Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина Герасимов, Николай Игоревич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимов, Николай Игоревич. Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Герасимов Николай Игоревич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2013.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-9/240

Введение к работе

Князь Пётр Кропоткин (1842-1921) занимает особое место в истории русской философии. Его имя широко известно не только в России, но и во всём мире. Философское творчество Петра Кропоткина многогранно, тесно связано с его революционной и научной деятельностью. Однако творческая разносторонность Кропоткина породила ряд проблем в оценке его идейного наследия.

Правоведов, социологов и экономистов часто интересует исключительно социально-политическая сторона сочинений мыслителя, при этом практически не вызывают интереса его труды по естествознанию. В среде специалистов по естественным наукам выражен интерес к конкретно-научной стороне сочинений Кропоткина, но здесь, как правило, остаются в стороне его труды по социально-политическим вопросам. Эта серьёзная исследовательская проблема вынуждает нас обратиться к глубокому философскому анализу всего корпуса трудов русского мыслителя. Ведь именно на философском уровне анализа сходятся воедино все его концептуальные построения, которые могут найти адекватное прочтение лишь после соответствующего историко-философского исследования. Из общего поля философских проблем сочинений Кропоткина наряду с этикой и социальной философией, мы выделяем, прежде всего, проблему человека, которая представляется связующим звеном в цепи поставленных вопросов в философии мыслителя. Однако, несмотря на важность этой темы, в современной литературе наблюдается нехватка целенаправленного философского анализа трудов Кропоткина в свете проблемы человека. Несмотря на то, что его мировая известность, причем не только как идеолога анархизма, но и как философа, отражена во множестве публикаций, Кропоткин мало исследован в русской традиции - по сравнению с такими мыслителями, как Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Лев Шестов, Пётр Лавров, Михаил Бакунин и др.

История жизни и творчества Петра Кропоткина вдохновляла многих знаменитых умов XIX и XX столетий. Ромен Роллан писал: «Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чём Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которого мятущийся гений Толстого хотел достичь во всю свою жизнь и достигал только в искусстве»1. Бернард Шоу называл Кропоткина «одним из святых столетия», а Оскар Уайльд считал его жизнь «совершенной жизнью». Питирим Сорокин писал о Кропоткине как о великом мыслителе, посвятившем свою жизнь борьбе за человеческую свободу .

Актуальность темы исследования

Цельное представление об идейном наследии Петра Кропоткина принадлежит будущему, поскольку его неопубликованные работы хранятся в архивах и почти неизвестны научному сообществу. Идейное наследие философа непрозрачно даже для историков русской философии. Опубликованные сочинения не только не могут дать исчерпывающее представление о специфике его творчества, но и зачастую затемняют существующие мнения об идейном содержании этих работ. Разрыв между трудами философа, доступными в качестве рукописей, и сочинениями, известными в опубликованном виде, создаёт впечатление, что идейное наследие мыслителя по своей природе разрозненно и лишено внутренней цельности. Для философского сообщества оно представляется тем более разрозненным, что сама практика исследования его сочинений в фокусе историко-философского анализа подразумевает сложную аналитику в сфере многих частных научных дисциплин. Историки философии вынуждены подвергать сочинения мыслителя сложной концептуализации, чтобы выявить в многогранности энциклопедического корпуса трудов Кропоткина

Rollan Romain. Kropotkin and Tolstoy// Cenntenial Expressions On Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, p.35. Цит. по Маркин B.A. Пётр Кропоткин. Иркутск, 1992, с.286.

Sorokin Pitirim. Kropotkin - a social thinker. Opposed To State Totalitarianism//Cenntenial Expressions On Peter Kropotkin. Los Angeles, 1942, p.11.

интегральную сеть философских суждений. Такая концептуализация требует не только знакомства со всем объёмом работ мыслителя, но и компетенции в области разных естественных наук

Необычное место идеи Петра Кропоткина занимают в классической историографической литературе, посвященной русской философии. В.В.Зеньковский почти игнорирует мыслителя в своём 2-х томном фундаментальном историко-философском труде и упоминает его лишь в одной из сносок, когда речь идёт о «полупозитивизме» Михайловского. В «Истории русской философии» Н.О.Лосского ситуация иная. Лосский признаёт в русском мыслителе оригинального философа, но пишет о нём чрезвычайно мало и определяет его как учёного-философа, игнорируя социально-политическую сторону сочинений Кропоткина. В современном учебнике для классических университетов под редакцией М. А. Маслина представлена статья В.Ф.Пустарнакова, претендующая на широкое рассмотрение творческого наследия мыслителя. В 2012 году в серии «Философия России первой половины XX века» выходит сборник статей «Пётр Алексеевич Кропоткин» под редакцией И.И.Блауберг. Этот факт свидетельствует о возрастании интереса к фигуре Петра Кропоткина в наше время. Социобиология и биополитика во многом опирается на кропоткинскую идею синтеза политического, социального и природного бытия в мире 4. Зарубежная экологическая философия и биоэтика также ссылается на ряд основополагающих сочинений Петра Кропоткина5. Всё это даёт основание говорить, что только теперь создается возможность адекватно оценить весь творческий потенциал мыслителя и подойти к нему уже не только с позиций общественных и естественных наук, но и по праву попытаться вскрыть глубинные философские основания его сочинений.

Философско-антропологическую концепцию Петра Кропоткина можно

Kevin R. Foster, Joao В. Xavier. Cooperation: Bridging Ecology and Sociobiology//Current Biology, Volume 17, Issue 9, 1 May 2007, p.319-321.

Jaap Kruithof. De mens aan de grens. Over religiositeit, godsdienst en antropocentrisme. Antwerpen (Berchem): ЕРО, 1985.

назвать самым малоисследованным разделом философии классического анархизма. В отличие от трудов Макса Штирнера, П-Ж Прудона и Михаила Бакунина, сочинения Кропоткина редко рассматривались в фокусе проблемы человека. Исследователи отдавали своё предпочтение проблемам социальной утопии, этики, права и экономики в трудах мыслителя и очень мало уделяли внимание вопросу философского осмысления проблемы человека.

В отечественной и зарубежной научной литературе принято приписывать философским воззрениям Кропоткина гуманистическую направленность6. Констатация этого факта в научной литературе происходит на основании изучения этических и социально-политических аспектов творчества Кропоткина. Неотрефлексированным в научном сообществе остаётся вопрос о философско-антропологических основаниях гуманизма мыслителя, хотя в этом направлении предпринимаются определенные шаги7. Характеристика источников и степень разработанности темы Проблема публикации трудов Петра Кропоткина как необходимая основа для последующих усилий специалистов в области исторических, политических, юридических, естественнонаучных и философских дисциплин имеет особую актуальность. Современные исследователи преимущественно вынуждены обращаться к архивным материалам, которые располагаются в Государственном Архиве Российской Федерации, где есть фонд, посвященный истории жизни и творчеству П. А. Кропоткина. В нём представлены не только черновики, но и машинописные копии рукописей, которые ещё ждут своего публикатора. Несмотря на указанные трудности, работы Кропоткина неоднократно подвергались историографическому анализу. Усилиями Е.В.Старостина составлен библиографический указатель печатных трудов Петра Кропоткина. В Японии издано 12-томное собрание

Артёмов В.М. Гуманистическая этика П.А.Кропоткина: единство свободы и нравственности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2. 2004, Newman Soul. From Bakunin to Lakan. Anti-Authoritarianism and the Dislocation of power. Lexington, 2007, p.84-85.

сочинений мыслителя .

Кроме опубликованных работ мыслителя в данном диссертационном исследовании использован массив архивных документов ГАРФ, включающий в себя не только неопубликованные исследовательские работы Кропоткина, но также и неопубликованные публицистические сочинения. Внимание уделено и личным дневниковым записям и письмам, которые имеют значение для оценки философско-антропологического дискурса мыслителя. В процессе работы анализу был подвергнут не только фонд 1129 ГАРФ, но и архивные материалы РГАЛИ, а также архивные документы «Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына». На основании работы в архивах автором исследования был восстановлен один из документов П.А.Кропоткина, свидетельствующий не только о неоднозначном отношении мыслителя к философско-антропологической проблематике, но и о концептуальном своеобразии его историко-культурного и историко-философского дискурса. Текст документа даётся в приложении с комментариями исследователя.

Философские воззрения мыслителя ещё при жизни стали предметом исследования. Попытка рассмотреть идейное наследие Кропоткина в фокусе проблемы человека была предпринята Е.В.Де-Роберти в книге «Пётр Кропоткин: личность и доктрина»9. После смерти мыслителя между исследователями его творчества развернулась дискуссия, посвященная концептуальной ревизии идейных построений философа. Критически настроенные А.А.Боровой и И.С.Гроссман-Рощин доказывали философскую несостоятельность сочинений Кропоткина в связи с незначительной разработкой персонологической составляющей его философии. В 1960-70х гг. Н.М.Пирумова тщательно проанализировала творческое наследие мыслителя и пришла к выводу, что Кропоткин был полноценным философом-гуманистом со своим уникальным видением философских

Ермаков В.Д., Талеров П.И. Анархизм в истории России: от истоков к современности. Библиографический словарь-справочник -Спб., 2007, с.684. Де-Роберти Е.В. Петр Кропоткин: личность и доктрина -СПб., 1906.

проблем. К 150-летию со дня рождения мыслителя в 1995 году был выпущен сборник научных статей, посвященных философскому анализу сочинений анархиста. Кроме того, в 1997, 2001 и 2002 годах были изданы ещё 3 выпуска сборника по проблемам социологии и естествознания в работах Кропоткина. Стоит отметить, что статьи, посвященные философскому анализу работ мыслителя, были выпущены раньше. Возможно, исследователи преследовали цель представить Кропоткина мировому научному сообществу прежде всего как философа, уникального мыслителя со своим оригинальным видением философским вопросов. В 2012 году в печать выходит сборник материалов, посвященный IV Международным Кропоткинским чтениям в связи с 170-летием мыслителя.

На сегодняшний день среди современных отечественных
исследователей, таких как В.М.Артёмов, С.Ф.Ударцев и П.В.Рябов, уже
сложилось мнение о существовании оригинальной философии Кропоткина
как цельной системы воззрений. Однако учёные не могут прийти к единому
мнению в вопросе о философско-антропологической составляющей
творчества мыслителя. Работы В.М.Артёмова показывают, что
антропологическая проблематика в сочинениях Кропоткина является
органической частью этики, а личность как субъект нравственных
отношений выступает в качестве фундирующего начала нравственной
философии10. Исследования С.Ф.Ударцева раскрывают природу человека как
правого субъекта.11. Фундаментальное исследование П.В.Рябова

«Философия классического анархизма» основывается на историко-философском анализе сочинений классиков теории анархизма, сквозь призму соотношения в их работах понятий личности, общества и природы. Автор не видит необходимости разграничивать понятие личности и понятие человека.

Артёмов В.М. Нравственное измерение свободы и образования. (Опыт реконструкции русского классического анархизма). М.1998, Артёмов В.М.. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Докт.диссертация, М. 1999.

Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Высшая школа права, изд-во "Форум", 1994, Ударцев С.Ф. М.А. Бакунин и П.А.Кропоткин: две судьбы, две системы идей// Памяти М.А. Бакунина. -М., 1990. - С. 4-23.

Опираясь в целом на ценностную ориентацию экзистенциальной философии, П.В.Рябов приходит к выводу, что личностная, а, значит, и человеческая

проблематика освещена Кропоткиным слабо . Поэтому антропологические изыскания философа видятся автору поверхностными и тенденциозными. Г.К.Вельмога в своей диссертационной работе рассматривает философскую антропологию мыслителя в её идейной близости антропологическим идеям М.А.Бакунина . Г.К.Вельмога основывается на том положении, что схема, которую она обозначает как «Животность»-«Дух»-«Бунт», пронизывает все идейные построения отечественных классиков анархизма. Складывается впечатление, что автор переносит результаты философско-антропологических изысканий М.А.Бакунина на философию П.А.Кропоткина, т.е. отождествляет концепции двух мыслителей. В своём исследовании антропологических оснований анархического миросозерцания Бакунина, Толстого и Кропоткина Бехтенева Р.А. справедливо указывает, что разница в социально-политических воззрениях теоретиков анархизма является прямым следствием различного толкования природы человека14. В своём диссертационном исследовании, посвященном анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина, Кассиров А.Г. констатирует влияние антропологических воззрений мыслителя на современную философскую антропологию, а также связывает их с учением мыслителя о безгосударственном коммунизме15. Однако изучение философско-антропологической концепции мыслителя в комплексе диссертационной работы Кассирова А.Г. занимает сравнительно небольшую часть от общего массива исследования ввиду заявленной темы.

Анализ истории изучения проблемы человека в философском творчестве

Рябов П.В. Философия классического анархизма (проблема личности).М.:Вузовская книга, 2007, с.277. Вельмога ПК. Философская антропология русского анархизма, М.Бакунин и П.Кропоткин:Сравнительный анализ, С-Петербург, 1999.

14 «

Бехтенева Р.А. Проблема человека в русском анархизме второй половины XIX - начала XX веков : М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой, П. А. Кропоткин. Кандидатская диссертация. Ростов-На-Дону, 1999.

Кассиров А.Г. Философия анархического коммунизма П.А.Кропоткина. Докторская диссертация. Екатеринбург, 2012.

П.А.Кропоткина показывает, что исследователи лишь частично, освещали данную проблематику. Философско-антропологическая тематика в имеющихся исследовательских работах выполняла, как правило, вспомогательную функцию в связи с разработкой других тем. В данной диссертационной работе предпринимается попытка произвести специальное целостное историко-философское исследование проблемы человека в философии Петра Кропоткина.

Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования Объектом настоящего исследования является проблема человека в философии Петра Алексеевича Кропоткина. Предмет исследования составляют философские воззрения, концепции, а также исследования в сфере различных отраслей знания Петра Кропоткина.

Основной целью диссертационного исследования является комплексный историко-философский анализ проблемы человека в философии П.А.Кропоткина, включающий в себя особенности натурфилософского16, историко-философского ,историко-культурного,философско-методологического и социально-политического аспектов творчества мыслителя. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Охарактеризовать основные специфические черты философского и научного творчества П.А.Кропоткина в фокусе многогранной деятельности мыслителя, что подразумевает также выявление идейных влияний, которым подверглось его мировоззрение.

  2. Выявить общие онтологические и антропологические аспекты философии мыслителя через концептуализацию всего корпуса его идей, а также указать на основания для такой концептуализации.

  3. Учитывая энциклопеличность философского творчества мыслителя, предпринять историко-философский анализ трудов Кропоткина по

Кассиров А.Г. Философские идеи П.А. Кропоткина о единстве природы и общества// Вестник МГТУ, т. 10, №3, 2007, с.388-393.

естественным наукам, нравственно-философским дисциплинам, а также историко-культурным исследованиям с акцентом на проблематику человека. 4. Соотнести проблему человека в философии мыслителя с его проектом анархо-коммунизма в свете современных интерпретаций теории анархизма. С этой целью произвести теоретическую реконструкцию социально-политической воззрений мыслителя в фокусе философско-антропологического дискурса. Диссертационное исследование охватывает творчество П.А.Кропоткина в целом, что позволяет соотнести философско-антропологические воззрения мыслителя с историко-культурным контекстом XIX - нач. XX столетия. Методологическая основа и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе историко-философского анализа, включая элементы когнитивной историко-философской реконструкции, текстологического анализа, системного анализа, конкретно-исторического анализа. Метод когнитивной историко-философской реконструкции дал возможность, во-первых, выстроить разрозненные теоретические положения П.А.Кропоткина в целостную философско-антропологическую систему, во-вторых, интерпретировать метафорический способ философствования на основании натурфилософского знания (например, Кропоткин утверждает, что изучение правовых норм должно происходить так же, как и изучение способа производства мёда у пчёл ). Следует отметить, что комплекс методов, включающий когнитивную историко-философскую реконструкцию, текстологический и конкретно-исторический анализ, способствовал уточнению содержания рукописей мыслителя, физическое состояние которых вызывало множество трудностей в прочтении, оценке и интерпретации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым отечественным комплексным исследованием проблемы человека в

Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990, с.338.

философии П.А.Кропоткина, в котором использованы печатные и неопубликованные труды мыслителя. В данной диссертации впервые:

  1. Осуществлена комплексная целенаправленная теоретическая реконструкция философско-антропологической проблематики в творчестве Кропоткина на основании архивных документов и материалов. На основании не только опубликованных, но и неопубликованных работ проблема человека рассмотрена как системообразующий элемент разносторонней творческой деятельности мыслителя. Обоснована специфика исследования Кропоткиным природы человека в фокусе междисциплинарного и полидисциплинарного знания.

  2. Произведена теоретическая реконструкция онтологических воззрений мыслителя в свете его философской антропологии. Показано соотношение онтологии и антропологии П.А.Кропоткина сквозь призму критики философского дуализма как общего концептуального основания философских взглядов мыслителя.

  3. Проблема человека в философии П.А.Кропоткина рассмотрена как сквозное идейное основание (природное, нравственное, историко-культурное) для всех намеченных им исследовательских направлений.

  4. Философия анархо-коммунизма П.А.Кропоткина исследована в свете его философско-антропологического дискурса как актуальная концепция для современных интерпретаций анархизма (отечественных и зарубежных).

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Проблема человека занимает особое, специфическое место в философии П.А. Кропоткина. Её можно рассматривать как один из системообразующий концептуальных элементов интеллектуального наследия мыслителя.

  1. Бытие человека описывается П. А. Кропоткиным в согласии с принципами энциклопедизма и принципами междисциплинарного исследования.

  2. Проблема человека исследуется П.А. Кропоткиным в отрыве от принципов философского дуализма. Этот аспект высвечивает концептуальную специфику философско-антропологической проблематики сочинений мыслителя.

  3. Философско-антропологическое наследие П.А.Кропоткина является одним из главных факторов в формировании современных интерпретаций теории анархизма.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация вносит вклад в изучение истории русской философии, а также в исследование современных интерпретаций русского анархизма. Её материалы и положения могут быть использованы как в преподавании общих и специальных учебных курсов по философии, истории русской философии, истории политических учений, философской антропологии, так и в социальном и политическом анализе современных леворадикальных общественно-политических течений. Апробация работы

Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли своё отражение в публикациях автора и выступлениях на научных конференциях. Публикации автора даются в конце автореферата.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертации на Проблема человека в творческом наследии П.А. Кропоткина