Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация Исламская Конференция (ОИК) в новой системе международных отношений Хасанов, Рахим Каримович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хасанов, Рахим Каримович. Организация Исламская Конференция (ОИК) в новой системе международных отношений : автореферат дис. ... доктора политических наук : 23.00.04 / Акад. гос. службы при Президенте РФ.- Москва, 1997.- 41 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/2752-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конец 60-х гг. стал
принципиально важной вехой в развитии движения

мусульманской солидарности - в 1969 г. была создана

Организация Исламская Конференция (ОИК).

Рассматривая сегодня в исторической ретроспективе это событие, нельзя не отметить, что по своей сути оно представляло один из неоспоримых и важных показателей уже давно наметившегося движения мира к многополярности. Подтверждением этого тезиса стало появление в среде мирового сообщества объединенных общими интересами, задачами и целями групп государств, представляющих собственное видение мира, далекое от того, чтобы быть сведенным к узким рамкам противостояния Востока и Запада. Конечно, сиюминутный контекст возникновения ОИК был окрашен в достаточно специфические тона, связанные с израильской оккупацией Восточного Иерусалима и попыткой поджога одной из ведущих религиозных святынь ислама - мечети аль-Акса. Но дело заключалось не только в этом. Религиозная идея в момент ее воплощения сопровождалась четко очерченными лозунгами политического характера. Эти лозунги, казалось бы, предлагали противостояние Западу и его "анклаву" в мусульманском мире -Израилю.

Годы, прошедшие с момента создания ОИК, продемонстрировали не вспышку межцивилизационных антагонизмов, но, как кажется очевидным сегодня, нечто противоположное ожидавшемуся апокалипсису.

В отечественном востоковедении проблеме создания и деятельности международных исламских организаций, в том числе ОИК, был посвящен рад исследований. Однако своеобразие феномена "исламского возрождения" в этот период авторы связывали с деятельностью консервативных государств исламского региона, прежде всего Саудовской Аравии. Эта точка зрения имела под собой основание в период существования биполярного мира и отражала известную идеологическую позицию советского руководства по отношению к развитию событий в странах "третьего мира", в целом, и мусульманского региона, в частности. Одна из причин была в заданности многих исходных методологических концепций историографии советского периода, их чрезмерной упрощенности. Политика оценивалась преимущественно по очевидным черно-белым схемам.

Во-вторых - реальный метод характеризовался догматичностью и одновременно допускал любые "натяжки", если реальные факты не соответствовали выдвигавшимся концепциям. Поэтому употребление термина "консервативные государства" в отечественной историографии того времени носило негативный оттенок. Такого рода работы становились мало продуктивными в результате узкого понимания ими тех задач, ради которых создавались организации, подобные ОИК.

з Конечно, и это необходимо выделить, деятельность этих

организаций в то время, да и обстоятельства их возникновения, как и причины появления многих других региональных объединений, - определялись противостоянием "коммунистической экспансии", что и провозглашалось создателями ОИК. Но суть, видимо, заключалась в другом. Эти организации ставили своей важнейшей целью уравновешивание разновеликих интересов и целей государств мусульманского мира, недопущение возникновения новых очагов конфронтации, способных серьезно дестабилизировать мусульманское общество. А в условиях интенсивного роста фундаменталистских движений1 радикального характера, направленных против существующих режимов, они стремились, используя их лозунги, ослабить возможные негативные последствия.

Таким образом, актуальность темы диссертации состоит в попытке комплексного осмысления позитивной роли крупнейшей и ведущей международной исламской организации в контексте глобальных и региональных изменений. Важное значение имеет и

' Используемая для анализа мусульманских движений современности терминология "фундаментализм", "интегризм" достаточно условна и расплывчата. Подчас она обозначает одновременно совершенно различные феномены, отчасти содержит в себе имплицитные предубеждения и ценностные суждения. Осознавая ущербность этого терминологического инструментария, диссертант, в силу отсутствия другого, вынужден использовать его.

анализ способности ОИК реагировать и адаптироваться к новой международной обстановке.

Представляет интерес исследование возможностей Организации выступать интегратором мусульманского мира через поиск и определение баланса интересов государств-участников ОИК.

Изучение опыта ОИК и его финансовых структур по реализации идеи мусульманской солидарности посредством участия в программах, создания финансово-хозяйственных институтов имеет существенное значение для развития отечественной экономики.

Не менее важным, по нашему мнению, является анализ политических процессов, взаимоотношений политических институтов власти, характер развития исламских организаций в регионах мусульманского мира.

Степень научной разработанности темы. В отечественном востоковедении особое место занимают две основные работы, посвященные становлению и различным аспектам деятельности ОИК. Это работы Э.Э.Наджип и Н.В.Жданова1. Оба исследования отделены друг от друга значительным периодом времени, а также кругом привлекаемых источников. Уже поэтому они несут в себе глубокие различия в концептуальньа подходах к проблематике ОИК. Но оба автора не ставили перед собой цель рассмотрения проблемы Организации Исламская Конференция через призму современной системы международных отношений.

1 Наджип Э.Э. Организация Исламская Конференция (ОИК).- M., 1982; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.- М., 1990.

Если Э.Э.Наджип стремилась проследить процесс организации ОИК и направления деятельности ее институтов, то Н.В.Жданов анализировал ее международно-правовые аспекты и соответствие принимаемых ОИК решений международно-нормативным документам.

Необходимо выделить широкий круг произведений отечественных авторов, обращавшихся к вопросам истории Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Пакистана, становлению идейных течений как религиозного, так и светского характера в зоне исламского мира. Среди них: Агаев С.Л., Алиев СМ., Бартольд В.В., Беляев ЕА, Валькова Л.В., Васильева Л.С., Вафа А.Х., Вознесенская Л.О., Гаврилов Ю.Н., Ганковский Ю.В., Гараджа В.И., Гафуров Б.Г., Гордон-Полонская Л.Р., Дорошенко Е.А., Ерасов Б.С., Ефимова Л.М., Жигалина О.И., Жмуйда Н.В., Игнатенко А.А., Ионова А.И., Керимов Г.М., Кобищанов Ю.М., Коргун В.Г., Косач Г.Г., Ланда Р.Г., Левин З.И., Левин СИ., Малышева Д.Б., Малюковский М.В., Маретин Ю.В., Марчук Н.И., Мелкумян Е.С., Милославский Г.В., Милославская Т.П., Панарин С.А., Певзнер СБ., Поляков Г., Почта Ю.М., Пиотровский М.Б., Пир-Будагова Э.П., Примаков Е.М., Пруссакова Н.Г., Розовский Ф.А., Родригес A.M., Савдбаев Т.С, Сычев В.Ф., Сюкияйнен Л.Р., Сулимова Т.С, Тихонова Т.М., Хорос В.Г., Шарипова P.M.1

1 См., например: Ганковский Ю.В. Национальный вопрос и национальные движения в Пакистане. - М., 1967; Гордон-Полонская Л.Р. Ислам на современном Востоке. - М, 1980; Ионова А.И., Султангалиева А.К., Юсупов П.С. Современный ислам. Человек и общество,- М., 1991; Пруссакова Н.Г. Мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока.- М., 1990; Сагадеев A.B. Мирсавд Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения.- М., 1990.

В центре внимания работ, появившихся в конце 80-х и начале 90-х годов об исламе были текущие проблемы, связанные с исламским возрождением, политической ситуацией в соответствующих регионах и эволюцией мусульманских обществ1. Главная их ценность заключалась в том, что, во-первых, авторы сделали достоянием научной общественности целые массивы фактического материала, как накопленного в предыдущие годы, так и полученного из регионов традиционного распространения ислама.

В последние годы вышли в свет исследования российских ученых Ланды Р.Г., Малашенко А.В., которые рассматривают широкий круг проблем, связанных со становлением ислама в России и государствах СНГ, развитием исламских политических организаций на постсоветском пространстве2.

К этому же периоду относится ряд докторских и кандидатских диссертаций по актуальным проблемам мусульманского мира и, в частности, Ближнего Востока3.

Исследуя перспективы развития политических организаций на основе ислама, в первую очередь, исламской партии возрождения Таджикистана, внимание автора привлекли книги

1 См., например; Абазов Р.Ф. Средняя Азия: ислам и политика //ПОЛИС- М., 1992;
Жданов H.B., Йгнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века.- М., 1989, Панарин СА. Россия
и Восток: проблемы взаимодействия. ч.1. - М., 1993; Полонская Л.Р. Ислам и проблема
адаптации к условиям "чужой" цивилизации.- М., 1992; Родригес А.М. Нефть и эволюция
социальных структур аравийских монархий.- М., 1989; Шарипова P.M. Концепция
"национального просвещения" в мусульманских странах,- М., 1991.

2 Ланда Р.Г. Ислам в России.- М., 1995; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ,- М.,
1996.

3 См.; Абдусалим А. Отношения СССР со странами Персидского залива. Дисс. ...канд.
полит.наук. - М., ИВРАН, 1993; Замарянов С.В. Ислам в политической культуре и
общественной жизни арабских стран. Дисс. ...канд.полит.наук. - М., ИМЭМО, 1992;
Титорснко В.Е. Движение силы и реатизадия внешней политики АРЕ. Дисс. ...докт.

Бушкова В.И. и Микульского Д.В. Их оценки, в целом, совпадают с точкой зрения диссертанта на исследуемую проблематику1.

Общеметодологическое значение при написании диссертации имели работы российских политологов Гаджиева К.С., Дахина В.Н., Загладина Н.В., Капустина Б.Г., Миголатьева А.А., Мунтяна М.А., Черникова Е.Л., Шахназарова Г.Х.2

Проблема религиозного иктегризма в современном мусульманском мире, которая пронизывает основную, рассматриваемую в работе проблематику, потребовала обращения к наследию реформаторов и практиков ислама в арабском регионе. Поэтому изучение источников стало важной отправной точкой в анализе исследуемой темы. Они включили в себя: - произведения мусульманских богословов как прошлого, так и сегодняшнего дня: работы Абдо М., Азада А.К., Афгани Дж., Аль-Банна X., Аль-Газали, Аль-Казаз М., Ан-Надави А.Х., Аль-Хусри С, Икбала М., Кавакиби А.Р., Кардауи Ю., Кефтару А., Кутба С,

полит.наук.- ЬЛ., МГИМО, 1994; Шумихин А.Ю. Религиозно-националистический фактор в ближневосточной политике США. Диссдокг.полит.наук. - М., ИСКАН, 1992.

1 Бушков В.И., Микульский Д.В. Таджикская революция м гражданская война.- М., 1995;
- Бушков В.И., Микульский Д.В. История гражданской войны в Таджикистане.- М., 1996.

2 Гаджиев К.С. Политическая наука. Гл.ГУ.- M., 1994; Дахин В.Н. Постсоветское
пространство: Проблемы интеграции // Проблемы глобальных и региональных
интеграционных процессов. Сб.ст.- М., 1996; Загладин Н.В. и др. Мировое политическое
развитие: век XX.- М., 1995; Капустин Б.Г. Основные направления исторической
эволюции социатьно-исламстских учений.- М., 1987; Миголатьев А.А. Мировой
политический процесс: современные тенденции //Кентавр.- 1994.- № 6; Мунтян М.А.
Проблемы становления нового демократического миропорядка //Сб.ст. Мировое
политическое развитие. XX век.- М., 1995; Черников ЕЛ. и др. Национальные интересы
России: историко-политологическнй аспект // Власть,- 1996.- № 11; Шахназаров Г.Х.
Восток и Запад//Свободная мысль.- 1996.- № 8.

Маудуди А.А., Риды М.Р., Сайида А.Х., Табрези М., Хомейни Р., Хусейна С.А.1;

- документы ОИК, ее структурных подразделений, тексты
договоров и соглашений, решения совещаний в верхах и
министров иностранных дел государств-членов ОИК, документы
других мусульманских организаций: Всемирной исламской лиги,
Лиги исламского мира, Лиги арабских государств;

пресса арабских стран, Ирана и Пакистана;

официальные документы государственных органов стран СНГ, дипломатических представительств, документы местных политических организаций, местная пресса;

- архивные документы, в частности, Комитета мусульманских
организаций Совета по делам религий, Духовных управлений
мусульман различных регионов России, муфтията Таджикистана,
Министерства иностранных дел Российской Федерации,
Министерства иностранных дел Таджикистана.

Образование новых мусульманских государств на постсоветском пространстве стимулировало повышенное внимание зарубежных исследователей к изучению вопросов, связанных с причинами возникновения и характером действий исламских политических организаций, отношения к ним официальных властей, перспективами развития государств Центральной Азии и др.2

1 См., например: Аль-Афгани Дж. ва Абдо М. Алъ-Урва аль-вуска ва-с-саура ат-тахририя
аль-кубра.- Бейрут, 1970; Аль-Банна X. Муэаккарат ад-даъва ва ад-дааия. Аль-Кахира,
1968; Аль-Кардауи Ю. Аль-илам ва-аль-ульманийя ваджхан ли-вадж,- Бейрут, 1990;
Хомейни Р. Аль-Хукумат аль-исламия.- Аль-Кахира, 1979.

2 См., например: Canfield R.L. Restructuring in Greatest Central Asia: Changing
polit.configuration //Asian survey,- Berkley, 1992. - vol. 32. Ns 10; Human A. Moving out of
Moscow orbit: The outbook for Central Asia //Intern, affairs. - L., 1993. - vol. 69. - № 2; Olcott

Диссертант учитывал некоторые субъективные оценки, данные в этих работах, порой вытекающие из противопоставления исламской цивилизации миру Запада.

Таким образом, в современной научной литературе исследованы некоторые аспекты рассматриваемой нами темы. Однако ряд теоретических и прикладных проблем потерял свою актуальность в связи с глобальными изменениями в современных международных отношениях. Учеными не раскрыты взаимоотношения ОИК с мусульманскими государствами СНГ, ее роль в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве, за пределами исследований остались проблемы политической деятельности Организации. В работах мало внимания уделено вопросам безопасности мусульманских государств. Еще предстоит исследовать процессы перемен, происходящие как в ОИК, так и в целом в мусульманском регионе в связи с распадом биполярного мира. Предмет, цель, задачи исследования. Предметом исследования являются идейно-политические аспекты деятельности Организации Исламская Конференция по реализации концепции мусульманской солидарности в условиях формирования новой системы международных отношений. В этом контексте рассматриваются проблемы исламской безопасности, исламской теории международных отношений, нового международного

М.В. Centra] Asias post-empire politics //Orbis.- Philadelphia,1992.- vol.36. № 2; Mireky G. Central Asia in emergence //Current History.- Philadelphia, 1993.- vol. 91. N 567; Walsh J.R. China and new geopolitics of Central Asia //Asian survey. - Berkley, 1993.- vol. 33. № 3; Al-Mashed A.M., Selim M.S., Al-Said M.B., Ola A.Z. The Organization of Islamic Conference in the Changing World.- Cairo, 1994.

экономического порядка, гуманитарные вопросы и механизмы их решения.

Наряду с политическим подходом диссертация имеет и исторический аспект, связанный с исследованием политического процесса зарождения и развития идеи панисламизма и его институтов с последующей модификацией в движение "мусульманской солидарности", сложными и противоречивыми процессами появления и становления мусульманского интегризма в регионах традиционного распространения ислама.

Исследование включает специальный раздел, посвященный экономическим и финансовым аспектам деятельности ОИК.

Диссертант поставил целью определить с позиций современной политической и исторической науки, международного опыта развития характер, основное содержание и особенности эволюции Организации Исламская Конференция в условиях глобальных трансформаций в системе международных отношений и их влияния на общественно-политические и межгосударственные процессы в регионах мусульманского мира.

В соответствии с общим замыслом работы основные задачи состоят в следующем:

выявить и проанализировать конкретное содержание концепции мусульманской общности в теории и практике исламских организаций;

дать анализ соответствия политической практики ОИК в сфере международных отношений с точки зрения норм мусульманского и международного права;

- провести исследование позиции и механизма решения
конкретных глобальных и региональных проблем современности в
деятельности ОИК;

- выявить взаимоотношения государств-членов внутри ОИК и их
влияние на формирование позиции Организации по основным
проблемам современности;

исследовать процессы формирования и характер направленности исламских политических организаций в государствах СНГ, возможности радикализации их деятельности;

определить возможности воздействия ОИК на деятельность мусульманских общин и исламских политических организаций СНГ с целью предупреждения их радикализации;

проанализировать формы и аспекты взаимодействия ОИК и его институтов с мусульманскими государствами СНГ;

проследить основные тенденции в политическом и экономическом соперничестве "центров силы" внутри ОИК за мусульманские государства СНГ и характер использования этого фактора бывшими советскими республиками в собствевных интересах;

- дать прогноз развития основных направлений политики ОИК.

Научная новизна диссертации. В предлагаемом комплексе и взаимоувязке рассматриваемых проблем и поставленных задач, данная диссертация является первым исследованием в отечественной политологической литературе. В ней впервые предпринимается попытка полномасштабно и разносторонне проанализировать деятельность Организации Исламская Конференция на современном этапе глобальной трансформации

системы международных отношений в условиях становления новой конфигурации мира. Особо вычленяются следующие главные факторы глобальных и региональных перемен, которые существенно повлияли на содержание деятельности ОИК в начале 90-х годов: распад СССР и развал советского блока, усиление роли США в качестве единственной супердержавы, становление единой Европы с ядром в виде Германии, смещение оси главных противоречий из плоскости Восток-Запад в плоскость Север-Юг; резкий подъем исламского интегризма на Ближнем и Среднем Востоке. Именно в этом контексте автор рассматривает эволюцию ОИК в последние несколько лет, в рамках которой ее ведущая держава

- Саудовская Аравия играет роль силы, содействующей развитию
мира не на основе противостояния, а договоренностей и
компромиссов.

Научная новизна диссертации выражена также в том, что автором

проведен анализ исламской концепции международных отношений и ее применение в деятельности ОИК и государств -ее членов;

раскрыты противоречия и сложности в появлении и становлении исламских политических организаций в государствах СНГ и основные тенденции в их развитии.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца 60-х - середины 90-х годов. В интересах более полного раскрытия темы автор прибегал к исторической ретроспекции,

связанной с поиском истоков создания ОИК, зарождения мусульманских интегристских движений.

Методологические основы диссертации. Исследование было осуществлено в соответствии с требованиями современной политологической и исторической науки.

Методологическим основанием диссертационной работы являются: историко-философские, общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, компаративизм, моделирование и др.) ; системный подход; собственно политологические принципы и методы познания общественных явлений, включая ценностный и функциональный, а также частные методы научного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные автором предложения, заключения и выводы могут представлять интерес для внешнеполитических ведомств России и государств СНГ, партий, движений, общественных организаций, сформированных на религиозной основе, действующих в регионах традиционного распространения ислама. Материалы диссертации могут быть использованы в научных целях, найти применение при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций в помощь преподавателям и студентам учебных заведений по истории и теории международных отношений, религиоведению, политологии, истории Востока.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение в
Российской академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации на заседаниях кафедры

внешнеполитической деятельности России и ее проблемной группы.

Концепция исследования была положена в основу выступлений автора на международных конференциях по следующим проблемам:

- Роль России в обеспечении стабильности на территории
бывшего СССР (Москва, 1993);

Межнациональные конфликты на территории России и стран ближнего зарубежья (Москва, 1994);

Ислам и народная культура (Москва, 1994);

- Таджикистан: стратегия развития общества и государства
(Москва, 1995);

Таджикистан: геополитика и проблемы международных связей (Душанбе, 1995);

Проблемы урегулирования военно-политического конфликта в Таджикистане (Москва, 1996).

Отдельные положения диссертации легли в основу предложений автора к концепциям "Становление независимости Республики Таджикистан", "Социально-экономические и политические меры урегулирования внутритаджикского конфликта", разработанным Фондом стратегических исследований и направленным в правительственные структуры России и Таджикистана, а также заключениям в экспертном совете Государственной Думы РФ по ряду межгосударственных соглашений и законопроектов.

Положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора: монографиях и статьях.

Структура диссертации, работа состоит из введения, трех глав (11 параграфов), заключения, приложений и списка документальных и библиографических источников.

Похожие диссертации на Организация Исламская Конференция (ОИК) в новой системе международных отношений