Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Сахарова, Вера Вячеславовна

Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации
<
Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сахарова, Вера Вячеславовна. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Сахарова Вера Вячеславовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2010.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/94

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Мультикультурализм как идеология и политика интеграции и консолидации иммигрантских государств

1.1. Иммиграционная политика и политика интеграции: подходы к определению понятий

1.2. Северная Америка: от «плавильного котла» к идеологии и политике мультикультурализма

1.3. Проблемы политики мультикультурализма после Псентября 2001 года

Глава 2. Сравнительный анализ политики интеграции иммигрантов в Великобритании, Франции и ФРГ: общее и особенное

2.1. Европейский мультикультурализм и проблемы интеграции» иммигрантов из мусульманских стран

2.2. Британская модель политики коммунитаристского мультикультурализма

2.3. ФРГ - прощание с «мультикультурализмом без гражданства»?

2.4; Франция - проблемы социокультурной адаптации мусульман в светском государстве-нации

2.5. Мусульманское меньшинство и кризис национальной идентичности в странах Западной Европы

Заключение

Список использованной литературы

Введение к работе

Степень актуальности темы исследования. Сегодня в результате «волн» массовой иммиграции, прежде всего, из стран бывшего «третьего мира» в Северной Америке и в Западной Европе все в большей степени формируются полиэтнические и мультикультурные общества. Россия же, по определению, является мультиэтнической и мультикультурной страной. По данным ООН, в 2005 году 191 млн. человек во всем мире являлись внешними мигрантами (около 120 млн. в начале 1990-х годов и 175 млн. в конце десятилетия), что составило около 3% от общей численности населения планеты, при этом численность нелегальных иммигрантов оценивалась в 30-50 млн. человек.1 Процессы экономической глобализации, дерегулирование, либерализация и приватизация «экономики в развивающихся и посткоммунистических странах, осуществляемые по западным неолиберальным рецептам и вызванное ими катастрофическое социальное расслоение и массовое обнищание населения, социально-политическая нестабильность и межэтнические войны и конфликты заставили в последние десятилетия^миллионы людей сниматься, с родных мест и уезжать либо в поисках заработка, либо в поисках убежища и элементарного выживания. Миграционные потоки приобрели стихийный характер, поэтому самих мигрантов стали рассматривать как «глобальных странников», а миграция приобрела транснациональный характер. На фоне растущего под влиянием процессов глобализации неравенства в экономическом положении государств так называемого «Севера» и «Юга» и радикальных экономических и политических изменений в мире международная миграция стала поистине глобальной проблемой. 'international migration 2006. N.Y.: U.N. 2006, p. 1.

Сегодня в миграционный оборот втянуто 218 государств мира.2 Перемещение людей превращено в приносящий большие доходы бизнес, мало уступающий по прибыльности контрабанде наркотиков, но при этом не столь рискованный. На переправке «нелегалов» наживаются посредники из транзитных стран, расположенных у «порога» в Западную Европу - Польши, Венгрии, Чехии и др. По оценкам исследования, проведенного Международной организацией труда, годовой оборот подобной контрабандной транспортировки людей составляет от 5 до 7 млрд. долларов.3

В результате во многих странах Запада под влиянием массовой иммиграции сформировались инокультурные сообщества, имеющие иную, отличную от общепринятой в том или ином государстве региона, устойчивую систему ценностей и идентичностей, что ведет к размыванию национальных идентичностей и деконсолидации границ государства: кризису института гражданства. Это ставит на повестку дня острую проблему преодоления кризиса идентичности путем нахождения эффективных механизмов интеграции иммигрантов в принимающие общества.

В свою очередь массовая нелегальная миграция трансформируется не только в отдельный, самодостаточный фактор и инструмент внутринациональной политической борьбы, но и, прежде всего, в очень выгодный преступный, бизнес, фактически превращаясь в особую высокоприбыльную отрасль в мощнейшей европейской «теневой экономике», где вращаются многомиллиардные «неучтённые» государственными фискальными органами капиталы. За незаконный «экспорт» и «импорт» мигрантов с инициативой взялись международные 2 См.: Международная миграция 2000 // Международный журнал социальных наук. - М., 2001. Т. 9, № 32. С.34; Юдина Т.Н. Социология миграции. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006, с. 5. 3 См.: Любин В.П. Революция миграции и ее регулирование: Опыт России, Германии и ЕС в отражении научной литературы и СМИ // II Всероссийский социологический конгресс. Москва 30 сентября - 2 октября 2003 г. М., 2003. организованные преступные группировки и целые синдикаты, которые извлекают солидную живую прибыль из желающих стать.«европейцами» и в итоге получить прямой доступ ко всем материальным благам и социальным завоеваниям европейской цивилизации. Заметим, что в первую пятёрку наиболее привлекательных с точки зрения потенциальных нелегалов государств стабильно входят Великобритания, Германия, Франция; Швеция и Дания. Этот важнейший процесс для Европейского Союза, по мнению экспертов; необратим - ведь если есть- очевидный и стабильно возрастающий спрос, следовательно, неизбежно будет и соответствующее предложение. Вместе с иммигрантами, среди которых всегда оказывается немало лиц, имеющих проблемы с законом на исторической родине и в; других государствах, через границы Европейского Союза проникают всевозможные контрабандные товары, в частности, наркотики и оружие. И это?далеко не полный список проблем, с которыми приходится; сталкиваться- европейцам: Сегодня на: территории государств Европейского Союза; обосновались, по некоторым, очень, приблизительным^ подсчётам; около двадцати миллионов нелегальных мигрантов, которых европейские чиновники;: т журналисты; иногда называют «двадцать восьмым государствомЕС».

В? то же время, по? данным Верховного комиссариата по делам беженцев; ООЩ число беженцев 3W последние годы также возросло катастрофически. Если:в. 1975 г. их было 2 млн., тов 2001 г. - 12: млн. В; 2009' году общее число, лиц, попадающих в>- сферу деятельности Управления Верховного комиссариата ОН по делам,беженцев; составило 42 млн. человек.4 Сегодня каждый девятый житель экономически развитых государств - иммигрант.. Эти впечатляющие цифрьг численности международных мигрантов ставят и перед мировым сообществом; и перед развитыми странами,, и перед странами - миграционными «донорами», и 4 Число беженцев в мире достигло 42 млн человек - перед исследователями важную задачу поиска эффективного механизма регулирования глобальных миграционных процессов.

Несомненно, что эта проблема «во весь рост» стоит и перед Россией. Распад СССР привел к стихийному формированию евразийской миграционной системы, включающей все страны региона и Россию - как центр притяжения. К 2005 г. общее количество только беженцев и вынужденных переселенцев в.Россию достигло 680 тыс., из которых 350 тыс. были беженцами и 330 тыс. вынужденными переселенцами.5 Основной поток беженцев пришелся на 1992-1994 годы. На конец 2005 года Россия занимала второе место в списке стран, активно принимающих мигрантов, с показателем 12 млн. человек.6

Степень разработанности темы. Миграция имеет не только экономическое, социальное, демографическое,- но и политическое, культурное, социально-психологическое, правовое и-другие измерения. На принятие решения- о миграции значительное влияние оказывает оценка, качества жизни в родном для мигранта и в принимающем обществе, включая такие факторы, как положение на рынке труда, уровень жизни и политической' стабильности в стране и возможности, обеспечения личной безопасности, близость/чуждость культуры и уровень, толерантности принимающего общества, положение с соблюдением прав человека и прав меньшинств, особенности иммиграционной политики государства, уровень преступности и степень соблюдения законов* органами правопорядка и др. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением В.А.Ионцева о том, что только в отношении небольшого числа наук можно сказать, что миграция есть предмет ее изучения. Ими; по его мнению, являются экономика, география, социология' и демография. Непонятно, почему иммиграционная политика, осуществляемая государствами, не является 5 Управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Статистика // . 6 International migration 2006..., p. 1. 7 Миграция населения. Вып. 1. Теория и практика исследования. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. предметом политической науки.. В одном прав российский демограф -компаративные исследования иммиграционной политики, особенно политики интеграции иммигрантов в принимающие общества, в отечественной политической науке делают первые шаги.

Сегодня существуют многочисленные работы посвященные: анализу причин и факторов миграции (М.С.Блинова, Н.Гонзалес, Д.Деланти, Ф.Дювель, В.А.Ионцев, Т.И.Заславская, В.Л.Иноземцев, С.Кастлз, Э:Ли, Д.Массей, Л.Л.Рыбаковский, Б.Томас, М.Торадо, Дж.Хансон, Т.Н.Юдина и др.); исследованию механизмов саморазвития и самоподдержания миграции (С.Блантер, Ж.А.Зайончковская, Х.Злотник, Д.Массей, Е.Нагайцева, Л.Л.Рыбаковский, Е.Ю.Садовская); создан ряд экономических и социологических теорий глобальных миграционных процессов (С.Н.Глик, Дж.Голдстоун, А.В.Дмитриев, А.Золберг,

М.Кастельс, С.Кастлз, Э.Ли, Д.Массей, С.Сассен); появились работы, посвященные исследованию проблем иммиграции в Россию и эмиграции из нее (О.Г.Буховец, А.Г.Вишневский, Ж.А.Зайончковская, В.А.Ионцев,

Блинова М;С. Современные социологические теории миграции населения. М., 2009; Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. М., 2007; Иноземцев В; Иммиграция: новая проблема нового столетия. Исторический очерк // Государство и антропоток. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг» ; Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура — М., 2001; Массей Д. Синтетическая теория международной миграции // Мир в зеркале международной миграции: Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир / Гл.ред. В,А,Ионцев. М., 2002; Методология и методы изучения миграционных процессов / Под ред. Ж.Зайончковской, И.Молодиковой, В.Мукомеля. М., 2007; Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методологии исследования). М.3 2001; Садовская Е.Ю. Социология миграций и современные западные теории международной миграции // Социальная политика и социология. 2004. № 1; Сассен С. Глобальный город: введение понятия / Глобальный город: теория и реальность / Под ред. Н.А.Слуки. М., 2007; Castles S. Migration and Community Formation under Condition of Globalisation II International Migration Review. 2002. Vol. 36 (4); Delanty G. Citizenship in a global age. - Buckingham, 2000; Glick S.N. Building a Transnational Perspective on Migration II Transnational Migration: Comparative theory and Research Perspectives. An informal workshop. Oxford, 2000; Goldstone J.A. Population and Security: How Demographic Change Can Lead to Violent Conflict II Journal of International Affairs. 2002. Vol. 56. № 1; Immigration policy and the welfare system I Ed. by T Boeri., G. Hanson. Oxford , 2002; Lee E.A. Theory of Migration II Demography. 1969. Vol. 3. № 1; Zolberg A.R. The next waves: migration theory for a changing world II International Migration Review. 2002.Vol. 33 (3) и др.

Е.С.Красинец, В.С.Малахов, В.И.Му комель, С.Панарин, В.Н.Петров, Л.Л.Рыбаковский, В.А.Тишков, Т.Н.Юдина), а таюке анализирующие иммиграционную политику отдельных стран Запада и Европейского союза, преимущественно - политику приема мигрантов (П.Брамелоу, А.Конвей, К.Кондатьоне, В.С.Малахов, Ф.Мартин, Р.Мюнхз, М.Опальски, А.Пеннингс, Г.Фриман, Р.Холзман, Дж.Холлифилд, И.Цапенко, С.А.Червонная, З.С.Чертина);9 существует обширная, преимущественно англо-язычная, литература, посвященная проблемам мультикультурализма и его критике (Б.Барри, С.Бенхабиб, А.Бьюкенен, А.В.Веретевская, Н.Глейзер, П.Кивисто, У.Кимлика, Ч.Кукатас, А.С.Колесников, А.И.Куропятник, В.С.Малахов, О.Ю.Малинова, Т.Модуд, Б.Парекх, И.Семененко, Ч.Тейлор, Г.Тернборн, Дж.Тилли, В.А.Тишков, М.Уолцер, Д.Фрам, Ю.Хабермас, С.Хантингтон, А.Шлезингер (мл.));10 появились 9 Буховец О.Г. Постсоветское «великое переселение народов»: Беларусь, Россия, Украина и другие. М., 2000; Вишневский А.Г. Русский или прусский? Размышления переходного времени.

М., 2005; Вынужденные мигранты и государство / Ред. В.А.Тишков. М., 1998; Кондатьоне К. Миграционная политика, как планирование наугад // Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М., 2002; Малахов B.C. Иммиграционные режимы в государствах Запада и в России: теоретико-политический аспект. Часть 1 // Полис. 2010. № 3; Миграция и безопасность в России / Под ред. Г.Витковской и С.Панарина. М., 2000; Мукомель В.И. Миграционная политика России Постсоветские контексты. М., 2005; Юдина Т.Н. Социология миграции. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006; Цапенко И. Управление миграцией: опыт развитых стран. М., 2009; Червонная С.А. Этнический фактор в политической системе // Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000; Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000; Brimelow P. Alien Nation: Common Sense About America's Immigration Disaster. New York, 1995; Can Liberal Pluralism be Exported? Western Political Theory and Ethnic Relations in Eastern Europe/ Eds. W. Kymlicka, M. Opalsky. Oxford, 2002; Martin P., Widgren J. International migration: facing the Challenges II Population bulletin. 2002. Vol. 52. № 1; Penninx R. Integration of Migrants: Economic, Social, Cultural and Political Dimensions II The New Demographic Regime. Population Challenges and Policy Responses. Geneva: UN, 2005: и др. 10Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003; Быокенен П. Дж. Смерть Запада. М.;-СПб., 2004; Глейзер Н. Мультиэтнические общества: Проблемы демографического, религиозного и культурного многообразия // Этнографическое обозрение. 1998. № 6; Кимлика У. Современная политическая философия: Введение. М., 2010; Колесников А.С. Мультикультурализм, глобализация, толерантность // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Дискриминация: Материалы международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: Дискриминация 2007» / Под науч.ред. И.Л.Первовой. СПб., 2007; Кукатос Ч. Теоретические основы мультикультурализма. 2002. - ; Куропятник А.И. Мультикультурализм. Нация. Идентичность (перспективы мультикультурного развития России) // Глобализация и культура: Аналитический подход. СПб., 2003; Малахов В. публикации отечественных авторов, анализирующие особенности политики интеграции иммигрантов в отдельных странах Запада (В.А.Ачкасов, Е.Л.Верещагина, Е.Деминцева, Т.С.Кондратьева, Б.Межуев, И.С.Новоженова, Е.В.Пинюгина, С.В .Погорельская, М. С.Пальников, С.М.Хенкин, О.Четверикова), выходит все больше литературы, посвященной темам «Современная Европа и мусульманский мир» и «Россия и мусульманский мир», порожденная массовой иммиграцией из стран ислама (архимандрит Августин (Никитин), В.В.Бартольд, Л.Бернард, П.Н.Воге, Н.В.Жданов, А.А.Игнатенко, Ф.Кардини, Б.Ф.Ключников, А.В.Малашенко, К.В.Повразнюк, О.Руа, В.Г.Соболев, Г.И.Старченков).11

Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М., 2007; Семененко И.С. Интеграция инокультурных сообществ: западные модели и перспективы для России // Сравнительные политические исследования России и зарубежных стран/Редколл.: В.В.Лапкин (отв. ред.) и др. - М., 2008; Тейлор Ч. Демократическое исключение: Демократическое исключение (и «лекарство» от него?) // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ / Под ред. B.C. Малахова и В.А.Тишкова. М., 2002; Тернборн Г. Мульткультуральные общества // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004; Barry В. Culture and Equality: An Egalitarian Critique of Multiculturalism. Cambridge, MA, 2001; Frum D. Comeback: Conservatism That Can Win Again. N.Y., 2008; Habermas J. Struggles for Recognition in the Democratic Constitutional State II Multiculturalism. Examining the Politics of Recognition& - Princeton: New Jersey, 1994; Modood T. Multiculturalism: A civic idea. - Cambridge, 2007; Multinational Democracies I Eds. Alain G. Gagnon and James Tully.- Cambridge, 2001; Parekh B. Rethinking multiculturalism: Cultural diversity and political theory. - N.Y., 2006; Schlesinger A.M., jr. The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. - Knoxvill, Tenn., 1992 и др. 11 Актуальные проблемы Европы: Сб. научн. тр. М.,ИНИОН, 2008. - № 1: Мусульмане в Европе: существуют ли пределы интеграции? / Ред. сост. Т.С.Кондратьева, И.С.Новоженова; архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Европе. СПб., 2009;.Ачкасов В.А. Массовая иммиграция: «бич нашего времени» или...? // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. Альманах. СПб., 2005. Вып. 3; Деминцева Е. Быть арабом во Франции. М., 2008; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003; Ислам в Европе и в России. М., 2009; Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006; Межуев Б. Политика натурализации в Европейском союзе и " США. - Режим flocTyna:; Пинюгина Е.В. Мусульманское меньшинство как вызов современному европейскому государству (обзор актуальных исследований // Политическая наука: Сб.науч.тр. / Редкол.: Е.Ю.Мелешкина и др. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - № 1: Формирование государства в условиях этнокультурной разнородности; Повразнюк К.В. Проблема интеграции мусульман в европейское общество. СПб., 2007; Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Европейского Союза: проблемы и перспективы. СПб., 2003; Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах Запада. М., 2001; Четверикова О. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции // Россия XXI. 2005. № 1; Roy О. Globalised Islam: The search for a new ummah. - Columbia, 2006; Roi O. Secularism confronts Islam.- Columbia, 2009; Waage P.N. Islam und die moderne welt. Oslo, 2004 и др.

Однако, как уже отмечено, работ, посвященных сравнительному анализу политики интеграции иммигрантов в ведущих странах Запада, написанных российскими политологами, пока почти нет.

Таким образом, иммиграция как социальный феномен вписывается во множество контекстов. В идеале желательно в исследовании все их охватить, однако, это практически вряд ли возможно. Поэтому наиболее оптимальный выбор должен, по нашему мнению, обеспечить концентрацию исследовательского внимания на контексте значимом для данного времени и места и при этом недостаточно изученном.

В качестве объекта данного исследования выступает массовая иммиграция из развивающихся стран в ведущие страны Запада.

Предметом исследования является политика интеграции новых иммигрантов в принимающие западные общества: США, Канаду, Великобританию, ФРГ и Францию.

Цель и задачи исследования. Цель состоит в том, чтобы в сравнительном плане проанализировать политику интеграции иммигрантов, осуществляемую ведущими странами Запада.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач: выяснить содержание понятия иммиграционная политика государства; установить связь между характером миграционных процессов, государственной иммиграционной политикой и актуализацией социальных и этнокультурных проблем в принимающих западных обществах; выяснить основное содержание идеологии мультикультурализма и ее роль в осуществлении политики интеграции иммигрантов в так называемых «иммиграционных государствах» (США, Канада); исследовать особенности идеологии и политики мультикультурализма в ведущих странах Западной Европы; проанализировать специфические проблемы социокультурной адаптации иммигрантов из мусульманских стран; оценить успехи и неудачи в осуществлении интеграционной политики в трех ведущих странах Западной Европы, принимающих основные потоки иммигрантов: Великобритании, Франции и ФРГ; выяснить причины кризиса национальной идентичности и роста этнической ксенофобии в странах Запада.

Научная новизна работы заключается в следующем: Во-первых, это одно из первых в отечественной политической науке комплексных сравнительных исследований политики интеграции иммигрантов ведущих стран Запада;

Во-вторых, автором выявлены отличия идеологии и политики мультикультурализма в странах Северной Америке и Западной Европы и объяснены их причины;

В-третьих, проанализированы и выявлены специфические особенности трех основных вариантов политики интеграции иммигрантов в странах Западной Европы: коммунитаристской модели мультикультурализма (Великобритания); модели культурной ассимиляции (Франция) и модели аккультурации (ФРГ);

В-четвертых, определены основные проблемы и трудности, возникшие в осуществлении политики интеграции иммигрантов из мусульманских стран.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процессы глобализации в сочетании с радикальными переменами в политических и социально-экономических системах способствовали* резкой интенсификации международных миграционных потоков, что привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире, что требует ее осмысления.

В то время, как правила политики доступа иммигрантов в странах Запада в основном унифицированы, требования к мигрантам и правила пересечения ими границ государств определены и институализированы, то задачи их интеграции в принимающее общество остаются серьезной проблемой для всех стран «золотого миллиарда», в том числе в силу превращения значительной части мигрантов в трансмигрантов. Мультикультурализм в качестве государственной политики интеграции институализируется в 1970-гг. в* иммигрантских государствах (Канада, США, Австралия), где возникает и развивается как реакция на растущие притязания этнических групп на признание их групповых прав и особых интересов — как со стороны ранее подвергавшихся дискриминации автохтонных меньшинств, так и со стороны все менее склонных к ассимиляции массовых групп новых иммигрантов. Мультикультурализм как нечто единое в идейном или политическом смысле не существует. Поэтому для Европы мультикультурализм - идеология и политика во многом заимствованная, своеобразно понимаемая, что обусловлено историей и спецификой политических культур этих стран, и в известной мере, чуждая. Для европейцев мультикультурализм — это, прежде всего, «иностранный рецепт» разрешения новейшей для них проблемы - интеграции культурно разнородных иммигрантских меньшинств. Избранные для анализа примеры — политика интеграции в Великобритании, ФРГ и Франции - позволяют показать достоинства и слабости трех ее основных вариантов: мультикультурной интеграции (Великобритания); аккультурации (ФРГ) и ассимиляции (Франция).

Массовый приток иммигрантов из мусульманских государств в Европу создал дополнительные трудности в проведении политики интеграции, обусловленные своеобразием самого исламского мировоззрения, радикальным отличием его ценностей и «правил» от ценностей секуляризованного европейского общества, в то же время в Европе «истинный ислам» для части иммигрантов стал языком протеста против социально-экономического исключения и дискриминации.

Отказ значительной части новых мигрантовиз мусульманских стран от интеграции в европейское общество ставит под угрозу сохранение национальной идентичности, ведет к эрозии управляемости западноевропейских государств.

Теоретико-методологическую базу исследования составил комплекс научных методов и подходов - эволюционного, сравнительного и структурно-функционального - что позволило выстроить многоуровневую систему анализа предмета исследования, выявить наиболее общие тенденции' и специфические черты политики интеграции иммигрантов, характерные для различных стран Запада и раскрыть содержание заявленной темы.

Апробация результатов исследования. Основные результаты-диссертационной работы были апробированы,на ряде научных конференций: «Весна науки», Конференция профессорско-преподавательского состава^ и студентов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (апрель-2008г.); Международной научно-теоретической' конференции «Ксенофобия и другие формы нетерпимости: природа, причины и пути устранения» (СПбГУ, сентябрь 2008 г.);- Всероссийской научной конференции, посвященной 20-летию создания первой отечественной университетской кафедры политологии «Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы» (СПбГУ, октябрь 2009 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, ^ разделенных на шесть параграфов, заключения и списка использованной ^ литературы.

Иммиграционная политика и политика интеграции: подходы к определению понятий

Миграция сложный и многомерный феномен. Так, она приводит к перераспределению населения и рабочей силы между регионами мира и странами, изменяя тем самым демографический потенциал и баланс их трудовых ресурсов. Миграция также вызывает существенные качественные изменения в половозрастном, профессионально-квалификационном, этническом составе рабочей силы. Различия в репродуктивном, брачном поведении определяют разные уровни рождаемости, смертности, брачности в разных социально-демографических группах. Поэтому миграция оказывает не только прямое, но косвенное воздействие на уровень воспроизводства населения и изменение демографической ситуации в принимающих обществах. Несомненно, и то, что миграция тесно связана со структурными изменениями в экономике, инвестиционной политикой, с переливом капитала между отраслями и регионами мира и др. Так, согласно экономической теории миграции, «в краткосрочном плане наиболее важным фактором смены страны пребывания является разница в экономическом положении страны - экспортера рабочей силы и страны реципиента, то есть иммиграционные потоки направляются из стран с низким уровнем душевого дохода в страны с более высокими доходами. При этом разрыв в доходах должен составлять не менее 30-40 %. Если он меньше, стимулы к миграции оказываются заметно ослабленными. В условиях постепенного выравнивания уровней жизни стран - экспортеров1-и реципиентов постоянная миграция постепенно вытесняется временной, также ускоряются процессы возвращения мигрантов на историческую родину. Эти исходные теоретические постулаты, в целом, находят подтверждение на примере нашей страны.

Однако для объяснения характера, причин и направленности миграционных потоков недостаточно только социально-экономических объяснений. Так, только в социологии исследователи выделяют не менее шести теоретико-концептуальных подходов: 1)теория «притяжения -выталкивания»; 2)культурологическое направление; 3)ассимиляционная теория; 4)этносоциологическое направление; 5)институциональный подход; 6)конфликтологический подход. Поэтому применяя тот или иной исследовательский подход к объяснению причин и последствий-иммиграций или того или иного варианта иммиграционной политики, следует всегда быть готовым к тому, что «появится» множество исключений из правила, так как миграция — это комплексное явление, и оно с трудом укладывается в схемы».14

Однако, как представляется, особенно важно учитывать воздействие на данный феномен иммиграционной политики, проводимой принимающими государствами.

Если политика, по определению известного российского демографа Рыбаковского Л.Л., «это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая-определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей».15 То иммиграционная политика означает «усилия со стороны государства, направленные на регулирование и контроль над въездом на территорию страны и создание условий для проживания лиц, стремящихся устроиться на постоянное проживание, временную работу или получить политическое убежище».

Обычно выделяют два основных компонента иммиграционной политики: ДОПУСК (политика контроля над иммиграцией); Собственно ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА - политика, которая направлена на работу с уже допущенными иностранцами, в том числе на их интеграцию в принимающее общество.

Относительно недавно вошло в научную литературу понятие «иммиграционный режим», включающее в себя эти две составляющих: политику в отношении въезда/допуска иммигрантов и политику в отношении адаптации и интеграции вчерашних иммигрантов в принимающее общество.

Иммиграционная политика с самого начала двойственна и противоречива. Є одной стороны, в демократических государствах должен действовать принцип- свободы эмиграции/иммиграции, поскольку согласно Статье 13 «Всеобщей Декларации прав человека»: «Каждый человек вправе уезжать из любой страны, включая свою страну, а также возвращаться-в свою страну».

Однако, с другой стороны, суверенные государства вправе контролировать потоки мигрантов, отсюда ограничения на иммиграцию, ограничительная или избирательная политика в сфере миграции проводимая практически-всеми странами мира.

Как отмечает К.Кондатьоне, иммиграционная политика серьезно отличается от других сфер осуществления политики: «Иммиграционная политика, в структурном- отношении характеризуется уровнем неуверенности, существенно превышающим соответствующие уровни в других областях, таких, как политика в области рынка труда, политика в области градостроительства, фискальная политика и денежно-кредитная политика. В то время как последние области весьма стабильны, первая очень нестабильна». Чрезвычайная сложность и нестабильность объясняются тем, что иммиграционная политика является не только результатом конкуренции, переговоров и компромиссов различных групп интересов внутри государства, но и согласования транснациональных интересов и международных ограничений с системой внутригосударственных интересов. Поэтому миграционная политика - это и «процесс взаимодействия между государствами,, при котором происходит передача юрисдикции, так как мигранты, прекращая быть членами одного общества, должны стать членами другого».

В результате, понятие «миграционная политика» включает в себя регулирование как внешних (эмиграция и иммиграция), так и внутренних передвижений населения. Миграционная политика включает в себя не только нормативно-правовое и институциональное регулирование миграций (касающееся вопросов предоставления тем, или иным лицам права на постоянное место жительства5, контроля над нелегальной иммиграцией, социального обеспечения легальных (и нелегальных) иммигрантов; политики натурализации, связанной с условиями и процедурой предоставления гражданства легальным мигрантам), но и комплекс инструментов и мер, нацеленных на культурную интеграцию, включение мигрантов (в первую очередь - с иными этническими, расовыми, религиозными «корнями») в новое сообщество.19

Северная Америка: от «плавильного котла» к идеологии и политике мультикультурализма

Нынешний интерес к проблемам мультикультурализма и толерантности, как представляется, связан с тем, что культурные и социальные различия в обществах, организованных в национальные государства, не только не исчезают или сглаживаются, но, напротив, как уже отмечено, имеют явную тенденцию к нарастанию. Так, влиятельный британский теоретик мультикультурализма Бикху Парекх полагает, что мультикультурализм это нормативная реакция, на мультикультурность общества - культурное разнообразие, характеризующее в большей или, меньшей степени пока что западный, а впоследствии и весь остальной мир.41 Сегодня это понятие активно используется, когда речь заходит о проблемах массовой иммиграции из стран бедного Юга и социальной неустроенности разного рода меньшинств, о разобщенности и отсутствии солидарности, в, современном западном обществе, о кризисе модели национального государства. Без него сложно представить себе обсуждение государственной образовательной политики и проблем прав человека, политики идентичности. Действительно, сегодня население мира становится все более мобильным, социумы - все менее гомогенными. В конце 2000 г. более 2 млн. человек ежедневно пересекали границы государств (в то время как в 1950 г. это число не превышало 70 тыс. человек). Однако наиболее веской причиной этого феномена является массовая иммиграциям бедного Юга на богатый Север, ставшая в конце XX века для стран Запада одной из центральных социальных проблем. «Новые волны иммиграции, а также политика идентичности (или различия), - свидетельствует Г. Тернборн, - вызвали взрыв мультикультурализма». Не случайно в концепции мультикультурализма особо подчеркивается растущая, вследствие иммиграции, гетерогенность, населения стран Запада. Это ставит под вопрос традиционную программу национального государства: формирование и воспроизводство на своей территории культурной гомогенности и общей идентичности. При этом политика мультикультурализма или политика различия посредством выделения особых групп не только устанавливала институциональное равенство, но и наделяла особыми коллективными правами и потому была особенно привлекательна для «...прежде дискриминированных, маргинализированных и часто презираемых этнических групп».

Известный американский политолог С.Хантингтон видит причины актуализации и обострения этнических и расовых проблем и порожденной ими политики мультикультурализма прежде всего в том; что в глобализированном мире «люди попросту вынуждены переопределять собственную идентичность, сузить ее рамки, превратить ее в нечто более камерное, более интимное. Национальной идентичности пришлось уступить место идентичностям субнациональным: этническим;, религиозным, региональным, сексуальным и др. Люди стремятся объединяться с теми; с кем они схожи и с кем делят нечто общее, будь то этническая и- расовая» принадлежность, религия, традиции , мифы, происхождение или история. В США эта1 «фрагментация идентичности» проявилась в подъеме мультикультурализма, в четкой стратификации расового, «кровного» и тендерного сознания» В других странах фрагментация приобрела крайнюю форму субнациональных движений за политическое признание, автономию и независимость». В свою очередь формирование «сверхнациональной» идентичности в Европе «способствовало дальнейшему «сужению идентичности» у многих европейских народов: шотландцы все реже отождествляют себя с Британией, однако, охотно причисляют себя к европейцам — то есть идентичность шотландская «вырастает» из идентичности европейской. То же верно для ломбардов, каталонцев и прочих национальных меньшинств».

Однако процесс «сужения идентичности» и связанные с ним подъем национализма и этнополитические конфликты особенно опасны для стран, только начинающих движение к демократии. «Споры по поводу определения национальной идентичности, по поводу того, кого считать гражданином, а кого - нет, превращаются из умозрительных теоретизирований в сугубую реальность, когда автократия сменяется демократией и когда демократия сталкивается с многочисленными притязаниями на гражданство», - отмечает С.Хантингтон.45

Таким образом, можно с большой долей уверенности утверждать, что именно массовая иммиграция из стран «бедного Юга» в государства «богатого Севера» и новые серьезные проблемы, с ней связанные, породили теоретическую концепцию и основанную на ней политику мультикультурализма. Причем выбор в пользу мультикультурализма для стран Запада носил во многом вынужденный характер, будучи продиктован изменившимися условиями существования западного общества: радикальным сдвигом этнодемографического баланса и провалом ассимиляторской политики «плавильного котла».

Понятие «мультикультурализм» появилось в политическом и научном лексиконе североамериканских «иммигрантских» государств (Канада и США) в конце 1960-х годов. Тогда этим словом обозначались новые интеграционные модели, принципиально отличающиеся от классической модели «melting pot» - «плавильного котла», которая ранее стихийно сложилась в этих государствах. Если ассимиляционная модель предполагает, что все тяготы и бремя процесса интеграции ложатся в основном на самих мигрантов, то мультикультурная модель переносит акцент на создание благоприятных условий для интеграции, то есть на усилия принимающей стороны. Действительно, в ситуации, когда значительные экономические и социальные различия накладываются на групповые - этнические, конфессиональные или расовые - можно утверждать, что без проведения определенных мер, обеспечивающих большее равенство в экономической сфере, недостижимо и равенство политического влияния. К такого рода мерам относятся: направление инвестиций и субсидий для развития групп и территорий их компактного проживания; разработка специальных программ, стимулирующих- развитие такого рода регионов и групп; предоставление членам, неблагополучных/дискриминируемых групп льготных условий получения образования и трудоустройства. «Разумеется, все подобные меры должны, рассматриваться как временные, т.к. в конечном итоге их целью является равенство возможностей и равное отношение ко всем- членам общества», - отмечает американский исследователь В.Л. Хесли.46

Основной проблемой мультикультурализма стал ответ на вопрос: как обеспечить нормальное функционирование демократического общества, становящегося все более гетерогенным в расовом, этническом; культурном и религиозном отношении? «Мультикультурализм в либеральном обществе; -считает Сейла Бенхабиб, - плата за невключение многих групп в общественный договор. Мультикультурализм воспроизводит корпоративную идентичность группового типа».

Европейский мультикультурализм и проблемы интеграции» иммигрантов из мусульманских стран

Вплоть до второй половины XX века альтернативой сегрегации и дискриминации этнических меньшинств, в том числе иммигрантских, в Европе была их последовательная культурная ассимиляция, то есть безусловное принятие членами таких групп культурных образцов поведенческих стандартов принимающего большинства. Этот подход получил политико-культурное оформление в известной метафоре американского «плавильного котла». «Предполагалось, что становление политической нации должно опираться на общую систему ценностей и единую культурную традицию. Культурные различия рассматривались как преодолимые, а вопрос об их совместимости не был предметом общественных дискуссий».122

Однако экономический- бум 1960-х годов и социальные завоевания рабочего и молодежного движений конца того же десятилетия, означавшие, в частности, введение жестких правил регулирования рынка труда и целой системы социальных гарантий, открыли дорогу новой волне трудовой иммиграции в страны Запада. Были запущены механизмы привлечения дешевой и социально незащищенной рабочей силы из стран Третьего мира — так называемых «гастарбайтеров». Интеграция в западное общество приезжавших «на заработки» без семей «гастарбайтеров» никого не интересовала - поскольку официально считалось, что эти рабочие приехали лишь на время действия своих трудовых контрактов и, заработав денег, уедут назад к своим семьям. Однако, как заметил известный швейцарский драматург Макс Фриш: «Доставляли рабочую силу, но прибыли живые люди». Поэтому они не уехали, напротив, их семьи стали приезжать Европу. Все страны «ядра Европы» столкнулись с проблемой осуществления, политики «воссоединения семей», результатом которой стал значительный рост числа иммигрантов, не занятых общественно полезным трудом, что серьезно увеличивало нагрузку на социальную инфраструктуру государств Европы. В 1970-е годы в условиях экономического и энергетического кризисов и в ходе структурной перестройки экономик стран Запада резко снизилась потребность в неквалифицированном труде — многие гастарбайтеры стали безработными, что, в свою очередь, усиливало конкуренцию за рабочие места и создало дополнительное напряжение в социальной сфере. Все чаще с иммигрантами связывали ухудшение качества жизни и рост преступности.

Как следствие, вместе с ростом инокультурной трудовой миграции начали нарастать и проблемы расизма, сегрегации, дискриминации, которые получили не только экономическое, но и социокультурное наполнение, поскольку в полный голос заявили о себе серьезные культурные различия между «местными» и «пришлыми».

В результате для западных либеральных представительных демократий массовая иммиграция создала ряд серьезных проблем.

Так, если иметь ввиду трудовых мигрантов (неграждан), то проблема состоит в том, что интересы и предпочтения людей, вносящих значительный вклад в экономическую и социальную жизнь страны, должны учитываться. Но как это сделать, если те, кто этот вклад вносит, не являются субъектами политической жизни и не имеют возможности в рамках формальных демократических процедур влиять на события?

Далее, если вести речь об иммигрантах, получивших гражданство, и, следовательно, политические права, то встает другая проблема. Поскольку их образ жизни, мировоззрение, интересы могут серьезно отличаться от доминирующих в принимающих обществах, то весьма вероятно, что использование ими демократических процедур для реализации своих предпочтений может привести к изменениям в политике как на государственном, так и на местном уровне. Исследователи констатируют, что транснациональные солидарности новых граждан вынуждают правительства «включать в повестку новые вопросы, мобилизовать новые группы электората, по-иному формулировать понимание интересов граждан, что приводит порой и к государственным преобразованиям».123 Как на такие изменения будут реагировать «коренные» жители, и в какой мере потенциальные конфликты могут быть решены мирными средствами в рамках демократических процедур? Практически общепринятым является утверждение, что транснационализм может привести к утрате значимости национальных идентичностей, принадлежностей, лояльностей, что, в свою очередь, ведет к эрозии центральных элементов государств, создает угрозы их целостности.124 Одна из кризисных тенденций видится в том, что государство не справляется с классической задачей «социальной интеграции» по причине ориентации людей на все более устойчивые транснациональные структуры.

При этом без оговорок признается, что не существует альтернативы демократическому решению подобных проблем, а это требует создания такого способа разработки и принятия решений на местном и национальном уровне, который бы учитывал интересы и предпочтения культурно отличных мигрантов и предполагал их политическое участие. В определенной мере ответом на эти проблемы стала теория и практика мультикультурализма или «мультинациональной демократии», которые, по словам известного французского социолога А.Турена, «могут принимать во внимание существующую самобытность и способствовать обмену между культурами, которые хотя и имеют различное происхождение, но в современных условиях подвержены изменению структуры и новой интерпретации». Однако сложившаяся сейчас в странах Запада ситуация весьма далека от такого демократического идеала.

Как уже отмечено выше, в качестве альтернативы доктрине культурной ассимиляции в Канаде, а затем в Австралии и США появилась концепция мультикультурализма, совмещающая признание как индивидуальных прав граждан, так и прав этнических и иных сообществ на сохранение и поддержание особой культурной идентичности. «В самом общем плане мультикультурализм можно рассматривать как политическую идеологию и как социальную практику, организующую и поддерживающую общее для национального, государства пространство политической и социальной коммуникации. Причем это приемлемая для западной демократии модель регулирования, опирающаяся на признание права личности и группы на поддержание собственной идентичности и на толерантность в публичной сфере».126

Как уже замечено выше, в рамках современного либерализма идея разнообразия культурных идентичностей в современном обществе нашла выражение в концепции «мультинациональной демократии». Поскольку либеральные демократические системы становятся все более многообразными с точки зрения культурной идентичности граждан, -отмечает Чарльз Тейлор, - постольку легитимность политических систем все в большей степени зависит от решения проблемы поддержания определенного уровня социального единства и гомогенности. Без этой фундаментальной предпосылки, считает Тейлор, не может быть ни демократического участия граждан, ни системы равных прав личности, ни неотъемлемого права граждан на достойное существование в таком обществе. Ключ к решению этой проблемы ему видится в том, чтобы Р демократическая власть проводила политику создания хотя бы видимости общности целей, однако, в то же время признавала и принимала неизбежность многообразия культур.

Однако в результате возникает необходимость практического ответа на следующие важные вопросы: 1. о взаимосвязи социальной справедливости и политической стабильности; 2. о преодолении противоречия между нормативными требованиями признания прав носителей различных культурных (в том числе этнических) идентичностей и формами согласования их интересов и разрешении конфликтов между ними; 3. о преодолении разрыва между нормативными и институциональными характеристиками различных видов урегулирования разногласий и способов управления конфликтами; 4. о преодолении противоречия между принципом равенства индивидов, лежащего в основе либеральной системы гражданства, и принципом равенства групп, постулируемым представителями мультикультурализма

Британская модель политики коммунитаристского мультикультурализма

По мнению В.С.Малахова, выбор модели интеграции иммигрантов зависит, прежде всего, от сложившихся в тех или иных странах Европы политических культур. Большинство стран Западной Европы (Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария и др.) в своей интеграционной политике ориентированы на «модель равенства», не признающую никаких посредников между государственной властью и индивидом. Субъектом правовых отношений является индивид. Альтернативная «модель меньшинства», допускающая, что агентами правовых отношений выступают таюке группы-посредники (этнические, языковые, религиозные), получила распространение в Великобритании, Нидерландах и Швеции.

Особенно показательной в этом отношении является ситуация в Великобритании. К концу 1990-х годов в Британии уже сложились этнорасовые меньшинства мигрантов из стран Азии, Африки и островов Карибского моря (около 5% британских граждан), и процесс постоянного изменения этнического и расового состава населения не прекращается. С учётом не имеющих гражданства резидентов и нелегальных иммигрантов масштабы этого явления ещё более впечатляют. В отличие от практики прошлого, новые иммигрантские общины сохраняют принадлежность к своей «корневой» культуре, во многом расходящейся с европейскими нормами и ценностями, свою особую идентичность и связи со страной происхождения. Растёт этнокультурная мозаичность британского общества. Несмотря на традиционное представление о Великобритании как о государстве, где к иностранцам относятся сдержанно и свысока, это - одна из самых открытых миру развитых стран: порядка миллиарда человек имеют право безвизового въезда в неё. До принятия нового «Акта Национальностей» в 1983 г. жители стран Британского Содружества могли стать полноценными гражданами Великобритании, лишь пройдя простую процедуру регистрации, чем и воспользовалось большинство иммигрантов, в том числе мусульман. Согласно закону 1948 г. они подпадали под категорию «граждане Великобритании и колоний» и имели право безвизового въезда и трудоустройства на Британских островах. Количество граждан государств, не входящих в Европейский Союз, которые посещают Британию, только в 1990-е годы увеличилось на 60%. Ежегодно в Соединенное Королевство для обучения приезжают около 300 тыс. иностранных студентов (причём треть из них — из стран Азии).

Если 1981 г. численность мусульман (выходцев из Пакистана, Индии и Бангладеш) оценивалась здесь в 750 тыс. человек, то сейчас их почти 3 млн., причем численность родившихся в самой Великобритании составляет не менее 50% этого числа.194 Только в 2005 году к британским властям обратились с просьбой о предоставлении убежища около 100 тысяч человек. У них были неплохие шансы найти работу - в стране достаточно развита так называемая «серая экономика» (все сферы, которые «заточены» под труд нелегалов, где широко используется дешёвая, неквалифицированная рабочая сила и всегда есть масса возможностей не платить установленные налоги, и где, фактически, стабильно происходит целенаправленное нарушение и «подрыв» государственной налоговой дисциплины), а во-вторых, в силу лингвистического фактора - многие заявители - в прошлом выходцы из бывших британских колоний (доминионов), которые владеют английским языком, что несколько упрощает процесс дальнейшей межкультурной «интеграции».

Если в первые годы массового притока в страну выходцев из бывших колоний власти и пытались осуществлять курс на их ассимиляцию, то уже в конце 1960-х годов от него отказались как от неэффективного. В 1968 году тогдашний министр внутренних дел Рой Дженкинс так сформулировал цель британской внутренней политики: «Не достижение плоского униформизма, а культурное разнообразие - вкупе с равными возможностями и в атмосфере взаимной толерантности».195 Эта формула с тех пор не подвергалась сомнению на официальном уровне. Именно Великобритания в 1980-е годы, первой в Европе, реагируя на процессы «пробуждения ислама», разработала и стала осуществлять на практике свою «коммунитаристскую» модель мультикультуралистскои политики, «...означавшую признание государством сосуществующих в рамках национального сообщества многочисленных общин, официально признанных национальными меньшинствами. Они имеют полное право жить в своем кругу, сохраняя приверженность своему культурному наследию,1 этническим обычаям и семейным связям, а также отстаивать свои права на национальном уровне. Основополагающим для коммунитаристской модели является принцип: значение и многообразие культурных ценностей каждой общины будут всегда определяющими при предоставлении услуг (государства - прим.авт.) в той мере, в какой это не входит в противоречие с глубинными интересами индивида».196 Подданные британской короны вступают в контакт с государственными структурами не только в качестве индивидов, но и в качестве членов того или иного этнического сообщества. Однако реализация этого принципа на практике привела к тому, что права индивида все чаще ставились в зависимость от прав группы. Не удалось решить и проблему интеграции мусульман в британское общество, их стремление во- чтобы то ни стало сохранить свою религиозную и этническую, самобытность плохо согласуется с полноценным британским гражданством. Коммунитаристский мультикультурализм предполагает представление меньшинств в виде гомогенных сообществ. «Признание культурных различий, понимаемых в качестве статичных, в полиэтнических обществах неизбежно приводит к росту «реакционного мультикультурализма» и увеличению количества геттоизированных сообществ. В частности, культурная.сегрегация и невозможность реализации множества политических интересов приводит к политизации культурных идентичностей среди британских мусульман и радикализации их поведения».197

Начав одной из первых в Европе осуществление политики мультикультурализма, Великобритания одной из первых ощутила также и ее наиболее разрушительные следствия. Достаточно вспомнить, какой шок пережила страна, узнав, что взрывы в лондонском метро летом 2005 г., унесшие несколько сотен жизней, подготовили и осуществили «свои» -подданные британской короны выходцы из Пакистана. Не меньшим шоком для Британии стало и сообщение о том, что в Ираке против войск коалиции, в которую входят и британские воинские формирования, воюет британская бригада - 150 мусульман-суннитов, подданных британской короны. Не случайно то, что проблемы расовых отношений, иммиграции и мигрантов в мае 2006 года посчитали «самыми важными» или «важными» 41% британцев (для сравнения в 1990-е годы так считало лишь 5%).198

В то же время, согласно данным социологического опроса, проведенного по заказу газеты «Гардиан», сотни тысяч мусульман под влиянием настроений антиисламизма начали задумываться о возможном отъезде из Великобритании. Опрос также показал, что тысячи мусульман пострадали от роста исламофобии: каждый пятый опрошенный утверждает, что после этих терактов либо он, либо член его семьи становился объектом оскорблений или враждебности.199 Однако когда спикер Палаты общин Джек Стро заметил в 2006 г., что мусульманским женщинам не следует носить паранджу, это вызвало бурю негодования среди британских мусульман. Более того, мусульманское сообщество Великобритании едва не пролоббировало такие поправки к закону о дискриминации, согласно которым любая критика их сообщества или использования его символов приравнивается к унижению сообщества. По мнению ряда исследователей, признание ислама на государственном уровне и политкорректное ограничение свободы слова во избежание возможных актов насилия и уличных беспорядков (которые, например, прокатились по странам Западной Европы в ходе так называемого «карикатурного скандала») могут привести к доминированию религиозного фундаментализма в публичной сфере.2

Похожие диссертации на Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации