Введение к работе
Актуальность темы. Насириддин Туей является выдающимся ученым-энциклопедистом 13 столетия внесшим большой вклад в развитие всех отраслей знания своей эпохи. Особенно велики его заслуги в развитии естественнонаучного знания и философской мысли. Его естественнонаучное наследие в области математических знаний изучено достаточно хорошо. В определенной степени изучено и его онтологические и гносеологические взгляды. В меньшей степени исследована его социальная философия. А между тем в современных условиях - в условиях транзитных обществ, сопряженных с глубокими экономическими, социальными, политическими и духовно-культурными изменениями, - наиболее востребованными стали не только современные социально-философские теории, но и различные социально-философские концепции, разработанные в истории философии и социальной мысли. Востребованность исторических форм социальных философий обусловлено тем, что в них заключено множество идей, гипотез и теорий общественного характера, могущих в известной мере служить предпосылкой для объяснения происходящих ныне общественных трансформационных процессов. В этой связи актуальность исследования социальной философии Насириддина Туей, охватывающей вопросы философии морали, домоводства и гражданской философии, не вызывает сомнений.
Актуальность изучения социальной философии Насириддина Туей обусловлена и следующими обстоятельствами:
- в условиях постсоветских транзитных обществ Центральной Азии наряду с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями идет ломка прежних морально-нравственных и духовных ценностей общества, усиливается индивидуалистическая и эгоцентрическая мораль. В связи с этим перед названными обществами стоит задача создания философии морали, основанной на национальных морально-нравственных традициях и исторических формах философии морали, созданных мыслителями различных эпох. Среди исторических форм философии морали, созданных нашими мыслителями, наиболее развитым является этическое учение Насириддина Туей, охватывающее определение сущности морали и обстоятельный анализ всех моральных добродетелей, норм и принципов и оказавшее плодотворное влияние на последующее развитие этической мысли стран мусульманского Востока. Всестороннее исследование философии морали Насириддина Туей и практическое применение ее принципов и норм, безусловно, помогло бы совершенствованию моральных устоев транзитных обществ и современного человека.
в рамках своей этической философии Насириддин Туей большое внимание уделяет анализу проблемы счастья. Счастье, по мыслителю, есть результат неустанного труда, итог практической, созидательной, преобразующей и духовно обогащающей деятельности. Убедить современное поколение в незыблемости этих непреходящих принципов - важное условие благоустройства современного общества.
в транзитных обществах Центральной Азии терпят значительные изменения принципиальные основы семьи, как важнейшей ячейки строящегося гражданского общества. В философии домоводства Насириддина Туей, составляющей более важный структурный элемент его социальной философии, с гуманистических позиций проанализированы принципиальные вопросы социальной, культурологической, воспитательной сущности семьи, взаимоотношения супругов, родителей и детей, домохозяина и слуг. Гуманистические идеи, высказанные Насириддином Туей по этим вопросам, в известной мере могут служить теоретическим обоснованием создания здоровых семейно-бытовых отношений.
в социальной философии Насириддина Туей большое внимание уделено анализу сущности общества, взаимодействия общества и человека, форм общественной жизни и государственного строя, социальной справедливости и социального равенства и т.д. В частности, довольно обстоятельно анализируется проблема форм общества - государства - от монархии и аристократии до олигархии и демократии. Реализация высказанных в этой связи Насириддином Туей идей имеет большое значение для выработки стратегии и тактики преодоления социальной неприязни и конфликтов, поддержания общественного согласия, национального мира и устойчивого развития общества. Гуманистические идеи, изложенные автором в ходе анализа основных проблем в своей социальной философии, приобретают особую ценность в условиях глобализации, современных рисков и вызовов и задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом.
исследование социальной философии Насириддина Туей необходимо для выяснения закономерностей развития этой отрасли знания в странах мусульманского мира, сопоставительного изучения истории восточной и западной социальной философии, написания научно-обоснованной истории социальной философии.
Степень изученности проблемы диссертации. Работы Насириддина Туей по основным областям знания: философии, этике, медицине, биологии, математическим наукам, литературе, правоведению, суфизму, хадисоведению, комментарий Корана, ка-
ламу, - стали объектом изучения как восточных, так и западных ученых.
Среди ученых, исследовавших наследие Насириддина Туей велики заслуги таких иранских ученых, как Мухаммад Таки Разави,1 Мухаммад Мударриси (Зинджани),2 Насрулах Пурджа-вади,3 Сайид Джалал Хусайни Бадахшани,4 Муджтаба Минуй,5 Бузурги Алави,6 Али Рида Хайдари,7 Хусайн Ма'сум Хамадани8 и многих других, которые, хоть и не исследовали социальную философию Насириддина Туей тем не менее, издав его основные сочинения, касающиеся социальной философии, снабдив их предисловиями, подготовили почву для более обстоятельного исследования его социально-философской доктрины.
Большая заслуга в изучении философской, этической, об
щественно-политической и научной мысли философа принад
лежит таджикским философам А.М.Богоутдинову,9
М.Н.Болтаеву,10 М.Д.Диноршоеву.,11 Н.Идибекову,12
М.Исоеву,13 Р.С.Комилову,14 Н.А.Кулматову,15
М.К.Мирбобоеву,16 М.Р.Раджабову17, А.А Шамолову.18 и др.
' Мухаммад Разави. Жизнь и творчество Насириддина Туей.- Тегеран, 1354г.с.к.- Перс. яз.
2 Мухаммад Мударриси (Зинджани). Философские воззрения Ходжи Насириддина Туси.-
Тегеран. 1363 х. - Перс. яз.
3. Мудрец из Туса. //Сб. статей конференции «Наука и философия в творческом наследии Ходжи Насириддина Туей». 6-9 марта 1997. Составитель Пурджавади Насруллах. -Тегеран. 1375. - Перс. яз.
4 Насириддин Туей. Сайру сулук.// Составитель и перевод анг. текста Сейид Джалала Хусейна Бадахшони.- Лондон, 1998. - Перс, и анг. яз.
3 Али Риза Хайдари. Предисловие к «Насировой этике». Изд-е 3. - Тегеран, 1364 г.х. -
Перс. яз.
6. Бузурги Алави. Памятка к «Насировой этике». //Насирова этика. - С.1-8. - Перс. яз.
7 Али Риза Хайдари. Предисловие к «Насировой этике». С. 1-13. Перс. яз.
8 Хусейн Ма'сум Хамадани. Устади башар. // Устоди башар. - Тегеран. 1378 х. - С. 1-38. -
Перс. яз.
9 Богоутдинов А. М. Избранные произведения. -Душанбе: «Ирфон», 1980.
10 Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн - Сины и его шко
лы.- Душанбе, 1966.
Диноршоев М.Д. Философия Насириддина Гуси.- Душанбе: «Дониш», 1968. Идибеков II. Этика Насириддина Туей в свете его теории свободы воли,- Душанбе: «Дониш», 1987.
13 Исоев М. Фалсафаи амалии Мискавайх.- Душанбе, 2003. - Тадж. яз.
14 Комилов Р.С. Социально- утопические учения в таджикской философии Xlll-ХУвв. -
Душанбе, Душанбе, 1993. Его же: Социально- утопические учения в историй таджикской
культуры. - Душанбе, 2001.
' Кулматов Н.А. Насириддин Туей о предмете и задаче науки этики. //Вопросы истории
философии. ТГУ. - Душанбе: «Дониш», 1977. ..;-. .:...
16 Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давани.-Душанбе: «Донйш», 1992.
"Раджабов М.Р. Абдуррахман Джами и таджикская философия ХУ в. - Душанбе: «Ир
фон», 1968. '
1 Шамолов А.А. Проблема счастья в этических концепсиях Абухамида Газали и Насириддина Туей. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. 1993.
О месте и влиянии Насириддина Туей, в очень сжатой форме упоминает А.М.Богутдинов. Он пишет, что «философ был последователем Ибн-Сины и защитником его идей, писал комментарии к отдельным его книгам, в его работах получили яркое освещение многие вопросы философии, в этике он придерживается таких же взглядов, как и Насир Хисрау».19 Быть может, следовало бы говорить о созвучности этического учения ал-Фараби, Ибн-Сины и Насириддина Туей.
В работе М.Д.Диноршоева «Философия Насириддина Туей» дается обстоятельный анализ различных аспектов философской концепции Насириддина Туей и отмечается, что «...интересны и социологические его идеи. В частности, обращает на себя внимание положение мыслителя о том, что без производства и накопления продуктов питания человеческий род не может существовать, что в основе возникновения семьи лежат экономические причины и нужды продолжения рода».20 М.Д.Диноршоев высоко ценит и содержание третьей статьи «Ахлак-и Насири». называемой «Городская политика», «где Насириддин особое внимание уделяет вопросу о роли взаимопомощи в жизни общества, поддерживая и развивая идеи Фара-би и Авиценны».21
М.Р.Раджабов, признавая разностороннее воздействие Насириддина Туей на развитие философской мысли, особенно её практической части, ставит его наряду с истинными борцами за свободу мысли, за истину, за утверждение духовных человеческих ценностей, за социальную справедливость. «К числу таковых,- пишет философ,- принадлежит этическое учение выдающегося ученого и философа Насириддина Туей, изложенное в его социальном произведении «Ахлак-и Насири» («Насырова этика»)».
Н.Идибекову принадлежит заметная заслуга в изучении теории Насириддина Туей о свободе воли. Он в суммарной форме выдвигает свои идеи об историческом развитии проблемы, доказывая их на основе взглядов конкретных мыслителей (Васил, Ашари, Наззам, Мухтамир, Аттор, Санои, Джалолид-дин Руми, Фараби, Ибн-Сина и др.) и учений различных мусульманских сект. Но когда он пишет о вкладе Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда в решении вопроса свободы воли и считает их главными опорами Насириддина Туей, тогда возникает сомнение в том, что Ибн Рушд является источником его идей по данному вопросу. Ибо об этом в работе Насириддина по этике нет сведений. Однако может быть, что Н.Идибеков ссылается на аналогичность мысли всех троих философов.
БогоутдиновА.М. Эпоха Абу Али Сино и формирование его научных взглядов. //Ибн Сина. Донишнамэ. - Сталинабад, 1957.- С. 51.
20 Диноршоев М.Д. Философия Насириддина Туей. С. 24.
21 Диноршоев М.Д. Указ. раб. С.25.
Р.С. Комилов, изучая социально-утопические взгляды На-сирддина Туей, его социальную утопию относит к неотделимой части общественно-политических идей мыслителя.22 Говоря о несовпадении взглядов Насира Туей с взглядами его предшественников, он верно, констатирует факт более существенного отличия взглядов Насириддина Туей от взглядов его предшественников по отношению к равенству, считавшемуся основной целью справедливости. Согласно справедливому суждению Р.Комилова, если его предшественники под равенством подразумевали лишь равенство материальное (например, маздакиты), то у Насириддина это понятие употребляется в более широком плане и распространяется на сферу права и политики.23 В работах Р.Комилова затрагиваются и другие стороны социальной философии Насириддина Туей.24 Но они имеют локальный характер и относятся к отдельным моментам его работ.
Полезные для изучающих социальную философию Насириддина Туей научные сведения и заключения мы находим и в других работах Р.С.Комилова.
О близости социально-этических и общественно-политических взглядов Мискаваиха и Насириддина Туей пишет М.Исоев. Он указывает, что «Насириддин Туей - последователь и продолжатель этических мыслей Мискаваиха», и Насириддина Туей считает среди философов первым, кто обратил внимание на этические учения Мискаваиха.25
М.К.Мирбобоев в своем исследовании «Этика Джалолиддина Давони» останавливается на ряде положений в концепции морали таджикско-персидских философов Фараби, Ибн-Сины, Мискаваиха, Насириддина Туей, Давони, Али Кушчи и др. Он говорит, что в своих нравственных воззрениях Давони выступает как последователь вышеназванных мыслителей. И что Давони написал «Ахлок-и Джалоли» согласно существующим богатым этическим традициям, на основе учений своих предшественников, в частности Н. Туей.26
Об идентичности нравственных идей Газзали и Насириддина Туей говорит А.А.Шамолов.27 По А.Шамолову, «...отправным пунктом этического учения обоих земляков служат пути достижения совершенного счастья».28
Комилов Р.С. Социально-утопические учення в истории таджикской философии XI11 -ХУ веков.- Душанбе, 1993. - С 62. " Комилов Р.С. Указ. раб. С. 71. 14 Там же.
25 Исоев М. Хикмати амалии Мискавайх. -Душанбе, 2003. - С.134- 145.
26 Мирбобоев. М, К. Этика Джалолиддина Давони. - С. 46.
27 Шамолов А. Проблема счастья в этических концепциях Абу Хамида Газали и Насирид
дина Туей.// Изв. АН РТ. Серия: философия И право. 1993, - № 3. Его же: Сравнительный
анализ этики Газали и Насириддина Туей- Душанбе: «Ирфон», 1994. Его же: « Эликсир
счастья» и «Насирова этика» - достоверные источники науки об этнке.//Точикистон.-
1996.-№ 1-3.
28 Раджабов М. Р. Указ. раб. - С.237.
Отдельные аспекты социальной философии «Третьего учителя» изучены азербайджанскими учеными А. К. Закуевым,29 Г.Д. Мамедбейли30, Ш.Ф. Мамедовым,31 А. К. Рзаевым 32 и др. В работах этих исследователей в очень сжатой форме излагаются Насириддинова теория идеального общества и некоторые его идеи о воспитании детей, о роли совместного труда на пользу общества.
Из европейских ученых социальной философии Туей наибольшее внимание уделяет Х.Корбен. Он в своей работе «Та'рихи фалсафаи исломи» («История мусульманской философии») рассматривает многие стороны творчества «Третьего учителя». По мнению Х.Корбена, пик творческого наследия и развития духовной личности Насириддина Туей более заметен в области практической философии, например, в его книге «Ах-лак-и Насири». В области мистицизма и шиитского суфизма его идеи отражены в его небольшой работе «Авсаф ал-ашраф» («Характеристики благородных людей»),33 хотя она и является работой мистического содержания, но написана философским языком и в философском духе.
Из вышеизложенного вытекает, что социальные воззрения Насириддина Туей не нашли еще сколько-нибудь полного своего изучения. О его социальной философии до сих пор нет цельного и обстоятельного исследования.
Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, диссертант ставит перед собой следующие цели:
- проанализировать и выявить сущность нравственных
взглядов Насириддина Туей, исходя из требований нового под
хода к исследованию исторических и философских учений, про
диктованного реалиями нашего времени;
раскрыть сущность социальной философии Насириддина Туей, её проблематику, основные категории и понятия, самобытность его социальных взглядов;
оценить разноречивые подходы к исследованию социальной философии Насириддина Туей, существующие в исследовательской литературе;
определить теоретическую и практическую значимость социальной философии Насириддина Туей;
выяснить значимость социальной философии Насириддина Туей для современности;
Закуев А. К. Психологические взгляды Насириддина Туси.//Тр. Ин-та ист. и фил. АН Азербайджана. Т. б.-Баку, 1955.
30 Мамедбейли Г.Д. Выдающийся азербайджанский ученый.//Изв. АН Аз - на. 1951. №9.
31 Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. - Баку, 1965.
32 Рзаев А. К. Насирэддин Туей. Политика - правовые воззрения,- Баку, «Эям», 1983,
33 Корбен X. История мусульманской философии. С. 114-115.
- определить историческую судьбу философии Насирндди
на Туей и ее влияние на социально-теоретическую мысль му
сульманского мира.
В связи с вышеуказанной целью диссертант решает следующие задачи:
-выявить социально-этические, общественно-политические и духовно-культурные истоки социальной философии Насирнддина Туей;
-определить сущность социальной философии Насирнддина Туей о морали: а) учение о человеке как начале и основе философии морали; б) сущность морали и её изменчивость; г) виды и роды моральных качеств; д) порядок приобретения добродетелей и ступени счастья; е) методы совершенствования морали и принципы сохранения здоровья души и её излечение;
- выявить основные особенности и социальную значи
мость философии домоводства Насиридина Туей;
определить сущность, задачи и содержание гражданской философии Насирнддина Туей;
раскрыть сущность взглядов Насирнддина Туей об обществе, государстве и его формах;
определить влияние социальной философии Насирнддина Туей на последующее развитие этой отрасли знания.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проведено обобщающее исследование социальной философии Насириддина Туей.
Наряду с этим в диссертации впервые обосновываются следующие идеи:
Насириддин как учёный и философ сформировался в противоречивую эпоху, когда противоборство между различными социальными и этническими группами, религиозными учениями и философскими доктринами приняло острые формы. Именно эти культурно-исторические реалии предопределили стиль социального мышления мыслителя;
систему социальной философии Насириддина Туей составляют учения (1) о морали и нравственности, (2) о домоводстве и (3) гражданской мудрости. В связи с этим система социальной философии Насириддина Туей глубоко отличается от системы социальной философии ал-Фараби, заключающей в себе такие структурные элементы как (1) гражданская философия и (2) философия нравственности. Трехчленная система социальной философии Насириддина Туей, по всей вероятности, формировалась, с одной стороны, на базе гражданской философии ал-Фараби, с другой - на основе учения Ибн-Сины о нравственности и домоводческой мудрости (тадбири маизил);
- этика Насириддина Туей по своей сути носит эвдомони-
ческий характер. Это подтверждается как его учением о добро
детелях, так и учение о формах и принципах морали. Важней-
шим средством достижения счастья он считает производительный труд на собственное благо, на благо других людей и общества;
Насириддин Туей является одним из первых мыслителей, который в борьбе с ашаризмом и другими школами калама утверждал принцип изменчивости морали под влиянием общественной среды и воспитания. Тем самым он возвышал роль обучения, образования и воспитания;
философия домоводства Насириддина Туей в большей мере овеяна мусульманским духом. Это особенно проявляется в ходе изложения взаимоотношения супругов. Но вместе с тем его домоводческая мудрость глубоко пронизана гуманистическими идеями и мыслями, что ярко проявляется при анализе проблемы взаимоотношения домохозяина и слуг. Он вслед за Авиценной и вопреки Платону и Аристотелю считает, что рабы и слуги также люди и достойны соответствующего социального признания и уважения;
определяя общество как союз людей ради добывания средств существования, Насириддин Туей в принципе правильно определяет сущность и значение общества. Важнейшим условием бытия общества он считает разделение труда, мотивируя это тем, что один человек не в состоянии произвести все жизненные блага, необходимые для нормального бытия;
Насириддин Туей вслед за ал-Фараби и Авиценной анализируя проблему добродетельного города и недобродетельных городов, по существу анализирует проблему различных типов государства. Анализ показывает, что добродетельный город, не имеющий, по ал-Фараби и Насириддину Туей, никаких форм и разновидностей, представляет собой прообраз гражданского общества.
Эти идеи, определяющие новизну диссертационного исследования, выдвигаются на защиту.
Теоретической и методологической основой исследования являются диалектические принципы историческо-философского исследования, исторический, логический, герменевтический, сравнительный и системный методы анализа. В качестве теоретической и методологической основы диссертационного исследования использованы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых по теории развития историко-философского процесса.
Источники исследования. К источникам исследования относятся «Авеста»34, «Авесто»,35 труды Насириддина Туей «Ахлак-и Насири» («Насырова этика»), «Ахлак-и Мухташами»
3-1 «Авеста». Перевод с авестийского и комментарии профессора И.М.Стеблин - Каменского. - Душанбе: «Адиб», 1990.
35 «Авесто». Перевод и исследование Джалила Дустхах - Душанбе, 2001.
(«Мухташамова этика»), «Адаб ал-мутааллимин» («Воспитание учащихся»), «Авсаф ал-ашраф» («Описание достоинств благородных людей»), «Сайру сулук» («Жизненный путь и идейное формирование»), «Шарх масалат ал-илм» («Комментарий к проблеме науки»), сочинения Платона, Аристотеля, Боэция, Ибн ал-Мукаффы, ал-Фараби, Ибн-Сины, Мухаммада Газзали, Унсуралмаали Кайкавуса, Абу Али Мискавайха, Ибн Халдуна, Джалолиддина Давони и др., сведения, о которых даны в списке использованных источников и литературы, помещенном в конце диссертационной работы.
Теоретико-методологическая и практическая значимость исследования.
Материалы диссертации могут быть использованы при:
разработке социально-нравственных, общественно-политических концепций, имеющих историческое значение, отвечающих современным духовно-культурным потребностям нашего народа;
написании истории социально-политической мысли и социальной философии стран Ближнего и Среднего Востока. А также при чтении курсов лекции по истории философии в вузах и общеобразовательных школах;
изучении истории и теории практической философии и составлении учебников и учебных пособий для высших и средних учебных заведений.
Многие положения дидактического и этического учения философа-моралиста, рассмотренные и изученные в диссертации, могут быть широко использованы при разработке различных программ учебно-воспитательного характера.
Апробация работы. Основные положения работы изложены в публикациях автора, в его выступлениях на различных научных семинарах и ежегодных научных конференциях, проводимых в Таджикском государственном университете коммерции, на лекциях и практических занятиях, при обсуждении диссертации на кафедре «Философии и культурологи» Таджикского государственного университета коммерции и Отделе истории таджикской философии и стран Востока Института философии им. Академика А.М.Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан. Основные положения диссертации опубликованы в монографии «Социальная философия Насириддина Туей». -Дущанбс, «Дониш», 2007, и в 18-ти статьях. Материалы диссертации использованы автором при написании учебного пособия «Ахлок-и муносибатхои расми (кори)» («Этика деловых отношений») - Душанбе, «Ирфон», 2006, а также в монографии «Социально-этические взгляды ал-Калкашанди». - Душанбе, 2007.