Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема описания абсолюта в феноменологической философии Беспечанский, Юрий Васильевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беспечанский, Юрий Васильевич. Проблема описания абсолюта в феноменологической философии : диссертация кандидата философских наук : 09.00.03 / Беспечанский Юрий Васильевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2013. - 212 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность темы связана с попыткой возобновления философского анализа проблемы «первых начал» в философии. Мы живем в научно-техническую эпоху, которую Хайдеггер назвал эпохой «забвения Бытия» в озабоченности конкретными вещами. Между тем, даже успехи науки и техники стали возможны благодаря определенным философским парадигмам: все великие «революции» изначально происходят в умах людей и лишь потом воплощаются в практике. Сама наука обязана своим происхождением философии. Изначальной же задачей философии, сформулированной еще Аристотелем, является поиск первых начал и причин всех сущностей. Но в силу отсутствия у такой задачи сиюминутной практической пользы, а также по причине принципиального «разномыслия» философии по поводу вариантов решения этой первичной проблемы, сама философия часто пренебрегает этой своей задачей, по сути, занимая позицию агностицизма. Но наиболее проницательные мыслители и в эпоху рождения современной философии (конец XIX – начало ХХ века) в той или иной степени обращались к этой проблеме.

Формулировка темы исследования «Абсолют в феноменологии» выглядит логическим абсурдом, если понимать Абсолют в его классическом, средневековом смысле – как нечто вечное, неизменное, отделенное от всего сущего. Понятие «Абсолют» используется нами за неимением иного общепринятого понятия. Здесь возможны и другие понятия: абсолютное начало, первоначало, Бог. Тем не менее понятие «Абсолют» выбрано, чтобы подчеркнуть преемственность философии ХХ века по отношению к многовековой традиции религиозных исканий.

В исследовании предпринимается попытка проследить историю проблемы Абсолюта в европейской философии, и делается акцент на феноменологическом понимании абсолютного начала, так как это понимание представляется одним из наиболее адекватных ответов на все предыдущие поиски Абсолюта в европейской философии. Под углом зрения проблемы Абсолюта, абсолютных начал философии, в исследовании рассматриваются четыре различных феноменологических «проекта», созданных Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, Р. Отто и С.Л. Франком.

Значительная часть диссертационного исследования посвящена феноменологии религии. Современная эпоха характеризуется гуманистической толерантностью в религиозной сфере, сочетающейся, однако, с безразличием к религиозной истине. Гуманистическая культура молчаливо предполагает, что ценности, в том числе и религиозные, создает человек для своего блага, и потому вариантов их возможно множество, а вопрос об их истинности большого смысла не имеет – имеет смысл лишь культурная приемлемость и возможность бесконфликтного взаимодействия различных культур. Однако феноменология ищет «универсальное априори» в «абсолютном» опыте человека – не научную истину, заключающуюся в согласовании нашего мышления с предметной реальностью, но жизненную Правду. Феноменология не согласна с мыслью, что «правда у каждого своя», и утверждает наличие единых подлинных «законов» в сфере смыслополагающего человеческого опыта и переживания – законов, не тождественных научным законам объективной необходимости, но «законов свободы». С этой точки зрения, феноменология религии может критически судить о различных религиозно-богословских системах на предмет их соответствия имманентной явленности Абсолюта в человеческой жизни.

Степень разработанности проблемы. Количество исследований по феноменологии необъятно. Тем не менее, из этого обилия нами выбраны те источники, которые наиболее касаются проблемы абсолютных начал в феноменологии. Среди диссертационных исследований можно указать работы Н.М. Акулич, Е.В. Зимяниной, О.А. Назаровой, О.Н. Оплетаевой, Д.В. Солодухина, Ю.В. Тырбах, С.Ю. Просветова, Д.В. Тепина, И.А. Черносвитовой, В.С. Воронкова, Я.А. Макакенко, С.А. Коначевой, И.В. Гребешева, И.В. Зиновьева, М.А. Прасолова.

Среди монографий и статей, связанных с темой Абсолюта и абсолютных начал в феноменологии, прежде всего, следует упомянуть двухтомный труд И.И. Евлампиева о поисках Абсолюта в истории русской метафизики XIX-XX вв., где автор четко показывает как специфику русской философии, так и ее связь с неклассической западной философией.

Некоторые авторы статей о творчестве С.Л. Франка, исследуют концепцию Абсолюта у русского мыслителя и критикуют ее с позиций ортодоксального христианства. Так, можно упомянуть критику Франка в статьях Б. Халленслебен, Е.В. Мареевой. Но другие авторы признают вклад Франка в решение философско-богословских проблем (П. Элен, Г.Е. Аляев, В.Ю. Даренский, Т. Оболевич, Д.В. Солодухин, В.К. Чернусь, С.Н. Астапов, С.А. Стасенко, С.Г. Жданов, К.И. Масальский, Е.С. Киселева, Г.В. Дьяконов, В.П. Визгин).

Феноменологию Гуссерля исследует Н.В. Мотрошилова в своей известной работе об «Идеях I» Гуссерля, а также В.И. Молчанов в своем исследовании по феноменологии времени и сознания. В.И. Молчанов также исследует концепцию времени и онтологию у М. Хайдеггера. Проблему бытия и времени в философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера и их связи с греческой философией исследует А.Г. Черняков.

Среди зарубежных исследователей творчества Хайдеггера и проблемы Бытия в изложении немецкого философа, заслуживают внимания монографии канадского исследователя Жана Грондена, занимающегося проблемой онтологического «поворота» в творчестве Хайдеггера и польского философа Кшиштофа Михальского, показывающего интерпретации Хайдеггера в современной философии. Проблеме Бога в феноменологии Хайдеггера посвящена монография американского профессора George Kovacs, а соотношение Бытия и Бога у Хайдеггера и Аристотеля исследует профессор из США Catriona Hanley.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является философская феноменология в форме четырёх различных феноменологических «проектов»: Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка.

Предметом исследования является идея Абсолюта, абсолютных начал, под углом зрения философской феноменологии ХХ века, а также сходство и различие в понимании Абсолюта у авторов четырёх исследуемых феноменологических «проектов».

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть понимание идеи Абсолюта, абсолютных начал в феноменологических проектах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Показать динамику и развитие понимания Абсолюта в истории европейской философской мысли от античности до ХХ в.;

  2. Показать возможность феноменологического «ответа» на проблемы понимания Абсолюта, поставленные предыдущим развитием философии;

  3. Проанализировать основные формы явленности Абсолюта, раскрываемые философской феноменологией: в предметном познании, в непосредственном бытии человека, а также в форме религиозного отношения человека к миру;

  4. Описать понимание абсолютных начал, абсолютного сознания в феноменологии Э. Гуссерля;

  5. Обосновать возможность интерпретации представлений о Бытии в философии М. Хайдеггера в качестве концепции неклассического Абсолюта и проанализировать его концепцию человека, как экзистирующего к Бытию;

  6. Раскрыть характерное для философии Р. Отто понимание Абсолюта через феноменологическое описание человеческого опыта переживания «священного».

  7. Раскрыть понимание Абсолюта, характерное для философской системы С.Л. Франка, – через предметное познание, субъективное бытие человека и отношение человека к Богу.

Теоретико-методологические основы исследования. Основными источниками исследования являются теоретические труды Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка, а также произведения авторитетных исследователей отечественной и зарубежной философии (Н.В. Мотрошилова, И.И. Евлампиев, В.И. Молчанов, Г.Е. Аляев, П. Элен, Ж. Гронден, К. Михальский и др.).

В исследовании используются следующие методы:

  1. Метод философской компаративистики, поскольку исследование строится на сравнительном анализе концепций Абсолюта у Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка;

  2. Метод философской герменевтики, так как важнейшим в данной работе является анализ текстов трудов Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка, раскрытие явных и скрытых смыслов, содержащихся в текстах авторов;

  3. Диалектический метод в форме метода антиномистического монодуализма используется при анализе текстов С.Л. Франка, поскольку этот метод является определяющим в понимании текстов русского философа.

  4. Метод системно-структурного анализа позволяет рассматривать творчество рассматриваемых философов целостно, особенно в случаях, когда рассматриваются несколько работ одного философа (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Метод позволяет описывать развитие идей и концепций исследуемых философов.

Научная новизна результатов исследования. Научную новизну можно определить в следующих положениях:

  1. Показано, что философская феноменология не является дисциплиной, индифферентной к проблеме абсолютных начал, что возможно неклассическое феноменологическое описание Абсолюта.

  2. Впервые проведен масштабный сравнительный анализ разных феноменологических «проектов» (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Р. Отто, С.Л. Франк) под углом зрения темы Абсолюта, абсолютных начал.

  3. Определены сходства и различия подходов и выводов Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка относительно проблемы Абсолюта и абсолютных начал.

  4. Показана возможность рассматривать феноменологию как своеобразную онтологическую парадигму в проблемном поле европейской философии под углом зрения проблемы поисков Абсолюта.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В соответствии с тезисом Ф. Ницше «Бог мёртв» и его интерпретацией М. Хайдеггером, метафизическое понимание Бога, как надмирной сферы идей и идеалов, отделенной от всего «мирского», утратило свою власть над европейским мышлением. Однако «метафизический» Бог умер, чтобы освободить место «феноменологическому» Богу – не отвлеченному, а «живому», практически и мистически переживаемому. Поздние работы М. Хайдеггера и С.Л. Франка свидетельствуют, что феноменологический подход возможен и в рамках религиозного сознания, и он ведет к новому пониманию Бога, Абсолюта, имеющему предпосылки в традиции мистической философии (Плотин, Экхарт, Николай Кузанский).

  2. Проведенное в диссертации исследование показывает, что феноменологию неправильно понимать как лишь «методическую» или «техническую» философскую дисциплину, безразличную к проблемам абсолютных начал мира. Однако, если классический Абсолют (имеющий средневековые истоки), – это отрешенность, абсолютная трансцендентность Бога человеку, то неклассический Абсолют в его феноменологическом понимании – это имманентная трансценденция, являющая себя в двух взаимодополняющих тенденциях: в «нисхождении» Абсолюта (Бытия, Бога) в ограниченные формы существования человека и мира и в «восхождении» (трансценденции) человека к безусловному Бытию, Абсолюту, Богу. Абсолют, в его феноменологическом понимании, имеет градации по степени «прояснения» своего образа: во-первых, Абсолют проявляется в природном мире, в безличной, но целостной взаимосвязи последнего; во-вторых, Абсолют проявляется в личном бытии человека, в его конкретной свободной деятельности, полагающей смыслы и цели; в-третьих, Абсолют проявляется в «собственной» форме, открывающейся человеку в религиозном опыте.

  3. Сравнительный анализ феноменологического метода у Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и С.Л. Франка позволяет увидеть в нем общую структуру. Он обязательно включает три этапа. Первый этап можно назвать «радикальным эмпиризмом» (термин У. Джемса, использованный С.Л. Франком): здесь производится фиксация всей полноты человеческого опыта: внешнего и внутреннего, объективного и субъективного (всего, что «есть на самом деле» и всего, что «только кажется»). На втором этапе, названном Э. Гуссерлем «феноменологической редукцией», из всей полноты этого опыта редуцируется, удаляется его «онтическая» составляющая, необходимо связывающая человека с внешним миром, но остается «абсолютная» составляющая опыта, в которой человек осознает себя подлинно свободным, полагающим свои собственные смыслы (при этом, конечно же, феноменологическая редукция не тождественна смысловому произволу человека). И на третьем этапе, названном Э. Гуссерлем «эйдетической интуицией», человек осуществляет трансценденцию (экзистенцию) от своего сознания или бытия к «универсальному априори», ко «всеобщему Я» (в терминологии Э. Гуссерля), к самому Бытию (в терминологии М. Хайдеггера), к безусловному бытию, «реальности» (в терминологии С.Л. Франка). Человек постигает, что подлинно абсолютным в его жизни является лишь то, что хотя и свободно полагается им самим, но укоренено в структуре Бытия в целом. На этом этапе человек, как образ Абсолюта, как пастырь Бытия, осознает свою связь с миром, свое «бытие-в-мире» (в терминологии М. Хайдеггера), но уже не как необходимую природную зависимость, а как свободную ответственность, как свободное соучастие в жизни Абсолюта, как со-бытие со всем Бытием.

  4. Средневеково-аристотелевское понимание Бога как Абсолюта, отрешенного от всего сущего, логично приводит к секуляризации культуры, к исчезновению ее религиозной глубины. Надстроенное над этой концепцией новоевропейское понимание человека как абсолютного субъекта, которому противопоставлено объективное сущее в его бытии как достоверной представленности человеку, приводит к дегуманизации и деиндивидуализации культуры, к всё возрастающей объективации, опредмечиванию и отчуждению человека.

  5. Современная культура справедливо приписывает высокий бытийный статус опытному познанию, экспериментальному подтверждению теоретических гипотез и их положений в предметно-практической деятельности. В контексте этой тенденции скрытый пафос феноменологии можно определить как стремление к «опытному» познанию сферы Абсолюта (Бытия как такового, Бога). Это познание не является произвольным измышлением, но имеет свои критерии достоверности, свои логические законы (например, «антиномистический монодуализм» Кузанского–Франка). Оно не отрицает рациональность, хотя и выходит за ее пределы. Наконец, «опытное» (феноменологическое) познание сферы Абсолюта имеет и практическое значение: если научно-техническое познание, осуществляемое в предметно-практической сфере, обеспечивает человека средствами для достижения его целей, то опытно-феноменологическое познание в абсолютной сфере может обеспечить человека не вымышленными, но подлинными ценностями и смыслами, исходящими из структуры Бытия в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное в диссертации исследование феноменологических «проектов» Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и С.Л. Франка под углом зрения проблемы Абсолюта и абсолютных начал позволяет лучше оценить роль феноменологии как онтологической парадигмы и ее место в европейской и мировой философии. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в лекционных курсах по феноменологии, истории западной философии ХХ в., истории русской философии, религиоведения и культурологи, а также в качестве составной части учебных и научных изданий по широкому кругу историко-философских и общефилософских проблем.

Апробация диссертационной работы. Результаты диссертационного исследования были апробированы при чтении курсов философии для студентов Южно-Уральского Государственного Университета (г. Челябинск). Основные положения работы были представлены на научных конференциях: «Россия и феноменологическая традиция» (Санкт-Петербург, 2005); «Рациональность и вера» (Санкт-Петербург, 2009).

Основные положения настоящего исследования отражены в 9 научных публикациях.

Содержание настоящей работы обсуждено «_24__» _мая________2012 г. на заседании кафедры истории философии Санкт-Петербургского Государственного Университета. Диссертация рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, двенадцати параграфов, заключения и библиографии. Объем диссертации – 212 страниц.

Похожие диссертации на Проблема описания абсолюта в феноменологической философии