Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Данилова Анна Николаевна

Образ женщины-богатырки в якутском олонхо
<
Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо Образ женщины-богатырки в якутском олонхо
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Данилова Анна Николаевна. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Данилова Анна Николаевна; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН]. - Якутск, 2008. - 208 с. РГБ ОД, 61:08-10/4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Женщина-богатырка в системе персонажей олонхо

Роль формульной характеристики в раскрытии образа женщины-богатырки

Женщина-богатырка как субъект межличностных отношений

Глава II Структура и семантика сюжетов олонхо о женщинах-богатырках 84

Сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках 90

Структурно-семантический анализ сюжетных типов олонхо

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее время в отечественной фольклористике широко ставится вопрос о комплексном исследовании текстологического материала богатейшего наследия устного народного поэтического творчества. В частности большой интерес представляет изучение эпических сказаний народов Крайнего Севера в сравнительно-сопоставительном плане с эпосами тюрко-монгольских народов, для выявления сходств и различий не только общих типологических признаков, но и структуры, семантики сюжетных линий и системы персонажей в эпосе.

Роль формульной характеристики в раскрытии образа женщины-богатырки

Эпос характеризуется всей совокупностью его многогранного содержания, созданных им художественных образов героев, являющихся предметом его повествования. В эпосе система эпических персонажей представляет собой основу эпического социума. В героических сказаниях изображение человека-героя стоит в центре внимания, а второстепенные персонажи служат раскрытию основного конфликта, группируясь вокруг него.

В литературоведении под персонажем принято понимать действующее лицо какого-либо произведения.10 Однако различаются два толкования: с одной стороны, это — лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях. С другой - любое действующее лицо, субъект действия вообще, представлен ли он непосредственно или о нем рассказывается. Часто под персонажем понимают лишь второстепенное лицо, не влияющее существенно на события в произведении. Главный герой - это персонаж, выступающий в произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых автором, и конкретно показанных в его поведении, в духовном мире, в отношении к людям в зависимости от обстановки. Известный русский литературовед Б.В.Томашевский считает, что «герой в результате сюжетного оформления материала является с одной стороны средством, а с другой - как бы воплощенной и олицетворенной мотивировкой связи мотивов». Приемом узнавания персонажа является его «характеристика». Под «характеристикой» автор подразумевает систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеет мотивы, определяющие психологию персонажа, его «характер». Простейшим элементом характеристики является называние героя его собственным именем. О.М. Фрейденберг на материале архаической литературы показала, что «значимость, выраженная в имени персонажа, ... развертывается в действие, составляющее мотив; герой делает то, что семантически сам значит»; 12 по мнению исследовательницы, - это основной закон мифологического и фольклорного сюжетосложения. Положительный герой является примером, выступает как выразитель народного духа, стремлений народа к светлому будущему, счастливой жизни. В эпосе в ярко идеализированной форме он олицетворяет героического, свободолюбивого человека воинского века.

Якутское олонхо отличается от других устных народных произведений не только большим объемом, но и специфической поэтикой, куда входит и система эпических персонажей. Как отмечает большинство исследователей эпоса, система персонажей олонхо устойчива и неизменна (Н.В.Емельянов, В.В.Илларионов). Здесь «главный герой - богатырь или богатырка айыы выступают защитниками племени айыы аймага, а их основными противниками являются богатыри абаасы из Нижнего мира, носители зла. Вокруг них группируются все остальные персонажи олонхо: родители и родственники, рабы, «стражи» разных мест, божества, духи и множество других второстепенных персонажей» .13

Сказания о богатырских девах занимают особое место среди других сюжетов якутского олонхо. Богатый и своеобразный мир эпических персонажей олонхо с героиней-женщиной до настоящего времени еще полностью не раскрыт. Известный якутский фольклорист Н.В. Емельянов, изучая сюжеты олонхо, выделял в своей классификации эти сюжеты олонхо о женщинах -богатырках. И он пришел к выводу, что «образы женщин-богатырок -прародительниц якутов в какой-то мере перекликаются с образами героинь исторических преданий. Эти фигуры воительниц, надо полагать, имеют более архаические черты, чем образы мужчин-богатырей, и восходят к бытовым отношениям эпохи матриархата».14

В эпосоведении проблема изображения эпических персонажей привлекала особое внимание исследователей.

Впервые образы якутских олонхо систематизированы и охарактеризованы в работе И.В.Пухова «Якутский героический эпос. Основные образы» ,15 где он /і их разделил по пяти группам 1. Главный герой 2. Богатыри айыы 3. Женщины героини олонхо 4. Противники героя 5. Рабы в олонхо. Автор, прежде всего, поставил перед собой основную цель - доказать, что содержание олонхо отражает идеологию родового общества. И потому эпических персонажей классифицировал исходя из той роли, которую каждый персонаж выполняет в сюжете.

Далее эта проблема разрабатывалась Г.У.Эргисом в «Очерках по якутскому фольклору».16 Образы олонхо он также разделил на пять групп 1. Главный герой 2. Образы врагов племени айыы 3. Образ таёжного богатыря 4. Женские образы 5..Другие образы (образы родоначальников, рабов - Сорук Боллур, Симэхсин эмээхсин, отрицательные персонажи из племени айыы). Здесь исследователь, в отличие от предыдущего автора, выделил отдельной группой образ таежного богатыря и других персонажей распределил по отношению к главному герою.

В дальнейшем вопросы интерпретации фольклорных и эпических персонажей занимали немалое место в монографиях, посвященных эпосу, и в многочисленных статьях якутских фольклористов.

Женщина-богатырка как субъект межличностных отношений

Второй определительный ряд (ОР 2) знакомит слушателя с родословной линией имяносителя: родителями (отцом и матерью) или отцом / матерью; братьями и/или сестрами; предками (бабушкой и дедушкой), которые имеют не только антропоморфный вид. Они могут быть представлены в облике животных, растений, природных объектов (гор, небесных светил и т.п.). В итоге выясняется генеалогия персонажа. В именных формулах трех групп персонажей (родоначальников айыы и абаасы, духов-иччи и божества), безусловно, ОР 2 отсутствует. Если они состоят в родстве с каким-либо персонажем, то это не отражается в формуле имени, выясняется в ходе сюжетных событий.

В формуле имен фиксируется наличие терминов родства. Это особенно присуще персонажам хакасского эпоса. У героя хакасского эпоса «Ай Хуучин» Хан Миргена три жены и он живет в полигамном браке. Здесь встречаются такие родственные термины как: шурин (старший/младший), сноха, невестка, зять, мать, отец, сын, дочь, брат (старший/младший), сестра (старшая/младшая), супруг/супруга, (см. прил. №3) Это объясняется тем, что в хакасском эпосе наличествует около 40 персонажей, которые между собой состоят в родственных отношениях. В бурятском улигере употребляются такие родственные термины как дядя, племянник, тесть, сестра, жена, отец. (см. прил. №1). В большинстве случаев эти термины используются в обращении или при диалоге персонажей. В якутском олонхо такой ОР знакомит слушателя с родословной линией имяносителя: родителями, отцом или матерью, предками, братьями или сестрами, которые имеют не только антропоморфный вид. Они могут быть в облике животных, растений, природных объектов (гор, небесных светил).

В олонхо «Кыыс Дьуурайа» в именах семи персонажей указываются имена их родителей, в олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» в именах шести, в олонхо «Кыыс Дэбилийэ» в именах семи. Родители могут быть выражены в обликах природных объектов: небо, облако, солнце, луна и т.л. У богатыря абаасы в олонхо «Кыыс Дьуурайа» отцом является небо и матерью - облако («Харан халлаан aJjanaax, Халысха былыт ийэлээх»), небесная удаганка Куэгэлдьин приходится дочерью солнца («Кун Тойон кыыка»). Некоторые персонажи являются детьми духов: дочь Илбис («Илбис кыыка»), сын ОЬол («Окол уола»), т.е. они являются духами брани, раздора. Следовательно, из внешнего вида родителей персонажа можно представить общие черты внешности и самого персонажа. В некоторых случаях в именах родителей подробно описывается их род деятельности. Так, родители богатыря айыы Ала Дуурай в олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» всю свою жизнь занимаются рыболовством, живут уединенно в отдаленном месте:

Кундээ кувлтэн кувстэммит, Сваривший (еду) из ослепительного озера, Тыымпы кувлтэн тыыннаммыт, Ооісивший из лесного озера, Toljyc туу дуомнаах, Имеющий девять вершей, Тоцолохоон о онньор, Старик Тонолохоон, АР)ыс ардъа сыыстаах, Имеющая восемь больших вершей, Акымаллай эмээхсин. Старуха Акымаллай.

В структуре именной формулы показатель родственного отношения эпического персонажа занимает немаловажное место среди других признаков. В олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта», «Кыыс Дэбилийэ» и «Кыыс Дьуурайа» имена славных именитых родителей присутствуют в именных формулах основных действующих лиц. Наименования родителей, присоединяясь к составу именной формулы трех персонажей, сопровождаются постоянными эпитетами, которые указывают на обыденные занятия и в какой-то мере материальное положение (Tofyyc туу дуомнаах, А1)ыс ардъа сыыстаах) (Имеющий девять вершей, Старик Тоцолохоон, Имеющая восемь больших вершей, Старуха Акымаллай), а также признаки, определяющие их повсеместную известность (Аан дойду aJjama буолбут, Сир сибиир ийэтэ буолбут) (Ставший отцом мира, Ставшая матерью земли). В некоторых случаях обнаруживаются эпитеты, показывающие внутренние характеристики имяносителя (Урдук дъууллээх Уруц Аар Тойон, Ymye санаалаах Уруц Арылы Хотун эмээхсин) (Имеющий высокий приговор Юрюнг Аар Господин, Имеющая добродушие Юрюнг Арылы Госпожа). Имена отдельных родителей переданы в более простой формулировке, указывающей только на собственные имена с наличием показателя сословного статуса, так Дьэпэгэй Тойон о онньор (Дьэсэгэй Господин старик), Сидириин Хотун эмээхсин, (Сидириин Госпожа старуха), Ыр Сабыйа Баай Тойон (Ыр Сабыйа Богатый Господин), Кый Хаан эмээхсин (Кый Хаан старуха). Родители могут иметь не только антропоморфный вид, но и могут иметь зооморфный облик. Так, в наименовании родителей красавицы Сыралыма Куо встречаются названия птиц Анды - турпан (Анды Баалыр Тойон о оннъор), Чоркей - чирок (Чокквй Отумэх Хотун эмээхсин), из чего можно предположить их- птичье происхождение. В олонхо «Кыыс Дэбилийэ» имя родителей богатыря абаасы Дыгыйдаана аналогичны с именами положительных персонажей и в них также отражается их внутренняя характеристика: Олуу Отумэхтэй о оннъор, Тимир Тэмэлэкээн эмээхсин. Здесь первые слова «олуу» (смерть) и «тимир» (железо) являются постоянными эпитетами имен существ противоположного враждебного племени. В одном случае, в имени Сарахана, подчеркивается наличие имени только отца, и хотя имя матери используется вне именной формулы, не включено в формулу имени данного персонажа. Из именной формулы выявляется, кем они приходятся: сыновьями или дочерями. Так, духами кровопролития являются первая Куо Кустуктай дочерью Илбис, второй Уот Солуонньай сыном Опол. Третий персонаж небесная удаганка Куегэлдьин приходится дочерью Кун Тойон. Аналогичные имена упоминаются и в олонхо «Кыыс Дьуурайа».

Сюжетные типы олонхо о женщинах-богатырках

В олонхо о женщинах-богатырках воинственная женщина всегда занимает высшее положение в эпическом обществе: она выступает родоначальницей племени айыы. Сюжеты олонхо о женщинах-богатырках базируются, по-видимому, на древнейших общественных отношениях предков якутов. Но эти сюжеты не оставались неизменными, они развивались, обогащаясь новыми идеями и мотивами.

Из архивных материалов нам известно всего 15 текстов олонхо, где главным героем выступает женщина-богатырка: 9 полных записей и 6 записей сюжета в кратком изложении. В настоящее время опубликованы три текста: «УдаІ)аттар Уолумар Айгыр икки» Н.Абрамова, «Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс Богатырка» П.П.Ядрихинского-Бэдьээлэ и «Кыыс Дэбилийэ» Н.П.Бурнашева.

Большинство текстов олонхо о женщинах-богатырках относятся к типу женщин-воительниц, которые восходят к наиболее ранним сюжетам. Женщина богатырка в первую очередь выступает как воительница, где главной целью является сохранение своей свободы. Тип женщины-жены является отражением, более позднего вида. к Главная цель женщины-богатырки якутского олонхо - поиск идеального жениха, в результате которого она становится женой сильного богатыря-мужчины, хранительницей семейного очага. Так, главная героиня богатырка выходит замуж за раба, который добросовестно присматривает за хозяйством богатырки во время ее отсутствия. Под видом раба абаасы в большинстве случаев, выступают богатыри айыы, которые из-за строптивого нрава богатырки сначала поступают к ней в службу, только потом, когда лучше узнают о ней, принимают настоящие облики.

После замужества воинственная девушка полностью теряет богатырскую силу, но иногда сохраняет шаманскую магическую силу (удаганка).

На основе сюжетной и функциональной характеристики изображенных образов женщин-богатырок в якутских олонхо нами выявлены три основных сюжетных типа: женщина-родоначальница, женщина-воительница, женщина-жена.

Сказания тюрко-монгольских народов, в центре которых главная героиня - женщина-воин, по теме и сюжету особо не отличаются от якутских олонхо о женщинах-богатырках.

Сказания «Дьырыбына Дьырылыатта» и «Аламжи Мэргэн» состоят из двух частей: в первой части повествуется о героическом подвиге старшего брата богатырки; во второй части речь идет о сестре-богатырке, занявшей-роль брата. Сестра Аламжи Мэргэн Агуй Гохон по типологии Е.Н.Кузьминой входит в тип «земной сестры героя», которая под именем брата добывает ему суженую. Этот образ является собственно улигерным.

Эпос «Аламжи Мэргэн» состоит из 5297 стихотворных строк и в нем наличествует около 40 действующих лиц. Главными героями улигера являются Аламжи Мэргэн и его сестра Агуй Гохон. Еще в начале повествования дается понятие о социальном положении Аламжи Мэргэна среди своих соплеменников: «он родился хозяином», «утвердился ханом». В отличие от олонхо «Дьырыбына Дьырылыатта» здесь события начинаются с того момента, когда Аламжи Мэргэн высылает своим дядям письма, где заявляет о своих правах на управление своими владениями. В якутском олонхо зачином героических событий" главной героини является момент прибытия за помощью мальчика посыльного к старшему брату героини - богатырю Тойон Джеллют.

Эти два богатыря - братья двух женщин-богатырок близки друг другу по чертам характера: они всегда готовы помочь попавшему в беду, отзывчивы и добродушны. Так, Аламжи Мэргэн, будучи еще юнцом, сражается с-чудовищем-мангадхаем по ложным козням своих дядей. Но он, одержав победу над чудовищем по своей наивности и неосторожности, как и якутский богатырь, погибает от рук близких ему людей. После такой гибели их места занимают сестры. Здесь обнаруживаются сюжетные соответствия в поиске сестрой брата.

В обоих сказаниях кони братьев являются информаторами об их состоянии: именно после возвращения коня сестра узнает, что случилось с братом. Только в бурятском улигере конь приносит домой мертвое тело своего хозяина, в якутском олонхо конь сам еле живой возвращается без седока, после чего девушки начинают свои действия для спасения своих братьев.

Вместе с тем между двумя сестрами героев существует значительное различие. Это в первую очередь обнаруживается в именованиях. Агуй Гохон после трагической смерти брата, берет его имя и все свои подвиги совершает под его именем, таким образом, прославляя имя брата по всему свету. В якутском олонхо героиня Дьырыбына Дьырылыатта, после похищения брата, вступает в «свое» предназначенное место и под собственным именем совершает героические подвиги. Как отметили исследователи бурятского героического эпоса, в улигерах о брате и сестре, земная сестра героя всегда берет имя брата и отправляется на поиски средства оживления и с целью найти предназначенную суженую для брата.

В данном бурятском сказании сестра узнает из священной книги, в какой стороне эпического мироздания и каким образом раздобыть средство оживления мертвых и какие препятствия должны быть по дороге и как их устранить. Всего Агуй Гохон проходит через пять трудных препятствий. В их преодолении её поддерживают различные зооморфные помощники: это в первую очередь конь Аламжи Мэргэна, хан-Орел птица и громадная рыба налим. Они являются выражением богатырской силы и магических способностей сестры-богатырки.

Главными противниками в этих препятствиях выступают оборотень-мангадхай с топором, две огромные ядовитые лягушки и ядовитый 23-х головый змей. Над всеми Агуй Гохон одерживает победу с помощью своего острого и прозорливого ума и верного помощника богатырского коня. Все они каким-то образом напоминают сказочных персонажей. В якутском олонхо богатырка Дьырыбына Дьырылыатта встречает и побеждает только чудовищ абаасы.

Структурно-семантический анализ сюжетных типов олонхо

Вначале подробно описывается три эпических мира с помощью персонифицирования священного дерева Аал Луук Мае. Далее детально рисуется богатство Среднего мира, где проживает бездетная пара.

Однажды женщина в старческом возрасте чудесным образом забеременела и родила сына, потом дочь, с появлением которых впоследствии развиваются события в эпосе. (Ситуация меняется: появляются дети с будущие герои). Однажды приезжает к ним мальчик посыльный Сорук Боллур. Он передает просьбу своих хозяев о том, чтобы богатырь Тойон Джеллюют спас их дочь Сыралыма Куо от плена богатыря абаасы Тимир Чохчордоон. (Приезд Сорук Боллура; передача желания своих хозяев спасти дочь). Богатырь Тойон Джеллюют собирается в дорогу. По дороге его встречает красавица и обращается к нему, чтобы он погостил у нее, отдохнул с дороги. (Богатырь находится в пути; неизвестный человек на дороге, доброжелательное обращение к герою: герой получает неправильную информацию). Богатырь соглашается: привязав коня к коновязи входит в большую берестяную урасу. (Желание удовлетворить просьбу). Красавица обернулась женщиной - абаасы и все рухнуло. (Богатырь попадает в темницу в Ниэ/снем мире). Его конь, освободившись от пут, еле живой прибывает на родину. (Приход богатырского коня без хозяина). Увидев коня старшего брата, сестра-богатырка чувствует, что брат попал в беду. (Сестра, конь брата; брат пропал неизвестно куда).

Сестра готовится на поиски брата: она получает благословение духа-хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Она указывает богатырке, где и как найти её богатырского коня, а также оказывает магическую помощь, кормит своей грудью. (Богатырка, хозяйка земли; получение магической помощи, получение полезной информации). Богатырка находит предназначенного ей коня и объезжает его. (Нахождение полезного объекта).

Богатырка прибывает в страну абаасы в Нижний мир. (Богатырка на чужой территории). Конь обращается к богатырке, объясняет, что он не оставит ее в беде в трудную минуту и появится по первому зову в случае необходимости. (Получение наказа от полезного объекта). Дух-иччи перекрестка требует от богатырки жертвоприношения. (Требование нейтрального персонажа). Богатырка с помощью волшебных грив/своего коня приносит в жертву восемь нагульных лошадей. (Богатырка удовлетворяет требования духа). За предоставленную еду дух-иччи благодарит богатырку и благословляет ее на дальнейший путь. (Получение доброжелательного отношения со стороны нейтрального персонажа).

Богатырка едет дальше и встречает девять холодных воинов абаасы. Богатырка уничтожает их с помощью своего лука. (Преодоление первого препятствия). Далее сталкивается с шаманкой абаасы Обот Хобочой, которая оскорбляет богатырку. (Оскорбительное обращение шаманки абаасы к богатырке). Богатырка отпускает своего коня в мир божий и просит, чтобы он появился по первому ее зову в случае необходимости. (Конь «полезный объект» оставляет богатырку). Богатырка вступает в борьбу с шаманкой и одолевает ее. (Одержание победы над врагом). Шаманка абаасы просит оставить ей жизнь, за что она будет благодарна богатырке и станет верной рабыней. (Обращение шаманки абаасы с просьбой и предложением). Но богатырка отказывается и убивает шаманку. Её труп съедают черные вороны. (Отказ богатырки удовлетворить просьбу; уничтожение антипода).

Богатырка едет дальше по Нижнему миру в поисках брата. Встречает богатыря абаасы, который намерен убить ее за смерть сестры - шаманки. (Встреча с богатырем абаасы; оіселание абаасы убить богатырку). Богатырка сражается с абаасы и одолевает его. (Богатырка: абаасы убит). Тело убитого богатырка приносит в жертву духам огненного моря и просит у них благословения. (Жертвоприношение духам, просьба доброжелательного отношения к ней).

Затем отыскивает брата и девушку айыы, плененных абаасы. (Освобождает брата и девушки айыы). С помощью чудодейственного средства «арагас илгэ» богатырка придает им прежний внешний вид. (Воздействие магическим средством на брата и девушку). Затем богатырка соединяет их узами брака и тем самым создает новую семейную пару. Благословляет их и отправляет в страну девушки. (Установление богатыркой семейного положения брата). После этого богатырка приезжает на родину, сообщает родителям хорошую новость. Празднуют ее победу. (Богатырка дома).

Похожие диссертации на Образ женщины-богатырки в якутском олонхо