Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Иманкулов, Дж.Р.

Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре
<
Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иманкулов, Дж.Р.. Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре : Дис. ... канд. искусствоведение : 17.00.01.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

I. ГЛАВА. Начало пути Шервая проба сил. Роль бытовой и социальной драмы в творчестве М.Рыскулова. Процесс формирования актерской личности. 1936-1945 гг.) 13

II. ГЛАВА. Новый этап (Драматургия социалистического реализма в развитии актерского мастерства М.Рыскулова. 1945-1950 гг.). 36

III. ГЛАВА. Освоение классики (Актерские вершины М.Рыскулова - важная веха в развитии киргизского драматического театра. 1950-1974 гг.) 74

Заключение 119

Список использованной литературы 145

Список театральных ролей 156

Фильмография 160

Введение к работе

Основываясь на строгом научном анализе состояния социалистической культуры В.И.Ленин следил и мгновенно подхватывал, творчески обосновывал политически заострял новые, едва намечавшиеся ростки молодого советского искусства. В беседе с Кларой Цеткин Владимир Ильич подчеркивал, что "для того чтобы искусство могло приблизиться к народу и народ к искусству, мы должны сначала поднять общий образовательный и культурный уровень".

Только на почве широкого народного образования и воспитания трудящихся масс, указывал В.И.Ленин может вырасти новое великое коммунистическое искусство, которое создаст форму соответственно- своему содержанию.

Выполняя ленинские указания Коммунистическая партия и Советское правительство сразу же взяли твердый курс на раскрепощение трудящихся, на их просвещение и преодоление старых пережитков, взглядов и нравов, всестороннее гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры.

Одной из сторон в решении этой проблемы было создание театра и подготовка театральных кадров.

В процессе становления и развития Киргизского советского театра всегда острой и волнующей была проблема привлечения в труппу актеров, обладающих необходимыми знаниями, или, говоря точнее, умеющих читать и писать, без участия которых театр не смог бы жить творческой полноценной жизнью.

Для того чтобы осуществить ленинские идеи "партия боролась за искусство, отвечающее потребностям и целям революции и революционного народа. Борьбу приходилось вести в условиях войны, блокады, нищеты, неграмотности и крайнего недостатка худонест-венной интеллигенции, хотя бы в общих чертах представляющей, каким должно быть новое искусство и где начинается заповедная дорога к нему. Эта борьба осложнялась тем, что от имени власти и народа отдельные художественные направления и школы провоз-глашали себя единственно верными".

Трудности - не раз вставали и на пути развития Киргизского театра. Но они были постепенно преодолены и ныне Киргизский драматический театр сверкает ярким созвездием актерских талантов. Далеко за пределами нашей республики известны имена народных артисток СССР Б.Кыдыкеевой, Д.Куюковой, народных артистов Киргизской ССР С.Джаманова, С.Джумадылова, С.Кумушалие-вой, Дк.Сейдахматовой, Г.Дулатовой и многих других.

Однако театр и сегодня должен помнить как малограмотные, голодные, оборванные батраки и бедняки, у которых скромен был быт, скуден обед, но они стойко сражались с пьесой в руках и некоторые из них, как Хамза Хаким-Заде Ниязи, пали смертью героев, иные, участвуя в идеологических боях, создавали художественную летопись времени.

По мере того, как законы Советского государства установили полное равноправие народам бывших восточных окраин России и открыли невиданные до этого, возможности в области экономической, политической и культурной жизни, росло и развивалось профессиональное искусство в регионах которое до революции так же, как и письменная литература, находилось в зачаточном состоянии. Архивные материалы и многочисленные исторические документы показывают что уже в начале 1918 года в Туркестанской Советской республике самодеятельное театральное искусство приобрело такое широкое распространение, которое пробудило массы трудящихся к творчеству.

Дело не только в том, что в силу исторически сложившихся особенностей социально-экономического строя киргизского народа наибольшее развитие получили такие виды искусства, как декоративно-прикладное, устное песенно-поэтическое и музыкальное творчество и потому Советская Киргизия не имела в наследии даже сколько-нибудь организованного самодеятельного коллектива. Не было ни одной пьесы на киргизском языке.

Если учесть, что "не только для широких масс коренного населения, но и для многих ответственных работников, стоящих в то время во главе правительства Киргизской автономной области, вопрос о национальном искусстве и национальном театре был совершенно неясен и приходилось вопрос об оформлении искусства разъяснять чуть ли не каждому работнику в отдельности, то станет вполне понятным при каких тяжелых условиях приходилось насаждать.

Но несмотря на все трудности, в 1926 году делала свои первые шаги Киргизская театральная студия, которая предшествовала созданию в республике профессионального театра.

Далеко шагнуло театральное искусство советского Киргизста-на. Рожденный пролетарской революцией Киргизский драматический театр достиг ныне рассвета, сохранив в своем творчестве всю прелесть многокрасочного искусства своей Родины, воскрешая картины ее прошлого и отражая ее борьбу за счастливую будущность.

Театр, всегда живший интересами своего народа, стремился к одной цели: путем органического освоения творческих достижений других народов СССР и, в первую очередь, реализма русской театральной культуры содействовать созданию большого искусства нашей эпохи. Эта благородная задача театра сплотила одаренных киргизских актеров разных поколений и разных творческих индивидуальностей.

- Нельзя без волнения говорить о той высокой миссии, которая выпала на долю актеров и актрис Киргизского театра. Каждый раз, перелистывая их биографии, мы убеждаемся, что жизнь их была подвижничеством во имя искусства, что они были авангардом могучих народных дарований, пробужденных от векового сна величайшими событиями истории - Великой Октябрьской Социалистической революцией и рождением новой социалистической формации.

Юноша пешком проходит путь от далекого Чаека до Фрунзе в поисках театра - это народный артист СССР Муратбек Рыскулов, который с первых творческих шагов и до конца дней своих предстает перед нами как художник широкого диапазона, воодушевленный мечтами о расцвете и возрождении независимой, свободной Родины.

Говорят, что история выдвигает необычайные трудности, требует героизма, жертв от тех, кто первыми прокладывает дороги прогресса. Б ряду деятелей киргизской культуры М.Рыскулов принадлежит к тем, кто сумел за свою недолгую жизнь (65 лет) сыграть громадную роль в родной истории, несмотря на то, что знаменем его актерского творчества служило вовсе не "академическое" образование. Продолжая лучшие традиции народного искусства и русского театра, он в своих образах с огромной силой реалистического обобщения воссоздает важнейшие события истории Советского государства, воплощает передовые идеи эпохи.

М.Рыскулов - это самобытное, редкое и яркое явление в развитии киргизского драматического театра и национального актерского искусства, которого трудно с кем-нибудь сравнить. Его главная особенность - удивительная творческая интуиция, понимание сложных театральных процессов и их зрелищных комплексов как-то сразу и всеобъемлюще, улавливание творческих связей, строгое логическое мышление. Он умел и любил работать, думать и обобщать

Его соратник, жена, постоянный партнер по сцене, народная артистка Киргизской ССР С.Кумушалиева рассказывает, что к М. Рыскулову нельзя было, просто так, подойти и попросить посоветоваться о работе над ролью. Он мог рекомендовать лишь область художественного исследования, обрести душевную твердость, просто и мудро формировать идейные убеждения и нравственные позиции актера, выкристализовыватъ его мировоззрение, но конкретное направление того, как достичь глубокого драматизма на сцене - не давал.

Жизнь, творчество, судьба М.Рыскулова почти полностью были связаны с Киргизским государственным ордена Трудового Красного Знамени академическим театром драмы, на сцене которого он прошел путь от актера массовки до выдающегося мастера,, современности.

От первого выхода в массовой сцене спектакля "Ревизор" Гоголя до шекспировского Короля Лира и Грибоедовского Фамусова им создана целая галерея самых различных образов в произведениях киргизских и других советских авторов, русских и зарубежных классиков.

Он был первым исполнителем ведущих ролей в большинстве новых пьес киргизских драматургов. Для него специально писали свои произведения: Аалы Токомбаев, Касымалы Джантошев, Кубаныч-бек Маликов, Токтоболот Абдумомунов и др. Свою лучшую пьесу от - 10 дал ему на суд покойный Райкан Шукурбеков. Ему посвятил свою первую пьесу драматург Бексултан Джакиев. А такие персонажи из пьес киргизских писателей, как Джайэктош, Тейитбек, Акылбек, Эшкожо, Уметалы, Макечал и другие, надолго запомнились зрителям в исполнении М.Рыскулова.

Всеобщее признание получили его работы над ролями бессмертных героев мирового театра: Городничего, Отелло, Булычева, Короля Лира, Фамусова. Образ Короля Лира стал вершиной его творчества, итогом многолетних плодотворных поисков и раздумий. М.Рыску-лову выпало счастье в числе выдающихся исполнителей шекспировских творений побывать на родине великого драматурга в дни празднования его 400-летнего юбилея.

Напряженная творческая работа М.Рыскулова была неотрывна от его кипучей общественной деятельности. Он много ездил, выступал, делился опытом, встречался с разными людьми, участвовал в различного рода мероприятиях. М.Рыскулов состоял членом и председателем жюри многих творческих смотров, был участником пленумов, съездов ЦК КПСС и Компартии Киргизии, депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, являлся членом Комитета по Ленинским и государственным премиям СССР в области литературы и искусства. Долгие годы до самой кончины он бессменно возглавлял Киргизское театральное общество, ему присуждена была Государственная премия Киргизской ССР им.Токтогула.

Но, участвуя в самых различных по характеру областях общественной жизни, М.Рыскулов всегда помнил, что он актер, творец, от которого ждали все новых и новых открытий. Потому-то он был постоянно в творческом поиске, упорно и настойчиво готовил себя к встрече с новыми героями, со зрителями.

При этом следует заметить, что в разработку этой темы значительный вклад внес кандидат искусствоведения ДМ.Брудный, автор книги "Муратбек Рыскулов" (М., ВТО, 1974 г. 6,9 п.л.). Интерес представляют и брошюры, статьи кандидата искусствоведения Б.Джумабаева и др. деятелей, работающих в сфере искусства. Однако, нельзя не учитывать того обстоятельства, что найдя соответствующее отражение в литературе, творчество 1,1.Рыскулова еще не стало предметом специального научного исследования. Данная работа представляет собой первую в киргизском театроведении попытку исследовать творчество М.Рыскулова. 

В течение длительного времени диссертант занимался монографическим исследованием творчества Рыскулова. Впервые книга о Рыскулове была выпущена автором настоящего исследования в 1968 году. Она называлась "Муратбек Рыскулов народный артист СССР". (Фр.,"Кыргызстан", объем 6,4-3 п.л.). Книга не претендовала на всеобъемлющий анализ творческого пути артиста, в ней были упущены некоторые стороны артистической биографии Рыскулова, в частности, отсутствовала глава о его работе в кино.

Свой второй труд "Наш Муратбек" (Фр., "Кыргызстан", объем 10,2 п.л.) соискатель опубликовал в 1970 году. В третьем, значительно переработанном и дополненном издании, которое вышло в том же издательстве под названием "Биздин Муратбек" (на киргизском языке объем 10 п.л.) в 1977 году, творчество артиста представлено более полно, хотя автор и не считает свою работу исчерпывающей.

Особый и весьма важный раздел в диссертации занимают новые задачи перед наукой, литературой и искусством, поставленные ХХУІ съездом КПСС. Изучение всего разнородного, порой противоречивого материала по творчеству М.Рыскулова, использованного в диссертации (исследовании киргизских и русских советских ученых - историков, филологов, философов, театроведов; статьи, рецензии, архивные материалы, воспоминания и высказывания актеров, драматургов, писателей, личные наблюдения, а также беседы с покойным М.Рыскуловым), пронизано единым принципом - принципом марксистско-ленинской методологии.  

Начало пути Шервая проба сил. Роль бытовой и социальной драмы в творчестве М.Рыскулова. Процесс формирования актерской личности. 1936-1945 гг.)

Муратбек Рыекулов родился в 1909 году в маленькой деревушке Карой (ныне колхоз имени Ленина) Джумгальского района Тянь-Шаньской области в семье бедного крестьянина.

В детстве он очень рано испытал горечь лишений. Его отцу приходилось трудно - надо было прокормить восьмерых детей и старшие, чтобы хоть немного облегчить участь отца, вынуждены были работать у бая. Начал с этого и Муратбек. Суровая действительность многому научила его, выработала настойчивость и трудолюбие, закалила характер, дала неисчерпаемый запас наблюдений, разнообразных впечатлений. Как это пригодилось потом артисту.

В те дни животноводы Джумгала не имели ни малейшего представления о театре, зато любили песни и музыку. Любознательного мальчика невозможно было удержать от увлечения поэзией. Он мог часами слушать рассказы старого манасчи Кулмамбета о героических днях Манаса, Саметая и Сейтека, о трагической любви своего деда Болота к красавице Ак-Мёёр. Как гласило предание, его дед был участником событий, легших в основу этой поэтической драмы, до сих пор любимой в народе.

Любовь к устному творчеству, зародившаяся в душе мальчика, прошла через всю его жизнь.

Октябрь 1917 года принес счастье жителям далекой Джумгаль-ской долины. С каждым днем идеи Великого Октября все глубже входили в жизнь маленького аила Карой. Уходили в прошлое унижение и бесправие, утверждались в борьбе новые идеи и представления. Молодому человеку можно было теперь думать о том, куда и с кем идти, кем быть, перед ним открылись неизведанные пути к науке и знаниям, к любой профессии.

Рыскулов поначалу работал в колхозе, но в 1935 году в судьбе его произошла перемена. В аил на каникулы из столичного города Фрунзе стали возвращаться студенты - сверстники Муратбека. Они с увлечением рассказывали о городской жизни. А житель того же аила режиссер Отунчу Сарбагишев поведал своим землякам о работе актеров, о волшебной силе сценического искусства. Все жители аила с восхищением поглядывали на задорных юнцов, пришедших словно из другого мира. Это захватило Муратбека. Ему тоже захотелось попробовать свои,силы, увидеть неведомый город, необыкновенных людей, найти свое настоящее призвание. Муратбек пешком отправился в город за сотни верст от родного аила. Очень скудные познания юноши лишили его возможности поступить сразу на учебу. Не попав ни в техникум, ни в школу, он все-таки не вернулся домой. Чтобы заработать на жизнь, Муратбек поступает рабочим на стройку, потом пробует себя в различных профессиях. Постепенно юноша с Тянь-Шаня становится горожанином. Немало волнующих событий того периода было в жизни артиста. Многие потом забылись. Но вот первый увиденный им спектакль со всеми подробностями врезался в память Муратбека на всю жизнь. Это был "Карачач" К.Джантошева. - Открылся занавес, - вспоминает Рыскулов, - и вышли артисты. Они просто говорили, ходили, смеялись. Но все это было настолько необычайно и вместе с тем настолько правдиво, что трогало сердца даже искушенных и умудренных жизненным опытом людей. А для меня совершилось настоящее чудо. Я увидел Театр. С той поры меня неудержимо тянуло на сцену.. В один из теплых весенних дней 1936 года Рыскулов встретился с ведущими деятелями киргизского искусства Аширалы Бота-лиевым, Аманкулом Куттубаевым и покойным Касымалы Эшимбековым, которые и сыграли решающую роль в его жизни, заронив в душу сельского паренька страстную любовь к театру, которая и привела его на сцену. Творческая жизнь Муратбека Рыскулова началась в тот самый счастливый период, когда страна вступила в новую фазу - фазу завершения строительства социалистического общества. Киргизия из автономной республики была преобразована в Союзную. Б культурной жизни Киргизии также происходили коренные изменения. Начали работать филармония и театр юного зрителя. А коллектив Киргизского драматического театра в это время накапливал силы, совершенствовал мастерство. Именно в то время, в тридцатые годы, были заложены основы дальнейшего развития киргизской культуры. Забота партии и правительства помогла расцвету молодых талантов. Б их числе был и Рыскулов. Б тот день, когда Муратбек переступил порог Киргизского театра, вся труппа усиленно работала над комедией Гоголя "Ревизор". Постановщик спектакля В.Я.Васильев (тогда режиссер Фрунзенского Русского драматического театра, потом народный артист Киргизской ССР, режиссер Киргизского академического ордена Ленина театра оперы и балета), не взглянув на вошедшего робкого парня, встретил его словами: "Пока блесни в массовке, а там посмотрим". Получив первую роль, Муратбек не сразу почувствовал себя артистом. Столько возникло у него вопросов, соображений, опасений и надежд. Муратбек был всего-навсего участником массовки в заключительной сцене комедии "Ревизор". Но репетиции все ке захватили его. Молодой артист дневал и ночевал в театре. Постепенно, изо дня в день накапливались впечатления от репетиций, дававшие ему толчок для самостоятельной работы над этюдами, начинавшие будить его творческое воображение. И хотя премьера спектакля "Ревизор" весной 1936 года в Киргизском драматическом театре не стала событием, все же этот не очень удачный спектакль оказал несомненное влияние на творчество Рыскулова, а также на развитие киргизской драматургии. В частности, молодой драматург Райкан Шукурбеков под влиянием "Ревизора" написал комедию "Дкапалак Джатпасов".

Новый этап (Драматургия социалистического реализма в развитии актерского мастерства М.Рыскулова. 1945-1950 гг.).

В послевоенный сезон I94-5-I946 года наметилось некоторое отставание Киргизского драматического театра. В эти годы в его репертуаре наряду с классическими спектаклями "Двенадцатая ночь" и "Ревизор" шли лучшие фолъклорно-исторические постановки "Кур-манбек" и "Джаныл", но спектакли, показывающие интересные, живые характеры современника, отсутствовали. "Драматурги, не замечая прекрасной, цветущей жизни своей республики, передовых людей современности в их творческом порыве", во всем величии их душевных качеств, увлекались очень узким кругом проблем, уделяя большое внимание негативным явлениям жизни.. Но весь ход истории советского общества, партийные решения по идеологическим вопросам, самые передовые идеи современности, вооружающие наших писателей верным пониманием происходящих событий, наконец, всемирно-историческая победа нашего государства над гитлеровской Германией - все это обусловливало переход к новому этапу в развитии советского театра. Драматургам предстояло стать неутомимыми, страстными певцами сегодняшнего и завтрашнего дня и гневными обличителями всего косного, отсталого, что мешало советским людям строить светлое будущее. Призыв партии создавать яркие, полноценные произведения о жизни советских людей оказал влияние и на работу Киргизского драматического театра. В его репертуарный план были включены переводные пьесы русских и украинских авторов. Животрепещущие вопросы советской действительности стали разрабатываться глубже, вдумчивее, с большим художественным вкусом. Этш помогло театру создать ряд значительных и актуальных по теме спектаклей. Указания партии помогли его коллективу с подлинно партийных позиций подойти к подбору драматических произведений, предъявить к авторам пьес повышенные требования.

На киргизской сцене появились такие современные пьесы, как "Сотворение мира" Н.Погодина, "Русский вопрос" К.Симонова, "Особняк в переулке" братьев Тур, инсценировка Н.Охлопкова "Молодая гвардия" по роману А.Фадеева, "Калиновая роща" А.Корнейчука. Продолжалась работа над новыми произведениями киргизских драматургов: "Кумдуу чап" ("Песчаное плоскогорье") и "Курман" Т.Аб-думомунова, "Менин айлым" ("Мой аил") Р.Шукурбекова, "Баатыр-дын колу" ("Тропа героя") А.Свистунова и Р.Шукурбекова, "Биз баягы эмесбиз" ("Мы не те, что были") К.Маликова и А.Куттуба-ева.

Во всех этих спектаклях был занят М.Рыскулов. Как и всякого советского актера и гражданина, живущего заботами и тревогами нашей беспокойной эпохи, М.Рыскулова всегда привлекала задача создать образ современника, борца и строителя, человека, думающего и умеющего претворять свои мысли в величественные дела. Драматургический материал не всегда давал актеру такую возможность.. Герои на сцене порой выглядели менее яркими и интересными, чем те, которых видел Рыскулов в жизни, вокруг себя. Однако актер не прекращал постоянного поиска современного героя, способ- ного взволновать умы и сердца зрителей.

Одной из первых таких работ стала роль коммуниста Валько в инсценировке Н.Охлопкова романа А.Фадеева "Молодая гвардия". Киргизский драматический театр поставил ее в январе 1948 года. В памяти народа были тогда особенно свежи события героических военных лет. Осмысление войны, преодоление ее последствий и борьба против угрозы новой войны - вот что занимало советских людей в первые послевоенные годы. И образ замечательного коммуниста Валько не мог не быть им созвучным в тот трудный период, когда страна возрождалась из руин.

М.Рыскулов нашел для этого героического образа точное пластическое решение. Сцену смерти Валько актер воспринял как сцену бессмертия и торжества его нравственных и философских идей. Его Валько не умирал, он продолжал звать людей к подвигу.

Прочитав так роль Валько, М.Рыскулов как бы развивал на киргизской сцене лучшие традиции революционного романтизма в советском театре, заложенные еще "Бронепоездом 14-69" и "Оптимистической трагедией".

Интересной в цикле ролей современников, сыгранных М.Рыску-ловым, явилась работа над образом старого шшенера-геолога Бондарева в пьесе Т.Абдумомунова "Кумдуу чап" ("Песчаное плоскогорье"), поставленной театром в апреле 1947 года. Это была первая в киргизской драматургии пьеса, отражающая трудовые будни рабочего класса и молодой интеллигенции республики. Драма Абдумомунова и ее интерпретация во многих отношениях оставляли желать лучшего. Основной ее конфликт носил черты, характерные для целого цикла пьес того периода, которые позднее были определены в литературоведении и театроведении как "производственные". Область отношений между людьми мало затрагивалась автором "Кумдуу чап", проблематика ее носила несколько утилитарный характер, затрагивая вопросы производства. И все же для актеров пьеса представляла интерес, ибо она непосредственно отражала современную им жизнь.

М.Рыскулов сыграл в этой драме роль человека, прототип которого был ему хорошо знаком. Прообразом Бондарева был академик Скрябин, председатель Киргизского филиала Академии наук. Это знакомство дало актеру возможность наполнить схематический образ живыми штрихами и деталями. Кроме того, артисту довелось наблюдать самому жизнь геологов-поисковиков, разведывающих нефтеносные районы. Он сумел передать человеческое обаяние, незаурядность натуры, острый ум и тонкий юмор - все, что было потенциально заложено автором пьесы в образе старого геолога, лучшего представителя русской советской интеллигенции, помогающего молодым киргизским коллегам.

Совершенно в ином облике предстал зрителям М.Рыскулов в пьесе Р.Шукурбекова "Ленин айлым" ("Мой аил"), которую театр показал весной 194-8 года. Исполнив роль бездельника Рысбека, отлынивающего от работы в колхозе, актер еще раз проявил важную особенность своего дарования - способность воссоздать на сцене чисто комедийные характеры.

Освоение классики (Актерские вершины М.Рыскулова - важная веха в развитии киргизского драматического театра. 1950-1974 гг.)

Работа над произведениями русских и зарубежных классиков стала важнейшим этапом в развитии молодого киргизского театрального искусства. Эти пьесы давали исключительно богатый материал для создания психологически сложных, жизненно правдивых характеров. На них театральный коллектив учился основам актерского мастерства и реализма.

Ярким свидетельством этого явились подготовленные коллективом Киргизского драматического театра постановки пьес А.Островского "Не все коту масленица" (1945 г.), "Бесприданница" (1951 г.), "Гроза" (1958 г.). Драматургия А.Островского открывает возможности не только перед начинающими актерами, но и перед мастерами сцены, пробующими свои силы в сценическом воплощении шедевров мировой классики. Самыми примечательными в этих спектаклях являются роли Ипполита, Кнурова, Дикого, исполненные Рыскуловым.

Эти спектакли показали, как плодотворно влияет работа над классикой на рост мастерства киргизских актеров, в частности Рыскулова. Особенно интересна и значительна была трактовка Рыскуловым образа Дикого в "Грозе". На декаде литературы и искусства Киргизии в Москве в 1958 г. эта его работа пользовалась заслуженным успехом. Но, пожалуй, для становления и роста Киргизского театра ни одна постановка классического произведения не сыграла такой исключительной роли, как работа над гоголевским "Ревизором". Театр четыре раза возвращался к бессмертной комедии. К пьесам Гоголя, особенно к "Ревизору", национальные театры обращаются охотно. "Ревизор" интернационален, он давно стал достоянием всего человечества. И вместе с тем каждая нация находит в нем свое, характерное. На это указывал, например, артист Казахского драматического театра К.Куанышбаев. "Я стремился связать тему "Ревизора" со знакомыми мне фактами прошлой жизни казахского народа" - писал он.1 И действительно, факты, аналогичные тем, что высмеиваются в комедии, бытуют в кизни каждого народа. Но национальный, в частности киргизский театр, обращается к бессмертной комедии главным образом для того, чтобы постичь глубину русского реалистического искусства и на этой надежной основе двигаться дальше. Работа режиссера А.Свистунова над "Ревизором" помогла профессиональному росту киргизских актеров. Спектакль был поставлен в 1946 г., а в 1952 г. был восстановлен к 100-летию со дня смерти Н.Гоголя. Уже самый состав участников спектакля, сложившийся из ярких разносторонних актерских индивидуальностей, дал возможность постановщику глубоко раскрыть бесконечно разнообразные гоголевские характеры. М.Рыскулов по замыслу Свистунова должен был играть Городничего. Это предложение отвечало горячему желанию артиста. Это было именно то, чего не хватало ему в предыдущих постановках, когда не доставало простора и широты для полного слияния актерской мысли и темперамента с цельными и глубокими образами реалистической пьесы. Исполняя отрицательные роли в пьесах киргизских авторов ("Кайгылуу Какей", "Алтын Кыз", "Аджал ордуна", "Анар", "Кур-манбек"), М.Рыскулов развил в себе такие актерские качества, которые позволяли воплощать на сцене образы жестоких и властолюбивых баев. И чем сильнее передавал М.Рыскулов внутреннюю экспрессию исполняемых им ролей, тем полнее и ярче раскрывался основной конфликт пьесы. В ранее сыгранных ролях герои Рыскулова были грубы, сильны и напористы, но все же далеки от столь крупного,хитрого и ловкого мошенника, как Городничий. И чтобы обладать всей необходимой актерской палитрой для этой совсем новой для него работы, М.Рыскулову предстояло многому научиться. Нужно также учесть еще одно немаловажное обстоятельство. Порою, обладая большим талантом и не меньшим трудолюбием, актер не может достичь желаемых результатов. Это происходит потому, что театр - искусство коллективное. Успех исполнителя главной роли зависит от общего уровня подготовленности всех участников спектакля, от ансамбля. К.С.Станиславский резко выступал против гастролерства отдельных, даже очень крупных актеров. И действительно ли киргизский театр был подготовлен к работе над "Ревизором"? Не было ли риска в том, что М.Рыскулов приступил к работе над ролью Городничего? Несмотря на то, что за дату возникновения Киргизского государственного театра обычно принимают 1930 год, с тех пор коллектив театра постоянно менялся и, конечно, решение им больших постановочных задач, связанных с работой над "Ревизором" было проблематичным. Об этом периоде критик О.Олидор писал в журнале "Театр": "Тенденция к схематической, поверхностной трактовке образов существовала в этом театре (Киргизском. - Дж.И.) в течение долгого времени. Она является результатом... отсутствия подлинного мастерства (подчеркнуто мною. - Дж.И.). В прошлом театр не раз терпел неудачи: вместо преодоления слабостей некоторых пьес, усугублял их, вместо углубленного раскрытия образов ограничивался внешним, иллюстративным пересказом драматургического материала."1

Похожие диссертации на Творчество народного артиста СССР Муратбека Рыскулова. К проблеме становления и развития реализма в киргизском драматическом театре