Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основные предпосылки и источники современной политической доктрины ислама
1. Особенности политической доктрины ислама (на основе Корана, Сунны, религиозно-правовых заключений богословов и работ исламских мыслителей) 18
2. Классификация различных версий политической доктрины ислама 31
3. Возникновение и основные этапы развития современных политических исламских движений 37
4. Сравнительный анализ различных современных версий политической доктрины ислама
Глава 2. Влияние на исламский мир процессов глобализации в мировой политике и тенденций формирования нового международного порядка
1. Идейно-теоретическое осмысление истоков и последствий процессов глобализации и их влияние на формирование нового международного порядка 66
2. Светские и религиозные концепции миропорядка 84
3. Влияние процессов глобализации на исламский мир 99
Глава 3. Характерные особенности политического самосознания исламского мира в условиях глобализации
1. Специфика и особенности взглядов исламских общественных, политических и государственных деятелей на процессы глобализации 116
2. Влияние процессов глобализации на развитие политического самосознания исламского мира 127
3. Будущее международных организаций исламского мира и эволюция их мировоззренческих основ в условиях глобализации 142
Заключение 151
Библиография 159
- Особенности политической доктрины ислама (на основе Корана, Сунны, религиозно-правовых заключений богословов и работ исламских мыслителей)
- Классификация различных версий политической доктрины ислама
- Идейно-теоретическое осмысление истоков и последствий процессов глобализации и их влияние на формирование нового международного порядка
- Специфика и особенности взглядов исламских общественных, политических и государственных деятелей на процессы глобализации
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Формы политической активности, возникающие на базе догматов ислама, находятся сегодня в центре общественного внимания не только в России, но и в мире. При этом многие экспертные оценки данного феномена носят эмоциональный и односторонний характер, что препятствует осознанию реального положения дел.
Актуальность написания данной работы обусловлена рядом факторов. В практическом политическом плане активизация процессов этнической и конфессиональной самоидентификации, социальное бурление и интеллектуальное развитие исламского мира, а также учащение попыток противопоставления его остальной части человечества, резко увеличили потребность в осмыслении соотношения процессов политического самоопределения исламского мира с нарастающими тенденциями глобализации.
Сегодня, когда все острее встают проблемы глобализации, рассмотрение вопросов того, что вкладывает исламский мир в это понятие, какие варианты развития событий и методы решения сложнейших задач современности он предлагает, как ислам смотрит на экономические, политические, экологические, культурные, миграционные и иные проблемы современности - давно уже вышло за узкие рамки академической науки и представляет собой крайне важную политическую необходимость, обусловленную потребностью поддержания мировой безопасности, глобального развития и формирования сбалансированного международного порядка.
Задачи решения данной проблемы отвечают потребностям всего международного сообщества, которое заинтересовано иметь в лице исламского мира ответственного и конструктивного партнера. В этом же заинтересован сам исламский мир, который, пытаясь добиться равного
участия в решении общемировых задач, не может не учитывать потребности других участников международных отношений.
Для нашей страны позитивное решение проблемы политического самоопределения исламского мира в условиях глобализации имеет непосредственный практический интерес. В России мусульманская традиция насчитывает сотни лет, в стране проживает, по разным оценкам, 14-20 млн. мусульман, и, что особенно важно в контексте нашего исследования, сегодня РФ вырабатывает новый формат отношений с исламским миром, увязывая это с условиями глобализации.
В 2003 г. президент России Владимир Путин заявил о желании нашей страны стать наблюдателем в ОИК , - организации, которая во многом определяет формы участия исламского мира в процессах глобализации. На саммите ОИК в Малайзии Путин сказал: «Я убежден, что наше взаимодействие в рамках ОИК может и сегодня стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Уверен -это в полной мере отвечает как интересам наших народов, так и гуманистическим ценностям, которые проповедуют все мировые религии, в том числе и ислам»3. Кроме того, в другом своем выступлении президент подчеркнул, что «Россия всегда была самым верным, последовательным и
Силантьев Р А Новейшая история исламского сообщества России - М , 2005 - 610 с
2 Организация Исламская конференция (ОИК) - межправительственная организация, включающая 57
государств Азии, Африки, Европы и Латинской Америки, в которых ислам провозглашен
государственной религией или мусульманские общины играют важную роль Создана в 1969 г в Рабате
(Марокко) См Жданов Н В Исламская концепция миропорядка -М.2003 -46 с
3 Речь Путина В В на X саммите ОИК 16 10 03, Путраджайя, Малайзия Официальное Интернет-
представительство Президента России www kremlin ru Документ доступен по адресу
http //www kremlin ru/texfappears/2003/10/54103 shtml
надежным защитником интересов исламской религии», а также «одной из основных опор исламского мира»4.
Основным для нас в приведенных положениях представляется то, что Россия, впервые в своей истории официально на самом высшем уровне признавая свою исламскую составляющую, увязывает это с необходимостью совместного реагирования на современные мировые процессы, тон которых во многом задает глобализация.
В теоретико-методологическом плане актуальность темы определяется тем, что особенности процессов самоопределения исламского мира в условиях глобализации пока еще мало изучены. Отечественная и мировая мысль накопила значительную массу исследований, посвященных различным аспектам как глобализации, так и социально-политическим процессам в исламском мире. Вместе с тем, число исследований, изучающих эти явления в комплексе и взаимодействии, до сих пор недостаточно.
Степень разработанности темы. Проблемы, так или иначе связанные с миром ислама - от общественно-политических до культурных, - занимают многих ученых в последние десятилетия как у нас, так и за рубежом. Б. Льис5, Дж. Эспозито6, Игнатенко А.А.7, Малашенко А.В.8, Жданов Н.В.9,внесли серьезный вклад в изучение данной темы. В то же время значительное количество публикаций, посвященных исламу, в том числе его социально-политической доктрине и вопросам ее применения, не исчерпывают исследовательского интереса к проблеме.
4 Выступления Путина В В на первом заседании парламента Чеченской республики 12 12 05 , Грозный, ЧР Официальное Интернет-представительство Президента России www kremlin ru Документ доступен по адресу http //www kremlin ru/text/appears/2005/12/98705 shtml 5Льис Бернард Что не так9 Путь Запада и Ближнего Востока прогресс и традиционализм -М,2003
6 Esposito John Islamic threat myth or reality"? -NY, 1999
7 Игнатенко А А Халифы без халифата Исламские неправительственные религиозно-политические
организации на Ближнем Востоке история, идеология, деятельность - М , 1988, Ислам и политика - М ,
2004
8 Малашенко А А Исламское возрождение в современной России - М, 1998, Исламская альтернатива и
исламистский проект - М , 2006
9 Жданов Н В Исламская концепция миропорядка -М,2003
В последнее время защищается множество заслуживающих внимание диссертаций, посвященных различным аспектам ислама и политического контекста жизни мусульманского мира10. Появляются также диссертации, в которых разбираются социо-культурные аспекты роли ислама в современном глобализирующемся мире11. Однако проблематика политического самоопределения исламского мира в условиях глобализации разработана еще недостаточно.
Политические аспекты глобализации в нашей и мировой науке исследованы более всесторонне. Значительный вклад в изучение этого вопроса внесли: Валлерстайн И.12, Тоффлер Э.13, Бек У.14, Бжезинский З.15, Фукуяма Ф.16, Хантингтон С.17, Киссинджер Г.18, Делягин М.Г.19, Панарин А.С.20, Костин А.И.21, Иноземцев В.Л.22, Неклесса А.И.23, Уткин А.И.24, Василенко И.А.25, Ковалев A.M.26, Гаджиев К.С.27, Лебедева М.М.28 и др.
1 См например Нуруллаев Ш Ф Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах Дис кандидата философских наук 22 00 04 - М РГБ, 1995, Хайдар А Источники международного права в доктрине и практике стран ислама Дис кандидата юридических наук 12 00 10 - М РГБ, 1996, Балаев МА Ислам происхождение, эволюция и роль в общественной жизни Политологический аспект проблемы Дис доктора философских наук 09 00 06 - Баку РГБ, 1991, Мухаметшин РМ Ислам в общественно-политической жизни татар Возрождение и функционирование религиозных традиций в XX в Дис доктора политических наук 23 00 04 - Казань РГБ, 2000, Мухаметшин ФА Ислам в политической жизни России Дис доктора политических наук 23 00 02 -М РГБ, 1998, Дамиров НЮ Ислам в социально-политическом развитии современного Ирана Дис кандидата исторических наук 07 00 03 - М РГБ, 1998, Рамазанов РО Концептуальные основы и современная практика исламистского терроризма в региональном конфликте Дис кандидата политических наук 23 00 02 - М РГБ, 2006, Филь МС Мусульманские общины в политической жизни современной России Дис кандидата политических наук 23 00 02 - М РГБ, 2006 и др
" Вагапов Н В Ислам и глобализация современного мира Социально-философский анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин Дис доктора философских наук 09 00 13 -Махачкала РГБ,2006
12 Валлерстайн Иммануил Конец знакомого мира социология 21 в -М,2003
13 Тоффлер Элвин Метаморфозы власти - М , 2003
14 Бек Ульрих Что такое глобализация7 - М , 2001
15 Бжезинский Збигнев Выбор Мировое господство или глобальное лидерство - М , 2005
16 Фукуяма Фрэнсис Конец истории? // Вопросы философии -1990 -№3 -С 134-148
17 Хантингтон Самуэль Столкновение цивилизаций - М , 2003
18 Киссинджер Генри Нужна ли Америке внешняя политика - М , 2002
19 Делягин М Г Мировой кризис общая теория глобализации -М.2003
20 Панарин А С Искушение глобализмом - М , 2003
21 Костин А И Экополитология и глобалистика - М , 2005
22 Иноземцев В Л Расколотая цивилизация - М , 1999
23 Неклесса А И Постсовременная цивилизация // Прикладные аспекты цивилизации Материалы
постоянно действующего семинара клуба ученых «Глобальный мир» Спецвыпуск (Материалы научно-
практического семинара «Прикладные аспекты глобализации» 20-21 сентября 2001 г) — М , 2001 - 24 -
28 с.
24 Уткин А И Глобализация процесс и осмысление. - М , 2002
25 Василенко ИА Политическая глобалистика учеб пособие для вузов / Василенко И А -М.2003
Работы, в которых исследуются проблемы ислама и глобализации в
едином контексте стали появляться лишь в последнее время . Но говорить о выделении данной темы в отдельную область научной мысли пока преждевременно. В основном эти исследования ограничиваются религиоведческими, социологическими и экономическими аспектами проблемы . Встречаются также попытки дать геополитическую оценку феномену соприкосновения ислама с процессами глобализации в рамках взаимоотношения различных цивилизаций в современном мире31.
Некоторый недостаток внимания к исламскому миру характерен для всей научной литературы, посвященной проблемам глобализации. Практически отсутствует рассмотрение данного актуального вопроса как отдельного аспекта, оказывающего влияние на процессы глобализации32.
Определенные трудности на пути объективного постижения поставленной проблемы создает фактор международного терроризма, некоторые аспекты которого напрямую связаны с соприкосновением исламского мира с процессами глобализации. В этой связи в научных кругах активизировались подходы, гиперболизирующие негативные моменты в развитии исламского политического движения. Согласно им, любая политическая активность с позиций ислама несет серьезную угрозу международной безопасности33.
Ковалев А М Внешнеэкономическая политика России в условиях глобализации // Международная жизнь -2001 -№2 -С 54-62
27 ГаджиевКС Введение в геополитику учебник для студентов вузов - М , 2002
28 Лебедева ММ Мировая политика учебник для вузов -М.2003
29 Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред Малашенко А В , Филатова С Б - М , 2005
30 В этой связи см Кулиев ЭА Коран и глобализация - Баку, 2005, Игнатенко А А Эпистемология
исламского радикализма // «Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред Малашенко А В ,
Филатова С Б - M , 2005, Мамедова Н М Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика /
Под ред Белокреницкого В Я , Егорина А С - М , 2000
31 См МедведкоЛ И Россия, Запад, Ислам столкновение цивилизаций? - Жуковский - М , 2003
32 Например, «Глобальные трансформации» - обстоятельная работа по данной теме, рассматривающая
проблему глобализации с самых разных сторон, уделяет внимание исламу лишь вскользь и в контексте
истории религии и культуры См Глобальные трансформации Политика, экономика и культура / Хэлд
Дэвид Гольдблатт Дэвид Макгрю Энтони, Перратон Джонатан - M , 2004
33 Игнатенко А А Халифы без халифата Исламские неправительственные религиозно-политические
организации на Ближнем Востоке история, идеология, деятельность - М , 1988, Игнатенко А А Ислам и
политика - M , 2004; Модестов С Ю Геополитика ислама - М , 2003
Существуют попытки взглянуть на проблему с несколько иных точек зрения34, что характерно для таких ученых, как Примаков Е.М., Бжезинский 3., Эспозито Дж. и др. Согласно им, политическое пробуждение исламского мира, апеллирующее к собственным идейно-религиозным ценностям, не есть вызов «луддитов XXI в.» цивилизации, прогрессу и благополучию и даже не объявление войны Западу на уничтожение. Скорее, по мнению этих специалистов, мы имеем дело с аутентичным выражением стремления мусульманского мира к самоопределению и обретению субъектности в мировой политике.
Среди последних можно выделить две линии отношения к исламизму. Одни, например, Бжезинский 3. и др., разделяют радикальных и умеренных исламистов и считают, что часть последних можно допускать к политической жизни, но сдерживая их и препятствуя приходу к власти где-либо. Другие же, в частности Эспозито Дж., полагают, что умеренные исламистские движения есть выражение национальной и культурной идентичности мусульманского мира. Поэтому препятствовать их деятельности нет смысла, наоборот, в их среде следует стимулировать конструктивные тенденции. Тем более, что в случае их провала будет похоронен в народе и «миф исламской утопии» о справедливом государстве.
За рамками существующих исследований остаются весьма острые вопросы. Среди них: какие специфические тенденции, имеющие глубинный характер, рождаются в исламском мире под воздействием глобализации, и как они отражаются в политической доктрине, построенной на базе догматов мусульманской религии и др.
Выявленный пробел в разработанности данной темы связан и с тем фактом, что сами мусульманские авторы пока достаточно скупо реагируют на вызовы глобализации. Среди них выделяется точка зрения, считающая
34 См* Примаков ЕМ Мир после 11 сентября - М, 2003, Бжезинский Збигнев Выбор Мировое господство или глобальное лидерство - М , 2005, Esposito John Islamic threat myth or reality -NY, 1999
этот феномен продолжением колониальной политики Запада и чуть ли не новым «крестовым походом» и «заговором неверных» по развращению мусульман35.
Зачастую для многих авторов такого рода - Мазруи А., Джами М., Саджади А. - характерен цивилизационный подход к глобализации и критика ее неолиберального варианта, как своеобразной экспансии36. Другие же - Махатхир М., Хатами М., Кадим Н. - полагают, что глобализация - объективный феномен, вследствие чего ею нужно воспользоваться для получения наибольших дивидендов37. При всем этом пока мало предпринимается попыток выявления механизмов, средств и институтов, способствующих устранению препятствий на данном пути.
Между тем, за последние годы в работах целого ряда авторов -Рамадан Т., Муктадар Хан, Джемаль Г.Д. и др. - наметилась тенденция к
более глубокому самоанализу роли и места исламского мира в процессах глобализации. Отсутствие же научной проработки формулируемой при этом политической доктрины образует пробел в науке, который требуется как можно быстрее восполнить. В этой связи Бжезинский 3. с тревогой замечает, что «лишь немногие западные ученые следят за воздействием инновационных и часто весьма смелых споров, меняющих параметры политической дискуссии в исламском мире»39.
Сторонники подобной точки зрения, несмотря на свою многочисленность, недостаточно организованы Среди них нет ученых, подготовленных по общепринятым стандартам В этой связи не так легко найти книги, иллюстрирующие их ценности В частности см Ghorab Abdullah Subverting Islam The role of Orientalist centres L, 1996 Эта работа часто приводится ими в качестве главного источника
36 Мазруи Али Глобализация ислам и запад между гомогенизацией и гегемонизацией // Полис - 2000 -
№4 (12) - С 16 - 18, Jamil MM Globalization and inter-religion dialogue II Message of Thaqalayan -
Summer 2003 - Vol 8, # 4 - 33 - 38 p ; Sadjadii A Globalazation from the shi'i perspective II Message of
Thaqalayan -Summer 2003 -Vol 8, #4 -24-33 p (англ)
37 См Mahathir Mohammad Islam and globalization - Kuala-Lumpur, 2000, Хатами Мохаммад Ислам,
диалог и гражданское общество - М, 2001, Kadim Nadji Muslim attitude towards globalization
International centre of islamic dialogue wwwislam21 net URL* wwwislam21 net/other%20issues/Modernists
nandReligion html
38 Ramadan Tanq To be a European muslim - L, 1999, Муктадар Хан M Ислам вне межцивилизационных
столкновений и диалога цивилизаций // Мусульмане в публичном пространстве Америки надежды,
опасения и устремления / Под ред Захида Бухари, Сулеймана С Нъянга, Мумтаза Ахмада, Джона
Эспозито - М, 2005, Джемаль ГД Освобождение ислама - М, 2004, Джемаль ГД Революция
пророков - М,2003
39 Бжезинский 3 Выбор Мировое господство или глобальное лидерство -М.2005 -114 с
В общем, анализируя литературу, посвященную теме исследования, можно с определенностью говорить о необходимости продолжения осмысления проблем соприкосновения мира ислама с процессами глобализации, а также о важности дальнейшего анализа политических концепций, выработанных на базе мусульманской религии, обращенных в сторону данного процесса.
Объектом исследования в диссертации является исламский мир, понимаемый не только как сообщество стран зоны распространения мусульманской религии, но и как экстерриториальный наднациональный социально-культурный и религиозно-политический феномен. Исламский мир объединяет людей, которые при всем различии в культуре, менталитете, национальных и региональных традициях осознают свою принадлежность к единой историко-духовной общности.
Предмет исследования - процессы политического самоопределения и формирования соответствующего политического самосознания исламского мира в условиях глобализации.
Цель и основные задачи исследования. Цель исследования заключается в изучении политических процессов в исламском мире, возникающих в результате воздействия на него процессов глобализации, в контексте общего политологического анализа влияния ислама на политическое самосознание и поведение его приверженцев и на развитие политической ситуации в мире. Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
концептуально осмыслить влияние процессов глобализации на трансформации, прежде всего, в политико-идеологической сфере, протекающие в исламском мире, а также изучить различные аспекты влияния процесса политического самоопределения исламского мира на общую ситуацию на международной политической арене;
рассмотреть место и роль исламской концепции миропорядка среди светских и религиозных концепций миропорядка;
исследовать процесс развития политических идеологий, построенных на нормативной базе ислама, в XX-XXI вв., прежде всего в условиях глобализации;
выявить основные особенности, проблемы и противоречия процессов политической глобализации в их взаимосвязи с развитием мусульманского политического движения на международной арене и раскрыть возможные формы контактов, столкновений и взаимовлияний этих двух явлений.
Научная новизна. Диссертационная работа призвана дополнить исследования в области изучения проблем самоопределения исламского мира в условиях глобализации. Несмотря на то, что ислам, в целом, изучался в СССР в рамках марксистского подхода и позднее с самых разных позиций, сама эта перспективная тема пока еще не укоренилась в отечественных политологических исследованиях.
Научная новизна работы определяется как постановкой проблемы, так и полученными результатами. Она заключается в следующем:
- внесены существенные дополнения в комплексный анализ проблем политического самоопределения исламского мира в условиях глобализации и формируемого в этой связи политического самосознания мусульман;
- разработаны авторские подходы: во-первых, к пониманию процессов
политического самоопределения исламского мира в условиях
глобализации; во-вторых, к осмыслению особенностей трансформации
исламской политической доктрины в современных условиях; в-третьих, к
определению роли, которую играют формирующиеся в результате
воздействия глобализации политические концепции, построенные на базе
ислама, в развитии политического самосознания мусульманского мира;
- на основе анализа новейших источников, в том числе на языке оригинала,
даны авторские концептуальные оценки политического фактора новой
исламской идентичности, а также международных и транснациональных
организаций и движений мусульман в процессе дальнейшего политического пробуждения исламского мира.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования автор пришел к следующим выводам и результатам:
1) Ислам, как конфессиональная сеть, характеризующаяся открытостью,
возможностью свободного расширения, высокой адаптивностью к
меняющимся условиям, а также отсутствием жесткого центризма,
иерархий и сложных механизмов принятия решения, имеет определенные
перспективы в эпоху глобализации. Однако при этом есть и
соответствующие риски, обусловленные этими же самыми причинами.
Отсутствие четкой структуры иногда позволяет людям, не
представляющим ислам и его приверженцев, использовать данную
религию в своих целях, в том числе несущих угрозу региональной и
глобальной безопасности.
2) В условиях глобализации, когда транснациональные и
негосударственные акторы занимают все более значимое место, возрастает
роль исламского мира, не только как суммы нескольких десятков
государств, но и как нового цельного фактора глобальной политики,
обладающего серьезным духовным, политическим, экономическим и
финансовым ресурсом.
3) Процессы формирования политического самосознания исламского мира
не противостоят глобализации, как полагают многие, скорее наоборот. Не
принимаются только ее неолиберальные формы. Исламская политическая
мысль предлагает во главу угла глобализации поставить высшие
нравственные ценности при полном осознании человеком своей
ответственности и роли в мироздании. Таким образом, в современных
условиях различные политические концепции, построенные на базе
догматов ислама, в основном можно определить как разновидность альтерглобалистской идеологии40;
4) Для описания механизма реализации фундаментальных принципов
исламской политической доктрины на практике, в том числе в условиях
глобализации, автором вводится понятие «преломления». Под этим
подразумевается выражение политической доктрины ислама в условиях и
в понятийных формах конкретного времени, места и обстоятельств.
Инструментом этого служит иджтихад41;
5) Глобализация определяет новый этап развития современного
исламского политического движения. В результате ее воздействия
происходит «преломление» политического самосознания исламского мира,
идет формирование его новой политической идентичности.
Вырабатывающаяся форма политического самосознания претендует на то, чтобы обеспечить мусульманам возможность, избежав изоляционизма, адаптироваться в современном мире, причем не только сохраняя свою идентичность, но и интенсифицируя процесс пробуждения исламского мира и достижения им субъектности в мировой политике. Утверждающийся при этом трансформистский подход позволяет постепенно решить проблемы радикализации в мусульманской среде с тем, чтобы исламский мир стал конструктивным партнером остальных участников глобальных политических процессов;
Обретение исламским миром, переживающим всплеск пассионарности, общего идеологического знаменателя сопровождается процессом сближения его с другими протестными силами, выступающими на мировой арене. Это явление, в конце концов, приведет как к серьезному
Под альтерглобализмом мы понимаем всю совокупность идей, течений и движений, выступающих за альтерналивную неолиберальной модели глобализацию, не отрицая ее как таковую Антиглобалисты же - это те, кто выступает против глобализации в принципе, прежде всего, речь тут идет о крайне правых течениях и разного рода изоляционистах
41 Творческая интерпретация квалифицированным специалистом в области мусульманского богословия базовых источников ислама на основе рациональных методов См Ислам (Энциклопедический словарь) -М, 1991 -91с
сдвигу в характере современной глобализации, так и усилит позиции исламского мира на глобальной политической арене.
Методология исследования основана на положениях общих методов научного познания, концептуальных принципах теории систем, элементах структурно-функционального и сравнительного анализа, отдельных положениях мирсистемного и цивилизационного подходов к процессам глобализации. Помимо этого, были приняты во внимание методы социального прогнозирования и глобального моделирования.
Источниковую базу исследования составил обширный материал как авторитетных отечественных42, так и зарубежных специалистов, позволяющий составить более сложную и широкую картину происходящего в мире ислама43. Вместе с тем, в работе широко представлены позиции современных мусульманских идеологов44, фундаментальные источники ислама и базисные труды мусульманских богословов и мыслителей как раннего периода, так и нового времени45. В целях проследить логику и корни некоторых современных процессов и
Игнатенко А А Халифы без халифата Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке история, идеология, деятельность - М , 1988, Игнатенко А А Ислам и политика - М, 2004, Степанянц М Т Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока XIX-XX вв - М , 1974 , Жданов Н В Исламская концепция миропорядка - М , 2003, Примаков Е М Мир после 11 сентября - М , 2003, Малашенко А В Исламское возрождение в современной России - М , 1998, Малашенко А В Исламская альтернатива и исламистский проект - М , 2006
43 Landau John The Politics of Pan-Islamism Ideology and Organization -L, 1990, Кеппель Жиль Джихад
Экспансия и закат исламизма - М , 2003, Esposito John Islam and politics - N Y , 1991
44 См в частности Хатами Мохаммад Ислам, диалог и гражданское общество - М, 2001, Mahathir
Mohammad Islam and globalization - Kuala-Lumpur, 2000, Ахтаев Ахмад-Кади Война идей - M , 2005,
Джемаль ГД Освобождение ислама - М , 2004, Джемаль ГД Революция пророков - M , 2003, Аль-
Кардави Юсуф Современные фетвы - М , 2003, Abid Ullah Djan The end of democracy - Montreal, 2003,
Селим Мухаммад Аль-Илякат байн ад-дувваль аль-ислямийя (Отношения между исламскими
государствами) - Эр-Рияд, 1991, Muktadar Khan The role of Islamic social scientists - L, 2004, подборку
материалов представительной международной конференции «Ислам в эпоху глобализации», прошедшей
в Куала-Лумпуре 10-12 06 03 , в которой приняли свыше 900 делегатов, включая лидеров государств,
авторитетных улемов и общественных деятелей, из 33 стран мира
http //discuss agonist org/yabbse/index php^board=2%3Baction=display%3Bthreadid=7193
45 Коран Перевод смыслов Эльмира Кулиева - М , 2003, Суннаны (сборники хадисов) Бухари Муслима
Тирмизи, Абу Дауда, Ибн Маджы, Qutb S Milestones - New Dehli, 1998, Аль-Газали Абу Хамид
Наставление правителям - М, 2004, Аль-Маварди Аль-Ахкам ас-султанийа ва-л-вилайат ад-диний -
Каир, 1973, Al-Maududi Abu Ala Political Theory of Islam - Lahor, 1976, Аль-Кардави Юсуф Дозволенное
и запретное в исламе - M , 2004, Аль-Банна Хасан Послания - М , 2000, Аль-Газали Мухаммад Аль-
Ислями валь-манахиджаль-иштиракийя (Ислам и социализм) - Каир, 1949, Ас-Сибаи Мустафа
Иштиракийя аль-ислям (Социализм ислама) - Дамаск, 1959, Аль-Аттас Мухаммад Накыб Введение в
метафизику ислама - изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения - М -
Куала-Лумпур, 2001, Хайретдинов МЗ Цели и способы джихада - Нижний Новгород, 2005
явлений задействованы труды по истории исламского мира46. Особое место уделено подходам российских исламских идеологов и политических публицистов . Они оказывают интеллектуальное влияние не только на отечественных мусульман, но и на зарубежных, тем самым, внося свою лепту в формирование новой исламской политической идентичности.
Наряду с этим, исследование реакции политически активных слоев исламского мира на глобализацию предварено широким рассмотрением политических и международных аспектов самого этого процесса с самых разных сторон - с позиций скептиков48, гиперглобалистов49 и трансформистов50. Также затронуты проблемы глобализации в рамках классических парадигм - неолиберальной51, неомарксистской52 и неореалистской53. Широко даны и взгляды отечественной науки54 на развитие современного мира в контексте глобализации.
46 Фадеева ИЛ Концепция власти на Ближнем Востоке - М, 2001, Лари Муджтаба Рукни Мусави
Западный мир глазами мусульманина - Баку, 1994, Мец Адам Мусульманский ренессанс - М , 1996,
Прозоров СМ Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам Религия, общество,
государство - М, 1984 - 207 с ; Грязнеет ПАК вопросу о праве на верховную власть в мусульманской
общине и раннем исламе // Ислам Религия, общество, государство - М, 1984 - 161 с, Ас-Саххар
Абдель-Хамид Истории о праведных халифах - M , 1992
47 Ахтаев Ахмад-Кады Война идей - М, 2005, Джемаль ГД Освобождение ислама - М, 2004,
Джемаль ГД Революция пророков - M , 2003, Абдулатипов Р Г Судьбы ислама в России - М , 2002,
Полосин В С Преодоление язычества -М.2001
48 Hirst Paul and Tompson Grahame. Globalization in question The international Economy and the possibilities
of governance -Cambridge, 1996
Ohmae Kemchi The end of the nation state -NY, 1995, Albrow M D The global age - Cambridge, 1996
50 Rosenau James Along the domestic-foreign frontier -Cambridge, 1997
51 Бжезинский Збигнев Выбор Мировое господство или глобальное лидерство - М, 2005, Бжезинский
Збигнев Великая шахматная доска - М, 2002, Фукуяма Фрэнсис Конец истории9 // Вопросы
философии - 1990 - №3 - С 134-148
2 Бузгалин А В Альтерглобализм к теории феномена // Альтерглобализм теория и практика «антиглобалистского» движения / Под ред Бузгалина А В - M , 2003 - 29 - 37 с
53 Хантингтон Самуэль Столкновение цивилизаций - М , 2003; Киссинджер Генри Нужна ли Америке
внешняя политика - М , 2002
54 Глобализация человеческое измерение / Под ред Торкунова А В и др - М , 2002 , Панарин А С
Искушение глобализмом - M , 2003; Делягин МГ Мировой кризис общая теория глобализации - М ,
2003, Иноземцев В Л Расколотая цивилизация -М, 1999, Неклесса А И Постсовременная цивилизация
// Прикладные аспекты цивилизации Материалы постоянно действующего семинара Клуба ученых
«глобальный мир» Спецвыпуск (Материалы научно-практического семинара «Прикладные аспекты
глобализации» 20-21 сентября 2001 г) - M , 2001, Костин А И Экополитология и глобалистика - М ,
2005, Азроянц ЭА Размышления о будущем // Глобализация Конфликт или диалог цивилизаций'' / Под
ред Тимофеева ТМ - M 2002, Тангян С А Сущность глобализации и международные проблемы //
Глобализация Конфликт или диалог цивилизаций9 / Под ред Тимофеева Т M - М , 2002, Бузгалин А В
Альтерглобализм к теории феномена // Альтерглобализм теория и практика «антиглобалистского»
движения / Под ред Бузгалина А В - М, 2003, Делягин МГ Мировой кризис общая теория
глобализации - М , 2003
К работе привлечен обширный массив новейших и мало знакомых отечественной науке исследований55, использованы официальные документы, обнародованные в открытых источниках56, архивные данные, публикации в Интернете, а также включены материалы, собранные автором лично в исследуемой среде57. Многое впервые вносится в круг научного исследования. Использованы источники в том числе на английском и арабском языках.
Практическая значимость результатов исследования заключается в выводах и рекомендациях автора, в первую очередь, направленных на совершенствование политических механизмов интеграции исламского мира в процессы глобализации; на поддержку и стимулирование конструктивных тенденций его самоопределения в современных условиях; на поиск наиболее оптимальных путей взаимодействия различных акторов глобальной политики с исламским миром в формировании сбалансированного международного порядка. Разработанные теоретические положения и выводы могут быть использованы при формировании стратегии в отношении как исламского мира в целом, так и отдельных мусульманских движений, групп и общин, и при подготовке политических решений, направленных на обеспечение наиболее оптимального характера процессов глобализации в мировой политике. Материалы диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении
Кудряшова И А Ислам и глобализирующийся мир // Материалы международной конференции «Ислам
религия мира» - М , 2005 - 20-25 с , Меэ/суев Б В Духи мировой революции // Политический журнал
2004 - №42 (45) /15 - С. 44 - 46, Маджиж бен Абдель Азиз Т Саудовско-российские отношения в глобальных и региональных процессах (1926-2004 гг), - М, 2005, Беккин РИ Исламские финансы в современном мире Экономические и правовые аспекты - М, 2004, Аль-Бахнасави Салим Статус женщины в исламе и мировых законодательствах - Баку, 2002, Agwan A R Islam and the Environment -Kualo-Lumpur, 1997, Чапан Эргюн Ислам о терроре и акциях террористов-смертников - М, 2005, Исламская интеллектуальная инициатива в XX в / Под ред Джемаля ГД - М , 2005
56 Султанов Ш 3 Доклад межфракционной группы ГД РФ группы «Россия и Исламский мир проблемы,
предпосылки и перспективы» - М, 2004, Речь президента РФ Путина В В на саммите ОИК в
Путраджайе, Малайзии, 16 10 03 Интернет-представительство президента России www kremlin ru
Документ доступен по адресу www kremlin ru/text/appears/2003/10/54103 shtml
57 Автор лично провел ряд бесед с двумя представителями современного исламского политического
движения Джемалем Г Д и Султановым Ш 3
семинарских занятий по курсам: политическая глобалистика, мировая политика, международные отношения, геополитика и др.
Апробация результатов исследования. Содержание и выводы диссертации обсуждены на заседаниях Кафедры мировой и российской политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Основные положения работы рассматривались также на международной научно-практической конференции «Умеренность -прямой путь в исламе» (Москва, 30-31 мая, 2006 г.) и на Втором Всероссийском форуме мусульман «Верующие России за единство и гражданское согласие» (Нижний Новгород, 3-4 ноября, 2006 г.). Идеи и выводы отражены в 6 публикациях автора.
Структура диссертации соответствует задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Особенности политической доктрины ислама (на основе Корана, Сунны, религиозно-правовых заключений богословов и работ исламских мыслителей)
Ислам, будучи интегральной системой, естественным образом включает вопросы формирования и развития социально-политических отношений. Достаточным в этой связи будет сказать, что первая проблема, приведшая к расколу мусульман и определившая впоследствии лицо мира ислама, в том числе в области теологии, стала именно проблема власти.
Безусловно, основные догматы мусульманской религии интерпретированы во множестве течений и доктрин, в данной же работе представлены в общем виде их базовые положения. Таким образом, исламская политическая доктрина - это учение, научно-философская теория, система, руководящий политический принцип58, в основу которого положены аяты Корана, хадисы и выводы исламских богословов и мыслителей. Та или иная же исламская политическая идеология, позволяет верующему с позиций исламской политической доктрины понять и оценить действительность, сформулировать интересы и попытаться их реализовать. А выведенная на основе идеологии концепция определяет способ понимания, трактовки какого-либо явления.
Далее мы обозначим фундаментальные положения политической доктрины ислама, не вдаваясь в тонкости теологии, т.к. не это составляет предмет данного исследования, но подчеркнем их основу в базовых источниках ислама - Коране, хадисах59 и трудах мусульманских улемов (религиозных ученых) и мыслителей. В центре исламской политической доктрины лежит представление о том, что Коран и хадисы, а также выводимый из них иджтихад, содержат все необходимые положения, на основе которых должна быть организована жизнь общества. Согласно исламу, верховная власть, в том числе политическая, на Земле принадлежит Богу. Люди же призваны реализовывать ее60. Исламу изначально и имманентно присуще политическое измерение. Очевидно, что расхожее клише «политизация ислама» является в научном отношении, мягко говоря, неуместным, ибо употребление его совершенно не учитывает семантики арабского термина «дин», который обычно передают на русский как «религия», а он этимологически включает в себя, помимо прочего, такие смыслы как «подчинение», «власть», «закон».
Конкретное воплощение идея власти с точки зрения ислама принимает в концепции «халифата» или «имамата»61. Среди основных причин, по которым необходим халифат, аль-Газали называет: важность контроля со стороны организованной структуры за соблюдением верующими своих религиозных обязанностей, предотвращение анархии, разрешение споров в общине и т.д.63 Аль-Маварди64, признанный авторитет в исламской политико-правовой области, дает следующее определение этой формы государственного устройства, признаваемое всеми суннитскими богословско-правовыми толками (мазхабами): «имамат есть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами»65.
Халифат66 несет в себе двоякий смысл. С одной стороны, эта форма власти, которая реализуется халифом, сосредоточивающим в своих руках как религиозное, так и светское руководство67. Он может избираться наиболее видными представителями общины, или назначаться предыдущим халифом. Захват власти силой считается незаконным. Халиф должен отвечать следующим критериям: мужской пол, совершеннолетие, обладание глубокими религиозно-правовыми познаниями (но он не обязан быть богословом или религиозным деятелем) и общим широким кругозором, справедливость, способность управлять в интересах уммы, происхождение из рода курейш. Последнее требование остается дискуссионным среди улемов. Кроме того, оно относится к халифу только в том случае, если под этим подразумевается правитель всей уммы, а не отдельных ее групп68.
С другой стороны, халифат - понятие, которое охватывает всех мусульман. В Коране Бог говорит, что «установит на земле наместника» в лице человека69. Таким образом, каждый мусульманин считается наместником Бога на земле и призван следить за исполнением законов религии. Отсюда вытекает, что халиф является не только наместником пророка, но и представителем всех мусульман, от имени которых он выступает.
Общине принадлежит право не уступить свои полномочия «самому лучшему» своему представителю, а только поручить ему руководить ею. Ответственность халифа перед общиной, что должно выражаться в следовании нормам ислама и руководстве в соответствии с ними, - основа легитимности его власти.
Иными словами, определенный суверенитет имеет не только правитель, но и каждый член общины, который также является своего рода халифом. Власть же в абсолютном смысле слова как таковую осуществляет Аллах. Таким образом неотчуждаемость политической власти от общины и от ее отдельного представителя считается в исламе религиозным предписанием.
В связи с этим заслуживает внимания понятие, выраженное термином ар-рида70. Анализ источников, проведенный профессором Грязневичем, позволяет говорить о том, что глагол «радийа» и производные от него слова употреблялись в качестве технических терминов каждый раз, когда речь шла о выражении отношения к кандидату на пост халифа. Это происходило в тех случаях, когда нужно было указать, что данный претендент отвечает требованиям большинства, и потому угоден ему в качестве руководителя общины (уммы) .
Классификация различных версий политической доктрины ислама
Прежде всего, надо сказать, что все исламские организации и общины, даже имеющие чисто духовные и культурно-просветительское цели, могут быть признаны в некоторой степени политическими, т.к. они уже в силу особенностей ислама участвуют в политике. Но исламскими можно назвать только те группы, которые идеологически и на практике исходят из базовых источников ислама, а в вопросах, требующих иджтихада, из фетв теологов-правоведов, отвечающих соответствующим критериям110. Если этот критерий отсутствует, то их, мы считаем, нельзя расценивать как исламские, как бы они не назывались: «умеренные мусульмане» или «бойцы джихада».
Отсюда следует, что все исламские организации, вне зависимости от их характера, участвуют в реализации исламской концепции миропорядка. Но это автоматически нельзя расценивать как угрозу. Угрозы здесь, по нашему мнению, не больше, чем в деятельности коммунистов, анархистов, радикальных «зеленых» и неолибералов, также пытающихся значительно изменить картину современного мира, в том числе через смену конституционного строя многих государств.
В сегодняшнем исламском мире можно выделить среди исламских организаций два направления: активно политическое и пассивно политическое.
Первые стремятся активно участвовать в политической жизни и через это реализовывать исламскую концепцию миропорядка. Вторые, не отрицая сущностной связи духовного и политического в исламе, избегают активного участия в современной политической жизни, т.к. считают ее «грязным делом»111, хотя и могут поддерживать те или иные политические силы. По их мнению, духовно-просветительское внедрение ислама само собой изменит политические институты и обеспечит появление исламского правления.
Между тем, мы считаем, допустимым употребление термина «исламизм» в отношении активно политического направления в силу того, что он в науке устоялся, но понимая его сугубо как форму общественно-политической деятельности, основывающийся на политической доктрине ислама, а не как опасную форму политизации религии. Важно также отметить, что как активно, так и пассивно политическими могут быть последователи любого толка и течения ислама - суфизма, салафизма, шиизма и др.
В нашем исследовании мы в первую очередь обращаемся к активно политическому направлению. Ранее в этой связи были предложены следующие классификации: М. Степанянц по типам религиозно политического сознания - возрожденчество, модернизм (реформаторство) и ортодоксия; В. Сажин113 по типам течений - «адаптация и синтез», консервативное (традиционалистское), фундаментализм (как очищение веры, т.е. возрожденчество) и радикальный фундаментализм; А. Игнатенко"4 по типам проектов - либеральный (модернизаторский, вестернизированный), джихадистский (фундаменталистский), традиционалистский (стремящийся сохранить нынешнее status-qvo); А. Малашенко и М. Ражбадинов по типу интенсивности внедрения своей программы - «умеренный исламизм» и «экстремистский» («радикальный»)115.
Безусловно, все данные подходы могут способствовать некоторому осмыслению процессов, протекающих в мусульманском сообществе. Но, как нам представляется, они лишь вскользь затрагивают коренной вопрос, стоящий в умме сегодня, а это форма ответа на те общемировые процессы, в которые она оказалась вовлечена. Предложенные классификации рассматривают исламский мир изнутри, практически в отрыве от остального человечества. В этой связи мы считаем нужным дополнить их классификацией по типу реакции на процессы глобализации.
Здесь, на наш взгляд, выделяются три течения - трансформистов, изоляционистов и «джихадистов»116.
Первые выступают за постепенное эволюционное воплощение своей концепции миропорядка путем политической борьбы и постепенной реформации, распространения своих идеалов через открытие миру и участие в той или форме в процессах глобализации, прежде всего в рамках коррекции ее нынешних форм. Вторые предлагают закрыться и отделиться от «мира неверия» через установление общественно-политического порядка, основанного на принципах Шариата в странах традиционной зоны распространения ислама. Третьи настаивают на ведении джихада, который они понимают исключительно в качестве вооруженной борьбы, прежде всего, против нынешних режимов в странах зоны распространения ислама, а затем в остальном мире - в первую очередь, против Запада и как его символа США - до полной своей победы.
Трансформистское направление - своего рода исламский альтерглобализм - является доминирующим и набирает все больший вес. За ним стоят, прежде всего, городские слои среднего класса, те, кого принято называть трудовой интеллигенцией - студенчество, инженеры, интеллектуальная и профессиональная элита. Эти слои населения недовольны нынешним распределением доходов и существующей в странах ислама отсталостью, бедностью, коррупцией и забюрократизированностью, а также нынешними правящими режимами, которые не способны справиться с существующими проблемами. При этом последние воспринимаются как марионетки Запада. Иными словами, оппозиционность исламского движения выражает попытки буржуазных и мелкобуржуазных слоев в какой-то степени ограничить всевластие государства и произвол бюрократической элиты, а также достичь адекватного потенциалу исламского мира статуса на международной арене. Что касается мусульманских диаспор за пределами стран традиционной зоны распространения ислама, то их симпатии к трансформистам определяются желанием занять более достойное место в обществах, в которых они пока воспринимаются как «чужаки-иммигранты», а зачастую и как «люди второго сорта».
Изоляционисты - своего рода исламские антиглобалисты (т.е. выступают против глобализации как таковой) - в основном находят поддержку в низших слоях общества (крестьянство, беднейший пролетариат, безработные, маргинальные слои и т.д.). Эти люди считают Запад, погрязший, в их представлениях, в пороке и лицемерии и не несущий поэтому ничего хорошего, основным виновником своих бед. В этой связи они не находят ничего иного как поддержать идею возрождения всемирного халифата, в котором все будет устроено в соответствии с Шариатом и не будет ощущаться никакого чуждого влияния. После этого, в их представлениях, жизнь должна будет магическим образом наладиться сама собой. Такого рода настроения господствовали в исламской политической среде в XX в., сегодня же они утрачивают влияние. В основном, изоляционизм еще находит поддержку в странах зоны распространения ислама, в диаспорной же среде, которая по естественным причинам оказывается вне проектируемого халифата, популярность таких идей ощущается лишь у маргинальных групп, которые стремятся противодействовать любым формам интеграции мусульман в те общества, где они проживают, например, призывая, не ходить на выборы, т.к. те проводятся «безбожными режимами» и т.д.
Идейно-теоретическое осмысление истоков и последствий процессов глобализации и их влияние на формирование нового международного порядка
Мир сегодня претерпевает серьезные трансформации почти во всех областях жизни, в особенности в политике. Нарастает убеждение, что подлинные масштабы современных социальных, экономических и политических изменений превосходят способность национальных правительств или граждан оказывать им сопротивление. Зачастую этот процесс (или совокупность процессов) принято обозначать под термином «глобализация» (хотя есть масса и других названий). Существуют десятки, если не сотни, определений глобализации.
Прежде всего, чтобы не запутаться, важно видеть коренное отличие глобализации от интернационализации. Последняя, как определяет ее А. Костин, это «понятие, характеризующее конкретно-исторический процесс нарастания взаимосвязи и взаимозависимости многих сфер жизнедеятельности общества различных стран, народов и регионов». В то время как глобализация - это «процесс качественного изменения интернационализации, становление весьма противоречивого, но целостного (интегрального) мира, в рамках которого отдельные общества, страны и регионы все более приобретают черты частей единого планетарного целого, на развитие которого влияет весь комплекс глобальных проблем» .
В политическом же измерении под глобализацией подразумевается то явление, которое в той или иной форме оказывает все больше ограничений на национальную политику и суверенитет. В этой связи есть целый ряд концепций - от глобально-стейтистских, в идеале видящее образование сильного мирового государства, например, «американской империи», до глобально-либертаристских, которые предполагают новый мировой порядок как систему гигантских безнациональных корпораций или ведомств-агентств, действующих на основе полной свободы рынка, передвижения капиталов, индустрии, технологий и рабочей силы и перенимающих у государства большую часть его функций178.
В целом же, глобализация - явление, не присущее исключительно современной эпохе. Можно говорить о различных ее исторических формах, которые характеризуются целями и средствами, реализуемыми и используемыми в различных сферах общественной жизни на разных исторических этапах основными субъектами данного процесса.
Однако все же новейшую стадию глобализации отличает качественно новый уровень. Необычайные инновации в транспортных и коммуникационных инфраструктурах способствовали развитию беспрецедентно большого количества институтов глобального управления и регулирования, а крах советской системы привел к доминированию США и их союзников на планете и утверждению неолиберальных подходов в экономике.
Трансформация в области политики, в первую очередь, сказывается на национальном государстве. Сегодня национальные государства связаны друг с другом как двухсторонними отношениями, так и различными многосторонними соглашениями, договорами и системами на региональном и международном уровне. Связаны национальные государства и с различными негосударственными акторами международной политики.
Большую роль приобретает международное право. В основе этого лежит рост проблем и спорных вопросов, которые стирают различия между внутренними и внешними делами страны, тем, что находится в компетенции национального государства, и тем, что лежит в компетенции международного рассмотрения. Таким образом, понятие политического пространства все меньше связывается с определенной территорией, имеющей границы, и рождается идея «глобальной политики».
Но воздействие глобализации на различные страны отличается. Как и регионализация, которая может быть барьером для глобализации, но и трамплином для нее.
Региональная интеграция является одним из важнейших элементов политической картины сегодняшнего мира. За последнее время значительно возросло количество и произошло усиление различных региональных блоков.
В общем, сегодня можно с уверенностью говорить об определенных трансформациях мировой системы. Произошел сдвиг от политики, замыкающейся на национальном государстве, к более сложной форме глобального правления.
Например, нынешнюю картину мира сравнивают с эпохой позднего Средневековья. Как пишет X. Буль, наличие в Средние Века в Европе целого ряда структур, наделенных разными полномочиями, от местных до транс и - наднациональных, сосуществующих с развивающейся системой территориально ограниченных политических образований, имеет аналогии с тем, что происходит в настоящее время179.
Такого рода ход развития событий с известной долей условности заставляет многих исследователей говорить даже о том, что «Вестфальская модель»180 претерпевает сегодня серьезные изменения. Согласно ей, международный порядок состоит из территориальных, суверенных государств, над которыми нет никакой высшей власти. Между тем, процессы глобализации, затронувшие мир в последнее время, вывели на авансцену новые институты и международные режимы (т.е. принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений). «Образно говоря, -отмечает профессор А. Торкунов, - время евклидовой геометрии в мировой политике закончилось. Пришла пора более сложных и многомерных политических уравнений, причем их многие переменные и по сей день не определены»181.
Помимо ООН, все большую роль в менеджменте глобальных процессов играют новые межгосударственные институты (которые фактически и определяют реальные решения) - Большая восьмерка, руководящие органы региональных интеграционных структур, а также международные правительственные, неправительственные, общественные и социальные организации (научные, экологические, правозащитные).
Специфика и особенности взглядов исламских общественных, политических и государственных деятелей на процессы глобализации
Глобализация как таковая, в принципе, не может не приветствоваться со стороны исламского политического движения в силу хотя бы доктринальных особенностей мусульманской религии. Улемы это прямо признают. Однако пока в том виде, в каком разворачиваются данные процессы сегодня, они встречают отторжение со стороны подавляющего большинства приверженцев ислама .
В этой связи достаточно зайти на Интернет-сайт об исламе, посвященный не только вопросам духовно-религиозного, но и общественно-политического характера, на любом языке. Почти наверняка там можно обнаружить одну или несколько гневных статей, зачастую выраженных радикальными, но не только, авторами, в которых глобализация трактуется как «новый крестовых поход», «неоколониализм», «война с исламом»290 и т. д.
Типична тут позицию известного мусульманского теолога и политического теоретика Ахмада-кади Ахтаева291. По его мнению, сегодня идет четвертая мировая война. На этот раз «новый мировой порядок» выбрал себе жертвой именно ислам как «идею, как образ жизни», а не мусульманские страны с их сырьевыми ресурсами. Никогда раньше история не знала такого единого антиисламского фронта, считает Ахтаев292. Схожее мнение высказывает другой мусульманский исследователь глобализации. «Запад, прежде всего, заботится о соблюдении своих интересов и защищает свои экономические достижение и свое видение мира, - утверждает Абдульваххаб Hyp Али. - Поэтому иные культуры Запад считает варварскими»293. Исходя из схожих представлений, шиитский мыслитель А. Саджжади предлагает установление мирового порядка, основанного на исламских ценностях, правда, особенно не углубляясь в механизмы решения поставленной задачи .
Такая реакция мусульман подрывает саму идею глобализации (в широком смысле), осложняет ее перспективы. Ведь сопротивление в исламском мире будет только нарастать, а игнорирование этого, обвинение несогласных в реальных и надуманных грехах не решат кардинально проблемы, а лишь будут загонять ее во внутрь.
Между тем, сейчас уже можно говорить о зарождении в политическом самосознании исламского мира тенденции не просто осудить глобализацию, но оценить ее и дать на нее концептуальный ответ. У исламский политических идеологов нет единого мнения о процессах глобализации, но все согласны с тем, что они несут исламскому миру серьезный вызов. При этом подавляющее большинство идеологов и публицистов придерживаются мнения, что глобализация, наряду с угрозами, предоставляет мусульманам и беспрецедентные шансы для реализации своего цивилизационного проекта.
Так, в Декларации мусульман Европы, разработанной муфтием Боснии Мустафой Церичем, отмечено: «К сожалению, на сегодняшний день мусульмане не только не смогли сами выступить с идеей глобализации, но и не смогли приспособиться к жизни в ее условиях. У мусульман нет глобальной стратегии, у них отсутствует концепция развития мирового масштаба». В качестве же решения проблемы предлагается: «Мусульмане сегодня могут выступать сторонниками глобализации на основе свободы и безопасности, являющихся общечеловеческими ценностями», а также: «Всемирное мусульманское сообщество должно взять на себя ведущую роль в установлении мира и безопасности на планете. Мусульманский мир способен стать примером морально здорового, гармоничного, экономически справедливого сообщества, которое достойно доверия и которое может выступать в роли надежного друга и партнера»29.
В ряду оценок глобализации со стороны исламских идеологов можно выделить два основных направления: государственно ориентированное и негосударственное. Первые, прежде всего, призваны защитить, выразить позицию и укрепить элиты тех стран, из которых они исходят, в условиях новых вызовов. Вторые же в большей степени представляют устремления транснационального исламского сообщества.
Среди государственно ориентированных в качестве основных концепций, родившиеся в ответ на процессы глобализации, мы выделили «Ислам хадари», предложенную премьер-министром Малайзии Абдуллой Бадави, и «Диалог цивилизаций», разработанную бывшим президентом Ирана Мохаммедом Хатами296. Есть подходы и других государственных лидеров мусульманских стран, которые в основном укладываются, в русло «умеренного ислама», что будет рассмотрено ниже.
«Ислам хадари» . По словам идеологов , для передачи смысла названия лучше всего подходит арабское слово «васатия» -сбалансированный образ жизни, «золотая середина». Таким образом, «Ислам хадари» можно перевести как «сбалансированный ислам, ислам золотой середины». По сути, речь не идет о новом религиозном течении, отказавшемся от части мусульманского вероучения. «Ислам хадари» - это политическая идеология, основанная на мусульманских принципах, которая акцентирует внимание на вопросах модернизации, технического прогресса и проч. Последнее рассматривается в качестве необходимого условия выживания уммы. Во многом «Ислам хадари» перекликается с технократизмом.
Его авторы признают, что ислам был ниспослан на все времена, но условия в различные эпохи меняются. Поэтому мусульмане также должны трансформироваться, не путем изменения своей религии, а путем применения ее норм в контексте нового мира. Уже из этого видно, что «Ислам хадари», наряду с модернизаторским, несет определенный фундаменталистский элемент. Бадави прямо говорит, что идеология преследует цель вернуть умму к основам, содержащимся в Коране и Сунне, на которых базируется мусульманская цивилизация.
Идеологи «Ислами хадари» также постоянно подчеркивают его соответствие духу и букве Шариата, что признали улемы из Исламского университета Куала-Лумпура. По их мнению, «Ислам хадари» означает переход от светской парадигмы прогресса к парадигме таухида, «подразумевающей создание общества размышляющих людей, социальной гармонии и процветающей экономики».
Цель «Ислама хадари» - вывести мусульман на передовые позиции в современном мире, а также соотнести принципы ислама, сохраняя их в полноте, и современные «западные» ценности. На практике «ислам хадари» претендует на роль идеологии и основы культурной идентичности малазийской буржуазии, которая призвана, освободившись от внутренних диспутов, служить двигателем происходящей в стране модернизации. Есть даже идея, что «Ислам хадари» должен вывести малазийскую финансово-промышленную элиту на ведущие позиции в мусульманском мире с тем, чтобы представлять его в глобальном масштабе.
Близко к «Ислам хадари» стоит подход к проблемам глобализации Абдуллы Гюля, главы МИД Турции, свойственный ныне всей правящей в стране происламской Партии справедливости и развития. По его мнению, мусульманскому обществу следует адаптироваться к современным условиям глобализации, сохраняя свою идентичность. Этому должно помочь развитие гражданского общества в исламском мире, которое сегодня пребывает в зачаточном состоянии. Гюль убежден, что такая «прививка» западного опыта будет только полезна исламскому миру299.