Введение к работе
Актуальность темы исследонаннн. История философия является признанной школой мысли, и поэтому она всегда актуальна. Ибн Сипа признан величайшим персидско-таджикским философом средневековья, продолжившим линию всемирно известного древнегреческого философа Аристотеля.
Анализ и интерпретация его философских взглядов были в центре внимания как восточных, так и западных мыслителей, по-разному оценивших его философскую концепцию. В ряду исследователей философского учения мыслителя особое место занимают современные арабские философы. Одни из них ізидят в нём религиозного философа, склоняющегося к объективному идеализму (Махмуд Аббас)1, другие считают его последователем Платона, а не Аристотеля, доказывая, что следование им Аристотелю было поверхностным и внешним,. а не сущностным (Джамил Салиба) " , третьи называют общую тендёнцшо его философского учения материалистической (Хусейн Мурувва и Тайно Тайзини), четвертые в философии Шайх-ар-Раиса находят множество элементов экзистенциализма и считают, что он за десять лет до кончины полностью обратился к экзистенциализму (Абд-ар-Рахман Бадави и Тайсир Шайхуларз ), пятые интерпретируют философию Авиценны как дуалистическую (Маджид Фахри6). Уже анализ и адекватная оценка этих разноречивых подходов к философии Иби Сипы, а также определение истинной сущности его взглядов свидетельствуют о том, что избранная автором тема вполне актуальна и требует самостоятельного диссертационного исследования. Актуальность настоящей темы подтверждается необходимостью классификации точек зрения арабских исследователей:
сопоставление точек зрения арабских исследователей между собой и с оригиналами трудов Ибн Сины поможет установить истинную сущность философии Ибн Сины и более адекватно определить главные тенденции в его философии;
определение сущности философии Ибн Сины на основе компаративного сопоставительного анализа оценок современных арабских философов, что даёт возможность лучше понять место философии Ибн Сины в ряду многочисленных философских учений и его влияние на последующее развитие философской науки в мире (на мусульманском Востоке и в Европе);
-выявление мировоззренческой направленности философии Авиценны на
1 Аббос Махмуд ал-Аккад. Ал>тлайх ар-ра::с Ибн:: С;::ю. (на арабском языке). Каир, 1967. С. 120. 1 Саллба Док. Тарігх ал-фалсафати ал-гргб;:ят:і (на арабском языке). Бейрут, 1973. С. 692.
3 Хусейн Мурузза. Аи-ноз::ъот ал-модд;:я ф::л-фалсафат;: ал-арао::я ал-::слам::я(на арабском языке) Бейрут, 1979.
С. 689
4 А5д-ар-ра.хмсн Бадаз::. Длрасат с:;:: ал-фалсафатп ал-ву::уд::ят:ї. (на арабском языке). Ка::р. 1966. С. 264.
5 Тайскр Шгйх-ул-Ард. Ал-мат.\глу-;:ла фалсафат:! И5н;і С::иа. (на арабском языке) Дамаск, 1967. С. 520.
6 Мач;:д Оахр;:. >їстор;:я исламской ф::лософ;:::т(на перс::дском языке). Тетера::, 1372. С. 438.
основе сравнительного анализа взглядов современных арабских философов чрезвычайно важно для независимости культурного строительства и развития национального самосознания таджиков, и других народов Ближнего и Среднего Востока, а также Центральный Азии;
- арабоязычная историко-философская исследовательская литература до сих пор никогда еще не была предметом серьезного системного анализа на всем постсоветском научном пространстве. Все научные работы, которые прямо и косвенно затрагивают арабские источники по исследованию творчества Ион Сины и других средневековых философов народов Востока имеют фрагментарный характер и в них арабоязычная исследовательская литература не являются прямым объектом историко-философского исследования.
Степень изученности темы. Тематика философии Ибн Сины и оценке современных арабских исследователей не была еще предметом широкого и специального исследования. Тем не менее, следует отметить, что работы арабских исследователей более или менее успешно привлекались видными советскими и российскими учёными, такими как А.В.Сагадеев, М.Т. Степанянц, Игнатенко и др., при написании своих монографических работ по истории арабоязычной философии. Однако эти работы не отражают всё многообразие, пестроту поставленных проблем, а затрагивают лишь отдельные аспекты исследуемой проблемы. Несмотря на фрагменталыюсть подхода этим авторам удалось определить доминирующую тенденцию арабоязычных исследований, что, по их мнению, выразилось или в модернизации средневековой философии (Абд-ар Рахмап Бадави), или в подчеркивании ее религиозности и ее подчиненности идеологическому запрос}' эпохи(М.Т. Степанянц). Так, Сагадеев в своей статье «Абд-ар Рахман Бадави и экзистенциализм в арабских странах» упоминает арабских философов, которые считали, что Князь философов в конце своей жизни пришёл к философии экзистенциализма . М.Т. Степанянц при рассмотрении современных «мусульманских концепций» в философии и политике (XIX- XX вв.) выделяет в качестве главных четыре типа религиозного сознания, а именно: ортодоксию, модернизм, реформаторство, возрожденичество. В свою очередь А.С. Абдулазизов написал работу под названием «Актуальные проблемы философской мысли в современном Египте» . Этот ученый, ограничившись анализом учения египетского философа-материалиста Махмуда Амина ал-Алима, подверг детальному рассмотрению его научно-философские статьи, опубликованные в сборнике «Маарик-ал-фикрия («Идейные бои »).
Исследованиям современных арабских философов, посвященным Ибн Сине, уделил свое внимание таджикский ученый-философ Комил Бекзода,
1 Сагадеез А.В. «А5д-ар Рахман Бадазпи философия экзистенциализма в арабских странах»// Современные
теологические проблеьгы в странах Аз;::і и Афкхе. М., 1970
2 Степанянц М.Т. Мусульманские концепції:: в философ:::::: политике (XLX- XX вв.). М, 19S2 .248. С.
3 Абдулазизов А.С. Актуальные проблемы философской мысли в современном Египте. М, 1991. S2 С.
4 Махмуд Амин ал-Алпм. Идейные бок. МЛ 974, 272. С.210
который еще в 80-е годы опубликовал статью «Современная философская мысль в Арабской Республике Египет»1. Он подразделяет представителей философских течений Арабского Египта на следующие группы: 1) последователи течения современного арабского материализма — Махмуд Амин Алалим, Салама Муса, Исмаил Мазхар, Умар Инаят, Хусайн Фавзи, Махмуд Азми, Ибрахим ал-Мисри, Али Адхам, Касим Амин, Никола Хаддад и др; 2) последователи идеалистических и в то же время провосточных воззрений с упором на традиционную философию или философскую мысль прошлого. Это Аббас Махмуд Алаккад, Мустафа Абдураззик, Ибрахим Мадкур, Мухаммад Гулаб, Ахмад Фуад Алахвани, Мухаммад Газза.ти, Халид Мухаммад Халид, Сайд Кутб, Али Сами Аннашар, Мухаммад Абу Раен, Мустафа Хилми, Махмуд Касим, Мухаммад Кутб и др. Эти ученые-традиционалисты считали, что европейская цивилизация возникла на базе восточных знаний и по сию пору находится под их воздействием; 3) последователи европейской философии в большинстве своем опираются на философию экзистенциализма. Это - Абдурахман Бадави, Закариё Ибрахим, Махмуд Анис Мансур, Абдугаффар Макави, Абдулмуним Муджахид, Махмуд Раджаб, Заки Наджиб Махмуд, Усман Амин, Махир Насим и др.
Дополнением к теме стала и другая небольшая по объещ' статья Комила Бекзода - «Абу Ати ион Сина в современном арабском мире»/ где кратко, но весьма содержательно рассматриваются теоретические воззрения современных арабских философов.
Эти философы считали, что древневосточные и мусульманские учения не имели сколько-нибудь важного значения для развития человеческой цивилизации. Это философское направление, оказав воздействие на арабский мир, нашло своих сторонников в Сирии, Арабских Эмиратах, других арабских странах. Проевропеііские философы более склонялись к европейским философским учениям и достижениям и недооценивали достижения народов Востока. Автор статьи считает, что на воззрения Фуада Закарийи имели влияние убеждения Чарльза Пирса, на Абдурахмана Бадави - учение Мартина Хайдегера, на взгляды Заки Наджиба оказали влияние мысли Опоста Конта и Бертрана Рассела, а суждения Абдулгаффора Макави несут отпечаток учений Жана Поля Сартра и Альберта Камю3.
К сожалению, данная тенденция, т. е. оценке исследований арабоязычных философов, получила дальнейшее и всестороннее развитие остались очень недоработок философского проблемами и огромное поле для более широко исследования. Схематические, но смелые предложения указанного автора не
Современная философская \л.:сль з Арабской Республике Нгппет // Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе 19S7C.77-81.
Ксмил Бекзода. Абу Алл пбн Слна з современном арабском мире// Паембаронп фархантп мо. Дуптан6е,20С0. Т. 1 (на тад-,кпкискам языке)
См.: Современная философская гуысль з Арабской республике Египет.// Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. Д.,1987,С. 77-81.
покрепились серьезными научными трудами.
Цель н задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является:
- анализ точек зрения современных арабских философов о сущности,
значении и мировоззренческой направленности философии Ибн Сипы и
определение их соответствия контексту трудов мыслителя. При этом свой анализ
автор основывает не на рассмотрении позиций всех представителей того или
иного течения, а только на оценке философии Ибн Сипы лидерами
идеалистического и материалистического направлений в современной арабской
философской мысли, а также наше исследование ограничено вопросами
онтологии и гносеологии.
Эта цель реализуется на основе решения следующих задач:
исследование адекватности точек зрения тех арабских мыслителей, которые считают онтологию Ибн Сины религиозно-идеалистической, основанной на платонизме, а не аристотелизме;
изучение крайности позиций тех современных арабских философов, по мнению которых Ибн Сина в своей гносеологии отстаивал идеалистическую традицию, а именно идеи Платона и Плотина;
выяснение сущности одиостороней концепции современных арабских философов, рассматривающих онтологию Ибн Сины как сугубо материалистическую;
- установление сущности гносеологии Ибн Сины в интерпретации современных арабских философов, и адекватной оценки их взглядов.
Научная ноншна исследования и положение которые выносятся на защиту прежде всего, заключается в том, что в нём впервые обстоятельно рассматриваются различные взгляды современных арабских историков философии о сущности философии Ибн Сины, ее мировоззренческом характере и историческом значении. Автор в качестве новизны своей работы выдвигает и следующие положения:
обосновывается, что многие современные арабские философы-идеалисты, преувеличивают идеалистические тенденции онтологии Ибн Сины;
доказывается, что в онтологии Ибн Сины, присутствуют элементы платонизма и неоплатонизма, аргументируется, что Джамила Салиб неправ, когда утверждает, что Князь философов более платоник, чем аристотелик;
на основе всестороннего исследования всех существующих исследований, посвященных наследшо Ибн Сины, анализа исторического и культурного контекста эпохи выявляется, что арабские философы - традиционалисты слишком односторонне исследуют и интерпретируют гносеологическое учения Ибн Сины, считая его гносеологию исключительно идеалистической;
подвергается сомнению и показывается односторонность мнения об исключительно идеалистической тенденции философии Ибн Сины;
в гносеологии Ибн Сины, конечно, имеют место идеалистические идеи и
тезисы, но, судя по контексту его трудов, трудно согласиться с мнением Джамила Салиба об абсолютно идеалистическом характере гносеологии мыслителя;
- показывается непродуктивность редуцирования философского учения Ион Сины арабскими философами-материалистами к более поздним философским течениям (Европы), в том числе материализму, что приводит к упрощению этой сложной философской системы времен мусульманского Ренессанса.
обосновывается, что в онтологии Ион Сина преобладает материалистическая тенденция, особенно в его натурфилософии. Но автор воздерживается от намерения преувеличивать эту тенденцию, как это делает Мурувва, ибо без сомнения Ибн Сины наряду с физическими основаниями бытия признавал и его метафизические начала;
- подвергается также критике односторонняя позиция исследователей относительно гносеологии Ибн Сины.
- сильная материалистическая струя имеет место и в гносеологии Ибн Сины, но его гносеология не лишена идеалистических и мистических налетов.
Эти новые идеи выносятся на защиту.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Методологическую основу диссертации составляют общефилософские и
общенаучные методы. Автор, применяя методы анализа и синтеза исторического,
и логического, сопоставительного и сравнительного, системного и
герменевтического, соотношения текста и контекста, попытался более адекватно раскрыть сущность взглядов современных арабских историков философии на философию Ибн Сины на основе независимого, более объективного подхода к первоисточникам эпохи Ибн Сины.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в лекциях и спецкурсах по истории философии стран Ближнего и Среднего Востока, а также при переосмыслении и написании истории философии и истории культуры народов этих регионов.
Апробация работы. Работа обсуждалась на расширенном заседании отдела истории таджикской философии Института философии АН РТ и была рекомендована к защите. Основные положения работы освещены в опубликованных автором монографиях и научных статьях, а также доложены на семинарах и конференциях, посвященных 1025-летнему юбилею Ибн Сины. Основные положения диссертации еще использовались на теледебатах ( ТВТ,-«Таджикские телевизор» март 2008), а также изложены на заседании философского клуба «Чахони андеша» («Мир мысли»).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.