Абу Ала Маудуди (основателя «Джамаати ислами») также имели сильное влияние на формирование взглядов Сайида Кутба. По утверждению Коровикова А.В., Сайид Кутб позаимствовал у Маудуди теорию власти («хакимию») и «идею двух стадий развития исламского сообщества в современном мире - стадию слабости /истидаф/, в которой она должна изолировать себя от общества,... и стадию джихада, в которой она переходит к активным действиям по трансформации общества в исламское».'

1.Корови ков А В Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990. -С. 39.

Не менее важное место в формировании философских и социально-политических взглядов Сайида Кутба занимают идеи Ахмеда ибн Ханбала и труды богослова начала XIV в. Так ад-Дин ибн Таймийя.

Наблюдается определенное влияние идей реформаторов - просветителей конца XIX и начала XX в. Дж. ал-Афгани, М.Абдо, Р.Рида и др. на взгляды Сайида Кутба, которые в своих трудах также широко опирались на наследие ибн Таймийи.

Для Сайида Кутба и «для всех исламских фундаменталистов характерна опора непосредственно на Коран, возврат, как они говорят, к «живительному источнику» ислама, якобы замутненному за века различными искажениями и неверными трактовками»,' «Следовательно, - пишет Сайид Кутб, - Коран был (и есть. - М.М.) единственным источником, от которого черпали и приспособились к нему, и извлекли из него все. Если не было этого (т.е. Корана. - М.М.), то тогда не было бы у человечества цивилизации, культуры, науки, произведений и учений»2.' Поэтому Коран для Сайида Кутба является источником его одухотворенности и божест-веннымпутем создания идеального «исламского общества».

Вторая глава - «Некоторые философские проблемы общественного развития в учении Сайида Кутба» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - «Взгляды Сайида Кутба на общественное развитие» рассматриваются социально-политические представления Сайида Кутба об «исламском» и «неисламском» обществах, так как они занимают важную часть его философского мировоззрения. В целом, образ «исламского» и «неисламского» общества в сознании Сайида Кутба слагается из социальных, политических и теологических вопросов.

Анализируя состояние экономической структуры и социально-политического устройства современной общественно-политической системы, особенно исламских стран, Сайид Кутб приходит к выводу о том, что весь мир вернулся к варварству - «джахилиискому периоду» и потому наступило время незнания слова божьего и время неверия (куфр). «Весь мир, - пишет Сайид Кутб, - на Востоке и на Западе,, мусульманский и немусульманский, верующий и атеистический вернулся к джахилийе. Варварство, в котором погряз сегодняшний мир, отвратительнее, чем то, которое предшествовало исламу».3 На этом основании он делит мир на две противоположные и противоборствующие части, т.е. на «землю ислама» (дар ал-ислам) - территорию, находившуюся под исламским управлением

1 Корови ков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М„ 1990. - С. 39.

  1. Кутб С. Мадлнм фит-тарик. - ач-Кахира. 1965. -С. 15.

  2. Там же. -С. 67.

ІЗ и «землю войны» (дар ал-харб) - страны, находившиеся под политической и экономической властью человека. Сайид Кутб ситает, что современная общественно-политическая система является «неисламским» обществом (ан-низам ал-джахилийи), ибо не управляется божественным законом (т.е. шариатом), более того, их экономика и социально-политическая структура базируется на человеческих законах и правилах, а не на исламских принципах и ценностях. Отсюда Сайид Кутб делает вывод о том, что «неисламское» общество является источником зла, экономических и социально-политических кризисов, социального неравенства, нищеты и т.п.

Интерпретируя понятие «джахилийского» общества, Сайид Кутб отмечает, что «джахилийя» - это то общество, которое не является исламским, где не поклоняются только одному единственному Аллаху, и более того, все это выражено в его законах, представлениях и т.п.»1 На основе этого определения в категорию «джахилийского» общества Сайид Кутб относит все «неисламские» общества, иначе говоря, те общества, где не действует «хакимия» Аллаха и поклонение ему.

К числу «неисламскнх» обществ Сайид Кутб относит в первую очередь «коммунистические» общества, ибо они отрицают существование Аллаха и проповедуют преданность партии, т.е. людям, а не самому богу.

«Джахилийским» обществом Сайид Кутб считает также «буддийские общества, которые поныне существуют в Индии, Японии, Филлипинах и Африке». Потому что, как утверждает он, «эти общества, хотя верят в бога, но не поклоняются только одному Аллаху...».

Сайид Кутб считает «джахилийским иудейские и христианские общества», отмечая, что они искажают истину по отношению к Аллаху, приписывают ему сына, и впадая тем самым в многобожие (ширк)».

«Последнее, отмечает Сайид Кутб, в категорию «джахилийского» общества входят те общества, которые считают себя «исламскими». Они считаются «джахилийскими» не потому, что верят в другие божества, кроме Аллаха, а потому, что весь их образ жизни не основывается на подчинении только лишь Аллаху»2.

По Сайиду Кугбу, характерной чертой «неисламского» общества является его тотальный отход от фундаментальных принципов ислама, особенно от такого его основного принципа, как «хакимийя Аллаха» (верховной власти Аллаха).

  1. Кутб С. Маалим фит-тарик. -ал-Кахира, 1965. -С. 120-121.

  2. Там же.-С. 121-123.

Отсутствие суверенитета верховной власти Аллаха и управления обществом на основе человеческих законов (а не божественных), является источником неверия (куфр) и незнания слова божьего (джахала).

Рассуждая об экономической системе «неисламского» общества, Сайид Кутб констатирует, что она не базируется на исламских экономических принципах, которые исходят от основного тезиса ислама о единобожии (таухида). Экономическая система «неисламского» общества в силу своей «греховности» не соблюдает исламский принцип социальной справедливости, поэтому она стала источником эксплуатации человека человеком, бедности, безнравственности и т.п.

Концепция «исламского общества» является основополагающим тезисом учения Сайида Кутба. В целом, рисуя картины идеального «исламского общества» Сайид Кутб остается в рамках ортодоксального суннизма.

В учении Сайида Кутба создание «исламского общества» начинается с разрушения политических и социально-экономических структур «джахилийского» общества и заканчивается построением нового идеального общества на его развалинах.

В теоретических построениях Сайида Кутба «исламское общество» базируется на:

основе утверждения его божественности (алвахия); признание верховной власти Аллаха (хакимият ул-Лах); справедливости правителя (ал-адл мин- ал-хукам); полном подчинении членов сообщества (ат-таа мин ал-махкумин);

существовании совета между правителем и членами сообщества (аш-шура байна ал-хукам вал-махкумин).

Анализ взглядов Сайида Кутба на общество и его законы развития показывает, что он рассматривает их через призму теоцентрической концепции. Рассуждая об обществе в общих чертах ортодоксального суннизма, тем самым остается убежденным объективным идеалистом, ибо он не рассматривает развитие общества вследствие функционирования его объективных законов. Для него существует только одни божественные законы, ниспосланные людям, где, по его мнению, сформулированы основные законы развития общества.

Во втором параграфе - «Фундаменталистская модель «исламского общества» рассматривается подход Сайида Кутба к созданию идеального «исламского общества». За основу теоретического построения модели «исламского общества» Сайид Кутб брал ту религиозно-политическую

15 систему, которая существовала во времена правления пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов. В его тезисах отсутствуют логическое построение и последовательность при теоретическом описании экономической и социально-политической структуры будущего идеального общества. Более того, в его тезисах нет конкретной аргументации или срылки на мусульманских богословов или правоведов, за исключением ссылки на Коран и сунну. Тем не менее, он рисует общие его контуры и подчеркивает, что «когда на практике создается мусульманское общество, его реальная жизнь будет нуждаться в определенном порядке и законодательстве. И тогда эта религия (ислам. - М.М.) начнет определять строй и издание законов»1.

Возможно такой подход продиктован тем, что примитивная форма правления при пророке Мухаммеде не дает требуемого материала или Сайид Кутб, опасаясь лишнего противоречия, отказался от детализации структуры будущего идеального «исламского общества».

Сайид Кутб определяет «исламское общество» как общество; в котором применяется ислам и ег.о идеология, представления, режим, законы и т.п. По замыслу Сайида Кутба, создание «исламского общества» начинается с применения основного тезиса ислама - шахады.

Основным элементом «исламского общества» является «исламское государство». Процесс становления «исламского государства» начинается с акта насилия, т.е. «джихада». Сайид Кутб уделяет большое внимание трактовке «джихада» как «священной войны», и ссылаясь на историю ислама, отмечает, что пророк Мухаммед вел борьбу мирными и немирными. методами. Поэтому Сайид Кутб представляет себе борьбу против «джихилий» как сочетание пропаганды и вооруженной деятельности -«джихада».

«Джихад», по мнению Сайида Кутба, слагается из совокупности политических и социально-экономических преобразований, однако самая главная его задача - это духовное обновление общества и исламизация сознания человека.

Концепция «исламского государства» выдвигается Сайидом Кутбом в качестве идеальной модели современной политической системы. Главная черта «исламского государства» заключается в том, что она базируется на «хакимии» Аллаха. «Хакимийю» Сайид Кутб основал на шихаде: «Ла илахи илла-л-Лах ва Мухаммеду расули-л-Лах». Суть «хакимийи» заключается в том, что верховная власть на земле принадлежит только одному

1. Кутб С. Маадйм фит-тарих. - ал-Кахира, 1965. - С. 43.

16 Аллху, а «исламское государство» строится на основе поручения Аллаха и его законов. Поэтому любое другое государство, не опирающееся на шариат через понятие «хакимийи» считается «неисламским».

Что касается хозяйственной деятельности государства, то она полностью основывается на шариате, т.е. государство при решении экономических задач следует шариатским законам и нормам. На основе законов шариата, путем введения закята (натога), ушры (десятина), садаки (милостыня) и ирса (системы наследования) государство контролирует экономику для того, чтобы обеспечить «исламскую социальную справедливость».

«Исламская экономика» представляет собой варианты «третьего пути» развития, который противопоставляется и капитализму, и социализму, поскольку свободна от их недостатков.

Социальная структура «исламского общества» однородна, так как Сайид Кутб, придавая исламу исключительно надклассовый характер, тем самым отрицает существование различных противоположных классов и других социальных стратов.

В своем учении об «исламском обществе» Сайид Кутб придает особое значение проблемам национализма, панарабизма и патриотизма. Он отвергает национализм как теорию, чуждую исламу, хотя признает существование нации и этнических групп. Эта идеология чужда исламскому миру и занесена с Запада, где пропитана идеями национального'эгоизма и направлена против единоверцев, чтобы расколоть их по национальным н этническим признакам. Более.того, Сайид Кутб, признавая панисламизм, отвергая панарабизм как узконациональную идею.

Анализируя место и роль шариата в «исламском государстве», Сайид Кутб приходит к выводу о том, что шариат есть основополагающее звено создания «исламского государства». Человеку Аллах дал шариат, являющийся частью универсального закона, и в силу этого он гармоничен с окружающим миром. «Шариат, - пишет Сайид Кутб, - выполняет в исламском обществе функцию предохранительной перегородки, которая позволяет исламскому обществу развиваться и обновляться не только'в рамках этой перегородки, но и в соответствии с истинными вечными ценностями».' Из всего этого Сайид Кутб делает основополагающий вывод, что раз шариат создан в виде универсальных законов и всеобщих установлений, то на его основе можно создать десятки жизнеспособных социальных систем, которые будут функционировать в этих общих рамках шариата.

1. Кутб С. Пахва моджтама исламн. -Бейрут, 1979. - С. 65.

Третья глава - «Концепция человека и веры в религиозной философии Сайида Кутба» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - «Концепция человека в философии Сайида Кутба» рассматривается его учение о человеке, т.е. прежде всего, место и роль человека в идеальном «исламском обществе». В теоцентрической концепции миропонимания Сайида Кутба человек является второстепенным членом и постоянным спутником бога (Аллаха).

Центральными положениями концепции Сайида Кутба о человеке являются божественное происхождение человека, и его вера в единого бога, и признание божественного предопределения. Он пишет: «Все мы - от Адама. И если Адам - из праха, и если он был почтен Аллахом, то все его потомки одинаковы»1. Сайид Кутб не рассматривает человека как «совокупность всех общественных отношений», а в духе религиозно-философской теории утверждает о неизменной порочной природе человека. Тем не менее, человек в кутбовской концепции представляет собой активного, деятельного индивида, но только более в плане духовного самосовершенствования, нежели материального благополучия и активного труда.

В условиях «исламского общества», где царствует свобода, равноправие, братство, взаимопомощь и т.п. развитие человека происходит гармонично и всесторонне. Процесс становления и персонализации личности будущих созидателей идеального «исламского общества» начинается задолго до их активного действия во имя создания этого общества. Высшей и последней стадией становления человека являются его активные дейст- вия, т.е. проведение «джихада», где реализуются его приобретенные духовные и моральные навыки.

В понятие социальной справедливости Сайид Кутб вкладывает удовлетворение материальных и духовных потребностей человека в определенных пределах, где учитываются интересы всех членов общества. Материальное удовлетворение человека в обществе по отношению к его духовным потребностям является второстепенным, поэтому человек в «исламском обществе» обладает духовным равенством, а не материальным.

Что касается свободы личности в обществе, то ислам предоставляет человеку полную свободу действия, но не доводя ее до анархии, ибо общество накладывает свои ограничения путем введения «принципа личной ответственности в противовес принципу индивидуальной свободы, и помимо

1. Кутб С. Ма'ракат уд-ислам вар-раасмалийя. -ал-Кихира, 1951. - С. 57.

18 этого вводит коллективную ответственность, которая охватывает индивида и сообщество»1.

Братство как категория любви и взаимоотношения членов «исламского общества» является характерной чертой «истинного» мусульманина и оно выражено в его божественном происхождении, ибо все люди созданы богом.

Проблема частной собственности тесно связана с проблемой человека в обществе. Согласно учения Сайида Кутба, человек от природы обладает стремлением к личному благу, т.е. душе от природы дано стремление к личному благополучию путем реализации собственных усилий и активного участия в процессе труда. К частной собственности Сайид Кутб подходит с позиции эгалитаризма, т.е. по его замыслу, в «исламском обществе» на частную собственность наложены определенные ограничения, согласно которым в обществе нет очень богатых и не будет очень бедных. Сайид Кутб сильно принижает общественную роль человека, где он не обладает реальной властью и не может создавать адекватную систему законов для управления государством и обществом в целом. Таким образом, человек обязан следовать божественным указаниям и управлять государством на основе ниспосланных законов, где даются ответы на все вопросы, касающиеся жизни и деятельности человека.

Во втором параграфе - «Фундаменталистская трактовка религиозной веры и таухида» рассматриваются подходы Сайида Кутба к решению данного вопроса. Проблема веры (иман) один из ключевых и спорных вопросов в исламе. Неопределенность Корана в этом принципиальном вопросе, т.е. в вопросе веры, обусловила разногласия среди исламских богословов и правоведов и мусульман вообще.

К такому сложному вопросу, как вера, Сайид Кутб подходил с позиции возрождения ислама, очищения веры и придания ей первоначального содержания и формы. Согласно воззрениям Сайнда Кутба, пропаганду возрождения ислама надо начинать с призыва принять основной принцип веры:

«Ла илаха илла-л-лаху Мухаммадун расулу-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммед - посланник его»). Иными словами, вера является той точкой опоры, откуда человек ориентируется в реальной жизни и оценивает происходящие вокруг процессы. Верующий человек не только познает себя и мир лучше неверного, но он выше всех людей в этом мире. Сайид Кутб связывает проблему веры с задачами создания «исламского общества» и с принципом «такфира» (обвинения в неверии).

I. Кутб С. Ма'ракат ул-ислам вар-раасмалнйя. -ал-Кахира, 1951. - С. 58.

Теория Сайида Кутба требует безусловного воплощения веры в практические дела, ибо о правоверии человека можно судить только по его действиям. При определении правоверности мусульманина Сайид Кутб использует принцип «такфира», суть которого заключена в определении степени религиозности человека и его преданности делу ислама. Согласно Сайиду Кутбу, мусульманином является только тот, кто выполняет все предписания ислама (фараид) и живет по шариату. Если человек выполняет все религиозные обязанности частично или не желает жить по шариату, то он является не плохим мусульманином, а вероотступником - неверным. Аналогичный подход наблюдается по отношению к правителю, т.е. правитель, который не управляет страной на основе шариатских законов является неверным, и потому не следует подчиняться такому правителю. Придавая большое значение действиям человека на пути самоутверждения веры, Сайид Кутб ставит знак равенства между неверием человека и его бездействием. Он призывает к активному действию, к «джихаду» во имя Аллаха, к воплощению исламских идей и ценностей, к созданию «исламского общества». Для Сайида Кутба действия «истинного» мусульманина являются главным атрибутом его правоверности. Что касается общества, то оно должно жить по шариату. Таким образом, Сайид Кутб, придавая большое значение вере, возвеличивает ее над другими понятиями, ценностями, и самое главное, над неверием.

Понятие «таухида» (единобожие, монотеизм) тесно связано с понятием веры, ибо оно вытекает из основного принципа ислама - шахады. «Таухид» как основная категория ислама в религиозной философии Сайи-. да Кутба интерпретируется как доказательство единства бога и признание множества его атрибутов, таких как знание, сила, воля, зрение, слух и т.п. В его теориях поклонение только одному Аллаху получило новое значение, т.е. социально-политическую направленность. В понятие «таухида» Сайид Кутб вкладывает такие проблемы, которые охватывают все стороны жизни человека.в обществе, т.е. начиная от равноправия человека и кончая созданием «таухидной экономики». В результате чего «таухид» получил более расширенное толкование как теория религиозно-политического монизма. В конечном счете, все это подчинено одной цели, т.е. созданию «исламского общества».

В концепции «таухида» заложена не только единственность Аллаха и его атрибутов, но и единство всех верующих перед богом и в свою очередь одинаковое отношение Аллаха к ним. Суть единства всех мусульман заключается в том, что все люди созданы Аллахом, и потому они равны перед богом.

Основу «исламского общества» составляет «таухидная экономика». В этой теории прослеживается идея сбалансированной взаимосвязи между экономикой и религией. «Сбалансированность» и «равновесие» в «таухидной» экономической системе, которая осуществляется с помощью налоговой системы и этико-правовых норм, придает этой системе «социальное лицо». Цели и задачи «таухидной экономики», т.е. обеспечение наибольшего благополучия и социальной гармонии выполнимо тогда, когда в обществе царит нравственная атмосфера и моральный дух. Вообще, «таухидная экономика» имеет гуманный характер, ибо ее результаты направлены в конечном счете на благо всего общества.

Таким образом, «исламское общество» возникает по воле Аллаха и управляется им, и тот, кто нарушает принцип «таухида» и присваивает себе божественную функцию, тот считается неверным.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы о социальной философии Сайида Кутба.

Похожие диссертации на Социальная философия Сайида Кутба