Введение к работе
Актуальность исследования определяется самобытным творчеством М.И.Туган-Еарановского и его почта полным незнанием сегодня, ила даже знанием, но односторонним и предвзятым. До последнего времени Михаил Иванович Туган-Барановский /1865 -1919/ - экономист с мировым именем, социальный философ и крупнейший теоретик кооперация - рассматривался по преимуществу в качестве "легального марксизма",' то есть как ученый, в работах которого по экономике, в известной степени основанных на экономическом учении К.Маркса, доказывалась:необходимость капиталистического развития в России и критиковались социально-экономические взгляды и методы шродников. Пра этом своеобразие его собственных социально-философских взглядов оставалось Совершенно незамечаннш.
Б отличии от актуальности результатов работы исследователя материальной конкретности актуальность достижений отвлеченного мыслителя, каким был Туган-Барановский, определяется преадо всего глубиной я оригинальностью его теорий, тогда как ах прикладные аспекты являются вторичными. Вместе с тем Туган-Барановский не был настолько самобытным ученым, чтобы стать основателем еколы или направления. Но не был он и чьим-либо апологетом. Здесь уместно сослаться на сказанное о нем Д.Н.Овсялзко-Куллковским: "Оригинальность Туган-Бара-повеного сказалась именно в отсутствии новшеств, странностей и уклонов мысли, - в стойком самообладании мышления," - в гармоническом синтезе требований научности с идеалистическими запросами духа"1.
Туган-Бзрановскяй создал своя собственную версию материалистического понимания истории, достаточно стройную и далекую от ортодоксии, а тагае вариант теории социализма," который мог бы быть назван гуманистическим социализмом. Разумеется, Туган-Барановский был человеком своего времени и не
Овсяшзко-Куляковскнй Д.Н. Незабвенной памяти М.И.Туган-Барановского/Луган-Еарановскиа М.И. Нравственное миросозерцание Достоевского. Одесса. 1920. С. 2.
избегал влияния модных тогда течений. При всем том его трудно отнести к какой-либо иколе. Он был открыт всем течениям и теориям. Подобно П.Струве М.И.Туган-Барановский мог сказать о себе, что он не боится бить дижпм и брать то, что нужно в у Канта, и у Маркса, и у Шопенгауэра, и у социалистов-утопистов. Но он не просто повторял или распространял идеи узе ез- . вестяых ынсдителей, он создавал с ех вошзью новое.
Как "русский мыслитель М.И.Зуган-БарановоюШ актуален для пошаиовя отечественной общественной мысля начала XX века, интересен он и для исследования истории іідє2 марксизма я социализма.
Степень разработанности проблеми. Туган-Барановскому не повезло со своими исследователями. Написанное сразу после смерти ученого А.Н.Анцыферознм стало, к сожалению, пророчес-ким: "Правда, ш чрезвычайно легко и легкомысленно создае:.! "героев" и поклоняемся им,, как героям, как язычники свош кумирам, л в то ке время не умеем ценить истинных духовных зоддей. В частности, наука л ее представители никогда в нашем обществе не пользовались ни признанием, ни почетом. Гем хуже. Все это - несомненные признаки нашей культурной отсталости"1.
Немногочисленную литературу, посвященную соціальним воззрениям Туган-Бараяовского можно разделить на три группы.
К первой ыозно отнести публикации знавках его людей,
вышедшие сразу поело его.смерти. Это небольшие книгка С.Ава-
лиашз, А.Н.Анцкферова и ученика Тутан-Баравовского известно
го эконошзста Н.Д.Кондрагаева, а такав ухе цитированное пре
дисловие Д.Н.Овсянико-Кулаковского. , ,
Ко второй группе следует отнести работн, написанные с ортодоксально марксистских позиций. Их тон, позиции и оценки были заданы отноаенаеы к Туган-Барановскому В.И.Леяина, . называвшим его Н8 иначе как "буржуазный экономист", "кадетский профессор", "прислужник буржуазии", "либеральный и прогрессивный "карксоед", "либеральный профессор", Вместе с тем необходимо добавить, что Ленин высоко оценивал экономические
1 Анцыферов А.Н. М.И.Туган-Барановский. Харьков. 1919. С. I.
2 '":'.:'
работа Тугаи-Барановоіюго, правда, в тої их -аста, которая ав содержала критика Маркса, ^юме самого Ленина х этой группе евтсроз откосятся Ы.Ояеноз, кшуставгаа еще до рэволндоз книгу "Так назшяекнй кризис їларксагіла", а такко советскпа автора Ы.Б.Ейлкян, Б.А.Чагая, А.В.Востракова, А.Я.!Гурдазов. Причел последние писала непосредственно.но о Туган-Барановсксм, а о "легальном іарксивмв", который в своз очередь расскатра-гаяся по сам по себе, а как временшй союзяак иарксастов э борьба с нередшкагла п как оппонепт Ленина. Отдельные продс-таватеяа "легального кзрксязул" практически не выделялась а нэ обособлялись. ТскстологичоскяЗ анализ и самостоятельность сугдеплЗ в такого рода исследованиях со времени.! еоо болаз зеиешгшев традицией соплах на руководящие цататы из класса-коз я дяректавшіх партайпЕс дехсуглентоз. 1С старил эпитетам прибавлялись повіз. Утверждалось, что "Струвз а Тугсн-Еара-иозскЕй а другас "крайка" es дали ш одкоЗ повой іовла по орзвнеадэ с азбатплзі если.! Ійрксом опровергнутыми аргументами вульгарних бурііуазнік эксяогпетов" , а. сам Туган-Еарановс-ка2 - "угодлавнЗ слуга бур.чуазап"". Б ва.чу Туга ну а друга.! "легальним г.лрЕсастам" вменялась исключительно крятакэ і/лрк-сагыа. .Как яравзло, уровень подобных работ бил казок а далек от норм научного псследовзнля. Нельзя но согласиться с 2.И.
КорОЛЬКОВОІІ, ЧТО "33 семьдесят ЛЄТ, ЦрошеДЩІХ СО ДНЯ ОГО ГІ1-
белп, у use по яашюсь пя одного исследователя, которій би занялся Есорьсз азучзп;:е.\! его богатого паслодля"' .
Лань в яоелодизо врзг.к, начиная с 1939 года появилась работа, автори которік строят свое поникание его творчества па осноеэ тщательного изучения текстов. К отим авторам отно—
1 Гавралоз А.А, Борьба В.И.Леялна протав регпзпа экопог.шчее-
ного ученая 1.'яркса-Эигельса "лэгальтлга марнсастат.а". Авто-
рол, длес. ... кавд. эконом, паук. Л., 1952. С. 12.
2 Кругляк А.А. Распространенна экономического ученая а побе
да левЕнсках идей в борьбе протав "легального иаркспзка" па
Украппо_в ковде ИХ века. Авторе}, дясс. ... кзпд. эконом.
Тйук.~К.,""~1955. С. 15.
^ Королькова..Е. Дула, преисполненная верц//3яанаэ - сала,
сятся Л.А.Булочнакова, Г.Н.Сорвана,.Т.П.Субботина, Д.И.Ввд-
ран, Е.И.Королькова, С.Н.Татарникова, Л.С.Гребнев. Правда,
все это лишь небольшие статьи, только начинающие традицию
серьезного исследования наследия Тутан-Еарановского. Соот
ветственно своей задаче они ограничиваются визнеописанием и
изложением мировоззрения Туган-Барановекого в самом обцом
виде. ..
Цели и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в наиболее полном анализе социально-философского наследия іл.И.Туган-Варановского.
Поставлелікя в диссертации цель потребовала реиеш:я следующих задач: 1/прознализаровать матерпалистич.оскоо поникание истории Тугаа-Барановскпм; 2/асследоЕать его отнзгзкио к социальной теории І.іаркса; 3/реконструлровать обооксЕаппо Тугаи-Еараковским идеи социализма; 4/показать отношение учопого і: Канту; 5/вшісішть связь Тутан-Баранозского с социалистической традицией; 6/дохазатъ своеобразие его социалистических взглядов.
Теоретпко-і.'.етодологичеокои оокоьок диссертации ивляахся принципи системного подхода, примененные в изучении творчества Туган-Барановского и конкретизированные следующим образен: l/внчленекие основных идей его совдальш-йидософекпх построений; 2/раакрытие их содержания; 3/поиск связей и отношений ыегду нк.а, представлягздих социальную философий Туган-Бзра-новского как нечто цельное, единое.
Научная новизна диссертационной работа состоит в следующем:
-
В советской литературе Туган-Барановский рассматривался по преимуществу как представитель "легального марксизма". В настоящей работе впервые показано, что социально-философские взгляды ученого носят оригинальный, индивидуально-творческий характер, выводящий их за райки той иди иной школы ила направления. '
-
В проведенном исследовании социальная теория Туган-Бараяовского представлена не отдельными фрагментами или аспектами, а годностью, в единстве всех своих частей.
-
В данной работе раскрываются содержание и характер обоснования Туган-Бараяовскнм ядеи и идеала социализм.
4 .,
4. В дассертащш выявлены тэ лнчиостннэ ориентация Зутан-Еарановского, готорка легла а основу выработанной пи теораи ссаваяазда, в зкачатздьноа степеня основанной на глубокое нравственном убеждения, та> чоловэческая личность является осповоподагавдеа ценкоотьэ.
Основана положения дзссартацаи. внкоспмнз ка защиту. сеодятся к схвдувцему:
1. Содаально-фшгоосфскпэ взгляды Тутан-Еэраковского пред
ставляй? собоЯ два относительно самостоятельных комплекса
идей - иатераалистаческое понимание исторая я содпалястячес-
.куи теорнэ. Мезду наш существует тесная, органическая .связь.
-
От-Еоізгкло Тугая-Барановского к марксизму не 611 однозначним, только полозатальша ила только отрацэтелънтл, Сйо состояло з пранягаа шд основных жшкєнан социальной теория Маркса с одноврємеїшоЗ крятакой и:-: трактовки а обоснования. НаучннЗ соцаалазм !.'.аркса рассглтривадся Туган-Баракозскам как определи шшй этан социалистического двысп-щ, в значительной сгепвпа'исчерпавший свод возможности.
-
ііатераалзстячсское понимание нсторан по Іугзн-Еарзно-Ескому отлдчяо от теоран обцестр ІІзркса л от ее односторонне эксно1.яческлх пнтеряретацзіі. Аістлвязя человеческая юля вводится ш как элемент, равіпіі по значеная а опредолекнп экономическому фактору. Классовая борьба пнтерпретарустст учене-: по как глазная двк-уцзя сала исторического развития, а а его лкїїь как одна і:з на::,' далеко не всегда зікодящая на первин план. Туган-Барановсісай" страдает возможность существования эволщаошнг: законов общества и доказывает ирачяішо-фунхццо-ігалький характер исторических законов.'.
-
Сознательная человеческая воля, творячая псторщз наряду с эконоьаческиа условаяма, делает возмодапм создаїша разумного д гармонического социалистического общества. Будуча но своей прароде нланокернгм, оно доляно яметь тщательно нродукзннкЗ план построения. От ссшгок на естестзешпй ход нсторяа а объективные условая, от марксова социализма пообходило, счдтзот Тутан-Бараиовскнй, обратиться к опыту великих утопастов-соцаолястов ХК-го века, создателей идеалов-ироск-тов, ко из новом уровне - требующего синтеза научности /объ-ектавностя/ а утошгаіюста /идеальности/.
3-74S 5
5, Социализм, утверждает Туган-Барановскяй, возможен
только как социализм этический. Он опровергает марксовы до
казательства экономической гибели капитализма. Оставаясь вер-
нш социалистической традиции, ссшгаясь на природу человека,
Туган-Барановский считает, что таковая прежде и глуйке всего
состоит в этической максиме признания равноценности любой че
ловеческой личности. Капитализм нарушает этот принцип, эту
норму а потому достоеы гибели. Нарушение доказывается учета!
с помощью созданной им, по достаточно уязвимой, социальной теорий распределения, согласно которой капиталист нарушает атаку, используя рабочего в слоях лучных корноашк целях.
6. Тщательно рассмотрев к классифицировав социаластачое-
кие теории, Туган-Барановский приаел к виводу об их огравн-
ченности. Новая теория социализма возможна только как синтез
многих экономических, политических и культурних принципов,
ка:«шй из которых по отдельности бил заявлен в том -пли йнм
социалистическом учзішс. При этом во вновь создаваемой соци
алистической теории человеческая личность обьявляетоа главной
ценностью нового общества, краеугольным ка:.шб.м истинно-со
циалистического ученая.
Теоретическая я практическая значимость исследования заключается в более глубоко;.: и полной пошц.ганпп творческого наследия Туган-Еарановского, в существенном уточнокип его исторической оценки, а значит места и роди в истории общественной мисли и историй социализма.
Полученные выводы могут бкть использована в дальнеіішк.і при изучении и осмислений развития социальной философия в России в начале ХХ-го века.
Выводы диссертации могут бкть использованы такха при подготовке учебных, учебко-кетодических и справочных материалов.
Апробация и внедрение результатов исследования.Автор регулярно выступал на заседаниях кафедры философии УДН им. П. Луадунбы с сообщениями по теме диссертации.
Структура работа. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 6