Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Миграционный фактор в Содружестве наций 18
1.1 Потенциал и основные векторы международной миграции 18
1.2 Иммиграционная политика стран Содружества 41
Глава 2 Модели решения проблем полиэтнических обществ 72
2.1 Монокультурализм и ассимиляция: ретроспектива и современность ..
2.2 Современные концепции мультикультурализма 85
Глава 3 Мультикультурализм в странах Содружества 114
3.1 Мультикультурные общества Содружества 114
3.2 Вызовы и риски мультикультурализма 141
Заключение 168
Библиография 172
- Потенциал и основные векторы международной миграции
- Иммиграционная политика стран Содружества
- Монокультурализм и ассимиляция: ретроспектива и современность
- Мультикультурные общества Содружества
Введение к работе
Актуальность проблемы. Важнейшей характеристикой современности является высокая международная мобильность населения, огромные объемы международной миграции. Так, в 2005 г. ее объем составил 191 млн. человек. Для наглядности: это примерно общая численность населения России и какой-нибудь крупной страны Западной Европы. С 1990 по 2005 г. на страны с высоким уровнем доходов пришелся наибольший прирост численности международных мигрантов - 41 млн. человек. Показательно, что в 2005 году ЪА всех мигрантов проживали в 28 странах мира. Трудовая миграция, которая составляет основной удельный вес международного перемещения людей, оказывает огромное воздействие на экономику принимающих стран и стран исхода. Например, в 2004 г. формальный трансферт денежных средств мигрантов составил 202 млрд. долларов1. По неформальным каналам было переведено 404 млрд. долларов 2.
Особенностью международной миграции является то, что она, как минимум, связана с пересечением одной государственной границы и сменой постоянного проживания на срок не менее года3. В последние десятилетия такая миграция является важнейшим фактором мирового развития. Есть все основания полагать, что международная миграция будет численно расти,
1 Первые три позиции в 2004 г. занимали Мексика (21,5 млрд.), Индия (13,4 млрд.) и
Филиппины (12 млрд.). См.: Global Commission on International Migration 2005: 85.
2 Неформальные каналы предпочтительнее для мигрантов ввиду их дешевизны и
возможности переправить деньги в отдаленные районы, где не функционирует формальная
система трансфертов. — Авт.
3 Подробнее о международной миграции, классификации международных мигрантов,
методах сбора соответствующей статистики и дефиниции ее понятия можно узнать в
следующих изданиях: Ионцев В.А. Миграция населения. Международная миграция. —
М.,2001; Иноземцев В.Д. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Демография.
Миграция. — М., 2003; Билсборроу Р., Хьюго Г., Обераи А., Злотник X. Статистика
международной миграции. Рекомендации по совершенствованию системы сбора данных. —
М., 1999; Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное
учебное пособие / Под ред. Зайончковской Ж., Молодиковской И., Мукомеля В. Центр
миграционных исследований при содействии Программы поддержки высшего образования
Института Открытое общество (HELP OSI) и Бюро ЮНЕСКО в Москве. — М., 2007 и др.
захватывать новые страны и регионы. Не следует забывать, что в современном, глобальном мире идет сильная конкуренция между принимающими мигрантов странами. Разумеется, что эти страны интересует не мигрант как таковой. Требуются люди высокой квалификации, люди, способные принести принимающей стране ощутимые материальные и духовные блага. Поэтому принимающие общества разрабатывают и реализуют многолетние программы привлечения высококлассных специалистов в области информационных технологий, транспорта, машиностроения и прочее. В связи с неблагоприятными демографическими тенденциями во многих развитых странах, конкуренция на рынке международной миграции, надо полагать, будет возрастать.
В процесс международной миграции вовлечены многие страны мира. Статистика международной миграции позволяет достаточно убедительно обозначить главные направления миграционных потоков, определить основные страны-реципиенты. Основные потоки международной миграции выстраиваются в направлении «юг-север», «восток-запад», т.е. преимущественно из стран Африки, Ближнего и Дальнего Востока, Латинской Америки в США, Канаду, страны Европейского союза, Российскую Федерацию. Понять ' и прогнозировать развитие человечества даже в ближайшей исторической перспективе без учета международной миграции невозможно. Любые футурологические сценарии и построения в этом случае будут отличаться крайней абстрактностью, недостоверностью. Международная миграция, как правило, оказывает сильное воздействие на страны исхода и принимающие страны. Для первых - это отток, ввиду узости местного рынка труда, наиболее работоспособной части населения, «утечка мозгов», разрыв семейных связей. Но в то же время — это поступление денежных трансфертов, часто составляющих значительную часть бюджета стран эмиграции, заимствование зарубежного опыта в области новейших технологий и т.д.
Для принимающих стран - это конкуренция местной и приезжей рабочей силы, сложности интеграции мигрантов в местное сообщество, уклонение их от налогов, криминализация некоторых этнических диаспор и прочее. Позитивная сторона иммиграции - приращение экономического потенциала, материальных и духовных благ принимающей страны. Фундаментальная проблема стран-реципиентов - становление полиэтнического общества и выбор модели сосуществования этнических и расовых сообществ. Эта проблема теснейшим образом связана с политической стабильностью принимающих стран, развитием демократических институтов, взаимопониманием этнокультурных и этнорелигиозных общин.
Современный Кыргызстан, будучи полиэтническим государством, в последние годы сталкивается с присутствием в стране новых, нетрадиционных для нашей страны этносов, прежде всего, китайцев, турок, иранцев и других1. Есть все основания считать, что со временем этнонациональная структура населения республики еще больше усложнится, что неизбежно поставит вопрос выбора модели их наиболее комфортного сосуществования и взаимодействия. Поэтому, с точки зрения изучения опыта наиболее известных мультикультурных стран мира и анализа особенностей мультикультурализма, научный и практический интерес представляет мультикультурная политика и практика Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Австралии, как наиболее репрезентативных с точки зрения достижений мультикультурной модели. Небезынтересен также опыт регулирования миграции на постимперском пространстве Содружества наций, в частности, либерализация перемещения граждан стран - участниц, программы поощрения бизнес-иммиграции и прочее. Этот опыт, как представляется, может быть востребован на постсоветском пространстве, например, в части, касающейся передвижения специалистов в области образования, производства и т.д. Проблема укрепления
1 Шаболотов Т.Т. Внешняя трудовая миграция в Кыргызской Республике в контексте мирового миграционного процесса. — Бишкек , 2006. — С.6
наднациональной идентичности, наряду с сохранением национальной идентичности, актуальна для современного Кыргызстана. В этом смысле нам представляется, что концепции «Кыргызстан - наш общий дом» уделяется крайне мало внимания.
Степень научной разработанности проблемы. Общие проблемы международной миграции представлены работами В. Ионцева, В. Иноземцева, Р. Билсборроу, Г. Хьюго, И. Обераи, X. Злотника, Е. Красинца, С. Рязанцева, Ю. Яковца, В. Киютина, Т. Кыдырова, Г. Джоробековой, Т. Шаболотова и др.1
Потенциал и основные векторы международной миграции
Страны Содружества наций занимают обширную территорию (21% мировой суши) и располагают значительным потенциалом международной миграции. По объективному замечанию одного канадского ученого, международная миграция, которая осуществляется между этими странами, коренится в колониальном прошлом и в дискурсах о расе1. В тоже время нельзя игнорировать миграционные потоки из третьих стран, т.е. эмиграцию в принимающие страны Содружества. Сливаясь, эти два потока миграции составляют важнейшую составляющую действительности стран Содружества. Значение международной миграции еще более возрастает в условиях глобализации, укрепления транснациональных связей . Содружество рассматривает миграционные процессы в качестве важнейшего инструмента развития. Заместитель Генерального секретаря Содружества Флоренс Мугаша отметила роль миграции в становлении и развитии богатейшего политического, социального и культурного наследия Содружества . История Содружества тесно переплетена с перемещением людей, которые оставляли свои дома в целях образования, торговли, ради исследования мира и открытия новых территорий. Начиная с 60-х г.г. прошлого века Содружество неоднократно признавало значение миграции как средства достижения важных целей Содружества, прежде всего в контексте развития, обогащения культур, заимствования опыта, выполнения своих международных обязательств. В частности, на своей лондонской встрече в 1960 г. премьер-министры стран Содружества выступили в поддержку обмена опытом и профессионалами, для чего обратились к правительственным учреждениям и частным компаниям с просьбой разрешать своим сотрудникам периодические выезжать за границу для исполнения своих служебных обязанностей. В 1969 г. премьер-министры вновь обсудили проблему миграции в контексте развития.
Важным подтверждением возможностей Содружества регулировать вопросы международной миграции в рамках Содружества является Протокол 2004 г. Он должен был сбалансировать права учителей и преподавателей на безвозвратную или временную международную миграцию с защитой национальных образовательных систем, а также предотвратить эксплуатацию скудных человеческих ресурсов бедных стран Содружества. Протокол предусматривал защиту прав рекрутируемых учителей и определял условия их работы в стране въезда. Такие меры должны были содействовать позитивным результатам международной миграции преподавателей и одновременно облегчить рациональное распределение человеческих ресурсов, проживающих в странах Содружества. По своим целям, содержанию и статусу Протокол аналогичен Кодексу Содружества по практике в сфере здравоохранения (одобрен министрами здравоохранения в 2003 г.). Предыстория документа такова. Несколько государств-членов Содружества выразили глубокую озабоченность по поводу оттока квалифицированных преподавательских кадров в результате целевых программ набора, что вызвало большие трудности для небольших стран. Имелся в виду большой набор учителей из Барбадоса, Гайаны, Ямайки, Тринидада и Тобаго в 2002 г. В такой ситуации министр образования Ямайки обратился за помощью в Содружество, чтобы решить проблему набора учителей в Карибском бассейне. В свою очередь, министры стран в июле 2002 г. предложили Секретариату Содружества разработать проект Протокола по набору преподавателей. В мае 2003 г. на Сейшелах министры образования Гамбии, Мавритании, Намибии, Сент-Люсии, Самоа и Сейшеловых островов рекомендовали рассмотреть исправленный вариант Протокола на 15 Конференции министров образования стран Содружества в октябре 2003 г. в Эдинбурге. В 2004 г. в Линкольншире Протокол был принят. Несмотря на то, что документ не имеет юридической силы, всем государствам-членам предлагалось разработать правовые нормы и правила, необходимые для его реализации . Эта проблема обсуждалась также на форуме Содружества по миграции в Лондоне в мае 2007 г. 2
Большой резонанс вызвало заседание премьер-министров стран Содружества в ноябре 2005 г. на Мальте. Главы правительств подчеркнули необходимость адекватных ответов на вызовы и возможности, которые миграция открывает для стран происхождения, назначения и транзита. Во взаимосвязанном мире, говорилось в итоговом документе, развитие и процветание все больше и больше зависит от потоков людей, мигрирующих в целях трудоустройства, туризма и обучения. Подчеркивалось также, что эффективное управление миграцией может оказывать существенное позитивное влияние на страны происхождения и назначения и в целом для мигрантов. Главы государств также подтвердили принцип солидарности и распределения финансового бремени в отношении помощи беженцам и принимающих их обществам 3. Форум народов стран Содружества, также состоявшийся в ноябре 2005 г., потребовал от своих правительств всемерно уважать, содействовать и защищать все права человека и обеспечить, чтобы они не дискредитировались по соображениям управления миграцией 4. Вопросы миграции в рамках Содружества обсуждались также на заседании группы Содружества по странам Африки, Карибского бассейна и Океании в мае 2007 г. в Лондоне, где, в частности, анализировалась связь миграции с развитием1.
Миграция в рамках Содружества, прежде всего, захватывает страны с большой численностью и плотностью населения: Индию, Пакистан, Бангладеш, Сомали, Нигерию, Шри-Ланку. Индийцы мигрируют на Фиджи, Тринидад, Великобританию, Канаду, Австралию, страны Восточной Африки На Фиджи этнические индийцы составляют 44% всего населения (51% приходится на этнических фиджийцев) и занимают лидирующие позиции в экономике страны.
Индийцы являются потомками рабочих-эмигрантов, прибывших на Фиджи с 1879 г. для работы на плантациях сахарного тростника. В начале 1980-х г. эта община даже стала лидировать в стране по численности. После военного переворота 1987 г. многие из индийцев уехали из страны, и фиджийцы восстановили свое этническое большинство. На островах обосновались небольшая европейская община, выходцы с Тувалу и китайцы.
В Канаде индийцы, наряду с китайцами, являются лидерами иммиграции. Так, в 2005 г. в страну въехало 42 тыс. китайцев и 33 тыс. индийцев. В Австралии трудовые мигранты из Индии (инженеры, экономисты и работники сферы здравоохранения) вышли на третье место, уступая только выходцам из Великобритании и Новой Зеландии . Важно отметить, что в целом трудовая эмиграция из Индии носит, как правило, высококвалифицированный характер. Особенно следует назвать специалистов в области новейших информационных технологий. Большие объемы внешней миграции в Индии привели даже к парадоксальной ситуации: нехватке квалифицированных собственных трудовых ресурсов в стране. Импорт рабочей силы может быть одним из тактических путей, помогающих индийской экономике преодолеть нехватку квалифицированного персонала, но это не может быть стратегическим решением проблемы. Сегодня в стране десятки миллионов людей вынуждены работать в неформальном секторе экономики, перебиваться случайными заработками на стройках и рынках либо не иметь никакой работы вообще. Эксперты сходятся во мнении, что единственное долговременное решение кризиса рабочей силы в Индии — это создание условий для соответствующего производственного обучения этих миллионов и перераспределение их трудового потенциала в кризисные отрасли экономики.
Велика иммиграция из Пакистана . Но важную роль в международной миграции занимают небольшие страны и территории Африки, Вест-Индии, Океании и других регионов мира, например, Барбадос, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент . Карибы - это регион интенсивной миграции с одним из самых высоких в мире показателей перемещения населения. Все государства и территории испытывали влияние иммиграции и эмиграции - в историческом плане благодаря рабству, колониальному прошлому, развитию промышленности, например, сахарной. В настоящее время миграцию стимулирует глобализация, а также регулируемая и нерегулируемая миграция. Рассмотрим на нижеприведенной таблице векторы этих миграционных потоков (на примере отдельных стран) 3.
Иммиграционная политика стран Содружества
Характер миграционных процессов в Содружестве, этнонациональный, образовательный, профессиональный и демографический состав мигрантов зависел и зависит от иммиграционного законодательства, иммиграционной политики его стран-членов. Поэтому анализ парадигм иммиграции позволяет выяснить иммиграционные предпочтения принимающих стран Содружества, тесную связь иммиграции с их экономическими и иными интересами, определить основные этапы иммиграционной политики. В этом отношении исследовательский интерес представляет эволюция этой политики и сравнение миграционной политики принимающих стран. Такой анализ уместно начать с бывшей метрополии Содружества - Великобритании.
Исторические факты свидетельствуют о том, что Британия с ранних веков своего существования всегда притягивала иммигрантов1. Этапы иммиграции на Британские острова тщательно исследована западными учеными2. Признается, что иммиграция оказывала заметное влияние на национальный и демографический состав населения страны, иммиграционную политику, разработку моделей сосуществования различных этнических меньшинств. Но коренные подвижки в этом отношении оказала послевоенная иммиграция, прежде всего, так называемая «цветная» иммиграция1.
После Второй мировой войны британцы получили возможность проголосовать за новое правительство. Это были первые всеобщие выборы с 1935 г. К власти на шестилетний срок пришло лейбористское правительство Клемента Эттли, которое поставило амбициозные и жизненно важные задачи послевоенной реконструкции. Они были изложены в знаменитом манифесте лейбористов «Лицом к будущему». Во-первых, ради него предлагалось использовать все земельные, материальные и трудовые ресурсы Британии. Необходимо также было поднять на высокий уровень производство и улучшить стандарты жизни британцев. Во-вторых, признавалось, что добиться высокой и постоянной покупательной способности населения можно было путем роста заработной платы, социальных услуг и страхования, а также снижения налогообложения групп населения с низкими доходами. В-третьих, в манифесте декларировалось, что планируемые инвестиции в основные отрасли производства, жилье и школы должны были составить значительную часть капитальных расходов. Национальному агентству по инвестициям предстояло определить социальные приоритеты и содействовать повышению эффективности частных инвестиций. Размещение новых предприятий предлагалось строго контролировать. Само правительство при необходимости должно было строить промышленные предприятия 2.
Эти задачи были куда как актуальными. Вторая мировая война истощила ресурсы Британии. Многие города и промышленные предприятия были разрушены. В поисках выхода из сложной финансовой ситуации Великобритания вынуждена была пойти на внешние займы. США одолжили стране 3,75 млрд. долларов, которые могли использоваться в течение пяти лет, с 1946 по 1951 гг. Но взамен США потребовали восстановить свободный обмен фунта стерлингов на доллар и снизить преференциальные тарифы. Эти обязательства Великобритании были серьезной уступкой США. Другим заимодавцем Великобритании стала Канада, ссудившая стране 1,25 млрд.
Одной из причин дефицита местных трудовых ресурсов в послевоенной Британии было укоренившееся издавна в стране пренебрежение молодежи работой в промышленности. Именно в эти годы впервые в крупном масштабе был востребован потенциал «цветной» миграции. 13 апреля 1948 г. в ямайской газете «Дейли Глинер» появилось объявление, предлагающее дешевый транспорт для тех, кто хотел бы работать в Великобритании. В стране не хватало рабочих рук, но вместе с тем многие рабочие места были низкооплачиваемыми и поэтому вакантными (британская рабочая сила перемещалась на квалифицированный рынок труда). Дефицит рабочей силы в стране мог быть восполнен только за счет иммиграции . И где можно было взять значительное число новых рабочих рук помимо стран Британского Содружества? Эти страны являлись готовыми источниками набора рабочих .
22 июня 1948 г. на борту морского судна «Эмпайр Уиндраш» в порт Тилбург, расположенный на северном берегу Темзы, прибыло 417 иммигрантов из Вест-Индских Ямайки и Тринидада. Хотя иммигрантов встретили далеко не радушно, 220 человек из них сразу получили работу. Вновь созданный Нэшнл Хелс Сервис был главным источником занятости, другие нашли применение на заводах и мельницах, Однако главным работодателем стал лондонский транспорт. «Цветная иммиграция» вызвала бурные дебаты в парламенте, и многие депутаты высказались против иммиграции и потребовали вернуть иммигрантов на родину 1. Защитники иммигрантов ссылались на их британские паспорта, службу королю и стране во время войны. В контексте дебатов примечательно письмо одиннадцати членов лейбористской партии, направленное премьер-министру К.Эттли спустя два дня после приезда иммигрантов. В нем в частности говорилось: «Приток цветных мигрантов нанесет ущерб гармонии, силе и консолидации нашей общественной и социальной жизни, приведет к разногласиям и неудачам» 2. Анализ научной литературы, посвященной послевоенной иммиграции свидетельствует, что рейс «Эмпайр Уиндраш» в 1948 г. рассматривается в качестве переломного момента в иммиграционной истории Великобритании, так сказать «до» и «после» рейса «Уиндраш». Дж. Аткинсон писал, что этот рейс положил начало более значительной «цветной иммиграции», чем ожидала сама Британия и ее жители3. Успеху «цветной иммиграции» в Великобритании в решающей степени содействовал британский закон о гражданстве 1948 г. 4 «Это интересный опыт установления взаимности в Содружестве, искусный политический механизм коллаборационистской стратегии, метко замечает Д. Сен. - Как свидетельствует история, английская политическая система в упорной и жестокой борьбе за существование без особых затруднений может приспособиться к новой ситуации или к новому соотношению общественных сил» 1.
Параграф 1 (часть 1) закона гласил, что любое лицо, которое в соответствии с настоящим законом является гражданином Соединенного Королевства и Колоний или стран, перечисленных в подпараграфе 2, получает посредством своего гражданства статус британского подданного 3. И далее: «Любое лицо, имеющее вышеназванный статус, выступает как британский подданный или гражданин Содружества; в соответствии с настоящим законом и другими актами, принятыми до и после вступления в силу настоящего закона, понятия «британский подданный» и «гражданин Содружества» имеют одно и тоже значение». Закон о гражданстве 1948 г. предоставил гражданам стран Содружества особый иммигрантский статус, позволяющий им свободно въезжать, работать и поселяться вместе со своими семьями 4.
Монокультурализм и ассимиляция: ретроспектива и современность
Есть страны, которые предельно жестко ограничивают иммиграцию. К ним, прежде всего, необходимо отнести Японию. В ней вероятность найти двух людей, не принадлежащих к одному и тому же этнолингвистическому сообществу, составляет 1 к 100 . Но это уникальный пример. Международная миграция сегодня затрагивает жизнь сотен миллионов людей и влияет на экономическую, социальную политику и международные отношения десятков стран мира. Растет число стран эмиграции, что создает возможности обмена культур, информационных потоков и людей. Учитывая растущую взаимосвязь мира, новые возможности перемещения людей, есть все основания полагать, что разнообразие культур будет постоянно расти. Однако этот процесс, помимо позитивной стороны, имеет и негативные последствия и ожидания. Напомним, что во многих принимающих странах на различных уровнях существует довольно сильная оппозиция в отношении иммигрантов. Считается, и во многих случаях, небезосновательно, что мигранты приносят принимающей стране больше вреда и ущерба, нежели блага. Анализ довольного широкого круга зарубежных источников по этой проблеме (общественно-политические газеты и журналы, академические издания, выступления некоторых политических лидеров и государственных деятелей) свидетельствует о существовании довольно сильных страхах. Как отмечал А. Буонфино, неспособность политиков преодолеть общественные страхи в отношении миграции и интеграции иммигрантов, объясняется растущей важностью культуры в современной политике. Политика сегодня занимается не проблемами традиционного социализма и свободного рынка, но преимущественно проблемой культуры . Мы полностью разделяем мнение А. Боунфино относительно природы и мотивов страхов. Сегодня, вопреки бытующему мнению, что, дескать, основная мотивация антииммигрантских настроений лежит в сфере экономики, жилья, все-таки стоит признать, что водораздел проходит по другой границе - культурные различия, несовместимость во многих случаях этнических культур. По выражению одного ученого, когда граждане страны привыкли мыть шампунем улицы, а иммигранты режут скот на лестничных площадках, трудно, а то и невозможно их бесконфликтное сосуществование.
Влияние иммиграции является производным от многих факторов: этнолингвистического и культурного родства иммигрантов с местным населением, готовности мигрантов интегрироваться в принимающее общество, численности иммигрантских диаспор и компактности их проживания в стране и т.д. Мировая практика свидетельствует, что родственная этнолингвистическая и культурная иммиграция, как правило, больших трудностей принимающей стране не представляет. В этом случае интеграция иностранцев (во многих случаях - это соотечественники) намного облегчается. Здесь скорее возникают проблемы психологической и социальной адаптации, связанные со страхами и неуверенностью мигрантов, необходимостью бытового обустройства, получением гражданства, привыканием к новому месту жительства и трудоустройством. Поэтому часто даже родственная иммиграция приводит к конфликтам на местных и национальных рынках труда, особенно в секторах экономики, рекрутирующих квалифицированных работников. Но на практике проблема имеет альтернативное решение: многие мигранты предпочитают не ломиться в «закрытую дверь», а занимают вакансии, не требующие высокой квалификации. Естественно, со временем такие мигранты дисквалифицируются. Но моральным компенсатором такой ситуации может выступать чувство безопасности, удовлетворение от обретенной родины. В качестве примера сошлемся на эмиграцию оролманов в Казахстан, этнических киргизов в Кыргызскую Республику, русскоязычных в Российскую Федерацию.
Неродственная этнокультурная иммиграция порождает несравненно более сложные проблемы для иммигрантов и принимающего общества. Преимущественно они лежат в области взаимодействия культур и религий, традиций и обычаев, социального поведения. Культуре любого народа присуще свое миропонимание, выражающееся в поведенческих стереотипах, способах решения житейских вопросов, отношении к окружающему миру. Поэтому интеграция иммигрантов в инокультурное пространство осуществляется более продолжительное время или вовсе не завершается. Такая ситуация порождает феномены мультикультурализма - политической модели стабилизации поликультурных образований, сосуществующих в границах одного государства, и «диффузной институционализации» - возникновения «анклавов» традиционной культуры и культуры смешанного, синтетического типа, выполняющих, в основном, функцию приспособления к новой этносоциальной среде, что является основными признаками глобализирующегося мирового пространства 1.
В связи с этим встает вопрос, до какой степени культурное многообразие можно считать приемлемым и относиться к нему терпимо и как обеспечить гармонию в этих условиях? Когда в рамках одного общества сосуществуют люди с разными культурными традициями, необходимо решить ряд проблем, чтобы обеспечить четкие и устраивающие всех правила общежития. Так, требуется общее согласие не только относительно того, какие нормы поведения считать приемлемыми или обязательными в общественных местах, но и какие вопросы могут легитимно считаться прерогативой государства. Следует определить, например, на каком языке должны вестись публичные дискуссии, какие праздники признаются официально, к каким обычаям следует относиться толерантно, как человек должен выглядеть и вести себя на публике, а также очертить круг прав и обязанностей индивидов и сообществ. Поскольку решить эти вопросы бывает непросто, культурное многообразие зачастую приводит к конфликтам. У многих людей существуют устоявшиеся мнения о том, что считать правильным и неправильным, хорошим и плохим, и потому они не готовы с легкостью изменить свое поведение и образ мысли \
В определенной мере, речь идет о глобальном аспекте проблемы многосоставности и разнообразия, связанной с динамикой культурных процессов в мировом масштабе, децентрацией, отказом от универсалистских антиномий, созданием многополярной модели мира, распадом видимости единства отдельных культур, размыванием границ между различными национальными традициями и переосмыслением самого этого понятия. При этом интеграционные, межкультурные тенденции и глобализация оказываются уравновешены процессами фрагментации 2.
Многолетняя миграция в рамках Содружества ставит перед правительствами принимающих стран широкий спектр вопросов, связанных с сосуществованием различных этносов, культур и религий. Перспективы. социального согласия в существенной мере определяются именно возможностью координации различных ценностных ориентации или хотя бы их взаимной толерантностью. Реален ли какой-то межкультурный, межгрупповой, межэтнический, межконфессиональный ценностный «общий знаменатель», на основе которого оказался бы осуществимым процесс ценностной «взаимодополнительности», и, в конечном счете, расширяющегося социального согласия? Такой «общий знаменатель» - предмет трудных поисков3.
Распад на этнические, культурные подгруппы неминуем, но именно поэтому его нужно институционализировать и выработать схему сосуществования. Но чрезвычайно сбалансированную схему. Следовательно, власти стран иммиграции должны разработать такую схему, концепцию сосуществования культур. Такая же задача стоит перед всеми многонациональными государствами. И здесь возможны различные алгоритмы. Заметим, что научная литература и практика выдвигают в этом отношении три основных алгоритма: монокультурализм, ассимиляция и мультикультурал изм.
Мультикультурные общества Содружества
Мультикультурализм как парадигма политики многонациональных государств зародился в англоязычных странах. Впервые он был введен в 1971 г. Королевской Комиссией Канады по билингвизму и бикультурализму (правительственный орган, учрежденный в ответ на претензии франкоязычного меньшинства Канады)1. Именно это имел в виду Р. Гайслер, когда назвал канадцев первооткрывателями мультикультурализма2. Одним из них был профессор Королевского университета В. Кимлика. Он доказывал, что, хотя действительная практика компромиссов не уникальна, Канада, превратив эту практику в свой символ и историю своего государства, стала уникальной страной . В докладе Комиссии обосновывалась необходимость признания Канады как двуязычной, бикультурной страны. Но бикультурализм стал, объектом ожесточенной критики, прежде всего, со стороны лидера Прогрессивной Консервативной партии Дж. Дифенбейкера. Он рассматривал мультикультурализм как нападки на его видение «неделимого канадизма». Партийный функционер был недоволен ростом численности франкофонов, тяготеющих к квебекскому национализму. Хотя многие канадцы были недовольны новой политикой бикультурализма и билингвизма, сильнейшую оппозицию ему составила так называемая «третья сила», включающая лиц, не являющихся потомками англичан и французов. Бикультурализм не соответствовал местным реальностям западных провинций, где французское население было крайне небольшим по сравнению с другими культурными меньшинствами. Поэтому на смену первой формуле пришли «билингвизм и мультикультурализм».
Либеральное правительство П. Трюдо провозгласило политику мультикультурализма в Палате общин 8 октября 1971 г. Этому шагу предшествовала интенсивная работа, которую инициировал закон о гражданстве Канады 1947 г., признавший равенство всех граждан страны, как родившихся в Канаде, так и натурализовавшихся в ней. Среди других правовых актов и практических мер Канады по развитию мультикультурализма назовем Билль о правах человека (1960 г.), учреждение Королевской комиссии по билингвизму и бикультурализму (1963 г.), закон о введении официальных языков в 1969 г. и т.д.
Политический акцент в законе 1971 г. был сделан на сохранении культурного наследия меньшинств, улучшения и выравнивания межгрупповых отношений с помощью антирасистских и антидискриминационных мер, а также на поддержку равных возможностей. Суть этой политики выразил лозунг «Одна нация, два языка, много народов и культур»1. 1 июля 1988 г. королева Великобритании одобрила билль о мультикультурализме2. В нем констатировалось, что мультикультурализм является политикой правительства Канады. Эта политика направлена на признание и содействие понимания того, что мультикультурализм отражает культурное и расовое разнообразие канадского общества и признает право всех членов канадского общества на сохранение и развитие своего культурного наследия. Мультикультурализм признавался фундаментальной характеристикой канадского наследия и идентичности, ценным источником будущего Канады. Принципиальное значение имели и другие положения документа: - признание существования общин, члены которых имеют общее происхождение и внесли свой исторический вклад в развитие канадское общества; - обеспечение равного отношения и равной защиты всех индивидов уважение их культурного разнообразия; - поощрение и помощь мультикультурализму Канады со стороны ее социальных, культурных, экономических и политических институтов; - содействие творчеству, возникающего на основе взаимодействия между индивидами и общинами различного происхождения; - содействие признанию, пониманию и реализации различных культур канадского общества; - сохранение и улучшение применения других языков, кроме английского и французского, укрепляя в то же время статус и использование официальных языков Канады; - развитие мультикультурализма в Канаде на основе гармонии с национальной приверженностью официальным языкам Канады .
Связывая граждан страны в единое моральное общество, мультикультурализм должен укреплять национальную идентичность. Большинство провинциальных правительств в различной форме проводит мультикультурную политику. Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван, Манитоба, Квебек и Новая Шотландия приняли мультикультурное законодательство 2. В этих провинциях, а также в Нью-Брунсвике и Острове Принца Эдварда действуют советы по мультикультурализму. Ньюфаундленд и Лабрадор не проводят мультикультурной политики. Тем не менее, в 2005 г. в этих провинциях был опубликован дискуссионный документ «Иммиграционная политика для Ньюфаундленда и Лабрадора: возможности роста», где констатировалось, что провинциальные правительства могут рассмотреть вопрос о развитии политики мультикультурализма и работать с тем, чтобы инкорпорировать принципы разнообразия в свои программы. Реализация политики мультикультурализма возложена на федеральные органы власти и управления. В правительстве страны есть должность — министра, отвечающего за политику мультикультурализма на основе специального мандата. Перечислим некоторые функции министра: - поощрение и помощь индивидам, организациям и учреждениям, намеревающимся развивать мультикультурную реальность Канады внутри страны и за ее пределами; - помощь исследованиям проблем канадского мультикультурализма; - поощрение и содействие обмену между различными общинами Канады; - поощрение сохранения и развития культурного наследия Канады; - помощь этнокультурным обществам меньшинств в преодолении всех дискриминационных барьеров, в частности, основанных на расе, национальном или этническом происхождении \
Являясь очевидным фактом, мультикультурализм означает наличие различных расовых и этнических меньшинств, которые идентифицируют себя в качестве «иного» и стремятся сохраниться в этом качестве. В идеологическом плане мультикультурализм состоит из относительно связанных между собой идей и идеалов, увековечивающих культурное разнообразие Канады2. На политическом уровне он структурирован вокруг управления разнообразием посредством формальных инициатив федерального, провинциального и муниципального характера. В то же время мультикультурализм - это процесс, когда расовые и этнические меньшинства добиваются поддержки от центральных властей ради достижения определенных целей и надежд.
Канадский мультикультурализм выражается, прежде всего, на уровне демографии. Как правило, предлагается трехступенчатый демографический срез канадского общества. Во-первых, туземное население, включающее индейцев (статусные и не статусные), метисов и инуитов3. Согласно конституции 1982 г., все они определяются как аборигены. Статусные индейцы (Status Indians) зарегистрированы в качестве таковых и имеют все права и льготы, предусмотренные соответствующим законодательством. Канада признает коллективные права коренных народов в своих конституциях. Канада, кроме того, признает права аборигенов и международных договоров, многие из которых являются коллективными 1.
Не статусные индейцы (Non-Status Indians) - это индейцы, заявляющие о своем индейском происхождении, но не имеющие достаточных оснований для его формальной регистрации. Так, в провинции Британская Колумбия проживет примерно одинаковое по численности население статусных и нестатусных индейцев, в совокупности составляющие 4% всего населения этой провинции . Статусные индейцы образуют племена, которым выделяются финансовые ресурсы и земли, управляемые федеральным правительством. Всего в Канаде проживает более 600 племен, 137 из которых проживает в Британской Колумбии, 26 - на Северо-Западных территориях. Проживают они преимущественно в резервациях, формальное число которых составляет 2370. Но реально заселено менее чем 900 резерваций 3.
Нестатусные индейцы обычно не входят в племена, на них не распространяются права и льготы законодательства о коренных народах (освобождение от налогов, медицинская страховка, субсидии на жилищное строительство и образование) и проживают они преимущественно в городах4.