Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истории православного неортодоксального теизма в России XIX - начала Хх вв. Гайдадым, Эдуард Леонидович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гайдадым, Эдуард Леонидович. Философия истории православного неортодоксального теизма в России XIX - начала Хх вв. : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.03.- Киев, 1992.- 46 с.: ил.

Введение к работе

„тдолАкт; альность темя исследования. В современных условиях, ког-ЙЕШШЬ бывшего Советского Союза решают нелегкие задачи государственного строительства и демократизации всех сфер социальной кизнедеятельности, заметно обострился интерес к истории духовного развития дореволюционной России. Возникла настоятельная потребность оценить эту историю объективно, без идеологизированных штампов и ограничений. Важную роль в данном- процессе призвано сыграть выявление действительного места православного неортодоксального теизма в духовной жизни России. В рамках единого государства и монопольного положения Русской православной церкви, религиозно-философская мысль в России и на Украине развивалась в тесном взаимодействии. Поэтов только комплексный анализ православно-теисти-іеской философии как единого целого позволит воспроизвести ее зеальную историю, в том числе и на Украине.

В Х1Х-начале XX в.в. православный неортодоксальный теизм, с >го противоречивым единством философской оригинальности, гуманизма и мистики, достиг вершины развития и влияния и не безуспешно сонкурировал с такими религиозно-философскими направлениями как «асонство, славянофильство, почвенничество, неославянофильство. J этот период его представляла преимущественно либеральная часть профессоров богословия и философии Духовных академий ..и универси-етов Российского государства (теисты-^акадешсты", "духовные" шгософы, "академические" философы). В их философии автор диссер-'ации выделяет три течения: теистическо-априористическое (Ф.А.Го-[убинский, В.Н.Карпов, В.Д.Кудрявцев-Платонов), православно-геге-мстское (Ф.Ф.Сидонский, О.М.Новицкий, С.С.Гогоцкий) и православ-ю-антропологическое (П.Д.Юркевич, В.И.Несмелов).

Отметим, что творческая деятельность О.М.Новицкого, В.Н.Кар-гава, С.С.Гогоцкого и П.Д.!Зркевича была тесно связана с Киевским ниверситетом и Киевской Духовной академией. Близкими были фило-офские и особенно социально-политические взгляда О.М.Новицкого, .С.Гогоцкого и П.Д.Юркевича, которые вопли в историю отечествен-:ой философии как представители "киевской школы" религиозного деализма.

Философские концепции теистоз-"академистов" имели ярко вы-аженную философско-историческув направленность, аккумулирующую аиболее сущностные аспекты их философии. Поэтому исследование илософии истории "академистов" представляет в наибольшей степе-

ни адекватное и систематизированное выражение реального содержания их философских воззрений.

Всестороннее исследование философии истории теистов-"акаце-мистов" представляется актуальным, кроме вышеуказанных мотивов, по следующим причинам.

Во-первых, анализ эволюции философии истории православного неортодоксального теизма, составляющего в XI-первой трети XX веков одно из ведущих направлений отечественной философской мысли, делает возможным на основе не введенных в научный оборот источников проследить главные тенденции в становлении и развитии этой философии.

Во-вторых, философия истории православного неортодоксального теизма, начиная еще с XI века, составляла определяющее направление социальной адаптации православия к изменяющимся условиям развития страны. Ортодоксальный теизм Русской православной церкви, выражавший официальную точку зрения, находился в плену консервативной византийской традиции и практически до начала XX века упорно не желал вносить какие-либо коррективы в православную теологию истории, созданную еще в первые века существования христианства. Проблема учета стремительно изменяющейся ситуации на Украине весьма актуальна для современной молодой Украинской православной церкви.

В-третьих, исследование философии истории православного неортодоксального теизма Х1Х-начала XX веков представляет самостоятельную научную ценность, поскольку в этот период она достигла высшего уровня развития - концептуального. Особо следует отметить прогностическую направленность философии истории теистов-"академистов", анализ которой требует сопоставления прогностических положений философии теистов с реальной действительностью.

При этом важно выяснить не только сущность философско-исто-
рических воззрений "академистов", но и влияние их философии на
представителей российского религиозного идеализма прошлого и на
чала нынешнего веков. ._

В-четвзртых, изучение рассматриваемой, проблема дает возможность найти первоисточники теологии истории современных православных церквей на Украине и в России. Объясняя реальные сої галь-шс процессы, православные геологи все чаще обращаются к философии истории Ф.^.Голубикского, В.Н.Карпова, О.М.Новицкого, П.Д.Юркевича, В.Д.Кудрявцева-Платонова, В.И.Несмелова.

В-пятых, научный интерес представляет такче сравнение истории становления философии истории православного неэртодоксально-го теизма с философией истории католической и протестантской Фи-лоссфии. Это вэ?но для сопоставления их исторической судьбы, а такие понимания солременнчх тенденции раппмтпя католической и протестантской философий, злиянне которых за последние десятилетия заметно возросло.

В-еєстнх, анализ философии истории "академистов" имеет актуальное значение для демонтажа вульгарних, преднамеренно деформированных и идеологизированных представлении о религиозней философии в целом и православно-теистической в частности, получивших широкое распространение в нашей стране. Исследование не востребованных раное оригинальных философских источников, лает возможность воспроизвести объективную карт:;ну развития неортодоксального теизма православных народов Российского государства.

Возникает таете возможность привлечения философских работ наших соотечественников, которые вынуядепп были искать убечкца во многих странах мира.

В-седьмых, интерес к сформулированной' проблеме возрастает ч потому, что в современном мире религиозная философия, включающая богатую гамму направлений /религиозный экзистенциализм, персонализм, неотомизм, неоавгустинизм, тейярцизм, религиозная антропология, "новая теология'', скотизм и др./, за последние годы выходит на передний план духовного развития многих стран мира, наряду с материализмом, неопозитивизмом и философской антропологией. На Украине такяе значительно возрос интерес к религиозной философии. Обращение к истории православно-теистической философии может помочь более глубоко и всесторонне осознать современные проблемы духовного развития народов Украины.

Степень разработанности проблемы. Философия истории неортодоксальных теистов ХІХ-начала XX в,в. не стала объектом систематического анализа ни в отечественной,' ни в зарубежной философской литературе.

Первые исследования по изучения философии "академистов" появились уже во второй половине прошлого века. Сочувственно о философии теистов писали А.Хокякоз, Я.Колубовский, А.Введенский, Э.Радлсв, поз-яе Г.Ппет. Первыми критикам;!, правда, не всегда объективными, философии истории теистов-"академистов" были революционные демократы Н.Черннпевский, М.Антонович и Д.Писарев. Украински ;:евол.оциокные демократы не проявили интереса к фнлосо-

ijliil теистов,

Влияние философии истории "академистов" исшталл В.Соловьев, православные теисты Н.Рождественский, В.Никольский, А.Лопухин и П.Таресь, экзчстзициаляст Н.Ёердязв; интуитивист П.Флоренский. Критически высказывались в адрес философии теистов персоналисты А.Козлов и Л.Лопатин, интуитивисты Н.Лосский и С.Франк, булгако-вец Л.Карсавин, поздний славянофил В.Розанов.

В советский период в невольных статьях и разделах книг /главным образом в энциклопедических и учебных изданиях./ рассматриваются преимущественно биографические, некоторые онтологические и библиографические проблемы философии "академистов", тогда как основное содержание этой философии -.философия истории - остается за пределами этого анализа. Общие проблемы философии теистов-"акацемистов" исследовали В.В.Богатов, Л.П.Воронкова, А.А.Галактионов, Р.А.Гадьцева, В.Зверев,- Ы.Т.Иовчук, Л.А.Коган, П.Ф.Никанд-ров, А.М.Почапский, А.Б.Чертков.

Более подробно о философии истории "академистов" писали В.В.Богатов, А.А.Галактионов, П.Ф.Никандров и А.М.Почапский. В небольших разделах книг по истории отечественной философии они ана-лйзирувт проблемі теоретических источников философии теистов,онтологизм и эсхатологизы их философии, некоторые аспекти социально-политических воззрений.

Довольно полно исследован в советской философской литературе период формирования различных течений православного неортодоксального теизма в ХІ-ХУШ веках. Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли И.У.Будовниц, В.С.Горский, ІІ.Н.Громов, А.Ф. Замалеев, Ю.П.Зуев, А.И.Клибанов, Н.С.Козлов, Д.С.Лихачев, Г.А. Михайлов, Л.Н.Пушкарев, В.М.Ничик. В работах этих авторов проанализированы основные положения философских концепций неортодоксальных теистсв ХІ-ХУ1І1 веков.

Отдельыне аспекты влияния идеалистической и религиозно-идеалистической философии ХУШ-первой половины XIX веков /вольфи-анства, не''~-цкой идеалистической философии, масонов, М.М.Щербатова, Н.Ы.Карамзина, славянофилов/ на формирование философии "академистов" исследовали советские ученые И.В.Еычко, А.И.Володин, Е.А.Водзинская, М.М.Григорьян, Ю.Н.Давыдов, В.Е.Евграфов, В.И.Керимов, В.Я.Кирпотин, Н.И.Лук, Н.К.Пиксанов, Е.Г.Плимак, Н.И.Цим-баев, Л.Е.Шапошников, В.ИЛнкарук, Ю.З.Янковский.

Вопросы влияния философии истории теистов~"академистов" на развитие религиозной философии и православную идеологию в Рос-

сии второй половини ХІХ-начала XX в.в. отратены в работах П.П.Тапочки, В.И.Гараджи, Н.С.Гсрдпенко, В.Е.Доли, Е.К.Дулугама, Ю.П. Зуева, Ю.А.Калинина, А.Н,Колодного, Н.П.Красникова, 15.А.Куракина, Б.А.Лобовнка, Л.Ф.Лосева, В.А.Малнннна, М.А.Маслина, В.А.Молокова, А.Ф.Окулова, В.П.Пазиловой, С.М.ПоДовинкина, С.Н.Соловьева, В.К.Танчера, Д.М.Угриновича, П.С.Шуринова, Н.Я.Ципаноп-а. В этих работах подчеркивается роль философии истории теистов-"акацемлстов" /прежде всего их учения о провиденциализме, телеологии, цели и «.меле истории, эсхатологии/ в формировании философии В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, идеологов обновленчества и Московской патриархии.

Значительный вклад в изучение и пропаганду философии "академистов" внесли философы-эмигранты В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, С.А.Левицкий, Г.В.Флоровский, Б.В.Яковенко. В произведениях этих философов, особенно Зеньковского, Лосского и Б.В.Яковенко, довольно подробно анализируются проблемы генезиса и онтологических оснований философии истории "духовных" философов. Рассматриваются также вопросы влияния философии истории теистов-" академистов " на становление философия В.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского, а также теологию истории русского православия.

Отдельные проблемы философии "академистов", главным образом взаимосвязи ее с русской нецерковной религиозной философией, анализируются в работах современных зарубежных исследователей Дж.Бнл-лингтона, Дж.Клайна, И.К.Христоффіа /США/, Л.Дя.Шейна /Канада/, Дж.Саттона /Англия/, Л.Ганчикова и Г.Мастроланни /Италия/, В.Гердта и М.Георге /ФРГ , Д.Депмана /ГДР/, В.Крцешен /Польша/. В І9В7 году западно-германский философ и теолог Андреас Фритче издал книгу о философии В.Н.Карпова "Философия Христа в русской" духовной философии" на примере В.Н.Карпова".

В диссертационной работе автор использует научные положения советских ученых, разрабатывающих общие методологические проблемы анализа исторического процесса. Этим вопросам посвятили свои работы М.А.Барг, О.Л.Вайнптейн, В.А.Вазюлнн, А.Т.Гордієнко, И.Го-бозов, Е.М.Жуков, В.К.Келле, М.Я.Ковальзон, Н. 11.Конрад, В.В.Косо-лапов, В.И.Куценко, А.Ф.Лосев, В.А.Калинин, И.Ф.Надольный, Т.И.Ойзерман, Л.3.Скворцов, Г.Д.Чесноков, В.Н.Иевченко, В.А.Ытофф. По принципиальным вопросам точку зрения советских учекнх разделяют зарубежные ученые Янагида Кэндэюро и Леопольде Сеа.

Цель и задачи исследования. Нынешняя идеологическая ситуация в стране актуализировала исследование проблем сущности исторического процесса, его закономерностей, движущих сил и природы социального прогресса. Значительный вклад.в разработку этих вопросов внесли в свое время теисты-"академисты". Целью диссертационной работы является всесторонний и концептуальный анализ их философии истории, которая содержит немало положений, представляющих интерес для современной науки и социальной практики. Главное видется не в критике философско-исторических концепций "духовных" философов, а в идеологически непредвзятом их исследовании.

В соответствии с целью диссертации аргументируется основная идея исследования: философия истории "академистов" составляет самостоятельное направление в славянофильской идеологии . наряду с философией истории ранних славянофилов, почвенников и. неославянофилов.

В процессе реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

Проанализировать практически неизученные в философской литературе проблемы эволюции философии истории православного неортодоксального теизма в ' России XI—ХУІІІ веков.

Исследовать православно-теистическую методологию анализа сущности исторического процесса, включая проблемы провиденциализма, цели, смысла, направленности, закономерности и прогресса в истории.

Показать особенности интерпретаций "академистами" реальной ("земной") истории человечества.

Проанализировать славянофильскую по содержанию православно-теократическую утопию "духовных" философов.

Рассмотреть' отношение к философии истории "академистов" революционных демократов России, Г.В.Плеханова, идеалистов и ре-

лигиозшх философов Х1Х-начала XX веков, современных идеологов Русского православия и представителей зарубежной философии.

- Показать историческую ограниченность некоторых положений
философии истории теистов-"академистов". К ним относятся чрезмер
ная онтологизация философии и этики, гносеологизация общественны?
отношений, переоценка роли православно-теистической философии в

„ истории православных народов России, апология феодальных отношений и монархизма, вера в исключительную духовную миссию России > по отношений к другим народам мира, которую многие из нас, хотя и

в иной форме, разделяли до самого последнего времени.

Методологические основания, теоретические источники. В диссертации использованы методологические принципы анализа духовных процессов, применяемые советскими учеными. Вместе с тем аз-тор стремился освободить методологические принципы единства материального мира, противоречивой сущности общественных явлений, единства исторического и логического, системного подхода к социальным процессам и другие от деформаций многолетнего идеологизи-рования и догматизации. В процессе работы над диссертацией использовались различные по мировоззренческой ориентации труды отечественных и зарубежных исследователей в области философии, истории, религии, социологии, психологии, педагогики.

В диссертационной работе впервые всесторонне исследуются оригинальные, ранее" недоступные источники. Анализируются философские работы Ф.А.Голубинского, Ф.Ф.Сидонского, В.Н.Карпова, О.М.Новицкого, С.С.Гогоцкого, П.Д.Юркевича, В.Д.Кудрявцева-Платонова, В.И.Несмелова. Привлекаются также не введенные в научный оборот труды религиозных философов и религиозных деятелей России XIX-начала XX в.в. /Н.Рождественский, В.Никольский, А,.'. Лопухин, С.Левицкий и др./.

Научная новизна исследования. В диссертации обосновывается концептуальное положение, согласно которому философия истории теистов-"академистовп представляет собой оригинальную разновидность славянофильства, которая оказала заметное влияние на становление философских воззрений Вл.Соловьева, Н.Бердяева, П.А.Флоренского, обновленцев, теологов русского православия. Автор выражает уверенность в том, что философско-исторические взгляды "академистов" послужат надежным основанием для возрождения православной философии, з том числе и'теологии истории.

В диссертационной работе впервые на основе оригинальных источников, в систематической и концептуальной форме анализируется философия истории представителей православного неортодоксального теизма в России Х1Х-начала XX в.в. Новизна исследования конкретизирована в следующих обобщениях и выводах.

— Становление и развития философии истории неортодоксального теизма в России ХІ-ХУШ веков происходило по трем взаимосвязанным направлением! рацисналистическо-схоластическом, которое включало элементы философской рационализации теологии Истории официальной церкви; мистичо-утопическом, предполагающим синтез религиозно-

философских идей и утопических концепций, и еритическом.

Осуществлены классификация и анализ философских концепций теистов-"акацемистов": априористическо-телстической, гегельянско-теистлческой и православно-антропологической. Доказывается, что все эти течения объединяет идея приоритета в общественном развитии духовности, гуманизма, нравственности и свободы человека.

Исследовано, очищенное от наслоений мистики, религиозно-философское обоснование тєнС'Тами-"акацеміістами" методологической роли философии по отношению к частным наукам, в том числе и к исторической. Указанное обоснование квалифицируется автором диссертации как плодотворное.

- "Акадеглстн" философнзировали православно-теологическое
понимание сущности исторического процесса, доказывая, что Творец
осуществляет провидение в истории опосредованно через христианство
и особенно христианскую философию, прежде всего православно-те
истическую. Таким образом теисты отразили действительный процесс
возрастания роли философии в .духовной и социальной жизни общества.

.- Раскрывается содержание одного из важнейших славянофильских положений философии истории "духовных" философов: только православная философия и православная религия содержат божественные идеи цели, смысла и направленности в истории, которые человечество и должно реализовать в процессе духовной деятельности.

— Теистц-"академиеты" считали феноменальный уровень человече
ской истории познаваемым при помощи науки и нерелигиозных фило
софских систем. Идеальная сущность истории /цель, смысл и т.д./, с
их точки зрения, частично познаваема, но доступна лишь православно-
теистической философии и православной вере.

.— "Академисты" рассматривали человеческую /"земную"/ историю как процесс противостояния религиозных и философских течений.

— Тенсты-"акацемисты" разработали две концепции православно-
теистической утопии: пессимистическую /Ф.Голубинский, В.Карпов,
В.Кудрявцев-Платонов, В.И.Несмелов/ и оптимистическую /Ф.Сидон-
ский, 0.Новиикий, С.Гогоцкий, П.Юркевич/.

- В систи/.атичеккой форме исследуется проблема оценок и влия
ния философии истории "академистов". Охарактеризовано отношение к
философии истории теистов революционных демократов, представителей
различных идеалистических и материалистических течений в России
XIX-первой половины XX веков, а также теологов современной Русской
_православной церкви. Особо*-рассмотрена проблема оценок философии

"академистов" представителями современной зарубежной философской мысли.

Теоретическая пи практическая значимость исследования. В диссертации впервые всесторонне анализируется философия истории те-истов-"академистов", составляющая основное содержание их философских взглядов. Полученные результаты создают дополнительные предпосылки для воссоздания, столь необходимой для современного процесса гуманизации общественных отношений, целостной картині духовного развития народов России ХІХ-начала XX в.в. Кроме того, исследование темы диссертации позволяет выявить основные направления влияния философии истории "академистов" на становление и развитие религиозно-философских коїщєпций конца ХІХ-начала XX в.в.

В условиях демократизации общественных отношений в стране происходит возрождение православно-теистической философии, в том числе и в рамках Украинской православной церкви. Результата диссертационного исследования могут оказаться полезными для современных сторонников самого древнего философского течения на Украине.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

В преподавании вузовских курсов философии, религиоведения, истории философии, социологии, истории, психологии, педагогики.

При чтении спецкурсов для студентов и аспирантов по истории философии, истории социологии, отечественной истории ХІХ-ХХ веков.

При подготовке аспирантов, специализирующихся в области отечественной философии, истории и социологии.

Для разработки современных вузовских программ по философии, социологии и историографии.

В работе методологических семинаров вузов, НИИ и учреждений культуры.

Апробация полученных результатов. Выводы диссертации были представлены в научных докладах на всесоюзных, республиканских и областных конференциях: "Критика биологизаторскнх концепций общественного развития" Диев, 1982г./, "Вопросы социального предвидения в философии истории русского неортодоксального теизма ХІХ-начала XX в.в." /Донецк,1984/, "Эволюция образа русского народа в творчестве'Ф.М.Достоевского" /Москва,1986г./, "Проблемы формирования философии истории русского неортодоксального теизма ХІХ-начала XX в.в." /Москва,1987г./, "О кировозренческих возможностях курса "Социологии" Диев, 1990г.J и др.

Многие концептуальные положения диссертации получили практическое- применение в спецкурсе "Проблема социального предвидения в русской религиозной философии второй половины ХІХ-начала XX в.в.

и идеологическая борьба в освободившихся странах на современном огапе" /Донецк,1984г./, читаемом в Донецком медицинском институте и Областном институте усовершенствования учителей.

Материалы диссертации апробированы в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по вузовскому курсу философии и социологии.

Структура диссертационной работа. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии. Логика исследования проблемы требовала изучения прежде всего эволюции становления философии истории православного неортодоксального теизма в ХІ-ХУП1 в.и. Этому посвяцена первая глава диссертации. Рассмотрение .этих вопросов позволило проанализировать во второй главе работы общие философские взгляды православных неортодоксальных теистов Х1Х-на-чала XX в.в. - Теистов-"акадешстовп. С опорой на теоретические результаты двух первых глав диссертации, в третьей главе исследуются методологические проблемы философии истории теистов-"академис-тов". В четвертой главе анализируется важный аспект их философско-исторических воззрений - социально-политический. Пятая глава посвящена проблеме оценок философии истории теистов-"академистовп отечественной и зарубежной философской мыслью. В заключении работы формулируются наиболее важные выводи, вытекающие из анализа рассматриваемой проблемы.

Похожие диссертации на Философия истории православного неортодоксального теизма в России XIX - начала Хх вв.