Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Акилов Нурулла Балтабаевич

Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов
<
Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Акилов Нурулла Балтабаевич. Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов : ил РГБ ОД 61:85-17/102

Содержание к диссертации

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3 -20

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ЧЕРТЫ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ 21 -72

DIABA ВТОРАЯ

ХАРАКТЕР ГЕРОЯ И НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ 73 -137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138 -147

СШСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 148 -159

Введение к работе

Советская драматургия и театр двух последних десятилетий, как и прежде, отражают наиболее характерное и значительное в нашей действительности. В лучших драматических произведениях о современности показывается морально-политическое единство советского народа во всем многообразии его проявлений в различных областях общественной жизни. Высоко развитое чувство ответственности перед коллективом, перед народом за свой труд, умение оценивать этот труд с государственной точки зрения, кровная заинтересованность во всем, что связано с продвижением общества вперед, умение тесно сочетать личные интересы с общими - вот яркое выражение этого единства в нравственном облике, в психологии человека наших дней.

Советское сценическое искусство всесторонне, в разных формах показывает борьбу нового со старым, страстное утверждение передового, новаторского. Эти качества лучших произведений говорят о последовательной и упорной борьбе драматургии и театра за претворение в жизнь идеалов Коммунистической партии, исторических решений ее Центрального Комитета по идеологическим вопросам, в основе которых лежит требование всемерно сближать искусство с жизнью, повышать его воспитательную роль.

Жизнь по законам развитого социализма, коммунизма преобразует сознательный, мировоззренчески стойкий, общественный человек.

Формирование нового человека-не только важная цель, но и обязательное условие, особенно на современном этапе дальнейшего движения советского общества вперед по пути социализма и коммуни-

_ 4 -стического строительства. Новый человек - это истинный герой современности. Современная тема в литературе и искусстве социалистического реализма является поэтому наиважнейшей.

История развития советской многонациональной художественной культуры свидетельствует, что все большие, подлинно новаторские достижения в области литературы и искусства связаны с отражением в их произведениях объективных процессов советской действительности и в первую очередь - процесса рождения и формирования нового положительного героя. Это отражение в большой мере обуславливает воспитательное значение художественной культуры, в силу чего она столь активно участвует в становлении и развитии лучших черт советского человека - его патриотизма и интернационализма, его действенной гражданской позиции, рождаемой убежденностью в правоте коммунистических идей, слияния в его характере и поступках личных и общественных интересов. Главным образом благодаря такому прямому участию художественной культуры в воспитании личности социалистического типа и действует закономерность, проявляющаяся в том, что по мере продвижения нашего общества вперед роль литературы и искусства повышается.

Коммунистическая партия, руководя жизнью советского общества, постоянно заботится, чтобы эта закономерность все более углублялась. Не случайно в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", нацеленных на воспитание подрастающих поколений, одобренных апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, указано: "Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками,

- 5 -моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения .

Оценивая вклад советской художественной культуры в социали-. стическое строительство, ХХУІ съезд КПСС отмечал: "Бесспорны успехи творческих работников в создании ярких образов наших современников. Они волнуют людей, вызывают споры, заставляют задумы-ваться о настоящем и будущем .

Обобщая этот вклад за более длительный период, как бы подводя итог полувековой деятельности в связи с юбилеем писательской организации, товарищ К.У.Черненко подчеркнул: "Помогая партии воспитывать людей в коммунистическом духе, формировать подлинно советский характер, наши литература, искусство многое сделали, чтобы раскрыть природу такого характера, чтобы создать правдивые, полнокровные образы людей, беззаветно преданных народу, социализ-му, воплощающих героику строительства нового мира" .

Понятно, что эти высокие оценки относятся ко всей советской многонациональной художественной культуре, в том числе - узбекской. Исключительный интерес представляет здесь опыт театра, особенно драматического, в силу его специфики - его способности отражать жизнь, ее характеры и конфликты посредством действия, возникающего в процессе игры актера перед зрителем.

ХХУІ съезд КПСС поставил перед искусством новые задачи, призвал к созданию произведений, активно вторгающихся в существо

самых_важных_пробдем, которыми живет советское общество. Искусст-

1 "Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических
Республик", 18 апреля 1984 года, стр.300.

2 Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУІ съезду Коммунистической партии Со
ветского Союза и очередные задачи партии в области внешней и внуя-
ренней политики. Политиздат, М., 1981, стр.83.

К.У.Черненко. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализ-' ма. Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сентября 1984 года. Политиздат, М., 1984, стр.9.

во осуществляет эту свою миссию. Современные лучшие пьесы потому и волнуют зрителей, что они злободневны. Характер современного героя стал в них многообразнее, он выглядит духовно богаче.

Это оказало весьма благотворное влияние на сцену, обогатив ее не только идейно, а и художественно, открыв простор новым творческим исканиям. Один из наиболее вдумчивых критиков 60-х -70-х годов не случайно отметил, что нынешний театр "языком подлинного чувства и поэтической метафоры стал рассказывать о жизни и человеке куда больше и полнее, чем действуя только одним способом - последовательно жизнеподобным или условно метафорическим .

Органическое единство человека и его дела является в советской драматургии и спектаклей последнего времени главной идейной основой создания характера современного героя, занятого возведением промышленных объектов, индустриализацией сельского хозяйства, видящего свои долг и радость в труде. Обращаясь к характеру человека труда и воспроизводя его на сцене, драматурги и театр исходят из того требования времени, что главным содержанием искусства и впредь должно быть высокохудожественное отражение действительности наших дней, характера советского человека во всем богатстве его духовной жизни и созидательной деятельности.

В утверждении положительного - характера советского чедовека-видят свою первоочередную задачу сегодня театры страны. Насыщенность их репертуара современными пьесами, их жизнеутверждающий характер, пропагандистская страстность, горячая публицистическая взволнованность в отображении положительного начала в образе жизни социалистического общества - все это как нельзя лучше отвечает духовным и эстетическим, гражданским и этическим потребностям современного зрителя. Бояджиев Г.Н. В чем новая сила сцены? "Театр", № 3, стр.32.

_ 7 _

Активный интерес именно к такому репертуару проявили и актеры. Силой своего таланта, вдохновения, патриотических чувств они вовлекают зрителей в атмосферу бурной советской действительности. Они воспламеняют зрелые и молодые сердца героической романтикой, тем самым помогая партии воспитывать новые поколения в духе высокого патриотизма, социалистического интернационализма.

Новые и новаторские грани в творчестве актеров и режиссеров можно скорее всего определить, безусловно тогда, когда театр создает спектакли на материале современной советской драматургии. В этом случае образы советских людей, характеризуемых нравственной красотой человека-борца сами по себе помогают тем, кто стремится воплотить их в искусстве.

Вот почему так важно использовать возможности, даваемые драматургией на современные темы с образами передовых героев наших дней. Вот почему важно мобилизовать творческие возможности, мировоззренческую силу советских актеров, естественно тяготеющих к воплощению таких образов. С этих позиций судя, мы вправе сказать: иной взгляд на сегодняшние задачи искусства уводит его в сторону от главного пути социалистического реализма. Не случайно на июньском /1983г./ Пленуме ЦК КПСС в докладе товарища К.У.Черненко получили столь отрицательную оценку произведения, в которых "под пером некоторых авторов на первый план выступают порой лишь неудавшиеся судьбы, жизненные неурядицы, этакие развинченные, ноющие персонажи. А человек, особенно молодой, нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убежденность, трудолюбие и мужество. И таких героев не надо выдумывать, они рядом с нами" .

* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. Политиздат, М., 1983, стр.47-48.

Как в театр каждого из советских народов, в узбекский театр новое содержание входило с 60-х годов вместе с современной драматургией и, прежде всего, с узбекской пьесой.

Узбекская драматургия прошла к этому времени большой путь развития, накопив ценный идейно-художественный опыт. Ее развитие, активное формирование проходило в годы гражданской войны, в ожесточенной борьбе против классовых врагов. И в те ранние годы, и в последующие периоды она в лучших своих произведениях откликалась на все главнейшие перемены в обществе, на главные события жизни, и можно сказать поэтому, что в ней последовательно отражены основные, наиболее важные этапы социалистического строительства в республике.

История узбекской советской драматургии - это яркое и зримое воспроизведение истории, весьма напряженной, острой борьбы против феодальной и буржуазной морали за утверждение передовых социалистических идеалов. За шестьдесят с лишним лет своего становления и развития, узбекская советская драматургия создала целую галерею ярких образов - характеров передовых представителей узбекского народа. В них драматурги стремились с наибольшей полнотой запечатлеть идейно-нравственный облик своих современников, показать человека в действии. Поэтому слово "современник" приобрело в данном случае особый, глубокий смысл.

Во все периоды, актерское искусство Узбекистана прочно опиралось на великое учение реформатора русской сцены К.С.Станиславского. Можно без преувеличения сказать, что в этом учении актеры узбекского театра черпали существенные моменты для своего собственно-национального творчества с одной стороны, а с другой, общая для всего советского театрального искусства система К.С.Станиславского, закономерно явилась фундаментом для дальнейшего развития

- 9 -узбекского театра. Еще на заре развития многих национальных театров Станиславский писал: "Пусть каждая нация, каждая народность отражает в искусстве свои самые тончайшие национальные краски и особенности. Пусть в этом раскрывается душа каждого из народов" . А далее он замечал: "Хорошая национальная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная хорошими актерами ее нации лучше вскрывает душу народа"*.

В 60-е - 80-е г.г. на узбекской сцене создается целый ряд интересных спектаклей на современные темы. Постановки двух ведущих столичных национальных коллективов - Академического театра им.Хамзы и "йп Гвардия" - открыли новые грани таланта, творческих возможностей и устремлений деятелей узбекского театра. В целом ряде актерских работ этого периода обнаруживается свежий взгляд на современную действительность, точность и обобщенность в разработке характера современного героя, дальнейшее определение концепции личности героя наших дней. Многосложная и разносторонняя жизнь современного героя оказывается главным объектом при сценическом истолковании его характера узбекским театром.

Многие лучшие работы узбекских актеров над образами современников, как из национальной драматургии, так и переводной, доказали неоспоримость того факта, что человеческая жизнь, развитие и формирование характера героя должны быть показаны в процессе и в многообразии качеств натуры героя. Актеры так же стремятся к тому, чтобы не только продемонстрировать характер, но и объяснить его. Во многих актерских работах герой предстает как личность яркая, незаурядная, которая может послужить примером и

образцом_для подражания. 1 "Известия", 1936, 29 мая.

* К.С.Станиславский. Собр.соч. в восьми томах, т.6, М.искусство, 1959, с.343.

В узбекской драматургии 60-х - 80-х г.г. внимание ее авторов привлекает нравственный аспект жизнедеятельности героев. Единство личной и общественной жизни - вот, что характерно для основных жанров национальной драматургии - бытовой комедии, психологической драмы, В них наиболее полно и убедительно показывается человек сегодняшних дней, с его сложным внутренним миром. Как правдивый исследователь жизни и ее активный участник, узбекский театр воспевает в духовном облике советского человека его неустанное творчество жизни. В искусстве узбекского театра настойчиво решается проблема создания и художественно полноценного гармонического образа - положительного героя. Своеобразие произведения и спектакля, сверхзадача роли и актеров, смыкается через материал драматурга. Театр говорит зрителю то слово, которое актеру, как гражданину и советскому художнику, уже хочется самому высказать от себя. В этой внутренней гармонии и рождается нужный образ. Творчество актеров направлено на то, чтобы в реалистическом художественном образе сказать правду о тех, кто осуществляет в наше время заветные мечты человечества. С большим чувством ответственности подходят узбекские актеры и к созданию образов отрицательных персонажей. Сценический прием, которым в этих целях пользуются исполнители и прост, и сложен, и труден. Актеры показывают, что существование рядом с нами людей иных "жизненных установок" - современных мещан, стяжателей, бюрократов, лицемеров явление враждебное нашему времени, нашим людям. Такая трактовка "отрицательного образа" сообщает всему спектаклю глубокое, философское содержание.

Идеи большого человеколюбия составляют органическую сущность искусства социалистического реализма. И они же, идеи советского гуманизма, обязывают узбекских актеров к беспощадному срыванию

- II -

масок, к разоблачению средствами сцены всех тех, кто мешает развитию нашего общества. Узбекские актеры хорошо понимают, что они, как и драматурги, должны находиться в передовых рядах народа, указывая ему верную дорогу поступатешьного развития. Отображая лучшие и передовые качества современных советских людей, раскрывая перед ними завтрашний день, узбекские актеры видят свою миссию в том, чтобы воспитывать зрителей, вооруткать их идейно, духовно, воспитывать их нравственность. Умение показать жизнь в ее развитии, умение увидеть и воспроизвести новое в сегодняшнем дне, характеризуют состояние узбекского театра на нынешнем этапе развития.

В современном советском театре, в том числе и узбекском, серьезное внимание уделяется молодежной тематике. На советской сцене конца 60-х - середины 70-х годов спектакли о молодом современнике представлены не меньше, если не больше, нежели в предшествующие года.

В узбекском театре тема молодого современника находит свое прямое воплощение в спектаклях театра "Em гвардия". Молодой герой оказывается главным объектом драматургов и театра. С помощью его образов театр решает многие насущные проблемы времени. Через судьбу героя, через его отношение к жизни и помыслы театр имеет возможность ощутить контуры будущего. Исходной позицией при создании образа молодого героя театра "Еш гвардия" является вечная проблема актуальности характера и деятельности молодого героя. Во многих спектаклях он правдиво, как реальный и типичный представитель советской молодежи, уверенно шагающий в свой завтрашний день.

И что важно: театр интерпретирует не однозначного героя. На его сцене ожили образы - и студента, и молодого инженера, и пре-

- 12 -данно любящего молодого человека. Другими словами можно было бы определить так: сколько образов создано в театре "йп Гвардия", столько характеров открыто исполнителями-актерами. Молодой герой в спектаклях показан в обычном течении жизни - на работе, в семье. Это - обыкновенный человек, однако, испытываемый театром на нравственную прочность, преданность общественному долгу, и служение своей Родине. Сквозную линию многих спектаклей театра "Екп Гвардия" обуславливает одна главная проблема - отобразить не только внутренний мир молодого современника, но и проследить формирование его взглядов, эмоций. Перед героем выдвигаются требования определенной сложности. Актеры добиваются передачи и яркого, индивидуального своеобразия характеров, мыслей, чувств своих героев. Они приучаются искать возбудители своего сценического воображения и прообразы своего поведения в самой жизни.

Внимание к личности молодого современника в драматургии и театре конца 60-х начала 70-х годов характеризуется тем, что характер героя рассматривается как составная часть всего процесса развития духовной жизни общества. Качественные изменения, происходящие в нашей жизни сказываются самым определенным образом и на характере героя. Существенные изменения обрело и само понятие "за" или "против". Насыщенная жизнь героя, выражающаяся в активном творческом отношении к миру, требующая личной ответственности каждого за все происходящее - определяет главнейший критерий гражданственности личности, обретающей новые черты. Герой показывает себя в целенаправленных поступках, осознанных решениях, требующих твердой воли. Он уже не просто мечтает о возможных и невозможных своих вдияниях на действительность, но и реально находит свое применение там, где он должен и может быть нужен, реально полезен. Не случайно, театр осмысляет сегод-

- ІЗ -ня, исходя из новых социальных условий, проблему ценностных ориентации личности. Сегодняшний молодой герой - человек внутренне раскованный и свободный. Он способен на трезвые оценки явлений. Отсюда, прочно устанавливаемая с первых же минут сценического действия взаимопонимание и взаимодоверие сцены и зрительного зала.

Молодые актеры сделались первооткрывателями многих характеров представителей молодого поколения. Это стало обычным и для театра "Еш Гвардия" с первых лет его существования. В спектаклях этого театра обращает внимание на себя прежде всего личность, достойная представлять социалистическую жизнь, мир социализма. На сцене театра от имени общества получает слово тот, кто имеет на это полное моральное право, открывая слитное единство этических и эстетических идеалов, своеобразие черт национального характера, законы общечеловеческой нравственности.

Постановки переводных советских пьес вносят в репертуар узбекского театра ряд новых, жизненно важных тем, содействует многостороннему изображению действительности и показывают идейно-художественные возможности узбекской сцены. Все явления и процессы жизни сознательно освещаются с позиций социалистических идей, наиболее полно выражающих точку зрения и интересы народа.

Спектакли на современные темы предъявляют к актерам узбекского театра требование глубокого познания действительности и обуславливают искания, в области наиболее полного и точного художественного отображения ее революционного развития. Связь с жизнью народа, новаторское переосмысление всего жизнеспособного из творческого наследия, перенесение на местную почву опыта других братских театров, прежде всего русского, дали возможность узбекским актерам внести свой вклад в сценическое истолкование

- 14 -ролей из советской многонациональной драматургии.

Работа над произведениями драматургов союзных республик учит вниманию к внутреннему психологическому миру людей. Вместе с этим она формирует правильный взгляд на особенности жанра пьес, на широту возможностей реализма. Опыт развития узбекского театра показал, что постановка переводных, в первую очередь русских советских пьес, оказывает несомненное положительное воздействие на повышение мастерства узбекских драматургов, актеров, режиссеров, на формирование молодых кадров национального театра. Задачи, стоящие сегодня перед театрами, предполагают необходимость изучения проблемы национального своеобразия в неразрывной связи со становлением и развитием социалистического реализма в искусстве каждого народа.

Герой современной драмы - опытный, зрелый человек и юноша, борец за справедливость и предатель - становится театральным героем лишь благодаря актеру. Литературный образ, сколь бы ни был он броско и оригинально выписан драматургом, без актерского к воплощения мертв. И нет более важного способа апробации, более действенного пути самоутверждения современной драмы, чем осуществление ее постановки. Жизнь - драма - театр; герой повседневности - литературный персонаж - актерское воплощение. Эта триада -залог полноценной художественной реализации образа героя-современника. Богатое разнообразными .талантами узбекское актерское искусство являет собой плодотворную почву, на которой могут всходить все новые ростки - новые герои из семян, посеянных драматургией.

Актерское искусство - одно из ярких явлений во всем искусстве Узбекистана. Современное узбекское актерское искусство сегодня не просто исполнительское, когда актер, играя роль исходит

- 15 -только лишь из замысла автора пьесы и режиссера. Актер создает сценический образ всеми средствами и возможностями своего дарования. И это вызвано самой общественной ролью театра в жизни народа. Творчество современного актера характеризуется важной социальной направленностью. Оно находится в гуще всех общественных явлений и не исчерпывается только сиюминутным воздействием на зрителей. Сегодня, так можно сказать, актер - один из полноправных авторов и спектакля, и драматургического произведения. Своей личностью, своим талантом он создает образ на сцене. Б этом процессе долг актера состоит в том, чтобы не просто передать верно идейно-художественное содержание образа, но и всей творческой способностью расширить рамки его, сделать его общественно значимым.

Творчество многих актеров узбекского театра несет в себе все то лучшее, что стало характерным для узбекского профессионального театра. Высоко гражданственное, вдохновенное искусство узбекского театра являет собой то нерасторжимое, диалектическое единство, сплав прогрессивных!традиций народного искусства и истинного профессионального мастерства, который базируется на лучших образах собственно национальной, русской и мировой культуры.

Актерское искусство стало значительно разнообразнее. Оно обогатилось новыми сценическими приемами и принципами. Оно все увереннее движется к философскому, диалектическому постижению мира.

"Лучшие из созданий узбекских актеров в идейном плане несут в себе большие общечеловеческие идеи и проблемы, осмысленные с точки зрения наших взглядов на социальную борьбу, на историю и современность, национальное своеобразие выступает в наиболее значительных образах в неразрывной связи с передовыми обществен-

ними концепциями нашего времени .

Чем дальше к 80-м годам, тем более заметным становится стремление актеров к еще более углубленной разработке психологических мотивов в поведении человека.

Отличительным качеством игры современного узбекского актера является большой диапазон выразительных средств и артистизм.

Однако важной в узбекском театре остается общая проблема -соотношения актерского искусства с драматургическим материалом и актерское воплощение этого материала на сцене. В практике узбекского актерского творчества случается, что актер попадает в трудное положение, ибо драматургический материал, представленный в его распоряжение, оказывается беднее, нежели жизненные факты и характеры ему известные. Закон сценического искусства в этом случае нежелателен - актер не может создать характер, действующий вопреки замыслу драматурга. Он не может восполнить идейные проблемы характера героя, допущенные драматургом, не может ему приписать другие функции характера или определить другие отношения с действующими персонажами. Но, в то же время, он может подчас логично дополнить и оправдать поведение своего героя, обнаружить в нем ту конкретную черту, которую не нашел драматург.

Обращение к современности в широком аспекте - желание сопоставить ее с днем вчерашним, уловить в биении пульса повседневности некие глубинные ключевые процессы /иногда протекающие подспудно, но тем не менее остающимися важнейшими/, породило различные направления в узбекском актерском искусстве: героико-ро-мантическое, комедийно-сатирическое, лирико-поэтическое.

"На основе социалистического реализма в современном узбекском актерском искусстве существуют четко выявленные, прочно опре-Я.С.Фельдман. Властители дум.Т. ,изд.Г.Гуляма, 1970,стр.340.

- 17 -делившиеся стилевые направления, представители которых есть

среди актеров всех поколений .

В лучших спектаклях узбекского театра 70-80-х годов на современные темы характерным является то, что в них четко выявлена конкретная позиция, проакцентирована политическая и поэтическая атмосфера* Общее звучание этих спектаклей содействует тому, чтобы зритель расстался с героем, окрепнув душой, став нравственно сильнее и богаче, преисполнившись воли к борьбе за свое будущее. Без преувеличения можно сказать, что пафос утверждения нового, передового сливается в этих спектаклях с пафосом коммунистического воспитания миллионов советских людей.

Безусловно поэтому важным и актуальным является изучение того, как воплощался характер современного героя в актерском искусстве 60-х - 80-х годов, ибо оно, во-первых, дает возможность обобщить опыт, накопленный за довольно значительный современный период, и, во-вторых, оценить и сегодняшнюю творческую практику узбекского драматического театра.

Особенный интерес представляют конечно постановки двух столичных в Узбекистане театров: ведущего в республике Академического узбекского театра драмы им.Хамзы и молодежного "Еш гвардия". В них мы обнаруживаем наибольшее разнообразие тематических интересов и художественных решений. Движение характера современного героя, как оно воплощается на сценах этих творческих коллективов, интересно изучить еще и потому, что оба театра имеют талантливых актеров, нередко значительно обогащающих драматургию.

В театроведении Узбекистана большое внимание уделяется изучению и теоретическому осмыслению процессов развития национальной драматургии, развитию сценического искусства в целом, но 1 Я.С.Фельдман. Направление движения. Театр, I98X, № 2, стр.75.

- 18 -опыт воплощения образов современных героев узбекскими актерами изучен еще недостаточно, а без этого картина остается не только неполной, но, по сути дела, лишенной своих важнейших черт.

Автор данной диссертации и стремится поэтому определить некоторые тенденции узбекского актерского искусства в аспекте создания ими образов современных людей, так как герой представлен актером и через актера раскрывается проблема характера героя. В этой связи автор обращается к отдельным, думается, лучшим постановкам двух ведущих ташкентских театров, в которых наиболее зримо видно отражение взятой темы. Обращение автора к некоторым переводным постановкам дало возможность рассмотреть еще одну проблему узбекского театра - проблему воплощения характеров современных людей - представителей братских народов. В работе анализируются не только произведения национальных драматургов, но и некоторые пьесы ведущих советских авторов, которые в разные годы были воплощены в театрах им.Хамзы и "Еш Гвардия". Это пьесы А.Гельмана, А.Абдуллина, Н.Думбадзе, А.Вампилова, Л.Шейна, Ч.Айтматова.

Актерское искусство Узбекистана не раз являлось предметом научного анализа как в обобщающих работах Я.С.Фельдмана /книга "Властители дум" и другие/, О.Н.Кайдаловой /"Традиции и современность", "В театрах братских республик" и пр./, так и в монографиях-персоналиях М.Рахманова и Т.Сидьмильштейн о Ш.Бурханове, Л.Авдеевой о творчестве С.Ишантураевой, Ф.Джураева "Абид Джали-лов", И.Ильясовой "Наби Рахимов", Я.Фельдмана "Алии Ходжаев", А.Дейча "Абрар Хидоятов" и т.д. Новизна же данной работы состоит в стремлении специально рассмотреть сопряжение современной советской (особенно узбекской) драматургии и искусства ведущих узбекских актеров разных поколений, доведя анализ до наших

- 19 -дней.

Не принижая роль узбекистанской критики в современном театральном процессе республики, приходится говорить, что не во всем она реализует известное Постановление о ней ЦК КПСС. Бе материалы не дают достаточно полной картины воплощения современной темы на сцене Узбекистана. Отсюда понятно, как возрастает необходимость анализа тенденций текущего театрального процесса в более пространном исследовании. А обращение к вопросу о сценической разработке образа современника как раз обуславливает актуальность работы.

Поиски определяющих свойств положительного героя составляли магистральную линию советского сценического искусства во все периоды его развития. Новый "всплеск" активности этих поисков начался в конце 60-х годов в связи с развитием интереса к "производственной теме". Критика в свое время правильно увидела такое "осуществление нравственного принципа современной общественной жизни: хороший человек выражается в деле, а человек дела должен быть хорошим, то есть ответственно-совестливым человеком" .

Конечно, поиски положительных свойств героя-современника выходят далеко за рамки рассмотрения героя буквально в сфере производства; они устремляются во все сферы деятельности - партийной, государственной, - как и во все сферы нравственных проявлений, где человек показывает себя Человеком. Сценическое искусство закономерно следует за драматургами, которые "строят модель "героя нашего времени"... В нашей драматургии сегодня нет идеального героя, но есть целый ряд образов, чье существование радует, обнадеживает, укрепляет веру в добро, заставляет искать лучшее в

1 Иванова В. Деловые люди семидесятых годов. В сб.: "Театр и драматургия". Вып.7. Л., 1977, с.49.

- 20 -себе"1.

Таким героям и их сценическому воплощению посвящена Первая глава диссертации.

Проблема, нравственных исканий, как и проблема борьбы за но-вую нравственность, является прямым развитием проблемы положительного героя. Не случайно внимание наших театров привлекают пьесы, где решение нравственных коллизий осуществляется с позиций социальных закономерностей, действующих в обществе развитого социализма. Семья и любовь, нравственный компромисс, ведущий к утрате общественного лица человека - вот основные ситуации этих произведений. Закономерен и традиционен интерес узбекских сценических деятелей к комедийному, часто сатирическому разоблачению нравственного уродства, нравственной неполноценности. Жизнеутверждающий итоговый пафос современного комедийного спектакля - это тоже существенная черта сегодняшнего узбекского театра, раскрывающего образ героя-современника. Названное является предметом анализа во Второй главе.

Злотникова Т. В масштабах человеческой личности. "Театр", 1982, № 3, с.II.

Похожие диссертации на Проблема воплощения характера современного героя в узбекском актерском искусстве 60-х - 80-х годов