Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности Поликарпова, Елена Витальевна

Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности
<
Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поликарпова, Елена Витальевна. Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Поликарпова Елена Витальевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 330 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-9/16

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Воздействие современных коммуникавдонных технологий насознание человека и конструирование социальной реальности: теоретико-методологические проблемы социально-философского исследования 31

1.1. Теоретический базис изучения воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности в социальной философии и научной литературе 32

1.2. Методологический конструкт социально-философского исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности 57

ГЛАВА ВТОРАЯ. Социальные каналы и области воздействия информационно-коммуникационньіх технологий на сознание человека 95

2.1. Социальные каналы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 95

2.2. Спектр областей воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 117

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Нейрофизиологические, социальные и культурные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 136

3.1. Нейрофизиологические основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 136

3.2. Социальные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 155

3.3. Культурные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 170

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Воздействие современных информационно-коммуникациоьшых технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности 185

4.1. Возможности и границы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 185

4.2.Сознание человека и обработка социальной информации 208

4.3. Конструирование социальной реальности и двойственный характер социально-аксиологических последствий воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека 228

ГЛАВА ПЯТАЯ. Основные тенденции развития интернета, конвергентных технологий и перспективы модификации сознания человека 245

5.1. Тенденции развития Интернета и перспективы модификации сознания человека 245

5.2. Тенденции развития конвергентных технологий и перспективы модификации сознания человека 262

Заключение 286

Библиография 297

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Характерной особенностью начала XXI века является бурный процесс информатизации всех сфер современного общества, в связи с этим наблюдается рост значимости новых (высоких) ключевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и «завязанных» на них тоже ключевых нано- и биотехнологий. В настоящее время происходит революция в информационных технологиях (она получила название дигитальной революции), основанная на крупных успехах радиотехники, нейроматематики, когнитологии, психологии, нейрофизиологии, социологии и других социальных наук. Эта революция, как известно, в системе общественных отношений трансформировала сам предмет человеческого труда, когда в фокусе находится преобразование индивидуального и коллективного человеческого сознания, влияющего на общественные отношения.

Актуальность темы исследования следует из положения о том, что деятельностью человека управляет находящаяся в его сознании модель мира, это положение оказывается нетривиальным в контексте воздействия современных ИКТ на сознание человека. Во-первых, деятельность человека протекает в среде нелинейного общества, где малые причины влекут за собой большие следствия, когда существует синергетический эффект. Во-вторых, в деятельности человека теперь значительную долю составляет фактор сознания. В-третьих, сейчас в немалой степени возросла роль индивида по отношению к весьма хрупкому обществу знания. В-четвертых, следует учитывать значимость воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека для социальных практик, направленных на социальное конструирование реальности, особенно в рамках трансдисциплинарного подхода. В-пятых, необходимость принимать во внимание значимость информационно-коммуникационных технологий для развития социальной философии.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом следующих обстоятельств: 1) необходимостью более глубокого и адекватного отражения в социально-философской рефлексии современных реалий воздействия ИКТ на сознание человека; 2) гносеологической потребностью выявить социально-философское содержание воздействия современных ИКТ на сознание человека посредством анализа его природы, определения сущностных характеристик; 3) необходимостью раскрыть философскую сущность социоприродных оснований воздействия современных ИКТ на сознание человека; 4) определением социокультурных последствий и перспектив воздействия современных ИКТ на сознание человека, что играет немалую роль в конструировании социальной реальности.

Актуальность темы исследования вытекает также из того факта, что внимание исследователей акцентировано прежде всего на социальных и психологических моментах этого воздействия, однако практически вне поля зрения оказываются нейрофизиологические механизмы воздействия этих технологий. Остро стоит также проблема сохранения самого сознания человека как системы, обрабатывающей информацию, в условиях воздействия интенсивных глобальных потоков информации и пр. Поэтому осмысление данного спектра вопросов, связанных с воздействием новых технологий на сознание человека, является весьма актуальным и требует своего социально-философского анализа.

Степень научной разработанности темы. В современной науке имеется достаточно большой арсенал эмпирических и теоретических знаний, в котором рассматриваются различные аспекты проблемы, избранной диссертантом для социально-философского исследования.

В настоящее время имеются исследования, посвященные освещению отдельных аспектов воздействия современных информационных и коммуникационных технологий и связанных с ними психо- и нейротехнологий, сенсорных технологий на сознание (и соответственно на жизнедеятельность) человека. Осмысление отдельных аспектов воздействия современных информационных и коммуникационных технологий на сознание человека в контексте современного общества можно найти в социально-философских трудах Э.М. Андреева, Дж. Ваттимо, Б. Киви, Г.И. Колесниковой, Е.С. Коноплева, И.А. Мальковской, Б. Маркова, М.Р. Радовеля, С.П. Расторгуева, Э. Тоффлера, У. Эко и др. В работе Дж. Ваттимо показывается, что современное общество – это общество всеобщей коммуникации, где его «прозрачность» достигается благодаря функционированию масс-медиа, использующих новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. В становлении гражданского общества, которое по отношению к государству выступает дифференцированной областью, фундаментальное значение имеет как общественное мнение, так и публичная сфера, неразрывно связанные с механизмами информации и социальной коммуникации. В фундаментальных исследованиях Дж. Нейсбита и Э. Фромма речь идет о возможностях высоких технологий в сохранении человечности человека, о гуманизированных технологиях, что связано с выяснением их места в жизни каждого индивида и социума в целом. В этих и других работах по социальной философии, посвященных философскому осмыслению воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, не используется трансдисциплинарный подход. Именно он дает возможность, используя другие области научного исследования, рассмотреть в новом социально-философском ракурсе особенности воздействия современных ИКТ на сознание человека.

Достаточно подробно изложены социологические исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека в работах Дж. Брайанта, А. Барда, Я. Зодерквиста, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, А. Моля, С. Томпсона, А.Р. Тузикова и др. В монографии Дж. Брайанта и С. Томпсона «Основы воздействия СМИ» исследуется феномен воздействия используемых масс-медиатехнологий (медиавоздействие) и показывается, почему медианасилие может порождать насилие в реальной жизни. Наряду с этим аспектом исследования воздействия масс-медиа на жизнедеятельность человека, в социологическом ракурсе уделяется также внимание возбуждающему воздействию таких видов медиапродукции, как реклама, пропагандистские материалы, медиакампании на аудиторию. Работа Н. Лумана «Реальность масс-медиа» посвящена проблеме масс-медиа, их месту и роли в современном обществе. Он развивает оригинальную трактовку масс-медиа как автономной социальной системы, которая функционирует на основе двоичного кода «информация – неинформация», благодаря чему возникает впечатление, что масс-медиа конструируют единственную общественную реальность, относительно которой все человеческое представляет собой «внешний мир».

Особое внимание уделяется воздействию современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека в политологических работах С.Г. Кара-Мурзы, А.В. Манойло, А.А. Мухина, И.Н. Панарина и др.. Существенным в этих трудах является то, что в них анализируются методы и способы воздействия современных технологий, особенно масс-медиа, на сознание человека для достижения различного рода военных, политических, геополитических и экономических целей. Отечественный исследователь А.В. Манойло в своей фундаментальной монографии «Технологии несилового разрешения современных конфликтов» подробно анализирует роль и место технологий информационно-психологического воздействия на сознание масс в разрешении современных, в том числе и международных конфликтов. Здесь даны классификация и сравнительный анализ культурно-цивилизационных и национально-государственных моделей психологического разрешения конфликтов на международной арене, которые возникают между англо-саксонской, восточноазиатской, ближневосточной и романо-германской цивилизациями. Ценность данного труда состоит в том, что в аспекте обширной практики международных отношений показывается значимость информационно-психологических технологий в разрешении конфликтов.

Следует также отметить, что достаточно рельефно воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека проявляется в идущем ныне информационном противоборстве (информационной войне) на глобальном и локальном уровнях. Основная задача политической элиты состоит в сохранении устойчивости своей государственной системы, чему служит их политическая деятельность. «Политическая деятельность – это информационная борьба за управление психикой политической элиты и социальных групп общества. Политика является сегодня составной частью повышенного динамизма общественных процессов, который находит свое выражение в быстрой смене ситуаций, в неопределенности, непредсказуемости и противоречивости как самих социальных действий и событий, так и их последствий… Социальная информация все больше влияет на борьбу национальных и транснациональных политических элит». Следовательно, новейшие информационно-коммуникационные технологии воздействия на сознание человека служат индикатором деятельности правящих элит на уровне мировой политики.

В научной литературе достаточно подробно изложены психологические аспекты воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, что видно по трудам М.Г. Абрамова, Г. Грачева, Е.Л. Доценко и др. В работе М.Г. Абрамова «Человек и компьютер: от Homo faber к Homo informaticus» с позиции современной психологической науки показан экспоненциальный рост объема информации, что влечет за собой превращение «человека общественного» в «человека информационного». Профессиональная деятельности человека теперь в определяющей мере обусловлена воздействием современных информационно-коммуникационных технологий на его сознание: «Совершенно очевидно, что все его контакты, возникающие в ходе профессиональной деятельности, поддерживаются информационно-сетевыми технологиями и всецело зависят от них. Такой работник буквально «растворен» в информационной среде и целиком от нее зависит, тогда как роль социальной среды, т.е. привычной всем нам среды, здесь вторична. По сути это означает смену среды обитания современного человека!». В результате делается вывод о непредсказуемости социальных и культурных последствий такого рода трансформации.

Весьма значительные исследования воздействия информационных и коммуникационных технологий на сознание человека проводятся в такой области научного знания, как журналистика, и связанной с ней тесно дисциплины «паблик рилейшнз» (PR), что просматривается в работах Н.Л. Волковского, С. Гарфинкеля, А. Гогуна, А. Короткова, И.Н. Панарина, Г.Г. Почепцова, Б. Стерлинга, В.И. Хозикова и др. В монографии Г.Г. Почепцова «Коммуникативные технологии двадцатого века» подчеркивается значимость коммуникативных технологий в XXI столетии, подробно исследуется коммуникативное пространство, его символическая, визуальная, мифологическая, событийная и коммуникативная организация, а также тщательному анализу подвергнуты гуманитарные технологии, используемые в избирательных кампаниях, даны основные модели информационных и психологических войн, рассматриваются способы деятельности менеджера, паблик рилейшнз, имиджмейкера, спичрайтера, специалиста по слухам и других профессий.

Свой вклад в исследование воздействия информационных и коммуникационных технологий на сознание человека вносит и экономическая наука, так как данное воздействие оказывает значительное влияние на современный бизнес. В фундаментальном исследовании М.Г. Делягина «Мировой кризис: Общая теория глобализации» показывается возросшая значимость технологий изменения сознания человека, которые квалифицируются как high-hume технологии. В этой работе М.Г. Делягина убедительно показывается, что качественное расширение творческого труда, обусловленное широким распространением компьютеров, не только ускорило технологическую эволюцию человечества, но и качественно изменило эту эволюцию, придав ей новое направление. В результате продуктом информационных технологий становится вполне определенное состояние сознания человека, в том числе и в массовом масштабе. «Информационные технологии дают субъекту, относительно профессионально применяющему их, возможность глубокой и относительно произвольной перестройки массового и тем более индивидуального сознания». Эта возможность уже сегодня активно используется масс-медиа для формирования и переделки сознания индивида и групп в том или ином направлении, что открывает немалые возможности для социума в решении актуальных проблем.

Исследованием воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека занимается также и биология. В спектре современных информационно-коммуникационных технологий воздействия на сознание человека немалый интерес представляют сенсорные технологии, возникшие совсем недавно в рамках сенсорной биологии. Сейчас идут исследования, нацеленные на расширение возможностей получения человеком информации о внешнем и своем внутреннем мирах посредством биосенсорных устройств. «Речь идет о комбинации сенсорных технологий и сенсорных систем, позволяющих человеку визуализировать изображения в различных электромагнитных полях с помощью рецепторов кожи, а также проводить мониторинг своего внутреннего метаболического состояния». Это означает, что принципиально достижимым в ближайшие десятилетия станет конструирование новых сенсорных систем человека, на которые можно будет оказывать воздействие посредством современных технологий с целью изменения его сознания.

Следует отметить, что анализ рассмотренных выше ряда исследований, посвященных воздействию современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, показывает, что в социально-философском плане эта проблема мало разработана. Если говорить в целом о комплексе литературы по данной теме, то необходимо признать, что наиболее часто процесс воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека становится предметом рассмотрения социологов, психологов, политологов, журналистов, биологов, экономистов, которые стремятся выявить его значение в жизни человека в контексте того или иного социума, а также в культурно-исторической и социально-исторической среде. Однако в зарубежной и отечественной литературе практически мало работ, которые раскрывали бы с социально-философской точки зрения данную проблему. Более того, многообразие рассматриваемых аспектов этой проблемы отнюдь не свидетельствует в пользу того, что она исследована с достаточной полнотой.

Анализ существующей литературы показывает, что целый ряд вопросов, особенно социально-философского характера, остается неразработанным и еще никем не изучался. Одним из таких вопросов является значимость концепции позитивного социального конструирования реальности посредством воздействия современных ИКТ на сознание человека, которая выдвигается нами. Это обусловлено тем, что в теоретической мысли внимание акцентируется на распространении алармистского катастрофического сознания. В ряде своих работ отечественный эксперт по глобальным катастрофам А.В. Турчин подчеркивает хрупкость нашего мира в силу целого ряда новых угроз и кризисов. Это требует обращения к «самым опасным проявлениям глобальных кризисов – глобальным катастрофам, связанным с нерегулируемыми, лавинообразными процессами в мировой науке и экономике: информационной революцией, наступающими эпохами био- и нанотехнологий». В плане нашей тематики существенным является то, что спектр угроз и глобальных катастроф тесно связан с развитием Интернета и других ИКТ. Так как, например, Интернет – это пространство социальной коммуникации, в том числе и коммуникации риска, то трансформации социального и культурного характера, сопровождаемые глобальными рисками, начинают все больше перемещаться в мировое киберпространство. К таким возможным глобальным рискам некоторые исследователи (В. Виндж и др.) относят также и создание «сверхчеловеческого искусственного интеллекта», который будет способен превзойти человека в любой сфере деятельности и тем самым уничтожить его. Таким образом, направление в теоретической мысли, связанное с алармистским, катастрофическим подходом к современным глобальным проблемам, характеризует сложившуюся ситуацию как «кризис кризисов», оно считает одним из таких кризисов глобальные риски, обусловленные развитием новых ИКТ (искусственного интеллекта и др.). С нашей позиции, эти глобальные риски несут с собой и возможности позитивного использования воздействия современных ИКТ на сознание человека.

Среди мало исследованных социально-философских проблем воздействия ИКТ на сознание человека следует выделить и рассмотреть под новым ракурсом следующие проблемы, связанные с трансдисциплинарной стратегией научного исследования и требующие иного уровня концептуализации: вопросы о роли воздействия современных технологий на сознание человека в контексте адаптивно-изменчивой («хамелеонообразной», по выражению Л. Аккарди) социокультурной среды; вычленение социальных каналов воздействия современных технологий на сознание человека; выявление спектра областей воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; нейрофизиологические механизмы влияния современных технологий на сознание человека; социальные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; культурные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; установление возможностей и границ воздействия современных технологий на сознание человека; роль этических ценностей в функционировании технологий воздействия на сознание человека в интеллектуальных войнах и обеспечении комплексной национальной безопасности; перспективы эволюции Интернета из классической машины в квантовую; тенденции и перспективы развития конвергентных технологий и модификации сознания человека. Это позволяет сделать вывод о том, что данная проблема требует специального исследования с позиции социальной философии.

Целью диссертационного исследования является разработка социально-философской концепции воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– уточнить теоретический базис изучения воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности в социальной философии и других областях научного знания;

– разработать методологический конструкт социально-философского исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности;

– выявить социальные каналы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– охарактеризовать спектр областей воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– установить нейрофизиологические основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– определить социальные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– выявить культурные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– раскрыть возможности и границы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– проанализировать способы переработки в сознании человека информации о социальном мире, производстве знания и конструировании социальной реальности;

– раскрыть механизмы конструирования социальной реальности и двойственный характер социально-аксиологических последствий воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– определить тенденции развития Интернета и перспективы модификации сознания человека;

– выявить тенденции развития конвергентных технологий и перспективы модификации сознания человека.

Объект исследования – феномен сознания человека в условиях информационного общества.

Предмет исследования – особенности воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что сознание человека – это уникальное и многомерное образование, при помощи которого он активно и селективно воспринимает информацию, поступающую из социоприродного мира, причем воздействие ИКТ на сознание человека имеет четко очерченные границы, обусловленные резонансом, который возникает между социокультурной средой и человеком, благодаря воздействия ИКТ на его сознание. В области резонанса и существуют те каналы, по которым происходит воздействие ИКТ на сознание человека. В результате анализа зоны резонанса по ее компонентам (нейрофизиологическая, социальная и культурная), особенностей каналов воздействия ИКТ в каждой из этих компонент, а также рассмотрения социального аспекта взаимосвязи современных ИКТ и природы сознания человека на основе возможностей и границ информационного подхода возникает возможность обоснования концепции позитивного конструирования социальной реальности. С концепцией позитивного социального конструирования связаны перспективы развития Интернета, конвергентных технологий и модификации сознания человека.

Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертационное исследование осуществлено в рамках парадигмы социально-философского исследования – трансдисциплинарного подхода, представленного в трудах Х. Новотны, М. Гиббона, П. Скотта, В.С. Степина, Э. Морено, Е.Н. Князевой, У. Бека, Дж. Зимана, Л.П. Киященко, А.В. Лубского и других. В качестве теоретической и методологической основы применяются:

– теоретико-информационный подход к сознанию, учение о медиасфере, принципы системности, деятельности, социальности, знакового опосредования, коммуникации, позволяющие сформулировать теоретический базис изучения воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание;

– синергетическая парадигма, фрактальный подход к миру, теория отражения, теория информационного общества, концепция эволюции человечества П. Кууси, «теоретическая лессировка» теории социального конструирования реальности П. Бергера, Н. Лукмана и А. Шюца, принцип резонансного взаимодействия, на основе которых разработан методологический конструкт социально-философского исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– теория самореферентных систем Н. Лумана, игровая парадигма в применении к компьютерным играм как новых медиа, ориентативная философия Лю Гана, которая даёт возможность выявить особенности воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– теория интерпретации, байесовская теория информации, культурологическая теория игра Й. Хейзинги, которые позволяют охарактеризовать спектр областей воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– топологический подход в нейрофизиологии и информатике, теория систем, концепция распределенных систем Н.П. Бехтеревой, устанавливающие нейрофизиологические основания воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– аксиологический подход, теория информационного общества Ф. Уэбстера, концепция адаптивно-изменчивого характера социальной реальности, теория символического интеракционизма, которые позволяют определить социальные основания воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– игровая модель культуры С. Лема, топологический подход в науке, выявляющие культурные основания воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– социальная сетевая теория и теория социальной памяти, которые лежат в основе анализа возможностей и границ воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– модель человека как целостной информационной системы Дж. Ройса и А. Пауэлла, модель мультифрактального времени, концепция брендинга, дающие возможность раскрыть процессы обработки социальной информации в голове человека;

– теория социального конструирования реальности, аксиологическая теория, устанавливающие двойственный характер социально-аксиологических последствий воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– теория сложности, топологический подход, немарковская парадигма, теория квантовой информации, принцип материального единства мира, специфицированный относительно социальной философии, социально-философский смысл принципа всеобщей связи, проясняющий значение Интернета и других информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности информационного социума и человека;

– теория социального конструирования реальности и топологический подход, которые дают возможность определить тенденции развития конвергентных технологий и перспективы модификации сознания человека.

В ходе исследования применялись методы философского анализа и синтеза, а также общенаучные и логические методы. Исследование опиралось на результаты соответствующих зарубежных и отечественных работ в области социологии, психологии, культурологии, теории коммуникаций, информатики, искусственного интеллекта, теории интеллектуальных систем.

Научная новизна диссертационного исследования получила конкретное воплощение в следующих результатах:

– уточнен теоретический базис изучения особенностей воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности: определены методологические основания и выделены концептуальные аспекты исследования механизмов воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека трансдисциплинарная стратегия исследований, фрактальная концепция и теория «социальное конструирование реальности»; сформулирована концепция позитивного конструирования социальной реальности посредством сознания, подвергающегося воздействию информационно-коммуникационных технологий; разработан на основе концепции эволюции человечества, двуединого по своей сути (биологического вида и носителя культуры), универсальной специфицированной модели «субъект деятельности – орудия и инструменты деятельности – объект деятельности» и обобщенной модели «психокосмоса», методологический конструкт социально-философского исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности; этот конструкт состоит из следующих составляющих: общество в целом, социальные группы, институты общества или отдельный человек; три группы информационно-коммуникационных технологий, социальные каналы и спектр областей воздействия этих информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; использование этого методологического конструкта предполагает введение сформулированной автором многофакторной модели воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека;

– определены виды социальных каналов воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; показана значимость социальных каналов, которая заключается в том, что они в совокупности представляют органическую составляющую методологического конструкта социально-философского исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, погруженного в контекст обыденной культуры; охарактеризован широкий спектр областей применения воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; рассмотрена специфика областей воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, которая высвечивается в процессе применения методологического социально-философского конструкта; использована теория интерпретации, которая рассматривает все формы человеческой деятельности как символические формы и которая в применении к теории информации дает ее байесовскую версию, позволяет раскрыть общий механизм воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека в различных областях жизнедеятельности общества;

– раскрыты нейрофизиологические основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; показано, что теория интерпретации даёт возможность использования различных систем – биологических, социальных, культурных – для глубокого проникновения в нейрофизиологические основания воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; установлено, что нейрофизиологические механизмы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека представляют собой виды активности натурального субстрата сознания – «окультуренного» мозга и пластичность его нейронных структур;

– установлена значимость социальных оснований воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека в контексте информационного общества; показано, что социальные основания дают возможность при помощи телекоммуникационных и информационных технологий конструировать адаптивно-изменчивую повседневную жизнь как символическую реальность, и значительно расширять радиус активности человека, что даёт возможности взаимодействия с представителями других цивилизаций; выявлено, что социальные основания воздействия современных высоких технологий на сознание человека можно обнаружить при помощи использования теории «управления впечатлениями» в новой экономике «впечатлений».

– выявлены культурные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека, представляющие собой культурный код; криптографический характер социума, играющего немаловажную роль в современном информационном противоборстве и интеллектуальных войнах; визуальная коммуникация и мультимедийная составляющая культуры; выявлены культурные основания воздействия информационно-коммуникационных технологий посредством использования игровой модели культуры и интеракционистско-символической теории «управления впечатлениями», характерной для современного культурного маркетинга;

– установлены на основе анализа природы сознания человека (и сознания вообще) в её полноте возможности и принципиальные границы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; все эти возможности и границы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека определены с помощью социальной сетевой теории и теории социальной памяти, выступающей основой индивидуальной памяти человека, этики, а также концепции позитивного конструирования социальной реальности;

– раскрыты механизмы конструирования социальной реальности и двойственный характер социально-аксиологических последствий воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека; данный процесс объясняется при помощи целостной информационной модели человека; показана значимость концепции фрактального (мультифрактального) времени и фрактального пространства, которая формируется новейшими средствами коммуникации; обосновано положение о том, что позитивное конструирование социальной реальности неразрывно связано со стратегией «голубого океана»;

– определено, что стремительное формирование общества знания обусловило беспрецедентное возрастание информационной насыщенности практически всех сфер социума, благодаря обработке социально значимой информации сознанием человека, широкое вхождение информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельность социума и человека, глубокие изменения моделей социальной организации и сотрудничества, благодаря широкому распространению гибких сетевых структур, изменение ценностной ориентации человека, социальных групп и общества в целом;

– выявлены на основе теории сложности как части нелинейной динамики тенденции развития Интернета и связанные с этим перспективы модификации сознания человека; обосновано, что в основе генезиса Интернета лежит числовой аспект (двоичное исчисление) функционирования человеческого мозга, что перспективы развития Интернета связаны с превращением его в новый, квантовый тип машины, который позволит использовать колоссальные вычислительные мощности, необходимые для устойчивого развития человечества; выяснено, что квантовый Интернет имеет фантастические перспективы для своего дальнейшего развития, способствуя позитивному социальному конструированию реальности и модификации сознания человека; определены тенденции развития конвергентных технологий и перспективы модификации сознания человека на основе использования теории конструирования социальной реальности, топологии, теории сложности и культурных архетипов понимания человека, парадигмы конструктивизма в эпистемологии и науках о человеке, интерпретации сетевого общества М. Кастельса; выдвинуто предположение в рамках концепции позитивного конструирования социальной реальности, что существуют пределы модификации тела и сознания человека.

Научная новизна исследования конкретизирована в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Теоретический базис феномена воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности в контексте основных понятий исследования «общественное сознание», «сознание человека», «теоретико-информационный подход к сознанию», «культура», «деятельность», «медиасфера», «информационное поле», «информационная среда», «информационная технология», «социальное конструирование реальности» («конструирование социальной реальности») лежит в основе социально-философской концепции этого воздействия. На основе теории социального конструирования реальности сформулирована концепция позитивного социального конструирования различных сторон социума (концепция позитивного конструирования социальной реальности). Особенности воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека объясняются посредством использования целостной трансдисциплинарной стратегии исследования. Именно методология трансдисциплинарных исследований даёт возможность выбрать фрактальную концепцию при рассмотрении теории функциональных систем, что позволяет решить старую проблему соотношения материального и психического на основе информационного подхода. В данном случае интерпретативный подход показывает адекватность модели «психокосмоса», представляющей собой самое широкое понимание сознания.

2. Философское осмысление воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности невозможно без использования соответствующего методологического конструкта. В основе данного конструкта лежат следующие концептуально-методологические положения: 1) выстроенная на «биологически-социологическом синтезе» концепция эволюции человечества; 2) теория отражения и связанное с ней фундаментальное понятие информации; 3) парадигма информационного общества; 4) аксиологическая теория; 5) парадигма синергетики; 6) фрактальный подход; 7) целостная модель воздействия совокупности факторов на сознание человека (биологические, нейрофизиологические, психологические, социальные, культурные аспекты) – «серый», «синергетический» ящик; 8) универсальная специфицированная модель «субъект деятельности – орудия и инструменты деятельности – объект деятельности»; 9) трансдисциплинарный подход. Данный методологический конструкт состоит из следующих составляющих: общество в целом, социальные группы, институты общества или отдельный человек; три группы информационно-коммуникационных технологий (традиционные, цифровые, квантовые), основанные на резонансной связи между головой человека и социокультурной средой; социальные каналы и спектр областей воздействия этих технологий на сознание человека; сознание самого человека.

3. Существуют следующие виды социальных каналов воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека: социальная мифология как один из необходимых компонентов системы социальных коммуникаций, обладающей своим информационным пространством; реклама со своим набором психотехнологий; религия, выработавшая технологии воздействия на эмоциональную сферу человека; искусство со своими мощными технологиями, аналогичными религиозным технологиям воздействия на сознание человека; научная фантастика, моделирующая возможные ситуации природы и социума; образование и Интернет, масс-медиа и компьютерные игры как медиатекст – одна из мощных high-hume технологий. Выделенные социальные каналы дают возможность освоения информационно-коммуникационных технологий в широком масштабе. Значимость такого рода освоения состоит в том, что оно в немалой степени повышает его креативный потенциал, что позволяет и индивиду, и обществу адаптироваться к неожиданным и экстремальным ситуациям.

4. Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека имеет широкий спектр для своего применения – сферы идеологии, имиджелогии, СК-терапии, взаимопересечения фармакотерапии и психотерапии, электронных масс-медиа, компьютерной психокоррекции, в управлении бизнесом и политикой посредством стратагем, информационного противоборства, интеллектуальной войны. Их практические и теоретические результаты позволяют в определенной степени выявить механизмы поведения человека и раскрыть пределы его возможностей, что даёт возможности индивиду, группам и социуму адаптироваться к неожиданным событиям. Этому способствует теория интерпретации, которая рассматривает все формы человеческой деятельности как символические формы, чья совокупность образует символическую реальность, и которая в применении к теории информации даёт ее байесовскую версию, позволяющую раскрыть общий механизм воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека в различных областях жизнедеятельности общества.

5. Нейрофизиологические основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека можно выявить на основе теории интерпретации в рамках комплексного исследования человека как биосистемы, включающего в себя топологический подход. В данном случае существенное значение имеет сформулированное школой Н.П. Бехтеревой положение, согласно которому в основе деятельности сознания лежит распределенная система, состоящая из жестких, постоянных и гибких, переменных звеньев, т.е. речь идет об изоморфности моделей деятельности человеческого мозга и общества. Свой вклад в понимание нейрофизиологических механизмов воздействия современных информационных технологий на сознание человека вносит также топологический подход в науке. Основой механизмов воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека является природный субстрат человеческой психики (мозг), который представляет собой совокупность нейрофизиологических механизмов, обрабатывающих аудиовизуальные и других модальностей сигналы, генерирующих творческое воображение, необходимое для развития науки, искусства, религии и других сфер культуры, а также взаимодействие мотивационных и когнитивных компонентов функционирования человеческого мозга и его «нейрональную пластичность».

6. В информационном обществе (обществе знания) воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека невозможно без социальных оснований. Выявить значимость данных социальных оснований можно только на основе адекватной теории информационного общества, выбранной из множества существующих в современной науке различных образов информационного общества, каждый из которых основан на принципах теоретического анализа и использует эмпирические данные. Адекватным социально-философскому рассмотрению механизмов воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека является положение о том, что информационное общество – это общество, характеризуемое таким ключевым параметром, как теоретическое знание, которое не играло такую фундаментальную роль в предыдущих, доинформационных социумах. Социальные основания воздействия ИКТ на сознание человека в информационном обществе дают возможность при помощи телекоммуникационных и информационных технологий конструировать адаптивно-изменчивую (хамелеонообразную) повседневную жизнь как символическую реальность. Социокультурные технологии изменения сознания человека значительно расширяют радиус его активности, что значительно расширяет горизонт возможностей взаимодействия с представителями других цивилизаций.

7. Культурные основания воздействия информационно-коммуникационных технологий четко высвечиваются посредством использования разработанной С. Лемом модели культуры как игры и интеракционистско-символической теории «управления впечатлениями», характерной для современного культурного маркетинга. Понять механизмы этого воздействия можно, только принимая во внимание существование природной и социокультурной сред, образующих целостность. На этом основании можно утверждать, что механизмы воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека адекватно описываются многофакторной моделью, в которой результат носит нелинейный характер, он частично предсказуем, частично непредсказуем. Данный результат необходимо принимать во внимание при формировании стратегии позитивного социального конструирования реальности. Информационно-коммуникационные технологии воздействия на сознание человека требуют с необходимостью интерпретации информационного общества как криптосистемы, которое обеспечивает высокую степень информационной и психологической защиты человека от воздействия новейших информационных технологий обработки сознания. Такое общество, как криптосистема, способно выживать в условиях информационных и интеллектуальных войн, которые сейчас ведут развитые страны Запада и Востока.

8. Для определения возможностей и границ воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека необходимо использовать социальную сетевую теорию и теорию социальной памяти, выступающей основой индивидуальной памяти человека, этики, а также концепции позитивного конструирования социальной реальности. Воздействие современных ИКТ на сознание человека имеет ряд принципиальных ограничений: во-первых, неправомерно редуцировать человека к информационной матрице, возможности воздействия современных технологий ограничены социокультурным наследием; во-вторых, наличие биологически детерминированных тенденций поведения человека; в-третьих, особенности человеческого мозга и организма; фундаментальное различие между человеческим разумом и феноменом «Я»; в-пятых, экранный характер современных информационных, компьютерных, виртуальных технологий; в-шестых, существование пределов естественного интеллекта человека, в-седьмых, числовая природа Интернета; в-восьмых, этические ценности. Новейшие высокие технологии, в особенности технологии изменения сознания человека (high-hume-технологии), в процессе конструирования социальной реальности значительно меняют образ жизни индивида, оказывают немалое влияние на развитие общества и культуры, с этим связана этика как фундаментальное ограничение.

9. Анализ природы сознания человека (и сознания вообще) в её полноте даёт возможность понять, каким образом при помощи информационно-коммуникационных технологий осуществляется в сознании человека интериоризация предоставляемой ими информации, превращение её в знание, которое посредством экстериоризации даёт возможность конструировать социальную реальность. Данный процесс можно раскрыть при помощи целостной модели человека, позволяющей описать индивидуальность и систематизировать множество образов природы человека и представляющей собой комплекс из шести сложных систем обработки информации (сенсорная, моторная, когнитивная, аффективная, стилевая и ценностная), что позволяет объяснить действенность связанного с экономикой «впечатлений» и технологиями бизнес-шоу мультисенсорного бренда. Свой значительный потенциал в управлении социумом показывает выросшая на основе синергетической парадигмы концепция фрактального времени и фрактального пространства, которая формируется новейшими средствами коммуникации. Позитивное социальное конструирование реальности неразрывно связано с разработанной не так давно в бизнесе стратегией «голубого океана».

10. Понимание роли теории конструирования социальной реальности в жизнедеятельности человека и социума невозможно без учета имеющих двойственный характер социально-аксиологических последствий данного конструирования под воздействием информационно-коммуникационных технологий на сознание человека. Сейчас происходит стремительное формирование общества знания, которому присущи следующие связанные между собой внутренние фундаментальные черты: беспрецедентное возрастание информационной насыщенности практически всех сфер социума, превращение информационной индустрии в самую динамичную, престижную и выгодную сферу функционирования общества, широкое вхождение информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельность социума и человека, глубокие изменения моделей социальной организации и сотрудничества благодаря широкому распространению гибких сетевых структур. Это приводит к тому, что именно в обществе знания информационно-коммуникационные технологии играют значительную, в большинстве случаев решающую роль в жизнедеятельности человека, в том числе в его ценностной ориентации. В результате их воздействия на человека в его сознании формируется та или иная модель окружающего социального мира, которая, в свою очередь, используется для конструирования социальной реальности.

11. Выяснение тенденции развития Интернета и связанных с ней перспектив модификации сознания человека невозможно без существующей в современной науке теории сложности. Интернет по своей природе является осуществлением в виде числовой схемы функционирования одного из множества аспектов мозга человека; перспективы его развития связаны с превращением его в новый, квантовый тип машины, который позволит использовать колоссальные вычислительные мощности, необходимые для устойчивого развития человечества. В применении к квантовому Интернету это означает, что он моделирует нелокальную природу окружающего мира, его несепарабельный характер. В общем, оказывается, что Интернет имеет поистине фантастические перспективы для своего дальнейшего развития, способствуя позитивному социальному конструированию реальности.

12. Тенденции развития конвергентных технологий и перспективы модификации сознания человека невозможны без использования теории конструирования социальной реальности, топологии, теории сложности и культурных архетипов понимания человека, парадигмы конструктивизма в эпистемологии и науках о человеке, интерпретации сетевого общества М. Кастельса. В рамках концепции позитивного конструирования социальной реальности немаловажное значение имеет тенденция к единству нано-, био-, инфо- и когнотехнологий, основанная на фундаментальном факте единства природного, технического и социального. Серьёзные исследования в современной философии показывают, что это единство имеет своим концептуальным основанием топологию. Оказывается, что сейчас необходимо принимать во внимание совершенно новые динамико-топологические факторы жизнедеятельности социума (Интернет, компьютеризация повседневной жизни практически всех индивидов), которые проявляются в воздействии высоких информационно-коммуникационных технологий на развитие общества. В данном случае речь идет о трансдисциплинарной стратегии исследований воздействия новых информационно-коммуникационных технологий вкупе с нано-, био- и когнотехнологиями на сознание человека, изложенной на языке топологии. Перспективы модификации сознания человека сознания неразрывно связаны с осуществлением концепции позитивного социального конструирования реальности.

Научно-практическое значение исследования. Выводы, полученные в ходе проведенного исследования, могут найти применение в теоретических разработках по формированию насыщенного позитивными смыслами жизненного пространства современного человека и обеспечения его информационно-психологической безопасности от негативного воздействия современных высоких технологий на его сознание в идущей информационной войне, а также для развития инновационного, творческого сознания человека. Результаты данного исследования могут использоваться представителями государственной администрации, применяющими высокие технологии воздействия на сознание человека в своей деятельности и осуществляющими воспитание подрастающего поколения, а также ответственными за информационную и психологическую безопасность личности; в курсах и спецкурсах по философии, культурологии, социологии, политологии, журналистике, психологии, а также в подготовке других образовательных ресурсов высшей школы.

Апробация работы. Содержание диссертационной работы обсуждалось на заседании кафедры социологии, политологии и права ИППК Южного федерального университета; на Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 22-23 декабря 1999 г.); на III Российском философском конгрессе (Ростов-на-Дону, 16-20 сентября 2002 г.); на Международной научной конференции «Оптимальные методы решения научных и практических задач» (Таганрог, апрель 2005 г.); на Международной научной конференции «Проблемы развития естественных, технических и социальных наук» (Таганрог, апрель 2007 г.); на Международной научной конференции «Системный синтез и прикладная синергетика» (Пятигорск 03-05 октября 2006 г.); на I-ой Международной научной конференции «Актуальные философские проблемы развития конвергентных технологий в контексте диалога культур» (Хошимин, Вьетнам, 3 октября 2008 г.); на Международной научной конференции «Социально-философские проблемы становления информационного общества» (Харьков, октябрь 2008); на Международной научной конференции «Инновационно-креативный потенциал человека в обществе знаний» (Харьков, апрель 2009). Основные положения диссертации отражены в 25 статьях ВАК, 15 статьях и тезисах и 17 монографиях, общий объем которых составляет 93 печ. л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав и двенадцати параграфов, заключения, библиографии. Общий объем работы – 331 машинописные страницы, число использованных источников – 463.

Методологический конструкт социально-философского исследования воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирования социальной реальности

Философское осмысление особенностей воздействия современных ИКТ на сознание , человека предполагает использование соответствующего методологического конструкта, который до сих пор не выработан в социальной философии. Построение данного методологического конструкта с необходимостью требует четкого понимания значимости понятия информации и ИКТ в жизнедеятельности человека и общества. В данном случае заслуживает внимания выдвинутая финским мыслителем П. Кууси концепция эволюции человечества двуединого по своей сути — биологического вида, и носителя культуры, причем эта концепция в своей основе имеет «биологическо социологический синтез» . Сущность этой концепции эволюции человечества состоит в следующем: во-первых, всем формам жизни присущи такие основные функции, как получение пищи, защита своего вида, воспроизводство и получение информации из окружающей среды (в отличие от животных человек нуждается в биологической и культурной информации); во-вторых, эволюция и воспроизводство информации лежат в основе таких видоспецифических особенностей поведения человека, как язык и коммуникация, склонность к общественному образу жизни и любовь, война, власть и соперничество, наука и знание, техника и трудовые навыки, религия и мифы, искусство и красота, общественный строй и экономика . В данной концепции подчеркивается, что информация необходима живым системам и человечеству для адаптации к окружающей среде с целью выживания; что в процессе взаимодействия биологической и культурной эволюции развивалась способность к общению. «Общение людей между собой, — пишет П. Кууси, - создало предпосылки для накопления информации. Знание стало первейшим и неисчерпаемым источником средств для выживания»81. Именно накопление информации и развитие средств передачи информации открыло перед человечеством широкие

эволюционные возможности. Понятно, что данная схема видоспецифических особенностей поведения человека является определенным упрощением, однако она позволяет выявить этапы эволюции человека и человечества.

Вполне понятно, что накопление информации и развитие средств обмена информации (средств коммуникации и передачи информации), привело к тому, что сейчас человечество стало гигантской сложной и дифференцированной системой. Не случайно, в середине прошлого столетия известный английский специалист в области общей теории связи К. Черри писал: «Обмен информацией в человеческом обществе - проблема, к которой в наше время отмечается вполне закономерное резкое возрастание интереса. Это связано, прежде всего, с тем, что за последние десятилетия возросло значение информации, повысился ее вес в социальных организмах, изменилось ее соотношение с другими факторами общественного прогресса. Информация приобретает все большую ценность не только как условие успешной практической деятельности людей, но и сама по себе»82. Во второй половине прошлого века произошли значительные изменения в общении людей, которое стало настолько интенсивным, что возникла, как известно, идея «информационного взрыва».

В конце XX столетия было накоплено столько информации, темпы ее производства оказались настолько значительными, что это превысило возможности человека использовать эту информацию. Результатом этого стало возникновение информационного общества со всеми его новыми информационно-коммуникационными технологиями, начиная Интернетом и кончая системами искусственного интеллекта. «Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили вначале 50-х годов прошлого столетия - в связи с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиходным значительно позднее - ближе к концу XX столетия, в период «всеобщей информатизации и компьютеризации»» . Философскими основаниями информационного общества, как известно, являются труды П. Дракера, Э. Гидденса, Дж. Гэлбрейта, Л. Туроу, Ж. Бодрийяра, К. Поппера, Ф. Фукуямы, Д. Белла и других мыслителей, обосновавших положение о появлении «постиндустриального» («информационного», «когнитивного» общества)84. Информационному обществу потребовались адекватные ему новые информационно-коммуникационные технологии, которые имеют свои особенности.

Специфика воздействия современных информационно-коммуникационных на сознание человека, согласно М. Делягину, обусловлена процессом глобализации, в ходе которого возник никогда ранее не существовавший в истории общества и упускаемый из виду мыслителями и исследователями уникальный феномен, а именно: новые информационно-коммуникационные (компьютерные, виртуальные, мультимедийные, гипермедийные, сетевые) технологии привели к максимальному упрощению всех видов человеческой коммуникации, что влечет за собой изменение характера развития человека. «Если раньше, на всем протяжении своего существования, - отмечает он, — человечество выживало и развивалось за счет преобразования окружающей среды, то теперь оно впервые начинает - во всяком случае, пытается -выживать и развиваться за счет изменения самого себя»85. В плане нашей проблематики это означает, что человек теперь вынужден адаптироваться к развивающемуся информационному обществу путем изменения своего сознания, используя новейшие информационно- коммуникационные технологии.

Спектр областей воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека

Это связано с тем, что социальные системы заняты порождением своих ценностей как в материальном, так и в идеальном мире. Коммуникации обслуживают целый комплекс потребностей в. параллельножреальному виртуальном/идеальном мире»168.

Современная социальная система постоянно производит информационный продукт и в плане текущей интерпретации действительности, и в плане стратегических интерпретаций, включающих в себя мифологию, искусство, литературу, кино, идеологию и пр. Современная социальная мифология3 в виде рекламы использует и распространяет информационные технологии обработки человеческого сознания, чтобы сформировать у индивидов те или иные модели поведения. «Особенностью современной реальности является актуализация массовой культуры в целом и рекламы в частности, а также интенсификация процессов, которые формируют массовое сознание. Реклама оказывает влияние на утверждение определенных моделей человеческого поведения в культуре; способствует переосмыслению индивидуального бытия»169. Реклама выступает инструментом формирования общественного и индивидуального сознания, она манипулирует человеческим сознанием, используя определенные психотехнологии.

К этим психотехнологиям в рекламе относятся следующие общие приемы и базовые технологии: приемы противопоставлений, стимуляция подражания, проецирование ситуаций и использование социальной ориентации, приемы фрустрации и ожидания, метафоры, одушевление, моделирование эмоций, сексуальная заинтересованность и пр.170 Все эти используемые в рекламе технологии обработки человеческого сознания осваиваются человеком, что дает ему возможность манипулировать механизмами мышления, памяти, эмоциональной и чувственной сферами, т.е. позволяет управлять человеческим поведением.

Другими каналами воздействия современных технологий на сознание человека являются искусство и религия. Их функционирование представляет собой свернутый генезис, обусловленный необходимостью воздействия вполне определенных технологий на сознание человека, выработанных для выживания индивида и его социума. Научные исследования показывают, что по своему происхождению искусство и религия неразрывно связаны, что они были в нерасчлененном виде, в первоначальном синкретизме архаического ритуала. Отечественный исследователь В.Н. Топоров пишет об архаическом ритуале следующее: «Можно думать, что ритуал был основной, наиболее яркой формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности, потребности в ней. В этом смысле ритуал должен пониматься как прецедент любой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности, их источник, из которого они развились (лишь по отпадении от этого источника, после утраты живых связей с ним, эти «деятельности» стали независимыми и самодовлеющими, более того - хотя бы отчасти продолжающими в своей совокупности архаичный ритуал), главная сфера реализации социальных функций коллектива»171.

Цель ритуала как социальной технологии состояла в том, чтобы способствовать сплоченности архаического сообщества, чтобы оно смогло выжить в суровых условиях при помощи воздействия на человеческое сознание. Этой технологии отводится определенная роль и в жизни современного социума и индивида. В основе генезиса ритуала лежат экстремальные ситуации с их максимальными опасностями для существования человека. В качестве социальной технологии ритуал способствует нормальному, упорядоченному и равновесному функционированию психики человека, что делает адекватным его поведение. По своей сути ритуал является «наиболее действенным методом организации социального сотрудничества», имеющим целью «избежать борьбу внутри человеческого рода, разрушительный потенциал которого достиг более опасного уровня после изобретения оружия» . Таким образом, ритуал - это своего рода «программа», нацеленная на восстановление «равновесия» и «социального порядка», без которой невозможна адаптация и сохранение рода Homo sapiens.. Следовательно, вполне фундаментальные цели человеческого существования достигаются социальными технологиями, обрабатывающими сознание индивида..

Известно; что искусство в качестве канала воздействия, технологии обработки . человеческого сознания формировалось и вычленялось на протяжении тысячелетий. В свое время видный ученый Н.М. Амосов писал, что; «мозг человека, его кора представляет собой мощную моделирующую установку», что «человек уже давно научился выражать свои корковые модели физическими средствами», что «наиболее древним кодом являются рисунки» . Другими словами, уже на заре становления человеческого общества искусство выступает в качестве символической системы культуры (культура же является технологией человеческой деятельности), в которой воплощается эстетическое чувство (чувство прекрасного).

Относительно условные формы искусства, (религиозного и светского) на протяжении тысячелетий позволяют изображать, прежде всего, воображаемые «вещи», выступая источником метафор, символов и различного рода фантастических, образов- Но все эти метафоры, символы и фантастические образы оказывают сильнейшее воздействие на человеческое сознание. «Поток слов творит миры, - пишет Б. Робертсон, - которые мы в уме мыслью; образно воплощаем. Легенды и мифы, готические романы, научная фантастика и чистый вымысел приобретают в нашем сознании зримые очертания. Описание подобной «образности» воспринимается нами как прямое к нам обращение»174. В современном обществе широкое распространение получили произведения,. фантастического искусства, сильно воздействующего на человеческое сознание. Достаточно вспомнить яркие обложки видеокассет и CD-диски, иллюстрированные научно-фантастические романы и произведения фэнтези, плакаты-кинофильмов, рекламные образы.

Особенности современного искусства как канала воздействия информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий на сознание человека обусловлены тем, что это искусство приобрело компьютерный характер. «Компьютерные исследования от собственно искусства перемещаются, в область повседневной жизни, завоевывая все более прочные позиции в массовой культуре. Речь идет не о возвращении частей реальности, как это делал ранее поп-арт в Америке, а о создании параллельных реальностей, доступных для широкой публики благодаря средствам массовой информации. Граница между искусством и действительностью становится все более расплывчатой» . В данном случае речь идет о том, что этими параллельными реальностями являются миры виртуальной реальности (виртуальная, мультимедийная культура), которые конструируются самим человеком и в котором он может создавать идеальные образы. Эти виртуальные миры, особенно в визуальном искусстве, можно изменять. посредством компьютера фактически до бесконечности176. Обыденная действительность «погружается» в миры виртуальной реальности, конструируемые человеком при помощи воображения, что позволяет ему осуществлять взаимодействие с миром повседневности, изменять её.

Социальные основания воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека

Представленный общий механизм формирования модели мира в мозгу человека коррелирует с предложенным отечественным! физиологом А;М. Иваницким механизмом возврата возбуждений в зрительную кору, который; обеспечивает сопоставление и синтез, информации о физических и сигнальных свойствах стимула, лежащего в основе ощущения: Он пишет: «Континуум сознания; согласно нашим взглядам, состоит из; последовательности образов. продолжительностью около 100-150 мс каждый»207. Сознание-человека не сводится только к последовательности образов; оно оперирует и ими, и символами. В основе такого подхода., лежит теорема Байеса, которая показывает, насколько увеличитсязнание человека об А благодаря» полученной информации, синтезированной с памятью человека. Теперь становится понятным общий механизм того, как ИКТ оказывают воздействие; на сознание человека в разнообразных областях жизнедеятельности человека и.общества..

Прежде всего, эти технологии весьма действенно «работают» в сфере разнообразных идеологий, представляющих собой теоретическое знание как выражение, основных интересов различных социальных групп или осознание; и. оценка отношений людей к действительности и друг к другу . Именно выделение идеологической расчлененности, представлений о социальной, классовой борьбе из многообразного запаса знаний, который содержит также и идею социального (классового) сотрудничества и социального (классового) мира, лежит в основе социального конструирования конфронтационной, конфликтной реальности. Современные масс-медиа, используя современные ИКТ воздействия на сознание человека, принимают активное участие в конструировании социальной символической реальности, затушевьшающей самоочевидный классовый конфликт и выдвигающей на передний план перспективы социального компромисса.

Следующей областью применения ИКТ воздействия на сознание человека является имиджелогия - теория и практика создания имиджей, которая носит менее репрессивный характер, чем идеология. Однако имиджелогия при помощи масс-медиа виртуализирует реальность, делает её не только относительной, но зачастую заставляет сомневаться в её существовании. Таким образом, имиджелогия ослабляет фактор объективации субъективных значений, релятивизирует их содержание, определяя в известной степени жизнедеятельность человека в рамках современного общества. Значимость имиджелогии состоит в том, что она вносит существенный вклад в феномен медиавоздействия путем вытеснения идеологии и стоящих за ней реальностей, а также и в повседневность. Таким образом, имиджелогия масс-медиа в значительной степени способна к социальному конструированию реальности, к воздействию на жизнедеятельность человека.

Имиджелогия использует ряд таких психотехнологий, как психотехнология имитации подсознательной имиджформирующей информации, психотехнология формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации, психотехнология воздействия на подсознание. Сущность последней психотехнологии состоит в том, что «необходимо посылать человеку (члену аудитории имиджа) имиджформирующую информацию таким образом, чтобы тот воспринимал ее органами чувств (слухом, зрением... т.е. слышал бы, видел бы...), но при этом вовсе не.обращал на нее внимания либо фиксировал бы ее в своем сознании (т.е. думал бы о ней), но только достаточно короткое время»209. В итоге данная информация оказывается в подсознании человека, определяя-бессознательно его поведение по отношению к прототипам имиджа. Имиджелогия применяет также; и определенные психотехники (некие правила применения достаточно узкой группы приемов воздействия низкого уровня на человеческую психику), а именно: психотехники блокирования негативной имиджформирующей "информации, психотехники отстройки от конкурента, психотехники имитации подсознательной имиджформирующей информации, психотехники формирования доверия аудитории к опосредованному источнику информации, психотехники воздействия на подсознание членов аудитории имиджа, включающие в себя техники нейролингвистического программирования, техники субсенсорного восприятия (эффект 25-го кадра), технику гипноза и пр.

Имиджелогия сопряжена с так называемой СК-терапией (еще одна область применения современных ИКТ воздействия на сознание человека); представляющую собой управляемый транс,, позволяющий значительно повысить степень и качество управления лечением человека. «СК-терапия — это более объемное понятие, чем медицина, так как она основана на примате; психики (курсив наш - Е.П.), а именно - бессознательного в природе человека. В современной практике СК-терапия, как. новый раздел науки,, широко используется не только в медицине, но и в педагогике, спорте, производстве, творчестве,, профессиональном обучении, военном деле, космонавтике, религии, быту, аутотренинге, самовоспитании, духовной; самореализации и др.» .СК-терапия включает в себя педагогическую суггестию, фармакологию; специальное питание, эмоционально-волевые упражнения; музыкотерапию, психотерапию, психотренинг, психофизические и дыхательные упражнения., фитотерапию, магнитотерапию, и множество других средств. «В принципе СК терапия использует абсолютно все известные современной науке средства воздействия на психику и физиологию человека, дающие положительный эффект в каждом конкретном случае» .

Заслуживает внимания ещё одна область использования воздействия современных ИКТ на сознание человека — это пересечение фармакотерапии и психотерапии. На этом пересечении достаточно эффективно проявляется взаимосвязь медикаментозной (биологической) терапии и психотерапии при лечении пациентов с невротическими расстройствами, действенной оказывается фармакологическая психотерапия. «Вариантом фармакологической психотерапии является психоделическая психотерапия - лечение словом по всем правилам выбранной методики психотерапии пациентов, предварительно получивших какое-то психоделическое средство»213. Практика свидетельствует о том, что воздействие психоделиков может значительно изменить человеческую личность, перестроить иерархию ее мотивов и ценностей на глубинном уровне.

Наконец, немалый интерес представляет фармакопсихология. «В отличие от психофармакологии (и тем более от фармакопсихиатрии), занимающейся влиянием психотропных препаратов на психические нарушения у больных психическими или соматическими заболеваниями,..фармакопсихология имеет дело с изменениями нормальных психических функций, например, внимания, памяти, мотивации, у здоровых лиц» . Все перечисленные версии пересечения фармакотерапии и психотерапии исходят из принципа «все индивидуально». Именно этот принцип дает возможность приблизиться к основам индивидуальности, а от последней — к личности.

Конструирование социальной реальности и двойственный характер социально-аксиологических последствий воздействия информационно-коммуникационных технологий на сознание человека

В этой интеллектуальной иммунной системе немалое место принадлежит культуре, которая в информационном обществе обладает высокой релевантностью и которая осуществляет программную поддержку психополитической структуры влияния. Еще в 1998 г. представителями Кубы на мировой конференции ЮНЕСКО в Гаване было сформулировано положение, согласно которому культура является «оружием XXI столетия». Действительно, в современных интеллектуальных (психологических, информационных) войнах используется весьма эффективно сконструированные мифы. Последние позволяют устанавливать психокультурные параметры на уровне подсознания посредством медиации и интерпретации, что делает культуру «самым современным видом оружия» (К. Беккер).

Особенно рельефным значимость культуры как современного вида оружия, используемого в интеллектуальных войнах, проявляется в потенциальном конфликте между западной и китайской цивилизациями (между Америкой и Китаем). Этот потенциальный конфликт обусловлен не только различием экономических моделей, но и разными параметрами их цивилизаций, разными системами ценностей. Западные ценности основаны на посылке о неотъемлемых правах человека, которые неправомерно отчуждать от индивида ни при каких обстоятельствах, даже во имя достижения высшего общественного блага.

Характер интеллектуальных войн диктует необходимость современным цивилизациям, в том числе и российской цивилизации, как участникам глобальных игр, уделять внимание своему человеческому капиталу, который формируется в определенной этнической культуре. Функционирование цивилизации неразрывно связано с этносом, поэтому вполне логично, что в интеллектуальных войнах стратегическая цель заключается в разрушении или переконфигурации цивилизации. «Если в предыдущие века человек определял себя, прежде всего, как представитель сословия, житель определенной местности, последователь той или иной религии — одной из ветвей христианства, ислама, буддизма, индуизма и т.д., то теперь для населения большинства стран характерно прежде всего осознание принадлежности к этносу или нации»231. Существенным является то, что значимость этничности в отношениях между индивидами и народами весьма ярко просматривается в сфере политики, потому что число государств сейчас насчитывает около двухсот, тогда как этносов более четырех тысяч. Всего существует несколько этнически однородных государств, большинство же — полиэтничны, что делает этническую проблематику осью политической жизни этих стран.

Вопреки точке зрения, согласно которой попытки этнического размежевания являются бессмысленными в силу того, что благодаря миграции возрастает этническая мозаичность большинства стран и что глобализация и Интернета влекут за собой превращение всего мира в «глобальную деревню», в информационную эпоху все общественные движения консолидируются вокруг культурных ценностей. «Борьба за изменение смысловых кодов, — подчеркивает М. Кастельс, - в государственных институтах и общественной практике - это весьма важная стадия процесса общественных изменений в новом историческом контексте, что я показал в своей книге «Власть идентичности»; эта точка зрения основывается на результатах широкого спектра исследований общественных движений»232. В эпоху интеллектуальных войн преемственность ценностей и консолидация вокруг фундаментальных идей необходимы для защиты существующего у цивилизаций особого образа жизни и мышления (культурной идентичности). Особенность современной жизни состоит в том, что сохранение культурной идентичности и нормального функционирования цивилизаций возможно на основе коммуникационных систем, главным образом Интернета и СМИ, позволяющих объединить всех, кто придерживается подобных ценностей. Интернет и масс-медиа становятся в данном случае важным инструментом самосохранения цивилизаций, так как последние воздействуют на соответствующие институты и учреждения через общественное мнение; опираясь на силу интеллекта. Интернет сейчас выступает не просто орудием организации бизнеса и средством коммуникации, он становится материальной основой процесса создания нового общества и рычагом социальных трансформаций.

Экспертные оценки фактора знания (речь идёт, прежде всего, о научном знании) свидетельствуют о том, «что распространение знания влечет за собой не только «непредвидимые» риски и неопределенности, но и создает «освобождающий потенциал действий»»233. Растущая значимость знания в различных областей общественной деятельности обусловлена широким распространением компьютерных технологий, веб-технологий, информационно-коммуникационных технологий. В результате основанные на знании общества приобретают свойства хрупкости в сфере политики и непрочности в социальной сфере. Специфика нынешнего информационного общества (общества знания) состоит в том, что оно способно к самопроизводству, ориентировано на будущее, несет в себе значительный потенциал саморазрушения . Следовательно, хрупкость и непрочность общества знания вызваны к жизни тем потенциалом знания, которое приобретено индивидом в процессе социализации235. Вполне естественно, что, вопреки имеющему широкое хождение клише, человек фактически менее уязвим и хрупок, чем различного рода социальные сообщества236. Таким образом, социальные группы, различные сообщества и социум в целом являются хрупкими системами, которые способен разрушить индивид, обладающий определенным творческим потенциалом.

Похожие диссертации на Воздействие современных информационно-коммуникационных технологий на сознание человека и конструирование социальной реальности