Введение к работе
Идея написания этой работы возникла в процессе подготовки к публикации так называемых "карточек" - подготовительных материалов ко второй (ненаписанной) части книги Михаила Михайловича Буткевича "К игровому театру". Вышедший в издательстве ГИТИСа в 2002 году и переизданный в 2005, этот трактат о театре дошел до читателя без центральной второй части, озаглавленной автором "Игра с актером", но так и не написанной, а оставленной уходившим Мастером в виде отдельных мыслей и заготовок на сотнях библиотечных карточек в надежде, что так или иначе эти идеи будут востребованы и рано или поздно "воссоединятся" с остальной книгой.
В своей книге М.М.Буткевич рассматривает игровую природу театрального искусства, исследует игру не как бытовое понятие, а как одну из свойственных человеку и особенно художнику-творцу форм самовыражения, определенную структуру отношений с литературным материалом, партнерами, зрителями, как один из способов творческого взаимодействия между исполнителями и другими участниками театрального процесса при создании театрального произведения. Игра у Буткевича становится технологией театрального творчества, его новой философией," живой водой", возвращающей молодость и свежесть, как казалось, безвозвратно уходящему в прошлое искусству театра. Автором предпринимается попытка проанализировать, обобщить и сформулировать то, что можно было бы назвать Игровой методикой, то есть, системой теоретических взглядов и практических шагов по внедрению игровых принципов и элементов в репетиционную, исполнительскую и педагогическую практику современного театра.
Очевидно, что "Игра с актером" должна была занять по замыслу автора центральное место в этой теории, так как непосредственно посвящена проблемам актерского существования на сцене, вопросам работы над ролью, ансамблевого творчества, репетиционного процесса, актерского тренинга, а также способам овладения и перспективам развития актерской профессии. Таким образом, дополненный материалами 2-ой части, трактат М.Буткевича приобретает еще большую полноту и цельность, позволяющие рассматривать его как вполне законченную теорию, охватывающую все основные элементы театрального процесса и являющуюся органическим развитием идей и творческих поисков К.С.Станиславского в области воссоздания на сцене жизни человеческого духа.
Занимаясь расшифровкой и компануя материал карточек в соответствии с задуманным М.М.Буткевичем Планом второй части книги, мы все больше убеждались не только в очевидной актуальности предлагаемой игровой методики для решения многих постановочных и актерских задач при создании современного театрального произведения, но и в уникальности игровой модели как педагогического мировоззрения и практической технологии воспитания драматического актера и режиссера на рубеже 20-21 веков. Представляется особенно ценным, что идеи эти глубоко укоренены в русскую театральную традицию, являются прямым продолжением творческого поиска предыдущих поколений деятелей российского театра, формировавшихся под влиянием творческих и педагогических методов К.С.Станиславского, В.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, М.А.Чехова, А.Д.Попова, М.О.Кнебель.
Игровая методика, или Игровая театральная модель, предлагаемая Михаилом Буткевичем, во многом примиряет различные тенденции и подходы к созданию живого художественного мира на сцене, предлагает такое творческое пространство, в котором могут сосуществовать тонкая психологическая ткань - с яркой гиперболизированной формой, доведенное до мельчайших подробностей физическое действие - с философско- символическим обобщением. При этом Игровая методика не только приближает нас к синтезу различных типов сценической выразительности, но и сближает театральное искусство с современной эпохой, переводя акценте театра идей на театр живых форм, то есть смещая центр ответственности с режиссера-идеолога к актеру-творцу.
Обнаруживая и открывая для себя указанные особенности и преимущества Игровой модели, мы все яснее понимали особую важность педагогической составляющей этой методики, поскольку именно через воспитание нового поколения театральных деятелей можно наиболее эффективно реализовывать новые художественные идеи, строить современный театр.
Таким образом сформировалась идея более подробного анализа Игровой методики, предложенной М.М.Буткевичем, именно сточки зрения педагогических задач, выдвигаемых современной эпохой развития театра, чему и посвящена настоящая работа. Поскольку, как уже говорилось, для нас очевидна глубокая внутренняя преемственность Игровой модели от художественных идей и целей, сформулированных К.С.Станиславским и впоследствии получивших название Системы, мы возьмемся рассматривать и анализировать Игровую педагогическую методику Буткевича в непосредственной связи с основными элементами Системы Станиславского и его последователей, в первую очередь, с методом М.А.Чехоав. Это тем более имеет смысл, что существующий процесс воспитания и профессиональной подготовки актеров и режиссеров в театральных учебных заведениях России основан, главным образом, на идеях К.С.Станиславского и М.А.Чехова, следовательно, взгляд на Игровую модель со стороны Системы может значительно облегчить ее внедрение в практику современного педагогического процесса.
Нам представляется, что результатом настоящей научной работы должны и могут стать не только теоретические выводы, не только общие рекомендации, но и конкретные практические разработки, упражнения, а также методические предложения по внедрению игровых приемов обучения в повседневную педагогическую практику. Собственно говоря, одним из ключевых механизмов нашего исследования станет сопоставление основных элементов Игровой методики Буткевича с элементами Системы Станиславского с целью обнаружить и проявить как их единство и внутреннюю взаимосвязь, так и те особенности, которые Игровая методика предлагает внести в сложившуюся педагогическую традицию.
Таким образом, новизна нашего исследования состоит в следующем:
- внедрение игры и игровых элементов в технологию освоения системы К.С.Станиславского;
- применение и адаптация игровых механизмов к существующим принципам воспитания современных деятелей театра, актеров и режиссеров, их профессионального, художественного и морально-этического мировоззрения;
- предложение новых методических разработок, основанных на игровой концепции, в рамках существующих программ обучения актеров и режиссеров драматического театра.
Для освоения нового совершенно не обязательно отказываться от старого, в особенности когда этим "старым" являются идеи и открытия гениального художника-творца, каким был и остается Константин Сергеевич Станиславский. У русского театра 21 столетия есть великое наследие - творческий метод Станиславского, и задача состоит не в том, чтобы искать ему замену, а в том, чтобы на современном этапе развития театра продолжать поиск, начатый великим художником.