Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Социально-философские основания концепции взаимоотношений общества и природы С.Н. Булгакова .
1.1. Социокультурные условия формирования философских воззрений С.Н. Булгакова 20
1.2. Теоретико-методологические источники и принципы булгаковской концепции взаимоотношений общества и природы 39
ГЛАВА 2. Экологические аспекты проблемы взаимоотношений общества и природы в религиозной философии С.Н. Булгакова .
2.1. Социально-экологическая проблематика в «Философии хозяйства» 72
2.2. Булгаковская концепция взаимоотношений общества и природы в системе поисков современной парадигмы общественного развития 101
Заключение 130
Список использованной литературы 135
- Социокультурные условия формирования философских воззрений С.Н. Булгакова
- Теоретико-методологические источники и принципы булгаковской концепции взаимоотношений общества и природы
- Социально-экологическая проблематика в «Философии хозяйства»
- Булгаковская концепция взаимоотношений общества и природы в системе поисков современной парадигмы общественного развития
Введение к работе
Проблема взаимоотношений общества и природы - одна из «вечных» философских проблем. В каждую эпоху она сохраняет свое фундаментальное значение и, входя в содержание всех значительных философских систем, означает не просто продолжение определенных традиций, но и выявление меняющихся в соответствии с конкретной социально-исторической реальностью аспектов и перспектив человеческого бытия. Особенное значение она приобрела во второй половине XX века в связи с обострением глобальных проблем, каждая из которых так или иначе связана с воздействием общества на природные системы и с обратным влиянием измененной человеком природной среды на социальные процессы. В этих условиях для анализа взаимосвязи природных и социальных факторов бытия стал применяться социально-экологический подход, который направлен на обеспечение динамического равновесия во взаимоотношениях общества и природы как частей единой системы и реализуется в целенаправленной деятельности общества по сохранению, воспроизводству и улучшению природных факторов человеческого существования.
В последние десятилетия сформировался целый ряд научных дисциплин, изучающих различные аспекты экологической проблемы. Особое место среди них занимает экологическая экономика. Это объясняется тем, что материально-производственная деятельность изначально выступала как форма отношения человека к природе и по своей сути есть природопользование, природопотребление, и в то же время именно эта сфера жизнедеятельности общества является основным рычагом повышения уровня жизни человечества. Поэтому приоритетным направлением в этой области исследования стала экологизация экономики, предполагающая формирование системы хо- зяйствования, которая позволила бы сочетать экономический прогресс с сохранением и восстановлением природных ресурсов.
Однако данный аспект не исчерпывает всей глубины проблемы. Помимо экономической, можно выделить целый ряд областей взаимодействия общества и природы: социальную, политическую, нравственную, эстетическую и другие. В каждой из них исторически складывались факторы возникновения противоречий во взаимоотношениях общества и природы и в то же время формировался определенный экологический потенциал. Поэтому социально-экологический подход предполагает рассмотрение проблемы в ее целостности, в совокупности всех сторон и связей социоприродных отношений. Значительную роль в этом должно играть философское обобщение.
Вполне естественно, что в русле современных поисков парадигмы общественного развития философская мысль обращается к опыту прошлого, к взглядам мыслителей, в свое время не услышанных. Это обусловлено стремлением укрепить чувство нравственной ответственности человечества перед лицом ставших явью глобальных проблем, ответить на вопрос о возможности прогнозирования их возникновения, развития и путей разрешения.
Потребность в философском подходе всегда возрастает в переломные периоды развития общества, когда настойчиво ощущается необходимость осмысления человеческого бытия во всей совокупности насущных проблем. Кроме того, как утверждает Э.В. Гирусов, философский анализ особенно важен, когда обсуждению подвергаются основополагающие принципы какой-либо проблемы [48, с.161]. В связи с этим представляется закономерным тот факт, что проблема природы и ее преобразования заняла одно из важнейших мест в философской рефлексии второй половины XIX - начала XX веков. Именно тогда начали проявляться негативные последствия активно- го вмешательства человека в природные процессы. В этих условиях не только потребовался качественно иной уровень знаний о механизмах саморегуляции биосферы, но и возникла необходимость выработки новых мировоззренческих ориентации.
Обращение к творческому наследию С.Н. Булгакова как представителя русской религиозно-философской мысли начала XX века не случайно. Философские воззрения мыслителя складывались в контексте конкретных социально-экономических и духовно-культурных процессов, происходивших в России на рубеже XIX -XX веков, и явились отражением реальных противоречий общественного развития. Концепция взаимодействия общества и природы является центральной составляющей булгаковской философии хозяйства. Мыслитель характеризует начало XX века как эпоху «хозяйственного овладения природой» и рассматривает данное взаимодействие не в отвлеченно-теоретическом, а в практическом аспекте -как естественную основу материально-производственной деятельности общества. Такая постановка задачи, предполагающая осмысление механизмов взаимосвязи социально-экономических и природных процессов, подвела философа к необходимости оценки возможных последствий хозяйственного воздействия общества на природу. Научный интерес к экономической проблематике в учении С.Н. Булгакова сочетается с философским уровнем обобщения, что обусловило его стремление к созданию системы взглядов, отражающей многообразные проявления социоприродных взаимоотношений на новом этапе экономической деятельности. Это позволило мыслителю рассмотреть проблему в ее целостности, что, в свою очередь, привело к осмыслению некоторых социально-экологических аспектов взаимоотношений общества и природы. Значительно опережая современную ему общественную мысль, С.Н. Булгаков в своем труде «Философия хозяйства» обозначил и наметил пути разрешения проблем, которые впоследствии были определены как экологические: расширения масштабов хозяйственной деятельности (ее глобализации), возрастания взаимозависимости социальных и природных процессов, предельности воздействия человека на природу.
Деятельностный, практический акцент «Философии хозяйства», в первую очередь обусловивший экологическую направленность этого учения, определен влиянием марксистской социально-экономической теории. В качестве других мировоззренческих и теоретико-методологических оснований булгаковской концепции взаимоотношений общества и природы выступают натурфилософские представления Ф. Шеллинга и идеи русских религиозных мыслителей рубежа XIX - XX веков, прежде всего B.C. Соловьева и Н.Ф. Федорова. Автор «Философии хозяйства» развивает заложенную основоположниками русской религиозной метафизики всеединства парадигму социоприродных отношений, основанную на признании сущностного единства человека и природной среды и утверждающую в качестве идейного основания принципы христианской нравственности. Выяснение роли религиозных аспектов в формировании экологической составляющей булгаковского учения также является актуальным, так как религиозные ценности рассматриваются рядом современных исследователей как одно из условий преодоления экологического кризиса.
Изучение творчества С.Н. Булгакова представляет интерес для исследования истории русской философии еще и потому, что его жизненный и творческий путь, духовные и философские искания, в том числе и в рассматриваемой нами области исследования, во многом являются типичными для русских мыслителей начала XX века. С.С. Хоружий, называя булгаковскую философию чистопробнейшим образцом русского Ренессанса, говорит, что в ней «предстает как в зеркале неповторимый облик этого единственного в своем роде пе- риода...» [194, с.89]. Автор диссертации разделяет мнение названного исследователя, который утверждает, что серьезное освоение творческого наследия крупнейших русских мыслителей является настоятельной потребностью не только философии, но и всего общества, и считает одной из первых задач этой работы изучение творчества С.Н. Булгакова [194, с.73].
Однако учение С.Н. Булгакова, перекличка с которым явно прослеживается во взглядах экологически ориентированных философов конца XX века, не стало непосредственной основой для формирования и развития этих взглядов, источником идей для решения социальных и духовных проблем современного общества, а многие идеи пришлось «открывать заново». На наш взгляд, это обусловлено рядом причин. Во-первых, в течение долгого времени умалчивались не только идеи, но и сами имена многих мыслителей начала XX века, что привело к выпадению из культурной жизни общества ряда ценных достижений, что характеризуется В.Ф. Шаповаловым как явление «социальной амнезии» - «утраты обществом исторической памяти ... разрыва исторической связи с прошлым» [205, с.462]. Во-вторых, вплоть до 90-х годов С.Н. Булгаков воспринимался советской общественной мыслью преимущественно как религиозный мыслитель; богословская составляющая наследия ученого «поглотила» значимость его философско-экономических произведений, что не давало возможности восприятия идей, которые могли иметь не только философскую, но и прикладную ценность. В-третьих, практическая значимость идей С.Н. Булгакова во многом опережала современную ему научную мысль, в то время как, по мнению Э.В. Гирусова, «спрос на идеи всегда практически обоснован, и если идеи опережают свое время, то широкое признание их приходит гораздо позже, по мере того как практика поднимается до уровня идей» [50, с.86]. Активная разработка философских оснований экономической деятель- ности началась в российской науке лишь в последние десятилетия XX века. В то же время уже в начале XX столетия С.Н. Булгаков говорил о своевременности «философии хозяйства»: «... эта проблема должна быть поставлена именно нашим временем, а в свете ее предстанут в новом аспекте и с новых сторон основные вопросы философского и научного сознания» [31, с.308]. Обращение к теме хозяйствования в ее философском осмыслении позволило мыслителю уже в начале XX века во многом предвидеть проблемы, вставшие перед человечеством в конце столетия, в том числе экологического характера, и наметить пути их разрешения. И хотя жизненные реалии российского общества часто находились и продолжают находиться в разительном противоречии с идеями отечественных философов, это не должно умалять их ценности.
Таким образом, автор настоящего диссертационного исследования стремится доказать современность звучания идей С.Н. Булгакова и необходимость включения его достижений в области осмысления проблемы взаимоотношений общества и природы в современный научный анализ с целью решения прикладных проблем.
Степень научной разработанности темы в настоящее время явно недостаточна. В социально-философской литературе практически отсутствуют работы, посвященные изучению проблемы взаимоотношений общества и природы как отдельного аспекта философии С.Н. Булгакова и других представителей русской религиозно-философской мысли. В то же время некоторые частные вопросы данной области исследования рассматриваются в публикациях историко-философского характера, а также в работах, ориентированных на осмысление истоков формирования экологического отношения общества к природе.
Историко-философское направление представлено, прежде всего, наследием мыслителей русского религиозно-философского ренессанса первой половины XX века. Среди их работ, в первую очередь, надо отметить фундаментальные труды Н.О. Лосского и В.В. Зеньковского, статьи Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Тема природы в философии С.Н. Булгакова не является в работах названных ученых самостоятельным объектом изучения. Однако глубокий анализ философских идей религиозного мыслителя, его творческой эволюции помогают понять место исследуемой нами проблемы в творчестве философа, причины обращения к ней и основные подходы к ее осмыслению. Так, Н.А. Бердяев считает проблему формирования нового, христианского хозяйственного отношения к природе в бул-гаковской «Философии хозяйства» одним из аспектов складывания «нового религиозного сознания» в целом. В.В. Зеньковский, рассматривая философию С.Н. Булгакова как составную часть метафизики всеединства, уделяет особое внимание ее космологической направленности. По мнению исследователя, проблема антропологии в булгаковской философии отступает на второй план: человек «растворяется» в природном, космическом целом.
В советской литературе по отношению к работам С.Н. Булгакова и других представителей религиозного направления русской философской мысли преобладал тон догматизированной критики, и лишь со второй половины 80-х годов он сменяется на более объективный подход. Этот период исследований в области истории русской религиозной философии И.П. Смирнов называет временем «возвращения долгов» и «восстановления доброго имени» [159, с.32]. И только в 90-х годах появились исследования, которые позволили увидеть многообразие аспектов философских и теологических исканий рубежа XIX - XX веков, осмыслить место проблемы взаимоотношений общества и природы в их системе, определить их актуальность для нашего времени.
Наиболее глубокий анализ творчества С.Н. Булгакова, его достижений в области социально-философской и философско-религиозной мысли представлен в трудах В.Н. Акулинина, И.И. Ев-лампиева, И.Б. Роднянской, В.В. Сапова, И.П. Смирнова, С.С. Хору-жего. Отдельные аспекты его философских построений с различной степенью полноты рассматриваются в работах Е.М. Амелиной, М. Антонова, В.Х. Болотокова и A.M. Кумыкова, И. Зиновьева, П.А. Сапронова и других. Однако в исследованиях большинства названных авторов проблема взаимоотношений общества и природы не рассматривается как одна из центральных тем религиозной философии С.Н. Булгакова, а представляется частным вопросом его софио-логических построений (П.А. Сапронов, С.С. Хоружий), проблемы общественного прогресса (Е.М. Амелина), национального самосознания (В.Х. Болотоков, A.M. Кумыков), экономической теории (М. Антонов, И. Зиновьев, И.П. Смирнов) и т. д. Исключение представляет работа И.И. Евлампиева, в которой проблема природы и ее преображения рассматривается как самая оригинальная и плодотворная составляющая философии С.Н. Булгакова, а книга «Философия хозяйства» - как реализация задачи понимания природы в качестве важнейшего элемента человеческой жизни и деятельности. Отдельно следует отметить коллективную монографию под редакцией Ю.М. Осипова, составленную по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С.Н. Булгакова. Большинство ее авторов отмечают актуальность булгаковской философии хозяйства для современных философских и экономических теорий, характеризуют учение религиозного мыслителя, в том числе его взгляды на проблему взаимоотношений общества и природы, как действенное, открытое для творческого развития.
В рамках поставленной нами проблемы большой интерес представляют работы, посвященные поиску истоков формирования эко- логического отношения человека к природной среде. Авторы ряда публикаций выделяют экологические аспекты проблемы взаимоотношений человека и природы в творчестве русских религиозных философов, и в их числе С.Н. Булгакова. Наиболее значительными среди них представляются работы, посвященные анализу идей русского космизма (Ф.И. Гиренка, А.В. Гулыги, В.Н. Демина и В.П. Селезнева, О.Д. Куракиной, Н.Н. Моисеева, С.Г. Семеновой и других), исследования Е.А. Когай, В.Н. Сагатовского, а также ряд публикаций в разделе «Экология. Этика. Религия» в журнале «Вопросы философии» (статьи В.П. Гайденко, Н.К. Гаврюшина, Л.И. Василенко, В.И. Курашова). Среди названных исследователей наиболее близкую автору настоящей диссертации концепцию разрабатывает В.Н. Сага-товский. Он обосновывает утверждение о том, что искания русских религиозных мыслителей можно интерпретировать как единый процесс, имеющий экологическую направленность (процесс формирования парадигмы экологической духовности), в рамках которого со-фиология булгаковской «Философии хозяйства» означает поиск путей перехода к разумному хозяйствованию, направленному на оптимизацию отношений общества и природы, то есть основанному на экологических принципах.
В области социально-экологических исследований также появился ряд работ, анализирующих отдельные вопросы данной области знания через призму идей русской религиозной философии. Среди авторов, которые относят С.Н. Булгакова к числу представителей религиозно-философской мысли рубежа XIX - XX веков, заложивших в своих трудах основы экологического отношения к природе, прежде всего следует назвать А.А. Горелова, Е.А. Когай, Н.Н. Моисеева.
В целом результаты исследований вышеперечисленных авторов приводят к выводу о необходимости дальнейшего анализа наследия представителей русской религиозно-философской мысли, идеи которых могут иметь неоценимое значение при формировании стратегии экологически направленного развития общества.
Однако в большинстве современных исследований социально-экологического направления достижения отечественных религиозных мыслителей игнорируются. Следует отметить и тот факт, что обращение к работам С.Н. Булгакова зачастую отличается фрагментарностью, «цитатностью», что обуславливает неоднозначность трактовок: от утверждений об экологических основаниях природопользования в его учении (Е.М. Амелина [6, с.243], М. Антонов [7, с.157], И.Б. Роднянская [145, с.201]) до выявления в «Философии хозяйства» технократических тенденций (Н.К. Гаврюшин [41, с.59]). Это во многом объясняется недостаточной глубиной и систематичностью анализа философских текстов, в которых мыслитель «прола-гает свой, булгаковский, путь в осмыслении хозяйства...» [152, с.251]. Сошлемся на мнение П.А. Сапронова о том, что С.Н. Булгаков, как яркий представитель русской религиозной философии, в своих работах часто идет путем «растворения» одной мысли в другой, не выявляя ее (мысли) движения от абстрактной определенности к большей конкретности. Это затрудняет для исследователя возможность схематического изложения логики той или иной темы булга-ковских работ, и поэтому «при обращении к русским религиозным мыслителям совершенно необходимо их изобильно цитировать» [152, с.251].
Вышесказанное обуславливает исследовательскую направленность настоящей диссертационной работы - стремление к реконструкции взглядов С.Н. Булгакова на проблему взаимоотношений общества и природы, диктует необходимость детального анализа его философских текстов.
Целью настоящего диссертационного исследования является выявление социально-экологических аспектов проблемы взаимоотношений общества и природы в религиозной философии С.Н. Булгакова, определение их теоретической и практической значимости.
Достижение данной цели реализуется через решение ряда конкретных задач: выявление социокультурных и идейно-мировоззренческих предпосылок учения С.Н. Булгакова, определение их роли в формировании экологической направленности представлений философа; анализ теоретико-методологических оснований булгаковской концепции взаимоотношений общества и природы; реконструкция и интерпретация онтологических, гносеологических и этических аспектов исследуемой нами проблемы в труде «Философия хозяйства»; обоснование социально-экологического содержания проблематики взаимоотношений общества и природы в булгаковской философии хозяйства; определение места концепции взаимоотношений общества и природы С.Н. Булгакова в контексте русской социально-философской мысли, обоснование ее теоретической и практической значимости для современных исследований.
Объектом исследования является проблема взаимоотношений общества и природы в религиозной философии С.Н. Булгакова; предметом - социально-экологические аспекты булгаковской концепции как результат философской рефлексии мыслителя в области данной проблемы.
Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем: выявлены социально-исторические, философские и религиозные основания экологической направленности подхода к проблеме взаимоотношений общества и природы в контексте русской метафизики всеединства; раскрыто своеобразие «религиозного материализма» как основного метода познания проблемы взаимоотношений общества и природы в философии С.Н. Булгакова, определившего синтез ее материально-практических и духовно-нравственных аспектов; установлено, что в философии С.Н. Булгакова сложился системный подход к исследованию проблемы взаимоотношений общества и природы; обосновано социально-экологическое содержание отдельных аспектов проблематики взаимодействия общества и природы в труде С.Н. Булгакова «Философия хозяйства»; определена теоретическая и практическая значимость бул-гаковской концепции взаимоотношений общества и природы для современных философских и социально-экологических исследований.
Теоретико-методологическая основа диссертации определена целью, задачами, предметом исследования, а также его междисциплинарным характером. Исследование разворачивается в двух плоскостях: проблемно-исторической и аналитической, - что диктуется необходимостью рассматривать представления о взаимоотношениях общества и природы как сложный, развивающийся в соответствии с изменениями в конкретной социокультурной реальности объект.
В качестве базового метода исследования применялся диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному, к системе взаимосвязанных категорий и концепций в совокупности всех своих сторон и связей. Использовались также исторический метод, который позволил рассматривать взгляды мыслителей на проблему взаимоотношения общества и природы в контексте конкретной социально-исторической реальности, и метод сравнительного анализа, необходимый для сопоставления подходов к проблеме взаимоотношения общества и природы в трудах русских религиозных мыслителей с целью выявления общих тенденций, на основе которых и формируются парадигмальные установки, а также для понимания сущности и путей разрешения данной проблемы в трудах философов рубежа XIX - XX веков и современных исследователей, что позволяет говорить об актуальности идей русских религиозных мыслителей в потоке современной экологически ориентированной философской рефлексии.
Междисциплинарный характер работы обусловлен тем, что предмет исследования находится на стыке двух дисциплин - истории философии и социальной философии, а также необходимостью учитывать традицию русской религиозно-философской мысли, поставившей задачу получения «цельного знания», представляющего собой синтез естественнонаучных, философских и религиозных представлений.
Теоретической базой диссертационного исследования послужили марксистская диалектико-материалистическая теория, натурфилософские представления немецких классиков и идеи представителей русской религиозной метафизики всеединства. Автор опирается на работы К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Шеллинга, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова и других мыслителей для обоснования своеобразия булгаковского подхода к проблеме взаимоотношений общества и природы. Поскольку теоретическое и прикладное значение результатов исследования соискатель связывает с их местом и ролью в системе современных поисков парадигмы экологически направленного общественного развития, в работе обобщены данные современных социально-экологических работ, среди которых особое внимание уделяется концепциям устойчивого развития, коэволюции общества и природы, экологической сферы общества, получившим свою наиболее глубокую разработку в трудах Э.В. Гирусова, А.А. Горелова,
Р.С. Кар пинской, И.К. Лисеева, В.А. Лося, Н.Н. Моисеева, Н.М. Ма-медова, Г.В. Платонова, И.Н. Ремизова, А.Д. Урсула. Отдельно следует назвать труды В.И. Вернадского, представляющие огромный вклад в развитие философской и научной мысли XX столетия. На защиту выносятся следующие положения:
Концепция взаимоотношений общества и природы С.Н. Булгакова, имеющая экологическую направленность, сформировалась в контексте русской религиозной философии всеединства. Синтез религиозно-философских, натурфилософских и экономических воззрений в подходе С.Н. Булгакова к рассматриваемой нами проблеме является реализацией поставленной представителями этого течения задачи построения «цельного знания».
В «Философии хозяйства» мировоззренческой и методологической основой философского осмысления проблемы взаимодействия общества и природы выступает (в формулировке С.Н. Булгакова) «религиозный материализм», обусловивший синтез материально-практического и духовно-нравственного аспектов данной проблемы. Мыслитель утверждает материальное единство человека с природой и человеческим родом в целом; социоприродные взаимоотношения рассматриваются им как естественная основа материально-производственной деятельности. «Религиозность» булгаковского материализма выступает, с одной стороны, как соответствие христианскому постулату о единстве тварного мира, а с другой - как утверждение общечеловеческих принципов христианской нравственности.
В философии С.Н. Булгакова сложился системный подход к исследованию социоприродных отношений, с позиций которого общество и природа рассматриваются как взаимообусловленные части единой саморазвивающейся системы, анализируются способы их взаимодействия, что позволило подойти к осмыслению взаимозави- симости сторон системы и к постановке вопроса о предельности воздействия человека на природу.
В работе С.Н. Булгакова можно выделить три ряда проблем взаимодействия общества и природы: а) онтологические, обусловленные стремлением объяснить «мир как хозяйство» через осознание диалектического противоречия между человеком и природой; б) гносеологические, связанные с осмыслением способов воздействия человека на природу и включающие вопросы методов научного анализа их взаимодействия; в) этические, выдвигающие на первый план нравственную оценку человеческого бытия. Такая постановка вопроса позволила мыслителю рассмотреть проблему в ее целостности, что, в свою очередь, привело к осмыслению экологических аспектов взаимоотношений общества и природы.
Экологическая составляющая была органично вписана в мировоззрение русских религиозных философов задолго до того, как она была сформулирована и поставлена на повестку дня в связи с обострением глобальных проблем конца XX столетия. Ряд ключевых положений философской системы С.Н. Булгакова содержит в себе предвосхищения ноосферной теории В.И. Вернадского и концепций экологического развития, предлагаемых современными отечественными учеными. Возможно говорить о С.Н. Булгакове как о мыслителе, заложившем основы экологической экономики и экологической этики - приоритетных направлений социально-экологического знания. Идеи С.Н. Булгакова не потеряли своей актуальности в системе современных поисков парадигмы общественного развития.
Научно-практическая значимость работы состоит в обосновании необходимости включения идей С.Н. Булгакова в области взаимоотношений общества и природы в современный научный анализ. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы в историко- философских исследованиях, а также в ряде областей социально-философского знания: социальной экологии, экологической экономике, экологической этике. Результаты настоящего исследования могут учитываться при разработке аксиологических аспектов стратегии развития общества, для теоретического обоснования принципов глобальной экологической этики.
Материалы работы найдут применение в системе экологического образования и воспитания, в учебном процессе в преподавании курсов истории философии и социальной экологии.
Апробация работы и публикации. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Кубанской государственной медицинской академии. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на межрегиональных научно-практических конференциях «Экология. Наука. Образование» (Краснодар, 1998), «Экология. Право. Образование» (Краснодар, 1999), «Экология. Медицина. Образование» (Краснодар, 2000), «Пушкинские чтения - II» (Краснодар, 2001).
Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в ряде публикаций общим объемом 2,6 печатных листов.
Материалы диссертации использовались в лекционных курсах, на семинарских занятиях по философии, социологии, социальной экологии, при разработке спецкурса для студентов Кубанской государственной медицинской академии, на учебных занятиях в Краснодарском муниципальном медицинском институте высшего сестринского образования.
Структура работы обусловлена выделением двух основных блоков исследования. В первом из них рассматриваются социокультурные предпосылки, теоретико-методологические основания и принципы концепции взаимоотношений общества и природы С.Н.
Булгакова. Второй блок посвящен обоснованию социально-экологического содержания проблематики взаимоотношений общества и природы в булгаковском труде «Философия хозяйства». Диссертация состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка (215 наименований).
Социокультурные условия формирования философских воззрений С.Н. Булгакова
Русская философия всегда развивалась в условиях острых социальных, политических, экономических процессов, происходящих в России. Ей не было свойственно отвлеченное теоретизирование даже в рамках идеалистических и религиозных учений. Философские концепции русских религиозных мыслителей были тесно связаны с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране. Поэтому формирование и развитие философских представлений С.Н. Булгакова во многом обусловлено преобразованиями, которые происходили в российском обществе в конце XIX - начале XX веков.
Жизненный и творческий путь, духовные и философские искания С.Н. Булгакова во многом являются типичными для русских религиозных мыслителей начала XX века. По мнению Н.А. Бердяева, «...в типе Булгакова есть что-то исторически-общеобязательное, характерно-типическое для русской духовной жизни и русских исканий» [9, с. 170]. Важнейшие вехи жизни и деятельности философа не только знаменуют этапы его творческой эволюции, но и являются отражением ключевых социальных и духовно-культурных процессов, происходящих в российском обществе. На формирование личности и мировоззрения С.Н. Булгакова, несомненно, огромное влияние оказало религиозное воспитание: его предки в нескольких поколениях были священниками, к тому же церковь была главным источником культуры в маленьком городке в глубинке России, где прошло детство будущего ученого. Но в его жизни был довольно длительный период, который сам ученый охарактеризовал как «период религиозной пустоты». В это время С.Н. Булгаков, поступив на юридический факультет Московского университета, изучает социальные дисциплины; в это же время происходит его увлечение марксизмом. По признанию мыслителя, он посвятил себя социальным наукам для того, чтобы «...спасать отечество от царской тирании, конечно, идейно» [25, с 339]. С.Н. Булгаков избрал своей специальностью политическую экономию, во второй половине 90-х годов выходит ряд его работ, посвященных экономической проблематике и написанных в основном с марксистских позиций, а в 1903 году он уже издает книгу «От марксизма к идеализму», и в это же время происходит его возвращение к Богу. Не оставляя занятий социологией и политэкономией, С.Н. Булгаков активно участвует в общественной и идейной жизни России: сотрудничает в сборниках «Проблемы идеализма» и «Вехи», в журнале «Вопросы жизни» и других изданиях; избирается депутатом Второй Государственной думы как беспартийный «христианский социалист». Революцию 1917 г. С.Н. Булгаков, как он сам признавался, пережил трагично [25, с.298]. В 1918 г. он принял священство, а в 1922 г. в числе других деятелей культуры был выслан из страны. Его творчество в период эмиграции представляет собой преимущественно догматическое богословие.
Большинство исследователей творчества С.Н. Булгакова выделяют три этапа эволюции его представлений: легальный марксизм (1896 - 1900 гг.), религиозная философия (1901 - 1918 гг.) и богословие (с 1919 г.). Сфера нашего исследования ограничивается периодом религиозной философии: именно на этом этапе творческой деятельности мыслителем была создана философская теория хозяйства, в центре которой стоит проблема взаимодействия общества и природы в процессе производственной деятельности. В то же время необходимо учитывать, что все творчество С.Н. Булгакова представляет собой единый, хотя и во многом противоречивый процесс, главным направлением которого является поиск новых социальных идеалов в условиях социокультурной реальности в России начала XX века, выявление нравственных основ человеческого бытия. Творческая эволюция мыслителя означает не только переоценку взглядов, но и наполнение новым духовным смыслом прежних мировоззренческих установок.
Проблема взаимодействия общества и природы занимает в творчестве С.Н. Булгакова одно из центральных мест, что обусловлено, прежде всего, конкретными социально-экономическими процессами, происходящими в России на рубеже XIX - XX столетий. Мыслитель рассматривает данное взаимодействие в его практическом аспекте - как естественную основу материально-производственной деятельности общества. Экономические вопросы находились в центре внимания С.Н. Булгакова с первых шагов его творчества. Сам философ утверждал, что «проблема философии хозяйства - о человеке в природе и о природе в человеке» - никогда не сходила с его духовного горизонта, поворачиваясь лишь разными сторонами [30, с 49]. По мнению мыслителя, именно его время с наибольшей остротой поставило проблемы, связанные с производственной деятельностью человека. Объяснение этому он видит, прежде всего, в «событиях экономической жизни» как таковых, то есть в развитии капиталистического способа производства «с его железной поступью, с его ... мощью», характеризующегося «непомерным ускорением» темпов и масштабов развития производственной и научной деятельности [30, с.299]. Научный интерес мыслителя к экономической сфере жизни общества во многом определил проблематику его философских работ, обусловил поиск материальных оснований человеческого бытия, взаимоотношений человека с окружающим миром. Действительно, рубеж XIX - XX веков в России стал временем интенсивного развития экономики. В это время в стране значительно возросли темпы среднегодового прироста промышленной продукции, ускоренно развивались новые отрасли производства. Возникали новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации промышленные районы. В повседневную хозяйственную жизнь входили капиталистические финансовые структуры, развивались формы частной собственности.
Технический прогресс требовал активного развития науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Оживились контакты российских ученых с коллегами из Западной Европы. Большие успехи были достигнуты в области математики и физики (П.Л. Чебышев, A.M. Ляпунов, А.Г. Столетов и другие ученые); вторую половину XIX века называют «золотым веком» русской химии (A.M. Бутлеров, Д.И. Менделеев и др.), биологии (В.В. Докучаев, И.М. Сеченов, И.И. Мечников и др.). Научные открытия в этих областях имели большую практическую значимость, становились основой для дальнейшего развития материально-производственной сферы.
Теоретико-методологические источники и принципы булгаковской концепции взаимоотношений общества и природы
Как отмечалось выше, концепция взаимоотношений общества и природы, являющаяся центральной составляющей теории хозяйственной деятельности С.Н. Булгакова, складывалась в религиозно-философский период творчества мыслителя. Этот этап идейной эволюции философа характеризовался поворотом его воззрений «от марксизма к идеализму» и через религиозную философию к богословию. Помимо конкретных социокультурных условий, данная направленность развития мысли ученого, обусловившая, в частности, его интерес к рассматриваемой нами проблеме, имеет ряд теоретических предпосылок.
Основными теоретическими источниками концепции взаимоотношений общества и природы в философии С.Н. Булгакова мы считаем марксистскую социально-экономическую теорию, представления немецких идеалистов, прежде всего натурфилософию Ф. Шеллинга, и русскую религиозную метафизику всеединства. Подобного мнения придерживается С.С. Хоружий, утверждающий, что «Философия хозяйства» С.Н. Булгакова представляет собой редкое сочетание православной религиозности, политэкономических тем и философского арсенала немецких классиков - И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга [189, с.6].
В первом параграфе настоящего исследования мы обращались к отдельным аспектам марксистского учения, ставшим основой для формирования экономических и социально-политических представлений в раннем творчестве С.Н. Булгакова, а также указали некоторые причины отхода мыслителя от этого идеологического течения. Но поскольку марксизм не только социально-политическое, но и философское учение, он в последнем своем качестве оказал значительное влияние на формирование взглядов С.Н. Булгакова. Рассматривая марксистскую теорию как важнейший теоретико-методологический источник булгаковской «Философии хозяйства», мы останавливаем свое внимание лишь на тех ее положениях, без учета которых невозможно осмысление подхода философа к пониманию сущности хозяйственной деятельности, прежде всего вопросов взаимодействия общества и природы в процессе этой деятельности.
Проблема взаимодействия общества и природы является составной частью диалектико-материалистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Особое внимание данной проблеме уделяется в «Эко-номическо-философских рукописях 1844 г.» К. Маркса, в «Диалектике природы» Ф. Энгельса и в их совместной работе «Немецкая идеология». Опираясь на тезис Л. Фейербаха о единстве человека и природы, К. Маркс и Ф. Энгельс развивают идею об общественном производстве как специфической форме этого единства. Диалектика взаимоотношений общества и природы в процессе экономической деятельности проявляется, согласно марксистскому учению, прежде всего, в следующем. С одной стороны, природная среда является необходимым условием труда, его предпосылкой, следовательно, для человека необходимо сохранение основных свойств природы как среды своего существования, а с другой стороны, человек в ходе хозяйственного преобразования мира активно изменяет его в своих интересах, и этим нарушает ход естественных природных процессов.
Диалектический подход к пониманию проблемы взаимодействия общества и природы, несомненно, является определяющим и в теории хозяйства С.Н. Булгакова. Согласно марксистской традиции уделяя пристальное внимание разработке вопроса о роли труда в развитии социоприродных отношений, главное экономическое противоречие своей эпохи он видит в следующем: «Человек в хозяйстве побеждает и покоряет природу, но вместе с тем побеждается этой победой и все больше чувствует себя невольником хозяйства» [30, с. 299]. С точки зрения диалектического подхода, булгаковская «Философия хозяйства» как учение «о человеке в природе» - это, прежде всего, учение о развитии отношения человека к природному и социальному миру, о развитии человеческой практической и духовной деятельности, об историческом развитии человеческого познания. В то же время мы полагаем, что диалектическое понимание взаимоотношений общества и природы в философии С.Н. Булгакова имеет в своем основании не только материалистическую диалектику природы К. Маркса и Ф. Энгельса, но и натурфилософские представления, восходящие в булгаковской теории прежде всего к философии природы Ф. Шеллинга. Вслед за основоположниками марксизма вскрывая ошибочность как механистических, так и идеалистических взглядов на социоприродные отношения (об этом будет сказано ниже), религиозный мыслитель в то же время пересматривает и марксистский политикоэкономический подход к данной проблеме.
Ф. Энгельс в своей работе «Диалектика природы» показывает глубокую внутреннюю связь между социальными условиями производства и характером воздействия общества на природную среду. Он считает, что только полный переворот в существующем способе производства и вместе с ним в общественном строе может стать условием преодоления сложившегося потребительского отношения к природе и деструктивного воздействия на нее: «А чем в большей мере это станет фактом, тем в большей мере люди снова будут не только чувствовать, но и сознавать свое единство с природой и тем невозможней станет то ... противоестественное представление о противопоставленности между ... человеком и природой которое ... получило наивысшее развитие в христианстве» [109, т.20, с.496]. Как видим, Ф. Энгельс стоит на позициях, рассматривающих христианство как источник противопоставления человека и природы, нарушения гармонии в отношениях между ними, в то время как социо-природное единство, с точки зрения теоретиков марксизма, имеет политикоэкономическую обусловленность.
В противоположность этой позиции, С.Н. Булгаков в своем подходе к проблеме взаимодействия общества и природы опирается на натурфилософский тезис об их единстве, или тождестве, которому, по его мнению, чужда политическая экономия, с точки зрения которой «природа без дальних рассуждений рассматривается ... как мастерская или кладовая для сырых материалов, словом, только как возможность хозяйственного труда» [30, с.288]. Марксизм рассматривает труд в качестве предпосылки всех форм общественной жизни, а следовательно, человеческого существования вообще, а природу -как условие для него: «Природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа... Все это -продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе» [109, т.46, ч.2, с.215]. Религиозно-философская мысль, напротив, подчеркивает «первоначальность» жизни по отношению к трудовой деятельности. С.Н. Булгаков утверждает, что человек не обладает способностью творить, созидать, он лишь «воссоздает и преобразует»: «Не хозяйственным актом родится человек...
Социально-экологическая проблематика в «Философии хозяйства»
Центральной проблемой философии хозяйства С.Н. Булгаков считает проблему «о человеке в природе и о природе в человеке» [30, с.49]. Значит, основная задача этого учения - понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия - суть то же самое, что осмыслить проблему взаимоотношений человека и природы в процессе трудовой деятельности.
На наш взгляд, в книге С.Н. Булгакова «Философия хозяйства» можно выделить три ряда философских проблем, связанных с преобразованием человеком природы в ходе его трудовой деятельности. Первый из них - онтологический - обусловлен стремлением мыслителя объяснить «мир как хозяйство» через его целостное восприятие, показать, что смысл человеческого бытия - в преображении мира через хозяйственную деятельность, основой которой является взаимодействие человека и природы. Такая постановка вопроса, выдвигающая на первый план практически-деятельностную сторону общественной жизни, приводит к постановке проблем гносеологического характера, связанных с необходимостью объяснить творчески-активное призвание человека, осмыслить способы его взаимодействия с природным миром. Следует отметить, что постановка и поиск путей разрешения онтологических и гносеологических проблем в «Философии хозяйства» демонстрируют стремление ее автора к единству рациональности и религиозности, научно-практического и метафизического подходов. Это, в свою очередь, обусловлено синтезом в представлениях С.Н. Булгакова социально-экономической теории, натурфилософских и религиозных установок как основных идейно-мировоззренческих источников. В то же время религиозно-философская направленность представлений мыслителя выдвигает на первый план нравственную оценку человеческого бытия и, в частности, его практически-преобразовательной деятельности, диктует необходимость определить ответственность человека за состояние общества, природы и мира в целом, объяснить смысл его хозяйственной активности как стремление к должному, «райскому», состоянию, что определило постановку третьего ряда проблем - этических.
Сам философ в предисловии к своей книге отмечает: «Проблема хозяйства берется в настоящем исследовании сразу в троякой постановке: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической», подчеркивая, что такой подход «объясняется отнюдь не прихотью автора - он подсказывается самым существом дела» (курсив наш. - Е. О.) [30, с.50]. При этом научно-эмпирический и трансцендентально-критический подходы, несомненно, представляют две стороны гносеологического вопроса, а в рамках метафизической постановки проблемы рассматриваются общие основания хозяйственного процесса, его онтологический аспект. В то же время учение С.Н. Булгакова убедительно доказывает, что философская теория хозяйства не предполагает дисциплинарного распада на онтологию или гносеологию, этику или эстетику, а требует системного подхода, находящего свое воплощение прежде всего в духовной целостности человека.
В контексте нашего исследования представляется значительным, что обозначенные проблемы стоят перед философской мыслью рубежа XX - XXI веков в связи как социально-экологические. В подтверждение этому приведем некоторые положения статьи А.А. Горелова «Философия и решение экологической проблемы». Автор утверждает, что в связи с современной критической экологической ситуацией можно выделить три круга философских проблем. Первый круг проблем — онтологический - связан с осознанием фундаментального диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться, не отражаясь гибельно на судьбе человеческого рода и биосферы. Второй круг проблем -гносеологический - затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения и предполагает философско-методологический анализ путей переориентации науки на решение экологической проблемы. Наконец, третий круг проблем, вызванных современной экологической ситуацией -этико-эстетический - касается нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде каждого человека и всего общества в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде и т.д. [54, с.161-162].
Таким образом, в своей «Философии хозяйства» С.Н. Булгаков обозначил основные проблемы взаимодействия общества и природы в процессе хозяйственной деятельности, которые являются приоритетными и в современной экологически ориентированной философской рефлексии, и наметил пути их разрешения. На наш взгляд, именно синтез социально-экономического и религиозно-философского подходов позволил мыслителю рассмотреть проблему в ее целостности, в диалектической взаимосвязи названных сторон, что, в свою очередь, подвело к осмыслению экологических аспектов взаимоотношений общества и природы. Обоснование данного положения и является главной задачей настоящего параграфа диссертационного исследования. Отправной точкой философской системы С.Н. Булгакова можно считать признание им мира в качестве объективной действительности. Утверждая, что «все хозяйство представляет собой такую объективную деятельность, которая предполагает под собой, очевидно, некоторую объективную действительность» [30, с.89], философ напоминает, что впервые доктрина объективного действия была разработана в «экономическом материализме» К. Маркса. Следуя марксистской традиции, основной вопрос своего философского учения -как возможно хозяйство - С.Н. Булгаков делит на два частных вопроса: как возможно производство и как возможно потребление - утверждая, что акты производства и потребления являют собой основные функции хозяйства; причем первый из этих частных вопросов носит гносеологический характер, а второй призван раскрыть онтологические основания хозяйства. В то же время к рассмотрению данных вопросов мыслитель подходит в русле традиций немецкого идеализма: в центре его внимания не хозяйство как факт действительности, а условия и предпосылки объективной хозяйственной деятельности, ее «априори»: «...здесь спрашивается не о факте, а о принципе этого факта, об его необходимых предположениях...» [30, с.91]. С.Н. Булгаков утверждает, что задача философского анализа хозяйства «есть в первую очередь практически-аналитическая, она представляет в этом смысле полную аналогию с задачей «Критики чистого разума» Канта.
Булгаковская концепция взаимоотношений общества и природы в системе поисков современной парадигмы общественного развития
Характерной чертой современной научной мысли, в том числе и отечественной, является поиск новой парадигмы общественного развития, которая в качестве определяющего включает в свой состав экологический компонент. В ситуации углубляющейся дисгармонии между обществом и природой на первый план выступает проблема формирования определенного взгляда на мир и место человека в нем, в основе которого лежит понимание природы как уникальной ценности бытия, как жизне- и социообеспечивающего фактора. Данная мировоззренческая установка привела к складыванию особого, социально-экологического типа философствования. Если исходить из положения об экологической направленности русской религиозно-философской культуры, обоснованном в первой главе настоящего диссертационного исследования, то встает вопрос о перспективах использования достижений русских религиозных мыслителей в области исследования проблемы взаимоотношений общества и природы для формирования современной парадигмы общественного развития.
Как уже отмечалось, экологическая ориентированность русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков реализовалась в системе мировоззренческих установок, а также в ее конкретно-преобразовательной направленности. В контексте современной экологически ориентированной философской рефлексии мы считаем наиболее значительными следующие достижения представителей метафизики всеединства:
- предвосхищая ноосферные идеи, религиозные мыслители выражают уверенность в необходимости перехода к таким социо-природным отношениям, в которых законодателем станет сознание человека - высшей формы природной эволюции (B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский), в том, что отношения между человечеством и космосом (биосферой в целом) должны строиться на основах софийности - творческой мудрости человека (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков). Данные утверждения привели, с одной стороны, к осмыслению человеческой деятельности как нового мирообразующего фактора, сопоставимого по масштабам и результатам своей активности с силами природы (С.Н. Булгаков), а с другой - к формированию идеи пневматосферы как сферы духа, имеющей самостоятельное космическое значение (П.А. Флоренский); - религиозные философы заложили основы глобальной экологической этики, рассматривая в своих трудах нравственные аспекты отношения человечества в целом к природной среде, говоря об ответственности «всечеловечества» перед Космосом, о необходимости осознания масштабов влияния деятельности людей на процессы, происходящие во Вселенной; - в трудах представителей религиозной метафизики всеединства не только формулируются принципы нравственного отношения к природе, но и намечаются конкретные пути их осуществления: развитие и упорядочивание частной собственности на землю (B.C. Соловьев); использование смертоносной военной техники в мирных целях «регуляции природы» (Н.Ф. Федоров); утверждение «биосферического опыта», то есть стремления к сохранению всего живого, как основы развития науки и промышленности (П.А. Флоренский); переориентация научной теории и практики природопреобразующей деятельности на рассмотрение природы как органического целого, разработка философских принципов преодоления противоречий во взаимодействии общества с природой как средой его бытия и объектом материально-производственной деятельности (С.Н. Булгаков); - религиозные мыслители, рассматривая природу как макрокосмос, а человека как микрокосмос в их взаимосвязи и взаимообусловленности, подошли к пониманию соотношения «общество — природа» как единой системы. Определяя экономическую деятельность как сферу, в которой складываются взаимоотношения человека с природой (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков) и выявляя специфику труда как особого способа взаимодействия общества и природы (С.Н. Булгаков), представители метафизики всеединства увидели особенности данной взаимосвязи, которая обусловливается целостностью свойств системы: не только возрастание воздействия общества на природу (B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков), но и зависимость человека от масштабов его вторжения в природную среду (С.Н. Булгаков), что привело к постановке вопроса о пределах вмешательства человека в природные процессы в булгаковской «Философии хозяйства».
Таким образом, B.C. Соловьев и его последователи «подготовили почву для укрепления христианского экологического сознания XX века» [41, с.59] и заложили духовные основы экологически направленной парадигмы общественного развития.
Далее рассмотренные нами идеи получают свое творческое развитие в двух направлениях. Религиозно-философская линия, на наш взгляд, нашла свое дальнейшее развитие и наиболее яркое воплощение в творчестве Н.А. Бердяева и В.В. Зеньковского. Несомненно, что философские размышления этих мыслителей в области взаимоотношений общества и природы опирались на традиции метафизики всеединства. Это подтверждается их обращением к анализу данной проблемы в восприятии B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова в работах историко-философского характера [см., например: 9; 11; 12; 13; 15; 67; 70], а также ссылками на идеи представителей философии всеединства в работах, так или иначе затрагивающих вопросы взаимоотношений общества и природы [см., например: 10; 18; 68; 69]. Н.А. Бердяев и В.В. Зеньковский продолжают линию «нового русского религиозного сознания», заложенную B.C. Соловьевым и его последователями, центральными проблемами которой стали «проблема религиозной антропологии» и «проблема религиозной космологии» [12, с. 17]. В то же время они излагают свое видение данных проблем с позиций нового этапа развития технической цивилизации. В статье «Человек и машина», изданной в 1933 году, на пороге второй мировой войны, Н.А. Бердяев