Введение к работе
Актуальность темы исследования. Носири Хусрав является тем мыслителем,_ чье творчество оставило заметный след в истории философской мысли и развития таджикской литературы. Он был одним из первых фарспязычных мыслителей, сумевшим органически соединить в своем мировоззрении философию с теологией, религию с научным познанием, веру с разумом. Учение мыслителя представляет собой действительный синтез религиозного и философского миропонимания. К тому же в его творчестве и литература была подчинена заделам выражения и пропаганды религиозно-философских идеГ;. Носира Хусрава не без основания считают основоположником жанра религиозно-философской касыды.
Носири Хусрав при разработке и обосновании своего учения,
часто вступая в страстную полемику с представителями различных фило
софских и религиозных течений И школ, воссоздает обіцую картину
происходящей между ними непримиримой борьбы. Следовательно, ис
следование философской концепции Носира Хусрава так или иначе осу
ществляется в общем контексте развития философской мысли его эпохи.
Поэтому исследуя философскую концепцию Носира Хусрава, мы в то же
время сможем более конкретно представить пути развития арабо-
фарсиязычной философии в средневековый период истории, ибо в его
духовном наследии, как это подобает, творчеству поистине великого
представителя этой философии, отразился весь перечень проблем поле
мики между различными религиозно-философскими течениями средневе
ковья.
Другим важным фактором, определяющим актуальность исследования философской концепции Носира Хусрава является то, что она неразрывно связана с исмаилитской верой, исповедуемой определелной частью населения Таджикистана и оказывающей по сей день заметное влияние на его сознание .и образ жизни. Поэтому невозможно составить полное представление о религиозно-философской доктрине исмаили і ской секты ислама без учета исследования теоретического наследия Носира Хусрава.
Актуальность изучения философских взглядов Носира Хусрава состоит также в"том,-что многие его этические идеи в силу общечеловеческого их содержания оказывают благотворное воздействие на совершенствование нравственности современного общества.
Степень изученности проблемы. Биография и творчество Носира Хусравл были предметом изучения еще в последней четверти XIX в.
Были изданы многочисленные статьи и несколько монографических исследований, защищены кандидатские диссертации по истории, философии, филологии, посвященные творчеству мыслителя. В их числе книга "Носири Хусрав и исмаилшм" В.А.Иванова. Она являегся, пожалуй, первым исследованием биографии, творческого наследия, религиозного и философского миропонимания Носира Хусрава. В.А.Иванов, однако, считает, что Носири Хусрав "не принадлежит к плеяде тех истинных философов, которые не только пересказывают учения других, но и творят что-что новое и оригинальное, и что он не обладает этим талантом и не создал собственной школы."* Более того, В.А.Иванов подчеркивает, что "Диван" Носира Хусрава "для исследователей исмаилизма никакой полезной информации не дает".2
На несостоятельность и тенденциозность подобных утверждений впоследствии указал А.Е.Бертельс в своей одноименной с В.А.Ивановым монографии, которая заслужила признание в научных кругах. Вопрос об отношении Носира Хусрава к исмаилизму и его роли в обосновании идеологии данного течения нашел здесь блестящее отраже-' ние. Автор стремится как можно полнее и глубже разъяснить читателю проблему отношения Носира Хусрава к исмаилизму в контексте изучения общественной жизни и классовых противоречии своей эпохи.3
В 1953 г. Анри Корбэн снабдил издаї.ле "Джомеъ-ул-хикматайн" ("Свод двух мудростей") Носира Хусрава большим введением на французском языке под названием "Предварительное исследование". Опровергая утверждение В.Иванова, он говорит, что Носири Хусрав "во всяком случае не был скучным писателем, чі строки первой главы "Джомеъ-ул-хиюлатайн" свидетельствуют о тяжелой идеологической схватке и остром кризисе культуры, который имел место в Хорасане под воздействием религиозного фанатизма" А
Изучение мировоззрения Носира Хусрава, особенно его философских взглядов, началось в Таджикистане в 50-х гг. под руководством академика А.М.Богоутдинова. Первым его результатом стала защита диссертации А.С.Эдельманом на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В этой работе в отдельных параграфах анализируются социально-политические, философские, этические и антиклерикальные воззрения мыслителя. Но исследованию присуща свойственная
1 Ivanov W. Nasir-i Khusraw and Ismailism.-Bombay-Leiden, 1948.-P.36.
2 Ivanov W. Nasir-i Khusraw and Ismailism.-Bombay-Leiden, 4;69.
3 Бертельс A.E. Насир-и Хосров и ксмаилизм. -M., 1959 -С. 1-289.
* Носири Хусрав. Джомеъ-ул-хикматайн. -Техрон, 1953, Etude preliminaire. -Р.63.
научным исследованиям тех лет тенденциозность в объяснении вопроса. Дело в том,.что А.С.Эдельман в силу вульгарного понимания зависимости форм сознания от социальной жизни искаженно интерпретировал сущность духовных явлении, в том числе философских и теологических учений, пытаясь найти проявления материалистических тенденций в последовательно идеалистической системе и даже в теологии мыслителя.1
Но как будет доказано в соответствующих главах диссертации, Носири Хусрав боролся против материализма и атеизма и никогда не стремился противопоставить философию религии и теологии. Напротив, он старался соединить философию с исмаилитскон теологией и этим путем создать между ними гармонию и единство.
Такое явное искажение философского учения Носира Хусрава было характерно и для кандидатской диссертации В.Б.Никитнной "Некоторые особенности лирики Носир-и Хоср'ова" (М. 1-955).
Начиная с середины 60-х годов, ученые занялись исследованием идейного наследия Носира Хусрава исключительно в философском плане. Образцом и этом отношении является работа Г.Ашурова "Философские взгляды Носири Хусрава" (на основе трактата "Зод-ул-мусофирин")", охватывающая только проблемы онтологии и гносеологии в философии Носира Хусрава.
Опыт исследования философии Носира Хусрава на материале отдельного его произведения "Джомеъ ул-хикматайн" продолжила Т.Муродова. В ее работе проанализированы следующие проблемы философского мировоззрения'мыслителя: отношение бога и природы, единство субстанции и акциденции, отношение единичного, особенного и общего, сущность движения и времени, иерархия совершенствования бытия, соотношение души я тела, чувства и разума. Автор Приходит к заключению, что в процессе "осмысления многих вопросов, касающихся материального мира, он отходит от мистицизма исмаилитского толка в сторону материализма".2 К сожалению, выводы автдра прямо не вытекают из философских воззрении Носира Хусрава.
Философии Носира Хусрава была п.>священа кандидатская диссертация А.Шохуморова "Концепция познания Носира Хусрава". Автор эту проблему рассматривает в связи с отрицательной теологией Носи-
1 См. Эдельман А.С. Носири Хнсрау и его мировоззрение: Автореф. канд. дисс. -
Сталинабад, 1955. -С.13.
2 Муратова Т. Джомег-ул-хгасматанк Носири Хисрава как философский труд: Авто
реф. калд. дис. -Алма-Ата, 1985. -Сб. " .
pa Хусрава, являющейся исходным моментом философии последнего. В этой работе вызывают сомнения идеи о том, что Носири Хусрав от отрицательной теологии перешел к мировоззрению, близкому к атеистическому1 и что будто Носири Хусрав признает бесконечность Вселенной.2
Среди работ, посвященных изучению философии исмаилпзма как с точки зрения всесторонности охвата проблем, так и со стороны глубины их анализа, отличаются труды Х.Додихудоева.3 Однако в понимании и интерпретации многих вопросов мировоззрения Носира Хусрава X. Додихудоев и мы придерживаемся противоположных позиций, о чем будет сказано особо в диссертации.
Несмотря на проведенные исследования в изучении мировоззрения и вклада Носира Хусрава в философию и культуру, анализ творчества мыслителя нельзя считать завершенным, ибо многие проблемы его философии все еще остаются мало исследованными или вообще не исследованными. Более того, многие идеи, мысли и точки зрения исследователей, касающиеся мировоззрения мыслителя, вызывают споры и порождают сомнения. Так, до сих пор нет ясности в определении философ-, ской позиции Носира Хусрава. Если одни исследователи считают, что, несмотря на идеалистическое решение мыслителем основного вопроса философии, "в его взглядах явно проступает материалистическая тенден-ция",*то другие усматривают проявление материализма лишь в теории познания философа.5 Согласно же точке зрения третьей группы ученых, "решение вопроса о соотношении бога и природы приблилсает исмаи-лшпов (конечно, и Носира Хусрава. - Н.А.) к деизму и в некоторой степени к атеизму...".6 С точки зрения четвертой группы исследователей, "материалистическая тенденция в философии Носири Хусрау проявляется с особой силой в его борьбе с исламом".1
1 См. Шохуморов А. Концепция познания Носири Хусрава: Дис... канд.фнлос. наук. -Душанбе, 1990.-С.137. 2Тамже. -С.73.
3 См. Додихудоев X. Очерки философии нсмаилшма. -Душанбе, 1976; Его же. Фило
софия крестьянского бунта.-Душанбе, 1987.
4 Ашуров Г. Философские взгляды Носири Хисрава. -Душанбе, 1965. -С.56.
5 Шохуморов А. Концепция познания Носири Хисрава; Автореф. дис... канд. филос.
наук.-Душанбе, 1990.-С. 16.
6 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. -Душанбе, 1987. -С.71; Муродова
Т. Джомеъ-ул-хикмагайн Носири Хисрава как философский труд: Автореф. дис...
канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1985, -С.ІЗ.
7 Эдельман А. Носири Хисрау и его мировоззрение: Автореф. дис... канд. филол.
наук. -Сталннабад, 1955. -С.13.
Эта разноголосица свидетельствует о том, что еще не все про
блемы философии Носира Хусрава достаточно глубоко н всесторонне
исследованы. К таким проблемам, например, относятся: теология Носира
Хусрава. его учение о сотворении мира и месте человека в иерархии
бытия. Кроме того, в имеющихся исследованиях не получили должного
освещения учение мыслителя о психофизической проблеме, субстанциаль
ности тел, проблемы соотношения материн и формы, акциденции бытия,
а также специфика процесса познания с учетом внутренне!: логической
связи между чувственными и рациональными его моментами. Если же
говорить о теории морали Носира Хусрава, то смело можно утверждать.
что данная проблема вообще осталась за пределами наз'чного анализа.
Из сказанного становится ясным, что продолжение исследования фило
софских взглядов Носира Хусрава не потеряло своей актуальности и до
сих пор. . - "
В данной работе мы использовали почти всю имеющуюся научную литературу о Носирс Хусраве. Однако наше исследование не является повторением уже существ5то1цих работ, так как в ней, с одной стороны, более глубоко и всестрокке исследуются те вопросы, которые уже были предметом изучения ученых, а с другой, она охватывает немаловажные, совершенно не исследованные или недостаточно привлекавшие внимание ученых проблемы философии Носира Хусрава.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы, исходя из степени изученности проблемы, является исследование философской концепции Носира Хусрава. В соответствии с этой общей целью решаются следующие задачи:
реконструируется философская система Носира Хусрава, с- ^гвет-ствующая логическому строю его учения;
анализируется основная проблематика теологии Носира Хусрава;
дается общий анализ.концепции бытия Носира Хусрава и определяется место человека в ее иерархии;
« глубже исследуется теоретико-познавательная проблематика философии Носира Хусрава и на этой основе определяются сущность и мировоззренческая тенденция его гносеологии;
подвергается рассмотрению этическое учение философа-исмаилита, выявляются гуманистический смысл категории добра и принципы его этики:
освещаются нравственные аспекты слова и словесного общения;
* прослеживаются спорные точки зрения на философию Носира Хусра-
ва и предлагается способ их адекватного" решения;
« выясняется отношение Носира Хусрава к различным религиозно-философским течениям средневековья; определяется место Носира Хусрава в истории ирано-таджикской философии вообще и в исманлит-ской в частности.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:
дается целостный анализ религиозно-философской доктрины Носира Хусрава; .'...
анализируются вопросы теологии Носира Хусрава, такие как, единство божественной сущности, сотворенность мира, скептицизм, аллегорическое толкование Корана, пророчество и имамат;
«> стали предметом обстоятельного исследования проблемы онтологии Носира Хусрава;
« аргументированно и обоснованно изложено учение мыслителя о субстанции и акциденциях бытия;
« интерпретируется в новой постановке психофизическая проблема;
» в контексте анализа проблемы бытия характеризуются сущность и назначение человека;
* доказываются преемственная связь и отличие гносеологии Носира
Хусрава и Ибн Сины;
* . освещается содержание категории добра, являющегося стержневым в
этическом учении Носира Хусрава; «> дается сопоставительный анализ этических концепций Абу Бакра Рази и Носира Хусрава;
излагаются нравственные аспекты слова и словесного общения;
дана аргументированная критика, встречающейся в научной литературе фальсификации философии Носира Хусрава:
вводится в научный оборот ряд новых источников, ранее не привлеченных к исследованию философии мыслителя.
Теоретической и методологической основой исследования являлись концептуальные и методологические принципы изучения и оценки историко-философского процесса, разработанные признанными учеными - крупными специалистами по истории философии, которые синтезировали в своих исследованиях диалектический метод разработки научной проблематики со сравнительно-аналитическим подходом ге анализа.
Практическая значимость исследования состоит в том. что оно дает возможность для дальнейшего исследования целостной картины
развития философской мысли на средневековом Востоке, помогает правильной іщтерпретацни религиозно-философской доктрины нсмаилизма, способствует преодолению неадекватных оценок философской концепции Носира Хусрава. Содержание и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в преподавании истории философии, религии и- свободомыслия при чтении курса истории таджикской философии к истории таджикской литературы.
Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены в статьях автора, опубликованных в различных издаваемых в республике журналах. Их перечень приводится в библиографии. Полученные в ходе исследования результаты были доложены на ежегодных научных конференциях, проходивших в ТГУ, на научной конференции "Носири Хусрав-поэт, философ, гуманист" (Курган-Тюбе, 1991), научно-практической конференции "Философия в ' Таджикистане" (Душанбе, 1993). Содержание диссертации нашло отражение в монографин автора под названием "Носири Хусрав: анализ философской концепции", выпущенной в 1994 г. республиканским издательством "Маорнф". Она получила положительную оценку в рецензиях К.Олимова - "Полезное философское исследование" (Нидси ранчбар, 1995. 27 авг.-1 сент.), А.Саъдуллаева - "Человек в изменчивом мире (по поводу исследования Н.Арабзада о Носире Хусраве)" (Садои мардум, 1994, '29 окт.), У.Султонопа -"Значительное достижение" (Илм ва хаёт; 1996, № 1-3, с.37-38). Полное отражение содержание диссертации нашло в другой монографии автора "Исманлнтская философия Носира Хусрава" изданной в 1997 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, перечня источников и литературы.