Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истории Н. Я. Данилевского Михеев, Валерий Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михеев, Валерий Михайлович. Философия истории Н. Я. Данилевского : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Рос. акад. управления.- Москва, 1994.- 24 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Русская философская мысль - составная часть культуры нашего общества, является и важнейшим источником для понимания отечественной истории. Характерной ее особенностью являлся поиск путей развития России, исходя из национального своеобразия, особенностей социально-экономического, политического и культурного развития страна на протяжении столетий. Эта проблема во многом определяла и философское бнтие русских философов. Над ней размышляли такие разные по своим взглядам мыслители как А.С.Хомяков и П.А.Чаадаев, Б.Г.Белинский и Н.Н.Страхов, К.Н.Леонтьев и В.В.Розанов, Г.П.Федотов и Е.Н.Трубецкой и другие. Как отмечал А.И.Герцен: "Удивительная задача в истории - развитие России .

Свой вклад в этот нелегкий процесс внес самобытный русский мыслитель, философ истории, публицист Николай Яковлевич Данилевский /1822-1885 гг./. В основной социально-философской работе "Россия и Европа" ученый излагает свой взгляд на построение всемирной истории, видя ее развитие в преемственности культурно-исторических типов,понимая под шили "самостоятельные, своеобразные планы религиозного, социального, бытового, іромишленного, политического, научного, художественного, одним зловом, исторического развития". Автор высказывает и обосновывает идею самобытного развития России, славянского мира. Бу-цтцее, по его мнению, принадлежит славянской культуре, которая іридет на смену европейскому или германо-романскому культурно-«у типу.

При жизни Данилевского его взгляды не получили в обществе (олжного обсуждения. Большинство критиков проявили единодушие і отрицании самой возможности развития самостоятельной и полноценной русской или всеславянской культуры, а духовные "конст-іукции" философа не преследовали утилитарного расчета на успех читающей публики. Логика рассуждений ученого шла вразрез с

. Герцен А.И. Собрание сочинений: 30 т. - М., 1954-1965. -
Т.2. - С.342. -

. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому.

идеями революционеров-демократов, отрицалась она и догматическим консерватизмом.

Формирование мировоззрения Данилевского проходило в ело: ных исторических условиях. Одним из поводов, подтолкнувших у ного-естественника взяться за "перо", явилось поражение Росс в ходе Крымской кампании 1853-1856 годов, где, с одной сторо ны, Европа объединилась против страны, а с другой, сказалась отсталость общественного и государственного строя самой Росс Данилевский как социальный шелитель явился своеобразным "от ранением" кризисного периода российской истории со всеми выт кавдими отевда проблемами.

Современная ситуация в славянском мире в чем-то напомин ет ту, в которой создавалась "Россия и Европа" и поэтому инг рее к творчеству мыслителя на исходе XX столетия не снижаете а, напротив, все возрастает. Как утверждал главный популярна тор книги Данилевского на Западе П.А.Сорокин: "... ныне она ва гораздо больше, чем раньше"1. Об этом свидетельствуют и в новые публикации исследователей о русском философе истории2.

Не утратили своей актуальности и исследовательского инт реса многие идеи, развитые в свое время ученым. Среди них вб делим лишь те, которые считаем основными:

постановка и решение автором проблемы будущего Россия славянства в целом, судеб славянской культуры;

утверждение, согласно которому мировая цивилизация не при каких условиях не должна отождествляться с ценностями тс ко западноевропейских народов /существуют культуры и народої Индии, Китая, Древней Греции и т.д./;

аргументация в защиту сильной русской государственное

  1. См.: Султанов К.В. Философско-социологичеекая система H.f Данилевского. - Л., 1989. - С.2. - Деп. в ИНИОН АН СССР 12.07.89, № 38760. - -

  2. См.: Недошивин В.М. Н.Я.Данилевский: "Россия и Европа. К просу об истории и теории славянофильства // Отечественш философия. Опыт, проблемы, ориентиры исследования. - М., 1990. - Вып.У. - С.116-135; Гачев Г. Русская Дума. - М.,

1991. - С.36-39; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд рз ских мыслителей. - М., 1992. - С.93-100 и др.

_ з -

Исследователи, уделив много внимания различным противоречиям в главном социально-философском труде Данилевского, не акцентировали внимания на основном звене его философской системы - идее будущего, благодаря формулированию которой он и вошел в историю мировой социальной мысли. Как нам представляется, именно идея будущего развития славянского народа и России является основой теоретических построений Данилевского.

Творческое наследие автора "России и Европы" вызывает исследовательский интерес и с точки зрения его подходов к созданию концепции развития цивилизаций как плюрализма культур, которая находит распространение на Западе спустя почти столетие после того, как она была сформулирована им в России; и как философа, отвергшего однолинейную схему развития мировой истории; и как мыслителя, предостерегавшего человечество от губительных последствий господства одной культуры, одного типа государства, гегемонии одной единственной цивилизации.

Диссертационная работа посвящена изучению историко-философского и социального творчества русского мыслителя, исходя, в первую очередь, из идей автора о разнонаправленности человеческого развития, своеобразия самобытного пути России, будущего новой славянской культуры, уникальности и неповторимости каждой народности, каадой нации и роли в жизни народа собственной "выспей" идеи.

Состояние научной -разработанности проблемы. Историко-философские и социальные взгляды Данилевского остаются в поле зре-зия как отечественных, так и зарубежных исследователей, поляризуя их мнения. Бл.С.Соловьев, например, считал, что в "России и Звропе" изложена "особая теория панславизма, которая образует звязующее звено между идеями старых славянофилов и новейшим бе-зидейным национализмом"1. Н.Н.Страхов утверждал прямо противопо-гожное, называя книгу автора "катехизисом или кодексом славянофильства . Наиболее взвешенным можно считать мнение А.Борозди-

I. Соловьев B.C. Данилевский Николай Яковлевич // Энциклопеди-.

ческий словарь. - СПб., 1893. - Т.Х/Х1Х/. - С.77. I. Страхов Н.Н. О книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". -

СПб., 1887. - С.1.

на, для которого в "России и Европе" выразилась и замечательная эрудиция Данилевского, и способность его к философско-ис-торическим построениям, на основании весьма тщательного анал; за исторических данных, причем Данилевский идет: обыкновенно не проторенною ранее дорогою1. Из русских ученых начала XX ві ка наиболее обстоятельный анализ теории Данилевского провел П.Н.Милюков2.

Б послеоктябрьский период отечественной истории в ОТНОШі ний теоретических взглядов Данилевского утвердилась одиозна ная историографическая традиция. Б оценке ученого закрепилис: определенные подходы; реакционный публицист и натуралист , идеолог русского национализма , панславист-националист, апол< гет политики царизма и др. От такой крайне-узкой оценки тво; чества философа возможно раньше других отошел Е.Б.Рашковский

В отечественной историко-философской литературе наследи: ученого посвящались работы, как правило, критического характі pa , хотя каждый исследователь обращал внимание на какой-то особый аспект. Например, М.Н.Пеунова считает, что Данилевски. "предпринял попытку обновить взгляд славянофилов на ход исто^ рического развития, придав ему естественно-научное обоснован

  1. Бороздин А. Данилевский Николай Яковлевич // Русский биог фический словарь. - СПб., 1905. - Т.6. - С.71-72.

  2. Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. - СПб., 19 - С.266-308.

  3. См.: Малая советская энциклопедия: 2-е изд. - М., 1935. -Т.З. - С.616.

  4. Деборин A.M. Философия и политика. - М., 1961. _ С.122.

  5. шкуринов П. Данилевский Николай Яковлевич // Философская энциклопедия. - М., 1960. - С.428.

  6. См.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. -С.291.

  7. См.: Мордовской Н.В. К критике "Философии истории" Н.Я.Да левского // Философские проблемы общественного развития. М., 1971. - С.261-299; Гайденко П.П. Наперекор историческ му прогрессу // Вопросы литературы. - 1974. - № 5; Филато А.Н. К характеристике методологии исторического исследова ния Н.Я.Данилевского // Ученые записки Казанского педагог ческого института. - Казань, 1977. - Вып.178. - С.105-121 Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксист ской социологии последней трети Х1Х-начала XX века. - Л., 1978. - С.227-254 и др.

Другим элементом его концепции была теория Гегеля о"молодых и старых народах . К.Б.Султанов утвервдал, что в теории Данилевского "встречаются самые неожиданные, часто противоречивые источники: материалистически трактуемый натурализм и выводы в духе объективного идеализма; биолого-ангропологическое обоснование культуры и резкие нападки на дарвинизм; попытки историко-социологического анализа сознания и откровенный иррационализм"? В.А.Грубин видит заслугу ученого в том, что он один из первых в мировой историографии привлек внимание исследователей общества к проблеме национальных и других этнических особенностей . В.Ф.Пустарнаков полагает, что концепция Н.Я.Данилевского - "одна из наиболее ранних и сравнительно пространно разработанных разновидностей концепции "локальных цивилизаций", имеющей ход-. дение до сих пор"4.

Критика Данилевским дарвинизма, чему он посвятил еще один свой капитальный труд , обстоятельно разбиралась в свое время такими крупными учеными-специалистами, как К.А.Тимирязев, А.С. Фаминцин, А.П.Карпинский, а также современными исследователями Я.Р.Авдеевой, С.И.Бажовым, Г.ДЛесноко'вым. Данилевский вред теории Дарвина видел в разрушении религиозного мировоззрения, знижений нравственного достоинства человека. К.В.Султанов считает, что в "России и Европе" "дарвиновское учение о борьбе видов было, по существу своему вопроизведено в учении о борьбе взвилизаций .

L. Пеунова М.Н. Неославянофильство // История философии в СССР. — м., 1968. - Т.З. — С.334.

I. Султанов К.В. Концепция "культурно-исторических типов" Н.Данилевского и современная западная философия истории // Философские и социологические исследования. - Л., 1972. - Вып. Ж. - С.183-184.

\. Грубин В.А.- Проблема общего и особенного в теории культурно-
исторических типов Н.Я.Данилевского // Вестник ЛГУ. - 1973.
№ Вып.2. - Л 11. - С.130. -

[. Пустарнаков В.Ф. Концепция "культурно-исторических типов" /локальных цивилизаций/ Н.Я.Данилевского // Цивилизация и исторический процесс. - М., 1983. - С.118.

і. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. - СПб.. 1885. - Т.1. - 519 е.; 1889. - Т.Н. - 200 с.

>. Султанов К.В. Философско-сопиологическая система Н.Я.Даниле
вского и ее толкование в современной буржуазной философии
/критический анализ/: Автореф. дис. ....каіщ;филос.науксЄ-\
Л., 1975. - С.8. ^ -

Попытка дать целостный анализ теоретических построений Данилевского содержится во втором издании монографии А.А.Га-лактионова, П.Ф.Никандрова "Русская философия 1Х-Х1Х вв."1.

О различных аспектах творчества русского философа истории писали в 80-90 гг. текущего столетия М.А.Барг, Б.Н.БессО' нов, С.А.Вагайчев, А.И.Голосенко, В.А.Дьяков, З.А.Каменский, Н.И.Сербенко, А.Э.Сербенко, В.В.Сербиенко, З.В.Соколов, А.Д. Сухов, А.А.Захаров и др. Анализу теории замкнутых культурных систем Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.А.Сорокина посвящены работы Г.ДЛеснокова . Е.М.Травина в своем диссертационном исследовании рассматривает взгляды Данилевского на взаимодействие культур и его последствия . Из работ последне го времени отметим статью С.А.Вагайчева , исследования Ю.С.П воварова5 и Л.Р.Авдеевой .

Заметной страницей в изучении наследия Данилевского яви лось освещение его идей русскими эмигрантами: П.А.Сорокиным, В.В.Зеньковским, Н.В.Тимашевым, Н.О.Лосским, Н.А.Бердяевым и др., много сделавших для анализа и ознакомления Запада с осн вными положениями философии истории автора.

Из западных ученых, исследователей творчества русского философа, выделим А.Вусинича, Ф.Вентурри, Ф.Лабри, А.Лютера Г.Мюллера, Р.Мак-Мастера, Х.Стюарта Хьюджа, А.Фишера, Ф.Фадн

  1. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. - Л., 1989. - С.18-1$, 425-433.

  2. Чесноков Г.Д.-Современная буржуазная философия истории. К тический очерк. - Горький, 1972. - С.16-42; Критика бурку них культурологических теорий циклического развития. - М. 1973.-С.9-14; От концепций исторического круговорота к те

?

иям "постиндустриального общества". - М., 1978. - 128 с. равина Е.М. Взаимодействие культур: социально-философски анализ: Автореф. дис. .:. канд.филос.наук. - С.-Пг., 1992 - С.9-Ю.

  1. Вагайчев С.А. Послесловие // Данилевский Н.Я. Россия и Ei ропа. - М., 1991. - С.556-567.

  2. Пивоваров Ю.С. Николай Данилевский: в русской культуре и мировой науке // Мир России. - 1992. - Т.1. - & 1. - С.И 212.

  3. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап.Григорьев, Н.Я.Данилеї ский, Н.Н.Страхов: Философская культурология второй полої шШв. - йГ, 1992. - 196с

pa, К.Пфальцграфа, Н.Петровича, Г.Кона, Э.Карра, К.Нетцеля, Р.Хэйра, М.Швартца, А.фон Шелтинга, Э.Тадена, Дж.Уолдена и др.

Их взгляды на теоретическое наследие Данилевского также весьма разнообразны. Столкнувшись с антиномиями и противоречиями в подходах автора, они дают ему едва ли не взаимоисключающие друг друга оценки: панславист, основоположник "тоталитарной" философии ; а с другой стороны, "... выдавшийся первооткрыватель в исследовании проблем социального и культурного развития" .

Однако, отметим, что все-таки основные идеи Данилевского и по сей день, "несмотря на заметное оживление в обществе интереса к прошлому Отечества, по-прежнему остаются где-то на периферии нашего сознания, нашей памяти" ..

В исследовании историко-философских и социальных взглядов русского мыслителя наметился ряд альтернативных тенденций, которые еще не в полной мере отражают все стороны его теоретических поисков. Последующая разработка проблемы нам видится как в анализе дискуссионных вопросов, так и в исследовании мировоззрения Данилевского в целом, вклада его в развитие историософской и общественной мысли второй половины XIX века в контексте с современностью.

Основная цель диссертационного исследования заключается в проведении анализа основных, концептуальных положений философии ютории Н.Я.Данилевского, определении их мировоззренческой цен-їости для русской философской мысли второй половины XIX века в контексте с современностью.

Теоретическое наследие автора позволяет синтезировать отдельные идеи как философии истории, так и социологии, культуро-югии, социальной философии. Принимая во внимание, что, в осно-5ном, исследованию взглядов русского ученого в силу различных

'* п!Ж^вГ,?/І)ап^У^у а Russian totalitarian philoaopher.

Cambridge(маза.). 1967.P.3»4. I. Thaden E.Conservative nationalism in 19 century Ruaaia.

Seatle,1964.P.101.

i. Пивоваров Ю.С. Николай Данилевский: в русской культуре и в мировой науке. - С. 163.

объективных и субъективных причин посвящены критические материалы, диссертант счел необходимым при анализе в большей степени продемонстрировать мысли и идеи самого автора, опираясь на его текст, логику и понимание проблем. Ведь как отмечал Я.Паравдовский: "Автор никогда не может предвидеть, что вычитают из его книги .

Такой подход позволяет решить следующие задачи:

исследовать концепцию Данилевского о перспективах развития России, славянского мира, новой славянской культуры;

проанализировать теорию прогресса автора, определить ее мировоззренческую ценность;

выявить особенности исторического развития России и сформулировать понятие самобытности развития в противоположность европейничанью;

подчеркнуть роль в общественной мысли теоретического прогнозирования моделей будущего развития человечества, их прагматическую сторону;

сопоставить взгляды на роль "высшей" идеи ДанилевскоГ' с точкой зрения его оппонентов, в частности, Б.С.Соловьева и Р.Мак-Мастера;

восстановить научное, идейно-политическое значение те ретического наследия автора в истории русской философской мы ли, показать его важность для возроадения национального само сознания народа.

Источниками исследования явились работы самого автора, труды его предшественников и современников, последующих отеч ственных и зарубежных исследователей Н.Я.Данилевского, а так современная литература по истории данной проблемы.

Методологической и теоретической основой исследования я ляются системный подход к творчеству автора, общеиетодологич ские принципы теории познания: единство исторического и логи ского в анализе рассматриваемой проблемы, объективного и суб ективного, соотношения общего, особенного и единичного в ист рическом процессе. Диссертантом использованы разнообразные п ходы отечественных и зарубежных ученых по проблематике диссе

1. Парандовский Я. Алхимия слова. - М., 1972. - С.272.

цдонного исследования, где анализировались иеторино-фшюсоф-ские и социальные аспекты сопиаяьного и культурного развития России последней трети XII века, история страны, проблемы ее прошлого, настоящего и будущего.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Впервые историко-философские представления Н.Я.Данилевского о будущем России, русского и славянского народов, славянского культурно-исторического типа, славянской культуры а связывающей, объединяющей их "высшей" идеи, вычленены и сформулированы в качестве целостной концепции.

  2. Определена мировоззренческая ценность теории прогресса Н.Я.Данилевского в русской философской мысли второй полови-iffl XIX века.

  3. Показана необходимость самобытного пути развития для России с использованием передового опыта других народов и их сультур, с учетом общественно-политических, экономических, территориальных и других факторов, особенностей характера рус-:кого народа.

4. Актуализирована мысль автора об опасности денационали-іации культур, утери нравственной. самобытности народов, отхода от национальных истоков.

  1. Выделена роль собственной "высшей" идеи в жизни наро-,а.

  2. Отмечено значение теоретического наследия Н.Я.Данилев-кого в истории русской философской мысли второй половины XIX ека, показана его важность и актуальность для возрождения на-ионального самосознания народа.

Научно-пгакгическая значимость работы. Материалы и резуль-аты исследования могут быть использованы для подготовки соот-зтствущих разделов учебных пособий по курсу истории филосо-яи в России второй половины XIX века, а также при проведении гдельных лекций и семинаров по курсу истории философии и со-зальной философии.

Апробация работы,. Основные положения исследования доклады-шісь и обсуждались в ходе дискуссий на "круглых столах" в зссийской академии управления, посвященных проблемам отечест-

венной философии и совдальной теории на протяжении 1991-1994 гг. По проблеме диссертации сделан содоклад на "круглом столе" в сентябре 1992 года в связи с обсуждением творчества А.Дж.Тойнби. Основные материалы исследования опубликованы в ряде брошюр, статьях в научных сборниках, выпушенных Российской академией управления, ь публикациях периодической печати.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на засед ниях проблемных групп по истории отечественной и социальной философии, кафедры философии Центра гуманитарной подготовки кадров управления Российской академии управления.

Структура и объем диссертации. В соответствии с содержа нием и логикой изложения работа состоит из введения, трех ра делов, заключения и списка осноьнои литературы по проблеме и следования.

Похожие диссертации на Философия истории Н. Я. Данилевского