Содержание к диссертации
Вступление.
Предпосылки возникновения современных смешанных жанров 3
Глава I. Спектакли кантатно-ораториального плана 28
Раздел I. Путь театрализации советской оратории и кантаты 30
Раздел 2. Оратория и театр . 52
Глава П. Спектакль-песня 93
Глава Ш. Мюзикл 114
Раздел I. О сценической природе мюзикла 118
Раздел 2. Советский мюзикл в театрах оперы и оперетты 155
Заключение 179
Список использованной литературы . 185
Введение к работе
В программе развития нашей культуры, намеченной ХХУІ съездом КПСС на ближайшее десятилетие (80-е годы), особое внимание уделено вопросу активного участия искусства в созидательной жизни страны. Ориентируя его деятелей на разработку остроактуашьной для данного этапа тематики, на художественное отображение новых пластов нашей действительности, на усиление воспитательной функции искусства и укрепление его многосторонних связей с достижениями коммунистического строительства, программа выдвигает задачи, осуществление которых требует большой творческой инициативы. В свете этих задач особое значение приобретает изучение современных художественных процессов и тенденций, способствующих сближению искусства с жизнью народных масс. Стремлением вникнуть в ход развития одного из подобных процессов и осмыслить его значение в музыкально-театральной жизни страны объясняется выбор темы, цель и задачи данной диссертации.
Исследование посвящено становлению смешанных жанров на советской музыкальной сцене 60 - 70-х годов. Автор имеет в виду обращение театров оперы, балета и оперетты к разновидностям музыкальных представлений, совмещающих в себе признаки театрального зрелища и концерта. Тенденция к подобному синтезу жанров, обусловившему более свободное, чем в классике, использование выразительных средств музыки, драмы и хореографии, обозначилась уже с первых десятилетий XX века. Именно тогда, в результате активного сближения классической музыкальной драматургии с другими сферами современного искусства - драматическим театром, концерт 4 ной музыкой, литературой, кино, а также популярными видами эстрадных, цирковых, даже спортивных зрелищ - возникли на русской и зарубежной музыкальной сцене представления, наделенные сложными, порой контрастными жанровыми признаками. В середине века интерес к ним заглох, но в 60 - 70-х годах проявился в советском театре с новой силой.
К этому времени между разными областями нашей художественной жизни установились такие гибкие и живые связи, что вне их трудно рассматривать современное творчество. Б ряде случаев это лишило бы произведение существенно важных примет. Потребность искусств в многосторонних контактах можно считать одной из характерных черт эпохи, обусловленных демократизмом воззрений, каждой все более объемных впечатлений и достижениями научно-технической мысли. Неслучайно молодые отрасли искусств, опирающиеся на новейшую технику - кино, радио, телевидение - вызвали наибольшие сдвиги в нашем художественном мышлении. Возможность свободного обращения с пространством, построение образа в движении и многообразных ракурсах, сложные сочетания зрительных и слуховых впечатлений, открывшие новые возможности трактовки действий, событий, характеров, многоплановость, позволившая кино изображать жизнь масс во всем многообразии ее проявлений, мгновенное переключение с широчайшего охвата явлений на сугубо камерный -все это не могло не повлиять на смежные области драматургии, усилив между ними обмен художественными достижениями;.
Теперь уже трудно представить себе время, когда драматический спектакль обходился без музыки или довольствовался скро?шым ее участием, подсказанным автором пьесы. В наши дни музыка -симфоническая, камерная, эстрадная - пронизывает любой спектакль, являясь не фоном или дополнительной краской к сцене, а одним из основных элементов режиссерского замысла, доводящих до зрителя идею пьесы ("Молодая гвардия" в театре им. Маяковского, "Варшавская мелодия" в театре им. Вахтангова и другие спектакли); и чем дальше, тем глубже проникают в строение современных пьес музыкальные закономерности: порой кажется, что драматическая постановка заимствует даже принцип композиции, присутнії крупным музыкальным сочинениям, скажем, сюите или оратории, сочетая, подобно последней, эпически повествовательные и действенные эпизоды ("Десять дней, которые потрясли мир", "Павшие и жиЕые" в театре на Таганке); такого же рода аналогии вызывают и камерные пьесы -дуэты, построенные на чередовании писем, раскрывающих интимную драму героев ("Милый лжец", "Мое насмешливое счастье"). В основе их лежит принцип объединения внутренних МОНОЛОГОЕ, так хорошо знакомый по циклам песен - от бетховенского "К далекой возлюбленной" до "Русской тетради" В.Гаврилина.
Процесс этот обоюдный. В музыкальных жанрах происходит столь же интенсивное освоение языка, форм, приемов, характеризующих современную драму и литературу. Музыкальная сцена, к примеру, так же активно борется за новые "жизненные пространства", что и драматичеекая: не только опера, но и балет овладевают высотами мировой драматургии, переводя на свой язык Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, не говоря уже о произведениях современных писателей и, используя накопленный драмой опыт, осваивают любые литературные жанры - эпопеи и романы ("Война и мир", "Мать"), повести и новеллы ("Повесть о настоящем человеке", "Семен Котко", "Не только любовь", "Ромео,\Пдуль-етта и тьма"), памфлеты и дневники ("Памятник" Ю.Левитина, "Дневник Анны Франк" Г.Фрида).
Все это подготовило почву для утверждения в советском театре смешанных музыкально-драматических жанров, формирующихся как путем сближения музыкально-театральных жанров с концертными, так и путем синтеза их со смежными видами сценических искусств. Терминология по отношению к ним еще не окончательно установилась. Б музыковедческих трудах встречаются обозначения: "нетрадиционные", "гибридные", "синтетические", "полижанровые", "смешанные", "пограничные" . В данной работе используется терлин "смешанные", как более емкий и» пожалуй, больше отвечающий особенностям композиции рассматриваемых сочинений, совмещающих в себе различные жанровые признаки и выразительные средства смежных искусств, требующих смешанного состава исполнителей - хора, оперных певцов, артистов балета, драмы, чтецов. К тому же термин "смешанный" привычен - он давно применяется в музыкальном быту и науке по отношению к явлениягл аналогичного порядка ("смешанные песенно-танцевальные кайры", "смешанные формы"), а кроме того имеет обоснование в исторической театральной традиции: так именовались на русской сцене начала XIX века представления, в которых оперные формы переплетались с формами драматического театра - драмы "на музыке", трагедии с хорами, апофеозы, интермедии, оперы-водевили, мелодрамы, дивертисменты или вокально-хореографические музыкальные картины. С таким истолкованием термина мы встречаемся в работах А.Сохора, Б.Ярустовского, М.Сабининой и других музыковедов. А.Сохор предлагает по отношению к понятию "смешанный жанр" следующую формулировку, включающую возможность исполнения произведения в разных условиях: "когда... в одном произведении сочетаются ярко выраженные равноправные признаки.
Формы смешанных спектаклей, действительно, многообразны и подвижны: в различной пропорции, а зачастую на равных правах, в них, наряду с драматическим, вокальным и оркестровым искусством, участвуют пантомима, хореография, худокественное чтение. При этом специфика театральной драматургии свободно объединяется с концертной, что в музыкальном театре находит частичное отражение в авторских обозначениях: симфония-балет, оратория-балет, хорео-кантата, мелодрама, сценическая оратория, спектакль-песня и т.д. Широкое применение этих жанров в национальных театрах страны получает обоснование в народной традиции, издавна объединявшей драматическое представление с песенными и танцевальными эпизодами. Повсеместное их распространение делает проблему драматургии смешанных жанров весьма актуальной и требующей специального изучения .
Невозможность охватить все аспекты исследуемого процесса в пределах одной работы побудила диссертанта ограничить предмет исследования, выделив из многочисленных произведений смешанного жанра разновидности, предназначенные для музыкальной сцены.
На недостаточное освещение вопроса о взаимодействии жанров "внутри концертной и театральной музыки" указывает А.Сохор, подчеркиващий, что оно особенно активно "протекает в наши дни, вовлекая в свою орбиту далекие ранее Еанры (оратория-романс, инструментальный концерт-балет), порождая новые "гибридные" жанровые образования (опера-оратория, сценическая кантата, сиъфония-оалет и т.п.) и приводя к сильнейшей трансформации существующих жанров". (А.Сохор. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. - Теоретические проблемы музыкальных форм и канров. М., 1971, с. 308.) сплав концертного и театрального начал выступает особенно отчетливо и где, при активном участии драмы и хореографии, вокальным средствам выразительности - сольным и хоровым - принадлежит особо ванная роль. К числу их относятся как героические спектакли оперно-ораториального плана {инсценированная оратория и кантата, оратория-балет, опера-оратория), так и комедийные, лирико-героические или лирико-бытовые (спектакль-песня и мюзикл). При этом в центре внимания автора находятся произведения 60 - 70-х годов, нашедшие воплощение в спектаклях, отмеченных ярко выраженной публицистической направленностью и стремлением театра найти новые формы непосредственного общения с широкой зрительской аудиторией. Этим обусловлена ориентация героических представлений на опыт массовых действ, театрализованных концертов, на достшсе-иия хоровой и литературной эстрады, а лирико-бытовых и комедийных - на многообразие вокально-хореографических жанров (песня, танец, эстрадное ревю). Большинство подобных представлений, явившихся прямым откликом на памятные, торжественные даты, посвящены темам Октября, образу Ленина, ленинскому комсомолу, подвигу народа в Великой отечественной войне, завоеванию космоса, духовному росту нашего общества, особенно молодежи. Отчетливо проступает публицистическая направленность и в ряде комедийных спектаклей, что дало основание включить их в данное исследование. Направление это в советском музыкальном театре находится в ранней поре развития, но актуальность его и активная поддержка в разных республиках Советского Союза свидетельствуют о перспективности самой тенденции. Б исследуемых произведениях она проявилась в открытой тенденциозности, полемичности, в ораторском строе и звучании речи, обращенной со сцены к широкому зрителю, в пафосе убеждения, пропаганды, призыва, в постановке остроактуальных социальных и морально-этических вопросов, в близости приемов к литературвой публицистике с характерным для нее разнообразием кан-ров, привлечением документального материала, отходом от фабульного построения и подчиненностью обрисовки судеб отдельных личностей развитию основной, общей идеи произведения. Цель данного исследования - выявить закономерность публицистического направления в практике музыкального театра 60 - 70-х годов, показать его связь с настоятельной потребностью советской музыкальной сцены расширить свои драматические возможности и активизировать идеологическую и политико-воспитательную работу с широкой зрительской аудиторией.
Современные смешанные жанры - тема для исследователей новая, мало разработанная. Относящиеся к ней отечественные публикации большей частью связаны с театром Стравинского (книги и статьи Ь.Асафьєва, М.Друскина, Б.Ярустозского; статьи в сборниках и журналах Г.Алфеевской, А.Александрова, Р.Бирхан, Г.Скудїшой, Н.Эль-яша и др. ), анализом отдельных зарубежных произведений в жанрах сценической оратории и кантаты ("Жанна д Арк на костре" А. Онеггера, "Кармина Бурана" ЇСОрфа) 4 , общим обзором лроизведе См.: Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1929; Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды."Л. М., 1974; Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М., 1963; Александров А. Жанровые и стилистические особенности "Байки" И.Ф.Стравинского. -Из истории русской и советской музыки, вып. а, М,, 1976; Алфеев-ская Г. "Персефона" как образец неоклассического творчества Стравинского. - Проблемы музыкальной науки, вып. 3. М., 197b; Алсре-евская Г. "Царь Эдип" Стравинского (к проблеме неоклассицизма). -Теоретические проблемы музыки XX века, вып. г, М., 1978; Бирхан Р. О тематизме "Свадебки" Стравинского. - Из историй музыки XX века. М., 1971; Скудана Г. История солдата. - Музыкальная жизнь, ІЬ 5, 1964;"Эльяш Н. Парад линий, форм, рисунков. - Театральная жизнь, J 1, 1973.
Друмёва К. Драматическая оратория А.Онеггера "Канна д Арк на костре". - Из истории зарубежной музыки. М., 1971. ний того Зле типа в трудах по истории музыки л отдельных статьях, посвященных проблеме жанра (А.Сохор) . йв этих работах, и в диссертациях, появившихся за последние десятилетия - таких как "Проблемы современной вокальной музыки (на материале французских кантат и ораторий 30 - 5U-x годов АХ века)" Друкевой К. - М., 1970; "Черты оперного стиля Д.Мийо (на материале опер "Хозфоры" и "Кристофор Колумб") Кокоревой Л. - М., 1973; "Музыка Б театре К.Орфа" Леонтьевой 0. - М., 1963, - основное внимание уделяется музыкальному решению и стилю композиторов, проблема сценического воплощения подобного рода драматургии специально не рассматривается, смешанные жанры предстают обособленными от предшествовавшей линии их развития, общественная функция явственно акцентируется лишь в работах И.Нестьева и Б.Назаровой л , посвященных творчеству К.Вайля, Г.Эйслера, Б.Брехта и в диссертации Е.Гуревич на ту не тему (."Музыка в театре Ь.Ьрехта". Л., 1979). Что касается спектакля-песни и мюзикла, то тут могло указать лишь на отдельные очерки и заметки в сборниках статей и на обильную журнальную прессу (статьи, рецензии, высказывания, оеседы, дискуссии), не претендующую, однако, на систематизацию материала и научное его обобщение.
Работ, освещающих становление в советском музыкальном театре смешанных жанров, формирование их разновидностей и особенностей драматургии еще нет. Связи их с массовыми видами искусств токе почти не изучены, тем более, что обзорные работы, посвященные дают только общее представление о значении этих видов искусства в современной художественной жизни. Такий образом, проблемы, касающиеся становления смешанных жанров, поднимаются в данной диссертации впервые, равно как и вопросы, связанные со сценическим воплощением их в музыкальном театре.
Б связи с этим были определены следующие важнейшие задачи исследования: выявить истоки и исторический путь развития смешанных жанров; определить характерные для них в наше время особенности композиции; определить роль эстрадных жанров в драматургии произведений, рассматриваемых в диссертации; выявить значение и роль режиссуры в создании современных музыкальных спектаклей смешанного жанра,
В процессе выполнения указанных задач сформировались основные положения работы: I) смешанные жанры - явление на современной музыкальной сцене закономерное, обусловленное исторической линией их развития; кристаллизация их представляет собою характерное проявление процесса взаимодействия разных искусств, протекающего Е музыкальном театре, преимущественно, на почве сближения театральных и концертных жанров; 2) процесс этот в XX веке привел к возникновению драматургии, составные элементы которой - драгла, музыка, хореография взаимодействуют на более свободных, чем в классике, как бы полифонических началах; 3) весьма важное значение в становлении современных смешанных жанров имело воздействие массовых видов искусства - эстрады, кино, радио; взаимодействие их с классическими жанрами было подготовлено скрещением тенденций, характерных для театрального искусства начала века - стиранием границ между сложившимися "высокими" жанрами и общедоступным искусством эстрады, цирка, мюзикхолла, с увлечением свободными формами народной и доклассической драматургии; 4) на формирование советских представлений ораториального плана оказали влияние массовые действа и празднества, достижения литературной эстрады и деятельность хоровых и хореографических коллективов; на формирование спектакля-песни и мюзикла - практика песенной эстрады и спектаклей обозрений; 5) свободная структура смешанных жанров и их связь с массовыми видами искусств способствовали проявлению в музыкальном театре 60 - 70-х годов одной из ведущих тенденций нашего времени - формированию спектаклей, отмеченных ярко-выраженной публицистической направленностью, нашедшей воплощение как в представлениях героического плана, так и в лирико-бытовых и комедийных; 6) особенности драматургии смешанных жанров, объединяющих на равных правах музыку, драму, хореографию, пантомиму, художественное чтение, выдвигают специфические задачи как перед композиторами, либреттистами, режиссерами, так и перед артистами в драматических, музыкальных и эстрадных театрах страны.
В методе исследования и теоретическом обосновании положений диссертации основной опорой явились труды классиков марксизма-ленинизма по искусствознанию и эстетике, материалы ХХУ и ХХУІ съездов КПСС по воросам идеологической работы, искусства и культуры работы теоретиков и практиков драматическоги и музыкального театра, а также мемуары, рецензии, отзывы на спектакли.