Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в. Дёмина, Ирина Владимировна

Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в.
<
Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в. Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в. Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в. Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в. Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дёмина, Ирина Владимировна. Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Дёмина Ирина Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/198

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди современных философских работ трудно найти те, в которых не говорилось бы о кризисном состоянии культуры, общества, человека. Мир подошел к такому этапу своего существования, когда развитие человека в рамках любых форм социальности оказывается в высшей степени конфликтным (А.С. Арсеньев).

Способы объяснения и анализа кризиса разнообразны. Обращение к сознанию человека, особенностям его бытия, закономерно поднимают проблему его чувственной жизни (переживания, влечения, отношения к миру, реальное общение, образно-смысловая сфера и т.п.). Чувственность – важный аспект всей проблемы человека. Парадокс заключается в том, что сложившиеся языковые нормы так мало направлены на понимание чувственной жизни, что мы знаем о чём угодно, только не о том, что нам говорят наши чувства; но именно понимание чувств может обеспечить доступ к пониманию людей со стороны «скрытого ядра» их сущности и желаний.

Философская мысль знает примеры глубокого обращения к чувственности человека и отдельным её аспектам для понимания места человека в современном мире, его соотнесения с социокультурными процессами и оценки его исторических перспектив (К. Маркс, С. Кьеркегор, З. Фрейд, М. Шелер, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Левинас, Э. Фромм, М. Фуко, Г. Буркхардт, Ж. Липовецки, С.Л. Рубинштейн, А.С. Панарин, В.А. Подорога, С.С. Хоружий и др.).

В современном понимании чувственность объединяет в себе телесное и сенсуальное, влечение и ощущение, эстетическое и коммуникативное. Для понимания данного синтеза важны не только философские идеи античности, Возрождения, Нового времени или материализм Просвещения, но и их переосмысление в рамках того «антропологического бунта» в первой половине XIX века, одним из активных участников которого был Л. Фейербах.

В истории философии проблема человека периодически выходит на первый план, оттесняя проблемы гносеологии, онтологии и др. В философии Л. Фейербаха проблема человека теснейшим образом связана с понятием чувственности, которое было ключевым и сыграло роль противовеса абстрактно-спекулятивной логике Гегеля. Оно позволило Фейербаху осуществить свой замысел: повернуть философию к человеку как целостному и «природному» существу. С Л. Фейербаха, как отмечают С.Н. Мареев и Е.В. Мареева, начинается одна из основных развилок в мировой философии: с одной стороны, к марксизму, а с другой – к философии жизни.

В отечественной историко-философской традиции значение философии Л. Фейербаха сводилось в основном к пониманию её в качестве теоретического источника марксизма; если речь шла о концепции чувственности, преобладали её односторонние трактовки – либо в гносеологическом ключе, либо в узко натуралистическом ключе, либо в «отрицательном» смысле» – как противоположность чувственной практической деятельности у Маркса. Констатировалось, что Л. Фейербах не преодолел метафизичности своих предшественников – материалистов XVII–XVIII вв. и его антропологический материализм является разновидностью метафизического материализма. Философские достижения Л. Фейербаха оценивались в основном под углом зрения решения основного вопроса философии в марксистко-ленинской традиции. Такой взгляд был обусловлен общими идеологическими установками того времени. На оценку Л. Фейербаха сильно повлияли упрощённые трактовки его философии Ф. Энгельсом и В.И. Лениным.

В постсоветской историко-философской литературе наметилась тенденция к переосмыслению идей Л. Фейербаха (К.Н. Любутин, А.С. Чупров и др.), пониманию их значимости для анализа проблемы человека. Обращение к понятию чувственности важно для последовательного преодоления односторонней трактовки философии Фейербаха. Она остаётся недооценённой, несмотря на прямое указание таких мыслителей, как К. Маркс, М. Бубер, Э. Фромм и др. о её влиянии на их собственные учения и подходы. Обращение к центральному понятию философии Фейербаха – чувственности позволяет по новому оценить творчество немецкого философа, выявить новые смысловые связи его учения с современной философией и методологией познания человека. В современных публикациях содержатся указания на связь идей Фейербаха с философией жизни, экзистенциализмом, русской нематериалистической философией, всё настойчивее утверждается представление об уникальности и непреходящей ценности философии Фейербаха. Анализ идей Фейербаха о чувственности в контексте последующих философско-антропологических учений и подходов соответствует принципу развития в историко-философских исследованиях.

Следует отметить очевидные параллели между проблемой чувственности человека, на которой сосредоточился в XIX веке Л. Фейербах, и феноменом «освобождённой чувственности», утвердившимся в обществе потребления ХХ века и попавшим в поле зрения многих современных учёных. Обращение к историко-философскому аспекту понятия чувственности способно обеспечить более глубокое понимание бытия современного человека – как его положительных, так и отрицательных сторон, поскольку взятые отдельно друг от друга чувственное познание, проявление телесных функций, эмоциональная жизнь, фантазия, общение не позволяют рассмотреть человека как целостное существо, многообразно проявляющее себя в социальной жизни общества и в культуре.

Исследование проблемы чувственности актуально в аксиологическом плане. Если понимать культуру, как реально-идеальное поле общего смыслочувствования землян (Ф.Т. Михайлов), то чувственность является тем недооценённым звеном, которое способно обеспечить целостность этого поля.

Степень разработанности проблемы. Проблема чувственности в философии Л. Фейербаха рассматривалась: как составная часть его антропологической концепции; в контексте развития немецкой классической и более поздней европейской философии; в связи с анализом философского наследия К. Маркса; как составная часть человеческой субъективности и общения; как один из источников философской антропологии ХХ века; в контексте теологических дискуссий, обсуждения социально-философских и др. вопросов (С. Абеле, Й. Биркмайер, М. Бубер, Б.Э. Быховский, Г.В. Гриненко, А.В. Гулыга, П.С. Гуревич, Л. Джонстон, В. Ешке, Х.-М. Засс, Е.В. Золотухина-Аболина, А.Ф. Зотов, В.В. Ильин, Э.В. Ильенков, Э. Каменка, А. Коряковцев, Ю.В. Кушаков, К. Лёвит, Г. Лукач, К.Н. Любутин, В.А. Малинин, С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, К. Маркс, У. Райтмайер, Ф. Томазони, Ч. Уилсон, Г.Д. Чесноков, А.С. Чупров, В.И. Шинкарук, А. Шмидт, и др.).

Следует отметить интересную особенность отечественного фейербаховедения: активизация интереса к философу по случаю его памятных дат. В канун 100-летия со дня смерти вышла книга Й. Элеза «Проблема бытия и мышления в философии Людвига Фейербаха», в которой оценивается роль Фейербаха при переходе от немецкого спекулятивного идеализма к диалектическому материализму.

К 175-летию Фейербаха коллектив украинских философов (Шинкарук В.И., Булатов М.А. и др.) выпустил книгу «Очерки по философии Л. Фейербаха». Некоторые разделы книги достаточно традиционны, например, о формировании материалистических взглядов Фейербаха, о связи его учения с диалектикой, о влиянии на отечественную философию, представленную прежде всего А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Но одновременно в книге анализируется методология историко-философского исследования самого Фейербаха, а его творчество рассматривается в контексте западных философско-антропологических учений (Шелер, Гелен, Плеснер, Ротхакер, Штарк), которые, по мнению авторов, исходят из общей посылки – рассматривают учение о человеке как ключ к пониманию истории и культуры. Несомненный интерес представляет стремление авторов разносторонне рассмотреть проблему человеческой субъективности в философии Фейербаха. Обращается внимание на то, что фейербахова диалектика Я и Ты приобретает новое звучание в контексте современных культурологических исследований, причем это относится к пониманию роли общения и в социальной жизнедеятельности в целом, и в сфере гносеологии (указывается на значение субъект-субъектных отношений в процессе познания). Авторы фиксируют важный момент: Фейербах по сравнению со своими предшественниками вводит в сенсуализм социальные моменты.

В 2004 г. вышла книга «Философия свободомыслия: (к 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха)», в которой достаточно мягко утверждается о необходимости ревизии взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на философию Фейербаха, а последний признается самостоятельным и оригинальным мыслителем. Наряду с попытками увидеть новые грани в наследии Фейербаха, сохраняет устойчивость и прежняя традиция – роль Фейербаха в становлении материалистической диалектики и материалистического мировоззрения.

Между юбилеями выходили значительные монографические исследования К.Н. Любутина (1981, 1988), В.А. Малинина (1983), В.Н. Володина, К.Н. Любутина, И.С. Нарского (1991), А.С. Чупрова (1996).

Работы К.Н. Любутина, В.Н. Володина, И.С. Нарского интерпретируют философию Фейербаха через призму марксистской философии, её положений, принципов, достижений. В этом контексте проблема чувственности не могла получить полного освещения. К.Н. Любутин, например, трактует её прежде всего в гносеологическом ключе. Но при этом следует отдать должное советским марксистам – они на исходе советской эпохи стали отчётливо ставить вопрос о необходимости рассматривать философию Фейербаха в контексте разнообразных философских течений. Тот же К.Н. Любутин писал: «Дело не в том, чтобы сблизить философскую антропологию Фейербаха с диалектико-материалистической философией. Дело во всестороннем воссоздании учения немецкого материалиста и всесторонней оценке его места в истории философской мысли».

Своеобразным завершающим аккордом советского фейербаховедения стала статья Ю.В. Кушакова (1991), в которой автор постарался сформулировать основные нерешённые проблемы, связанные с учением Фейербаха и функционированием его идей в культуре, например: место фейербаховского метода на методологической шкале «метафизика – диалектика»; эстетическая сторона учения Фейербаха; слабая изученность исторической судьбы фейербахианства в западной немарксистской философии и др.

Показательно, что перечисленные выше вопросы перекликаются с тенденциями в зарубежном фейербаховедении, которое сейчас переживает своеобразный ренессанс (Ф. Томазони). Поднимаются малоизученные вопросы творчества Фейербаха, например, влияние на современную теологию, взаимодействие с нехристианскими (иудаизм) и постхристианскими воззрениями (феминизм), эстетическая составляющая его философии, сопоставление с современным прагматизмом, аналитической философией, анализ его идей в контексте глобализационных процессов и т.д. (С. Абеле, Й. Биркмайер, Л. Джонстон, Л. Казини, У. Райтмайер, Ф. Томазони, А. Харвей, Ч. Уилсон и др.). На фоне разнообразных подходов своеобразной доминантой в интерпретациях Фейербаха является отстаивание идеи о значении интерсубъективности в понимании человека и общества, о невозможности растворить сущность человека в абстрактных экономических отношениях (Х.-М. Засс). Между тем, немало авторов воспринимают философию Фейербаха в том же ключе, что и отечественные философы в советский период (К. Лёвит, А. Шмидт и др.), вплоть до упрёков в романтической устремлённости и сентиментальности.

В постсоветский период в 1996 г. вышла книга А.С. Чупрова «Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха» – пожалуй, наиболее обстоятельное и глубокое исследование антропологии Фейербаха и наиболее близкое автору диссертации. Справедливо отмечая поверхностный подход к философии Фейербаха и её «замалчивание», А.С. Чупров выделяет главные причины этого: низведение философии Фейербаха до уровня средства – одного из множества факторов формирования марксизма; подмена материалистической антропологии Фейербаха антропологическим материализмом, в результате чего человек как главный предмет изучения отходит в тень. Закономерно, что это приводит к такой характерной особенности отечественного фейербаховедения, как слабая тематизированность проблемы человека. Анализируя философские взгляды Фейербаха, А.С. Чупров приходит к выводу, что в его методе исследования природы человека чувственность занимает центральное положение, так как выступает условием и свидетельством действительного бытия человека. Безусловной заслугой А.С. Чупрова является стремление показать логику философских построений Фейербаха в связи с понятием чувственности (оно тождественно не ощущению, но со-существованию людей). Он полагает, что Фейербаха было бы точнее называть не материалистом, а реалистом. Чувственность стала для Фейербаха «выводящим» началом, т.е. она позволила вывести индивида за пределы его чисто природного индивидуального бытия. А.С. Чупров предлагает рассматривать философию Фейербаха как философию, устремлённую в будущее (к чему призывал и сам Фейербах) и предвосхитившую некоторые реалии ХХ века.

Опираясь на результаты уже проведённых исследований, мы намерены продолжить реконструкцию концепции чувственности Фейербаха, поскольку не все её аспекты оказались в равной степени изученными и это препятствует воссозданию образа фейербахианского человека, его соотнесению с современными философско-антропологическими концепциями. Предпосылки для такого исследования имеются, поскольку в более общем плане чувственность как проблема философии человека анализировалась: в работах философов экзистенциального и феноменологического направлений (М.М. Бахтин, Г. Буркхардт, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Х. Ортега-и-Гассет, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, М. Шелер, Г. Шпет, К. Ясперс); работах структуралистской и постмодернистской ориентации (Ж. Бодрийар, П. Вирильо, В.А. Подорога, П.Д. Тищенко, М. Фуко и др.), в которых обращается внимание на роль семиотических механизмов в формировании чувственности, влиянии на неё масс-медиа, современных технологий, потребительских практик; исследованиях по социокультурной динамике (Р. Гвардини, П. Сорокин), политической философии (А.С. Панарин), исторической психологии (В.А. Шкуратов и др.). Следует отметить неоднозначное толкование чувственности в разных философских течениях (марксизм, экзистенциализм, постмодернизм), что свидетельствует о сложности феномена и необходимости восхождения к первым попыткам его комплексного истолкования.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ концепции чувственности в философии Л. Фейербаха и выявление особенностей её развития в философско-антропологических подходах и концепциях XX в.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. показать особенности обращения к понятию чувственности в истории философии до Л. Фейербаха и на основе историко-философского и междисциплинарного анализа выделить основные аспекты человеческой чувственности;

  2. провести анализ философии Фейербаха для определения специфики решения данным мыслителем проблемы человеческой чувственности (трактовка чувственности, её связь с другими категориями, используемые методологические приёмы для обоснования своей позиции);

  3. провести анализ философско-антропологических концепций ХХ в. с точки зрения идей Л. Фейербаха о чувственности и тем самым определить вклад Л. Фейербаха в философское понимание чувственности и человека.

Объект исследования – философское наследие Л. Фейербаха.

Предмет исследования – понятие чувственности в философии человека Л. Фейербаха.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили: понимание историко-философского исследования как изучение сознания эпохи (Т.И. Ойзерман, З.М. Оруджев и др.), принцип развития в историко-философских исследованиях; историко-компаративистский метод, обеспечивающий диалог идей различных мыслителей и учёт «дальних контекстов» (М.М. Бахтин); представления о целостности человека и его базовых отношениях к миру (М. Бубер, П.С. Гуревич, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, П. Тейяр де Шарден, С.С. Хоружий и др.) как инструмент оценки философско-антропологической концепции Л. Фейербаха; работы К.Н. Любутина, А.С. Чупрова и др. исследователей творчества Л. Фейербаха, в которых чувственность рассматривается как комплексное явление.

Научная новизна исследования.

Реконструировано представление Фейербаха о чувственности, впервые выделена система понятий (чувственность – жизнь – тело – индивидуальность – другой – любовь), которые в совокупности создают фейербахианский образ целостного человека.

Показано, что важной особенностью концепции Фейербаха выступает преодоление одномерных трактовок чувственности и её комплексная интерпретация (объединение познавательного, телесного, духовного компонентов). Раскрыт эвристичный потенциал понятия чувственности и фейербахианского образа человека в свете философско-антропологических и психолого-антропологических концепций ХХ в. Также показаны ограничения концепции Фейербаха с точки зрения подходов к основным бытийным отношениям человека.

Обосновано, что философия человека Фейербаха может рассматриваться в качестве одной из предпосылок понимающего метода в гуманитарных науках, признания диалогичности гуманитарного познания, влияния ценностей познающего на результаты познания.

Показано, что основные трактовки чувственности (гносеологическая, телесно-энергетическая, духовно-эстетическая) являются идеальными типами, которые взаимодействуют, получают различные интерпретации в истории мысли и являются основанием для теоретического выделения вторичных типов чувственности (чувственность-к-другому, сенсуально-отчуждённый, телесно-отчуждённый типы), представленных в современных философско-антропологических работах. Впервые показано значение идей Л. Фейербаха для проведения такого анализа.

Положения, выносимые на защиту.

1. В философии Л. Фейербаха чувственность выступает сущностью человека. С помощью этого понятия Фейербаху удалось зафиксировать целостность человека – важнейший постулат современной философской антропологии. Оно включает в себя гносеологическую, телесно-энергетическую, духовную трактовки, сложившиеся в истории философии. Их синтезом выступает любовь к другому – это условие познавательного отношения к миру, источник активности человека и его творчества. Данный тип чувственности является оригинальным продуктом философских воззрений Л. Фейербаха, он проявляется в общении, в диссертации назван чувственностью-к-другому.

2. Фейербахианский образ человека может быть описан следующими понятиями: чувственность–жизнь–тело–индивидуальность–другой–любовь. Взятые в единстве эти понятия, во-первых, характеризуют специфику и новизну концепции Фейербаха в рамках своего времени, во-вторых, они обозначили перспективные линии дальнейшего развития философско-антропологического знания.

3. Концепция Фейербаха предвосхитила более поздние философско-антропологические идеи, которые можно объединить в три группы: 1) реализация идеи чувственности в целостном понимании человека; 2) анализ проблем человеческого общения (отношение к другому, любовь, диалог и т.д.); 3) методология гуманитарного познания. Данные группы идей создают основу для оценки философии Фейербаха в истории мировой мысли.

4. Применение методологии анализа чувственности, реализованной в концепции Фейербаха, позволяет выделять новые типы чувственности (сенсуально-отчуждённый, телесно-отчуждённый типы) в современных культурно-исторических условиях и тем самым применять данное понятие для анализа тенденций развития человека и общества.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Выявлены специфические черты в постановке проблемы человека в философии Фейербаха, связанные с использованием понятия чувственности. В целом понимание чувственности Фейербахом характеризует его как автора оригинальной философско-антропологической концепции, в которой реализуются принципы целостности и комплексности. Она обогащает понимание человека, с одной стороны, и ценностно-смысловое содержание культуры, с другой стороны.

Показана преемственность концепции человека Л. Фейербаха с более поздними философско-антропологическими подходами; преемственность обеспечивается обращением к теме чувственного бытия человека, проблемам отчуждения и коммуникации, использованию понимающего метода в познании человека.

Раскрыто значение чувственности-к-другому и других вторичных типов чувственности, выводимых из анализа концепции Фейербаха, для понимания кризисных тенденций в развитии современного человека и общества. Поскольку чувственная жизнь связана с поиском смысла бытия и любого общения людей, то кризис чувственности человека, её овеществление, отчуждение, примитивизация влияют на кризис культуры и общества.

Практическая значимость результатов исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической основы для дальнейшего изучения проблемы чувственности как в классической, так и в современной философии. Полученные результаты могут быть использованы при чтении базовых курсов и спецкурсов по истории философии, философской антропологии, социальной философии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на международных, всероссийских, региональных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах «Личность и бытие: Личность и социальная реальность», Краснодар, 2003; IV Российский философский конгресс, Москва, 2005; V Краснодарский международный семинар по исторической психологии, 2007; «Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектно-бытийный подход», Краснодар, 2007; «Личность как субъект организации времени своей жизни», Краснодар, 2008; «Время собирать камни …», Краснодар, 2010; «Социокультурные основания науки», Краснодар, 2010).

По теме исследования опубликовано 11 работ, включая 2 статьи в журналах из списка ВАК.

Структура диссертации. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Похожие диссертации на Понятие чувственности Л. Фейербаха в свете антропологического поворота в философии XX в.