Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трагедия Е.И. Замятина "Атилла" в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева Панов Александр Юрьевич

Трагедия Е.И. Замятина
<
Трагедия Е.И. Замятина Трагедия Е.И. Замятина Трагедия Е.И. Замятина Трагедия Е.И. Замятина Трагедия Е.И. Замятина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Панов Александр Юрьевич. Трагедия Е.И. Замятина "Атилла" в ракурсе теории этногенеза Л.Н. Гумилева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Панов Александр Юрьевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1099

Содержание к диссертации

стр.

Введение 3

Глава 1. Философские предпосылки историософской концепции Е.И. Замятина в трагедии «Атилла» и теория этногенеза Л.Н. Гумилева 1Л. Основные аспекты борьбы энергии и энтропии Е.И. Замятина в контексте

учения об этногенезе Л.Н. Гумилева 12

І.2. Антиномия необходимости и свободы в трагедии «Атилла» В.И. Замяти
на и в учении об этногенезе Л.Н. Гумилева 36

Глава 2. Художественная система трагедии Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе учения Л.Н. Гумилева об антисистемах

  1. Эволюция онтологического мировоззрения Е.И. Замятина и теория антисистем Л.Н. І Гумилева 67

  2. Художественная архитектоника трагедии Е.И. Замятина «Атилла» сквозь

призму учения Л.Н. Гумилева о жизнеотршдающих системах 114

Глава 3. Историософия Е.И. Замятина (трагедия «Атилла»): евразийство и теория этногенеза Л.Н. Гумилева

  1. Идейно-художественная структура трагедии Е.И. Замятина «Атилла» в ракурсе основных положений евразийства 140

  2. Историософские воззрения Е.И. Замятина и основоположников евразийства п свете теории этногенеза Л.Н. Гумилева 164

Заключение 175

Примечания 182

Список использованной литературы 196

Введение к работе

Русский прозаик, теоретик литературы, литературный критик и литературно-общественный деятель Евгений Иванович Замятин (1884 - 1937) принадлежит, бесспорно, к числу выдающихся художников XX века. Личность Замятина-художника прігвлекает всесторонностью его интересов в области литературы и энциклопедическими познаниями в общественных и естественных науках. В творчестве Замятина выразились приверженность писателя русским классическим литературным традициям, чуткое восприятие новых идей в отечественной и западной философии, стремление к воплощению в художественных произведениях некоторых значительных естественнонаучных открытий, склонность к теоретическим обобщениям. Именно такой уникальностью и оригинальностью творчества Замятина объясняется огромный интерес к нему как в отечественном, так и зарубежном литературоведении.

Изучению разных аспектов творческого наследия Замятина посвящены многочисленные исследования. Но несмотря на значительное количество работ о нем. некоторые фундаментальные проблемы его творчества остаются мало разработанными или и вовсе не обозначенными. Среди них — вопрос о творческой эволюции писателя в контексте естественнонаучных достижений, связанных прежде всего с именами Р. Майера и В.И. Вернадского. Без учета научных открытий этих ученых невозможно продуктивное осмысление мировоззрения Замятина-художника и его литературно-теоретических, исторических и философских взглядов.

В связи с таким подходом к творческому наследию писателя особый интерес представляет современная теория этногенеза — научная концепция выдающегося этнолога, историка, географа, поэта и переводчика Льва Николаевича Гумилева (1912 — 1992): некоторые вопросы, волновавшие Замятина на всем протяжении его творческого пути, и научные открытия, заметно влиявшие на их художественные решения в его произведениях, оказались осно- вой теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Несмотря на высокую степень изученности творческого наследия Замятина, по-прежнему остается мало исследованной его трагедия «Атилла» (1924 - 1928). воплотившая историософские искания художника, связанные прежде всего с фундаментальными вопросами этнологии.

В международных научных кругах Л.Н. Гумилев известен прежде всего как автор оригинальной теории этногенеза: возникновения, развития и исчезновения природных явлений - этносов (народностей, народов, нации) - на фоне географических изменений. Теоретическое обобщение Л.Н. Гумилевым грандиозного исторического материала нашло отражение в его трактате «Этногенез и биосфера Земли» (1989), в котором осуществлен переход от традиционной описательной этнографии к новой науке — этнологии, изучающей взаимодействие природных и социальных закономерностей в истории человечества. Актуальность проблематики, разрабатываемой автором в трактате, неожиданные и неопровержимые ответы на фундаментальные вопросы, поставленные всем ходом развития исторпко-общественной и философской мысли XX века, новая методика, синтезирующая гуманитарные и естественные науки, - вот причины огромного общественного резонанса, вызванного выходом в свет книги «Этногенез и биосфера Земли», сразу ставшей крупным явлением культурной жизни страны.

Заключительный этап деятельности Л.Н. Гумилева хронологически совпал с активным «возвращением» в историю русской литературы многих классиков первых десятилетий XX века, в том числе Е.И. Замятина.

Однако возможность сопоставления Е.И. Замятина и Л.Н. Гумилева, представителей разных исторических эпох и творческих сфер, не ограничивается вышеуказанными временными рамками функционирования их трудов в русском обществе. Замятин и Гумилев, благодаря близости их типов теоретического мышления, независимо один от другого, обогатили процесс позна- ния этнического аспекта человеческого оытия идеями и открытиями, сохраняющими свое первостепенное значение. Поэтому актуальность диссертационного исследования, имеющего междисциплинарный характер, определяется активно формирующимся в современной науке о литературе перспективным направлением, которое связано с разработкой проблемы функциональной роли этнического аспекта в историко-литературных процессах, в создании художественных ценностей. Данное направление в современном литературоведении, сформулированное в Постановлении Президиума РАН «Об утверждении основных направлений фундаментальных исследований» от 1 июля 2003 года, № 233, п.п. 8.5. «Этногенез, этнокультурный облик народов, современные этнические процессы» и 8.7. «Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении», остается чрезвычайно востребованным и сегодня.

Материалом диссертационного исследования является творческое наследие Замятина и научное наследие Гумилева.

Объектом исследования стали идейно-художественная структура пьесы Замятина «Атилла» и гумилевская теория этногенеза.

Предмет изучения - историософская парадигма трагедии Замятина в ракурсе учения об этногенезе Гумилева.

Цель исследования заключается в осмыслении пьесы «Атилла» в соотнесении ее с теорией этногенеза Гумилева, анализе замятинской художественной стратегии и жанровой природы произведения.

Целью диссертационного исследования обусловлены его задачи: исследовать концептуальные аспекты историософской концепции Замятина и учения об этногенезе Гумилева; выявить смысл и особенности художественного воплощения историко-философских открытий Замятина в пьесе «Атилла»; проанализировать пьесу Замятина «Атилла» в ракурсе художественно-теоретических исканий самого писателя и учения об этногенезе Гумилева; рассмотреть антиномию необходимости и свободы в контексте пьесы Замятина «Атилла» и теории этногенеза Гумилева; - изучить уникальную художественную природу трагедии Замятина «Атилла» в свете концепции евразийства, ставшей методологической осно вой гумилевского учения об этногенезе; - сформулировать особенности художественного мышления Замятина и пути его драматургического воплощения на страницах трагедии «Атилла» в ракурсе учения Гумилева об антисистемах.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования выстраивалась прежде всего на фундаменте междисциплинарного подхода, литературоведческого анализа и естественнонаучной, гуманитарной теории этногенеза Гумилева.

На страницах диссертации нашли воплощение научно-теоретические идеи А. Камю, X. Ортеги-и-Гассета. В.Э. Мейерхольда, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова метафизического бунта, дегуманизации искусства и связанной с ней деформацией художественного изображения; концепция трагического гротеска, семантического многообразия театральной маски; доминирования эмоционального момента в архитектонике художественного произведения; дифференциации прозаического и стихового ритма, семантической многопланности художественного слова и основных этапах жанровой эволюции. Эти идеи способствовали многоуровневому анализу трагедии Замятина «Атилла» и созданию научного историко-литературного и религиозно-философского контекста замятинской пьесы.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования формировалась и с учетом научных концепций, отраженных в трудах отечественных и зарубежных замятиноведов, представителей разных лнтерачуро- ведчееких школ: АЛО. Галушкина, Л. Геллера, Р. Гольдта, Т.Т. Давыдовой, В.А. Келдыша, О.Н. Михайлова. Л.В. Поляковой и других.

Учтен опыт кафедры истории русской литературы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина п изучении замятинской проблематики художественного творчества.

В основу методологической базы исследования пололсен комплексный историко-литературный принцип анализа, опирающийся на синтез историко-функционального, междисциплинарного, сравнительно-типологического. структурно-поэтического, системного и культурологического методов и подходов.

Положения, выносимые на зашиту:

Основные аспекты историософской концепции Замятина, открыто сформулированные в его публицистических работах, обнаруживают сходство с концептуальными положениями теории этногенеза Гумилева. В процессе разработки концепции функционального сближения историософских и теоретических воззрений ЕЛІ. Замятина и JI.H. Гумилева следует исходить из близких для художника и ученого предпосылок системного подхода к историческим процессам; понимания процессов борьбы энергии и энтропии; утверждения факта бытия людей без инстинкта самосохранения.

Художественные открытия и гипотезы Замятина получили воплощение в пьесе «Атилла», обобщившей историко-философские искания писателя и продолжившей предшествующие открытия замятинской прозы.

Анализ трагедии Замятина «Атилла» в ракурсе художественных открытий самого писателя и теории этногенеза Гумилева способствует обнаружению уникальности идейно-художественной структуры пьесы и ее сходства с некоторыми концептуальными аспектами этнологии. Гумилсізское определение понятия этноса как коллектива людей с оригинальным стереотипом поведения, объединенных чувством бессознательной симпатии к «своим» и противопоставляющим себя прочим, «чужим» этносам, нашло отражение в сюжетной организации трагедии Замятина и в доминирующей роли конфликта «римляне - гунны», разделяющего героев пьесы на два противоборствующих лагеря. Тезис Гумилева об этносе как динами ческой системе, проходящей через ряд исторических возрастов - от момента его возникновения до исчезновения, воплотился на страницах замятинской пьесы в монологе Максимина, где проводится сравнение между Римом и дряхлеющим стариком, а гуннский суперэтнос обозначается человеком в расцвете сил. Пассионарии, инициирующие, по Гумилеву, создание новых этносистем, и стремящиеся к изменению окружающего мира даже ценой собственной жизни, почти тождественны психологическим портретам героев трагедии Замятина: Атиллы, Нльдегонды, Аэция, Гоура, Керки, Едекона, Ислы и Оногоста.

Замятин и Гумилев, независимо один от другого, выдвинули сходную философскую концепцию единства необходимости подчинения человека закономерностям этногенеза, неподвластным изменению со стороны деятельности человека, и свободы выбора каждого индивида, не зависящей от внешних факторов. С опорой на воззрения Гумилева значительно проясняется и художественная стратегия замятинской трагедии «Атилла», раскрывается ее этапное значение в художественно-философских исканиях Замятина. Кроме того, рассмотрение трагедии Замятина через призму понимания необходимости и свободы ученым-этнологом способствует более глубокому постижению всего сложного и противоречивого контекста творчества Замятина, формированию нового для современной науки взгляда на героев пьесы «Атилла», их характеры и поступки.

Сравнительно-типологический анализ художественно-теоретических взглядов Замятина в свете учения об этногенезе Гумилева предполагает и необходимость сопоставления замятинского мировоззрения с основными аспектами евразийства - одного из крупнейших направлений русской историо- софскои мысли. Именно в ракурсе евразийской концепции наиболее ярко освещается уникальная художественная природа трагедии Замятина «Атилла», поднимающая те же эпохальные и одновременно извечные проблемы, что предстают в исторических и философских трудах евразийцев. Через призму евразийской мысли яснее осознаётся и духовное сходство историософии Замятина с теорией этногенеза Гумилева, в свою очередь опиравшегося в процессе создания своего учения и на историко-методологический фундамент евразийства.

6. Мироощущение Замятина, пути художественного воплощения которого прослеживаются в особенностях поэтической системы замятинской трагедии «Атилла», определяется в контексте учения Гумилева об антисистемах, составляющего неотъемлемую часть его теории этногенеза. Онтологическая проблематика замятинской пьесы, в которой доминируют антитезы бытия и небытия, созидания и разрушения, жизни и смерти, соотносится с гумилев-ским понятием биполярности, обозначающим присутствие в мироздании полюса творческой полноты бытия и полюса небытия, стремящегося к аннигиляции окружающего мира. Отношение Замятина к объективному материальному миру, выраженное в идейно-художественной структуре трагедии «Атилла» и проанализированное сквозь призму учения Гумилева об антисистемных целостностях, отличается преобладанием позитивного мировосприятия над негативным мироощущением в творческой эволюции писателя.

7. Замятин и Гумилев, каждый по-своему, обогатили процесс познания этнического аспекта человеческого бытия идеями и открытиями, опирающимися на обобщения эмпирического характера.

Научная новизна исследования состоит в применении новой методики литературоведческого анализа, синтезирующего гуманитарные и естественнонаучные знания. Впервые осуществлен подход к трагедии Замятина «Атилла» через естественнонаучную теорию этногенеза Гумилева, ставшую на страницах диссертационного исследования одним из инструментов осмысления художественного произведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его положений и выводов в процессе формирования современного научного направления - «этнолитературоведения»; в разработке общефилософском компоненты истории русской литературы XX века; в использовании учения Гумилева об этногенезе в качестве метода литературоведческого анализа.

Практическое значение работы связано с перспективой использования ее результатов и отдельных наблюдений в обновлении библиографических списков по творчеству Замятина, в практике преподавания истории русской литературы XX века в вузе и школе.

Результаты исследования апробированы в 25 публикациях. В соответствии с «Перечнем ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени докгора и кандидата наук» опубликована 1 работа.

Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах на конференциях разных уровней: Пятых международных Замятин-ских чтениях (Тамбов, 2004), Международной студенческой конференции «Славяне в Европе: история и современность» (Польша. Краков, 20041. Международной научной конференции «Ментальность этнических культур» (Санкт-Петербург, 2005), Всероссийской научной конференции «Славянорусские духовные традиции в культурном сознании народов России» (Тюмень, 2005, 2006), Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2006), Региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бнйск, 2006), Междуна- родной научной конференции «Национальный и региональный «Космо-Пепхо-Логос» в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин)» (Елец, 2006), Международном научном Интернет-семинаре «Теория синтетизма Е.И. Замятина и художественная практика писателя: эстетический ресурс русской литературы XX-XXI веков» (Тамбов, 2006). Международном симпозігуме «Русская словесность в поисках национальной идеи» (Волгоград, 2007), второй международной научной конференции «Изменяющаяся Россия - изменяющаяся литература: художественный опыт XX - начала XXI веков» (Саратов, 2007), ежегодных Державинскігх чтениях (11 У им. Г.Р. Державина, 2003 - 2009); в работах, представленных на Всероссийских студенческих с международным участием конкурсе научных студенческих работ «Литература русского зарубежья» (2002, 2004) и внугривузовских конкурсах научных студенческих работ (2004. 2005, 2006).

Сгрукіл ра диссертации включает Введение, три главы, объединяющие 6 параграфов. Заключение. Приложен список использованной литературы, состоящий из 84 наименований.