Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия Герберта Уэллса Кригер Илья Борисович

Философия Герберта Уэллса
<
Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса Философия Герберта Уэллса
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кригер Илья Борисович. Философия Герберта Уэллса : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 2005 134 с. РГБ ОД, 61:05-9/692

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философские основания творчества Герберта Уэллса

I. Природа и человек в философии Уэллса . 11

2. Теория прогресса в философии Герберта Уэллса . 22

3. Герберт Уэллс ипроблема свободы воли. 31

4. «Дух света и разума»: роль науки в социуме. 39

5. Личность, общество и концепция «расового разума». 47

Глава 2. Человечество в процессе самосозидания

I. Образование, его роль и принципы 61

2. «Открытый заговор»: революционный проект Уэллса . 79

3. Космополис и конструирование утопии 95

Заключение 134

Библиография.

Введение к работе

Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) широко известен как автор художественных произведений; публицист и: общественный деятель. Его наследие содержит не только большой; комплекс художественных произведений; и публицистики, но и труды, специально посвященные философско-мировоззренческИхМ: вопросам: большое количество статей, доклады на научных конференциях, трактаты по философии, социологии, педагогике, истории и богословию.

Прижизненные издания сочинений Герберта Уэллса составили более ста томов!.. В рамках настоящего исследования анализируются его социально-философские,- социологические, исторические и политологические труды. Оригинальные, хотя и системно не оформленные и не свободные от противоречивости (это неудивительно, если учесть темперамент этого человека), идеи Герберта: Уэллса претерпели; сложную эволюцию. Их систематизация; и анализ являются непростым, но не безнадежным делом. Данная диссертация - шаг в этом направлении.

Анатолий Луначарский заметил: «Мы, пожалуй, не имеем случая, когда великий художник был бы вместе с тем великим философом или социологом, но целый ряд истинно великих художников являлись в то же время мыслителями совершенно выдающимися, и этот выдающийся ум не только не мешал их художественности, но; и поднимал ее на огромную высоту»2. Герберт Уэллс не был академическим философом. Ему был близок способ философствования, принятый в традиции европейского Просвещении

(например, у Вольтера и Дидро) . Герберта Уэллса, как и многих его современников, привлекал своего рода философский активизм, возможность не только объяснить, но и изменить социум".

Был ли Уэллс выдающимся мыслителем? Мнения по этому вопросу расходятся. Одни исследователи- говорят о нем как о наиболее влиятельном мыслителе своего поколения . Уэллс как мыслитель, - говорят другие, -сомнительная величина. Он, по его собственным словам, Америку не открыл4. Зато он одним из первых ощутил, описал и проанализировал надвигающиеся, процессы глобализации, научно-техническую революцию, бум информационных технологии и проблемы, связанные с этими явлениями. Эти и другиевопросы, поднятые Гербертом: Уэллсом более полувека назад, звучат чрезвычайно современно. Актуальность работы обусловлена также отсутствием подавляющей, части социально-философских, исторических, социологических трудов Герберта Уэллса в русских изданиях- и переводах, а также отсутствием переводов на русский- язык исследований зарубежных ученых, посвященных Уэллсу.

Степень изученности проблемы. Отечественного исследования,, полностью посвященного социально-философским; идеям Герберта Уэллса и: рассматривающего эти идеи в комплексе, до сих пор не существовало. Зарубежная литература на эту тему представлена монографиями; и статьями, страгивающими отдельные аспекты его философии. Основная же часть работ

русских исследователей Уэллса посвящена, его художественным произведениям. Первым серьезным трудом о Герберте Уэллсе стала работа Е. Замятина1 - брошюра, составленная из двух статей::«Генеалогическое дерево Уэллса» (об его литературных предшественниках) и «Герберт Уэллс» (о социальных и теологических идеях).

Библиографические материалы; об Уэллсе были впервые собраны в: книге, составленной его однофамильцем Дж. Уэллсомт. Английское: Уэллсовское общество опубликовало полную библиографию - работ Герберта Уэллса3. Первая; библиография; русских переводов с Герберта: Уэллса: и критической литературы о нем появилась в: 1922 году4. В 1966 году в Москве вышла библиография, составленная \ И.М: Левидовой и: Б;М. Парчевской5. В: 1995 году опубликована наиболее полная библиография? русскоязычной критики, посвященной Уэллсу, за период с 1898 по 1993 год6.

Горячие споры, вылившиеся в целые публицистические баталии, вызвала историческая, концепция Герберта Уэллса. Отметим в этой связи книги «М-р Уэллс как историк» А.У.. Гомма7; полемические работы X. Беллока «Справочник; к «Очерку истории» Уэллса» ш «М-р Беллок по прежнему возражает»1, «Очерк истории» Герберта Уэллса» Дж. Шапиро2, «М-р Уэллс и новая история» К. Беккера. Некоторые авторы пытаются оспорить религиозные идеи Уэллса («Бог и м-р Уэллс» У. Арчера; «Конечное божество м-ра Бритлинга» Т.А. Лэси, «Невидимый владыка м-раУэллса» Л; Винниса), другие - его социалистические убеждения4.

Из работ, посвященных: нескольким аспектам философии Уэллса, особенно выделяется- книга американского исследователя У. Уэйгера «Герберт Уэллс и мировое, государство»5. Она представляет собой: анализ политических взглядов; Уэллса, однако автор поставил вопрос так широко и привлек материал столь разнообразный, что его книга может служить общей характеристикой воззрений; Уэллса. По той: же причине; интересна; работа американского ученого Дж. Рида «Естественная история Герберта Уэллса»6.

На; русском языке; творчеству Уэллса: посвящено; несколько кандидатских диссертаций по литературоведению (например, «Социальный роман Уэллса» И.Г. Эбер и «Язык и стиль научно-фантастических романов Г.Дж. Уэллса» Л.А. Кузнецовой), а также докторская: диссертация («Герберт Уэллс» Ю.И. Кагарлицкого, защищена; в 1970 году в Ленинградском педагогическом институте имени А.ГГГерцена). Исследование Юлия Кагарлицкого носит в большей степени филологический характер, в то же

время автор много внимания уделил философским, социальным и рол и г и о ш ы м вз гл ядам Герберта Уэллса .

Настоящая; диссертация является: первым отечественным исследованием,- целиком посвященным: социально-философским идеям Уэллса. Автор, анализируя теоретические работы Герберта Уэллса (абсолютное их большинство не переведено на русский язык), а также критические труды, вводит эти работы в отечественный научный; оборот. Впервые в отечественной научной практике идеи Герберта Уэллса о природе и человеке, эволюции и прогрессе, роли научного знания и возможных вариантах развития общества сводятся к единой социально-философской проблематике. ВІ рамках данной диссертации социально-философские, теоретико-социологические и политологические идеи Герберта Уэллса представлены комплексно и анализируются в многоаспектном проблемном контексте. В отечественный научный.оборот вводится ряд новых.трактовок проблем социальной и общей философии; политологии и теоретической социологии, в частности проблемы отношения природного и социального, общественного процесса, социальной инженерии; Этим обусловлена научная новизна диссертации.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации являются анализ и систематизация социально-философских идей Герберта Уэллса. Реализация этих целей обусловила постановку и решение следующих задач:

- проанализировать социально-философские и? политические идеи Герберта Уэллса, касающиеся природы и места в ней. человека, эволюционной теории и теории прогресса, роли научного знания, и возможных путей развития социума;

- систематизировать социально-философские и политические идеи Уэллса:.

- выявить истоки этих идей и проанализировать их судьбу. Теоретической и методологической базой исследований послужили

работы классиков общей и социальной; философии, теоретической социологии, истории, психологии, социальной: педагогики: Гераклита, Пифагора, Демокрита, Платона, Аристотеля, А. Смита, М:.Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, А. Бергсона, 3; Фрейда, К.Г. Юнга, и других. При: анализе эволюционных идей: Уэллса, его взглядов на взаимоотношения человека и. природы диссертант обращался к трудам Д. Дидро, Ж.-Б. Ламарка, Т.Г.. Хаксли, Э. Геккеля, Ч. Дарвина, Дж. Холдейна, Дж. Хаксли. Анализируя проблему общественного прогресса, автор настоящего исследования? опирался на: труды Ш.-Л. де Монтескье, Ж.-Ж Руссо, И.Г. Гердера, Г.Э. Лессинга, О. Конта, Г. Спенсера,,Э; Дюркгейма, К. Маркса, К. Поппера,1 других социальных мыслителей. При рассмотрении теории технократической революции диссертант обращался к работам Т. Веблена,. У. Липпмана, Дж. Бернхэма, других экономистов и социальных мыслителей. Концепции Ш Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса. Л. Фейербаха, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, . А. Камю, Э. Дюркгейма. и др: составляют методологическую основу анализа; проблемы воли. Теоретической базой для исследования элитистских концепций-Уэллса с і или работы Платона, Сенеки, Фомы Аквинского, Пико делла Мирандолы. Т. Гоббса, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, Г. Лебона, В: Парето, Г. Моски, Р. Михельса, и других социальных мыслителей. При анализе концепций социальной- инженерии диссертант обращался к работам представителей социополитического утопизма: и исследователей; утопии и утопического: Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона, Мі Бернери, Дж. Герцлера, К. Каутского, А. Кирхенгейма, А. Свентоховского, Ж. Сореля, П;-Ж. Прудона, К. Мангейма, Р. Миллса, Д. Рисмена, Л. Мэмфорда, К. Поппера и других.

Методологическим принципом исследования: является системный анализ. Данное исследование опирается на антропокосмический способ

миропонимания, согласно которому мир рассматривается как единое целое, находящееся в процессе саморазвития. Человек при этом является активным участником глобального процесса мировой самоорганизации. Особенности антропокосмического миропонимания- требуют при решении проблем использовать методологический принцип: системного подхода к концепции эволюционизма. В анализе мировоззренческих концепций используется метод сопоставления, метод аналогий;

Познавательная; парадигма как, бы «суммирует» картину мира, содержащую не только понятия, идеи, законы, но и представления, предпочтения, ценности. Этот субъективный слой проявляется; в способе и характере видения мира; как; целого, понимания и интерпретации. Такой подход определяет идеологическую І окрашенность, мировоззренческую сосіавляющую парадигмы. Картина мира является не исключительно научной,, а интегративной, включающей мировоззренческие компоненты, следовательно, всю систему человеческих проявлений.

Научная и практическая ценность. Теоретическая значимость работы заключается во введении в отечественный научный оборот терминов и определений, предложенных Гербертом Уэллсом, его концепций и методов; На сегодняшние день остается непереведенными на русский язык абсолютное большинство научных работ Уэллса и посвященных им исследований, поэтому данная работа: поможет, отечественным ученым? открыть для себя; общефилософские и социально-философские, а также политологические и іеорегико-социологические идеи Герберта Уэллса.

Практическая ценность диссертации заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы для подготовки спецкурсов, лекций, семинаров по философским вопросам естествознания, этики, социальной философии.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации! были; изложены в публикациях; автора. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры социальной; философии 1 ноября 2004 года и кафедры зарубежной философии; 11 апреля 2005 года. Отдельные исследовательские приемы.

использованные в данной диссертации, были описаны в докладе и вынесены на обсуждение на Международной научно-теоретической конференции «Дни науки-2002» в Киеве 14-16 апреля 2002 года.

Структура настоящей работы определена задачами исследования. Диссертация включает в себя введение, главу I, включающую пять параграфов, главу II (три параграфа), заключение и библиографический список.

Природа и человек в философии Уэллса

Одним из важнейших пунктов в философских построениях Герберта Уэллса является проблема взаимоотношений природы и человека.

В истории философии понятие природы; чаще всего появляется; в двух аспектах: во-первых, в противопоставлении природы (естественного начала) и культуры (искусственного начала), во-вторых, в противопоставлении природы и духа.

Греческие софисты выдвинули на первый план различие между тем что существует по природе (преимущества в силе, ловкости, красоте), и тем, что существует условно, то есть социальным. Ко второй области относилась мораль и нормы, регулирующие социальную; жизнь. В ином виде различие между природным и условным было понято Сократом и развито киниками: нравственность, поскольку она добываема естественным разумом человека, они относили к природе, а культуру признавали ненужной. В средние века идеяі естественной нравственности отошла на второй план. Позднее; идея; противопоставления «естественного состояния» (Ж.-Ж. Руссо) культуре вновь стала популярной, она достигла наибольшего распространения в XVIII столетии.

Противопоставление природы и духа проистекает из учения Платона о двух мирах, природном и идеальном. Этот подход, воспринятый; христианством, получил широкое распространение в эпоху Средневековья.

В философии Нового времени дуализм сохранился. У Декарта различение идеального космоса и природной действительности сведено к двум- началам: к мыслящей субстанции; (началу духовного бытия) и: протяженной субстанции (природному началу). Этот дуализм, ограниченный, но не упраздненный в учениях Спинозы и Лейбница, с конца XVIII в. уступил свое господствующее положение в философии; двойному дуализму Канта: природа как мир: познаваемых в опыте явлений: противопоставлена миру «вещей в себе», а природный закон необходимости - нравственному закону свободы.

Кантианский дуализм постепенно упраздняется Фихте (природа -отрицательная граница ДЛЯІнравственной деятельности Я) и Гегелем (природа - «отпадение от себя» абсолютной: идеи, необходимое для: возвращения?ее к самой себе в духе). Позднейшая- философия: Шеллинга также представляет собой попытку синтеза духовного и физического в человеке и мире.

В конце 1840-х годов началось бурное развитие: наук о природе. Геологическая теория: Ч. Лайеля («Основы геологии», 1830-1833), археологические и палеонтологические открытия, а также эволюционные исследования Э. Геккеля ш Т.Г. Хаксли подготовили; почву для» научной революции, для распространения; теории трансформизма; Ч. Дарвина («Происхождение видов путем естественного отбора», 1859);

Герберт Уэллс в? 1884-1887 годах, будучи- студентом, слушал курс: Томаса Хаксли1 по эволюционной биологии. «Изучение зоологии в то время, -писал впоследствии1 Уэллс, - складывалось из системы, тонких, строгих и поразительно значительных опытов. Это были: поиски и осмысление основополагающих фактов. Год. который я провел в ученичестве у Хаксли., дал для моего образования больше, чем любой другой год моей жизни»".

Методы биологии остались для Уэллса олицетворением научного метода как такового. В 1930 году Герберт Уэллс в соавторстве со своим, сыном Джорджем (впоследствии профессором зоологии Лондонского университета и членом Королевского общества) и Джулианом Хаксли1 опубликован фундаментальный труд «Наука жизни», излагающий историю жизни на планете. Незадолго до смерти Уэллс защитил докторскую диссертацию по биологии".

«Во Вселенной существует порядок,, - утверждач герой книги «Мир Уильяма Клиссольда», - есть закон, внутренний и неумолимый закон, который существует помимо нашей воли»3. Среди условий, определяющих: судьбу биологических видов, Уэллс выделяет два, которые человечество не в состоянии ни изменить, ни игнорировать. Это закон изменчивости и закон адаптации.

Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются:-неопределенная изменчивость - наследственно обусловленное разнообразие организмов популяции любого вида, борьба за существование, в ходе которой гибнут или четраняются от размножения менее приспособленные организмы, и естественный отбор — выживание более приспособленных особей; в результате которого накапливаются и суммируются полезные наследственные изменения и возникают новые адаптации.

Дарвин опроверг миф о неизменных видах: без естественного отбора природа не смогла бы существовать. Для Уэллса изменчивость вовсе не означала предопределенность прогресса вида. Логическое следствие из закона изменчивости таково: человек не может позволить природе изменять себя по ее прихоти. Уэллс видел в постоянном и целенаправленном изменении человеком своей природы путь спасения Homo sapiens- от дегенерации; и вымирания. Он изменяет, себя с помощью разума,, ему и дана «интеллектуальная; гибкость» как инструмент адаптации способность к целенаправленной изменчивости, т.е. прогрессу. «Адаптироваться или погибнуть, - писал Уэллс: о природе в 1939 году, - вот неумолимый закон жизни для всех ее детей» . Любой вызов, от эпидемии чумы до глобального кризиса XX века, человек должен встретить успешной адаптацией. Успешная адаптация означает выживание.человечества и;увеличение его мощи. Неудача - вымирание. На биологическом уровне современный-кризис цивилизации кажется Уэллсу не более,, но и не менее;серьезным,, чем балансирование на грани жизни и смерти в истории; любого биологического вида. Человек - это продукт эволюции и, как биологический: вид, он остается объектом законов биологии::«Человек преуспевает или страдаетотдействия этих законов. ... Нет причины верить в то, что природа пристрастна по отношению к человеку более..чем по отношению к ихтиозавру или птеродактилю»".

Французский философ Ж.-Ж. Руссо считал, что человек - излюбленное дитя; природы, она сама даст ему все недостающее. Герберт Уэллс отвергает мысль о привилегированности нашего положения на планете. Природа не заботится о Homo sapiens более,,чем о других видах. У нас нет повода думать, что интеллект и духовные силы, которыми, случилось обладать человеку, являются: наиболее значительными-из всего, на что способна Земляк. Поэтому человеку приходится всецело? полагаться на; свои силы.

Теория прогресса в философии Герберта Уэллса

Теория общественного прогресса занимает важнейшее место в истории социально-философской мысли. Ключевую роль она играет и в построениях Герберта Уэллса. Теория прогресса настаивает на том, что история имеет смысл: она доказывает конечное тождество причинной закономерности и разумной целесообразности; ставит своей: целью раскрытие высшего разума (он одновременно и трансцендентен, и имманентен истории), раскрытие плана истории, ее цели, движения к этой цели и форм движения.

Линеарность в культурном символизме античности присутствовала, но в специфическом виде - как последовательное удаление, неизбежный отход от ценностей и идеалов так называемого золотого века. То есть это был не прогресс, а регресс. Стоит отметить, что у мыслителей античности можно отыскать некоторые элементы теории прогресса. Например, Демокрит, Эпикур, а также Протагор и другие софисты описывали движение человечества от звероподобного состояния к цивилизованному. Однако концепции прогресса античность не знала. Не знали ее и средневековые мыслители.

Вполне идея общественного прогресса оформилась в XVIII веке1. В естествознании-. Нового времени появилась идея развития, она была использована для объективизации понятия, прогресса путем его сближения с естественнонаучным развитием. Ж.-Б. Ламарк (1744-1829), автор концепции эволюции, трактовал ее как процесс усложнения организации живых организмов. Эту направленность эволюции он объяснял имманентным сіремлением всего живого к прогрессу, присущим жизни как; таковой. На вершине оказывался человек - цель эволюции и мерило совершенства.

В 1749 году английский философ Д. Хартли в работе; «Замечания о человеке, его теле, его долге и видах на будущее» определил одно из направлений прогресса как прогресс нравственности от себялюбия к самопожертвованию . Этический: прогресс в понимании просветителей был одним из течений в потоке прогресса, неотделимым от остального потока. Впоследствии философы стали рассматривать моральный прогресс отдельно о г материального3. Вопрос об этическом прогрессе занял важное место в построениях Г.Э. Лессинга (1729-1781). В 1780 году он опубликовал тезисы «Воспитание рода человеческого». Мыслитель рассматривает историю как поступательное движение к универсальному гуманизму. Общество будущего, по Лессингу.. - это свободное от принуждения общество, в котором повелевает разум4.

Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) выдвинул идею о том, что общественная жизнь, как и природа, подчиняется естественным законам, независимым от Бога. Итогом прогресса-должно было стать совершенное государственное устройство. Человеческий род, по А.-Р. Тюрго (1727-1781), есть целое. Этим задается основание для; возможности всемирной истории, единство в совершенствовании человечества. Жак-Анри Кондорсе (1743-1794), автор «Эскиза исторической (картины прогресса человеческого разума», видел прогресс в переходе от предрассудков и религии к культу Разума, от абсолютизма — к республике, от сословного общества - к эгалитарному.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825), объясняя развитие общества сменой господствующих философских, религиозных и научных идей, полагал, что определяющее значение: в; истории имеют экономическая деятельность, людей, соответствующие ей: формы собственности и классы. Каждое общество постепенно развивает свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха-созидательная («органическая») сменяется разрушительной («критической»), ведущей к построению более высокого общественного строя. Прогресс - это поступательное движение человечества от низших форм к высшим: от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству; затем; переход к христианству и феодально-сословному строю. В- XV веке наступила новая; «критическая» эпоха, связанная с развитием капитализма и научного мировоззрения.

Размышления Сен-Симона; предвосхитили построения? Огюста Конта (1798-1857). По Конту, человеческий разум начинает с создания: теологических понятий; затем заменяет их метафизикой, следом; переходит к научному познанию, основанному не на: поиске отвлеченных сущностей, а связи фактов.- Прогресс по Конту состоит, во-первых, в развитии промышленности и «позитивных» знаний, во-вторых, в стремлении гуманистического начала в человеке восторжествовать над животным.

Огюст Конт, по словам Уэллса, «сознавал, подобно всем нам. что старый социальный порядок рушится; и, весьма поверхностно и неполно проанализировав силы, его подрывающие, набросал план нового, столь же общества». Согласно концепции Конта, «человечество некогда пребывало в неподвижности, оно, так сказать, чинно и воспитанно сидело на месте: затем его растревожили и заставили шевелиться, но пройдет срок и оно доберется: до своего нового места, расположенного повыше, в реорганизованном позитивистами, обществе, и снова» усядется, на него, культурное и счастливое»".

Концепция Конта вызвала немало возражений; Джон С. Милль отмечал, что «не удается подметить никакой; научной связи -между его теоретическим объяснением прошедшего1 прогресса: общества и его планами будущего совершенствования»3. Герберт Спенсер (1820-1903), отвергая; как умозрительное представление о разуме как движущей силе морального прогресса, в целом воспринял систему Конта. Спенсер писал в первом томе: «Опытов научных, политических и философских» о том, что «закон органического прогресса естьг закон всякого прогресса. Касается ли дело развития Земли или развития жизни на ее поверхности, развития общества, государственного управления, промышленности, торговли,- языка, литературы, науки или искусства, - всюду происходит то жесамое развитие простого в сложное через ряд дифференцирований. Начиная от первых сколько-нибудь заметных изменений и до последних результатов цивилизации мы находим, что превращение однородного в разнородное есть именно то явление, в котором заключается сущность прогресса»4.

Образование, его роль и принципы

В сложности человеческого организма и социума заключены стихийные силы, столь же грозные и разрушительные, как силы природы. Герберт Уэллс увидел в этих условиях необходимость борьбы с биологической и социальной стихийностью и самоорганизации человечества. В ходе эволюции человечество получило орудия самоорганизации: язык, идеи, нормы.

Уэллс отстаивал научный подход к языку как инструменту мышления и общения, благодаря которому человек стал человеком. Как земля сохранила предметы материальной культуры, по которым можно проследить процесс формирования человечества, так и язык сохранил следы религиозных и идеологических представлений народов на разных стадиях их развития. Изучение языка открыло в XX веке целые направления в философии, истории и других отраслях науки.

Другое орудие самоорганизации - идея. Она всегда является организационной схемой, выступает ли в виде технического правила. научного знания или художественной концепции, выражена ли она словами, знаками или образами искусства. Идея техническая- прямо координирует совместный труд людей; научная - делает то же самое более косвенно ив более широком масштабе; идея художественная воспитывает человека и служит средством социальной адаптации.

По словам Герберта Уэллса, все, что предпринимают индивиды и социальные группы, является результатом; инстинктивных мотивов; возникающих как реакция на идеи, которые книги, газеты и школьные учителя вложили в головы людей. ВСЯЇ история; человечества, это история; идей1. Уэллс писал: «Единственная реальность в жизни человека- мысли. Она всегда была и всегда будет. Мы - ментальное объединение нашей деятельности. Теология и религия, философия, наука, воображение, пропаганда и обучение.— это основные элементы, на которых строится вся целенаправленная деятельность, взаимодействие и достижения в материальной сфере. Насилие и насильственное его предотвращение - все это реализация идей. Бомба- это целый комплекс воплощенных мыслей. ... Жить - значит мыслить, совершать осознанные действия - мыслить действием»".

Мысль о том, что «мнения правят миром»-Уэллс заимствовал, по-видимому, у французских просветителей XVIII столетия,, например, П. Гольбаха и К.-А. Гельвеция. Они склонялись к тому, чтобы предоставить критически мыслящим, людям право конструировать идеальные модели общества и предлагать этимодели для широкого обсуждения. Мысль о том, что единственной детерминантой социальных процессов, являются идеи (идеалистический монизм), вряд ли верна. Человеческая история представляет собой сложный и многогранный процесс, и его нельзя редуцировать к какому-либо одному фактору общественного: развития: материальному (например, К. Маркс), географическому (LUi-JL Монтескье) или духовному (Г.В.Ф. Гегель, О. Конт и F. Уэллс).

Следует отметить, что Уэллс подчеркивал также значение техники в общественном развитии. Он писал, что в XIX столетии произошла настоящая революция в материальных условиях человеческого существования: «изобретения и открытия настолько изменили;мир и природу коммуникаций на земном шаре, что расстояния, формально разделявшие государства и народы, составляющие человечество, в настоящее время практически устранены. В то же время; технический; рост был настолько силен, а человеческая энергия; освободилась настолько, что возможности человека сотрудничать или враждовать с другими людьми»1. Теперь мы. живем «в мире крошечных стран, которые держат в своих руках огромные силы, способные вызвать всеобщую гибель»". Однако Уэллс все-таки отдавал первенство духовному фактору развития.

Уэллс говорил, что средства: связи «уничтожили» географические расстояния, а революция в системе- образования сможет устранить умственную дистанцию между людьми3. Он настаивал на том, что переустройство общества зависит от проведения в мировых масштабах радикальной образовательной реформы. Идеологией этой реформы должно стать достижение общечеловеческого единства и учреждение Мирового государства: если мы хотим, чтобы мир был единым, полагал Уэллс, то и должны думать о нем как о чем-то целом4. До тех же пор, пока умы людей не будут должным образом подготовлены к тому, чтобы стать гражданами мира, разрозненные усилия исправить ситуацию обречены на провал. Уэллс писал: «Я не верю, что мировое государство, мировой порядок может воцариться без предварительного достижения мысленного космополиса»1.

История человечества становится похожей на «гонку между образованием и катастрофой»"". Перед человечеством стоит дилемма: либо люди наконец усвоят, что должны стремиться в взаимопониманию и единству, либо разразится катастрофа.

Понятие «образование» включает в себя процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования от поколения к поколению передаются знания и духовные богатства, усваиваются результаты познания, отраженного в науке, технике и искусстве, происходит развитие индивидуальных способностей человека. Образование -это основное средство приобщения человека к культуре.

Уэллс утверждал, что образование должно отвечать нескольким целям. Во-первых, развитию индивидуальных способностей, во-вторых, развитию личности и самопознанию, в-третьих, передаче знаний, чтобы утвердить в сознании индивида научный взгляд на мир и видение человеческой истории в возможно более широкой перспективе, а также специальному техническому обучению, необходимому для того, чтобы индивид мог сыграть свою роль в драме человеческого рода"\ «Сущность работы учителя, - писал Уэллс, -заключается в подготовке молодых умов к осознанию своей общности с расовым разумом». Предложенные Гербертом Уэллсом планы реорганизации системы образования можно разделить на несколько этапов. Первый из них - всесторонняя критика существующей системы образования".

Второй этап - просвещение. В 1920-1932 годах Герберт Уэллс опубликовал три обширных труда по разным отраслям знания. По мнению Уэллса, человек, вооруженный этими книгами, содержащими основные сведения по биологии и: социальным; наукам, будет подготовлен к реалиям XX века и - главное - к грядущему мировому порядку по Уэллсу1.

«Очерк истории» Уэллса был опубликован в 1920 году2. Идея; этой книги появилась в 1917-1919тодах в ходе работы Уэллса и его коллег над проектом І Лиги Наций3. В 1919 году Уэллс недолгое время; принимал активное участие в деятельности Лиги, быстро разочаровавшись в том, что она способна объединить человечество. Время показало, что Уэллс был нрав: Лига Наций оказалась неспособной предотвратить ни вооруженные конфликты конца 1930-х: годов, ни; Вторую Мировую войну. Позднее Герберт Уэллс говорил об основателях Лиги Наций: как о людях с негибким умом, пытающихся разрешить проблемы двадцатого века, следуя принципам девятнадцатого.

Уэллс начал «Очерк...» с предположения о том, что человеческие сообщества проходят в своем; развитии через; повторяющиеся циклы роста и упадка. Каждое общество обязано своим существованием правящей творческой элите, достаточно сообразительной, чтобы находить адекватные ответы на вызовы природы и истории. Каждый вызов; должен быть встречен успешной І адаптацией к изменившимся: условиям существования. Общество, управляемое творческой элитой, Уэллс называет «сообществом воли».

«Открытый заговор»: революционный проект Уэллса

Наступление утопии, по мнению Герберта Уэллса, достижимо только после мировой революции. А подготовка революции немыслима без изменения массового сознания, без «интеллектуальной консолидации» человечества. Поэтому Уэллс в конце 1920-х годов приступил к разработке революционного проекта. Следует отметить, что революция, о которой говорил Уэллс, не смогла бы удовлетворить последователей Карла Маркса или Жоржа Сореля: смена власти, по мысли английского мыслителя, должна произойти; легальным путем. Применение насилия, поскольку старые правительства вряд ли добровольно расстанутся с властью, Уэллс не одобрял и допускал лишь в исключительных случаях1.

Убежденность Герберта Уэллса в превосходстве коллективной воли над индивидуальной привела его к неприятию демократии. Для него имела значение победа гуманистической сущности в человеке над низшей, животной природой. Уэллс рассматривал индивидов, социальные институты, идеи через призму их пользы (или бесполезности) для победы человечества над хаосом. Люди далеко не равны по своим человеческим качествам (интеллекту, отваге, способности к самопожертвованию),, рассуждал Уэллс. Подавляющее их большинство лениво, эгоистично и неразумно.

По мнению Уэллса; демократия; губительна для вида Homo sapiens1. Герберт Уэллс писал в книге «Предвидениях о воздействии прогресса механики,и науки на человеческую жизнь и мысль»: «Демократическая;идея: коренится:в представительстве. Правительство преимущественно избирается,, п каждый правитель - это делегат и исполнитель народной воли, по крайней мере, в теории. Но в= демократической; теории- подразумевается, что такая: вещь, как народная: воля,. действительно существует и что: это- есть; сумма желаний всех граждан в общественных делах... Демократическая: теория? является или теорией этической, в соответствии: с: которой отсутствие согласия со стороны управляемых составляет несправедливость,, или же политическим компромиссом - формой политической власти, как иные полагают, наименее вредной для общественных интересов» \

Многие современники Уэллса - Парето, Ортега-и-Рассет,. Сантаяна, Т.С. Элиот и другие - критиковали неспособность масс к управлению государством1» Скептическое отношение к демократии («учению о непогрешимости общественного мнения; в отличие от бесспорной неспособности к здравому суждению отдельного человека») осталось у Уэллса до самой: смерти: «Я? не знаки ни одного выборного демократического правительства, которое не могло бы быть ниспровергнуто в пять минут... Ни люди, ни права их не могут быть одинаковыми,, а главное, минимум или максимум общего счастья лишь косвенно зависит от общественной власти, и мы видим, что народ, безропотно принимающий от своего правительства жестокие: страдания, свергает его, возмутившись, по самой- ничтожной причине»".

В: 1932 году Уэллс опубликовал книгу, озаглавленную «После демократии»3,, а в работе «Облик грядущего» писал, что демократия; изначально была естественной? идеологией: капитализма, реакцией на; феодальное.неравенство, которая:сделала: из «простонародья» «таинственное симпатичное существо, почти Бога, чьим алтарем: была трибуна на. предвыборном; митинге.; а оракулом - ящик:для; голосования». На? практике: «простолюдин» стал извинением: капиталистическому грабежу, войнам и? безответственному правительству. Правители «отмахивались от любого нового... предложения, оправдываясь тем, что их функция - чистое представительство. За ними ощущается:., присутствие безвольной массы их божества — Избирателя,, легко обращаемого в панику и яростно сопротивляющегося любым новым энергичным и радикальным мерам, легко гнушающегося патриотической чепухе, пугливого, легко склоняющегося к войне»1.

Отрицательная сторона демократии проявляется в культурной нивелировке. Общество порождает то, что позднее Герберт Маркузе назовет «одномерным человеком». Эта; одномерность оборачивается тиранией большинства и крахом толерантности. Поэтому Уэллс отказался от демократии в пользу своеобразного элитизма, сделавшись сторонником «аристократии духа». Интеллигентное меньшинство, осознающее угрозу человечеству, посредством просвещения должно сформировать в сознании большинства новый взгляд на жизнь, в основе которого - не личный интерес, но «творческое служение» человечеству. Уэллс называл этот процесс «творческой1 революцией». Здесь, становится заметным отличие: концепции Уэллса от идей Карла Маркса: Уэллс делает ставку не на массы, а на элиту. «Компетентным восприемником- власти» должна стать интеллектуальная: элита, связанная с наукой, техникой, экономикой". Новый мир, описываемый Уэллсом, «предстает в виде общества, построенного до известной степени на аристократических началах» .

В начале XX века Уэллса занимал вопрос «духовных средств», способных поднять политическую философию на качественно иной уровень, чем тот. на котором находились элитистские доктрины в его время, но было бы большой ошибкой считать Герберта Уэллса проповедником фашизма4. Например, в построениях Уэллса нет и намека на Fuhrerprinzip. Уэллс вообще не признавал избранности «великих людей».

Похожие диссертации на Философия Герберта Уэллса