Введение к работе
Актуальность темы. Творчество Людвига Тика, в котором
мировоззренческие и художественно-эстетические принципы не
мецкого романтизма чаптли едва ли не наиболее полное воплоще
ние, привлекало и привлекает внимание исследователей,главным
образом литературоведов- Литературоведческие вопросы, свя
занные с произведениями Тика, широко рассматриваются в зару
бежных Фундаментальных трудах Р.Гайма, Р.Хуг, О.Вальцеля,
Ф.Штиха и др., а также в целом ряде'частных исследований,по
священных том или иным сторонам творчества этого писателя.
В отечественном литературоведении данные вопросы находят от--
ралениэ в крупных обпшх работах, посвященных эстетике и ху
дожественной практике немецкого романтизма (В.Жирмунский,
Н.Взрковский, .Федотов). . , '
Лингвистические же аспекты творчества Тика остаются практически- не исследованными. Лишь в небольшом ч:юле работ содержатся отдельные наблюдения над язпком произведений писателя, причем, объектом внимания здесь становится главным образом лексика (Х.Петрих, .Федоров и др.).
Вместе с тем, именно системный, всесторонний анализ языка литературного произведения и прежде всего синтаксиса, обладающего большим стилейормиругачим потенциалом, позволяет сделать концептуальные выводы относительно творческих прин- нипон автора. У Тика это'в первую очередь - "сгтнслопая неопределенность", обусловленная романтическим пониманием действительности как, некой субстанции, бесконечной в своих проянлениях. Лругим существенным художественно-эстетическим- ' принципом автора является субъективность, отражающая представление романтиков о равноправности художника высшему творческому началу мира, у , -
Обращение ;с синтаксису(вызвано и его ролью в ритмической организации текста. Изучение ритмической структуры важно для произведения любой эстетической направленности, однако, для произведений Тика'актуально вдвойне в склу ро-
--.4 -
мантической идеи о музпке как высшем "искусстве.
Цель исследования, состоит в том, чтобы установить по возможности Солее полное соответствие между художественными принципами, исповедуемыми писателем, и конкретными языковыми ( в данном случае синтаксическими) средствами, используемыми им для реализации этих принципов в литературном произведении. ! В задачи, обусловленные целью исследования, входит:
выявление в текстах наиболее частотных синтаксически структур на уровне предложения;
определение их соотношения с^обшеязыковой нормой,roc подствовавшей в литературе конца ХУПі-начала XIX века;
анализ стилистических Функций рассматриваемых структур с учетом взаимодействия структурных, семантических, кон муникативно-прагматических Лакторов;
рассмотрение синтактико-стилистического бункциониро-ванИя исследуемых структур в тесной связи с анализом всего композиционно-речевого строя произведений, что позволяет определить статус повествующего лица-и соответственно соотношение между (Ьормальной представленностью повествования у Тика как **Ег - Кггь'ы»г" и его внутренним содержанием, что является важным для понимания индивидуапьного авторского стиля;
выявление основных ритмических определителей, качественного своеобразия, а такке содержательных Функций ритма в исследуемых произведениях.
Научная новизна работы заключается в пассмотрении языкового стиля как единой системы, все уровни которой находятся в теоной связи и взаимообусловленности, п использовании структурно-семантического и йункционально-коммуникатип-кого подхода при выявлении содержательного - в широком понимании - плана предложения, в рассмотрении ритма как содержательного компонента художественной системы.
На затиту выносятся следуууие положения диссертации: 1. Основная синтаксическая единица прозы Тика - многокомпонентные слонине предложения - отличается в исследуемых произведениях индивидуально-стмлистичоском маркированностью.
- 5' -
-
"Смысловая неопределенность" и субъективность актуализируется целым рядом Нормальних и содержательных факторов, составляющих сущностный характер исследуемых синтаксических структур: типом синтаксической связи, их структурой и семантикой.
-
Субъективность как Один из основных художественно-эстетических принципов Тика перерастает рамки собственно синтактико-стилистического явлений и выступает паркером гипа повествования в целом.
-
"Смысловая неопределенность" и субъективность нахо-пят свое непосредственное выражение и на ритмическом уров-. яе - в наловно-мелодическом характере ритмического движе-тая., .
'Литературным материалом исследования послужили ранние ' троизведения Людвига Тика - новеллы-сказки и роман "Странствия Франца Штернбальда" общим объемом 1000 страниц.'
Основным методом исследования является лингвистическое-эписание с. привлечением в некоторых случаях элементов сопо-зтавитольного анализа, а также метода подсчета, производимого на основе оплопной выборки.
Практическая значимость работы заключается в позмож-юоти использования материала и результатов.исследования три чтении лекционных курсов по стилистике и интерпретации судожественного текста, а также на семинарских занятиях по
ІТИЛИСТИКЄ. . . '
Апробация работа. Отдельные части диссертации ебсужда-гась на аспирантском семинаре кафздры нзмецкой филологии Іенинградского государственного университета, основные по-южени'я работы были изложены в докладах на XIX научно-ието- алогической конференции преподавателей и аспирантов Фило-югического факультета ЛГУ (1989 г.), научной" конференции Іамаркандского университета в 1S90 году.
Структура работы. .Диссертация состоит из Введения,
івух глав и Заключения. Обмий объем работы 177 стр., библи-
іграфия включает 198 наименований (из них 43 на иностранных
ізьїках).