Введение к работе
Актуальность темы исследования. Исследование проблем жанра в современном литературоведении является одним из актуальных направлений в области изучения сущности художественного произведения. Вопросы жанрового своеобразия поэмы стали привлекать особое внимание критиков и литературоведов, начиная со второй половины XX в. (А.Соколов, М.Зубков, Л.Долгополов, И.Неупокоева, А.Лурье, А.Березнева). В последующие годы поэма как жанр литературы находит отражение в работах А.Жакова, С.Коваленко, М.Числова, А.Карпова и др. Жанровые разновидности поэмы становятся предметом изучения в исследованиях Г.Червяченко, АВасиль-ковского. Историко-теоретическому изучению поэмы в национальных литературах России посвящены работы КАхмедьянова, Г.Хусаинова, Р.Бикбаева, А.Соктоева, А.Ким, В.Демина, С.Кузнецовой, А.Абашева, А.Алешкина, П.Максимовой.
В своем развитии поэма, оставаясь особым жанром, часто допускает смещение и взаимопроникновение родовых и жанровых структур, что особенно обогащает и совершенствует её. В 1970-е г., когда высказывались прогнозы о путях развития жанра, подчеркивалась «психологизация поэмы» как неизбежный творческий процесс» (М.Арочко). И следствием этой растущей психологизации можно считать интенсивное развитие драматической поэмы (Г.Марков, Г.Прошина). О необходимости «высокого драматического начала» в поэме утверждали и сами поэты (Н.Доризо). Так начал развиваться в многонациональной советской литературе особый жанр, включающий в себя свойства всех трех родов литературы и получивший название «драматической поэмы».
Термином «драматическая поэма» уже с конца XVIII в. - нач. XIX в. обозначался особый тип стихотворно-драматических произведений, с доминирующей в них морально-философской проблематикой: «Натан Мудрый»
Лессинга, «Дон Карлос», «Валленштейн» Шиллера и др. В определении
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ І
3 БИБЛИОТЕКА }
ячьи I
жанра таких произведений использовался немецкий термин «Lesedrama» (драма для чтения). Жанр драматической поэмы получил наибольшую популярность в творчестве революционных романтиков (Байрон «Манфред», «Каин», «Небо и Земля», Шелли «Освобожденный Прометей» и др.). Однако со времен Гегеля к таким произведениям относились как к «неполноценным» драмам, нарушающим в той или иной мере законы сцены. Мнение, что «сам этот тип произведений обычно не относят к числу основных литературных жанров», было, очевидно, причиной невнимания к нему со стороны литературоведов (Г.Червяченко). Развитие драматической поэмы как жанровой формы прослежено в работах Г.Червяченко, А.Васильковского, Г.Прошиной, Л.Демьяновской, Г.Хорошко, некоторые аспекты жанра затронуты в статьях Ю.Марцинкявичюса, М.Чимпой, КАузинь.
По сравнению с лироэпической поэмой, которая при всей сложности содержания сохраняет стержневую монологическую форму, заключающую в себе авторский идейно-эмоциональный заряд, в драматической поэме мысль автора извлекается из напряжения, возникающего в столкновении мнений и характеров. Драматическая форма дает поэтам возможность преодолеть «замкнутость в самом себе»: внутренний спор объективируется в диалоге различных персонажей. А главным отличием драматической поэмы от жанров драмы является господство в ней философской проблематики над событийностью и изображением характеров.
Развитие жанра драматической поэмы в истории якутской литературы не всегда шло равномерно и плодотворно, как другие разновидности поэмы. Первые обращения к этому жанру сделаны П.Ойунским («Красный Шаман», 1925, «Туйаарыма Куо Светлолицая», 1930). В 1930-1940-е гг. к драматической поэме обратились такие поэты, как Таллан Бюрэ («Уолан Эрилик») и И.Чагылган («Нюргустай Куо»). Типологическую группу драматических поэм в современной якутской литературе представляют произведения, написанные в 80-90 гг. XX столетия (П.Тобуроков, И.Гоголев, Р.Багатайский, М.Тимофеев, Н.Винокуров-Урсун, И.Егоров). По сравнению с другими
разновидностями поэмы, драматическая поэма в якутской литературе так же, как и в истории русской и национальных литератур России, является редким жанром, заявляющим о себе в периоды наиболее интенсивной жизни литературы, обусловленной активным периодом развития общественного самосознания. С другой стороны, данный факт может выступить показателем сложности интересующего нас жанра.
В якутском литературоведении драматическая поэма как особая форма революционно-романтической трагедии находит отражение в работах И.Пухова, В.Семенова, И.Спиридонова, Н.Тобурокова и др., как подвид эпической поэмы - в исследованиях П.Максимовой. Как видим, несмотря на определенную степень изученности, якутская драматическая поэма до сих пор не была предметом специального исследования. Вместе с тем эта жанровая форма достойна особого внимания, что, прежде всего, объясняется ее прямой генетической связью с героическим эпосом олонхо; а также возрастающим к ней интересом писателей, начиная с 1980-1990-х гг.
Объектом исследования является драматическая поэма как жанровая форма в якутской литературе.
Предмет исследования. Вопросы генезиса, проблемы композиции, система образов в драматических поэмах П.Ойунского, И.Винокурова-Чагылгана, Е.Сивцева-Таллан Бюрэ, И.Егорова, И.Гоголева, М.Тимофеева, П.Тобурокова, Н.Винокурова-Урсуна, Р.Багатайского.
Цель исследования заключается в освещении становления и развития драматической поэмы в якутской литературе как своеобразной жанровой формы. Достижение цели предполагает решение ряда конкретных задач:
изучение теоретического материала о жанрах в целом, и драматической поэме, в частности;
определение основных признаков драматической поэмы как классической жанровой формы мировой и русской литературы;
освещение генезиса и истории развития драматической поэмы в якутской литературе;
определение влияния поэтики олонхо на формирование жанра драматической поэмы на примере анализа композиции и системы образов в олонхо П.Ойунского «Нюргун Боотур Стремительный»;
выявление жанровых особенностей якутской драматической поэмы в контексте осмысления вопросов композиции и своеобразия системы образов.
Методологической и теоретической основой диссертации являются основные принципы жанровой теории и концепция родов и видов литературы М.Бахтина, В.Белинского, В.Кожинова, И.Кузьмичева, Г.Поспелова, В.Хализева, Л.Чернец; концепция исторической поэтики, сравнительного литературоведения и принципы композиционного анализа А.Веселовского, В.Жирмунского, И.Неупокоевой, Л.Кайда, Б.Успенского и др., а также исследования якутских ученых П.Максимовой, Н Покатиловой, В Семенова, Г.Сыромятникова, Н.Тобурокова и др. В диссертации используются сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Научная новизна диссертации заключается в исследовании драматической поэмы как своеобразной жанровой формы в якутской литературе: определении её основных жанровых признаков; освещении вопросов генезиса и истории развития якутской драматической поэмы; выявлении характера влияния поэтики героического эпоса олонхо на ее формирование; определении особенностей композиции, системы образов драматических поэм, выявлении композиционных функций авторских ремарок как главных структурообразующих элементов поэтики.
Практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации будут иметь значение для дальнейшего углубленного изучения поэмы как жанра, ее разновидностей в якутской поэзии и истории литературы в целом; в создании учебных пособий для школ и вузов республики; а также предпринятый в работе анализ произведений, сделанные на его основании выводы могут быть использованы как теоретический и практический материал в лекционных и специальных курсах истории якутской литературы в высших и средних учебных заведениях.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
-
Якутская драматическая поэма - самостоятельная жанровая форма, имеющая собственную историю и художественные особенности.
-
Формированию жанра драматической поэмы в якутской литературе способствовал фольклор, в частности героический эпос олонхо.
-
Произведения «Туйаарыма Куо Светлолицая» и «Красный Шаман» П.Ойунского - драматические поэмы на фольклорной основе, в которых влияние поэтики олонхо отмечается в разных художественных уровнях (идея, особенности композиции, система образов, язык).
-
В поэмах «Уолан Эрилик» Таллан Бюрэ и «Нюргустай Куо» Чагылгана поэтика олонхо имеет в композиционной структуре определяющую роль. В них реально усилен социально-исторический мотив в развитии сюжета.
-
Особенности композиционной структуры и системы образов в драматических поэмах 1980-1990 гг. обуславливаются стремлением отразить сложные жизненные коллизии, глубокие социальные и философские проблемы времени.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры якутской литературы Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова. По материалам диссертации сделаны доклады и сообщения на региональной научно-практической конференции «Язык, литература и культура народа саха в первой четверти XXI века» (Якутск, 2002); на республиканских научно-практических конференциях аспирантов и студентов: «Классика и современность: А.Е.Кулаковский в начале XXI века» (Якутск, 2002), «ПА.Ойунский и современность» (Якутск, 2003); в аспирантских чтениях, проведенных в рамках Декады научной молодежи, посвященной Дню российской науки (Якутск, 2003).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.