Введение к работе
Актуальность реферируемой диссертации обусловливается необходимостью изучения проблемы символа в лингвостилистическом аспекте, а также дальнейшим исследованием синтаксиса и ритма свободного стиха и поэтической прозы, их взаимовлияния и взаимопроникновения.
Многочисленные исследования творчества Г.фон Ле Форт в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах (Н.Хайнен, 1960; У.Раупп, 1967; О.Биссер, 1956; А.Фоке, 1960; Г.Кранц, 1976; К.Цукмайер, 1976; Д.Лайт, 1958; М.Эшбах, 1945; Х.Бруггиссер, 1959; Д.Шнайдер, 1948; У.Хейзе, 1953) касаются литературоведческого аспекта, в то время как лингвостилистический анализ не производился ни в отечественной, ни в зарубежной лингвистике.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка дать лингвостилистическую характеристику прозы и лирики Г. фон Ле Форт. Исследование ведется с позиций интеграционного подхода к прозаическому и поэтическому наследию писательницы.
Цель реферируемой диссертацией, которая состоит в исследовании творчества Гертруд фон Ле Форт,
предопределила постановку более частных задач исследования:
1. определение сущности символа и установление его
конституентов;
2. исследование символики Ле Форт;
3. установление основных характеристик поэтической
прозы и свободного стиха Ле Форт;
А. исследование ритмических параметров и синтактико-стилистических особенностей ее прозы и лирики;
-
выявление факторов ритмизованности предложения в лирической прозе и свободном стихе Ле Форт;
-
установление фактора влияния ритмизованности и композиции предложения в стихе Ле Форт на ее прозу.
Материалом исследования послужили следующие произведения Г.фон Ле Форт: новеллы "Das Gericht des Meeres", "Der Turm der Bestandigkeit", "Die Letzte am Schafott", "Das Reich des Kindes", "Die Consolata", "Die Tochter Farinatas"; рассказы "Die Verfemts", "Die Unschuldigen", "Plus Ultra"; романы "Der romische Brunnen" и "Der Kranz der Engel", объединенные под общим названием "Das Schweisstuch der Veronika"; циклы стихов "Hymnen an die Kirche" (свободный стих), "Von Dichtung und Muse" (свободный стих), "Gesang aus den Bergen" (свободный стих), "Lyrisches Tagebuch aus den Jahren 1933 bis 1945" (свободный и метрически упорядоченный стих), "Zerstreute Blatter" (свободный и метрически упорядоченный стих).
В настоящем диссертационном исследовании использовались следующие методы: метод компонентного анализа, метод симптоматически-статистического анализа, предложенный В.Г.Адмони, а также сравнительный метод. Качественно-количественный метод анализа грамматических явлений (или симптоматически-статистический), применяемый нами в исследованиях, открывает перспективы весьма дифференцированного подхода к проблемам стиля и стилистической грамматики, а также к проблемам ритмико-синтаксического оформления предложения (например, количественный анализ ритмических тактов, групп, цепочек, позволяющий выявить некоторые различия в свободном стихе
и свободных ритмах).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Символ является основным художественным
средством в произведениях Г.фон Ле Форт. Символ создается
комплексом лингвистических средств на разных уровнях
языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом.
2. В прозе и лирике Ле Форт доминирующим является
метафорический тип символа, хотя не исключаются и другие
типы (метонимический, синекдохический). Основным
конституентом метафорического типа символа является
метафора (и ее разновидности), однако символ не есть
метафора.
3. Традиционными техниками создания символа
являются антитеза, повтор и параллелизм. Элементы
художественного произведения (повтор, параллелизм,
антитеза, тропеические средства, ритм), будучи
взаимосвязанными, конституируют символ з произведениях
Г.фон Ле Форт.
-
Основными характеристиками поэтической прозы и свободного стиха Ле Форт являются разноуровневые повторы, ритмико-синтаксический параллелизм, антитетические конструкции, тропеические средства, ритм.
-
Ритмическая организация предложения в прозе Ле Форт обнаруживает сходство с ритмической организацией ее свободного стиха по количеству ритмических тактов в ритмическом ряду, а также по сходству в распределении ударений в ритмических тактах.
6. Синтаксическая организация и ритмическое
оформление предложения в стихах Ле Форт оказали влияние
на ее прозу, превращая ее в ритмизованную лирическую
прозу, которой свойственны те же поэтические элементы, что
и стиху: символ с его конституентами - повтор, параллелизм,
антитеза, метафора, ритм.
7. Ритмизованная проза Ле Форт обнаруживает
схождение между свободным стихом и лирической прозой.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в изучение теории символа в лингвостилистическом аспекте, а также в разрешение
проблемы ритмико-синтаксической организации свободного стиха и поэтической прозы.
Практическая ценность диссертации определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в вузовской практике: в лекционно-семинарских курсах по стилистике, интерпретации текста, а также на занятиях по аналитическому чтению.
Апробация работы. Основные положения работы были представлены в докладах на Герценовских чтениях (СПб, 1993, 1996), в докладе на Лингвистических чтениях в Перми, 1993, на заседании кафедры германской филологии в РГПУ им.А.И.Герцена (сентябрь 1996), а также отражены в публикациях.
Объем и структура исследования. Настоящая диссертация представлена на 159 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний. К тексту работы прилагаются: библиография, включающая 125 наименований, из них 63 на иностранных языках; список использованных произведений Ле Форт; тексты ее стихов.