Введение к работе
Актуальность темы. Творчество Ибн Баджжи, основоположника перипатетической школы в философской мысли средневековой Андалусии, - неотъемлемая частькультурного наследия народов Востока. Между тем Андалусия есть историческая область Пири-нейского полуострова, расположенного, как известно, на самой западной окраине Европы, данное обстоятельство свидетельствует об относительности деления философских культур на восточные и западные, европейские и азиатские по географическому признаку. Но творчество андалусских мыслителей доказывает также неправомерность такого перенесения понятий Восток и Запад на философские традиции, при котором "дух" той или иной культуры ассоциируется с определенными ложными стереотипами.
Это - монистический и не заботящийся об индивиде Восток -плюралистический и заботящийся об индивиде Запад; интуитивист-ский Восток - рационалистический Запад; спиритуалистический Восток - материалистический Запад и т.іг.
То же самое можно сказать о стереотипах, противопоставляющих философии Запада миросозерцательные традиции того или иного азиатского региона: Индия - идеализм, Китай - натурализм, Запад - дуализм; Индия - углубленность во внутренний мир человека, Китай - умеренный интерес и к внутренней и к внешней жизни человека, Запад - ориентированность во внешний мир; Индия -упор на психологические проблемы, Китай - упор на социальные проблемы, Запад - упор на естественнонаучные проблемы и т.д.
Философская традиция мусульманского Востока также наделя-' ется особыми чертами, выводимыми из специфики средневековой арабо-мусульманской культуры и из характера арабского (семитского) мировосприятия.
Самобытная природа арабо-мусульманской культуры, по мнению многих авторов, проявилась в способности развивавшейся в ее рамках философии сочетать эллинское, мирское начало с мусульманским, сакральным, логику - с духовной жизнью, знание - с верой. Гармония между философией и верой рассматривается и как одна из главных идей, внесенных арабо-мусульманской традицией в западную схоластику. Величие того или иного мусульманского мыслителя, поэтому, оценивается в той мере, в какой он преуспел в примирении наука и религии.
Среда европейских востоковедов распространено представление, согласно которому мусульманской мысли чужда склонность к синтезирующей деятельности, что для мусульман характерно атомарное мышление, что они не могут поэтому разработать четких и ясных идей и что именно благодаря склонности концентрировать мысль на единичных явлениях им удалось опередить греческих и александрийских ученых по части экспериментальных методов исследова-ния. Эта концепция связывает мировоззрение мусульманских народов с атомистическим учением мутакаллимов, которое, по распространенному убеждению, ведет к принижению статуса человека во Вселенной, поскольку низводит его до положения бездушного пред- ' мета ила марионетки, управляемой Богом.
В этом отношении стереотип атомарного мышления мусульманских народов смыкается с другим распространенным стереотипом -отрицающим существование гуманистических традиций в средневековой мусульманской культуре. Некоторые западные исследователи считают гуманизм специфическим атрибутом западной культуры, явлением, не известным народам Востока. Даже те из них, которые признают связь классической мусульманской культуры с культурой Античности и говорят об "исламизированном эллинизме", утверждают, что мусульманская культура не смогла понять культурное наследие Античности вообще и ее гуманистические идеалы в частности.
Эти толкования культуры и миросозерцания мусульманских народов объединяет стремление все специфическое, присущее культуре и мировоззрению мусульманских народов непременно связать с мусульманской теологией. В результате собственно арабо-мусуль-манская философия, "фалоафа", прежде всего восточный перипатетизм, оказывается неким чужеродным телом в их культуре и мировоззрении.
Необходимость критики подобного рода европоцентристских стереотипов сохраняет свою актуальность и поныне. Наша работа представляется актуальной в не меньшей мере и ввиду слабой разработанности поднимаемой в ней проблемы..
Степень разработанности проблема. В мировой историко-философской литература вообще и в советской в частности из двух традиций средневековой мусульманской философии - западной я восточной - несравненно более полное освещение подучила восточная. Причем из трех главных представителей восточного пери-
патетизма в мусульманской Испании с точки зрения изученности оставленного им философского наследия меньше всего повезло Ибн Бадж-яе. Достаточно сказать, что из всех работ Ибн Баджки на русском языке (в переводе А.В.Сагадеева) опубликована лишь "Книга о душе". До последнего времени о творчестве Ибн Баджки существовала лишь одна специальная книга Фарруха "Ибн Бадака и магрибянская философия" , представляющая собой скорее среднего размера отатьга очень общего характера, написанную в 1946 г. и изданную в форме брошюры. Только в 1985 г. увидело свет серьезное монографическое исследование М.Зияда "Движение от физики к метафизике", в котором рассматривается натурфилософия мыслителя . На русском языке нет ни одного специального исследования о пионере перипатетической философии в Андалусии. Отдельные аспекты его творчества затрагиваются лишь в обпих работах по классической мусульманской философии и науке, написанных С.Н.Григоряном, А.А.Игнатенко, Н.С.Кирабаевнм, М.М.Рожанской и А.В.Сагадеевым.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является воссоздание и анализ философских воззрений Ибн Баджки, выявление их источников и влияния на позднейших мыслителей.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
выявить идейные истоки, питавшие философские воззрения Ибн Бэдаи;
раскрыть основные положения его натурфилософии, метафизики и политики;
определить круг идей Ибн Бадаяи, оказавших влияние на позднейшую философскую и научную мысль Андалусии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
-
осуществлен комплексный анализ философских взглядов Ибн Баджки, включая его онтологические, физические, психологические а социально-этические воззрения;
-
показано место философского учения Ибн Баджжи „в развитии философской и научной мысли в средневековой мусульманской Испании з Магрибе;
-
прослежены истоки мировоззрения мыслителя в философских
Фаррух У. Ибн Баджжа ва-л-фалсафа ал-магрпбиййа. - Бейрут,1952. ' Зийада М. Ал-харака мин атг-табиа ила ма баада ат-табиа. Бейрут,
традициях Античности и восточного перипатетизма;
-
выяаиены те аспекты в творчестве Ибн Баджжи, которые повлияли на характер дальнейшего развития перипатетической школы в средневековой философии мусульманского Запада;
-
вводится в научный оборот ряд не знакомых ранее русскоязычному читателю философских сочинений Ибн Баджжи.
Методологической основой диссертации служит научно-чдатери-алистический подход к историко-философскому процессу, особенно заключенный в нем принцип историзма. При разработке избранной темы диссертант опирался на труды советских историков философии.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты помогант дальнейшей ликвидации "белых пятен" в истории средневековой философии, углубляют современные представления об арабской философий в средневековой Испании. Положения данного исследования могут быть использованы в курсах по истории средневековой философии.
Апробация. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии УДН им. П.Лумумбы и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.