Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля Садыкова Насиба Нуруллаевна

Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля
<
Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садыкова Насиба Нуруллаевна. Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.03 / Садыкова Насиба Нуруллаевна; [Место защиты: Ин-т философии им. А.М. Богоутдинова АН РТ].- Душанбе, 2007.- 300 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-9/30

Введение к работе

з

Актуальность темы. В аспекте общественно-политическом обзор литературы по теме показывает, что во всем мире возрождается интерес к классическому наследию, в котором огромное место отводится человеку, как в религиозной, так и в философской интерпретации его бытия, к формированию чувства веротерпимости, совместного созидания и установления мира, взаимного доверия между разными народами.

В персоязычной культуре Индии, в которой скрещивались индуистские и мусульманские духовные ценности, особое место занимает Абдулкодир Бедиль, мыслитель XVII-XVIII вв., оставивший неизгладимый след в истории литературной и философской мысли народов региона, в особенности таджикского народа.

Актуальность исследования философии Бедиля обусловлена необходимостью творческого освоения достижений философской, религиозной, этической, эстетической мысли цивилизации Великих Моголов в Индии. На примере Бедиля можно будет нагляднее представить взаимодействие индуистской и исламской, индийской и ирано-язычной духовных традиций. Они воздействовали на формирование чувства веротерпимости, совместное созидание и установление мира, установление доверия между разными конфессиями и социальными группами.

Философию Бедиля можно охарактеризовать как высший синтез древнеиранских религиозно-философских течений, античной, мусульманской и индийской философии. Отличительной чертой его философии является универсализлї, а диалектика его предстает перед нами как энергийно-эманативная, зрительно-световая и эротическая.

Исследование философии Бедиля представляется весьма актуальным и злободневным, поскольку она органически связана с общечеловеческими ценностями, созданными общностью судеб многих народов мира, которые ныне в трудных, порою трагических условиях, строят свою историческую перспективу. Однако последнее невозможно осуществить без творческого освоения мирового и собственного гуманистического наследия.

Бедиль хорошо знал Веды и поэтому идеи индийской философии им синтезированы с суфизмом и исламской философией. Он сам был очевидцем или участником многих ритуалов и традиций различных сект и направлений своего времени. Поэтому все это нашло отражение в произведениях Бедиля, придав им глубокий философский смысл, углубив мир его образов и идей.

Бедиль воспевал могущество человеческого разума, мощь науки, проповедовал идеи прогресса, для достижения которого считал необходимым развитие естественных наук и философии. Он, воспевая человека, вместе с тем, искал пути его совершенствования.

В конце XX и начале XXI вв. в европейских обществах возник; проблемы, которые, с точки зрения психологии, эстетики, нравственности этики интимных отношений, получили разные интерпретации вплоть д полной свободы любви и извращения сексуальных связей. Изучение произведений Бедиля показывает, что он эти проблемы рассматривал в рамках философии суфизма и гармонию отношений между полами освещал через призму осознания высоких эстетических и этических норм.

В аспекте религиоведения и теологии исследование философского наследия Бедиля необходимо в связи с формированием чувства веротерпимости. Сегодня, когда возникла угроза религиозных войн, взгляды Бедиля о толерантности весьма актуальны и особо востребованы.

В кулътуролого-прашическом аспекте эта тема актуальна тем, что Мирзо Абдулкодир Бедиль относится к числу тех титанов культуры, с именем которых связано развитие целого направления общественно-философской мысли. Его философия пронизывает не только таджикскую философию, но и культуру всего Востока. Бедиль своим творчеством оказал столь мощное влияние на синтез мусульманской и индийской интеллектуальной культуры, что она пустила глубокие корни в философии и в литературе мусульманских народов Центральной Азии, в особенности таджикского, узбекского, индийского, пакистанского и афганского народов. Бедиль является представителем той культуры, которой присуща универсальность, многоликость и многогранность. Его философия и творчество в целом характеризуется синтезом различных культур.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что актуальность данного диссертационного исследования заключается в следующем:

- философское творчество Бедиля приобретает значение особенно в
период глобализации современного мира. Изучение этого наследия ныне
имеет особую актуальность в плане взаимодействия, взаимовлияния,
взаимообогащения и синтеза различных культур и, прежде всего
индуистской и мусульманской;

- в определении сути концепции Бедиля о роли и месте человека в мире,
его онтологической, эстетической, этической оригинальности и не
повторимости, как завершающей цепи процесса эманации в обще
планетарном и в общекосмическом масштабах. Человеку, потерявшему в
современном мире свое назначение как творца культуры, необходимо
возвратить культ созидания. Одним из таких важных духовных источников,
может служить творчество Бедиля;

- согласно Бедилю, установление мира есть важнейшее условие
формирования Совершенного Человека, поэтому данная идея и концепция
имеет непреходящее значение. Хотя философия Бедиля основана на
"мусульманской концепции", она обладает реформаторским духом, что
имеет огромное значение дія всего человеческого сообщества в целом.

Бедиль попытался реформировать ислам путем синтеза мусульманской и индийской философии, где центральной фигурой выступает человек -со\ частник Бога в процессе созидания и преобразования мира;

- учение Бедиля о познании является важным элементом в фор
мировании и развитии личности;

- актуальность темы состоит еще в том, что творчество Бедиля оказало
огромное влияние на развитие персоязычной философской мысли. Возникло
даже направление бедилизма. В этом смысле изучение философского
наследия Бедиля способствовало бы разрешению проблем его влияния и
лучшего понимания таджикской литературы в постбедилевский период

Идеи Бедиля по проблемам этики, эстетики, возвышению роли и возвеличиванию им роли разума, взаимоуважения, миролюбия, сотрудничества, религиозной терпимости и т.д. являются злободневными в нынешних условиях. Особенно сегодня, когда Республика Таджикистан вступила на путь строительства независимого демократического государства, расширяет и укрепляет свои связи с зарубежными странами, в том числе и с Индией, где жил и творил Бедиль. Ценные идеи мыслителя могут быть использованы в поднятии уровня самосознания нашего народа, в формировании чувства гордости за то, что мы являемся наследниками этой литературно-философской ценности.

Эта ценность ныне может и должна быть включена в живую ткань современной культуры, и она достойна того, чтобы быть освоенным нынешним и будущим поколениями.

Степень разработанности проблемы. Изучение наследия Мирзо Абдулкодира Бедиля в информативном плане было начато его современниками. Первые сведения о нем можно встретить в «Мир' от-ул-хаёл» («Зерцало воображения») Шерхона Луди, «Сафинаи Бехабар» - Мир Азаматулло Бехабара. Другое тазкире, в котором упомянуто о Бедиле - это тазкире Гуломали Озода Балгирами «Сарви Озод».

Особенно обстоятельно изложены некоторыми тазкире современников самого Бедиля, а также последующими хронологиями, где упомянуты или его труды, или суть его мировоззрения, что указывают на то, что Бедиль еще при жизни привлекал внимание интеллектуалов, уже тогда оценивших его, как значимого мыслителя и поэта, отзывавших о нем как о человеке с «широкой душой» и «ангельским характером», как о человеке, который искал «четкость и красоту поэтической мысли». Согласно им мыслитель находит наслаждение в поисках Истины. Его творчество уподобляется «безбрежному морю». Здесь же отмечается, что в «Мир"от-ул-хаёл» есть заметки о семье Бедиля, и что в тазкире Афзала Сархушша (1640-1714) он показан, как высоко принципиальный мыслитель, непримиримый к таким поэтам, содержание стихов которых не отвечает высокому назначению поэзии.

В произведении индийского автора «Антология Хушгу» (или «Сафинат уш-шуаро») Биндрабана Дала, творившего под псевдонимом Хушгу (род. 1667-68 гг.). которому посчастливилось быть собеседником Бедиля, даі самые разные стороны жизни Бедиля, рассказывается об отношении к нем правителей Индии, говорится о наличии у него идейных врагов, о характеризуется как крупный ученый своего времени, знакомки богословием, математикой, физикой, естествознанием, медициной, исто рией, музыкой. Обладая прекрасной памятью, Бедиль знал наизуст Махабхарату. Очень ценным является сообщение автора антологии < автографе Бедиля, оставленном им на книге его собрания сочинена «Куллиёт».

Творчество и личность Бедиля давно находились в центре вниман литераторов и ученых Центральной Азии, Индии и Афганистана, а сегодня Ирана. Для изучения и интерпретации наследия Бедиля образовалис специальные школы «Бедилхони» и «Бедилшиноси» («чтение Бедиля» «изучение Бедиля») в Афганистане и Средней.. Азии, прежде всего литературных кругах Бухары, Самарканда, Ходжента, Истаравшана, Кабула Герата, Балха и других центрах культуры.

Что касается философского исследования трудов Бедиля в советской отечественной историко-философской науке, то до сих пор они не стал предметом специального изучения, за исключением небольшой монографи философа, академика И.Муминова, некоторых статей Е.Э. Бертельса і К.Олимова, а так же краткого анализа мировоззрения Бедиля академико А.М. Богоутдиновым. Его философская антропология была предметол исследования автора этих строк.

Исследованию творчества Бедиля посвящена книга Наби Хади «Мирз Бедиль»1, в котором наряду с характеристикой биографии и творчеств прокомментированы на языке урду некоторые газели, а так же суфийски термины. Хорошим вкладом в изучение жизни и творчества Бедиля являете монография о Бедиле доктора Абдулгани. переведенная Мир Мухаммадо!^ Осаф Ансори, вышедшая в 1351 году (1972 г.) в Кабуле.2 Эта книга состой из восьми глав, в которых говорится о жизни и творчестве Бедиля проанализированы все жанры его поэзии и прозы.

Исследованию жизни и творчества Бедиля уделялось много вниман афганскими исследователями. В сборнике статей о Бедиле, опубликованнол в Афганистане, собраны ценные мысли исследователей его творчества.3

Важным и ценным вкладом в изучении творчества поэта является книг известного афганского исследователя Салохидднна Садджуки «Накді Бедиль» («Критика Бедиля»). Книга разделена на темы, где кратк

1 Наби Хади Мирта Ьсяііль. Салимюниифсати. - Ашгарх (Хннд) - 1972

1 Доктор Aftjva Гани Мирза АбдулхаднрБедіпи Тарджума Мир Мухамма-ГОсаф Ансари.'- Кабул- П51 х

3 Си макола - k'tv-V-i. J 365.

рокомментнрованы идеи Бедиля о бытии, о познании, об этике и оциальных вопросах. Салджуки, как тонкий знаток поэзии и суфизма, дает целом верные комментарии стихотворениям Бедиля. Однако его сследование носит отрывочный характер, он комментирует идеи Бедиля реимущественно по тем ключевым понятиям, которые в творчестве шелителя занимают особое место. Поэтому последовательного целостного нализа произведений Бедиля в данном труде С. Салджуки мы не находим.'

Издание полного собрания сочинений Бедиля «Куллиёт» в четырех омах в Кабуле под руководством известного поэта и ученого Халилуллоха алили было большой заслугой афганских ученых.2

В последние годы проявили интерес к поэзии Бедиля и в Иране, где он аньше не пользовался популярностью. На основе Кабульского издания, с екоторыми уточнениями, в Тегеране изданы сочинения Бедиля «Куллиёт» в рех томах, с обширным предисловием Парвиза Аббоса Докони.3

Краткую характеристик)1 Бедиля как поэта находим в книге иранского штературоведа Ризозоде Шафак, который одним из первых обратил нимание иранцев на наследие поэта. Индийский литературовед Шиблии у'мони характеризуя творчество персоязычных поэтов Индии отмечает, гго особый стиль и содержание поэзии этих поэтов формировались под лиянием местных нравов, воззрений и природы Индии.5

Книга иранского ученого Мухаммад Ризо Шафеи Кадкани «Шоири

инахо» («Поэт зеркал»)6 посвящена исследованию индийского стиля и

оэзии Бедиля. Это заметный вклад в исследовании наследия Бедиля,

читывая то, что в Иране до недавнего времени Бедиль не был особо

востребован. Книга посвящена исследованию биографии Бедиля, его стилю,

смыслению его творчества. Здесь же можно отметить и книгу Хасана

Хасине - иранского ученого - «Бедиль, Сипехри ва сабки хинди» («Бедиль,

Сипехри и индийский стиль»),' в которой автор пытается осмыслить

труднодоступные идеи Бедиля.

Убайди Софии собрал газели Бедиля и написал вступительное слово, в котором изложил автобиографию мыслителя. В книге приведена статья Абдулазиза Поиз и Латифа Пидром. Статья Латифа Пидром может заинтересовать исследователей содержания и жанров творчества Бедиля.

Очень важным исследованием в изучении философии Мирзо Бедиля является книга афганского ученого Сайд Нурулхака Ковиша "Принципы

' Оалохиддин Салджуки Накди Бедиль -Кобул-1343

2Мирао Абдулкодири Бедиль Куллиёт - Кобул Чилди аввад 13-1|. чилди дуввум ва саввум - 1342

' Куллиети Мавлоно Абулмаъонп Абдулкодири Бедильп Дехлавн Чилди [-3 - Гехрон,1376.

4 Шафак Р Таї.рихи адабнети Эром - Техрон . 1321 г.х. - С 375

" См Мирхіев А Саиидо Нас.іфи м его место в истории таджикской литературе Сталпнабад Т^едагиктсиздат,

1957 - С ЗХ

6Доктор Мухаммад Ри?о Шафеи Кадкани Шоири оинако - Тсчрон 1176

Хусаіін Хусеини Редилк Оігісчрп ва сабки хинди -Техрон, 1376 4 I \чидаи Га^алиегн Бедил». Под рел УбаГщи Софии -Душанбе 20U5

аскетов в зеркале дивана Бедиля"1. Автор книги пытается дат характеристику онтологии и гносеологии Бедиля, указывает на источники дает сравнительный анализ идей мыслителя с греческой философией.

Творчество и жизнь Бедиля привлекло внимание и европейских учены. Герман Этье упоминает о Бедиле в «Компендиуме по иранской фи лологии».2

Эдуард Браун в своем труде «История литературы Ирана» упоминает Бедиле, как о поэте - философе.3

Необходимо упомянуть итальянского ученого Александре Баузани который посвятил труды определению «индийского стиля». В частности, о считает, что Бедиль оказал огромное влияние на персидскую поэзию, статье «Бедиль и Галиб» автор обращает особое внимание на этот феномен Статьи Баузани, переведенные на фарси и включенные в сборни «Бедилыниноси», представляют собой большой интерес для изучени творчества Бедиля. Ценными являются его размышления о гносеоло гических аспектах учений Бедиля. В исследовании «реализма» Бедиля профессором Баузани не замечены социальные аспекты лирики поэта. Вместе с тем весьма значимыми являются суждения Баузани относительно того, что из всех классиков персидской литературы именно Бедиль стоит гораздо ближе к мировоззрению Европы.4

В бывшем Советском Союзе изданы ряд статьей, посвященные отдельным сторонам творчества Бедиля, его поэтическому стилю.

В бывшем Советском Союзе философские взгляды Бедиля впервые стали объектом специального исследования со стороны академика АН Узбекской ССР И. Муминова. Он анализирует учение Бедиля о духе, материи и форме, его теории познания, а также его социально-политические воззрения. Коротко автор остановился на влиянии Бедиля на таджикскую и узбекскую литературу, отметил, что Бедиль сумел подняться до уровня передовых мыслителей Европы, призывая к объяснению явлений природы путем изучения самой природы. И. Муминов указывает также на наличие диалектических дюлієнтов в идеях Бедиля. Однако, в данной работе не анализированы все философские произведения Бедиля. Некоторые подходы и оценка автора относительно мировоззрения мыслителя в определенной мере устарели. Несмотря на это, данная работа не потеряла своего значения и по сей день.5 О Бедиле упомянуто в «Большой Советской Энциклопедии»''. Статья С. Амиркулова посвящена жизни и творчеству Бедиля в

1 Доктор Сайд Нурулхак Ковиш Оини зохил дар оинаи деьони Бедиль. Германия: Нкма Верлаг, 2002. -165 с

1 Хермон Эте Торичії адабнети форси Тарджума по кушише доктор Рилоаода Шафак. - Техрон - 1337

3 A literary history ol Persian By Edward С Browne, vol IY. - Cambridg at the University Press, 1930.

* Профессор Bayv-om І5, ч дали одною epoiiciina >n ііедіиі* /Тридцать статен о Бедиле - Кобул, 136У (на

персидском я.-'.мке) С 135

" Муминон ИМ Фптософские тшпяди Мир ;и Бедп.чц -Ташкент. W57

"БСЭ -М. 1990 Т.З -С 76

аджикской Советской Энциклопедии», где Мирю Абдулкодир Беднль азан, как поэт, прозаик, философ и персоязычный мыслитель Индии.' В нциклопедии шиизма» автор статьи о Бедиле Алиакбар Атрофн очень ротко характеризует жизнь и творчество мыслителя.2

Статьи знаменитого востоковеда Е.Э. Бертельса «Бидил и его учение об олюции» и «Некоторые замечания о Бидиле»3 посвящены некоторым скуссионным вопросам творчества Бедиля, в частности, его отношению к ории эволюции. Во второй статье Бедиль представлен, как прогрессивный іеньїй, стремившийся к скрытию своих мыслей от представителей елигии ислама», суть которых раскрыть простому читателю довольно удно.

Монография С.Айни «Мирзо Абдулкодир Бедиль»4, за которую ему исвоена ученая степень доктора филологических наук, представляет льшую научную и практическую ценность, и которой равных пока еще т. До этой монографии им был опубликован ряд статей о Бедиле, который іл хорошо воспринят учеными и литераторами.

Ряд важных методологических указаний, а также характеристику шдийского стиля» и творчества Бедиля дает академик А. Мирзоев в нографии, посвященной Сайидо Насафи. Автор указанной монографии рно замечает, что «индийский стиль» формировался как специфическое [тературное течение в Индии, хотя его представители тесно связаны с анотаджикской литературой.

X. Мирзозода в своей книге «Антирелигиозные воззрения в таджикско-рсидской классической литературе» , рассматривая идеи Бедиля. считает о материалистом, что, с нашей точки зрения, является спорным.

Холида Айни своим исследованием «Бедиль и его поэма «Ирфон»' іесла значительный вклад в изучение жизни и творчества мыслителя. Ее онография до сих пор остается одной из самых лучших работ, священных Бедилю в бывшем Советском Союзе.

В «Образцах таджикской литературы»8 М.Рахими и А.Дехоти ставят прос об изучении творчества Бедиля. Р.Хадизаде издал образцы стихов и озы Бедидя на русском языке.9

О положительных сторонах творчества Бедиля, сложности формы его нхов. противоречивости наследия, о подражателях его стилю говорит Гафуров.

'нциклопедняи Сонетии гочик - Душанбе, Ч 1. 1978 -С 403 -405 Іоират-vn маорифн ташаюъ. -Техрон I 37] , T 3 - С 567

^ергельс ЕЭ Избранные груды История литературы и культуры Ирака -М. 19ХХ -С 343-362 Чини С Mupto Абдулкодпри Белеть - Сталинобад -1954 (на таджж) Іпріоен А Саішдо и его место и иілприи таджикской литературы - Сталинобад. Таджикгоспчдаг 1957. - С. 34-

Оир'.м юда X «Акидачои 'шдднднни дар адабпети классикии точику <\«:рс» -Душанбе Ирфон 199Х -С" 143

X С Ьедиль и еп> тим.! «Ирфон» - Стллинабад. -1 95ti

Ч~>ра'Ч1Ы т.іджикскоіі литературы - Сталинобод. - 1940

je.iii.-ц И-бранное -Душанбе. - NX4

1 .и|і\рпь і; Таъричи мухтас.іри х иікп гочик Т 1 - Сталинобод . 104? . С 34X349

Важный вклад в дело изучения жизни и творчество Бедиля вне Ш.Шукуров.1 Его диссертация посвящена творчеству Бедиля и его заслуге развитии литературы Индии и сопредельных стран, а так же выявлены: степени изученности, истокам лирики Бедиля, традиции его поэзии. Им выдвинуты суждения о созвучии и идейно-художественной близости руба Омара Хайяма и Бедиля,' а проблемам этики он посвятил статью «Вопросы этики в четверостишиях Бедиля».3

Что касается философского исследования произведений Бедиля у нас, Таджикистане, то нужно сказать, что оно находится на начальной стадии Академик А. М. Богоутдинов в «Очерках по истории таджикской фи лософии» посвятил несколько страниц Бедилю, указав на пантеистически' характер его философии, а также на его критику социальных пороков общества его эпохи.1

Поэмы Бедиля «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухит аъзам» («Великий океан») впервые стали объектом специальног философского анализа в статьях К. Олимова, позже в монографг Садыковой Н.Н. "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля"5 Однако, в рамках этих статей раскрыть все содержание учения Бедиля бытии и познании не представлялся возможным. Тем не менее, стать К.Олимова «Блески мистических идей Бедиля» (краткая характеристик философской поэмы «Великий океан») и «Тайна человеческого бытия в философии Бедиля (характеристика поэмы «Талисман изумления»)» объективно и верно раскрывают основные идеи мыслителя в указанных произведениях и являются заметной заслугой автора в исследовании философских мыслей после И. Муминова и А. Богоутдннова.

Олимов К. впервые анализирует эти поэмы с точки зрения онтологии і гносеологии, а также обращает внимание на необходимость специальног изменил эстетических воззрений Бедиля и проблемы человека, которые в произведениях мыслителя занимают центральное место.6 Однако, эти статьи можно считать постановочными в исследовании философских воззрений Бедиля и требуется дальнейшее развитие высказанных в них идей.

Вопрос о сравнительном изучении учения Шанкары, Бедиля и Шопэнгауэра ставится в статье М.Гулямова (Мухаммад-Али Музаффар) «Шанкара-Бедиль-Шопенгауэр». Хотя данная статья носит тезисный

Шукурв Ш Жанровые и идейно-художественные особенности лирики Бедилч - Дікс на соисханііе уч стен д-ра филолог наук (Рукопись) -Душанбе. 19X1

Шукуров Ш О солвучип и идейно-художественной близости рубан Омара Хайяма и Бедиля ' 1У всесоюзной научной конференции по иранской филологии (Тезисы докладов). -Ташкент 1964 -С 62-63

Шукуров Ш Вопросы этики в четверостишиях Бедиля / Некоторые вопроси узбекской классической л советской литературы. -Ташкент Фан. -1966. -С 11 И-127 (узб яз ) Он же Концепция человека в поззци Вед ил я - Оадоп Шарк.1478. Se \ -С I-UI.U6 (тлдж ял)

Богоутдинмв А М (їчеркп по истории таджикской философии - Сталинабад -1961 ~ Садыкова 11 И 'І'п.мсоф^кая антропология Мир.to Абдулкодпра Бедиля -Душанбе. -2і>'Г> 5 О.'шчон К I) Каира, ичо д.ірт.ісаввуф . Душами Г)'19 . с 97-122

характер, тем не менее, постановка в ней вопросов представляется интересной.' Этот же автор во «Введение в антропологию» указывает на своеобразную постановку антропологических проблем в произведении Бедиля «Тилисми хайрат» }

Степень разработанности проблемы исследования творчество Бедиля достаточно широко показано в докторской диссертации Шукурова Шавката3

Собрание сочинений Бедиля в пяти томах издано и в Душанбе. Оно включает в себя в основном, газели и отдельные поэмы, за исключением «Ирфон»(«Познание»). Первые три тома его газелей составлены покойным литературоведом Сахобиддином Сиддиковым, а в пятый - включены три поэмы Бедиля: «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан»), «Тури маърифат» («Синай познания») с примечаниями и введением Бобобека Рахими.'

Молодой ученый Хамадамов Бахтиёр в своей кандидатской диссертации раскрыл суфийское содержание и художественные особенности поэзии Мирзо Бедиля и внес вклад в разрешении некоторых вопросов, связанных с познанием и истолкованием ряда сложных образов и мотивов поэзии Бедиля^ и в своей монографии "Савмааи маърифат'" продолжает эту тему.

Популяризацию и комментированию некоторых газелей Бедиля посвящены несколько страниц журнала «Маърифат» изданные в 1994 г. в №№9-10; 1996 - №№ 7-8; 1997 - №№1-8; Авторами комментариев более десяти газелей являются Б.Рахими и А.Афсахзод. Ценной является собранная и комментированная Бобобеком Рахими' 60 газелей Бедиля. Эта работа имеет большое значение для изучения содержания газелей Бедиля. Комментарии терминов могут заинтересовать не только исследователей творчества Бедиля, но исследователей суфизма. Статья Бобобека Рахими "Бедиль и причины того, что он не был знаменит в Иране"8 раскрывает причины забвения и в тоже время считает это явление временным. Хотя мы думаем, что уже последние пять лет Бедиль широко исследуется в Иране. Издание его собрания сочинений могут подтвердить сказанное.

Цель исследования. Основной целью исследования являются анализ и систематизация теоретической и практической философии Бедиля и эволюция его взглядов. Исходя из этого автор попытается.

1 Гулямоь М. Шанкара, Беднль-Шоиенгау^р / История философии и современность -Душанбе |98>> -С 26-29

1 Мухаммад-Ади М Введение в антропологию. -ДушанбеМ 999 -С 33

J Шукуров Ш Жанровые и идейно-художественные особенности лирики Бедиля . -Дисс на соискание уч степ д-ра

филолог.наук (Рукопись) -Душанбе, I985-C. 14 Мы здесь остановимся в основном на философские исследования

наследия Бедиля. Что касается филологических исследований, то ограничимся их названиями, будем обращаться к

ним по мере необходимости в соответствующих параграфах диссертации

4 Бедиль МА Осор В пяти томах -Душанбе -1993

'' Хлмдамон С Мир.ю Бедиль и тематико-стнлевые особенности таджикской поэзии Х]Хв : Авторефдис канд

ф>и,'іо.'і нач к - Худ-жапд. - \ 997

6 Хамд.ім Б Савмааи маърифат - Гончи -1999

Рахими Бобобек Азичмуродчода Шархп шасі газали Седиль - Душанбе. П01.М * Рачпми Бгчюоек Бсди.'й. ва сабабхпп дар'*рон lir/храт наефганн у <",цон Шарк.. 2006. А? 3 С MS 136

- охарактеризовать социо-культурные условия эпохи мыслителя,
оказавшие определенное влияние на формирование его мировоззрения;

- определить идейные источники мировоззрения мыслителя;

анализировать идеи мыслителя о равенстве религий и их сосуществовании;

выявить основные концепции Бедиля по вопросам онтологии, гносеологии, антропологии и общественной жизни;

- раскрыть на основе анализа поэтических трудов мыслителя, сущность
этических и эстетических взглядов мыслителя;

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются произведения Бедиля «Тилисми хайрат» («Талисман изумления»), «Мухити аъзам» («Великий океан»), «Ирфон» («Познание»), «Чахор унсур» («Четыре элемента»), «Тури маърифат» («Синай познания»), "Нукот" ("Письма"), комментарии и глоссарий других авторов к ним.

Методологической основой исследования является исторический и диалектический . подходы к изучению наследия прошлого, а также основополагающие методы классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных ученых, особенно российских ученых по истории философии и методологии ее исследования. Теоретическими и методологическими принципами исследования явились логический, исторический и сравнительный методы анализа поставленных проблем и рассматриваемых тем.

При анализе конкретных аспектов диссертационной темы автор исходил из метода сопоставительного и комплексного анализа

Научная новизна работы.

установлено, что философия Бедиля является синкретической, ибо его попытка систематизировать индийскую и исламскую, особенно суфийскую, теологию и философию в основном привело к соединению двух главных источников его воззрений;

предлагается новая периодизация творческой деятельности мыслителя на основе всестороннего анализа произведений Бедиля: первый период, когда в творчестве мыслителя преобладает филоеофеко-теологический подход к рассматриваемым им вопросам; второй период - философско-рационалистический подход, что свидетельствует о наиболее глубоком осмыслении мыслителем проблем бытия, познания и социальной жизни;

впервые аргументированно и наиболее полно определены источники философского мировоззрения Бедиля на основе анализа его философских произведений. Выявлено, что источниками философского мировоззрения Бедиля являются ислам, суфизм, доисламские хорасанские интеллектуальные традиции, античная и индийская философия;

- воззрения Бедиля определены как гуманистические, вольнодумные,
миролюбивые. Показано значение наследие Бедиля в развитии межкон
фессионального диалога и толерантности із индийском обществе;

- вывялено, что онтологическое учение Бедиля являет собой попытку оригинально решить проблему происхождения мира, роли Бога в его создании и места человека в нем через призму эстетического взгляда, что существенно отличает подход Бедиля к данной проблеме от взглядов многих суфийских мыслителей предыдущих эпох;

- впервые подробно рассмотрены взгляды Бедиля на происхождение
мира; проблему Бога и проблему души. Выявлено, что Бедиль представляет
Бога как абсолютно сильное, 'нематериальное, нетленное, идеальное,
творящее начало, при этом в отличие от некоторых теоретиков суфизма он
не умаляет и творческое начало человека;

- проанализированы взгляды Бедиля на соотношение формы и
содержания, пространства и времени и выявлено, что идеям Бедиля
характерен диалектический подход, он утверждает о противоположностях и
их единстве, о том, что изменение присуще всему материальному миру,
последний всегда движется и изменяется, в соответствии с определенным
порядком;

впервые углубленно проанализировано учение Бедиля о познании внешнего и внутреннего мира человека на основе его главных произведений, до сих пор не подвергавшихся исследованию. Рассмотрены методы познания; значение разума и чувств в познавательной деятельности человека, духовная экзальтация как метод познания бога;

впервые диссертант обратил внимание на характеристику категории "безумия", используемую Ьедилем как вид иррационального познания Абсолютной истины;

впервые сделана попытка реконструкции концепции Бедиля об обществе; 'общество по Бедилю, это единый организм, существование которого зависит от правильного функционирования каждого отдельно взятого органа;

- впервые исследованы эстетические взгляды Бедиля, в которых особое место занимает проблема восприятия прекрасного и функции искусства в преобразовании человека: а также определены заслуги Бедиля в развитии этической мысли и их значение в формировании новых нравстснных ценностей на современном этапе развития нашего общества.

Вышеуказанные полученные новые результаты выносятся на защиту.

Научно-практическая значимость. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при составлении учебников и учебных пособий для школ и ВУЗов Таджикистана и других стран, изучению шашмако.ма. Диссертация может быть широко использована в написании работ по истории философии и общественной мысли Индии. Афганистана и

Центральной Азии, истории персидско-таджикской литературы позднего средневековья, при составлении и чтении спецкурсов по истории философии, религиоведению, культурологии, истории таджикско-персидской литературы, а таюке учебников родной литературы для средних школ Республики Таджикистан. Результаты исследования имеют теоретико-методологическое и научно-практическое значение, так как дают возможность всесторонне понять теоретическую и практическую направленность и мировоззренческую сущность философских и мистико-рели-гиозных взглядов представителей персидско-таджикских философских течений в постбедилевский период. Основные положения и выводы диссертации, а также собранный и проанализированный в ней материал могут быть использованы при дальнейшем исследовании мистико-религиозной философии.

Содержание и выводы исследования могут послужить также материалом для формирования национального самосознания таджикского народа, ищущего позитивный - интеллектуальный потенциал для дальнейшего развития на пути к гражданскому обществу.

Материалы исследования могут стать также предметом для изучения интеллектуальных и исторических истоков сближения народов, укрепления толерантности и взаимного доверия.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах на международных и республиканских научных конференциях, отдельные ее аспекты были представлены в виде научного доклада на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 1100-летию государства Саманидов: «Древняя цивилизация и ее роль в формировании и развитии центрально-азиатской культуры эпохи Саманидов», (1999, Душанбе), доклад по теме: "Синтез мусульманской и индийской культур на примере творчества Бедиля" на Международном круглом столе, посвященном дню философии по инициативе ЮНЕСКО; на Международном научно-теоретическом симпозиуме, посвященном 2500-летию Истаравшана "Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии" (Душанбе, 2002, 6 сентября), на Международной конференции, посвященной 1025-летию Абу Али ибн Сино (Авиценны) и 100-летию специальной теории относительности Альберта Эйнштейна (Курган-тюбе, 2005) и выступлении на расширенном заседании Отдела истории философии Института философии им. академика A.M. Богоут-динова АН РТ, в опубликованных статьях автора, в монографии "Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля" (Душанбе, 2003.- 8 п.л.) а также при чтении лекций студентам по философии, и составлении учебных материалов для вузов Таджикистана.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля