Введение к работе
Актуальность темы исследования. Актуальность темы связана с тем, что созданная Львом Николаевичем Гумилевым (1912 - 1992) теория этногенеза является одним из наиболее интересных феноменов отечественной науки и философской мысли второй половины XX века. Для философа в ней интересно многое - и культурологические, и социально-философские, и методологические аспекты, однако главную ценность представляет ее философско-историческое содержание.
Несмотря на то, что период острой критики сменился два десятилетия назад широкой популярностью трудов Гумилева, его теория до сих пор остается малоизученной. Ее оппоненты зачастую избегают упоминания Гумилева в своих исследованиях, а большинство работ, ссылающихся на произведения Гумилева, используют его идеи для подкрепления собственных, зачастую не имеющих отношения к Гумилеву положений. При этом теория этногенеза обладает столь высокой социально-философской значимостью, что получила хождение в российских общественно-политических кругах, представители которых используют ее в собственных целях. Все это создает опасность искажения взглядов Гумилева, приписывания ему того, что он на самом деле не говорил.
Также актуальность изучения теории Гумилева связана с растущей популярностью евразийского учения. Не всеми политическими деятелями, говорящими о евразийстве, оно интерпретируется адекватно. Необходимо правильное понимание сути евразийства, которое и дает, в частности, Гумилев. Кроме того, в отличие от основателей учения, работавших в отрыве от Родины, Гумилев дожил до времени, когда о евразийстве стало возможным говорить, оно стало вызывать широкий общественный интерес. Поэтому его творчество можно воспринимать не как далекий прогноз, а как руководство к действию для тех, кто верит в евразийские перспективы России.
Помимо этого, актуальность диссертации связана с тем, что стержневая для русской философии философско-историческая тематика в советское время в значительной мере прервалась. Такие крупные мыслители, как А.Ф. Лосев и М.М. Бахтин не занимались данными проблемами, другие работавшие в СССР философы также мало ими интересовались, а те, кто все-таки вел исследования в этом направлении - делали это в сугубо марксистском ключе. И именно в творчестве Гумилева произошло возрождение дореволюционной философско-исторической традиции во всем ее богатстве и разнообразии. Это также свидетельствует о целесообразности изучения теории Гумилева с историко-философской точки зрения.
Степень изученности проблемы. Теория Гумилева стала объектом внимания научной общественности с момента выхода его первых публикаций по этногенезу. Хронологически, все работы, так или иначе затрагивающие пассионарную теорию этногенеза, могут быть разделены на два основных этапа:
1. Советский период (70е - конец 80х г.г.). Для этого периода характерны критические выпады в адрес Гумилева со стороны официальной советской этнографии и в известной степени - обществознания в целом, при практически полном отсутствии работ, развивающих теорию, и ее объективных исследований. При этом сама теория Гумилева оставалась известна достаточно узкому кругу специалистов. Основным представителем указанной критики являлся академик Ю.В. Бромлей1. Кроме того, в этой же связи можно назвать имена В.И. Козлова , А.И. Першица, В.В. Покшишевского . Помимо собственно критики пассионарной теории этногенеза, эти авторы были создателями альтернативных гумилевскому представлений об этносе. Одним из главных мотивов их критики Гумилева было обвинение в антимарксизме. Аналогичные обвинения в идеологической вредности теории Гумилева высказывали
1 Бромлей Ю.В. К вопросу о сущности этноса // Природа. - 1970. - №2. - С. 51-55; Бромлей Ю.В. Несколько
замечаний о социальных и природных факторах этногенеза // Природа. - 1971. - №2. - С. 83 - 84; Бромлей
Ю.В. По поводу одного «автонекролога» // Знамя. - 1988. - №12. - С. 229 - 232.
2 Козлов В.И. Что же такое этнос? // Природа. - 1971. - №2. - С. 71 - 74; Козлов В.И. О биолого-
географической концепции этнической истории // Вопросы истории. - 1974. - №12. - С. 72 - 85.
философы Б.М. Кедров, И.А. Крывелев и историк И.Р. Григулевич2. Помимо представителей официального обществознания, в этот период против Гумилева выступало определенное крыло советской публицистики, группировавшееся вокруг журналов «Наш современник» и «Молодая гвардия». К нему относились писатель В. А. Чивилихин3 и А.Г. Кузьмин4, обвинявшие Гумилева в антипатриотизме и русофобии. Оба эти направления критики первого периода сошли на нет к началу 90х г.г.
2. Постсоветский период (с конца 80х - начала 90х г.г. до нашего времени). Для этого периода характерно широкое общественное распространение взглядов Гумилева, появление работ, развивающих теорию этногенеза, а также первые попытки ее объективного изучения. К числу последователей Гумилева, появившихся в этот период, можно отнести его учеников - К.П. Иванова5 и В.Ю. Ермолаева6, применивших теорию этногенеза к изучению локальных этнографических проблем, Н.В. Трубникову7 и А.Д. Гомбожапова8, в русле идей Гумилева исследовавших различные исторические явления, Ю.С. Самохина9, который взял эти идеи за основу для программы краеведческого воспитания молодежи. П.С. Ширинкин10 попытался развить географические аспекты теории Гумилева, К.В. Маклаков11 - биологические,
1 Першиц А.И., Покшишевский В.В. Ипостаси этноса // Природа. - 1978. - №12. - С. 106 - 113.
2 Кедров Б.М., Григулевич И.Р., Крывелев И.А. По поводу статьи Ю.М. Бородая «Этнические контакты и
окружающая среда» // Природа. - 1982. - №3. - С. 88 - 91.
3 Чивилихин В. А. Память: Роман-эссе. Для юношества. - Фрунзе: Мектеп, 1986.
4 Кузьмин А.Г. Священные камни памяти // Молодая гвардия. - 1982. - №1. - С. 252 - 266; Кузьмин А.Г.
Пропеллер пассионарности, или Теория приватизации истории // Молодая гвардия. - 1991. - №9. - С. 256 -
277.
5 Иванов К.П. Эколого-географическое исследование сельскохозяйственного населения Нечерноземной зоны
РСФСР: дис. ... канд. геогр. наук. - Л., 1985; Иванов К.П. Проблемы этнической географии. - СПб.: Изд-во С-
Петерб. ун-та, 1998.
6 Ермолаев В.Ю. Этногенез и социальная география городов России: дис. ... канд. геогр. наук. - Л., 1990.
7 Трубникова Н.В. Концепция этносов Л.Н. Гумилева и опыт ее интерпретации: На материале
североамериканского этногенеза: дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1998.
8 Гомбожапов А.Д. Кочевые цивилизации Центральной Азии в трудах Л.Н. Гумилева: дис. ... канд. ист. наук. -
Улан-Удэ, 2008.
9 Самохин Ю.С. Краеведческий подход в туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного
образования: дис. ... канд. пед. наук. -М., 1999.
10 Ширинкин П.С. Географическое исследование этнических систем и этносоциальных процессов в биосфере
планеты: дис. ... канд. геогр. наук. -Пермь, 2000.
11 Маклаков К.В. Теория этногенеза с точки зрения биолога // Урал. - 1996. - №10. - С. 164 - 178.
Р.Х. Бариев на основе работ Гумилева разработал оригинальную концепцию этноноосферы. Для критики данного периода наиболее традиционны обвинения Гумилева в национализме и ксенофобии. С подобными выпадами выступали такие авторы, как Л.С. Клейн и А.Л. Янов . Самый скромный сегмент работ о Гумилеве за постсоветский период составляют попытки объективной оценки его творчества. Достаточно обстоятельные исследования на эту тему представлены на сегодня четырьмя кандидатскими диссертациями. Это работы Л.П. Ахраменко4, М.А. Игошевой5, Н.Г. Лагойды6 и Е.Н. Ищенко7.
Таким образом, в целом, к настоящему моменту имеется достаточно обширная подборка посвященных теории Гумилева работ, однако только малая их часть содержит ее непредвзятый анализ. Объективное изучение теории Гумилева только начинается, в связи с чем представляется нужным и своевременным предпринятое исследование. Подробный разбор наиболее интересных и содержательных публикаций, посвященных теории этногенеза, производится в третьей главе диссертации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является разработанная Гумилевым пассионарная теория этногенеза, сформулированная в монографиях «Этногенез и биосфера Земли», «География этноса в исторический период» и ряде журнальных публикаций. Предметом исследования выступает содержащаяся в теории этногенеза философия истории Гумилева.
Цель исследования. Целью диссертационной работы является всесторонний анализ философско-исторического содержания теории Гумилева,
1 Бариев Р.Х. Волжские булгары: история и культура. - СПб.: Агат, 2005.
2 Клейн Л.С. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л.Н. Гумилева // Нева. - 1992. - №4. - С.
228 - 246.
3 Янов А.Л. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль. - 1992. - №17. - С. 104 - 116.
4 Ахраменко Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н. Гумилева: философско-методологический аспект: дис.
... канд. филос. наук. -М, 1994.
5 Игошева М.А. Культурологический статус концепции этногенеза Л.Н. Гумилева: дис. ... канд. филос. наук. -
Ростов-на-Дону, 1998.
6 Лагойда Н.Г. Социально-философские аспекты концепции этногенеза Л.Н. Гумилева: дис. ... канд. филос.
наук. - Улан-Удэ, 1998.
а также ее отражения и развития в отечественной науке.
Задачи исследования. Задачами диссертационного исследования являются:
Определить круг идейных предшественников Гумилева, выяснить, кто из философов и ученых оказал влияние на формирование его философско-исторических воззрений.
Решить вопрос о соотношении идей Гумилева и евразийства.
Определить место теории Гумилева среди существующих философско-исторических концепций.
Выявить сильные и слабые стороны теории Гумилева, показать, в чем состоят ее реальные научные достижения.
Выяснить, нуждается ли теория Гумилева в дальнейшем развитии, и установить, в чем это развитие может заключаться.
6. Изучить работы, посвященные теории Гумилева, выяснить степень
объективности ее критики, диапазон существующих попыток развития теории
этногенеза, а также содержательность посвященных ей исследовательских
работ.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются три основные группы работ. Во-первых, это труды классиков отечественной философии - И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, М.А. Бакунина, А.И. Герцена, К.Д. Кавелина, Н.Г. Чернышевского, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина. Во-вторых, это работы крупнейших представителей мировой философии - Дж. Вико, Р.Дж. Коллингвуда, Г. Гегеля, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантингтона, К. Ясперса. В-третьих, это работы ряда авторов существующих в этнографической науке концепций - Ю.В. Бромлея, В.А. Тишкова, СМ. Широкогорова. Основной методологией исследования является
7 Ищенко Е.Н. Развитие евразийской традиции в трудах Л.Н. Гумилева и современном евразийстве: дис. ...
междисциплинарный подход и историко-компаративистский метод. Потребность в междисциплинарном подходе связана с тем, что пассионарная теория этногенеза разработана Гумилевым на стыке нескольких наук - истории, этнологии, географии, биологии, физики, философии - и требует соответствующих методов изучения. Использование историко-компаративистского метода связано с необходимостью выявления идейных источников теории Гумилева, что требует ее сравнения с рядом концепций, относящихся к истории отечественной и западной философской мысли.
Научная новизна работы. В диссертации проведено исследование по нескольким основным направлениям и получены следующие принципиально новые результаты:
1. Обозначены идейные источники философии истории Гумилева.
Предложено решение дискуссионного вопроса о принадлежности Гумилева к евразийству.
Дана характеристика места теории Гумилева среди существующих разновидностей философско-исторических концепций.
Выявлены конструктивные и спорные моменты в теории Гумилева. Вычленена теоретико-методологическая основа его теории, выделены те ее элементы, которые могут рассматриваться в качестве неоспоримого вклада Гумилева в науку. Проведен анализ теории Гумилева с точки зрения ее логико-методологической последовательности, что позволило выявить в философско-исторических построениях Гумилева некоторые неорганичные положения.
Исследованы, систематизированы и обобщены взгляды учеников и последователей Гумилева, выявлены основные тенденции в дальнейшей разработке его теории, дана характеристика общественно-философского потенциала теории Гумилева.
Положения, выносимые на защиту.
1. Философия истории Гумилева имеет идейных предшественников,
канд. ист. наук. - Иркутск, 2004.
представленных четырьмя направлениями. Это а) русская философия истории, точнее - философско-историческая традиция, к которой относятся славянофильство, Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев; Ь) западная философия истории, точнее - О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби; с) ученые-естествоиспытатели, труды которых имеют философское значение - А.Л. Чижевский и В.И. Вернадский; d) естествознание 50х - 80х г.г. XX века.
2. Теория Гумилева является вторым этапом развития евразийства, а
самого Льва Николаевича следует считать младшим евразийцем.
3. Теория Гумилева является циклической концепцией философии
истории.
4. При классификации философско-исторических концепций на
всемирно-исторические и цивилизационные теорию Гумилева следует отнести к
цивилизационным концепциям.
Научно продуктивными являются следующие элементы теории Гумилева: комплиментарность и ее подсознательный характер, этнический стереотип поведения, классификация единиц этнической иерархии, представление об этногенезе как не только социальном, но и природном процессе.
Энергетическая трактовка пассионарности является недостаточно проработанным элементом теории Гумилева, однако, это не подрывает ее фундамента, научность которого несомненна. Основные достижения теории этногенеза, составляющие данный фундамент - это представления об этносе как части биосферы Земли, этногенезе как природном процессе и пассионарном толчке как явлении природно-космического происхождения.
В теории Гумилева присутствует чужеродное по существу и по методологии учение об антисистемах, которое должно быть от нее отделено.
8. В теории Гумилева присутствует скрытый общественно-философский
потенциал, к которому относятся этические традиции этносов, религии,
этническое (национальное) государство, а также этнические доминанты,
которые следует разделить на две разновидности.
9. Перспективы дальнейшего развития идей Гумилева зависят в естественных науках - от способности подтвердить существование основных элементов теории этногенеза (пассионарность, комплиментарность, этническое поле), а в общественных науках - от того, к какой модели исторического процесса будет склоняться научное сообщество.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы:
При проведении исследований по истории русской философии.
При дальнейшем научном и философском изучении теории Гумилева.
3. При преподавании курсов истории философии, социальной и
политической философии.
При исследовании общих и частных этнологических, исторических и политологических проблем.
При разработке государственной политики в области межэтнических взаимоотношений.
При решении теоретических проблем национальной идентичности и современного развития России.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в пяти научных публикациях. В 2000 г. автор выступил по теме исследования на международной научной конференции «Философия и общество восточнославянских народов: история и современность» в Институте философии РАН в Москве. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории русской философии философского факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова и по итогам обсуждения рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, заключения, одного приложения и библиографического списка использованной литературы.