Введение к работе
І.
В конце ХХ-начале XXI вв. романы, повести, рассказы В.В.Набокова инсценировались не однажды. Театральные практики пытались создать сценические версии текстов писателя. Современный театр ищет способы интерпретирования литературных приёмов Набокова. Устремления самых разных режиссёров по отношению к Набокову - это желание сделать его репертуарным автором.
С точки зрения воплощения на сцене проза Набокова находится в более выигрышном положении, чем драматургия. Драматург Владимир Набоков российскому зрителю известен в меньшей степени.
Близость прозаических произведений Набокова «условиям сцены» делает правомерной постановку вопроса: что «театрального» находит театр в набоковской прозе? Игровой характер текстов В.В.Набокова был и является предметом изучения серьёзных исследователей, отечественных и зарубежных. В основном - литературоведов и филологов. В театроведении проблема театральности прозы Набокова специально не рассматривалась.
Актуальность диссертации.
Актуальность работы состоит в определении природы театральности прозаических и драматических произведений В.В.Набокова, вызвавших интерес современных театральных режиссёров. В связи с этим назрела необходимость исследовать взгляды писателя на театр и драматургию и осмыслить опыт освоения творчества писателя русским театром конца XX -начала XXI века.
Степень научной разработанности.
Изучение творчества Набокова российскими и зарубежными исследователями, в большинстве своем - литературоведами, ведется по следующим основным тематическим направлениям:
биография писателя (эмиграция, взаимоотношения с внешним миром, мировоззрение);
метафизический смысл произведений Набокова-два мира: реальный и ирреальный (двоемирие), инобытие как особая форма ирреального мира;
связь писателя с русской и западной литературой (Набоков и
Пушкин, Набоков и Гоголь, Набоков и Серебряный век, Набоков и
Гофман, Набоков и Кафка);
- игровые возможности текста: исследование литературных приёмов
Набокова, анализ особенностей его игровой поэтики.
Начало изучению творчества писателя положил В.Ходассвич. Отмечая оригинальность таланта молодого Сирина-Набокова и новизну его стиля, Ходасевич (в статье «О Сирине», 1938г.1) обратил внимание на особый интерес к проблемам формы. Отмеченные Ходасевичем литературные приёмы близки режиссёрским приёмам «театра в театре».
Интерес к теме «Набоков и театр» нашёл отражение в литературоведческих статьях, посвященных отдельным игровым приёмам писателя в прозе, и исследованиях, анализирующих особенности его поздней драматургии («Событие», 1938, «Изобретение вальса», 1938). Этим произведениям посвящены работы Ив.Толстого2, А.Бабикова3, Н.Семёновой4. Исследования, раскрывающие своеобразие драматургии В.В.Набокова, немногочисленны5. Наиболее полное издание пьес писателя - «Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме» - вышло только в 2008 г. Здесь А.Бабиковым дан обстоятельный анализ драматургии Набокова в целом6.
Элементы театральности прозаических произведений анализировались в работах А.Долинина7, О.Сконечной8, Л.Дьячковской9, С.Сендеровича и Е. Шварц'0, Г.Хасинаи, Н.Владимировой12, А.Кафидовой13.
1 Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. - Нью-Йорк, 1954. - С.249.
2 Толстой Ив. Набоков и его театральное наследие // Набоков В. Пьесы. М.., 1990.- С.5-42
3 Бабиков А «Событие» и самое главное в драматической концепции В.В.Набокова// В.В.Набоков: Proet
contra. T.2. -Спб., 2001. - C.55S-586.
4 Семенова Н. О «двуголосии» в драме «Событие» В.Набокова // Драма и театр. Вып. IV. Тверь, 2002.- С.204-
210.
5 Паламарчук П. Театр Владимира Набокова // Дон. - 1990. - №7. - С. 147-153;Старк В. Воскресение господина
Морна // Звезда. - 1997.- №4. - С.6-8; Барабгарло Г. Сверкающий обруч. О движущей силе у Набокова. — Спб.,
2003. - С.232-262.
6 Бабиков А. Изобретение театра // Владимир Набоков. Трагедия господина Морна. Пьесы. Лекции о драме. -
Спб. - 2008.- С.5-42. Далее - Владимир Набоков. Трагедия господина...
Долинин А. Набоков и Блок // Тезисы докладов научной конференции «Ал.Блок и русский постсимволизм». Тарту, 1991.-С.36-44.
8 Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова//Звезда. - 1996. - №11.-С.207-214; Она же.
«Отчаяние» В.Набокова и «Мелкий бес» Ф.Сологуба//В.В.Набоков. Pro et contra. -Спб., 2001. -С. 520-531.
9 Дьячковская Л. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» // В.В.Набоков. Pro et contra. -
Спб., 2001.-С. 605-715.
Сендерович С, Шварц Е. Набоковскии парадокс о еврее // Парадоксы русской литературы. - Спб., 2001 -С.299-317.
11 Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В.Набокова - М,- Спб., 2001. - C.7-I0.
12 Владимирова Н. Куклы и кукольность в литературе XX века. (Проза В.Набокова) // Некалендарный XX век.
Вып. 2. - Великий Новгород, 2003. - С.184-192.
Ії Кафидова Н. Проблема театральности прозы В.Набокова // Литература и театр. Материалы международной научно-практической конференции. - Самара, 2006. - С.274 -280.
При интенсивно продолжающемся изучении отдельных признаков и черт театральности в набоковской прозе («Картофельный эльф», «Случай из жизни»; «Король, дама, валет»; «Лолита», «Приглашение на казнь») театральность творчества Набокова как целостная система, включающая и его прозу, и драмы, не рассматривалась. Лишь в упомянутом полном собрании пьес Бабиков уделил особое внимание вопросу тематического единства творчества Набокова14.
В монографиях и статьях о метафизике Набокова (В.Александров15, М.Шульман16, А.Медведев'7, О.Воронина18) затрагивалась тема двоемирия как инварианта существования двух реальностей: жизни и искусства.
Театральный опыт постановок произведений писателя отражен в рецензионной критике. В конце 1980-х-начале 1990-х годов в России вышло несколько статей, посвященных спектаклям «Событие» и «Изобретение Вальса» и постановкам прозы19.
Попытка обобщить опыт первых спектаклей была предпринята в 1992 году филологом И.Багратиони-Мухранели20.
Методологические и теоретические основы исследования.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды видных, как российских, так и зарубежных, литературоведов, филологов, театроведов, культурологов, а также исследователей жизни и творчества В.В.Набокова: В.Александрова, А.Бабикова, И.Багратиони-Мухранели, Б.Бойда, М.Буткевича, А.Долинина, ЮЛевина, БЛюбимова, С.Сендеровича и Е.Шварц, Е.Сидорова, Р.Тименчика, Ив.Толстого, Э.Филда.
Диссертант использовал комплексный подход в изучении материала: герменевтический анализ текста и сравнительный анализ (при сопоставлении текстов Набокова с их сценическими версиями). Автор опирался на труды Ю. Лотмана «Театр и театральность в строе культуры начала XIX века»,
1 «Границы между прозой, поэзией, драмой, научными штудиями были у Набокова довольно прозрачны, что позволяло ему называть себя «поэтом прозы», писать роман в форме комментария к поэме и обдумывать замысел «романа в форме пьесы» // Владимир Набоков. Трагедия господина... С.6-7
15 Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. - Спб., 1999.
16 Шульман М. Набоков, писатель. - М., 1998.
17 Медведев А.Перехитрить Набокова//Иностранная литература. - 1999. -№12. -С.96-124.
18 Воронина О. «Игра миров» и художественная реальность: Онтологическая проблематика в творчестве
В.В.Набокова// Набоковский вестник. Набоков и Серебряный век. №6. - Спб., 2001. - С. 156-166,
19 Тименчик Р. Читаем Набокова: «Изобретение Вальса» в постановке А.Шапиро // Родник. - 1988. - №5.-С47;
ШиховцевЕ. Театр Набокова//Театр. - 1988. - №5.-С. 165-190; Залыгин С. Театральный Набоков // Новый
мир. - 1989. -№2.-С58; Ив.Толстой. Набоков. Обзор постановок// Звезда. - 1989. - №7- С.36-42.
2а Багратиони-Мухранели И. По направлению к Набокову // Театр. - 1992. - №2.-С.72-81.
«Куклы в системе культуры» и В..Хализева «Драма как явление искусства» . Для осмысления термина «игра» были использованы некоторые положения книги Й.Хейзинги «Homo Ludens»22. В определении понятия «театр для себя» основой послужила работа Н.Евреинова «Театр для себя»' .
Объект исследования - романы Набокова («Защита Лужина», «Король, дама, валет», «Отчаяние», «Камера обскура», «Приглашение на казнь», автобиографическая повесть «Другие берега»), драматургическое наследие (пьесы «Смерть», «Дедушка», «Полюс», «Трагедия господина Морна», «Событие», «Изобретение Вальса»), эссе «Ремесло драматурга» и «Трагедия трагедии», в которых отразились взгляды Набокова на театр. Объектом исследования являются также наиболее репертуарные спектакли («Приглашение на казнь», «Картофельный эльф», «Изобретение Вальса», «Камера обскура» и некоторые другие, осуществленные на русской сцене в конце XX - начале XXI века.
Предмет исследования - особенности приёмов визуализации в произведениях Набокова, с помощью которых автор превращает прозаический текст в «спектакль», а читателя в «зрителя»24. Это - актёрство персонажей, мизансценирование, костюмировка, гримировка, декорирование пространства, масочность, кукольность, театральное освещение.
Цель и задачи исследования.
Целью исследования является анализ игровых приёмов в текстах Набокова.
Задача исследования - выявление истоков театральности прозы Набокова, рассмотрение его актёрского опыта и опыта работы в разных драматических формах: от малых пьес в стихах, сценок для кабаре до трагедии и крупных драм, особенностей пьес писателя, а также его взглядов на театр и драматургию. С другой стороны, диссертант ставил перед собой задачу проанализировать сценические трактовки прозаических произведений
20 Лотман Ю. Избранные статьи. Т.1. - Таллинн, 1992. -С. 148-160,269-286, 377-380, 413-423.
ХализевВ. Драма как явление искусства. М.,1978. Хализев пишет о театральности : «Театральность - это жестикуляция и ведение речи, осуществляемые в расчёте на публичный, массовый эффект, своего рода гипербола «обычного» человеческого поведения, порой присутствующая в самой жизни. Она является антиподом камерной замкнутости и невыразительности форм действия» (СА).
Хейзинга И. Homo Ludens. Человек играющий. - M., 2003. 23 Евреинов Н. Театр для себя. Ч. 1.-СП6., 1911.
В романе «Отчаяние» Набоков сформулировал свое «театральное кредо» следующим образом: «Высшая мечта писателя: превратить читателя в зрителя».
Набокова российскими режиссерами, начавшими осваивать «театр Набокова» в конце 1980-х годов.
Научная новизна исследования.
Впервые на значительном по объёму материале прозы В.Набокова сделана попытка определить театральность его творчества в целом.
Впервые автобиографическая повесть «Другие берега» рассматривается как ключевое произведение, в котором скрыты истоки мизансценического дарования (выражение Ив. Толстого) писателя, его «режиссерский» расчёт на визуальное восприятие своих текстов.
Впервые предпринята попытка определения узловых положений теоретических взглядов В.В.Набокова на театр и драматургию.
Впервые в театроведческий обиход в качестве источниковедческих материалов вводятся лекции «Трагедия трагедии», «Ремесло драматурга» (обе -1941) и интервью Набокова А. Аппслю (1966). В этих документах писатель высказал собственную точку зрения на театральное искусство и искусство драматурга, на драму как зрелище, которое будет создаваться «искусством постановки», то есть режиссёром.
Впервые исследуется своеобразие поэтических драм 1920-х годов В.Сирина («Смерть», 1923; «Дедушка», 1923; «Полюс», 1923).
Впервые предлагается подход к пьесам Набокова (ранним и поздним) как целостному явлению, связанному с его прозой тематически и функционально, на уровне сценических приёмов.
Впервые сделана попытка аналитического театроведческого обзора наиболее заметных спектаклей по произведениям писателя, начиная с 1988 года и заканчивая началом 2000-х годов.
Апробация исследования.
Диссертация обсуждалась на заседаниях Отдела театра в Государственном институте искусствознания и была рекомендована к защите. Основные положения исследования представлены автором в докладах на конференциях: «Науки о культуре - шаг в XXI век», ежегодная конференция молодых учёных, РИК, 2002 год и «Русское зарубежье: проблемы искусства и искусствознания. 1917-1939», ГИИ, 2005 год. Материалы выступлений опубликованы в сборниках по итогам конференций. Основные положения диссертации
использовались автором в курсе лекций по теме: «Театральность прозы и режиссёрская инсценировка» в Брянском колледже искусств в 2002 году.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использовать собранный и проанализированный материал для дальнейшей работы современного театра над постановками произведений Набокова. Диссертация может стать пособием для лекционных курсов в программе обучения режиссёров, актёров, сценографов, театроведов, а также при проведении специальных семинаров, посвященных изучению творчества Набокова.
Структура работы.
Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии и Приложения.