Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина Пьянова Людмила Васильевна

Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина
<
Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пьянова Людмила Васильевна. Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Пьянова Людмила Васильевна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2007.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/611

Введение к работе

Философско-историческое наследие российских позитивистов второй половины XIX составляет важную страницу отечественной мысли. Сложность и динамизм пореформенной России тех лет, модернизация всех сфер ее жизни стимулировали появление новых идей и тенденций в развитии общественной мысли. Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885), философ, историк права, профессор Московского университета, в числе первых оказался включенным в живую действительность переломного момента, пытался интерпретировать прошлое своей страны в целях конструктивного построения будущего Сегодня, как и столетие назад, современное российское общество находится в состоянии мировоззренческого поиска путей обретения культурно-исторической самотождественности, новой национальной идентичности В этой связи особый интерес представляет концепция взаимосвязи культуры и истории К Д. Кавелина

Актуальность темы исследования. Культура представляет собой гуманистическое измерение исторического процесса. Зачастую, анализируя различные варианты понимания взаимосвязи культуры и истории, сложившиеся в русской мысли XIX-XX вв., многие исследователи неоправданно оставляют в стороне позитивизм, считая, что это течение, по существу, пришло к дегуманизированному взгляду на исторический процесс Однако версию трактовки этого вопроса в русском позитивизме отличает именно повышенное внимание к человеческому измерению истории, тому, какие шансы для развития субъекта открываются в различных исторических обстоятельствах Ее анализ важен для интегрального понимания панорамы отечественной фи-лософско-исторической мысли В философии истории К.Д Кавелина, базирующейся на позитивистской методологии многофакхорного анализа, выработаны определенные теоретические принципы, которые оказались весьма значимыми для понимания взаимосвязи культуры и истории.

К Д Кавелин является первым отечественным автором, рефлексирующим философско-историческую проблематику в идейно-теоретическом поле позитивизма Теоретическим основанием его философии истории стал своеобразный синтез и развитие идей западноевропейской и отечественной философии. Научный интерес КД Кавелина тесным образом соприкасается с проблемой взаимосвязи культуры и истории, где культура видится как знако-во-символическая система, глубоко укорененная в психике человека в виде ценностных представлений, норм и идеалов, а история - как процесс, детерминированный в своем прогрессивном развитии многообразием культурных и социальных факторов Именно ему принадлежит идея своеобразия национальных форм развития, объединенных общим началом и развивающихся в условиях культурного диалога

Являясь ярким носителем интеллектуального и нравственного духа русской университетской интеллигенции в науке и личной жизни, К Д Кавелин стал своеобразным выразителем роста национального самосознания, интерпретатором современной ему духовной ситуации переломного момента российской действительности 60-80-х годов XIX столетия. Рефлексивное осмысление им проблемы культуры и истории несет на себе печать оригинального видения прошлого и настоящего России, ее вовлеченности во всемирно-исторический процесс

Изучение процессов, сопряженных со становлением форм национальной самотождественности, способствует раскрытию существенных черт современной фазы общественного и культурного развития В наследии К Д. Кавелина выявлены важные черты формирования российской национально-государственной идентичности, которые могут способствовать созданию современного видения роли России в границах глобального сообщества Все это приобретает особую значимость в свете современной задачи создания культуры мира, способной обеспечить толерантность и плодотворный диалог между различными цивилизациями, странами и народами Сегодня,

когда остро встает вопрос о геополитической и стратегической стабильности Европы и всей Евразии, диалог культур, высвеченный К.Д Кавелиным как «примирительный» и обеспечивающий взаимопонимание, видится исключительно актуальным.

Диссертационное исследование имеет педагогическое значение, так как его выводы могут найти применение в преподавании истории философии, социальной философии, культурологии и других дисциплин

Степень разработанности проблемы. Изучение философского наследия К Д Кавелина имеет давнюю традицию: оно осуществлялось на протяжении всего XX столетия и продолжается в настоящее время. В материалах, отражающих непосредственную ситуацию зарождения и развития философской концепции К.Д Кавелина, представлена дискуссия о возможностях и границах положительного знания, дан анализ позитивистской критики построения глобальных субстанциальных схем истории, обоснована идея многовариантности культурного развития в рамках всемирно-исторического процесса1

В работах, охватывающих общее проблемное поле истории русской философии, позитивизм рассматривается как особый этап отечественной традиции, апеллирующий к принципу многофакторного детерминизма и в силу этого не теряющий актуальность в связи с нарастающей диверсификацией социальных связей, взаимопереплетением общественных и культурных факторов2. Исследователями выделены общие черты позитивной философии;

1 См Кавелин К.Д Априорная философия или положительная наука? // Он же Собр соч - T 3 Наука, философия
и литература-СПб 1899 -С 285-318, Он же Русское исследование о позитивизме (по поводу статьи Лесеви-
ча) // Там же - С 339-348, Коїш А Ф Памяти К.Д Кавелина // Кавелин К Д. Собр соч - T 3 - СПб, 1899 -
С VII-XX, Корсаков Д. А Жизнь и деятельность К.Д. Кавелина // Там же - T1 - СПб, 1897 - С ІХ-ХХХ, Со
ловьев ВС О
действительности внешнего мира и основании метафизического познания (ответ К Д Кавелину)
//Онже Избр произв -Ростов-на-Дону 1998 -С 54-67идр

2 См Волкогонова ОДНА Бердяев Интеллектуальная биография - М., 2001 Губман Б. Л Россия и Европа в
философии русской истории - Тверь, 1997, Гуревич П С Проблема целостности человека. - М, 2004, Ды-
рин А И
Философия и история философии' Исторические типы философии. — М, 2001, Евлампиев И И Исто
рия русской метафизики в X1X-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. - Ч 1,2 - СПб, 2000, Замале-
евАФ
Курс истории русской философии. — М, 1995, Ильин В, В Ахиезер А С Российская цивилизация со
держание границы возможности - М, 2000, Семаева ЇЇ И Любовь в гносеологических концепциях русских
религиозных философов / Апология русской философии. - Екатеринбург, 1997, Сербиненко В В Русская фило
софия. - М, 2006, Уткина НФ Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (Вторая поло
вина XIXвека) -М, 1975 идр

антиметафизическая тенденция гносеологических и историософских исследований, объяснена синхронность распространения в России позитивизма с двумя другими направлениями мысли - материализмом и дарвинизмом1 П С. Гуревич одним из первых в среде отечественных исследователей предложил отказаться от стереотипов в отношении позитивизма как направления, дегуманизировавхпего представления человека о самом себе, обосновал, что позитивистская версия понимания человека, его культуры и истории занимает особое место в общем историко-философском процессе2.

В специальных работах, посвященных философии истории К Д. Кавелина, подчеркнут характерный для мыслителя антропоцентризм3, проанализированы его мировоззренческие искания между славянофильством и западничеством4, подробно рассмотрена авторская схема развития российской государственности, выраженная в формуле: «род» - «вотчина» - «государство»3, раскрыто понимание мыслителем «переходных эпох» как исторического преодоления конфликта между новым и старым6, раскрыт кавелинский тезис о человеке как творце исторического процесса7

Усилиями В.К Кантора сделана подборка сочинений КД Кавелина, иллюстрирующая авторскую версию гуманистического измерения истории8 Е Е. Михайлова в рамках рассмотрения проблемы социокультурного развития в российской позитивистской философии истории глубоко исследовала выдвинутую К Д Кавелиным интерпретацию всемирной и национальной ис-

1 Радлов Э Л Очерки русской философии //Введенский А И, Лосев А Ф, Радлов Э Л , Шпет Г Г Очерки истории

русской философии - Свердловск, 1991, Шкуринов П С Позитивизм в России XIX века. - М, 1980 2ГурееичПС Философия человека. - Ч 2 -Гл 6 Наука и человек в позитивизме -М,2001 -С 118-141

3 Зеньковский В В История русской философии. - В 2-х тт - Париж, 1989 - Т 2 - С 246-265

4 Катаев В 4 К Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством //В раздумьях о России (XIX век) - М,
1996 -С 243-271

5 Астуто Дж Кавелин о происхождении Российской государственности //История философии - М, 2002 - № 9
-С 144-149

6 Кантор В К К Д Кавелин и его философия русской истории //Русский либерализм исторические судьбы и пер
спективы -М, 1999 -С 271-278

7См ЛеонтовичВВ История либерализма в России (1762-1914)-М, 1995 -С 334-335, Новикова Л И, Сизем-скаяИИ Русская философия истории. - М, 1997 -С 128-134, Тонких В.А ЯрецкийЮЛ Российский либерализм политико-правовые традиции //История политической и правовой мысли России.-М 1999 -С 156-231, Цвык ВА Социально-философские взгляды Кавелина //Русская философия Многообразие в единстве - М, 2001 -С 225-227идр

* См Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре К Д Кавелина /Сост, авт вступ ст В К Кантор -М., 1989

тории культуры, его идею диалога разнородных культур как важного фактора прогрессивного хода всемирно-исторического процесса1

Анализ литературы показывает, что, несмотря на обилие исследований, посвященных как позитивизму в целом, так и проблематике взаимосвязи культуры и истории, отсутствуют типологические работы, которые могли бы дать обобщенное представление о разработке данного вопроса в философии истории К Д Кавелина.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблематики обусловила выбор темы исследования, объектом которого явилось творчество К Д. Кавелина, а предметом — проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К Д Кавелина

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является историко-философский анализ разработки проблемы взаимосвязи культуры и истории в философии истории К Д Кавелина. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:

  1. рассмотреть эволюцию философского мировоззрения К Д Кавелина в проблемном поле взаимосвязи культуры и истории, высвеченной в контексте западноевропейской и отечественной мысли (гл 1, 1);

  2. представить интерпретацию культуры на основе методологии многофакторного анализа в философии истории К Д Кавелина (гл 1, 2);

  3. на основе реконструкции историософских воззрений К Д Кавелина показать позитивистскую версию поиска гуманистического смысла социального развития (гл 1, 3),

  4. дать оценку дискуссии о всемирной истории и национальной самотождественности в российском обществе второй половины XIX века, отраженной в творчестве К Д. Кавелина (гл 1, 1, гл.2, 1),

5) проанализировать национальную культуру в контексте всемирно-
исторического развития в философии истории К Д Кавелина (гл 2, 2),

1 См Михайлова Е Е Русский позитивизм на рубеже XIX-XX веков Проблема социокультурного развития - М, 2004 -С 55-65,165-167,175-186

6) высветить диалог культур как специфический фактор социокультурного развития в философском наследии К.Д. Кавелина (гл 2, 3).

Источниковой базой исследования являются произведения К.Д. Кавелина, где прямо или косвенно изучается проблема взаимосвязи культуры и истории. К их числу относятся научные и публицистические статьи в журналах, полемические заметки, лекции для студентов В число источников диссертации включены также труды западноевропейских философов (Дж Вико, Ш.-Л. Монтескье, И. Гердер, Ф Вольтер, Ж. Кондорсе, И Кант, Ф. Шеллинг, Г Гегель, К. Маркс, Ф Гизо, О. Конт, Г. Бокль, Г. Спенсер, Г. Тард) и отечественных мыслителей (Т Н Грановский, М М Ковалевский, П.Л Лавров, Н.К. Михайловский, СМ Соловьев, В С Соловьев), чье творчество послужило идейно-теоретической почвой для формирования позитивистской философии истории К.Д. Кавелина

Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, особенностями изучаемой философской концепции К Д. Кавелина Работа выполнена на основе сравнительно-исторического метода исследования. Были применены системный подход, структурный и проблемно-тематический методы исследования. В контексте диссертационного исследования нашла применение герменевтическая стратегия интерпретации изученного материала, позволяющая воссоздать взаимосвязь исторического материала, содержащегося в источниках, и проблем, возникающих в рамках современности

Похожие диссертации на Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К.Д. Кавелина