Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Когнитивные основания конструирования социальной реальности Кузьмин, Николай Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузьмин, Николай Николаевич. Когнитивные основания конструирования социальной реальности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Симферополь, 2004.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных гуманитарных исследованиях постоянно подчеркивается роль различных аспектов познания в деятельности людей. Философы, психологи, социологи настаивают на необходимости учета представлений, знаний, различных интерпретативных схем и других когнитивных образований в анализе социокультурной действительности. Анализ когнитивных структур перемещается в центр исторических, социальных, политических исследований.

Это связано с тем, что классическая гносеология рассматривала познание, в первую очередь, как процесс отражения действительности. Субъективный идеализм остался маргинальной ветвью, поскольку не смог предложить прагматического критерия своей достоверности. Точнее, его аргументы оказались не убедительными для современников. Нынешняя эпоха наглядно демонстрирует нам, что деятельность людей формируется и направляется представлениями об окружающей действительности. Реклама, public relation, предвыборное оболванивание избирателей - все это практическое подтверждение того, что моделирование когнитивных оснований действия играет огромную роль в современной культуре. Не отрицая наличия процесса отражения, необходимо признать, что познание играет активную роль в формировании объектов, процессов, явлений окружающей действительности.. И именно эта сторона взаимодействия субъекта и объективной реальности изучена меньше всего.

Изучение когнитивных оснований конституирования социальной реальности осуществляется в различных областях современного гуманитарного знания: философии познания, семиотике и философии языка, психологии, социологии. Но в силу специализированного характера данных исследований изучение проблемы носит ограниченный характер: философия познания, как правило, либо изучает процесс познания сам по себе, либо рассматривает его социокультурную обусловленность; исследования в социальной психологии в первую очередь направлены на изучение взаимодействий субъектов на микросоциальном уровне; когнитивная психология и семиотика в основном сосредотачиваются на проблеме формирования моделей и образов явлений окружающей действительности; социальные же исследования ограничиваются сферой общественного мнения, изучением ценностного сознания и социальных идентификаций.

Вследствие локальности предметов исследования отдельных наук в современном гуманитарном знании отсутствует единая картина когнитивных оснований действий субъекта и их влияния на социокультурные процессы и явления. Психология, как и социология, оказываются не в состоянии объединить в рамках одной исследовательской перспективы познавательные способности субъекта, действующие комплексы знаний и представлений, их

функционирование на микро- и макросоциальных уровнях и активную роль во взаимодействии с социальной реальностью.

В философии когнитивный мир субъекта исследуется, как правило, в двух направлениях. Во-первых, как самостоятельная реальность. В этом смысле философию (теорию познания) интересуют формы, структуры познавательной деятельности, ее адекватность и критерии оценки. Во-вторых, когнитивный мир субъекта исследуется во взаимодействии с социокультурным окружением. Но это направление исследования сконцентрировало свое внимание на социокультурной обусловленности процесса познания.

Актуальность изучения процессов когнитивного конституирования социальной реальности обусловлена следующими причинами. Когнитивные основания действий субъекта (представления, ценностные ориентации, интерпретативные схемы, ментальные предпосылки) в условиях стабильной социокультурной ситуации зачастую остаются незамеченными, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, производное от социальной реальности как объективного начала. В условиях социокультурных трансформаций, кризиса метатеорий, когда разрушаются структуры здравого смысла и утрачивает свое единство картина мира действующих субъектов, когда пространство социальных смыслов становится полем конкурентной борьбы, «конфликта интерпретаций» (П. Рикёр), когнитивные основания действий перестают быть само собой разумеющимися и выходят на первый план анализа социокультурной реальности. Это свидетельствует об актуальности предпринятого исследования, поскольку результативность аналитики социальной реальности с учетом когнитивных структур субъекта в значительной мере зависит от наличия концептуальных методологических оснований такого анализа. Недостаток теоретической разработки таких оснований и призвано восполнить, в некоторой степени, настоящее исследование.

Кроме того, научная актуальность исследования определяется тем, что в диссертации рассматривается один из аспектов «человеческого измерения» исследования социокультурной реальности. Для современного гуманитарного знания характерно появление множества «антропологии»: политической, исторической, юридической, дальнейшее развитие получили социальная и культурная антропология. Изучение когнитивных оснований человеческой деятельности может, на наш взгляд, существенно обогатить теоретический инструментарий перечисленных выше направлений антропологических исследований, а, возможно, послужит основанием создания отдельного направления антропологического исследования.

В социальной философии до настоящего момента наблюдается значительный крен в сторону объективизма, опирающегося на аналитический приоритет социальных и культурных структур в детерминации действий субъекта. Теоретическая база данного направления разработана гораздо лучше. Но резко

возросший в последнее время исследовательский интерес к анализу субъективных оснований на наш взгляд недостаточно теоретически обоснован. Изучение когнитивных оснований действий субъекта может послужить углублению теоретической обоснованности учета субъективного начала в социокультурных исследованиях, а, значит, и социально-философской обоснованности прикладных исследований в области социологии, политологии, культурологии, историографии, экономики, теории права и т.д.

Актуальность исследования в практическом аспекте определяется потребностями диалога субъектов, представляющих различные культуры, социальные слои и поколения, а, значит, являющихся обладателями различных картин мира, схем восприятия и интерпретации. Необходимость учета когнитивных оснований, вызывающих действия разной направленности у субъектов, находящихся в процессах взаимодействия и коммуникации, актуальна в процессах социального управления, политического и экономического планирования.

Степень научной разработки проблемы. Проблема познания, как основания действий субъекта, является междисциплинарной. В философии данная проблема рассматривается в рамках теории познания в широком смысле (то есть включающей в себя, помимо собственно исследования процесса познания, анализ соответствующих аспектов в философской антропологии, философии науки, аксиологии) и социальной философии. В психологии — когнитивной психологией и когнитивно ориентированной социальной психологией. В социологии -феноменологической социологией, этнометодологией, символическим интеракционизмом, В культурологии и антропологии - различными направлениями, ставящими во главу угла процессы интерпретации и построения картины мира (ценностный подход, информационно-семиотическая концепция культуры, когнитивная антропология, символическая антропология, интерпретативный подход).

Философия XX века характеризуется поворотом от изучения процесса познания и социокультурного бытия как обезличенных реальностей к субъектноориентированному знанию. В этом контексте в первую очередь следует назвать феноменологию позднего Э. Гуссерля (концепция «жизненного мира»), экзистенциально-феноменологические изыскания М. Хайдеггера, Ж-П. Сартра, М. Мерло-Понти, философию значения Л. Витгенштейна, философию символических форм Э. Кассирера, герменевтику Х.-Г. Гадамера и П. Рикера.

В советской философии центральное место занимали исследования процессов связи познания и практической деятельности, активности субъекта в процессе отражения действительности, соотношения индивидуального и социального, субъективного и объективного в процессе познания (Рубиншетйн С.Л., Кедров Б.М., Ильенков Е.В., Коршунов A.M., Шинкарук В.И., Лазарев Ф.В., Лекторский В.А., Мантатов В.В., Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б., Швырев B.C.,

Тульчинский Г.Л., Батищев Г.С., Каган М.С., Брутян Г.А.). В украинской философии проблемы изучения субъективной реальности и ее связи с социальными процессами нашли свое отражение в работах Крымского СБ., Малышко К.Н., Табачковского В.Г., Поповича М.В., Ручки А.А., Гнатенко П.И., Мартынюка Ю.Н.

Для развития психологии в XX веке характерно постепенное смещение исследовательского интереса от изучения мотивационных структур психики (психоанализ и бихевиоризм) к когнитивным процессам. Зародившись в рамках гештальт-психологии, когнитивная ориентация во второй половине XX века стала господствующей. Среди наиболее значительных исследований когнитивных процессов и их связи с социальной активностью субъекта следует назвать работы Ж. Пиаже, Дж. Брунера, У. Найссера, Г. Келли, Дж. Тернера, X. Теджфела, С. Московичи. В советской психологии, несмотря на жесткое идеологическое давление, также были достигнуты значительные результаты в изучении когнитивных оснований деятельности. В первую очередь следует упомянуть работы Выготского Л.С., школы Узнадзе Д.Н., а также Леонтьева А.Н., Андреевой Г.М., Агеева B.C., Асмолова А.Г.

В социологии данные исследования развивались в рамках так называемой «понимающей социологии», родоначальником которой является М. Вебер. Данное направление социологической мысли представлено феноменологической социологией А. Щюца, Т. Лукмана, П. Бергера, символическим интеракционизмом Г. Блумера, этнометодологией Г. Гарфинкеля, когнитивной социологией А. Сикурела. Для социологии конца XX века характерен синтез объективизма и субъективизма, в котором значительную роль играет учет когнитивных оснований социального действия (П. Бурдье, Э. Гидденса, Р. Бхаскара, П. Штомпки, У. Аугвейта).

Культурологические и антропологические исследования представлены концепцией «картины мира» Р. Редфилда, когнитивной антропологией, интепретативным подходом К. Гирца, концепцией репрезентативной культуры Ф. .Тенбрука. В этом же ряду следует назвать историю ментальностей и историческую антропологию (Ф. Блок, Ф. Арьес, Э. П. Томпсон, Р. Шартье, АЛ, Гуревич и др.).

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование проводилось в рамках комплексной темы кафедры философии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского «Философские основания современной социокультурной парадигмы» (государственная регистрация №0100UOO1117).

, Цель и задачи исследования. В диссертации сделана попытка в рамках социально-философского анализа объединить результаты феноменологии, психологии, социологии, этнологии, культурологии для анализа когнитивных оснований действий субъекта, и исследовать их влияние на социальные процессы

и явления. Анализируются процессы конституирования социальной реальности когнитивными способностями субъекта: от восприятия и первичной интерпретации окружающей действительности до формирования и функционирования макросоциальных образований - институтов, общностей, идеологических и ценностных систем.

Главная цель диссертационного исследования - показать, что представления субъекта об окружающей действительности играют активную роль в формировании и функционировании социокультурных процессов и явлений. Для реализации этой цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать развитие философского, психологического, социологического знания о когнитивных основаниях социальных действий;

  2. раскрыть когнитивную природу социального действия;

  3. выявить когнитивные механизмы формирования представлений субъекта;

  4. дать анализ структурной организации представлений субъекта;

5) показать роль отдельных структурных элементов представлений в
конституировании конкретных социокультурных феноменов.

Объект исследования - субъективная реальность в контексте социокультурных явлений. Предмет исследовании - представления субъекта об окружающей действительности, как конституирующий фактор социальной реальности.

Методологическими основаниями исследования являются:

  1. герменевтический подход, основа которого - понимание того, что стоит за действиями субъекта, проникновение в мир смыслов, определяющих действия субъекта;

  2. феноменологический метод, предполагающий воздержание от причинных и генетических объяснений; согласно данной методологии представления субъекта анализируются как реально существующие феномены, определяющие действия субъекта, независимо от детерминации или происхождения этих представлений;

  3. сравнительно-исторический метод лежит в основе анализа социокультурных представлений, их влияния на формирование и функционирование социальных институтов;

  4. интервальный подход позволяет выделить в сфере субъективной реальности, характеризующейся многогранностью и диалектическим характером взаимодействия с окружающей действительностью, те аспекты, которые определяют конституирование социальной реальности представлениями субъекта;

  5. структурно-функциональный метод положен в основу выявления структурных элементов представлений субъекта и функций, которые они выполняют в конституировании социальной реальности.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

изучение истории развития гуманитарного знания дополнено анализом «когнитивного» поворота в современных гуманитарных исследованиях: философии, психологии, социологии, культурологии;

дан комплексный анализ когнитивных оснований действий субъекта, показаны механизмы формирования и функционирования представлений субъекта и их роль в конституировании социальной реальности;

предложена модель структуры когнитивного мира субъекта, состоящая из трех уровней, в рамках которой объединены в единый комплекс представления, имеющие различную природу: от неосознаваемого оценочного отношения до вербально выраженных представлений о месте субъекта в социальном мире и правил взаимодействия;

в рамках анализа когнитивного конституирования социальной реальности показана роль неосознаваемых смыслов, оценочного отношения к миру в формировании идеологических предпочтений субъекта;

раскрыт механизм активной роли социальной идентичности в формировании и функционировании социальных институтов;

на основе анализа понятий «менталитет», «национальный характер», «социальный характер» предложена оригинальная модель структурной организации социокультурных представлений субъекта, состоящей из четырех уровней: от глубинных архетипических установок культуры до правил и норм взаимодействия, показана их роль в конституировании ценностных систем конкретной культуры.

Теоретическое и праісшческое значение полученных результатов. Диссертационная работа дает возможность комплексного исследования конкретных представлений субъекта в контексте их воздействия на социокультурную реальность. Раскрытые механизмы конституирования социальной реальности позволяют прогнозировать развитие социальных институтов, возможности адаптации различных мировоззренческих систем когнитивными предрасположенностями (имеющими как индивидуальный, так и социокультурный характер) субъектов. Таким образом, результаты исследования могут послужить в качестве методологической базы для более глубокого понимания социокультурных процессов и явлений, анализа возможности политического и экономического воздействия на конкретную социокультурную среду, объяснения текущих социальных процессов, прогнозирования социокультурного развития, предотвращения или преодоления конфликтных ситуаций.

Полученные результаты имеют значение не только для актуальной социальной и политической практики, но и могут служить концептуальным основанием анализа исторических явлений, изучения социокультурных феноменов иных

культур, а, значит, способствовать пониманию культурно-исторических оснований действий субъектов и развитию диалога между представителями различных социокультурных общностей, обладателями различных мировоззренческих парадигм.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть также применены для разработки учебных лекций по социальной философии, политологии, социологии, социальной антропологии и других социальных дисциплин.

Апробация результатов диссертации. Аналитические обобщения и выводы диссертационного исследования отображены в научных статьях, докладывались и обсуждались на I (1996), VI (1999), VIII (2000), IX (2000), XI (2001) научных чтениях '(Культура народов Причерноморья с древнейших времен и до наших дней» (Симферополь), на Международном научном симпозиуме «Ялта 1945-2000: проблемы международной безопасности на пороге нового столетия» (Ялта, 2000), на Ш (2001), IV (2002) и V (2003) отчетных научно-практических конференциях Крымского юридического института Национального университета внутренних дел (Симферополь), на VIII (2002) и IX (2003) международных научных конференциях «Харьковские социологические чтения» (Харьков). Ряд выводов и положений диссертации используются автором при преподавании курса «Социология».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ, из них 4 статьи в специальных научных изданиях, 2 статьи в неспециальных изданиях, 5 текстов тезисов на научных конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 разделов, выводов и списка использованных источников. Полный объем диссертации составляет 176 страниц, список использованных источников включает 219 наименований на 13 страницах.

Похожие диссертации на Когнитивные основания конструирования социальной реальности