Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы консолидации зарубежной российской общины Чепурин Александр Васильевич

Проблемы консолидации зарубежной российской общины
<
Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины Проблемы консолидации зарубежной российской общины
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чепурин Александр Васильевич. Проблемы консолидации зарубежной российской общины : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Чепурин Александр Васильевич; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ].- Москва, 2009.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/122

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Генезис русского зарубежья. исторические и социально-политические истоки русского зарубежья .

1. Эволюция понятий «соотечественники, проживающие за рубежом» и « консолидация соотечественников» в российской науке и в законодательстве Российской Федерации

2. Исторические попытки консолидации российского зарубежья в 20-40-ее гг. XX века

3. Формирование зарубежного русского мира С.39-43

Глава II. Положение соотечественников за рубежом, их права и этнокультурные интересы. проблемы консолидации

1. Некоторые особенности зарубежной российской общины. Причины разобщенности и задачи по консолидации .

2. Оценка положения российских общин за рубежом. Русские в странах ближнего зарубежья и перспективы создания диаспоральных институтов.

3. Анализ положения соотечественников в странах дальнего зарубежья и формы консолидации.

4. Фактор русского языка и его значение в консолидации зарубежной российской общины.

Глава III. Основные направления современной политики российской федерации по консолидации зарубежного русского мира

1. О моделях взаимодействия «государство-диаспора» С.98-110

2. Эволюция подходов Российской Федерации к С.111-119

взаимодействию с зарубежной общиной.

3. Совершенствование механизмов диаспоральной политики С.120-133

Российской Федерации. Репатриационная политика, как важная составляющая консолидации российской общины.

Заключение с. 134-136

Список использованной литературы с. 137-15о

Введение к работе

В сфере взаимодействия со своими зарубежными соотечественниками опыт России нельзя назвать богатым и рациональным. В XIX веке этот вопрос практически не существовал, а в XX, в период СССР, те, кто уезжал или оказывался за рубежом, рассматривался как чуждое советской действительности явление.

Современной России потребовалось заново вырабатывать свои подходы к диаспоре, отталкиваясь от реалий быстро меняющегося мира и логики развития самой России как страны, приверженной демократическим ценностям. Принципиально важным стало признание того, что Россия и зарубежные россияне — это части одного цивилизационного пространства с той лишь разницей, что последние оказались на его периферии, в то время как Россия представляет собой центр русского языка, культуры и ментальносте.

Из этого следовал существенный вывод: наличие влиятельной и консолидированной российской общины за рубежом отвечает национальным интересам нашей страны. Только такая община, тесно вплетенная в общественно-политическую жизнь страны проживания, но не ассимилированная и не маргинализированная, сохраняющая свою национальную идентичность, импульсы к самоорганизации, связи с исторической родиной, способная оказывать позитивное воздействие на

окружающий мир, действовать в интересах повышения авторитета России на

\ „ международной арене, укрепление ее связей со страной проживания, может

стать полноценной частью глобального Русского мира.

Стало очевидно и то, что консолидация российской диаспоры возможна

через развитие механизмов самоорганизации, определение общих интересов и

задач по сохранению этнокультурного пространства и налаживание

позитивного диалога с исторической родиной.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью выработки научно обоснованного подхода Российской Федерации в отношении 30-миллионной зарубежной общины и оценки ее потенциала в условиях укрепления российской государственности, налаживания продуктивного диалога с зарубежными соотечественниками, как части единого российского этнокультурного пространства.

Несмотря на проведенные в последние годы научные исследования, посвященные положению соотечественников, разработка теоретических, методических и практических аспектов ключевой проблемы - консолидации общины - остается малоизученной и весьма актуальной.

Существующая сегодня раздробленность не позволяет российской общине адекватно осознавать и отстаивать свои этнокультурные, социально-экономические и политические права, выступать в качестве полноценного партнера в диалоге с исторической родиной. Преодоление разногласий и консолидация "соотечественников - основа формирования полноценной российской диаспоры за рубежом.

Взаимодействие с российскими зарубежными общинами, поддержка и защита прав соотечественников, проживающих за рубежом, обозначены в качестве национальных приоритетов России. Это положение зафиксировано в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года. Оно идет в русле диаспоральнои политики цивилизованных стран, стремящихся укрепить общее этнокультурное пространство страны и зарубежной диаспоры, создавая устойчивую систему взаимосвязей, в том числе и в сфере международных отношений.

Решение задачи единения Русского мира позволит создать полноценную российскую диаспору, устойчивую к ассимиляции, объединенную исторической памятью, языком, национальной, культурной, религиозной и цивилизационной идентичностью. Именно такая диаспора сможет служить

5 эффективной опорой и союзником России. В данном контексте исследование проблемы приобретает особую актуальность и практическую значимость.

Степень научной разработанности темы. О зарубежном русском мире на Западе написано значительное количество книг, статей и диссертационных исследований1. Одним из первых исследователей русского зарубежья как комплексного исторического явления стал П.Е.Ковалевский2, издавший свой труд во Франции в начале 70-х годов прошлого века.

Советская обществоведческая наука рассматривала тему в рамках официальной идеологии советского государства с учетом неприятия русской эмиграцией большевистского, а затем советского режима.

В постсоветский период появился ряд работ, в которых используется принципиально новый подход в исследовании этой проблемы3.

1 Русские во Франции. Справочник. Ред. В.Ф.Зеелер. Париж: Изд. С.М.Сарач, 1937. Столыпин А. На
службе России. Очерки по истории НТС. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1986; Деникин А. Мировые события и
русский вопрос. Париж: Изд. Союза добровольцев, 1939; Грехов Г.А. Письмо добровольца/УОборонческое
движение. Май 1936. № 1; Керенский А. Передышка.//Новый журнал. 1942. № 1; Лебедев В. Новая
стратегия - новая дипломатия//Проблемы. 1935. Сб.2. Защита страны; Кожевников Н. Шестьдесят лет
сопротивления/ЯТосев. 1978. № 3; Новая Россия (Париж). 1 октября 1939. № 71; Ширинский Ю. Предпосылки
эмигрантского оборончества/Юборонческое движение. Май 1936. № 1.

2 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского
зарубежья за полвека. 1920-1970. Париж, 1971.

3 Русский исход/Ин-т всеобщей истории, РАН. - СПб.: Алегейя, 2004. - 320 с; Гуль Р.Б. Я унес
Россию. Апология эмиграции. - В 3-х т. M.: Б.С.Г. - Пресс, 2001; Менегальдо Е. Русские в Париже. 1919-1939.
2-е изд./Общество друзей. А.Ремизова. М., Кстати, 2007. - 288 с; Балмасов С. Иностранный легион. М., Яуза,
ЭКСМО, 2004. - 786 с; Басик В.П. Зарубежный опыт защиты прав соотечественников: политико-правовой
анализ. М., Русский мир, 2000. - 200 с; Говердовская Л.Ф. Общественно-политическая и культурная
деятельность русской эмиграции в Китае в 1917-1931 гг./Моск.гос.авто-дор.ин-т, Ин-т гуманит.исслед. M.,
2004. - 188 с; Калинина Н.В. Россияне ближнего зарубежья: уезжать или оставаться? Политические аспекты
проблем российской диаспоры в странах СНГ/Киргизско-российский славянский ун-т M., Бишкек: ИЛИМ,
2002. - 307 с; Калинина Н.В. Российская диаспоральная политика в странах СНГ: состояние и перспективы. М.,
Научная книга, 2005. — 320 с; Комплексная целевая среднесрочная программа поддержки соотечественников за
рубежом на 2003-2005 годы/Правительство Москвы, Деп-т международных связей Правительства Москвы. M.,
МО ГОФПС «Россияне», 2002. - 152 с; Кононова M.M. Русские дипломатические представительства в
эмиграции (1917-1925 гг.)/Ин-т. всеобщей истории РАН. М. 2004.-240 с; Международный опыт защиты
соотечественников за рубежом. Мировая и отечественная практика/Правительство Москвы.-М.; Классике
стиль, 2003.-464 с; Окороков А.В. Русские добровольцы. М., ООО «Авуар консалтинг». 2004.-400 с; Русская
эмиграция в борьбе с большевизмом. М., Центрполиграф, 2005.-479 с; Струве П.Б. Дневник политика (1925-
1935)/ИРИ РАН. М., Русский путь - Париж: УМСА-Пресс, 2004.-872 с; Сытник М. О «русском вопросе» в
Казахстане... Алма-Ата: Ценные бумаги, 2006.-339 с; Шмаглит Р.Г. Русское зарубежье в XX веке. 800
биографий. М., 2007.; Проблемы истории русского зарубежья. Материалы и исследования/ИВИ РАН. М.,
Наука, 2005 Вып./.1-453 с; Назаров М. Миссия русской эмиграции. Ставрополь; Кавказский край, 1992,. В 2-х
т. Полоскова Т.В., Диаспоры в системе международных связей. М., Научная книга. 1998.-199 С; Полоскова
Т.В. Принципы и нормы взаимодействия дипломатических представительств и консульских служб с
зарубежными диаспорами. Учебное пособие. М., 2000.- 108 с. - (ДА МИД РФ. ИАМП. Центр СНГ); Полоскова
Т.В. Российская диаспора в странах Балтии: (на примере Латвии и Эстонии); Полоскова Т., Цветков Д. -М.:
б.и., 2003. - 67 С. - (ДА МИД РФ. ИАМП. Центр СНГ). Русская военная эмиграция 20-х-40-х годов: Документы
и материалы. В 2-х т. М., Триада - 2001.

При содействии Правительственной комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом в последние годы в свет вышло несколько десятков книг, рассказывающих о российских общинах в ряде стран .

Проблемы зарубежного русского мира освещаются в серии работ известного российского этнолога, директора Института этнологии и антропологии РАН академика В.А.Тишкова. Анализируется положение русских вне России, российская политика в отношении зарубежных соотечественников.5

Попытка определить факторы, способствующие консолидации российской диаспоры, дать оценку эффективности различных механизмов взаимодействия Российской Федерации с зарубежными соотечественниками сделана в книге «Российская диаспора на пространстве СНГ», подготовленной авторским коллективом во главе с К.Ф.Затулиным в Институте диаспоры и интеграции6.

Анализу основ Русского мира, самосознания и единения русской нации, российского многонационального народа, места Российского государства в современном мировом сообществе и европейском геополитическом пространстве посвящены работы известного российского историка Н.А.Нарочницкой7.

4 Русские Казахстана. Алматы, Са Га. 2007. - 592 с, Илляшевич В.Н. Русские судьбы Эстонии. Таллин,
изд-во ЫКО «Фонд поддержки интеграции», 2007. - 460 с. Россияне в Узбекистане. Ташкент, Нихол, 2008. -
336 с. Российские соотечественники в Турции: История и современность. Стамбул,
2008. - 214 с; Русские в Германии: Russen in Deutschland. Herausgegeben von club Dialoge.V. 2008. - 216 c,
Пушкадия - Рыбкина Т. Эмигранты из России в научной и культурной жизни Загреба. Загреб, 2007. - 342 с;
Русские в истории и культуре Литвы/авторы-составители И.Маяковская, А.Фомин. Vilnius: Vaga, 2008. - 512 с;
Русский мир Украины: Энциклопедический словарь. К.: Радуга, 2008. - 312 с; Заплетин Г., Ширин-Заде Г.
Русские в истории Азербайджана. Баку, 2008. — 368 с; Анфимова А. Бывальщина: Быт и народные
повествования липован Буковины. Бухарест, изд-во «CRLR», 2008.-400 с.

5 Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. - М.: Наука. 2001. - 240 с. Русские в
Средней Азии и Казахстане. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Документ № 51. М.:
Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. С.21. Русские как меньшинство: пример Эстонии.
Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Документ № 52. М.: Институт этнологии и антропологи
РАН, 1992. С.21. Межэтнические отношения и конфликты в странах СНГ и Балтии. Под ред. В.А.Тишкова. М.:
ИЭА РАН. С. Русский язык и русскоязычное население в странах СНГ и Балтии/Вестник Российской академии
наук. 2008. Т.78. № 5. С.415-422. Национальности и национализм в постсоветском пространстве: Исторический
аспект/Этничность и власть в полиэтнических государствах. M., 1994. С. 9-34. Русский мир: смысл и стратегии,
.

6 Российская диаспора на пространстве СНГ. - Институт диаспоры и интеграции. М., 2007. - 432 с.

7 Нарочницкая Н.А. Россия и русские в Мировой истории. M., Международные отношения. 2005. - 536
с. Нарочницкая Н.А. Русский мир. СПб., Алетейя. 2007. - 304 с.

Разработке концепции Русского мира, как одной из моделей консолидации российских соотечественников, посвятили свою монографию Т.В.Полоскова и В.М.Скринник «Русский мир: мифы и реалии»8. В ней анализируются проблемы развития и функционирования этнических сетей в современном мире, рассматриваются различные аспекты структурирования Русского мира как цивилизационного феномена. Авторы вводят в научный оборот новое понятие — логистика Русского мира. Российская община стран ближнего и дальнего зарубежья исследуется в данной работе как важный инструмент реализации внешней политики Российской Федерации.

Тема российских соотечественников и их влияния на современный мировой порядок рассматривается в работе российского исследователя М.В.Шарко9.

На процесс консолидации российских соотечественников оказывает влияние ряд факторов, в том числе культурный. Этой проблеме посвящена диссертационная работа А.В.Шипилова10. Политике современных государств в отношении зарубежных диаспор, а также анализу положения российской диаспоры в государствах Латинской Америки посвящены диссертации Г.Э.Бубашвили и С.В .Подреза11.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринята попытка исследовать процесс консолидации российских соотечественников, проживающих за рубежом, как комплексную проблему, от решения которой зависит настоящее и будущее русского зарубежного мира. Наряду с этим в диссертации обосновываются следующие идеи:

Полоскова Т.В., Скринник В.М. Русский мир: мифы и реалии. М., Московский фонд «Россияне». 2003.-100 с.

9 Шарко M.B. Российские соотечественники и мировой порядок. М., Научная книга. 2007. - 183 с.

10 Шипилов A.B. Влияние русской культуры на консолидацию российских соотечественников за
рубежом. Автореферат диссертации на соискания ученой степени кандидата культурологии. М.,
2007.-26 с.

11 Бубашвили Г.Э. Политика современных государств в отношении зарубежных диаспор (на примере
Греции и России). Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. М.,
2003. - 23 с; Подрез СВ. Генезисы проблемы современного положения российской диаспоры в Латинской
Америке. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.,
2005.-24 с.

1. Политическими предпосылками консолидации российских
соотечественников за рубежом явились новые политические реалии, которые
сложились в России после 1991 года. Без тесного взаимодействия с
исторической родиной не может быть долговременной и продуктивной
консолидации. Это показали и проанализированные в диссертации
безуспешные попытки консолидации российских соотечественников за
рубежом, предпринятые в 20-40-е годы прошлого столетия представителями
«первой советской волны» русской эмиграции.

Вводятся в научный оборот ранее не публиковавшиеся документы из Архива внешней политики Российской Федерации, в частности:

а) запись беседы посла СССР во Франции А.Е.Богомолова с лидером
русского зарубежья В.А.Маклаковым от 12 февраля 1945 года;

б) письмо группы русских граждан Правительству Франции от 10 января
1918 года;

в) телеграмма князя Кудашева представителю правительства Врангеля во
Франции М.Н.Гирсу от 23 августа 1920 года;

г) ответ атамана Г.Х.Семенова на вопрос специального корреспондента
«Гун-Бао» от 16 июля 1930 года;

д) нота генерального консульства СССР в Харбине дипломатическому
комиссару г.Чжун-Юст от 5 сентября 1930 года.

  1. Консолидация возможна на основе осознания общих этнокультурных, этнополитических и иных интересов, интенсивного диалога внутри российского зарубежного сообщества в целях выработки общих подходов в отстаивании своих законных прав.

  2. Перспективы процесса консолидации российских соотечественников во многом зависят от способности сохранить свою этнокультурную и цивилизационную идентичность, в том числе через выполнение экономических функций, политическое представительство в институтах власти стран проживания, лоббирование в них своих интересов и интересов исторической

9 родины. Особое значение при этом имеют две базовые предпосылки -способность к самоорганизации (консолидации), которая позволяет диаспоре функционировать длительное время, защищая свои этнокультурные интересы, и возможность поддерживать тесные отношения с исторической родиной, оказывая порой серьезное влияние на самосознание коренного народа стран проживания.

Полученные автором результаты опираются на комплексное изучение проблемы консолидации зарубежной российской общины. Это явление рассматривается как важный фактор укрепления внешнеполитических позиций России.

Объект исследования. Консолидация российских соотечественников за рубежом как политическая проблема, ключевой элемент превращения зарубежной российской общины в диаспору, способную противодействовать ассимиляции и развивать тесные связи с исторической родиной, формируя единое цивилизационное пространство.

Предметом исследования является зарубежная российская община и происходящие в ней процессы консолидации в условиях эволюции политики России в отношении соотечественников.

Цель исследования состоит в оценке и выявлении сущности консолидации российских соотечественников за рубежом, теоретической и практической значимости этого процесса как для самих соотечественников, так и для Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели автор сформулировал решение следующих задач:

- определить понятие «российский соотечественник, проживающий за рубежом» и «консолидация российских соотечественников за рубежом» с учетом проходящей в последние годы научной и общественно-политической дискуссии;

10 выявить причины, обусловившие разобщенность организаций

соотечественников за рубежом, а также исторические и социально-политические истоки процесса формирования и консолидации российских соотечественников за рубежом;

исследовать положение современной российской общины за рубежом;

выявить особенности и перспективы консолидации российских соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье;

- определить задачи, решение которых позволит со временем на основе
зарубежных российских общин сформировать устойчивую к ассимиляции
зарубежную диаспору.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Попытки консолидации российских соотечественников, проживающих за рубежом, имеют глубокие корни, но только поддержание позитивных связей с исторической родиной позволяет зарубежной общине наладить устойчивую диаспоральную жизнь.

  2. Базовой предпосылкой консолидации российских соотечественников за рубежом является неприятие ассимиляции, стремление сохранить этнокультурную самобытность, защита политических, экономических и гуманитарных прав, установление диаспоральных связей, взаимодействие на базе общих ценностей и целей.

  3. Современная диаспоральная политика России строится на комбинации элементов трех основных моделей: репатриационной, патерналистской и прагматической. Все эти направления требуют существенного усиления политической и материальной поддержки со стороны российского государства и способствуют единению соотечественников.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились идеи по теории функционирования политических систем, труды политологов и специалистов-международников различных научных направлений и взглядов. В процессе исследования проблемы консолидации

российских соотечественников, проживающих за рубежом, автор использовал, главным образом, историко-логический, компаративный и системный методы анализа. Для написания диссертации были привлечены, в частности, малоизученные работы представителей русской эмиграции, изданные за рубежом, а также документы из Архива внешней политики Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно:

позволяет выделить проблему консолидации российских соотечественников, проживающих за рубежом, в самостоятельный предмет исследования в политологическом аспекте;

способствует пониманию причин разобщенности и раздробленности российской эмиграции на различных исторических этапах;

помогает проследить процесс образования российской зарубежной общины и консолидации российских соотечественников, проживающих за рубежом;

вносит вклад в создание научных и теоретических предпосылок для практического углубления процессов консолидации российских соотечественников;

Содержание и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса по политологии, теории международных отношений, истории политических учений, при чтении спецкурсов по проблеме современных политических систем. Результаты исследования могут быть полезными при написании монографий и фундаментальных исследований по политическим наукам, истории социально-политических учений и систем, практической работе государственных структур и общественно-политических организаций.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в статьях автора, опубликованных в ряде отечественных и

12 зарубежных журналов и сборников, а также в выступлениях на международных и общероссийских конференциях: международном «круглом столе» «Зарубежная диаспора - интеллектуальный потенциал России» (Москва, июнь 2007 года); «круглом столе» по взаимодействию российской диаспоры с другими этническими диаспорами Европейского союза, имеющими опыт защиты своих прав и продвижения своих интересов в европейских странах (Люксембург, май 2008 года); международных конференциях «Соотечественники - потомки великих россиян» (Москва, июль 2008 года), «Соотечественники и российские регионы» (Москва, май 2008 года), «конференции» в Крыму в рамках международного фестиваля «Великое русское слово» (июнь 2007 года и июнь 2008 года).

Результаты исследования использовались в процессе подготовки автором аналитических материалов в период работы в Правительственной комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, МИД России, в ходе подготовки и проведения Всемирного конгресса соотечественников (г.Санкт-Петербург, октябрь 2006 года), Конференции по статусу русского языка (Москва, май 2007 года), Всемирной конференции российских соотечественников (Москва, октябрь 2008 года).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка литературы на русском и иностранных языках.

Эволюция понятий «соотечественники, проживающие за рубежом» и « консолидация соотечественников» в российской науке и в законодательстве Российской Федерации

Понятие «соотечественники за рубежом» вошло в общественно-политический и научный оборот в России сравнительно недавно - на рубеже XX-XXI столетий. Такого определения нет ни в одном из трех изданий Большой советской энциклопедии, как и в Советском энциклопедическом словаре, вышедшем в свет в 1989 году12. Энциклопедический словарь «Отечество. История, люди, регионы России» и Большой энциклопедический словарь14, изданные уже в постсоветское время, также не включают в себя этого термина.

Российская научная мысль, прежде всего, лексикографы и языковеды, делали упор на исследовании лексико-этимологического значения термина «соотечественник». В.И.Даль в своем Толковом словаре живого русского языка отмечает: «Соотечественник - рожденный в одном отечестве, отчизне»15. Советский языковед С.И.Ожегов в Словаре русского языка дает определение соотечественнику как человеку, имеющему общее отечество с кем-нибудь16.

Словосочетание же «соотечественник за рубежом» как официально принятое понятие возникло относительно недавно. Его введение в официальный словооборот связано с периодом формирования деидеологизированного мировоззрения постсоветской России в отношениях с внешним миром. Одним из важнейших результатов этого процесса стала заявленная Российской Федерацией готовность к диалогу, прежде всего, с русскими, представителями других коренных национальностей России, русскоязычными, оставшимися на территории бывших советских республик, т.е. вне российской государственности, а затем и выработка стратегии взаимодействия с зарубежными соотечественниками в целом, включая и тех, кто эмигрировал на разных этапах исторического развития России в страны традиционного зарубежья.

Российские соотечественники из бывших союзных республик после распада СССР оказались за рубежом помимо своей воли. В большинстве стран СНГ и Прибалтики началось выдавливание представителей русскоязычного населения из органов законодательной и исполнительной власти, массированная дерусификация населения, насильственное вытеснение русского языка из официальной сферы, сокращение доступа к русскоязычным периодическим изданиям. Жесткие заявления официальных властей России о готовности защищать российских соотечественников в силу ряда причин, в том числе объективных, носили скорее декларативный характер. В практической жизни проводилась политика, направленная на то, чтобы русскоязычное население адаптировалось к условиям жизни страны пребывания. Материальный вклад России в сохранение русскоязычного пространства был минимальным.

Одним из первых законодательных актов, подтверждающих, что официальная власть признает сам факт наличия такой категории лиц, стал Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 года «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». 24 мая 1999 года был принят закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». 30 августа 2001 года Президентом Российской Федерации утверждена «Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом на современном этапе».

11 декабря 1994 года Постановлением Правительства Российской Федерации принято «Положение о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом». В Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» впервые законодательно сформулировано определение «соотечественники, проживающие за рубежом». В соответствии с Законом, «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживавшие, либо проживающие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии»17.

В пункте 2 статьи 1 Закона указано, что под понятием «соотечественники» подразумеваются не только граждане России, но и иностранные граждане и лица без гражданства, если ранее они были гражданами СССР и проживают в государствах, входивших в состав СССР. Кроме того, к ним относятся выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или ставшие лицами без гражданства18. Соотечественниками признаются также потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Принятая в Законе формулировка позволяет довольно широко толковать понятие «соотечественники за рубежом». Причина этого - в уникальности самого характера России, как Отечества, его многонациональности и многоконфессиональности, сложной истории, когда только в XX столетии границы государства многократно изменялись. Кроме того, разработчики Закона исходили из необходимости избежания таких юридических ограничений, которые могли негативно сказаться на судьбах миллионов людей на постсоветском пространстве.

С гуманитарно-нравственной точки зрения принятие Закона в такой редакции в то время было, на наш взгляд, оправданным. Однако, исходя из нормативно-правовой позиции, Закон с момента вступления в силу вызывал и вызывает до сегодняшнего дня немало споров, предложений и требований, в том числе со стороны самих соотечественников, о внесении корректив и уточнений в понятие «соотечественники за рубежом», а следовательно — изменений и дополнений в Закон. Один из последних примеров -. статья исследователя В.Дубнова в газете «Газета» за 4 мая 2008 года. Комментируя содержащееся в Законе определение, автор отмечает: «То есть соотечественниками с равным успехом могут считаться... и президент Грузии Михаил Саакашвили, не говоря уж о Витаутасе Ландсбергисе. К тому же у них прекрасный русский язык, что подтверждает их глубокую связь с русской культурой»19. Расширяя это замечание, можно утверждать, что по закону соотечественниками являются и жители Финляндии, Польши и некоторых других стран, входивших на том или ином историческом этапе в состав Российского государства.

Уникальность сложившейся ситуации отмечалась на состоявшемся 11-12 октября 2001 года в Москве Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом. «Уже давно идет горячий спор о том, кого считать соотечественниками, - сказал в своем выступлении перед участниками Конгресса В.В.Путин. - То, что трудно измерить и объяснить словами, мы довольно часто пытаемся уложить в юридические формулы. Наверное, это нужно сделать. Но соотечественник - категория далеко не только юридическая. И уже тем более — не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот.

Исторические попытки консолидации российского зарубежья в 20-40-ее гг. XX века

На протяжении многих десятилетий советская обществоведческая наука активно разрабатывала тезис, что белоэмигрантское движение было по своей направленности не только антибольшевистским, но и, по сути своей, антипатриотичным. На наш взгляд, такой подход к оценке русского зарубежья отличался односторонностью и тенденциозностью.

В Архиве внешней политики Российской Федерации находится письмо группы российских граждан, датированное 10 января 1918 года, с консолидированной просьбой к французскому правительству принять их на службу в союзные армии: «Группа лиц из русских специалистов, работавших на поприще борьбы с общим врагом в различных миссиях во Франции, -подчеркивается в документе, - не желая складывать оружия под давлением тяжелых обстоятельств своей Родины, объединились с целью использовать впредь свои силы работой в рядах союзных народов в настоящее время и подготовить почву для будущего возрождения русской промышленной жизни с помощью Франции и ее союзников»37.

Другая попытка консолидации русских эмигрантов была предпринята в Турции, когда остро встал вопрос о необходимости расселения беженцев из России, покинувших страну в годы Гражданской войны. 24 апреля 1922 года 80 русских организаций — культурных, просветительских и профессиональных — объединились и создали «Русский комитет в Турции». Его председателем был единогласно избран архиепископ Анастасий . В числе ключевых приоритетов деятельности Комитета была защита интересов беженцев из России в Турции, сохранение российской этнокультурной идентичности.

Такого же рода попытки консолидировать свои ряды были предприняты со стороны русских эмигрантов и во Франции. 19 июля 1924 года состоялось

Собрание русских общественных организаций, принявшее решение о создании «русского» Комитета объединенных организаций. Шесть членов Комитета были делегированы в бюро под названием «Эмигрантский комитет». Оба объединения вели свою работу до начала Второй мировой войны и обеспечивали консолидированную защиту интересов русских эмигрантов. Перевыборы обеих комитетов происходили каждые три года. На первом собрании было представлено 67 организаций. На втором общем собрании присутствовало 114 представителей уже 83 организаций. Третье собрание состоялось 1 декабря 1929 года, и на нем присутствовали делегаты от 175 русских организаций. На четвертом общем собрании 5 марта 1933 года присутствовали представители 275 организаций, имевшие 362 голоса. Наконец, на состоявшемся в июне 1936 года пятом собрании присутствовало 218 представителей из 325 организаций39. Патриотизм, русскость, православность были основой этих консолидационных процессов наряду, конечно, с «антибольшевизмом».

Другим центром русской эмиграции первой волны стала Прага. За период с 1920 по 1928 годы в Праге прошел ряд съездов и совещаний беженцев из России, которые имели общеэмигрантское значение. Среди них: съезд представителей русских академических групп (10-17 октября 1921 года); съезд русского студенчества в эмиграции, на котором было образовано ОРЭСО (20-27 октября 1921 года); второй съезд ОРЭСО (1-14 ноября 1922 года); съезд русских земледельцев (29-31 декабря 1922 года); съезд деятелей средней и низшей русской школы за границей (2-7 апреля 1923 года); третий съезд ОРЭСО (4-15 апреля 1924 года); первый съезд русских деятелей сельского хозяйства (18-24 апреля 1924 года); съезд объединения русских учительских организаций за границей (17-19 июля 1924 года); третий съезд русских академических организаций за границей (25 июля-10 августа 1924 года); второй всеэмигрантский съезд педагогов низших и средних русских школ за рубежом (5-12 июля 1925 года); второй делегатский съезд объединения русских учительских организаций за границей (13-14 июля 1925 года); третий делегатский съезд объединения русских учительских организаций за границей (1-2 июля 1926 года); первый съезд по дошкольному воспитанию за границей (7-11 июля 1927 года); первый съезд по внешкольному образованию (1-3 июля 1928 года)40. Все они также базировались на стремлении избежать ассимиляции, сохранить и объединить «русский мир в изгнании».

С 1920 года по 1928 год в странах Старого света прошел ряд других совещаний и форумов выходцев из России, усилия которых были также направлены на консолидацию своих рядов. Так, с 30 ноября по 12 декабря 1920 года в Париже состоялось совещание бывших членов Государственной Думы четырех созывов и Государственного совета по выборам; совещание членов Всероссийского учредительного собрания (Париж, 8-21 января 1921 года); съезд земских и городских деятелей (Париж, 27-30 января 1921 года); съезд представителей русской промышленности и торговли (Париж, 17-23 мая 1921 года); съезд хозяйственного восстановления России (Бад Рейхенгалль, 29 мая-7 июня 1921 года); съезд русского национального объединения (Париж, 5-10 июня 1921 года); первый всезарубежный собор (Сремские Карловцы, 1-4 октября 1922 года); совещание русских торгово-промышленных союзов (Париж, 3-6 января 1922 года); съезд русских юристов за границей (Берлин, 1-4 октября 1922 года); вторая конференция монархистов (Париж, 16-24 ноября 1922 года); съезд союзов русских инженеров (Париж, 11-18 марта 1923 года); российский зарубежный съезд (Париж, 4-11 апреля 1926 года); четвертый съезд русских академических организаций за границей (Белград, 16-24 сентября 1928 года); первый зарубежный съезд русских писателей и журналистов (Белград, 25 сентября-10 октября 1928 года)41.

Приведенный нами список с названиями форумов и съездов, прошедших в Праге, Париже и других европейских столицах, со всей наглядностью показывает, с одной стороны, ту социальную неоднородность, которой характеризовалось русское зарубежье 20-х годов прошлого столетия, а с другой - политический спектр этой среды. На наш взгляд, в той ситуации, в какой оказались русские эмигранты первой волны, подавляющее большинство из которых отстаивали диаметрально противоположные задачи и цели - (одни, чтобы выжить и обеспечить прожиточный минимум для своей семьи, другие -продолжить борьбу с большевизмом) - сплотиться и консолидировать свои ряды было нереально даже при общем стремлении избежать ассимиляции и сохранить «русскость».

Разобщенность и раздробленность российской эмиграции, крайне низкая степень ее консолидации обуславливались в первую очередь разнородностью ее социального состава, а также мотивацией выезда из России. Настроение русской эмиграции в 20-е годы прошлого столетия передал на страницах первой русской газеты «Русское дело» ее редактор И.Тупиков, который писал: «В настоящий момент эмигрантская колония совершенно лишена какого-либо законного представительства своих интересов. Распыленная по отдельным кружкам и организациям трудового или культурного характера, раздробленная политическими несогласиями [ ] русская эмиграция, в целом, представляет собой бесформенную массу, с которой сможет легко справиться развязный большевистский комиссар или любой представитель... власти. [ ] необходимо единение. Если мы пропустим этот момент, мы докажем еще раз нашу проклятую русскую неспособность к организации»42.

Некоторые особенности зарубежной российской общины. Причины разобщенности и задачи по консолидации

Как мы отмечали, по численности (до 30 млн. человек) российская зарубежная община является второй в мире. Наибольшее число российских соотечественников проживает в ближнем зарубежье: Украина - более 8,4 млн. только русских, Казахстан - 4.2 млн., Белоруссия - 1.1 млн., Узбекистан - 1.1 млн., Латвия - 720 тыс. В дальнем зарубежье (выходцы из СССР и РФ): ФРГ -2.8-3.3 млн., другие страны Евросоюза (без Германии и стран Прибалтики) -3-4 млн., США - 2.5-4 млн., Израиль - 1.3 млн., Греция - 550 тыс., Канада - 350 тыс. и т.д.

В советский период зарубежная диаспора характеризовалась высокой степенью раздробленности и разобщенности, негативным отношением к исторической родине.

Российский политолог В.А. Никонов, сравнивая российскую и китайскую диаспоры в США, высказывает следующие справедливые, на наш взгляд, наблюдения: "Китайская эмиграция в Америку носила в основном экономический характер, китайцы стремились не столько сбежать от определенного режима, сколько обрести лучшую жизнь. Китайские диаспоры в США всегда были весьма сплоченными, а их представители не испытывали негативных чувств в отношении покинутой родины.

Из Российской империи в Америку устремились в первую очередь представители национальных меньшинств западных провинций - поляки, жители Прибалтики, евреи, испытывавшие необъяснимые негативные эмоции в отношении метрополии. Затем последовали волны бежавших от советской власти.

Натурализуясь, представители различных наций вносили растущий вклад в формирование повестки дня политики США в отношении их прежнего отечества, в изучение его истории, культуры, политики, в освещение его в средствах массовой информации. Университетские кафедры, соответствующие редакции СМИ, департаменты дипломатических ведомств, занимавшиеся Китаем, на протяжении десятилетий пополнялись и прокитайски настроенными китайцами. А в академических и политических центрах русистики тон задавали и задают антироссииски настроенные иммигранты, причем не столько из самой России, сколько из нынешней Восточной Европы. Это - одна из причин того, что Китай располагает разветвленным и влиятельным лобби в Вашингтоне, а у России оно если есть, то работает против Москвы"55.

Перемены произошли только после 1991 года. Начиная с этого периода, до конца 90-х годов декларативно, а затем и фактически, через реализацию нацеленных на зарубежную российскую общину программ стала возрастать поддержка организаций соотечественников. На сегодняшний день сложилась достаточно цельная стратегия взаимодействия с соотечественниками, одной из главных целей которой является содействие консолидации организаций соотечественников в странах их проживания на страновом, региональном и глобальном уровнях, претворение в жизнь партнерской модели взаимодействия с диаспорой в интересах укрепления связей соотечественников с исторической Родиной и сохранения российского этнокультурного пространства в странах проживания соотечественников.

В русле этой стратегии находится и деятельность Русской Православной церкви. Ее приходы во многих странах стали центрами притяжения для соотечественников. Знаковым событием явилось подписание в 2007 года Акта о каноническом общении Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей.

Без преувеличения можно сказать, что в сегодняшних условиях российское государство и его властные структуры оправданно взяли на себя и осуществляют главную роль в деле строительства системы связей с соотечественниками, создание консолидирующих ее элементов. Такой подход политического руководства России разделяется практически всеми организациями соотечественников и является основой для консолидации зарубежного Русского мира.

Тем не менее потребность занять достойное место в политической и экономической жизни страны проживания, стремление быть представленными в законодательных и исполнительных органах власти становятся все более весомым фактором, побуждающим организации соотечественников искать новые формы объединения и действовать с согласованных позиций для защиты общих интересов.

Свидетельством тому может служить эволюция, которую прошли организации эмигрантов из России в Израиле. Процесс их консолидации начинался с робких попыток издания малотиражных газет на русском языке и привел к созданию мощных политических партий, продвигающих сегодня своих представителей в правительство, Кнессет и местные органы власти. Следует отметить, что благодаря своей политической активности, русскоязычная община пользуется в Израиле серьезным политическим влиянием и авторитетом, правда сама эта община не ассоциирует себя, как правило, с Россией, как Отечеством.

Между тем, нередки случаи, когда крупные и, по существу, коренные, автохтонные русскоязычные диаспоры приравниваются к незначительным национальным меньшинствам или ассоциируются с иммигрантами.

Во взаимодействии с зарубежной российской общиной главной задачей для России по-прежнему остается обеспечение условий, при которых соотечественники могли бы жить в качестве равноправных граждан в своих странах, пользуясь всеми правами и свободами в соответствии с мировыми стандартами, имели возможность сохранить свою этнокультурную самобытность, духовную связь с Россией и ее культурой, а те из них, кто захочет в силу разных причин вернуться на Родину, могли бы это достойно сделать.

Между тем далеко не все государства обеспечивают законные интересы русскоязычного населения. Более того, его этнокультурные, политические, экономические права нередко грубо нарушаются. И это при том, что русские, русскоязычные составляют значительную часть населения целого ряда стран ближнего зарубежья.

На наш взгляд, не могут не волновать имеющиеся многочисленные факты умышленных, преднамеренных действий определенных политических сил по вытеснению русского языка и русскоязычных изданий из информационного и образовательного пространства ряда стран. «Для нас это очень чувствительный вопрос, поскольку речь идет о сохранении, по сути, главной информационной культурной среды для большого числа наших соотечественников, - сказал президент Российской Федерации Д.А.Медведев в своем выступлении в июне 2008 года на X Всемирном конгрессе русской прессы. - Мы будем стараться реагировать на такого рода, к сожалению, трудные для нас явления»56.

Сохранение и развитие этнокультурного пространства является одним из важнейших условий преодоления раздробленности зарубежной российской общины, обеспечения взаимодействия между различными ее слоями и категориями, несмотря на все различия. В данном контексте особую актуальность и практическую значимость приобретает международный опыт защиты национальных меньшинств за рубежом.

О моделях взаимодействия «государство-диаспора»

Задача собирания (и структурирования Русского мира, выдвинутая в качестве основной идеи на Всемирном конгрессе соотечественников в октябре 2006 года, поставила перед российскими исследователями ряд серьёзных проблем. Это обусловлено прежде всего тем, что сама концепция Русского мира нуждается в обосновании и теоретическом осмыслении. В данном контексте особую актуальность приобретает анализ диаспоральной политики современных государств. Во взаимоотношениях современных государств с зарубежными диаспорами общепринято выделять три основные модели: репатриационную (переселение репатриантов на историческую Родину), патерналистскую (защита прав соотечественников) и прагматическую (использование потенциала диаспоры). Однако на практике диаспоральная политика этих стран строится на сочетании, в той или иной пропорции, всех трех моделей.

Китайская диаспора сегодня крупнейшая в мире, она насчитывает до 80 млн. человек. Этнических китайцев, проживающих за пределами КНР, можно разделить на три категории. Во-первых, это китайское "ближнее зарубежье": Тайвань (23 млн.), Гонконг и Макао (7 млн.). Вторая категория — Юго-Восточная Азия (21 млн.), из них в Индонезии проживают 7 млн., в Малайзии и Таиланде — по 5 млн., Сингапуре - 3 млн., на Филиппинах - 1 млн. Однако самая крупная китайская община в дальнем зарубежье находится не в Азии, а на западном и восточном побережьях США, где проживают миллионы этнических китайцев.

Для китайской диаспоры характерна высокая степень организованности и структурированности, значителен экономический потенциал. Подход официального Пекина к зарубежным китайцам определяется фразой Дэн Сяопина: "Соотечественники на материке, на Тайване, в Сянгане и Аомэне, а также заморские хуацяо - все они суть сыновья и внуки китайской нации".78

Второй по численности этнокультурной общиной вне Родины является российская диаспора (до 30 млн. человек). Далее остановимся на этом подробнее.

Представители индийской зарубежной общины проживают в основном в Малайзии (1.6 млн.), на о.Маврикий (0.7 млн.), Тринидаде и Тобаго (0.5 млн.), Гайане (0.4 млн.), Фиджи (0.3 млн.), Реюньоне (220 тыс.), Сингапуре (217 тыс.), Суринаме (150 тыс.), Йемене (100 тыс.). Индийских граждан много также в Саудовской Аравии (1.5 млн.), Объединенных Арабских Эмиратах (0.9 млн.), Омане (311 тыс.), Кувейте (294 тыс.), Бахрейне (130 тыс.), Катаре (130 тыс.).

Внутри индийской общины нет объединяющего фактора. При существовании кастовой неоднородности происходит ассимиляция выходцев из Индии и особенно их детей в общей массе титульного населения стран вселения. В государствах Персидского Залива индийцы появились сравнительно недавно, их статус не определен, и перспективы их дальнейшего пребывания там неясны. Как правило, они сохраняют индийское гражданство и после многолетнего пребывания в этих странах возвращаются домой.

Численность польской диаспоры составляет около 20 млн. человек. В США она насчитывает от 6 до 10 млн. человек, в Германии - 1.5 млн., в Бразилии - 1 млн., во Франции - 1 млн., в Канаде — 600 тыс., Белоруссии - 400-700 тыс., на Украине - 300-500 тыс., в Литве - 250-300 тыс., в Великобритании -150 тыс., в Австралии - 130-180 тыс., в Аргентине - от 100 до 170 тыс., в России - до 100 тыс., в Чехии - 70-100 тыс., в Казахстане - 60-100 тыс.

В силу исторических судеб польского народа, не раз перекраивавшимися границами Польши, за ее рубежами оказалось огромное количество поляков. Последняя, большая волна эмиграции пришлась на послевоенные годы. Еще 800 тыс. уехало в 1956-1990 гг. в США и страны Западной Европы. Часть из них представляла собой политическую эмиграцию, противников коммунистического режима, а некоторые выехали в поисках материального благополучия. Последнее стало причиной значительного оттока в 90-е годы. В настоящее время представители польской диаспоры проживают фактически во всех странах мира, объединяются в общины, лоббирующие свои этнокультурные интересы и внешнеполитические интересы Польши.

Основным местом проживания представителей украинской зарубежной общины (до 10 млн. человек) является Россия (около 4 млн.). В России украинцев больше всего проживает в Краснодарском и Ставропольском краях, в Тюменской, Воронежской, Брянской областях. Кроме того, значительная часть украинцев проживает в Молдавии (0.6 млн.), Белоруссии (0.3 млн.), США (до 2 млн.), Канаде (0.8 млн.), Бразилии (0.4 млн.), Аргентине (0.4 млн.), Польше (0.3 млн.).

Государственная политика Киева направлена на поддержку своих диаспор, сохранение украинской этнической идентичности, использование экономических и политических возможностей з ару беленой украинской общины. Создан Украинский всемирный координационный совет, периодически проводятся конгрессы и конференции. Украинская община более структурирована в дальнем зарубежье, менее - на постсоветском пространстве, где многие этнические украинцы относят себя к русскоговорящей, российской община.

Еврейская диаспора насчитывает более 7 млн. человек. В настоящее время крупнейшие еврейские общины проживают в США (5.2-5.5 млн., из которых выходцев из бывшего СССР еврейской национальности около 400 тыс.), во Франции (575 тыс.), в Аргентине (400 тыс.), Канаде (48.6 тыс.),

Великобритании (свыше 300 тыс.), России (230 тыс.), Германии (около 250 тыс., из которых выходцев из бывшего СССР около 216 тыс.), Австралии (90 тыс.), на Украине (104 тыс.), ЮАР (89 тыс.), Бразилии (87 тыс.).

Общность религии, культуры, языка, многих компонентов самосознания позволяет считать еврейскую диаспору транснациональной, точнее сказать -трансконтинентальной, веками разбросанной по разным странам, но во многом сохранившей накопленные традиции и ментальность. Одним из главных направлений политики Тель-Авива в отношении диаспоры остаются целенаправленные действия по переезду евреев в Израиль и их абсорбции, а также использование экономического и политического потенциала диаспор. На сегодня русскоязычные евреи составляют порядка 16% населения Израиля и наряду с арабами Израиля (17%) представляют собой наиболее крупную субэтническую культурную общность в стране.

Похожие диссертации на Проблемы консолидации зарубежной российской общины