Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метафорическая репрезентация воздушной стихии как способ концептуализации образа современного мира : на материале немецкого языка Грачёва, Анна Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грачёва, Анна Викторовна. Метафорическая репрезентация воздушной стихии как способ концептуализации образа современного мира : на материале немецкого языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Грачёва Анна Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2012.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1418

Введение к работе

Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению роли метафорической репрезентации воздушной стихии в концептуализации объективной действительности с целью выявления её влияния на формирование языковой картины мира немецкого народа.

Мы обратились к изучению концепта воздушной стихии, так как он представляет собой значимый фрагмент окружающей действительности для мировоззрения народа, для его культуры, а также в макросистеме немецкого языка.

Изучению национального своеобразия языковой картины мира и отдельных её фрагментов посвящаются многочисленные лингвокультурологические исследования, в частности, в работах религиозно-философской, мифологической, культурологической, искусствоведческой направленности постоянно рассматриваются образы стихии [Арройо 1997; Блинников 2010; Ванд, Муратова 2010 и др.]. Стихия земли в языке поэзии на примере русского языка представлена в исследовании С.В. Петровой [Петрова 2009], изучению концептуализации водной стихии посвящены работы Н.Г. Краснояровой [Красноярова 2006]. Отдельные аспекты концепта ‘воздух’ в русле когнитивной лингвистики были исследованы и описаны Бэ Сон Хен и И.С. Ливенец [Бэ Сон Хэн 2006; Ливенец 2007 и др.], исследованию природных объектов на материале различных языков посвящены также работы Н.В. Гришиной, Е.М. Домровской, Е.Б. Рябых [Гришина 2002; Домбровская 2000; Рябых 2006 и др.].

Вышеизложенное служит отправным пунктом для избрания предмета настоящего диссертационного исследования, которым служит лингвокультурный концепт воздушной стихии ‘Naturelement Luft’. В качестве объекта исследования выступает совокупность метафорических единиц, номинирующих данный концепт в немецком языке.

Выбор предмета исследования определяет его актуальность, так как обращение к феномену стихии как к одной из ведущих миромоделирующих категорий является важным аспектом для описания национальной картины мира. Концепт воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ относится к тем элементам картины мира, которые «насыщены» культурной информацией: с ним связано мироощущение эпохи, поведение людей, сознание и оценка окружающих объектов.

Актуальность работы обусловлена также тем, что исследование выполняется в рамках синтеза перспективных направлений современной лингвистики: когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, обращением к основным положениям фреймовой семантики, теории концептуальной метафоры и использованием метода когнитивного моделирования для лингвокультурологической интерпретации этноконцептов.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые концепт воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ рассматривается с учётом культурологических данных, что позволяет изучить отношение человека к окружающей его действительности посредством исследования метафорического образа воздушной стихии в немецком языке.

В исследовании впервые изучена структура исследуемого концепта; проводится анализ метафор, репрезентирующих концепт ‘Naturelement Luft’; выявляется информация, которую несут метафорические номинации; определяются и систематизируются основные метафорические образы, а также строятся когнитивные модели концепта воздушной стихии на основе выделенных метафор.

Научная новизна исследования именно данного концепта определяется также тем, что концепт воздушной стихии как сложная и многогранная сущность в её вербальном воплощении в немецком языке до сих пор не становилась предметом специального изучения. А поскольку особая роль в объективации концепта и концептообразовании принадлежит метафоре, отражающей ценностные установки народа, предлагаемый в настоящей работе объект исследования представляет собой особый научный интерес.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: для описания образа воздушной стихии характерно наличие определённых универсальных метафорических моделей, отражающих картину мира немецкого народа, частотность и доминантность которых исторически и социально обусловлены.

Цель настоящего исследования состоит в описании метафорических единиц, репрезентирующих концепт ‘Naturelement Luft’, а также построении на их основе соответствующих когнитивных моделей, позволяющих отразить этнокультурную специфику и динамику развития метафорических представлений о воздушной стихии в немецкой картине мира. Исходя из этого, мы руководствовались следующими задачами:

1. Изучить теоретические основы процессов концептуализации и категоризации в представлении природных объектов в языковой картине мира.

2. Выявить роль концептуальной метафоры в механизме экспликации лингвокультурного концепта в языковой картине мира.

3. Определить структуру и содержание лингвокультурного концепта ‘Naturelement Luft’.

4. Построить базовый фрейм концепта воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ в немецком языке.

5. Выявить и систематизировать концептуальные метафоры, участвующие в репрезентации концепта воздушной стихии ‘Naturelement Luft ’и построить на их основе соответствующие когнитивные модели.

6. Проследить динамику метафорических представлений о воздушной стихии в немецкой лингвокультуре.

7. Рассмотреть этнокультурную специфику метафорической репрезентации концепта ‘Naturelement Luft’ как способ концептуализации образа современного мира.

Теоретической базой работы послужили основные положения когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных учёных, в которых рассматриваются проблемы концептуализации и категоризации, концептуального анализа и когнитивного моделирования, а также теории концептуальной метафоры (Н.Д. Арутюнова, Н.Н. Болдырев, Л.В. Бабина, А.Г. Баранов, Е.Г. Беляевская, Н.А. Беседина, А. Вежбицкая, С. Г. Воркачёв, В.Б. Гольдберг, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, О.В. Магировская, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Н.В. Ушкова, Л.А. Фурс, А.П. Чудинов, M. Black, G. Fauconnier, C. Fillmore, M. Johnson, G. Lakoff, R.W. Langacker и др.).

Избранные методы исследования определяются особенностями рассматриваемого предмета, разнообразие которых обусловлено целями и задачами предпринятого исследования, носящего комплексный характер. Соответственно, при непосредственной работе над материалом используются преимущественно методы концептуального анализа, когнитивного моделирования. При обобщении, систематизации и интерпретации результатов наблюдений применяется описательный метод. Кроме того, нами используются элементы контекстуального и количественного анализа. Отметим, что в процессе исследования привлекаются не только собственно лингвистические, но и общефилологические, лингвокультурологические данные, что позволяет представить анализируемый объект с учётом национального своеобразия немецкой культуры.

Материалом исследования послужили более 3500 текстов, содержащих информацию о воздушной стихии. Для исследования метафорической репрезентации концепта воздушной стихии в немецком языке составлена картотека, включающая в себя 1552 метафорические номинации, извлечённые методом сплошной выборки из художественной литературы, публицистических текстов (статьи немецких газет и журналов Allgemeine Deutsche Zeitung, Bild, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Spiegel, Stern, Sddeutsche Zeitung, Welt, Zeit и др. 2000 – 2012 годов), научно-популярных изданий, информации из социальных сетей. Также при исследовании метафорического образа воздушной стихии учитывается опрос информантов, носителей немецкого языка.

В ходе исследования образа воздушной стихии в немецкой языковой картине мира привлекаются также сведения из этимологических, синонимических, толковых словарей немецкого языка, а также сведения из философских и энциклопедических источников, отражающие информацию о культуре, жизни, мифологии, религии, обеспечивающие достоверность исследования.

В ходе исследования были получены результаты, позволяющие сформулировать положения, выносимые на защиту, суть которых состоит в следующем:

  1. Концепт воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ представляет собой универсальный, многомерный феномен, находящий отражение в научном, обыденном, в публицистическом и поэтическом типах дискурса и обладающий набором как сходных, так и специфических признаков для соответствующих картин мира, а также отражающий языковой и культурный опыт отдельной личности, языкового коллектива и нации в целом о данном объекте действительности в языковом сознании.

  2. Выступая в качестве фрагмента действительности, обладающего высокой значимостью для немецкой картины мира, концепт воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ характеризуется ярко выраженной образной составляющей, что проявляется в формировании разнообразных и многочисленных концептуальных метафор на ментальном уровне и в использовании соответствующих метафорических единиц, а также других единиц вторичной номинации как средств его языковой репрезентации.

  3. В процессе концептуализации воздушной стихии средствами немецкого языка используются универсальные метафорические модели и их составляющие: фреймы и слоты, которые являются носителями когнитивно упорядоченной информации.

  4. Образ воздушной стихии создаётся с помощью концептуальных метафор, при этом основными сферами-источниками метафорической проекции являются сферы «Человек», «Животное», «Война», «Болезнь», «Действие высших сил» и «Артефакт», а доминирующей концептуальной метафорой при описании действий стихии является антропоморфная метафора.

  5. В представлении лингвокультурного концепта ‘Naturelement Luft’ в немецкой картине мира значимое место принадлежит оценке, что проявляется в использовании экспрессивно-оценочной лексики (лексики с положительной и отрицательной коннотацией).

Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию когнитивной семантики и метафорического представления природных объектов. Описание фрагмента окружающей действительности, в частности воздушной стихии, является важной частью общего описания картины мира немецкого народа. Полученные результаты исследования способствуют развитию теории концептуальной метафоры, а также лингвокультурологии и межкультурной коммуникации.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут найти применение при написании учебных пособий по теории метафоры, лексикологии, а также лингвокультурологии, в спецкурсах и в практике преподавания немецкого языка. Разработанный в исследовании понятийный аппарат применим для дальнейшего исследования метафорических репрезентаций лингвокультурных концептов на языковом материале различных национальных культур.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены на Общероссийских научных конференциях XV, XVI, XVII Державинские чтения (Тамбов, 2010, 2011, 2012), на Международных научных конференциях «Парадигмы в языке, литературе и науке» (Тамбов, 2009), «Культура в зеркале языка и литературы» (Тамбов, 2010; 2012), «Диалог культур – культура диалога» (Тамбов, 2011), «Реальность, язык и сознание» (Тамбов, 2011), на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов, 2012), а также на регулярных аспирантских семинарах кафедры немецкой филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в период 2009 – 2012 гг. По теме исследования опубликовано 12 статей, в том числе 4 статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной научной литературы, включающего 166 наименований, в том числе 24 работы на иностранных языках, Списка использованных словарей и Списка источников фактического материала, Приложения.

Во Введении даётся общая характеристика работы, определяются предмет и объект исследования, обосновывается выбор темы, определяется цель и в соответствии с ней – конкретные задачи исследования, раскрывается его актуальность, научная новизна, описываются теоретическая и практическая значимость исследования, его методологическая база, используемые методы и языковой материал, формулируются положения, выносимые на защиту, в нём содержатся данные об апробации положений и результатов диссертационного исследования, а также его объёме и структуре.

В Главе I «Теоретические основы исследования лингвокультурного концепта воздушной стихии в немецкой языковой картине мира» обсуждаются основные теоретические проблемы концепта в свете антропоцентрического подхода к языку, обобщаются результаты, полученные отечественными и зарубежными лингвистами при рассмотрении концепта в качестве элемента картины мира, определяется роль концептуальной метафоры и метода метафорического моделирования в механизме экспликации лингвокультурного концепта в языковой картине мира. На основе проведённого анализа теоретического материала выделяется круг нерешённых проблем, определяются основные направления исследования, его теоретические и методологические основы.

В Главе II «Репрезентация метафорических моделей концепта воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ и их функциональные свойства в немецкой языковой картине мира» непосредственно осуществляется анализ фактического материала с целью описания структуры концепта воздушной стихии и метафорических единиц, репрезентирующих концепт ‘Naturelement Luft’ в немецкой языковой картине мира; построение на основе полученных данных соответствующих когнитивных моделей, позволяющих отразить этнокультурную специфику и динамику развития метафорических представлений о воздушной стихии в немецкой картине мира как отражение образа современного мира немецкого народа.

В Заключении в обобщённом виде излагаются результаты проведённого диссертационного исследования.

В Приложении представлены функциональные свойства метафорических моделей концепта воздушной стихии ‘Naturelement Luft’ в немецкой языковой картине мира.

Похожие диссертации на Метафорическая репрезентация воздушной стихии как способ концептуализации образа современного мира : на материале немецкого языка