Введение к работе
Актуальность темы исследования
Как однажды заметил Клод Леви-Стросс: «либо XXI век будет столетием гуманитарных наук, либо его не будет вовсе». Возможно, этот афоризм звучит слишком резко, однако в нем есть большая доля правды. Эта правда обнаруживается не только в социальных и культурных процессах, свидетелями которых мы являемся. Эта правда обнаруживается и в смещении исследовательских интересов философии, в частности в эпистемологии, в ее размышлениях над наукой. Эпистемология все более сдвигает свой интерес к особенностям и специфике гуманитарного познания. Гносеологические проблемы теперь не могут ставиться так, будто подлинная наука это только естествознание. В современной эпистемологии наука все больше воспринимается как целостный феномен, в рамках которого важную роль занимает гуманитарное познание. Такого рода фундаментальный сдвиг в самих основаниях философии чрезвычайно важен, ибо несмотря на все разговоры о «конце» философии и метафизики, именно метафизическая проблематика, взятая в эпистемологическом аспекте образует стержень философского самосознания современной эпохи. Вопросы, связанные с фундаментальными основаниями познавательной деятельности человека, неизменно актуальны.
В качестве таких оснований классического научного познания всегда выступала метафизика с ее устремленностью к целостности, объективности, системности. Сквозь многообразие исторической действительности метафизика искала то, что могло бы служить для человека ориентирами, идеалами: единое, вечное, совершенное. Да, сегодня мы отчетливо осознаем, что в рамках этих метафизических исканий интересны не столько застывшие результаты (исторически ставшие нормы, правила, законы), сколько сам путь, движение, вопрошание. Благодаря устремленности philosophia prima к предельным основаниям современное научное познание во многом обретает историческую фундированность, самостоятельность, методологический инструментарий, получает импульс для дальнейшего развития.
История философии показывает нам, что чем существенней критика и возражения против метафизических оснований гуманитарного познания, тем более исторически обоснованным должен быть вопрос о том, как возможна метафизика. Сегодня внимание к метафизическим основаниям вновь актуализируются, причем не только в рамках естествознания, позитивизмом, аналитической философией, но и в герменевтике, феноменологии, деконструкции, диалектике при исследовании методологических проблем литературы, права, общества и т.д.
Степень научной разработанности проблемы
Несмотря на довольно обширный объем современных научных и философских трудов, посвященных в тех или иных аспектах проблемам метафизики, онтологии, их влиянию на философию науки, заметим, что исчерпывающее историко-философское исследование метафизических оснований гуманитарного познания – дело будущего.
Если не считать сочинений оригинальных философов, помещенных в библиографию к настоящей работе, то исследований, специально посвященных историко-философскому анализу метафизических оснований социально-гуманитарного познания, к сожалению немного. Однако, в отечественной и зарубежной историографии существует достаточное количество работ, посвященных рассмотрению метафизических и онтологических основ научного познания, статуса метафизики в современной философии и культуре, трансцендентального измерения социальных и гуманитарных наук. Упомянутые работы условно можно разделить на три группы.
К первой группе относятся диссертационные исследования, в которых разбираются вопросы, связанные с осмыслением феномена метафизического мышления, возможности метафизики как таковой в условиях современных научных и философских парадигм, а также диссертации, посвященные анализу конкретных историко-философских учений о метафизике и частных онтологий определенных авторов или философских школ.
Вторую группу составляют статьи, материалы круглых столов, размещенные в научных сборниках и научных периодических изданиях. В этих работах переосмысляются рамки и содержание метафизики и онтологии в философском, научном, социально-гуманитарном познании и методологии.
К третьей группе относятся монографии и учебные пособия, в которых излагаются проблемы, связанные с систематизацией современных метафизики и онтологии, их особенностей в контексте влияния на социальное и гуманитарное знание.
Несмотря на довольно обширный список исследований, находящихся, благодаря поднимаемым проблемам, на стыке метафизики, онтологии, философии науки и истории философии, необходимо отметить, что в целостном виде историко-философского анализа метафизических оснований социально-гуманитарного познания в научных работах нет.
Цель: Осуществить историко-философский анализ метафизики как методологического основания гуманитарного познания.
Задачи:
Провести демаркацию понятий «метафизика» и «онтология» в контексте историко-философского анализа оснований гуманитарного познания;
Продемонстрировать изменения, происходившие в эпистемологическом статусе метафизики в процессе становления методологии гуманитарных наук;
Выявить специфику онтологии современного гуманитарного познания и рассмотреть ее методологические функции;
Показать значение феноменологической философии в трансформации метафизики на рубеже ХХ века;
Раскрыть методологический смысл региональных онтологий в области аналитической философии, этики и эстетики в контексте феноменологического поворота;
Определить диалектические и антидиалектические стратегии в исследовании современных гуманитарных феноменов;
Выявить онтологические основания современной герменевтической стратегии;
Продемонстрировать методологический потенциал деконструктивистской стратегии в исследовании феноменов литературы;
Рассмотреть методологический опыт теологии как гуманитарного знания.
Методологические и теоретические основы исследования
Выбор методов, использовавшихся в ходе написания диссертации, был обусловлен предметом, объектом, а также специальностью научной работы: системный метод, метод исторической реконструкции, историко-компаративистский метод, принцип историзма, принцип единства исторического и логического, диалектический, феноменологический, герменевтический методы, метод деконструкции, а также элементы общенаучных методов (анализ, синтез, абстрагирование и др.).
Теоретической и концептуальной основой диссертации послужили научные исследования отечественных и зарубежных философов, посвященные метафизическим проблемам социально-гуманитарного познания. Среди названных авторов необходимо упомянуть: Н.С. Автономову, Т.В. Адорно, К.-О. Апеля, А. Бадью, Г. Башляра, А.А. Биневского, М. Бланшо, М. Вартофски, И.С. Вдовину, В. Виндельбанда, К. Вухтерля, Г.Г. Гадамера, П.П. Гайденко, Н. Гартмана, Л. Гольдмана, А.Ф. Грязнова, В.Д. Губина, Э. Гуссерля, Ж. Деррида, Ж. Делёза, А.Л. Доброхотова, И.И. Евлампиева, А.Ф. Зотова, И.Т. Касавина, Э. Кассирера, А. Кожева, Э. Корета, Э. Левинаса, В.А. Лекторского, Д. Лукача, Г.Г. Майорова, М.К. Мамардашвили, В.Л. Махлина, М. Мерло-Понти, Л.А. Микешину, В.В. Миронова, Н.В. Мотрошилову, Ж.-Л. Нанси, В.И. Плотникова, В.А. Подорогу, В.Н. Поруса, Б.И. Пружинина, Б. Рассела, П. Рикера, В.С.Степина, З.А. Сокулер, Э.В. Соловьева, Н.М. Солодухо, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, Ю. Хабермаса, В.С. Швырева, М. Шелера, Шпета Г.Г. Т.Г. Щедрину, В.К. Шохина, М. Эпштейна, А.В. Ямпольскую и др.
Научная новизна исследования
В диссертации осуществлен историко-философский анализ метафизики как методологического основания гуманитарного познания.
При этом получены следующие результаты:
В контексте историко-философского анализа проведено теоретическое различение и анализ понятий «метафизика» и «онтология», необходимые для оценки методологической роли метафизики как основания гуманитарного познания;
Исследованы изменения, происходившие в эпистемологическом статусе метафизики в процессе становления гуманитарных наук: нарастание критики метафизики, как фундаментального основания гуманитарных наук и выдвижение на передний план онтологических оснований гуманитарного познания;
Определены методологические контуры онтологии современного гуманитарного познания: обращение к языку, формирование понятия «неклассическая рациональность», наполнение понятия «историзм» экзистенциальным, этическим и эстетическим содержанием;
Выявлено значение феноменологической философии в трансформации метафизики на рубеже ХХ века, раскрыт методологический смысл региональных онтологий в области аналитической философии, этики и эстетики в контексте феноменологического поворота.
Проанализированы философско-методологические стратегии исследования современных региональных онтологий: определены диалектические и антидиалектические стратегии в исследовании современных гуманитарных феноменов; выявлены онтологические основания современной герменевтической стратегии; продемонстрирован методологический потенциал деконструктивистской стратегии в исследовании феноменов литературы, рассмотрен методологический опыт теологии как гуманитарного знания.
Положения, выносимые на защиту
Эпистемологическая оценка роли метафизики как основания гуманитарного познания базируется на различении понятий «метафизика» и «онтология» в историко-философском контексте;
Методологический статус метафизики менялся в процессе становления гуманитарных наук: нарастала критика метафизики и одновременно переосмысливались онтологические основания гуманитарного познания;
Методологические контуры онтологии современного гуманитарного познания определяются следующими тенденциями: обращением к языку, формированием понятия «неклассическая рациональность», наполнением понятия «историзм» экзистенциальным, этическим и эстетическим содержанием;
Значение феноменологической философии в трансформации метафизики на рубеже ХХ века заключается в том, что изменилось само понимание гуманитарного познания; классическая метафизика, погруженная в контекст феноменологических исследований, проявляется как множество региональных онтологий, предполагающих конкретизацию гуманитарных методологических стратегий;
Онтологические основания современных герменевтических стратегий гуманитарного познания приобретают экзистенциальное измерение, в гуманитарных исследованиях нарастает элемент дискурсивного анализа текстов;
Формирование региональных онтологий в области литературоведения и филологии приводит к тому, что традиционная критико-аналитическая методология трансформируется в деконструктивистскую стратегию, акцентирующую внимание на различении смысловых пластов понятийных образований;
Методологический опыт теологии как гуманитарного знания приобретает особую значимость для современной гуманитарии, поскольку позволяет четко зафиксировать метафизические и экзистенциальные измерения эпистемологии.
Теоретическая, методологическая и практическая значимость исследования
Теоретическая и методологическая значимость исследования определяется высокой степенью применимости основных положений работы для дальнейшего анализа проблем социально-гуманитарного познания. Результаты диссертации могут послужить методологическим и теоретическим основанием для укрепления философского статуса социально-гуманитарных наук, повышения уровня самостоятельности последних.
Материалы диссертационного исследования могут лечь в основу ряда учебных и учебно-методических пособий по историко-философским курсам, а также по курсам, связанным с изучением философских проблем научного познания. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания философских и обществоведческих дисциплин, для чтения курсов по «Истории философии», «Истории и философии науки», «Логики», «Этики», «Эстетики», «Социальной философии», «Онтологии и теории познания» и др.
Апробация результатов научного исследования
Основные идеи научного исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры философии Московского педагогического государственного университета (Москва) (2009-2011 гг.), на методологических семинарах (с 2003 по 2011 гг.) кафедры философии Дальневосточного федерального университета (Владивосток), Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск) и ежегодных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых ДВФУ (с 1999 по 2011 гг.). Также результаты диссертационной работы были представлены в виде докладов на конгрессах, конференциях и чтениях, в том числе на: Седьмой Дальневосточной конференции молодых историков (2002, Владивосток); XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (2004, Москва); Всероссийской научно-практической конференции «Пути повышения эффективности муниципальной власти в управлении социально-экономическим развитием Дальнего Востока и Севера» (2004, Владивосток); конференции, посвящённой десятилетию высшего философского образования на Дальнем Востоке (2004, Владивосток); Восьмой Дальневосточной конференции молодых историков (2004, Владивосток); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития отечественной истории, философии и политической науки» (2004, Уссурийск); Международных религиозно-философских чтениях «Социальная ответственность: бизнес, этика, политика» (2005, Владивосток); Международной научно-практической конференции «Русская религиозная философия в историческом, теоретическом и социальном измерениях» (2006, Владивосток); Международной научной конференции «Бытие как центральная проблема онтологии» (2007, Санкт-Петербург); Международной научной конференции, посвященной столетию со дня рождения М. Мерло-Понти «100 Years of Merleau-Ponty. A Centenary Conference» (София, Болгария, 2008); Международной научно-практической конференции «Современная философия в контексте межкультурных коммуникаций» (2008, Владивосток); Региональной научно-практической конференции «Преподавание философских дисциплин в вузе: опыт Дальнего Востока» (2009, Владивосток); V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (2009, Новосибирск) Всероссийской научной конференции «Антропология субъективной реальности» (2011, Хабаровск-Уссурийск-Владивосток) и др.
Кроме того, основные результаты диссертационного исследования отражены в монографиях и учебных пособиях автора, а также в публикациях в центральных рецензируемых периодических изданиях, сборниках научных статей, сборниках, материалах и тезисах различных конференций.
С 2006 по 2011 гг. основные идеи диссертационного исследования апробировались в ходе чтения спецкурсов «Современная метафизика» и «Методологические проблемы социального познания» для студентов философского отделения Дальневосточного федерального университета, а также в ходе открытых лекций и базовых курсов по философии и истории философии, читавшихся для студентов философских и гуманитарных специальностей ДВФУ.
Основные идеи диссертанта были поддержаны в качестве научно-исследовательских грантов РГНФ № 08-03-00124а «Философский язык Жака Деррида: опыт эпистемологического анализа» (2008-2010), № 10-03-00077а «Современные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте эпистемологических традиций русской философии» (2010), № 11-03-14039г «Культурно-исторический подход в гуманитарных науках: проблемы и перспективы» (2011).
Краткое описание структуры диссертации
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка использованной литературы.