Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Юлдашев Тахир Исмаилович

Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов)
<
Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юлдашев Тахир Исмаилович. Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов) : ил РГБ ОД 61:85-17/29

Содержание к диссертации

стр.

ВВЕДЕНИЕ З -ІЗ

ГЛАВА I. КОНФЛИКТ - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМ ДРАМА
ТИЧЕСКИХ, КОНКРШО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОТИ
ВОРЕЧИМ ДШСГВИТЕЛШОСТИ 14

Будни НТР в конфликтах мнимых и реальных. 20 - 29
Конфликт и структура драматического дейст
вия 29 - 63

К проблеме конфликта в комедии 63-83

ГЛАВА П. ХАРАКТЕР В КОНФЛИКТЕ, КОШЛИКТ В ХАРАКТЕРЕ 84

К проблеме создания положительного героя... 92 -ІОІ
На пути к действенному характеру 101 -152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..;. 153 -160

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161 -170

Введение к работе

Являясь неотъемлемой частью многонациональной драматургии СССР, узбекская советская драматургия стремится освоить новые сферы и пласты действительности, пытается проникнуть в самые сложные процессы современного бытия человека, художественно отобразить органическую связь индивидуума и общества, "судьбы человеческой" и "судьбы народной". На этом пути углубляется содержание драматургии, расширяется ее тематика, обогащаются, становятся разнообразнее формы воссоздания жизни.

В произведениях узбекских драматургов 70-х, начала 80-х годов нашли свое отображение реальные процессы действительности - то главное, чем жила вся страна. С новой силой в них зазвучала тема труда, воспетого еще в первые годы революции. Стремясь всесторонне раскрыть образ передового человека, его духовный мир, драїлатурги показывают возросшую активность трудящихся, создают образы строителей коммунистического общества. Метод социалистического реализма позволил им, не упрощая сложностей жизни, отобра?кать в пьесах реальные противоречия и преодоление их. Практика свидетельствует: чем глубже драматурги проникают в действительность, тем больше они отказываются от узкого бытописательства и копирования ее явлений.

В последние 10-15 лет во всей многонациональной советской драматургии наметились тенденции, которые обусловили ее положительные сдвиги. Эти тенденции связаны прежде всего со стремлением драматургов осмыслить духовную и нравственную сущность человека эпохи научно-технической революции, выразить

- 4 -в характерах героев единство социального и духовного содержания, вскрыть те нравственные личностные коллизии, которые возникают в сфере его труда. В таких пьесах на производственную тему, вызвавших особенный интерес, как "Человек со стороны" И.Дворецкого, "Сталевары": Г.Бокарева, "День-деньской" А.Вейцле-ра и А.Мишарина, "Из жизни деловой женщины" А.Гребнева, "Своей дорогой" и "Неопубликованный репортаж" Р.Ибрагимбекова, "Погода на завтра" М.Шатрова, "Протокол одного заседания", "Обратная связь" и "Мы, нижеподписавшиеся" А.Гельмана и в ряде других постижение характера человека труда, участника и деятеля современного социалистического производства находится в центре внимания авторов. "Сегодня производственный конфликт, характер человека в этом конфликте, - пишет И.Вишневская, - в большей степени отражают общегосударственные противоречия. Люди решают государственные проблемы, необычайно выросла гражданская активность человека, личная его ответственность не только за свой участок, но и за участок размером во всю страну".

И в самом деле, жизнь подтверждает известную ленинскую мысль о том, что, чем шире размах задач, которые предстоит решать, "тем больше должно быть людей, миллионы которых надо

2 привлечь к самостоятельному участию в разрешении этих задач.

В связи с этим возрастают требования к уровню управления экономическими, общественными процессами, которые вбирают в себя реальные противоречия неантогонистического характера. Решение всех проблем, конфликтов, вытекающих из неантогонистических противоречий, естественно требует больших усилий, качественно-

И.Л.Вишневская. Трудовые будни в свете рампы. "Искусство",

М., 1982, стр.39.

В.Й.Ленин. Поли.собр.соч., т.35, стр.446.

го совершенствования деятельности каждого человека во всех сферах коммунистического строительства. На это указывалось в решениях ХХУІ съезда Коммунистической партии Советского Союза, Пленумов Щ. КПСС. Отражение данной объективной потребности нового времени во многом определяет и задачи советской драматургии, обуславливает ее своеобразные черты и особенности.

В репертуаре театров Узбекистана 70-х, начала 80-х годов появились произведения на вызвавшую этот всеобщий интерес "производственную" тему, в которых существеннейшие проблемы жизни нашли свое определенное отражение в драматических конфликтах и художественных образах. Среди них - "Самандар" А.Мухтара, "Ер томири" /"Пульс земли"/ М.Бабаева, "Садокат" /"Верность"/ Х.Азимова, "Тугон" /"Плотина"/ О.Матчона, "Ужарлар" /"Упрямые"/ Д.Джаббарова.

В эти годы было создано немало произведений и на другие, также ванные темы, вытекающие из современных нравственных проблем. В таких пьесах, как "Парвоз" /"Полет"/ Уйгуна, "Комиссия", "Киемат карз" /"Долг"/, "Уз хохиши билан" /"По собственному желанию" /У.Умарбекова, "Интилганга толе ёр" /"Секретарь райкома"/, "Инсонликка номзод" /"Человеком быть обязан" /М.Каримова, "Ут-тиз ёшлилар" /"Тріадатилетние"/, "Гурунг" /"Гость из Ташкента"/ М.Бабаева, "Тикансиз типротиканлар" /"Ёжики без колючек" /,"Так-дир эшиги" /"Врата судьбы" /Ш.Бешбекова, авторы открывают новые стороны жизненных противоречий и характеров современных людей. Сюжеты и характеры этих пьес все меньше поддаются однозначной оценке, а драматические конфликты некоторых из них уже невозможно рассматривать как прямое или однозначное противоборство характеров. Главное, что привлекает в названных пьесах - высота нравственных критериев героев, стремящихся к своей цели, даже

_ 6 -

если борьба сулит им беды и страдания.

В решении проблемы создания образа передового человека наших дней узбекские авторы делают новые шаги. Исходя из опыта советской многонациональной драматургии, развивая традиции своей национальной драматургии, они стремятся выразить нравственный идеал через яркие, художественно завершенные образы положительных героев, которым бы зритель верил и подражал. Но проблему создания таких образов невозможно решить без ясного, глубокого понимания природы драматического конфликта, вбирающего в себя все многообразие противоречий реальных характеров. Достоверное раскрытие в характере человека его сопричастности времени, как глубоко пережитого индивидуального чувства - таково непременное условие правдивости и художественности произведения.

Рассмотрение центральной для драмы проблемы конфликта и характера представляло интерес во все времена. И это, разумеется, не случайно. Интерес обуславливался значением драматического конфликта, которое он обретал в образовании идейно-художественной целостности драмы, а затем спектакля. Особенно возросло значение верного, глубокого понимания природы драматического конфликта в настоящее время. Социальные и психологические конфликты современной действительности существенно усложнились. Все их многообразие уже невозможно уложить в рамки узкого понимания конфликта как прямого столкновения антагонистов в сюжете произведения. Анализ так называемой "производственной" драмы А.Гельмана "Протокол одного заседания" - пример весьма показательный. Оценка главного конфликта пьесы как столкновения бригады Потапова и начальника стройки Батарцева сводит на нет всю сложность проблемы, выдвинутой автором. Отсюда должно быть ясно, что тенденции, определяющие новый этап в развитии драматургии характе-

ризуются углублением драматургов, а вслед за ними и деятелей сцены в само понятие драматического конфликта и усвоением особой органической взаимозависимости в современных пьесах конфликта и сюжета, конфликта и действия. Драматический конфликт не может сегодня рассматриваться просто как "рычаг" или "двигатель" событий, годный на все времена и все случаи жизни, а как динамическая и конкретно-историческая структура, как "душа драмы", влияющая на весь характер и ход действия, и, следовательно, на режиссерский замысел, на способы актерской игры.

Т^кой подход к конфликту обуславливает целостное воплощение драматического действия, как в узбекской драматургии 70-х -начала 80-х годов, так и в лучших спектаклях современного узбекского театра. Многие примеры подтверждают, что успех по-настоящему современного спектакля закладывался благодаря глубокому пониманию конфликта. В таких постановках как "Долг", "Не спеши солнце" по пьесам У.Умарбекова, "Гость из Ташкента" М.Бабаева, "Бунт невесток" по пьесе С.Ахмада академического театра драмы им.Хамзы режиссеры приближаются к образному выражению диалектики внешнего и внутреннего действия, сюжетного и "внутреннего" конфликта. Образный строй спектакля создается здесь благодаря тому, что драматурги, а затем и создатели спектакля правдиво отображают противоречия действительности как единство общего и индивидуального, объективного и субъективного, рационального и эмоционального в драматическом конфликте.

Узбекские драматурги, в последнее время стремятся не просто отображать противоречивые явления действительности, а углубляться в них, вскрывать их драматизм, в конечном итоге обобщать идеи в типических характерах. Динамика развития внутреннего действия оказывается важным условием построения композиции

- 8 -драмы. Конфликтные стороны сохраняют при этом свое извечное противоборство и выражаются в идеях, ристалищем которых может быть и один характер. Такой подход приводит и к отражению режиссерами внутреннего мира героя драмы условными способами выражения. На сцене не просто звучит закадровый голос внутреннего "я" героя, но действует его зримое воплощение. Этот процесс углубления в само понятие драматического конфликта в новейший период виден в творчестве И.Султана, Уйгуна, А.Ибрагимова, У.Умарбекова, М.Бабаева и Ш.Башбекова.

Проблема драматического конфликта и характера в современной узбекской драматургии, являющейся составной частью всей советской многонациональной драматургии, требует обстоятельного анализа, ибо опыт ее позволяет выявить важные тенденции, намечающие путь к всестороннему отображению явлений реальной действительности. Это необходимо и потому еще, что в узбекском театроведении и литературоведении проблемы теории драмы вообще по сей день остаются недостаточно полно раскрытыми. Они затронуты в диссертационных работах и монографиях, посвященных как общим вопросам развития драматургии, так и творчеству отдельных авторов, а также анализу опыта сценического воплощения произведений. Среди этих трудов - исследования Х.Устабаевой, С.Камалиддинова, Б.Има-мова, М.Абдуллаева, Т.Исламова, М.Максудовой, Р.Азизовой, М.Ту-ляходжаевои .

Х.Устабаева "Драматургия К.Яшена и узбекский советский театр". Канд.дисс.М.-Тш.1960г., Б«Имамов "Вопросы мастерства в узбекской драматургии". Докт..дисс. Тш. 1968г., С.Камаллидинов *Харак-тер современника в узбекской драматургии" 50-60-е годы.Тш.Изд. Худ.лит. І969г., М.Абдуллаев "Проблема конфликта и характера в современной узбекской драматургии" 50-60-е годы. Канд.дисс.Тш. 1970, М.Максудова "Проблема положительного героя в узбекской драматургии" Канд.дисс. Тш. І97Х, Т.Исламов "Узбекская историческая современная драма и ее сценическое воплощение".Канд.дисс. Тш. Х97І, Р.Азизова "Уйгун и театр". Тш.йзд.лит.Искусство,1978, М.Туляходжаева "Современная узбекская драматургия и ее сценическое воплощение" Ц960-І970-Є годы), (канд.дисс). М., 1978.

В некоторых из упомянутых работ при анализе путей развития узбекской драматургии авторы ограничиваются лишь указанием на факт предназначенности драїш для театра. В трудах театроведов Х.Уетабаевой, Р.Азизовой, Т.йсламова, С.Камалидщшова и М.Туля-ходжаевой учитывается комплекс эстетических характеристик драмы, выявляющих связь драматического искусства с театром. Этот подход становится методологической потребностью в настоящее время.

Все названные исследования несомненно представляют интерес; они выявляют критерии оценок новых спектаклей и в целом содействуют развитию театрального процесса в республике. Наибольший интерес с точки зрения интересующих нас проблем представляет диссертационная работа М.Туляходжаевой "Современная узбекская драматургия и ее сценическое воплощение /1960-1970-е годы". В ней выявляются основные особенности развития узбекской современной драматургии, черты ее художественно-тематического и жанрового обновления. Последовательно рассматривается узбекская драматургия в связи с важнейшими зтапаїли ее сценического воплощения. Следует сразу оговорить, что специально вопросами драматического конфликта и характера М.Туляходжаева не занимается. Обращаясь к истории возникновения определенных жанров на узбекской сцене, она рассматривает их движение через последовательное изменение типа конфликта и характера героя. В этом несомненная ценность ее изысканий.

Коренных вопросов драїла тиче с ко го конфликта так или иначе касается всякий серьезный исследователь драмы и театра. Поэтому в фундаментальных работах М.Рахманова, Х.Абдусаматова, А.Рыбника, Т.Турсунова, М.Кадырова, Т.Сабирова и других, посвященных истории и практике узбекской драматургии и театра, содержатся важные выводы, касающиеся и теории драмы.

Тем не менее сейчас назрела настоятельная необходимость исследования процессов, происходящих в современной узбекской драматургии сквозь призму основных критериев теории драмы, выработанных историческим развитием. При этом характер задач побудил автора данной работы выбрать строго определенный ракурс изучения материала. Думается, он позволяет сочетать проблемный и исторический принцип исследования, а также обеспечивает проблемный подход к изучению спектакля. Обращаясь к исследованию сценических произведений, диссертант исходит из основной проблематики темы и рассматривает, насколько драматический конфликт получает свое режиссерское истолкование и художественное выражение через действия актеров на сцене.

Попытка обозначить пути развития узбекской драматургии 70-х, начала 80-х годов, определить ее основные направления и тенденции, исходя из проблемы конфликта и характера, предпринимается в узбекском театроведении впервые. Диссертант видит свою цель в том, чтобы изучить эту проблему на основе практики современной узбекской драматургии и опыта преломления проблемы в спектаклях узбекских театров. Автор считает нужным сделать краткий экскурс в прошлое узбекской советской драматургии, дабы через творчество Хамзы показать, какие противоречия служили основой конфликтов его лучших пьес. Рассматривая эти произведения, диссертант отмечает многоелойность конфликтов, основанных как на внешних - социальных, так и на внутренних - психологических столкновениях идей и страстей.

РІсследуя пьесы 70-х, начала 80-х годов и спектакли по ним, автор стремится показать какую ограничительную роль играет однозначный подход к конфликту как к прямому противоборству двух или нескольких персонажей. Вместе в тем автор показывает, как в ряде драматических произведений происходит ломка традицион-

- II -

ншс приемов строго организованного сюзкета, как применяются новые принципы раскрытия характера в действии.

Исходная позиция данного исследования определяется положением о том, что драматический конфликт есть художественное отражение жизненных противоречий и закономерностей действительности. Он представляет собой, еще раз подчеркнем, динамическую, конкретно-историческую структуру и стержень драмы. Внешняя расстановка персонажей в сюжете может быть различной, но в результате развития внутреннего и внешнего действия проявляется то реальное противоречие, которое лежит в основе конфликта произведения. Поэтому процесс раскрытия драматического конфликта не должен сводиться к "прикладыванию" разных типов и"видов" конфликта к конкретным противоречиям жизни.

Определяя свои основные критерии, диссертант опирается на

положения и вывода наиболее важных современных трудов по теории

I драмы .

Как уже отмечалось, исследование, строится как на анализе пьес, так и на анализе спектаклей, в которых наиболее выпукло проявились эстетические и действенные возможности конфликта. Автор анализирует не только спектакли ведущего театра республики -

1 С точки зрения автора таковыми являются монографии А.Аникста "Теория драмы от Аристотеля до Лессинга". - М.:Наука, 1967, "Теория драмы в России от Пушкина до Чехова".- М. :Н^ука, 1972, "Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. -М.:Наука, I960, "Теория драмы от Гегеля до Маркса. - М.:Наука, 1983, В.А.Сахновского-Панкеева "Драма". - Ji.: Искусство, 1969, А.А.Ка-рягина "Драма как эстетическая проблема" - М.: Наука, Ї97І, С.Владимирова "Действие в драме". -Л.: Искусство, 1972і Б.И.Зингермана "Очерки истории драїш 20 века" - М.: Н^ука, 1979.

- 12 -академического театра драмы им.Хамзы, но и спектаїсли областшх театров по пьесам узбекских драматургов, ибо это позволяет шире вести речь о проблемах ренисеуры и актерского искусства в Узбекистане.

Данное исследование состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе - "Конфликт - художественная система драматических, конкретно-исторических противоречий действительности" - рассматриваются некоторые вопросы чрезвычайно актуальной ныне проблемы драматического конфликта, что дает основание на примерах узбекской драматургии и театра 70-х, начала 80-х годов осуществить анализ, имеющий принципиальное значение для современной художественной практики.

Во второй главе - "Характер в конфликте, конфликт в характере" - проводится мысль об органической взаимосвязи понятия конфликта и драматического характера. Делаются попытки проникнуть в суть понятия "драматический характер", которое зачастую истолковывается узко. В связи с этим в данной главе рассматриваются проблема перевоплощения в актерском искусстве, вопросы различных способов существования актера на сцене и проблемы ансамблевого решения спектакля. В заключении подводятся итоги исследования и намечаются пути дальнейшего развития драматического искусства.

В исследовании использованы материалы Института искусствознания им.Хамзы Министерства культуры УзССР, Фундаментальной библиотеки Академии наук УзССР, Государственной Публичной библиотеки им.Алишера Навои и библиотеки Ташкентского театрально-художественного института им.А.Н.Островского. Диссертант обращается к пьесам узбекских авторов, напечатанным в

- ІЗ -журналах, хранящихся в библиотеках театров, в фонде Репертуар-но-редакционной коллегии Министерства культуры УзССР.

В некоторых случаях, когда анализируемая пьеса не имеет художественного перевода на русский язык, автор пользуется подстрочным переводом.

Похожие диссертации на Проблемы современной узбекской драматургии (к вопросу о драматическом конфликте и характерах в драмах 70-х и начала 80-х годов)