Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора Аземун Мухаммад Аббас

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аземун Мухаммад Аббас. Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Аземун Мухаммад Аббас; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/372

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Динамика жизни современного общества не имеет аналога в истории человечества. Человечеству благодаря использованию своего интеллекта, к XXI в. удалось достичь колоссального научного, технического и технологического прогресса.

Научно-технологический прогресс сократил расстояние не только между континентами, но и между странами, народами, способствовал более глубокому взаимопониманию людей. Человеческий мир за относительно короткое время стало глобальным и единым. Сейчас уже всякое событие в одной части планеты дает моментальный резонанс в другой. Это показывает насколько огромны ресурсы человеческого разума не только для материального благополучия, но и для духовного единства человека. Вместе с тем игнорирование человеком в своей деятельности «универсального и созерцательного разума» («акли кулли ва шухуди») весьма снизило в нем уровень духовности, нравственности и гуманности. Угрожающую бездуховность во многом можно объяснить тем, что «инструментальный разум» («акли абзор,)» человека ориентирован на материальное начало и служит технологическому прогрессу. При этом духовным аспектам развития общества уделяется второстепенное значение. Для изменения сложившей ситуации к лучшему и возрождения вечных нравственных ценностей необходимо обратиться к богатому литературно-философскому наследию. По мнению автора диссертации, обращение к духовной и интеллектуальной жизни иранских народов, внесших огромный вклад в сокровищницу культурных ценностей человечества, поможет современному человеку понять свой внутренний мир и смотреть на внешний мир другими глазами.

Глубокое изучение эзотерических, мистических идей Фаридуддина Аттора Нишапури, направлено именно на то, чтобы, используя его богатейшее духовное наследие, сделать эти идеи достоянием современных поколений. Мировоззрение Аттора и современная жизнь представляют собой яркий контраст между объективностью и субъективностью (айният ва зехният). Исходя из вышеизложенного, актуальность данного исследования можно обосновать следующими обстоятельствами:

1) обращение к прошлому духовному началу является одним из путей спасения современного человека от духовных кризисов. Иначе говоря, прогрессивный человек, обладающий идейным базисом (зербано), может на его основе создавать прочные интеллектуальные надстройки;

2) знакомство с творчеством представителей тех или иных исторических эпох играет весьма значительную роль. В данном случае духовное наследие Аттора во взаимообогащении различных культур имеет важное значение;

3) в процессе духовного воспитания нынешнего поколения вместо сложных дефиниций целесообразнее использовать понятия более простые, но «вдохновляющие». Аттор смог очень изящно и искусно соединить глубокие религиозные постулаты со многими человеческими знаниями, применяя их в притчах и рассказах;

4) мистицизм Аттора учит человека душевному спокойствию и равновесию, а это то, в чем очень нуждается современный, часто подавленный и растерянный человек;

5) мистицизм Аттора имеет цель проявить миру сокрытые и сакральные ценности человеческого бытия, исследуя которых человек может постичь сущность «самопознания» («худшинос,»), и Аттор, ведя путника поэтапно по этому пути знакомит его со всеми путями духовного совершенствования, показывает ему его сущность.

Таким образом, актуальность темы предлагаемого исследования, в первую очередь, подтверждается духовным состоянием современного общества, которое оказалось сейчас в глубоком нравственном и идейном кризисе.

Нам представляется, что выход современного общества из подобного сложного нравственного кризиса является, безусловно, непростым, не одновременным, а долгим процессом, он не происходит в одночасье. Духовное или моральное обновление общества обычно сопровождается социально-экономическими и политическими изменениями, они по существу суть комплексный общественно-культурный процесс. Очень важно, чтобы это обновление с начало происходило в умах представителей интеллигенции и способствовало переоценке ценностей в умах простых людей, препятствовало распространению потребительного отношения ко всем благам жизни, к природе, а находило баланс между материальным благополучием и духовным прогрессом человечества.

Наследие Фаридуддина Аттора и других представителей суфизма является, конечно, не панацея от всех социальных бед, но оно как важный компонент социального капитала может служит духовным толчком для такого обновления. Наследие Аттора и других суфиев воодушевляет нас в понимании того, что духовный прогресс человечества возможен, если к этому приложит усилие каждого отдельного человека.

Степень разработанности темы. Фаридуддин Аттор является одним из самых плодотворных представителей персидско-таджикского суфизма, который оставил после себя огромное наследие. Не случайно, что иногда число его произведений сравнивают с числом сур священного Корана. Творчество Аттора привлекало внимание ученых еще при его жизни, но и по прошествии многих веков его богатое наследие не потеряло своей актуальности.

Исследованию и изучению творческого наследия Фаридуддина Аттора уделяется особенно большое внимание в современном Иране. Об этом свидетельствует, в частности тот факт, что в этой стране многократно изданы труды мыслителя, а анализу его мировоззрения посвящены исследования многих ученых.

Большую ценность в изучении творчества Аттора имеют работы известного иранского исследователя Саида Нафиси. Особого внимания заслуживают две его книги: «Джустуджу дар ахвол ва осори Фаридуддин Аттор» («Поиски в жизни и творчестве Фаридиддина Аттора») и «Зиндагиномаи шайх Фаридуддин Аттори Нишопури» («Биография шейха Фаридиддина Аттора Нишапури»). В этих произведениях впервые критически анализируются сведения, из антологий о жизни и творчестве мыслителя. В результате подробного изучения произведений Аттора и литературных источников, Нафиси пришел к выводу, что ряд произведений, которых относят к Аттору, на самом деле не принадлежат перу нишапурского мудреца. Нафиси удалось при помощи убедительных аргументов доказать, что в истории персидской литературы и мысли существовали лже-Атторы, которых авторы антологий ошибочно принимали за Фаридуддина Аттора.

Что касается мировоззрения, то Саид Нафиси считает Аттора последователем теории единства бытия, согласно которой мир бытия является тождеством Бога (олам Айни Худо), а Бог – тождеством мира бытия. Отрицая позицию Саида Нафиси диссертант приходит к выводу, что, на самом деле для Аттора мир бытия является проявлением сияния красоты Бога (таджаллии партави хусни Худо) и это не есть тождества в прямом смысле слова. Мистическая любовь у Аттора выражается восходящей линией в сторону исходного пункта созерцания. Единство, о котором идет речь в творчестве Аттора, предполагает самопознание и «утопление» в сущность Бога (истигрок дар зоти Иллої), а не соединение с ним. Однако, если рассматриваемое Аттором единство бытия (вахдати вуджуд) является однокоренным со словами «ваджд» - «видждон», используемыми в значении «находить», то «двойственность» между познающим (мудрик) и познаваемым (мудрок) исчезает и возникает единство бытия (пантеизм).

Другой видный иранский ученый Бадеуззамон Фурузонфар также предпринял попытку на основе средневековых источников восстановить жизненный путь Фаридуддина Аттора и дать общую характеристику творческого наследия мыслителя. В своей монографии «Шархи ахвол ва накду тахлили осори Фаридуддин Мухаммад Аттори Нишобури»1 («Жизнеописание и критический анализ творчества Фаридиддина Аттора») он солидарен с мнением Нафиси о существовании лже-Атторов. В монографии особое внимание уделено мистическим, литературным, философским, религиозным и другим аспектам учения мыслителя. Фурузонфар также и рассматривает вопрос об отношении Аттора к философии в том варианте, которая была представлена в средние вака.. Основную причину осуждения философии мыслителем он видит в том, что преследования, убийства, заточение в тюрьмах таких свободомыслящих представителей суфизма, как Мансур Халладж, Айнал-Кузот, Сухраварди и другие, возможно, послужили поводом для того, чтобы Аттор, ради спасения своей жизни и репутации, не стал заниматься философией и критически относился к ней. На самом же деле все творчество Аттора является своего рода «философией самопознания» («фалсафа ва икмати худшиносї»), и направлено против единичного разума (али джузъи), который вводит в заблуждение человека и не приводит его к желаемой цели, а не против всеобщего разума (али куллї) и высшей философии (фалсафаи олї), которая считается лучшей из всех наук. Поскольку Аттор не был скован наукой, то благодаря своей дальновидности ему удалось подарить людям «целебное вино любви и миротворное противоядие самопознания».

Из исследований других иранских ученых, посвященных изучению наследия Фаридуддина Аттора, также следует отметить также работы Абдулхусейна Зарринкуба и Ризо Ашрафзода. Эти авторы высказывают ценные суждения об отдельных сторонах учения Аттора, в частности по проблемам «единства бытия», «божественной любви» и др.

Наряду с работами иранских исследователей можно также отметить книгу египетского ученого Абдулвахоба Азома «Ат-тасаввуф ва Фаридуддин Аттор», где на основе обширных источников исследуется история возникновения суфизма, а затем излагается жизнь и творчество Аттора. Но, к сожалению, при анализе суфийского учения Аттора, автор, как и большинства исследователей, опирается на те книги, которые были ошибочно приписаны Аттору.

В Европе интерес к творческому наследию Аттора возник со второй половины XIX в., о чем свидетельствует издание критического текста главной поэмы мыслителя «Мантик-ут-тайра» («Язык птиц») французским ученым Герсеном де-Тасси в 1857 г. В дальнейшем на творчество Аттора обратили свое внимание такие известные востоковеды, как Э.Браун, Х. Эте, Х. Риттер и др.

В России впервые краткая характеристика жизни и творчества Фаридуддина Аттора была дана в книге А.Крымского.

В СССР творчеству Фаридуддина Аттора были посвящены солидные работы Е.Э.Бертельса, А.М.Богоутдинова и А.Мухаммедходжаева.7 Е.Э Бертельс в своих многочисленных работах высоко оценивает вклад Аттора в историю философии и общественной мысли иранских народов. Большую ценность в связи с этим имеет его труд «Навои и Аттор» где он рассматривает их литературные и философские взгляды в сравнительном аспекте, показывает их вклад в разработке суфийской терминологии и взгляд на мир. Таджикский советский историк философии А.М.Богоутдинов в книге «Очерки по истории таджикской философии» особое внимание обращает на пантеическое учение Аттора.

Среди работ советского периода, посвященных жизни и наследию Фаридуддина Аттора, особого внимания заслуживает монография таджикского исследователя А.Мухаммедходжаева «Мировоззрение Фаридуддина Аттора», где внимание преимущественно уделяется выяснению позиции Аттора по ключевым проблемам средневековой философии в целом и суфизма в частности: проблеме бога и природы, суфийской гнесологии, отношению суфизма к другим философским течениям. В данной монографии анализируются общественно-политические и этические взгляды Аттора, определены достоинства и недостатки его учения. А.Мухаммедходжаев также предпринял попытку на основе обширных источников описать жизненный путь Фаридуддина Аттора, в его работе даются также комментарии к основным произведениям мыслителя. Исследования А.Мухаммадходжаева об Атторе представляют собой первый системный анализ его многогранного творчества.

Однако, мы считаем, что при всей значимости исследований, посвященных учению Аттора, многие аспекты наследия мыслителя, такие как анализ понятий «любовь» и «разум», «интуиция» и «созерцание», а также «соотношение», «единство бытия» и «единство созерцание» в учении Аттора остаются неизученными и требуют более глубокого и пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых.

Одним из таких важных аспектов является современная интерпретация суфийской доктрины Аттора, критический анализ его мистицизма и возможного ее вклада в разрешении или смягчении духовного и морального кризиса современного общества как на Западе, так и на Востоке.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является критический анализ мистицизма Аттора на основе его произведений, Исходя из этого, автором ставятся и решаются следующие задачи:

- проанализировать социально-политические условия эпохи Фаридуддина Аттора с привлечением новых источников;

- дать наиболее полную картину жизни Аттора и характеризовать аутентичность произведений и учение мыслителя исходя из его биографических данных;

- обратить внимание на динамичный мистицизм («ирфони пуё») Аттора, вселяющий в душу человека голос природы;

- реконструировать систему этических идей Аттора, способствующие развитию духовного величия человека и вступлению его на путь искренности внутренней и внешней согласованности с собой с внешним миром и с Богом;

- восстанавливать общий контур мистико-философских воззрений Аттора и их соотношение с нормами шариата;

- раскрыть сущность концепции Фаридуддина Аттора о божественной любви и его имплементацию для совершенности;

- раскрыть философско-мистические идеи Аттора о совершенствовании личности, способствующие познанию человеком своей сущности.

Научная новизна работы. В диссертации всесторонне исследуются жизнь, научное наследие и учение Фаридуддина Аттора. Новизна работы состоит в том, что в ней:

- обосновывается идея о том, что учение Аттора о бытии, познании, а также его социально-политические воззрения представляла и представляет большую значимость в развитии свободомыслия как в прошлом, так и для современного общества;

- исходя из актуальности идеи единство мира и человеческой цивилизации в современном мире проанализировано соотношение единства бытия и единства созерцания и доказано, что обе эти идеи имеют место в философско - мистической концепции

мыслителя, хотя часто идея единства бытия превалирует над идеей единства созерцания;

- доказывается, что основу гносеологии Аттора составляет мистическая форма познания в виде любви, основанная на боли и познавательной роли сердца;

- показано, что Аттор в своем учении признает единство трех основных ступеней суфизма в познании Бога, т.е. шариата, тариката и хакиката, и этим мыслитель хотел расширить горизонты человеческого познания и одновременно примирить суфизм с богословием;

- доказано, что учение Фаридуддина Аттора о познании Бога построено на отрицании узкой интерпретации рационального мышления и в целом направлено на постижение Истины путем интуиции озарения и экстаза;

- предпринята попытка критического анализа мистического аспекта проблемы самопознания («худшиносї») человека на примере учения Аттора и важности современной интерпретации этой концепции.

Основные положения диссертации, вносимые на защиту:

1. Исходным пунктом всех произведений Аттора является «интуитивное познание» («илми шухуди»), он не может представить философское мышление без мистического духовного совершенствования. По его мнению, посредством разума и рассудка невозможно достичь практического результата в познании Бога. Обладание эзотерическими знаниями, их соединенные с человеческой этикой и есть путь к духовному совершенствованию

2. В основе этики Аттора лежит знание. Он по достоинству оценивает возможности различных форм познания исходя из доступного для его эпохи уровни знания в том числе рационального познания в его средневековой интерпретации. Но для Аттора, самым высшим познанием, которое достигается посредством души мистика, считается «интуитивное познание» («маърифати шухуди»).

3. По мнению мыслителя, достижение самых важных истин возможно только посредством любви – это один из самых страстных способов человеческого ощущения, которое осуществляется посредством сердца (калб), откуда и исходят свет и любовь. Философско-мистические воззрения Аттора являются той начертанной линией познания бытия, которая искусно связывает природу со сверхприродой, землю с небом, ограниченного человека с неограниченным бытием на многосторонней основе. Универсальность концепции любви, её актуальность для современного мира, где насилие, терроризм диктуют свои условия не вызывает никакого спора. Тексты произведения Аттора говорят не о столкновении цивилизации, а о диалоге, об их гармонической единстве.

4. Мистицизм Аттора начинается с «самопознания» («худшиноси») и продвигается вперед посредством шариата, тариката и хакиката в сторону познания Бога («худошиноси»). Его мистицизм – это путь внутреннего странствия с целью достижения желаемой цели в собственной душе, интеграции мира и Бога в себе.

5. Мистицизм Аттора имеет цель выявить скрытые ценности человеческой натуры, и познаются эти ценности через боль и страдания, что не всегда по достоинству оценивается современной цивилизацией.

Теоретической и методологической основой работы послужили принципы историко-философского и историко-культурного исследования, среди которых особенно важное значение имеют диалектический метод (всеобщая связь явлений) историзм, логический и сравнительный анализ и объективность в освещении проблем с общечеловеческой позиции.

Практическое значение работы состоит в том, что она дает цельное представление о философско-мистическом учении Фаридуддина Аттора и способствует новому восприятию его учения современниками. Основные положения и выводы диссертации, а также проанализированные материалы могут быть использованы при изучении историко-философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока и при чтении лекций по истории суфизма.

Источники исследования. Главными источниками исследования послужили неоспоримые произведения Аттора - «Мантик-ут-тайр», «Асрарнаме», «Илахиноме», «Мусибатнаме», «Мухтарнаме», «Диван Аттора» и прозаическое произведение «Тазкират-ул-авлиё»... В диссертации также использованы труды Саади, Хафиза, Джалолуддина Руми, Ибн Сины, Джами и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в его публикациях, посвященных жизни и творчеству Фаридуддина Аттора, а также в выступлениях на конференциях, проводимых ежегодно в апреле в Нишапуре в честь Аттора, и в лекциях для студентов в Политехническом университете им. Хумейни (г.Сабзвор). Работа была обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии, политологии и права им.А.М.Богоутдинова АН РТ (Протокол № 3 от18 января 2011 г. ) и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертации подчинены ее общей задаче. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Мистико-философское учение Фаридуддина Аттора