Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Шабалкина Ксения Викторовна

Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе
<
Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабалкина Ксения Викторовна. Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Мурманск, 2007.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/474

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Женский вопрос в России в XIX веке 12

1.1. Социально-политические и философские идеи русских мыслителей XIX века о месте женщины в семье и обществе 12

1.2. Проблема бесправия женщины в российском обществе первой половины XIX века 36

1.3. Женская благотворительность как форма проявления социальной активности 57

1.4. Проблема образования женщин в русской философии второй половины XIX века 72

Глава 2. Проблемы женского начала и роли женщины в обществе в философской и общественной мысли России второй половины XIX века 107

2.1. Русские религиозные мыслители о женщине и ее роли в обществе 107

2.2. Женщины-мыслители России второй половины XIX века 135

2.3. Русские мыслители о Софии как выражении женского начала в мире 145

2.4. Проблема андрогинности как единства женского и мужского начал в русской философии 155

Заключение 165

Библиографический список использованной литературы 168

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования проблем, связанных с положением женщины в обществе, женственностью, женским началом, заключается не только в недостаточной разработке указанной темы в историко-философском контексте, но и обусловлена рядом культурных, духовных, социально-политических, экономических, демографических факторов настоящего времени. Сегодня традиционный консервативный стереотип понимания женщины и ее предназначения довольно размыт, а современный идеал деловой женщины, социально и политически ангажированной феминистки, не нашел всеобщего признания. Поэтому проблема идеального образа женщины в национальной духовной культуре представляется актуальной.

Социально-политические и научно-технические преобразования способствовали повышению образовательного и профессионального уровня женщин и обусловили жизненную необходимость повышения ее роли в обществе. Степень изменения роли и значения женщины в обществе вызывает более глубокий исследовательский интерес к сути женского начала в различных областях: социальной, политической, научной, производственной, творческой. Усиление внимания к указанной проблематике требует и более глубокого изучения философского наследия по данной теме.

Изучение возникновения и постановки женского вопроса в научных исследованиях приобретает особую актуальность в связи с обращением современного женского движения к историческим корням. Философский текст, являясь историческим источником для исследования воззрений определенной эпохи на взаимоотношения женщины и мужчины, на статус женщины, представляет несомненный интерес для современной науки. Изучение философской рефлексии женского и мужского начал, их природы и предназначения определяет место этих воззрений в системе миропонимания, включающего и национальные особенности.

4 Происходящие изменения в положении женщины в обществе могут быть

лучше поняты не только в результате изучения идей различных направлений

общественной мысли, но и через привлечение в современный дискурс

отечественной философской традиции, исследовавшей проблему пола,

андрогинности и роли женского начала в мироустройстве, ее «софийности».

Данное диссертационное исследование посвящено истории философского осмысления проблемы положения женщины в русском обществе. На основе анализа творческого наследия выдающихся мыслителей XIX века в работе прослеживаются изменения взглядов на роль женщины не только в обществе, но и в мироздании.

История становления женской проблематики, осмысление современных тенденций ее развития являются одной из центральных тем различных областей современного познания, в том числе и философского, что делает это исследование актуальным и востребованным.

Степень научной разработанности темы

Становление и развитие женской проблематики являлось предметом исследования многих видных отечественных и зарубежных авторов. Историко-философский подход к женской проблеме рассмотрен в работах таких философов, как А.С. Хомяков, М.И. Михайлов, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, П.Е. Астафьев, С.Н. Булгаков, B.C. Соловьев и др., а также на примере философских взглядов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.1

К середине XIX века в кругах передовой интеллигенции начинают обсуждаться проблемы женской эмансипации. Постепенно появляются научные

См.: Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. Женщины в университете. Джон Стюарт Милль об эмансипации женщин. Уважение к женщине. Парижские письма. СПб., 1903; Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Избранные статьи. М., 1975; Герцен А.И. Письмо К.Ж. Мишле // Избранные философские произведения: В 2 т. М, 1948. Т. 2. С. 134-153; Страхов Н.Н. Женский вопрос // Заря. 1870. № 2. С. 107-149; Булгаков С.Н. Купина неопалимая: опыт догматического истолкования некоторых черт, в православном почитании Богоматери. Париж, 1927; Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 21-23, 26; Соловьев B.C. Смысл любви // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2; Толстой Л.Н. Женщинам. М., 1909.

5 публикации, авторы которых анализируют место женской проблематики в

системе современных им и существовавших ранее юридических знаний, в

публицистике, в общественных умонастроениях.

Значительный вклад в изучение положения женщин, осмысление опыта

женского движения, выработку формулировки женского вопроса принадлежит

Е.О. Лихачевой, А.П. Щапову, С.С. Шашкову, Е.Н. Щепкиной, впервые

обозначившим женскую тему. Их концептуальные разработки были

представлены общественности не только в монографиях, но и на страницах

ведущих российских общественно-политических журналов «Дело»,

«Отечественные записки». Изучая исторические судьбы женщин разных эпох,

историк С.С.Шашков писал: «... ввиду вопросов эмансипации, волнующих

современные женские поколения, знание былых судеб русской женщины

представляется не только интересным, но и практически полезным для дела

освобождения»3. В числе первых обобщающих исследований по женскому

вопросу были работы Г.Е. Благосветлова «Женский труд и вознаграждение за

него», А.В. Амфитеатрова «Женщина в общественных движениях России»,

«Женское настроение: Очерки и заметки», Н. Котляревского «Очерки из

истории общественного настроения 60-х годов. Женский вопрос в его первой

постановке», в которых делались попытки обобщения итогов развития

женского движения, борьбы за доступ к образованию и другим сферам.4

См.: Безобразов П.В. О современном положении женщины. М., 1892; Петражицкий Л.И. О женском равноправии. СПб., 1907; Библиоман М. Исторические этюды о женщине. СПб., 1867; Благоразумов Н. Права и значение женщины в историческом их проявлении. М, 1880; Гиероглифов А. Общественное призвание женщин // Отечественные записки. 1863. № 8. С. 516-540; Лепко О. Женский вопрос // Отечественные записки. 1868. № 7/8. С. 26-29; Новик И.Д. Борьба за политические права женщин: Исторический очерк. М., 1906; Словцова-Камская Е.А. Женщина в семье и обществе // Исторический вестник. 1881. № 8 (август). С. 765-783; Тарасов И.Т. Об уважении к женщине. Ярославль, 1887. 2 См.: Щапов А.П. Положение женщины в России по допетровскому воззрению //Дело. 1873. № 4, 6; Шашков С.С. Главные эпохи в истории русской женщины // Дело. 1869. № 1, 2, 3; Лихачева Е.О. Женское движение за последнее десятилетие // Отечественные записки. 1880. № 3. С. 27-33; Щепкина Е.Н. Из истории развития женской личности в России: Лекции и статьи. СПб., 1914.

Шашков С.С. Очерк истории русской женщины. СПб., 1872. С. 3.

См.: Амфитеатров А.В. Женское настроение: очерки и заметки. СПб., 1907; Благосветлов Г.Е. Женский труд и вознаграждение за него // Сочинения. СПб., 1882. С. 73-114;

В.М. Хвостов в своем труде «Женщина и человеческое достоинство» рассматривал исторические судьбы женщин, воззрения на женскую природу, положение женщин в семье, воспитание и образование, анализировал политические права и культурное значение женской деятельности. В развитии женского образования, общественной благотворительности, улучшении условий труда и жизни он видел движущие силы для обретения женского равноправия.

Представители славянофильского направления в русской философской мысли А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский и другие рассматривали семью и женщину в рамках традиционной русской религиозно направленной философии. Они оценивали разрешение женского вопроса с традиционных патриархальных позиций, усматривая в эмансипации женщин стремление их к получению права на разврат наравне с мужчинами.

Доказательством роста актуальности женской проблематики в общественной мысли служит появление в периодических изданиях XIX столетия как переводных, так и отечественных публикаций по данной теме. Дж. С. Милль в работе «О подчинении женщины» даёт последовательное теоретическое обоснование необходимости полного равноправия женщины и выступает за женскую эмансипацию не только ради самих женщин, но и для усовершенствования общества в целом. Практически все издания того времени уделяли внимание женской тематике. Так, В.Г. Белинский на страницах журналов «Отечественные записки», «Современник» размышлял о человеческом достоинстве женщины, ее праве участвовать в общественной жизни. Во взглядах В.Г. Белинского на проблему брака содержится неприятие патриархальных домостроевских понятий, напротив, он уверен в том, что женщина «решительно должна отстаивать свое человеческое достоинство и право самостоятельно устраивать свою личную жизнь»1.

Котляревский Н.Очерки из истории общественного настроения 60-х годов. Женский вопрос в его первой постановке // Вестник Европы. 1914. № 2. С. 225-252.

Белинский В.Г. Рецензия на кн.: Призвание женщины // Полное собрание сочинений: ВІЗт.М. 1953.Т.2.С. 143.

7 Психологическое изучение особенностей женщин выразилось в

выявлении особых психических качеств женщин, которые стали предметом

научного исследования в псхологических трудах П.Ф. Каптерева «Душевные

свойства женщин», П.Е. Астафьева «Психический мир женщины, его

особенности, превосходства и недостатки». Подобные работы свидетельствовали

о все более возраставшем стремлении к пониманию мира женщины.

Философское осмысление женского вопроса нашло свое отражение в несомненно уникальных и своеобразных воззрениях Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского на сущность женской природы, отношений мужчины и женщины.

В философском наследии В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова изучению проблем пола, любви, женского начала также отводится важное место. В.В. Розанов при рассмотрении женского вопроса в работе «Женское образовательное движение 60-х годов» указывал, что стремление к науке не есть действительная потребность и право женщины. Женщина является символом, связующим род человеческий, признанной силой, красотой и правом женщины является «любовь». В центре его философии находится обоснование сущностного значения пола. В.В. Розанов поддерживал идею равенства полов, но только в одной сфере - сфере чувств и любви.

Свидетельством неизменного интереса к женской проблематике являются исследования Г.А. Тишкина, Н.Л. Пушкаревой, Э.А. Павлюченко, посвященные преимущественно осмыслению исторических корней этого вопроса. Труды О.В. Рябова, И.Л. Когана раскрывают более широко проблему женственности как таковой. В.В. Ванчугов, изучая жизнь и деятельность выдающихся женщин конца XIX - начала XX веков, особое внимание уделяет женщинам, которые внесли вклад в развитие отечественной философской мысли - В.А.Болтиной, М.В. Безобразовой, В.Н. Половцовой,

См.: КаптеревП.Ф. Душевные свойства женщин. СПб., 1895; Астафьев П.Е. Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1882. 2 См.: Розанов В.В. Женское образовательное движение 60-х годов // Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 129-140.

8 Е.Ф. Литвиновой, ЕЛ. Блаватской, Е.Ф. Писаревой, А.Н. Шмидт,

З.Н. Гиппиус.1

В своем исследовании Г.А. Тишкин, анализируя отечественную публицистику, отметил связь женской эмансипации с проблемой социального и семейного положения женщины и продемонстрировал различия задач освободительной борьбы разных общественных слоев. В его монографии дана общая характеристика обстановки общественного подъема в период либеральных реформ, особенностей духовной жизни общества, правового статуса женщин в 60-е годы XIX века, а также исторических условий формирования первых женских организаций.2

Очевидный интерес представляют работы О.В. Рябова, посвященные анализу взглядов на природу и назначение женщины, установлению связи понимания женщины и женственности с основными аспектами русской религиозно-философской мысли. Особое внимание он уделяет проблемам философии женственности. И.Л. Коган (псевдоним - Игорь Богин) в работе «Вечная женственность» исследует феномен женственности, ее психологический и философский аспекты.4

О.М. Вовченко в своих исследованиях рассматривает процесс становления теории и практики тендерного равенства, пути изменения положения женщин в обществе, а также концепцию тендерного гуманизма, отражающую стремление преодолеть противоречия мужского и женского существования через изменение системы общественного взаимодействия.5

Диалектика отношений женщины и общества в прошлом и настоящем, их место и роль в социальных процессах, проблемы женщины как субъекта социальных отношений нашли свое отражение в исследованиях Н.С. Юлиной,

См.: ВанчуговВ.В. Женщины в философии: (из истории философии в России Х1Х-нач. XX вв.). М., 1996.

См.: Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 50-60 е годы XIX века. Л., 1984.

См.: Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997; Рябов О.В. Русская философия женственности (ХГХ-ХХ века). Иваново, 1999.

4 См.: Богин И. Вечная женственность. СПб., 2003.

5 См.: Вовченко О.М. Тендерное равенство как социально-философская проблема. М, 2000.

А.В.Жуковой, Н.Л. Пушкаревой, Л.Г. Кондрашкиной, И.В.Куприной,

СМ. Климовой, Л.А. Сазоновой, О.А. Хасбулатовой, Л.Г. Куликовой, А.С. Хачатрян, О.А. Ворониной, Т.А. Карченковой и др.1

Таким образом, в отечественной литературе накоплен богатый материал, представляющий значительную базу для философского исследования проблемы предназначения женщины, женского начала, положения и роли женщины в обществе. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что обозначенная нами проблема определения роли женщины в обществе в философском наследии XIX века не получила достаточной разработки.

Предмет и объект исследования

Объектом исследования является женская проблематика в философской мысли XIX века.

Предметом исследования являются философские воззрения на сущность женского начала, предназначение женщины в мироздании, ее равенство с мужчиной и положение в обществе.

Цель исследования

Изучить в отечественном философско-литературном наследии XIX века женскую проблематику, основные взгляды, концепции и направления в ее становлении, рефлексию изменения положения женщины в русском обществе XIX века и усиление исследовательского интереса к женской проблематике.

Основные задачи исследования

-изучение своеобразных философских представлений о природе и предназначении женщины;

См.: Воронина О.А. Социально-философский анализ теории, методологии и практики тендерного равенства: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004; Климова СМ. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004; Хачатрян А.С. Проблема женщины и семьи в философии Живой Этики: дис. ... канд. филос. наук. М., 1998; Сазонова Л.А. Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нооконформизма в контексте формирования русской ментальносте: дис. ... канд. филос. наук. Владивост., 2004; КупринаИ.В. Феминистское движение в России во второй половине ХГХ-начале XX в.: дис.... канд. ист. наук. М., 2000.

10 -анализ политических, экономических и социальных предпосылок,

способствовавших обращению русских философов к изучению женской

проблематики;

исследование социализирующей роли благотворительной деятельности женщин в процессе адаптации их в обществе;

изучение значимости женского образования для гармоничного развития общества;

-исследование религиозного осмысления проблемы пола в наследии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева;

-изучение связи философских взглядов на предназначение женщины с основными ценностями русской культуры и русского национального самосознания.

Методологические основы исследования

В диссертационной работе использовался ряд методов философского исследования: метод историзма, т. е. прослеживание возникновения, становления и тенденций развития основных положений и понятий; метод сравнительного анализа; герменевтический метод, позволяющий более глубоко и всесторонне изучить исторические тексты.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту:

  1. На основе анализа становления и тенденций развития женской проблематики в социально-политической и философской литературе XIX века исследуемый период характеризуется как «век прогресса и женского вопроса».

  2. Идеи византизма, азиатства и крепостническое мировоззрение оказали влияние на формирование представлений о положении женщины в российском обществе.

  3. Фактором социализации женщин в условиях российской действительности XIX века выступает женская благотворительная деятельность.

4. В русской философской мысли сущность женского начала ассоциируется с впечатлительностью, милосердием, состраданием, отзывчивостью, жертвенностью.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Выводы диссертации вносят вклад в более полное и глубокое понимание женской проблематики и роли женщины в российском обществе XIX века и одновременно помогают лучше осмыслить связанные с ней события современности. Они также способствуют более адекватному определению места женской проблематики в истории философии.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и основные положения исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении и разработке проблемы женщины, семьи, семейных отношений (как в современном обществе, так и в предыдущие столетия). Диссертация содержит материал, который можно применять при проведении лекционных и семинарских занятиях по истории философии, а также при разработке спецкурсов по женской проблематике.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации изложены в докладах автора на международных научных конференциях в Мурманском государственном техническом университете (2005, 2006), на международной научной конференции в Калининградском государственном техническом университете (2005), на международной научно-практической конференции в Днепропетровске (2006).

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Социально-политические и философские идеи русских мыслителей XIX века о месте женщины в семье и обществе

Женский вопрос в истории русской философии является одним из наиболее наболевших. Он охватывает, по мнению А.В. Говорова, многие аспекты женского вопроса: нравственный, психологический, экономический,1 которые переплетаются, влияют друг на друга. Споры по поводу изменения положения женщины в семье и обществе, получения женщиной равных с мужчиной прав на труд и образование, изменения всей системы женского воспитания и образования тесно связаны со всеми существенными вопросами общественной и культурной жизни, являются отражением идеалов, стремлений, запросов людей. Эти проблемы, широко обсуждавшиеся в обществе, способствовали тому, что русские философы первой половины XIX века обратились к их изучению. Каждая из отмеченных выше сторон женского вопроса имеет свои специфические особенности и может являться предметом особого, самостоятельного рассмотрения. Для полноценного анализа этой проблемы необходимо комплексное исследование русской философской мысли, причин внимания философии к обозначенной теме.

Понимание роли женщины и отношение к ней формировалось на протяжении всей истории человечества и занимало значительное место в творчестве многих мыслителей разных эпох и философских направлений.

Идея равенства женщин и мужчин, уходя вглубь веков, как и другие общечеловеческие идеи, прошла в России свой путь развития, определялась происходившими историческими явлениями и событиями.

В эпоху язычества назначение женщины заключалось в продолжении и поддержании рода, что было обусловлено условиями жизни. Согласно истинно христианскому, библейскому духу женщина должна была быть выведена из унизительного положения, поставлена рядом с мужчиной. Зародившееся на Руси под влиянием Византии и обусловленное им христианство в лице церкви сурово отвергло все проявления языческой культуры, но тем не менее негативно отразилось на положении женщины, которую его представители считали единственной виновницей общей распущенности нравов. Установившийся аскетический уклад жизни всей тяжестью обрушился на женщину. Как источник соблазна для православных, она была замкнута в «терем», двери которого открывались или для брака, причем по родительской воле, или для монастыря. Женская красота и область чувства были признаны орудием дьявола и составляли предмет злобы и осмеяния. Для древнерусской женщины, находящейся под тяжестью своей семейной и бытовой жизни, «и самая церковь христианская, в лице представителей своих, оказывалась не любвеобильной матерью, отверзающей перед ней "двери милосердия", а безучастной - более того - безсердечной мачихой» . Это был едва ли не самый тяжелый период в исторической судьбе женщины, отразившийся на ней самым негативным образом. Христианство, изменившись под влиянием византизма, в противоположность своим общечеловеческим принципам равенства, братства, любви, замкнулось в узком кругу отвлеченно-аскетических идей и идеалов. Характерный для Византии тип аскетического омерзения вообще к женскому существу был перенесен на Русь. На основании идеи греховности женщины ее удаляют из общества, от общения, общественной жизни, как воплощение нечисти. Под влиянием византизма в древнерусской литературе сложилась целая доктрина «о женской злобе»2.

К византийскому влиянию с XIII века прибавилось азиатское. «Дикие восточные взгляды на нечистоту и приниженность женской природы, азиатские нравы, обычаи, обряды, верования, семейные порядки, при которых деспотически повелевал азиатский домовладыка»1, - вот что принесло с собой татарское иго.

Монгольское нашествие на несколько столетий прервало естественный исторический ход развития Руси. Как отмечал известный историк XIX века А. Добряков: «В условиях монгольского ига общественная жизнь на Руси ослабевает, падает нравственность, огрубляются семейные отношения. Под влиянием восточных (азиатских) традиций женщина превращается в рабу независимо от принадлежности к сословию. В эту эпоху создается мрачный, тяжелый образ женщины, который длительное время господствовал на Руси»2.

Существовавшее в России крепостничество создало особый тип социальных отношений, при которых угнетение подневольных людей считалось нормой. В крепостничестве человек не принадлежал себе, у него не было прибежища, где он мог чувствовать себя относительно свободным, «...его община - не община, его семейство - не семейство, его жена - не жена: прежде чем ему, она принадлежит помещику; его дети - не его дети: кто знает, кто их отец»3.

В Российской империи до отмены крепостного права не было необходимых условий для формирования автономной независимой личности. Патриархальное подчинение человека семье, общине, помещику, царю не давало возможности проявлять самостоятельность. Существование крепостной зависимости повлияло на положение женщин. Они оказались полностью подчинены мужчинам в общественной и личной жизни. Толчком к раскрепощению человеческого индивида стало освобождение крестьян, что обусловило необходимость эмансипации женщин.

Падение крепостничества стало точкой отсчета нового этапа отечественной истории. Крестьяне получили личную свободу, тем не менее в зависимости оставалась большая часть населения - женщины. Несмотря на проведение прогрессивной крестьянской реформы 1861 года, предрассудки, вызванные многовековым рабством, - презрение к человеческой личности, деспотизм отцов и лицемерное подчинение со стороны жен, дочерей, сыновей прочно вошли в образ жизни и быта населения. На почве бесправия сформировались привычки, обычаи, способы мышления, предубеждения и моральная трусость и «...даже лучшие люди того времени платили широкую дань этим нравам крепостного права ...» , - отмечал один из основателей русского анархизма П.А. Кропоткин. Значительную роль сыграла в России эпоха преобразований, которая раскрыла «двери» нашего Отечества в Европу. Под их влиянием женщина, почувствовав себя свободной, обожаемой окружающими и воспеваемая поэтами, постаралась стать достойной такого поклонения, но незаметно превратилась в так называемый тип «светской куклы». По мнению Л. Майкова, «...отношения к женщинам стали приобретать иной характер - более утонченный и в то же время более свободный, романический»2. Общественное движение, ознаменовавшее собой первые годы царствования императора Александра I, способствовало нарастанию у нас романтической идеализации чувства и женщины как его олицетворения. Это можно считать началом последовательного развития ее, но односторонним образом - ее чувственной стороны. Крайности этого развития породили ряд аномалий: бесцельную мечтательность, разлад с реальной жизнью и ее требованиями, болезненную чувствительность. Постепенно на эти аномалии стали обращать внимание прогрессивно мыслящие люди, которые, вдумавшись в причины, их породившие, подняли голоса в защиту прав женщины на всестороннее и гармоническое развитие. Это дало бы ей возможность жить более полной жизнью.

Проблема бесправия женщины в российском обществе первой половины XIX века

Российская публицистика, постепенно развиваясь как общественный институт, оказывала сильное влияние на образованные слои населения. Просвещенная часть русского общества активно включилась в журналистскую деятельность. Происходившие в начале столетия важные исторические события - Отечественная война 1812 года, Крымская война, движение декабристов - не могли не повлиять на характер и остроту поднимаемых вопросов на страницах различных изданий. В развивающейся русской философской мысли начинают разрабатываться новые проблемы, расширяется диапазон задач, появляются материалы, посвященные женщинам.

Взгляды на предназначение женщины претерпевали изменения. Передовые русские мыслители XIX века признавали и отстаивали идею человеческого достоинства и мужчин и женщин. Тяжелая участь русских женщин, предрассудки и суеверия в их жизни определили необходимость изменения отношения к женщинам в обществе, усиления внимания и интереса к женской личности, закрепления в законе ее права на защиту человеческого достоинства, права участия во всех сферах жизни общества. Анализ положения женщин в обществе способствовал формированию женского вопроса.

Угнетенному положению женщины в обществе много внимания уделяли представители славянофилов и революционных демократов. В той или иной мере проблема неравноправия женщин нашла свой отражение на страницах их произведений. Многовековые национальные и религиозные обычаи, влияние законов и общественного мнения наложили свой отпечаток на российскую семью. В течение долгого времени старорусские традиции влияли на жизнь женщины, ограничивая ее ролью хранительницы домашней сферы, мужчине же отводилась роль добытчика, занимающегося общественными делами вне дома. Историк и публицист Н.И. Костомаров в очерках о России XVI и XVII веков, уделяя особое внимание положению в семье представительниц разных сословий, отмечал, что женщины находились в постоянном подчинении и были невольницами с детских лет. Жизнь женщины в крестьянской среде он сравнивал с существованием рабочей лошади, хотя крестьянскую женщину не держали взаперти. Жизнь женщин в казачьей среде отличалась большей свободой, они могли ходить с мужьями в походы. В знатных и зажиточных семьях московского государства женщины находились взаперти, как в мусульманских гаремах. Н.И. Костомаров отмечал, что чрезмерный домашний деспотизм мужа над женой поражал иностранцев, что «...в отношениях между двумя полами русские видели одно животное влечение»1.

Так, например, А.П. Щапов, размышляя о положении женщин в России, на страницах журнала «Дело» отмечал, что жена была для мужа только «хотью», «самкой», рабой, обязанной служить ему и работать на него.2 Он доказывал, что порабощение женщин имело глубокие корни в истории человечества.

О разграничении сфер деятельности, о ненормальном неестественном подчинении женщины свидетельствуют также и такие малые фольклорные произведения как пословицы и поговорки: баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе; жена пряди рубашки, а муж тяги гуж; бей жену к обеду, а к ужину опять (без боя за стол не сядь); чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее; бабий быт - за все бит; кто вина не пьет, пьян не живет; кто жены не бьет - мил не живет; всем бита, и об печь бита, только печью не бита и др.

По мнению исследователей женского вопроса, патриархальные обычаи отрицательно влияли на личность и женщин и мужчин, что проявлялось в формировании у мужчины наклонностей эгоиста, деспота, у женщины - черт «лукавой рабыни», достойной своего повелителя. Кроме того, женщина могла превратиться в «...подавленное, безжизненное существо, только механически исполняющее свои хозяйственные, семейные и общественные обязанности, навязанные обычаем, модой, а никак не вытекающие естественным путем из духовных потребностей женщины»1.

Традиции патриархальной семьи, сформированные еще в Древней Руси, сохранялись и в XIX веке, законы «Домостроя» продолжали оставаться основой семейных отношений. Особенно это проявлялось в крестьянской среде, для которой было характерно проживание двух-трех поколений под одной крышей при подчинении авторитету старейшего главы рода. Семья ассоциировалась с государством или монастырем, любой авторитет - с авторитетом отца. Так, в «Домострое» глава семьи назывался «государем», «апостолом», «игуменом» и т. п.

Существовавшие традиционные патриархальные ценности находили поддержку у славянофилов. В их размышлениях присутствует так называемая концепция Дома, как семейного гнезда, одного из священных устоев национальной жизни, для которого характерен безусловный авторитет мужчины. Мысль о важности семейного начала находит свое отражение в высказывании К.С. Аксакова о том, что «...хлопочем мы о жизни общественной или лучше гостиной, а жизнь семейная часто у нас забыта или пренебреженна; семейная же жизнь есть неотъемлемая основа и условие истинно общественной и человеческой жизни, без нее их нет» . По его мнению, объединяет людей в семейную общину искреннее желание «...свободно и любовно исполнять волю отца»1. А.С.Хомяков определял семью как сферу осуществления истинной человеческой любви. Семья заставляет человека преодолеть эгоистическую любовь к себе и перенести ее на близких людей, тем самым обеспечивая ей живое действительное проявление. В статье И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» содержатся размышления о семейном согласии, лежащем в основе домашней жизни русского человека, предполагающем подчинение одному главе семейства, требующем не только «душевной простоты», но и самоотречения. Каждый член семьи, беспрестанно трудясь и заботясь о благе семьи, не имеет в виду своей личной выгоды: «Весь избыток хозяйства идет безотчетно одному главе семейства: все частные заработки сполна и совестливо отдаются ему. И притом образ жизни всей семьи обыкновенно мало улучшается и от излишних избытков главы семейства; но частные члены не входят в их употребление и не ищут даже узнать величину их; они продолжают свой вечный труд и заботы с одиноким самозабвением, как обязанность совести, как опору семейного согласия»2.

Таким образом, у славянофилов понятие Дом означало семью, круг людей, объединенных не только по крови, но и по духу, по обычаю. Спасительное семейное начало требовало беспрекословного признания авторитета старших, следования общему мнению, завету. Семья в понимании славянофилов воспитывала в человеке жертвенность, кротость и послушание.

Домостроевские взгляды на семейные отношения предполагали разделение сфер деятельности на женскую - внутреннюю, домашнюю и мужскую - внешнюю, общественную, которые были взаимосвязаны и одинаково важны. Мужчина «...направляет ум жены, дает ей домашнюю указку; она настраивает сердце мужа, внушает ему общественный такт, и, находясь в сонмище, сидя среди знакомых, он знает, что говорить, понимает, что делать, помня свою поджидающую его домоседку» , такую характеристику взаимоотношений в семьях давал историк В.О. Ключевский. Этот идеал поддерживали в своих позициях представители консервативного направления в русской философской мысли. Известный философ того времени В.Г. Белинский являлся сторонником взгляда на женщину как на жизненную опору, источник силы мужчины, его ангела-хранителя на всех ступенях жизни.2

Русские религиозные мыслители о женщине и ее роли в обществе

Значительный вклад в проблематику женского вопроса наряду с мыслителями прошлых десятилетий был внесен Л.Н. Толстым, B.C. Соловьевым, Ф.М. Достоевским.

Призвание каждого человека, и мужчины, и женщины, состоит в служении людям. Разница заключается лишь в средствах достижения. Л.Н. Толстой считал, что в человеческой жизни мужчине дан закон труда, направленный на увеличение блага, женщине предписан закон рождения детей, предполагающий продолжение самого человечества. В следовании этому закону заключается ее предназначение, природное естественное призвание, семейный долг. Эти законы являются неизменными, и отступление от них грозит уничтожением человечества. Мужчина призван служить Богу через дела, женщина - через своих детей. Назначение мужчины предполагает выполнение более многообразных и широких видов деятельности, призвание женщины однообразнее и уже. Л.Н.Толстой делает вывод о том, что «...мужчина, имеющий сотню обязанностей, изменив одной, десяти из них, остается не дурным, не вредным человеком, исполнив большую часть своего призвания»1. Женщина же, изменив одной из малочисленных своих обязанностей, нравственно падает ниже мужчины, изменившего десяти из сотни своих обязанностей.

Невыполнение закона женщинами чревато также, по мнению Л.Н. Толстого, глупостью, которая называется правами женщин. Формулу этих прав мыслитель определял так: «а! ты мужчина, говорит женщина, отступил от своего закона настоящаго труда, а хочешь, чтобы мы несли тяжесть нашего настоящаго труда? Нет, если так, то мы так же как и ты, сумеем делать то подобие труда, которое ты делаешь в банках, министерствах, университетах, академиях; мы хотим также как и ты, под видом разделения труда, пользоваться трудами других и жить, удовлетворяя одной похоти»1. Л.Н. Толстой выступал с резкой критикой идей женской эмансипации и свободы чувства, пропагандировавшихся Жорж Санд. Создание женского вопроса, по мысли Л.Н. Толстого, принадлежит мужчинам, отступившим от закона настоящего труда. Если бы они вернулись к этому труду, то женский вопрос был бы исчерпан сам собой, женщина, у которой есть свой собственный «неизбежный труд, никогда не потребует права участия в труде мужчины - в рудниках, на пашне. Она могла потребовать участия только в мнимом труде мужчин богатого класса» . Л.Н. Толстой спасение общества видел в тех женщинах, которые не пренебрегают рождением детей и сознательно подчиняются этому вечному, неизменному закону. Мыслитель не видел смысла и необходимости для общественной жизни в получении женщинами светского образования, а развитие их, получаемое посредством этого образования, называл «одурением»3. Женщин, стремившихся к получению всевозможных прав в обществе, Л.Н. Толстой определял как потерявших смысл своей жизни. По его мнению, суть их требований заключается в сочувствии обманному, фальшивому мужскому труду, при котором муж, освободившийся от обязанностей человека, пользуется трудами других. Критика Л.Н. Толстым эмансипационного движения связана с определением материнства основным предназначением женщины в существующем варианте общественного устройства. Анализируя отношения мужчины и женщины в «Крейцеровой сонате» и в послесловии к ней, Л.Н. Толстой утверждает, что с одной стороны, женщина доведена до низшей степени унижения, с другой - она правит миром, имеет власть над людьми, от которой страдает весь мир. Подобная власть женщины - это своего рода компенсация за униженное положение, следствие взгляда, по которому женщина - предмет наслаждения, чувственности. Женщина лишена возможности быть равной мужчине в половом общении, и не может воздерживаться и избирать мужчину по своему желанию, и не быть избираемой. Для возмещения этого права женщина через чувственность покоряет мужчину так, что он только формально выбирает, а в действительности выбирает она. Завладев этим средством, она злоупотребляет им, тем самым, приобретая страшную деспотическую власть над людьми.1 Для женщины-матери путь исполнения воли Бога ясно определен, покорно следуя ему, она достигает высшего блага, возможного для человеческого существа. В исполнении этого призвания, по мысли Л.Н. Толстого, заключается достижение исключительной власти над мужчинами: «Такия-то женщины готовят новыя поколения людей и установляют общественное мнение, и потому в руках этих женщин высшая власть спасения людей от существующих и угрожающих зол нашего времени» .

В исследовании СМ. Климовой, посвященном феноменологии святости и страстности в русской философии культуры, отмечается амбивалентная суть женщины в народной культуре, русской литературе и философии. Заключается это в том, что святость женщины конкретизируется в материнском образе, а страстность - в демоническом образе, роковом влиянии женщины на мужчину. В художественной, философской литературе XIX века женщина рассматривается в рамках противоположения - либо как святая, образец святости, либо как грешная, образец страстности. Русские женщины должны были соответствовать идеалам, созданным мужчинами, в противном случае они воспринимались негативной силой в жизни мужчины. Превознося литературных героинь, В.Г. Белинский проявлял ненависть к обычным женщинам: «Я уже не поклоняюсь женщине, как раб деспоту, как дикарь божеству своему ... женщина - слабейший организм, низшее существо, чем мужчина. Лучшая из женщин хуже лучшего из мужчин. В женщине нет как-то середины - или глубока, или совсем мелка и ничтожна. В самых лучших из них много чего-то ничтожного»1. Реальных женщин стали сравнивать и «подгонять» под идеал, сами женщины стали подстраивать свою жизнь под тот или иной образец. Реальную женщину, живущую покорностью, представляли как тип святости, а женщину, отдающуюся во власть чувств, - примером страсти.

Философ и теолог С.Н. Булгаков в своей лекции по поводу произведений Л.Н. Толстого усматривал в «Крецеровой сонате» парадоксальный, преувеличенный и даже неприемлемый характер его воззрений на вопрос пола и половой любви. В более позднем сборнике «Путь Жизни» раскрывается то же учение, но в более спокойной форме.3 С.Н. Булгаков приводит слова Л.Н. Толстого: «Христианское учение не дает одинаковых правил для всех; оно во всем только указывает то совершенство, к которому надо приближаться; то же и в половом вопросе: совершенство - это полное целомудрие. Всякое же, посредством усилия, большее или меньшее приближение к половому целомудрию есть большее или меньшее исполнение учения»4. Брак оправдывается и освящается только детьми, если люди сами не могут сделать того, что хочет от них Бог, то сделают это через детей. Таким образом, брак представляет собой новую, более ограниченную форму выполнения долга перед Богом и людьми. Эта форма заключается во взращивании и воспитании происходящего от брака потомства, будущих служителей Богу и людям.5 Во взглядах на деторождение Л.Н. Толстой сходится с мнением B.C. Соловьева, видевшего в рождении детей закономерное следствие недостигнутого в настоящем совершенства и возможность к достижению его в будущем, в следующем поколении.

Женщины-мыслители России второй половины XIX века

Во второй половине XIX века началось активное проникновение «слабого пола» в ту область интеллектуальной деятельности, которая прежде была исключительно мужской - в науку, педагогику, философию высшей школы. Уже на начальном этапе продвижения женщин в науку без скидок на пол, на равных с мужчинами достойный вклад в общечеловеческую сокровищницу знаний внесли математик, член-корреспондент Российской Академии наук С.В.Ковалевская (1850-1891), историк, профессор Бестужевских курсов А.Я. Ефименко (1848-1919), представители религиозно-философско-мистического направления Е.П. Блаватская (1881-1891) и А.Н.Шмидт (1851-1905), философ, историк М.В. Безобразова (1857-1914).

А.Я. Ефименко не получила высшего образования и никогда не была за границей. Известность и международное признание она завоевала упорным трудом и самообразованием. На рубеже XIX-XX вв. в России было много самородков (как среди мужчин, так и среди женщин), которые достигли вершин профессионального мастерства, не имея подготовки в высших учебных заведениях. Первые знания А.Я. Ефименко дала мать, затем она училась в Архангельской женской гимназии. В 1865 году она познакомилась с Петром Ефименко, ссыльным студентом Харьковского университета, который привил ей вкус к самообразованию и научной работе. Трудовая деятельность девушки началась в 15 лет, когда она стала преподавать в двухклассном приходском училище в Холмогорах Архангельской губернии. А.Я. Ефименко упорно трудилась в Архангельском архиве, собирая материал для научных и литературных сочинений и создавая таким образом фундамент для будущего научного взлета. Будучи женой ссыльного, выход из тяжелой жизненной ситуации она искала в упорном, неустанном исследовательском труде. В 70-е годы XIX века ею были написаны статьи «Артели Архангельской губернии», «Народно-юридические воззрения на брак», «Крестьянская женщина» и др., которые были опубликованы в таких широко известных столичных журналах, как «Дело», «Знание», «Русская мысль». Работы А.Я. Ефименко появились в печати в тот момент, когда в Русской публицистике проходили дебаты о судьбе общинного землевладения. Этот вопрос звучит актуально и в наше время: «Быть или не быть земле частной собственностью?». Во многих своих работах А.Я. Ефименко ответила на него, опираясь на мнение трудящегося крестьянина: земля не является продуктом труда человека, поэтому на нее нельзя распространять и право частной собственности, земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает. Теория трудового начала в народном праве была выражением мысли российского крестьянства о том, что только личный труд может быть единственным, признаваемым всеми, справедливым источником собственности. Вода, воздух, земля, солнечный свет - дар божий, следовательно, человек не имеет право его присваивать и распоряжаться им.

Появились люди и организации, желавшие помочь ссыльным ученым. В результате их вмешательства было получено разрешение на проживание ссыльных под надзором полиции в Воронеже, затем в Самаре и Чернигове и, наконец, с 1879 года - в Харькове. На Украине А.Я. Ефименко написала работы, посвященные борьбе украинского крестьянства против крепостничества и национального угнетения - «Турбаевская катастрофа», «Два наместника», «Личность Сковороды, как мыслителя», «Очерки Правобережной Украины» и многие другие.

К началу XX в. А.Я. Ефименко - знаменитый ученый, автор работ по истории России и Украины, добропорядочная мать, родившая и воспитавшая двух сыновей и трех дочерей. Ее работоспособность и организованность поражали друзей и знакомых; они и сегодня вызывают удивление и зависть. Серьезный научный ум А.Я. Ефименко удачно сочетался у нее со стремлением к музыке, живописи, литературе. Хотя семья А.Я. Ефименко жила небогато, в основном на гонорары, получаемые за публикации, она активно помогала нуждающимся. Так, в 1905 году А.Я. Ефименко отдала в пользу харьковских студентов деньги, полученные за двухтомник «Южная Русь». Известный историк, она была еще и авто-ритетным общественным деятелем, инициатором создания в Харькове женской организации «Трудящаяся женщина».

Важнейший вклад в науку был сделан А.Я. Ефименко в 70-80-е годы XIX века, когда она обосновала теорию о долевом землевладении и доказала, что долевое землевладение характерно для всех славянских народов. Только за эти исследования ей стоило присвоить докторскую степень. Ее выводы и доказательства стали предметом изучения как в России, так и за границей и не утратили своего значения до настоящего времени.

Достижения русских женщин философов и признание этих достижений учеными-мужчинами доказывают несостоятельность точек зрения о неспособности женщин к научной деятельности. Подобные мнения можно передать словами О. Вейнингера, считавшего, что «... менее всего возможно существование женщины-философа; ей не достает выдержки, резкости и настойчивости мышления; она лишена мотивов к нему. Совершенно не может быть речи о женщинах, которых мучают неразрешимые проблемы. Предпочтительно молчать о таких женщинах, так как их положение поистине безнадежно» .

К концу XIX века в России появляются первые женщины, проявившие себя в сфере философии. Особо следует отметить Е.П. Блаватскую - автора многочисленных трудов в области восточной философии, мистических учений, основателя Теософского общества и Эзотерической школы, которая первой познакомила Западную Европу и Россию с так называемым сокровенным знанием. Ее идеи оказали влияние на развитие русского космизма и антропософии. Многие годы Е.П. Блаватская провела в Индии, накопив колоссальный материал по истории индийской мифологии, философии и религии, а также религиозно-философских учений других стран Востока. Итоговым трудом Е.П. Блаватской явилась двухтомная «Тайная доктрина. Синтез науки, религии, философии». Е.П. Блаватская утверждала идеи духовного единения человечества, необходимости создания единой этической системы, включения человечества в спиралеобразную циклическую эволюцию

Космоса. Идеи Е.П. Блаватской вызвали широкий, хотя и неоднозначный отклик среди современников. Труды женщины-философа были положительно оценены B.C. Соловьевым, Д.С. Мережковским, Н.А. Бердяевым. Книге Е.П. Блаватской «Ключ к теософии» B.C. Соловьев посвятил специальную рецензию.1 Отрывки из книги «Из пещер и дебрей Индостана» Л.Н. Толстой включил в свой «Круг чтения». Особое влияние идеи Е.П. Блаватской оказали на творчество выдающегося русского художника и мыслителя Н.К. Рериха, американского прозаика Джека Лондона. Но творчество Е.П. Блаватской не ограничивалось проблемами Востока, она перевела на английский язык произведения Ф.М. Достоевского, писала многочисленные статьи по вопросам внутренней и внешней политики России, стихи, о чём её двоюродный брат СЮ. Витте вспоминал, что она могла писать стихами целые листы, которые лились как музыка.

Свою задачу она видела в том, чтобы поведать о необходимости постижения изначальных мировых истин посредством развития скрытых, неизвестных современной науке возможностей человека. Она раскрывала иные формы «знания» как такового, иные системы общечеловеческих ценностей, выходящих далеко за рамки существующих систем. Книги Е.П. Блаватской были непривычным для Запада способом распространения некоторых сведений. Они были призваны будировать массовое познание, отходя от канонов религиозной, философской и научной схоластики, нацеленные на постепенное формирование новых подходов к самим принципам человеческого существования. Впервые глобальные проблемы бытия были выдвинуты на первый план в качестве обобщенных и конкретных задач, стоящих перед человечеством в целом.

Похожие диссертации на Русские мыслители XIX века о роли женщины в обществе