Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Современные аспекты профессионального формирования голоса у студентов-вокалистов (обзор литературы) 10
1.1 Профориентация студентов-вокалистов в фониатрической практике 10
1.2 Дерматоглифика – биологический маркер прогностической оценки способностей человека 17
1.3 Роль организации учебного процесса в формировании голоса и сохранении здоровья у студентов вокальных отделений творческих ВУЗов 24
ГЛАВА 2. Материалы, объём и методы исследования 31
ГЛАВА 3. Характеристика вокальных способностей на основе данных генетического анализа и фониатрического обследования 42
3.1 Анализ родословной, как элемента генеалогического метода исследований 42
3.2 Показатели дерматоглифики, как интегрального способа диагностики вокальных способностей 45
3.3 Характеристика состояния органов голосового аппарата студентов-вокалистов по данным фониатрического обследования 57
ГЛАВА 4. Гигиеническая характеристика факторов, формирующих вокальные способности студентов 60
4.1 Гигиеническая характеристика учебно-воспитательного процесса в вокальных отделениях творческих ВУЗов 60
4.2 Характеристика социально-гигиенических факторов, влияющих на вокальные способности обучающихся 62
ГЛАВА 5. Физиолого-гигиеническая характеристика работоспособности и адаптационных резервных возможностей студентов исследуемых групп в динамике обучения 73
5.1 Функциональное состояние центральной нервной системы 73
5.2 Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы 82
5.3 Особенности формирования адаптационных резервных возможностей студентов исследуемых групп в динамике обучения 90
ГЛАВА 6. Причинно-следственная связь между уровнем формирования вокальных способностей и факторами их формирующими 96
Заключение 100
Выводы 116
Список литературы 118
- Роль организации учебного процесса в формировании голоса и сохранении здоровья у студентов вокальных отделений творческих ВУЗов
- Показатели дерматоглифики, как интегрального способа диагностики вокальных способностей
- Характеристика социально-гигиенических факторов, влияющих на вокальные способности обучающихся
- Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
Роль организации учебного процесса в формировании голоса и сохранении здоровья у студентов вокальных отделений творческих ВУЗов
С.Г. Романенко, О.Г. Павлихин, О.В. Елисеев (2008) выявили, что заболеваемость голосового аппарата у студентов голосо-речевых специальностей и выпускников творческих ВУЗов не имеет тенденции к снижению. Это обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями, ускорением темпа жизни, снижением общих показателей здоровья населения. На сегодняшний день отсутствует современная научно обоснованная система профессионального отбора абитуриентов, поступающих на вокальные отделения творческих ВУЗов. В формировании патологии голосового аппарата определенное значение имеют и погрешности в обучении вокалу и недостаточность курсов постановки голоса на актерских и вокальных факультетах. О чем свидетельствует довольно большой процент пациентов фониатрических кабинетов. Этими пациентами являются недавние выпускники педагогических и творческих ВУЗов, которые не подготовлены в период учебы к той голосовой нагрузке, с которой они столкнулись с первых дней работы. Обычно педагоги - вокалисты не учитывают слабость нервно-мышечного аппарата гортани и дают музыкальные произведения, превышающие вокальные способности студента, что чревато потерей голоса у обучающегося (Плешков И.В., Бондарева А.В., 2006; Михалевская И.А., Осипенко Е.В., 2006). У некоторых из них голосовой аппарат вовсе не был пригоден для такой профессии.
Проведенный анализ подтверждает необходимость на раннем этапе тщательного обследования органов голосового аппарата абитуриентов учебных заведений, готовящих «профессионалов голоса», а так же динамического контроля в процессе обучения (Родионова О.И., Голикова В.И., 2006; Рациг Е.Ю., Гаращенко Т.И., 2006).
Изучение вокальной одаренности абитуриентов, поступающих в творческие ВУЗы, является комплексной проблемой и включает в себя несколько аспектов, так как вопросы профориентации, профотбора и профпрогноза этих лиц занимают важное место в фониатрической практике (Орлова О.С, Рациг Е.Ю., 2006).
Искусство пения как социально значимая деятельность человека предъявляет к организму человека высокие требования. Порой эти требования бывают непосильны для начинающих обучаться вокалу и для обученных, но оказавшихся под давлением стресса певцов (Арабей А.А., 2011).
По данным В.П. Морозова (2002) каждый год в Московской консерватории прослушиваются чуть ли не тысяча абитуриентов на обучение вокальному искусству, а поступает 12-15 человек, причем, и для этих студентов не гарантируется успешное окончание учебы. Причины неудач в выборе профессии студентами-вокалистами многообразны. Одна из основных – ошибки педагогов, а другая, не менее трагическая – неправильное распознавание творческого потенциала молодого певца в приемной комиссии, основывающее свое мнение на часто нередко противоречивых субъективных оценках (Морозов В.П., 2009). Оценивая создавшееся положение один из ведущих профессоров Московской консерватории Г.И. Тиц (цитата по Морозову В.П., 2002) сделал признание: «Мы ошибаемся в абитуриентах в 50-ти процентов случаев…». Среди методов исследования качества голоса наиболее известен аудит – суть его в выставлении экспертной оценки голосу испытуемого группой специалистов. Этот метод имеет историческое значение ввиду субъективного характера (Рогова Д.О., Муллаярова Ю.С., 2013).
В настоящее время в фониатрической практике применяются различные инструментальные методы: рентгенография, глоттография, электромиография, которые достаточно информативны и могут использоваться для документации состояния гортани и как прогностические тесты проводимого лечения (Максимов И., 1987; Дмитриев Л.Б., 1990; Версилова Е.С., Кошель В.Н., Кржечковская Г.К., 2008; Аникеева З.Н., Рудин Л.Б., 2010). Однако высокие затраты на перечисленные методики ограничивают их распространение.
В последнее время А.Г. Сизовым, Р.В. Мещеряковым, С.Д. Тиуновым (2012) предпринята попытка разработать методику оценки качества голоса лиц, страдающих заболеваниями органов голосообразования. Авторы предлагают введение математической модели и программного обеспечения для реализации в диагностическом устройстве с использованием метода спектрального анализа.
А.И. Акопиан, И.А. Воронцовой, Т.Е. Шамшеевой (1990) была разработана экспериментальная установка для профессионального отбора вокалистов на основе количественной оценки точности восприятия и воспроизведения голосом заданных длительностей тонального сигнала. И.А.Воронцовой (1990) предложена методика исследования точности интонирования в имитации высоты тонального сигнала, частота которого соответствовала основному тону 3-х нот из диапазона голоса каждого обследуемого вокалиста, так как точность интонировании является элементом музыкальных способностей. Предложенные авторами методы оценки качества голоса достаточно громоздки и требуют приборного обеспечения.
По данным Ю.С. Василенко (2002) в России до сих пор нет инструкций об обязательной фониатрической экспертизе соответствующего контингента с перечислением абсолютных и относительных противопоказаний к тому или иному виду голосо-речевой профессий.
Помимо отсутствия законодательной базы, врачи-фониатры сталкиваются с отсутствием и базы теоретической. При этом принципов профориентации касались лишь Ю.С. Василенко (1973, 2002) и Л.Б. Рудин (2004). По сведению этих авторов главная роль в решении проблемы профориентации отводится средней школе, а лейтмотивом является определение выносливости голосового аппарата, что и является основным отборочным критерием пригодности кандидатов для обучения голосовым профессиям.
Оценка пригодности проводится, прежде всего, на основании требований, предъявляемых к голосовой функции данной профессии и соответствующей голосовой нагрузкой, и сводится к исключению определенных заболеваний, являющихся противопоказанием для выполнения данного вида деятельности. Однако, современная практика такова, что вокальная экспертиза осуществляется, прежде всего, вокальным педагогом, в спорных случаях с привлечением врача-фониатра, но уже после поступления обучаемого в учебное заведение (Рудин Л.Б., 2002).
Показатели дерматоглифики, как интегрального способа диагностики вокальных способностей
При гигиенической оценке организации учебного процесса проанализированы следующие показатели: суммарная недельная нагрузка, продолжительность и структура занятий, количество учебных часов по вокалу. Оценка проводилась с помощью Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства, специальность «Вокальное искусство» (код 051000) от 22.04.2003 №593 и Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «Вокальное искусство» (код 073401) от 30.06.2010 №735. Социально-гигиеническая характеристика условий жизни студентов дана с помощью метода одномоментного анкетирования по анкете, разработанной кафедрой гигиены детей и подростков ММУ им. Сеченова с внесёнными нами дополнениями. Анкета включала 45 вопросов, где оценивается: социально-демографические факторы (состав семьи, число детей в семье), социально-экономические факторы (образование родителей, жилищные условия, материальное благосостояние семьи, характер и режим питания), медико-социальные факторы (режим дня, вредные привычки, проведение досуга).
С целью исключения органической патологии голосового аппарата был проведен объективный осмотр ЛОР- органов. Обследование проводили согласно приказа МЗ и СР Оренбургской области от 25.02.2010 №101 «Об утверждении региональных стандартов медицинской помощи больным в оториноларингологии». При осмотре ЛОР- органов использовали источник света и лобный рефлектор, с помощью которого пучок отраженного света направлялся на исследуемый орган. Проводили следующие виды оториноларингологического исследования: отоскопия, передняя риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия. При непрямой ларингоскопии изучалось состояние слизистой оболочки надгортанника, валлекул, грушевидных синусов, межчерпаловидного пространства, вестибулярных и истинных голосовых складок, подвижность черпаловидных хрящей, состояние свободного края истинных голосовых складок, их подвижность на вдохе и во время фонации, наличие слизи, мокроты, пленок. В случаях затруднения осмотра гортани (выраженный глоточный рефлекс, плохо открывающийся рот, массивное мягкое небо, отклоненный кзади желобоватый надгортанник) ларингоскопию проводили в различных положениях головы пациента, использовали 10% раствор лидокаина для купирования глоточного рефлекса или оттягивали надгортанник кпереди с помощью инструмента.
При выявлении патологии голосового аппарата дополнительно проводилась видеоларингостробоскопия на аппарате «Пульсар» компании Карл Шторц (Германия). Видеостробоскопическая аппаратура позволяет получить многократное увеличение изображения гортани, осмотреть ее труднодоступные участки, оценить показатели вибраторного цикла и видеоархивировать ее изображение. Стробоскопическое исследование проводилось в двух режимах: движения и неподвижного изображения. Оценивали следующие параметры вибраторного цикла голосовых складок: симметричность колебаний голосовых складок (по амплитуде и фазе); амплитуду колебаний; смещение слизистой оболочки свободного края (или слизистую волну); наличие и отсутствие невибрирующих частей голосовых складок. В режиме неподвижного изображения оценивали фазы фонации и регулярность (периодичность) колебаний.
Пение как разновидность процесса звукообразования является процессом высшей нервной деятельности человека. Для осуществления этого процесса требуется совместная деятельность органов дыхания, сердечнососудистой системы и центральной нервной системы как координирующего звена. Нами исследованы состояния этих систем в динамике – в начале учебного года и по его завершению.
В качестве метода определения функционального состояния центральной нервной системы использована вариационная хронорефлексометрия, в основе которой лежит статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции (М.П. Мороз, 2003).
Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил рассчитать следующие критерии: время реакции, функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей системы (УФВ).
Испытуемому дается инструкция: «Будьте внимательны. Смотрите на экран. Каждые несколько секунд в центре экрана на черном фоне будут появляться одинаковые белые квадраты. Это сигнал для Вас. Каждый раз при появлении этих сигналов Вам необходимо одновременно как можно быстрее нажимать средними пальцами обеих рук на две указанные клавиши».
Затем без предварительной тренировки в случайном порядке предъявляются 50 зрительных раздражителей. Данные измерения латентных периодов зрительно-моторных реакций накапливаются в памяти ЭВМ и распределяются по 20 интервалам от 120 мс до 500 мс с шагом 20 мс. Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил рассчитывать критерии, оценивающие различные стороны функционального состояния ЦНС:
Характеристика социально-гигиенических факторов, влияющих на вокальные способности обучающихся
Проблема норм вокальных нагрузок в фониатрической и вокально речевой педагогической практике является чрезвычайно актуальной для специальностей, связанных с голосовыми нагрузками. Отсутствие ориентировочных норм голосовых нагрузок не позволяет проводить дальнейшую разработку принципов физиологии и гигиены труда лиц голосо-речевых профессий (Рудин Л.Б.,2011).
Для начинающего певца оптимальными являются ежедневные занятия по 20-30 минут утром и во второй половине дня. Гигиенической нормой для певца в среднем следует считать 2-3 часа пения, разделенные на 2-3 раза. Следует всегда избегать пения более 45-60 минут без перерыва. Паузу не менее 3-5 минут следует давать после каждых 10-15 минут работы. Следует учитывать нагрузку не только конкретного дня, но рассматривать его во взаимосвязи с предыдущими и последующими днями. После большой вокальной нагрузки необходимо планировать дни с уменьшенной нагрузкой, иногда ограничиваясь только распеванием или просмотром репертуара (Е.М. Пекерская, 2005).
Обычный порядок поведения урока должен соответствовать общепринятой схеме: упражнения – вокализы – художественные произведения. Основными в вокальной педагогике являются принципы одновременности развития всех качеств певца, принцип постепенности и последовательности развития голоса, принцип индивидуального подхода к каждому ученику (Басова А.В., 2010). Индивидуальный план учащегося является документом перспективного планирования учебного процесса по специальности, рассматривается и утверждается предметно-цикловой комиссией. Согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства, специальность «Вокальное искусство» (код 051000) от 22.04.2003 №593 максимальный объем учебной нагрузки студента в высшем учебном заведении устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий студентов при очной форме обучения должен быть не более 30 часов в неделю в целом за весь период обучения.
В Оренбургском государственном институте искусств имени М. и Л. Ростроповичей и в Оренбургском музыкальном колледже занятия проходили в течение всего дня, где групповые занятия чередовались с индивидуальными занятиями по вокалу. Выявлено, что в исследуемых учебных заведениях суммарная учебная нагрузка в течение недели у студентов превышала нормируемые величины в Оренбургском государственном институте искусств имени М. и Л. Ростроповичей на первом курсе в первом полугодии на 6 часов, во втором полугодии на 3,4 часа, а в Оренбургском музыкальном колледже на 6 часов на всех четырёх курсах.
Продолжительность учебных дней в вокальных отделениях составила 6 дней в неделю. Продолжительность групповых (общеобразовательных) занятий составила 90 минут- 2 академических часа с перерывом 5 минут. Индивидуальные занятия по вокалу проводились по 45 минут 4-5 раз в неделю. Анализ структуры уроков показал соответствие Государственным образовательным стандартам – выделением трех основных частей занятия: упражнения – вокализы – художественные произведения, продолжительность которых регулируется педагогом индивидуально для каждого студента при соблюдении принципа постепенности повышения вокальной нагрузки. В музыкальном колледже выявлено, что во вторник, четверг, пятницу индивидуальные занятия у некоторых студентов по вокалу последуют за хоровым пением, что может привести к нарастанию утомления.
Характеристика социально-гигиенических факторов, влияющих на вокальные способности обучающихся В современных социально-экономических условиях залогом сохранения здоровья и высокой производительности труда является организация здорового образа жизни и рациональный режим труда и отдыха (Рудин Л.Б.,2011). Рациональная организация жизнедеятельности обеспечивает специалисту высокий уровень здоровья и успешность в профессиональной деятельности. Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование (Вайнер Э.Н.,1997). Проведенная социально-демографическая характеристика студентов двух исследуемых групп (1 группа – вокалисты с потенциальными вокальными данными; 2 группа – вокалисты без потенциальных вокальных данных) показала, что современная семья ориентирована на малодетность. Так, установлено, что единственными детьми в семье были в первой группе 21,4% студентов, во второй группе 29,4%, 52,5% семей студентов первой группы и 46,5% второй группы имели двое детей. Трое и более детей выявлено в 26, 1% случаях в первой группе и в 24, 1% случаях во второй группе (рис.16).
Анализ состава семей показал, что абсолютное большинство семей студентов воспитывались в полных семьях (85,7% студентов в первой группе и 99,3% во второй группе студентов). И лишь 14,3% студентов первой группы и 8,7% процента студентов второй группы воспитывались в неполных семьях с матерью.
Известно, что жилищные условия определяют не только состояние здоровья человека, но и в значительной степени образ и качество жизни (Губернский Ю.Д., Рахманин Ю.А., 2007). Анализ данных жилищных условий, представленных на рис.5 показал, что 55,5% студентов первой группы и 62,2% студентов второй группы в период обучения в учебных заведениях проживают в общежитии, 27,7% студентов первой группы и 16,8% студентов второй группы живут с родителями в отдельных квартирах и в частных домах проживают 16,8% и 21% студентов соответственно.
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы
Установлено в группе вокалистов 28,5% поющих родственников. Профессиональных вокалистов, окончивших вокальное отделение среднего специального или высшего учебного заведения 14,3% от числа поющих. В группе студентов, не занимающихся вокальным, поющих родственников 3,6%.
На этапе профессионального обучения и отбора лиц, посвящающих себя творческим профессиям, необходимы достоверные информационные критерии, обеспечивающие выделение круга индивидов, отличающихся наследственными детерминированными признаками. Для выяснения роли наследственности в развитии вокальных способностей установлены особенности пальцевой дерматоглифики у вокалистов и лиц группы сравнения. Отмечено на правой руке на 1 пальце у вокалистов увеличение завитков (W) на 56,2% за счет уменьшения ульнарных петель (U) на 39,5% и отсутствия сложных узоров (C) (при 15,1% у группы сравнения); на 2 пальце у вокалистов выявлено увеличение завитков (W) на 14,2% и дуг (А) на 32,9% при уменьшении радиальных (R) петель на 10,2% и отсутствии сложных узоров (C) (при 15,2% у группы сравнения); на 3 пальце у вокалистов отмечается увеличение завитков (W) на 21,4% при уменьшении дуг (A) на 7,1% и отсутствии радиальных петель (R); на 4 пальце у вокалистов выявлено увеличение дуг (A) на 13,5% при уменьшении ульнарных петель (U) на 12,1%. На левой руке у вокалистов на первом пальце увеличение дуг (А) на 13,5% при уменьшении сложных узоров (C) на 8,6%; на 2 пальце у вокалистов выявлено увеличение дуг (А) на 7,4% и завитков на 16, 2% при уменьшении ульнарных петель (U) на 25% и отсутствии сложных узоров (С); на 3 пальце у вокалистов выявлено увеличение дуг (A) на 7,4% и завитков (W) на 7,8% при отсутствии радиальных петель (R) (в группе сравнения 6,1%) и сложных узоров (C) (в группе сравнения 7,6%); на 4 пальце у вокалистов выявлено увеличение дуг (А) на 19,4% при уменьшении радиальных петель (R) на 5,6% и при отсутствии сложных узоров (C) (в группе сравнения 9,1%); на 5 пальце у вокалистов выявлено отсутствие сложных узоров (C) (в группе сравнения 9,1%) и дуг (A) (в группе сравнения 4,5%).
При сопоставлении распространенности узоров на пальцах рук у вокалистов и лиц группы сравнения отмечалось различное соотношение их на первых, вторых пальцах обеих рук и на IV пальце правой руки. У вокалистов на первом пальце правой руки соотношение дуг, радиальных петель и сложных узоров не отличалось (U W A=R=C), а у лиц группы сравнения отмечается преобладание сложных узоров над дугами, а дуг – над радиальными петлями (U W C A R). На втором пальце правой руки отмечается преобладание дуг и завитков над сложными узорами по сравнению с группой сравнения (А W U R C против U W R=C A). На втором пальце левой руки отмечается преобладание завитков над ульнарными петлями (W U A=R C против U W A=R C). На третьих пальцах обеих рук у вокалистов узоры имеют одинаковую формулу - равное количество радиальных петель и сложных узоров (U W A R=C), а у группы сравнения на правой руке радиальные петли преобладают над сложными узорами (U W A R C), а на левой руке, наоборот, сложных узоров больше, чем радиальных (U W A=C R). На пятом пальце правой руки у вокалистов отмечается равное количество завитков и дуг, а группы сравнения количество завитков преобладают над дугами (U W=A R=C против U W A R=C). На пятом пальце левой руки вокалистов завитки преобладают над сложными узорами, а у группы сравнения сложных узоров больше, чем завитков (U W A R=C против U C W A R). При сравнении распределения узоров на всех пяти пальцах правой руки у вокалистов отмечается преобладание дуг над сложными узорами (U W А R C) по сравнению с группой сравнения, где сложных узоров больше, чем дуг (U W C A R). На левых руках вокалистов и группы сравнения соотношение узоров на всех пяти пальцах не отличается (U W C A R). Следовательно, у вокалистов дуги (А) на первом и втором пальцах правой руки встречались чаще, чем сложные узоры (С) по сравнению с группой сравнения. На втором пальце левой руки завитки (W) встречались чаще, чем у группы сравнения. На пятом пальце левой руки сложные узоры (C) встречались чаще в группе сравнения, чем у вокалистов.
У вокалистов индекс Полла на правой руке больше (22,06%) по сравнению с группой сравнения (13,04%) за счет увеличения числа дуг (А) и уменьшения числа ульнарных (U) и радиальных (R) петель. Индекс Фуругаты на правой руке у вокалистов значительно больше (120,59%) по сравнению с группой сравнения (50%) за счет увеличения числа завитков (W) и уменьшения числа ульнарных (U) и радиальных (R) петель. Индекс Данкмейера у вокалистов и группы сравнения близок по значению.
Показатели гребневого счёта были выше у вокалистов на первом (14,1+0,6 на правой руке и 13,6+0,7 на левой руке), третьем (11,2+0,8 на правой руке и 11,1+0,8 на левой руке), четвёртом (12,4+0,6 на правой руке и 14,1+0,7 на левой руке) и пятом (11,6+0,5на левой руке) пальцах двух рук. Таким образом общий гребневой счёт был выше у вокалистов чем у лиц группы сравнения и составил 56,1+2,5 на правой руке и 59,3+2,4 на левой руке, что на 2,2 ед. выше на правой руке и на 9 ед. выше на левой руке.
Отмечено увеличение дельтового индекса у вокалистов: 11,2+0,3 на правых руках, 9,4+0,2 на левых руках при 6,2+0,2 и 6,4+0,3 соответственно у группы сравнения.
Выявленные существенные различия в распределении пальцевых дерматоглифических узоров у лиц, занимающихся вокалом, и лиц группы сравнения позволяют использовать полученные данные в диагностике потенциальных вокальных возможностей у абитуриентов, поступающих в вокальные отделения творческих ВУЗов.