Содержание к диссертации
Введение 6
Глава I. Становление иранского театра 11
ЧастьІ.Исследование иранских традиционных представлений 11
Театральные обряды в доисламском Иране 13
Переодевание (ряженые) и театральные/ритуальные танцы 13
Обряды на тему природы и плодородия 16
Театральные обряды на основе иранской мифологии 19
Религиозные обряды 22
Театральные обряды на темы исторических событий 23
Влияние древнегреческого театра в Иране 25
Театр в Иране в исламский период 26
Театральные обряды 27
Карнавальные представления 28
Уличные представления 30
Наггали 32
Тазийе 36
Рухози и комедийные представления 43
Театры теней и марионеток 49
ЧастьП.Общетеатральные конвенции и общие черты иранских 51
традиционных представлений
Глава II. Современный театр Ирана 64
Театр Ирана с первой половины XIX в. до 1920 г. 64
Иранский театр с 1920 по 1979 гг. 71
Блестящий период иранской драматургии 80
Иранский театр с 1979 г. до настоящего времени 82
Современные театральные учреждения Ирана 83
Руководство и планирование 85
Экономика современного иранского театра 87
Театральные здания 90
Зрители 91
Современная драматургия Ирана 92
Формы современного иранского театра 93
Глава III. Освоение системы К.С.Станиславского в иранских 98
театрах
Часть I. Знакомство иранцев с системой К.С.Станиславского 98
Часть II. Система К. С. Станиславского в иранских театрах 107
Режиссерские приемы и работа над текстом ПО
Выбор пьесы 113
Выбор актеров и других участников спектакля 116
Первое знакомство актера с текстом 117
Застольная работа 119
Первое чтение текста 120
Распределение ролей 121
Последующие чтения 122
Анализ пьесы 122
Работа актера над собой в современном иранском театре 125
Тело и физическая подготовка актера 126
Голос и речь 127
Сценическое внимание и сосредоточенность 128
Расслабление и освобождение мышц 129
Подготовка к сцене и начало репетиций 131
Разработка мизансцен и освоение этюдов-импровизаций 132
Работа актера над ролью в иранском театре 136
Завершающие репетиции в иранском театре 138
Глава IV. Система К. С. Станиславского в иранских вузах 141
Часть 1. Принципы обучения театральному искусству в вузах Ирана 141
Часть 2.Принципы обучения системе К. С. Станиславского в иранских 148
вузах
Вступительные экзамены 148
Учебные программы студентов 149
Начало практического обучения 151
Тело актера и пластика 151
Сценическая речь 154
Освобождение мышц, расслабление и сценическое внимание 155
Темпо-ритм 160
Приемы освоения этюдов в процессе обучения 162
Работа над ролью и ее этапы в иранских театральных вузах 169
Глава V. Проблемы освоения системы К. С. Станиславского и пути 174
их преодоления
Часть I. Помехи и трудности на пути освоения системы Станиславского в 174
иранском театре
Внешние трудности в освоении системы 174
Внутренние трудности в освоении системы 178
Часть П. Пути преодоления трудностей в освоении системы 187
Заключение 194
Библиография 197
Приложение 202
Мы только куклы, вертит нами рок, — Не сомневайся в правде этих строк. Нам даст покувыркаться, запрячет В ларец небытия, лишь выйдет срок.
Омар Хайям
Введение к работе
Иранский театр мало изучен в России. Немногие документы, имеющиеся в библиотеках и архивах и написанные русскими исследователями, путешественниками, политическими деятелями или писателями, содержат записи их впечатлений от иранских представлений. Другая часть документов принадлежит иранским студентам, обучавшимся в России, особенно тем, кто учился в театральных институтах и посвятил свою диссертацию иранскому театру. Во многих из этих документов и исследований встречаются ошибки и неточности, большинство информации устарело.
Без сомнения, знакомство с культурой и искусством другой страны может вдохновить; можно понять также, насколько культура и искусство разных стран влияют друг на друга. Иранский театр неизвестен русским артистам. И наоборот, русский театр в последние десятилетия оказал очевидное влияние на иранский театр, особенно благодаря учению известного русского режиссера К. С. Станиславского. Настоящее исследование посвящено месту системы Станиславского в иранских театрах и театральных вузах; здесь рассматриваются приемы ее освоения и определяются помехи и трудности, которые препятствуют этому. Автор сначала знакомит русского читателя с иранским театром и иранскими театральными вузами; он исследует процесс исторического развития
иранского театра до момента перенесения в Иран западного театра, а затем характеризует современный иранский театр. В работе также анализируются программы обучения в иранских театральных вузах и общие условия в них. На следующем этапе работы рассматривается, как и когда иранцы познакомились с системой, и как она используется сейчас в иранских театрах и вузах. На последнем этапе работы исследуются проблемы в освоении системы Станиславского и выдвигаются предложения для их преодоления.
Автор считает, что система Станиславского в иранском театре - живое и эффективное явление, и театральная общественность Ирана постоянно работает с ней, как в театрах, так и в вузах, и пользуется ее инструкциями и упражнениями - с разной степенью их понимания. Жажда познать сегодняшние методы на основе системы Станиславского и открыть новые упражнения, соответствующие современному мировому театру, заслуживает понимания и уважения, но эти стремления окажутся эффективными лишь тогда, когда артисты сумеют понять основной метод, то есть саму систему Станиславского. В настоящее время в Иране публикуются новые статьи и материалы, рассматривающие систему и ее развитие или обсуждающие, как можно осовременить ее упражнения и инструкции. Однако правильное понимание этих материалов невозможно без хорошего знания системы.
В предлагаемом исследовании показано, как применяются элементы системы в иранских театрах и вузах, и как, из-за недостаточного понимания ее, существования помех и отсутствия знающих (в смысле системы) и искусных актеров и педагогов, иранский театр не может достичь своих целей и прогресса в освоении системы.
Прошло примерно полвека с момента знакомства иранцев с системой Станиславского, но до настоящего времени исследования по проблеме
места этой системы и ее освоения в иранских театральных вузах не осуществлялись. Не существует ни книг, ни статей, ни других материалов по этой теме. Поэтому можно утверждать, что такого рода исследование выполнено впервые. В исследовании впервые проведена также классификация иранских традиционных представлений и обозначены их общие особенности. Впервые дано исследование современного театра Ирана и новые материалы об обучении в иранских театральных вузах. Новым является и то, что рассмотрены помехи и проблемы освоения системы Станиславского в иранских театрах и предложены пути их преодоления.
Главная цель нашего исследования - определение места системы в иранском театре. Другие задачи заключаются в рассмотрении приемов освоения системы в творческом процессе иранских актеров; в анализе обучения системе в театральных вузах и соответствия этого обучения самой системе; в выяснении помех и трудностей освоения системы в театрах и вузах и в предложении путей их преодоления; в изучении иранских традиционных и современных театров и их влиянии на освоение системы в Иране; в рассмотрении программы и предметов обучения в иранских театральных вузах.
Исследование выполнялось в два этапа: во-первых, сбор документов, книг, статей, интервью, во-вторых, анализ и рассмотрение этих материалов. Информация собиралась как в Иране, так и в России. К сожалению, исследований по иранскому театру, как по традиционному, так и по современному, очень мало, поэтому автор был вынужден интервьюировать иранских преподавателей и актеров. Автор самостоятельно собирал материалы о современном театре через театральные учреждения, вузы, культурные центры.
В России сбор необходимой информации происходил с помощью научного руководителя, а также на занятиях преподавателей актерского мастерства и в беседах с ними. Автор изучал также предшествующие исследования о месте системы Станиславского в других странах. Существенную помощь в сборе и анализе материала оказало то обстоятельство, что диссертант сам учился, а затем преподавал в иранских театральных вузах и длительное время работал режиссером в иранском театре.
Диссертация состоит из пяти глав, заключения и библиографии. В качестве приложения даны фотографии на темы традиционного и современного театра.
В главе первой «Становление иранского театра» исследуются виды обрядов, формы иранских традиционных представлений, общие конвенции и общие черты этих представлений. В главе второй «Современный театр Ирана» этот театр рассматривается начиная с момента появления западного театра в Иране до настоящего времени. Приводятся сведения о руководстве и планировании в театре; об экономике иранского театра; формах современного иранского театра; театральных группах и т.д. Глава третья «Освоение системы К. С. Станиславского в иранских театрах» посвящена первому знакомству иранцев с системой, а также приемам ее освоения в иранских театрах, включая работу над текстом, над собой и над ролью. В главе четвертой «Система К. С. Станиславского в иранских вузах» анализируются способы обучения актерскому мастерству в вузах, программы обучения, упражнения, порядок поступления в вузы и выпуска студентов. Обсуждается также влияние системы Станиславского на программу обучения актерскому мастерству, на упражнения и этюды и др. В главе пятой «Проблемы освоения системы К. С. Станиславского и пути их преодоления» исследуются внешние и внутренние трудности и помехи в
деле освоения системы в Иране. Внешние трудности обусловлены культурными, общественными и историческими особенностями Ирана, а также общими условиями иранского театра; эти помехи не зависят от артистов. Внутренние помехи связаны с проблемами, существующими внутри театра и в системе театрального образования. Диссертантом предложены пути преодоления трудностей и надлежащего освоения системы в иранских театрах и тетральных вузах.
Как ни грустно признать это для иранского театра, но реальность такова, что проблемы и трудности существуют и их необходимо преодолевать. Эти проблемы собраны не в одном месте и оказывают влияние на театр и на вузы в разных формах. Не вызывает сомнения, что следует искать методы театральной игры на базе отечественной культуры и материальных и духовных запросов артистов. Диссертант надеется, что предлагаемое исследование будет шагом на пути укрепления иранского театра и всестороннего освоения системы Станиславского в Иране.