Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация роли идеологии в условиях глобализации Чесноков Алексей Игоревич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чесноков Алексей Игоревич. Трансформация роли идеологии в условиях глобализации : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Ин-т философии РАН.- Москва, 2007.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Интерес к теме идеологии сегодня обусловлен двумя существенными факторами: стремительно развивающимся мировым политическим процессом, который затрагивает всю планету в целом, и поиском нашей страной собственных идеологических ориентиров развития. Процесс глобализации ставит перед мировым сообществом множество вопросов. От ответов на них может зависеть как судьба отдельных государств, так и конфигурация политического пространства. При этом, реагирование происходит в динамическом процессе, что создает отдельные трудности. Мирная обстановка в считанные часы становится напряженной, а локальная угроза может вызвать катастрофы по всему миру. Поэтому крайне необходимо создание спектра методов и принципов реагирования. В связи с этим, существенная роль отводится идеологических ориентирам, на основе которых выстраивается стратегия поведения мировых акторов. При этом основной вопрос заключается в том, насколько успешно происходит адаптация стратегических схем, т.е. адекватны ли современным вызовам имеющиеся идеологические установки. Отсюда и необходимость исследования состояния идеологии в условиях глобализации.

Диссертант полагает, что актуальным является постановка вопроса о роли идеологии в современной политике. От того, в какой мере идеология будет востребована, и насколько будет осознаваться ее важность, зависит система международных отношений. Так фрагментарное использование идеологических ценностей, которые ложатся в основу многих политических кампаний, фактически нивелирует роль идеологии. Однако, постоянная апелляция к политической рекламе фактически приводит к деполитизации общества, к утрате им собственной идентичности по отношению к остальному миру. С другой стороны, происходит и обратный процесс — идет поиск идеологии в рамках самой глобализации, которым заняты наиболее влиятельные силы. Но забота о том, чтобы эта идеология

успешно интегрировалась в различные общества может порождать конфликты, неприятие и нередко является соблазном для односторонней трактовки направления развития мирового сообщества. При этом, наряду с конфронтацией, применение идеологии может оказывать благотворное влияние на сближение различных обществ и государств. Соответственно, свой проект необходим и России.

Свое влияние на позиционирование идеологии оказывает также наследие XX века, когда само понятие часто использовалось с негативным оттенком. В ряде работ второй половины XX века даже возникали утверждения о конце идеологии и ее замене научным знанием. Однако, в ходе возникшей дискуссии была обнаружена трансформация идеологии, которой ранее не придавалось значения. Это наблюдение, а затем и последовавшая победа одной идеологической системы над другой в результате «холодной войны», показали, что идеология все еще имеет важное значение. Некоторыми оно было возведено в ранг решающего, т.е. одна идеология может стать общей для всего мира. В условиях глобализирующегося мира необходимо непредвзятое исследование такого подхода, так как его использование в качестве политического инструмента может иметь отрицательные стороны. Следовательно, анализ нынешнего состояния идеологии с учетом исторического наследия вместе с выявлением механизма ее взаимодействия с глобализацией позволит избежать односторонней оценки, что в результате создает предпосылки для объективного исследования роли идеологии. Это, в свою очередь, становится основой для адекватного применения идеологии в современных условиях.

Степень разработанности проблемы. На протяжении практически всей истории развития теории идеологии предметом активного исследовательского внимания ученых в первую очередь были функции идеологии. Это связано, прежде всего, с непосредственной ролью идеологии в создании и реализации политического процесса. Данная

особенность в изучении идеологии порождала иногда не только теоретические концепции, но и новые идеологии, возникающие на основе этих концепций.

Неслучайно, это произошло уже с первой по-настоящему разработанной концепций идеологии, принадлежащей Карлу Марксу. И именно с нее начинается история научного дискурса, посвященного исследованию феномена идеологии. Поэтому в своих работах исследователи были вынуждены апеллировать к Марксу, как основоположнику теории идеологии. Экстраполяция идей Маркса непосредственно в политическую сферу создало целое течение марксизма. Благодаря оформившейся в его русле самостоятельной идеологии, произошли политические трансформации в ряде стран Европы. В России они привели к 70-летней власти коммунистической партии. В самой Европе попытки захватить власть не удались, однако, это лишь косвенно повлияло на марксизм, который особенно после Второй мировой войны приобрел популярность. В ряду авторов, работавших в контексте данного подхода, можно отметить А.Грамши, ЛАльтюсера, ДЛукача. Из отечественных исследователей необходимо отметить Т.И.Ойзермана и СГ.Кара-Мурзу.

Если марксисты основное внимание при рассмотрении идеологии уделяли ее политической роли, то в рамках франкфуртской школы акцент был смещен на анализ социализирующей роли идеологии и ее влиянию на стабильность в обществе. Такой анализ, достигший яркого научного результата в творчестве Карла Манхейма, позволил по-новому оценить перспективы идеологии и ее потенциал в обеспечении целостности общества и государства. В дальнейшем в этом направлении работали Ю. Хабермас, Т. Иглтон, Э.Гидценс, Т. Парсонс, П. Рикер и др. Из отечественных исследований, корелирующих с этой темой, необходимо сразу же выделить такие значимые работы, как коллективные труды «Тоталитаризм как исторический феномен» и «Перспективы

интегративной идеологии». Здесь же можно отметить исследования Л.В. Полякова, В.Г. Федотовой, В.В. Ильина.

Между тем, всемирное осуждение нацизма после Второй мировой войны, активное начало «холодной войны» и широко начавшийся процесс деколонизации породили усталость от идеологии. Рассматривая идеологию, как тоталитарную модель подавления инакомыслия, некоторые ученые предложили мировому сообществу отказаться от идеологических жестких схем в пользу рационального научного знания и его применения в политике и жизни общества. В работах ХАрендт, Д.Белла, Р.Арона и некоторых других был выдвинут тезис о «конце идеологии». Такой вердикт породил целую научную дискуссию. В ответ на утверждение об «деидеологизации» был выдвинут контраргумент о «реидеологизации», авторы которого описывали происходящие изменения, в результате которых идеология не отмирает, а наоборот приобретает новое влияние. Среди крупнейших представителей «реидеологизации» необходимо отметить О.Лемберга, Я.Бариона, А.Винера, У.Матца. Симптоматично, что автор книги «Конец идеологии» Д.Белл в ходе данной дискуссии признал ошибочность своего первоначального мнения.

Соответственно, «возвращение» идеологии породило новую волну исследований. Свою роль в этом также сыграло появление новых философских направлений. Многие авторы начали использовать различные вариации подходов, тем самым находя новые черты в идеологии и выделяя ее влияние на другие сферы. Наиболее ярких результатов добились те представители, которые приходили к анализу феномена идеологии через исследование других форм сознания и их продуктов, прежде, всего, культурных. Для них идеология - это часть культурного праксиса, результат творчества.

Практический каждый из авторов подходит к идеологии со своей стороны, выделяя те или иные следствия существования и

функционирования идеологии. Здесь можно отметить К.Гирца, Э.Тоффлера, Р. Барта, М.К. Мамардашвили, Ж.Бодрийяра.

Рассматривая идеологию через призму ее функционирования, авторы ранее прибегали к анализу идеологии в социальной структуре государства, представляя ее, как инструмент власти или символическое поле социума. Однако, новые условия выдвинули и новые требования к исследованию идеологии - какова роль идеологии в глобальном мире, возможна ли единая идеология и т.д. Этот аспект особо интересен в рамках данного диссертационного исследования. Существенные наработки здесь были сделаны такими авторами, как З.Бауман, С. Жижек, Ф.Фукуяма. Из отечественных авторов необходимо выделить исследования Р.И. Соколовой, А.И. Соловьева.

Учитывая достаточно большой корпус текстов, исследование идеологии, как уникального феномена, проведено за почти два столетия достаточно глубоко. Однако, большинство авторов рассматривали идеологию через призму ее отдельных функций, ее значения для политической, социальной и других сфер жизни государства. При этом, не было проведено сравнительного анализа различных концепций с целью выявить закономерность и общие элементы теорий, что послужило бы основой для моделирования структуры идеологии.

При этом, в разных работах элементы этой структуры не могли не быть имплицитно представлены, что являлось неотъемлемым условием исследований, помогающим адекватно описать феномен. Сравнительный анализ феномена идеологии у разных авторов дает хорошо просматриваемую структуру. Соответственно, используя этот инструмент, как методологическое основание, можно затем проследить любые трансформации любых идеологий.

Что касается анализа современного глобализирующего общества, до он сих пор остается актуальным и далеким от окончательного диагноза. Однако, уже сейчас сделаны достаточно глубокие исследования,

закономерно претендующие на создание особых подходов к изучению глобализации. Можно выделить три основных подхода.

Первый корпус работ базируется на переосмыслении классического системного (мир-системного) подхода. Это работы, прежде всего, Э.Уоллерстайна, а также Л. Склэра, Р.Робертсона, ААппадураи и др. Он отражает пространственно-временной срез глобализации.

Второй подход был сформирован на базе дискурса «постиндустриального общества». Его сторонники считают, что развитие истории прошло две стадии: традиционного и индустриального обществ. Теперь - в период глобализации - начался постиндустриальный этап, характеризующийся, прежде всего, информационной тотальностью, доминированием ценности знания, появлением сетевых структур. Здесь можно отметить М.Кастельса, А.Этциони, ИДракера и др. Среди отечественных ученых необходимо выделить ВЛ.Иноземцева.

Третий подход сформирован на основе дискурса «постмодерна» и представлен такими известными авторами, как ЖДеррида, Ж-Л. Нанси, Ж.Бодрийяр, Ж-Ф.Лиотар. В его основе содержится тезис о том, что в современном обществе не существует жестких границ и однозначных символов, а наоборот - «цветущее множество» порождает еще больше значений. Этот подход может быть использован при рассмотрении символической структуры глобализации, транслируемые ей понятия и идеологические ценности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В работе проведен подробный анализ таких значимых в истории исследования феномена идеологии работ, как «Немецкая идеология» и «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, «Идеология и утопия» К. Манхейма, «Идеология и общество» ОЛемберга, «Что такое идеология?» Я.Бариона, «Лекции об идеологии и утопии» П.Рикера, «Конец истории» Ф.Фукуямы, «Возвышенный объект идеологии» СЖижека. В диссертации также использованы некоторые положения,

содержащиеся в работах У.Матца, З.Баумана, М.К. Мамардашвили, Р.Арона, Л.Альтюсера, А.Грамши, Ф.Ницше, а также в трудах отечественных исследователей: А. Баллаева, А.Соловьева, МИльина.

При рассмотрении феномена глобализации были использованы отдельные положения, представленные в работах Э.Уоллерстайна, Р.Робертсона, МУотерса, ААппадураи, У.Бека, П.Дракера, М.Кастельса, А.Этциони, Ж.Дерриды, а также в исследованиях отечественных авторов: Д.Иванова, В.Коллонтай, В.Кузнецова, М.Чешкова, А.Богатурова.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования -определить роль идеологии в условиях качественно нового процесса глобализации.

В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. Анализ основных концепций идеологии в историческом контексте.

  2. Выявление закономерностей в развитии идеологий и их системный анализ.

  3. Рассмотрение основных теорий глобализации, рассматривающих идеологическую сторону феномена, и их сравнительный анализ.

  4. Определение места и роли идеологического аспекта в распространении и функционировании глобализации.

  5. Осмысление нынешнего состояния идеологии на основании изучения как современных теорий, так и политического функционирования самой идеологии.

Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в комплексном
подходе к анализу идеологии. Под комплексным анализом подразумевается
интегрированное использование структурно-функционального,

исторического и компаративистского подходов. Это позволило в ходе исследования провести ретроспективное рассмотрение теоретических

концепций, а также эволюции идеологии. Что, в конечном итоге, позволило выявить структуру идеологии, о которой в разных терминах и концепциях писали большинство исследователей.

Также новизну исследованию придает анализ еще малоизученной проблемы глобализации. Для этого был применен сравнительный анализ, что позволило выявить как основные подходы к ее изучению, так и идеологический аспект самого процесса.

Наконец, новизна исследования состоит в самой постановке вопроса о трансформации роли идеологии в условиях глобализации, тем более, что сегодня возможен вариант создания принципиально новой идеологии, которая обладает потенциалом поглощения ранее существовавших идеологий. Анализ разных теорий и эмпирических наблюдений выявил такую закономерность, что может помочь в осознании места и роли идеологии в глобализации, а также самой глобализации в историческом и антропологическом контексте.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В ходе исследования феномена глобализации разными авторами прослеживаются общие точки зрения на идеологию, на основе которых идеологию в итоге можно представить, как четкую структуру.

  2. Историческое развитие и роль идеологий позволяет наблюдать характерные изменения, знаменующие собой эволюционный процесс, в ходе которого происходит трансформации идеологии.

  3. Процесс глобализации обладает не только социально-политическими характеристиками, но и идеологическими, распространяя наряду с различными стандартами собственный идеологический проект.

  4. Сопоставление идеологического аспекта глобализации и современного состояния других идеологий приводит к выводу о трансформации роли идеологии в мире.

  5. Эффективность интеграции идеологического аспекта глобализации говорит о его серьезном потенциале, требующем адекватного

ответа от тех стран, которые на сегодняшний день еще недостаточно охвачены глобализацией.

Теоретическая и практическая значимость исследования диктуется современными реалиями, что особенно важно для нашей страны. Россия за последние годы достаточно сильно продвинулась в поиске собственной идеологии, которая смогла бы объединить общество как для блага и целостности государства, так и перед вызовами глобализации. Использование новых методологических наработок позволит по-новому оценить перспективы идеологического развития России, что приблизит время становления и интеграции общества.

Наконец, положения и выводы исследования могут лечь в основу специального курса по изучению идеологий. Представленный в работе корпус текстов, структурированная и систематизированная история идеологий, начиная с ХГХ века и заканчивая сегодняшним днем, могут послужить основой для составления программ и учебно-методических пособий по политологии, политической философии и политической истории.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании сектора философии российской истории Института философии РАН и рекомендована к защите.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на семь параграфов, заключения и списка литературы из 122 источников. Объем диссертации 180 страниц.

Похожие диссертации на Трансформация роли идеологии в условиях глобализации