Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Языческие и христианские представления о земле в фольклоре и древнерусской литературе Киселева, Мария Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселева, Мария Сергеевна. Языческие и христианские представления о земле в фольклоре и древнерусской литературе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Киселева Мария Сергеевна; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН].- Владивосток, 2012.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/497

Введение к работе

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что в последние годы в научной среде возрос интерес к народным представлениям об окружающем мире неотъемлемой части национального самосознания. Несмотря на длительную традицию изучения, еще недостаточно исследованы такие аспекты темы, как выражение суммы знаний о мире с помощью вербальных и невербальных форм, соотношение языческих и христианских элементов в народной картине мира, ее влияние на создание литературных и фольклорных текстов.

Обращение к языческим и христианским представлениям о земле в фольклоре и древнерусской литературе позволяет решить проблему взаимодействия двух мировоззрений, двух разных художественных методов. Взаимовлияние языческих и христианских представлений, взаимодействие фольклора и древнерусской литературы – сложные, до конца не изученные процессы. В связи с чем их исследование, приводящее к уточнению и углублению существующих научных мнений, несомненно, актуально.

Кроме этого, актуальность обусловлена и междисциплинарным характером работы: изучение выбранной темы подразумевает обращение к данным смежных наук, в частности этнографии, археологии, культурологии и философии.

Степень изученности темы. Многие ученые в той или иной степени затрагивали проблему отражения как языческих, так и христианских представлений о земле в фольклоре и древнерусской литературе. По тематическому принципу можно выделить три направления данных исследований.

О персонифицированном образе земли писали Ф.И. Буслаев, Г.П. Федотов, А.Н. Афанасьев, Т.А. Агапкина, Т.В. Топорова, Т.В. Чумакова. В работах А.Ф. Журавлева, М.Н. Каспиной, В.С. Кузнецовой изучались переводные апокрифы, на примере соотношения фольклорных и апокрифических сюжетов осуществлялся анализ взаимодействия языческих и христианских представлений о земле. Исследователями реконструировались представления о персонифицированном божестве земли, изучалось влияние на него христианства (труды Г.П. Федотова, Б.А. Успенского, Б.А. Рыбакова, Б.Н. Путилова, Е.В. Аничкова, А.В. Юдина, В.В. Шуклина, Ф.С. Капицы и др.). В то же время изучались отдельные аспекты темы, в основном на примере анализа одного-двух жанров, что обусловливает необходимость всестороннего изучения обозначенных проблем и обобщения выводов, сделанных предшественниками.

Образу модели мироздания в народном сознании посвящены работы А.Н. Афанасьева, А.Н. Соболева, А.Ф. Журавлева, С.Г. Шиндина, Н.Н. Велецкой. Отражение модели мира в древнерусской литературе исследовали Ю.М. Лотман, В.В. Мильков, А.С. Демин, М.Н. Виролайнен. Ученые утверждают, что ни в одном из текстов, если только это не космогоническое произведение, образ мироздания не реализуется во всей своей полноте. Поэтому перспективно применение предыдущих теоретических выводов при анализе различных жанров фольклора и тех произведений древнерусской литературы, которые включают в себя древние элементы фольклора, отражающие средневековые представления русского народа об устройстве и свойствах земли.

Образ своей земли в народном сознании исследовали Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, Г.П. Федотов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Ю.М. Антонян. Существование у народа представлений о вариативности границы родного (своего) пространства показано в исследованиях Н.В. Дранниковой и Т.М. Ананичевой. С.Д. Домников рассматривал оппозицию своя – чужая земля как частный случай противопоставления хаоса и космоса. Образ своей земли в фольклоре и древнерусской литературе, а также влияние на него языческих и христианских представлений изучаются учеными давно, однако не существует обобщающего исследования, где прослеживалось бы становление и изменение этого образа и в фольклоре, и в древнерусской литературе. Этот подход фрагментарно намечен предыдущими исследованиями, но до конца не осуществлен.

Учеными были проанализированы отдельные аспекты, относящиеся к теме нашего диссертационного исследования, тем не менее до настоящего времени не было написано обобщающей работы, в которой суммировались бы полученные результаты. Очевидна необходимость в применении разработанных в науке методик при сравнительном анализе разных жанров фольклора и произведений древнерусской литературы.

Принцип отбора материала. Для исследования выбраны те жанры фольклора, которые характеризуются высокой степенью архаики (волшебные сказки) и которые, помимо богатого языческого слоя, активно функционируют в наши дни (заговоры). Это позволило проанализировать языческие представления (общекультурные и славянские), реконструировать основной набор элементов архаических представлений о земле. Былины отражают переплетение языческих и христианских представлений, что позволяет проследить и выявить основные закономерности их взаимодействия. Духовные стихи, слагающиеся среди религиозно настроенного народа, иллюстрируют, как христианские элементы переосмысливаются под влиянием архаических верований.

Фольклорный материал анализируется в следующем порядке: от заговоров и сказок, сохраняющих древний слой и отражающих влияние христианских представлений, – к былинам, в которых древние представления остаются, но на первый план, как правило, выдвигаются христианские элементы, влияющие на тематику, идейное содержание (кроме самых древних былин). Обращение же к духовным стихам позволяет проследить, как христианское мировоззрение влияет на архаические представления о земле, дополняет их новыми аспектами.

Из фонда древнерусской литературы отобраны оригинальные и переводные произведения, которые наиболее полно включают в себя древние элементы фольклора, отражающие средневековые представления русского народа о земле: апокрифы, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ текстов производится в соответствии с хронологическим принципом, в отдельных случаях для углубления выводов привлекаются и другие произведения древнерусской литературы.

Опираясь на определение, данное в словаре В.И. Даля, выделяем три основные смысловые составляющие понятия земля в народном сознании: персонификация, космогония, своя земля. Мы придерживаемся мнения, по которому народные представления о земле изначально основывались на анимистическом восприятии окружающего мира. Следовательно, первая глава посвящена архаическому культу персонифицированной земли, его изменению под влиянием христианства. Впоследствии архаический культ оказал влияние на формирование космогонических представлений – моделей мироздания, границ между своей и чужой территорией – также видоизмененных христианством (вторая глава). Третья глава посвящена изучению образа своей земли, на формирование которого повлияли как древние анимистические и космогонические представления, так и пришедшее им на смену христианские представления. Таким образом, порядок глав в работе обусловлен логикой развития народных взглядов на землю: от персонификации к космогонии, затем – к представлениям о своей земле.

Цель – выявление комплекса языческих и христианских представлений о земле и особенностей его функционирования в фольклоре и произведениях древнерусской литературы.

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Проследить в фольклоре и древнерусской литературе архаичную параллель земли и человека, ее изменение под влиянием христианства. Обнаружить сохранившиеся в фольклоре и древнерусской литературе представления об основных функциях земли, закрепленных как за мифологическими персонажами, так и за Православными святыми.

  2. Изучить отражение космогонических представлений о земле в фольклоре и древнерусской литературе: основные модели Вселенной, образы нашего и иного миров, границы между ними.

  3. Проанализировать влияние язычества и христианства на формирование представлений о своей земле, встречаемых в фольклоре и древнерусской литературе.

  4. Выявить основные принципы взаимодействия текстов фольклора и древнерусской литературы, отражающих элементы комплекса народных представлений о земле.

  5. Сопоставить степень и формы влияния язычества и христианства на народные представления о земле, обнаруженные в фольклоре и древнерусской литературе.

  6. Рассмотреть особенности взаимодействия языческих и христианских представлений о земле в фольклорных текстах, записанных в Приморском крае, в Камчатской области и на Сахалине с 1963 по 2001 гг.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Отождествление человека и земли, основанное на сюжете творения мира из гигантского тела, возникает в язычестве и сохраняется с принятием христианства, о чем свидетельствует большинство жанров фольклора. Единого языческого божества земли (соотносящегося либо с мужским, либо с женским образом) у славян не существовало, а под влиянием христианства его основные функции закрепляются в народном сознании за Богородицей или святыми.

  2. И в фольклоре, и в древнерусской литературе присутствует идея ступенчатого строения Вселенной, обнаруживаются архаические модели мироздания, во многом сходные у разных культур. Под влиянием христианства модели незначительно преобразуются, вбирая в себя христианские образы. Территория иного мира, изображаемая в фольклорных текстах, начинает соотноситься с божественным или дьявольским присутствием. В то же время в древнерусской литературе обнаруживается материально-предметное описание иного мира, что объясняется влиянием языческих представлений.

  3. Архаическая мысль о защите своей земли предками под влиянием христианства получает в текстах фольклора новое истолкование: теперь земля оберегается Богом, Богородицей и святыми. В древнерусской литературе изображение своей земли способствует выражению религиозных и политических идей.

  4. В зависимости от конкретного жанра в фольклоре и древнерусской литературе могут преобладать элементы либо языческих, либо христианских представлений о земле. Фольклорные жанры по-разному испытывают влияние христианских представлений. Элементы христианства вбирают в себя былины, заговоры (в то же время не утрачивающие архаического пласта верований) и обрядовая поэзия. Волшебные сказки достаточно слабо вбирают в себя христианские представления, либо бережно сохраняя архаические верования, либо опрощая, утрачивая их. Кроме того, существуют жанры (заговоры, апокрифы), в которых эти элементы невозможно разграничить из-за отнесения их к общекультурным универсалиям. Языческие и христианские представления взаимодействуют, активно влияя друг на друга. С одной стороны, языческие элементы под влиянием христианского мировоззрения приобретают иное истолкование, с другой – язычество помогает выразить сложные отвлеченные христианские идеи с помощью конкретных образов, тем самым внося существенные коррективы в идейное содержание.

  5. Литература заимствует у фольклора многие изобразительно-выразительные средства и образы. Этим она способствует сохранности архаических представлений, которые присутствуют во многих текстах в виде застывших поэтических формул. В то же время древнерусская литература сохраняет и развивает древние представления, опираясь на фольклорные источники. Под влиянием древнерусской литературы фольклор в зависимости от потребности того или иного
    жанра наполняется новыми образами, символами и идейным содержанием.

  6. В фольклоре Приморского края, Камчатской области и Сахалина, записанного в конце ХХ – начале XXI вв., сохраняются архаические общекультурные представления о земле: персонификация, модели мироздания, представления о своей территории. Христианство поддерживает их существование, несколько переосмысляя, восполняя разрушающуюся структуру своими образами.

Объект исследования – жанры русского фольклора, наиболее полно сохранившие отголоски архаических представлений: обрядовая поэзия, заговоры, волшебные сказки, былины, духовные стихи. В отдельных случаях с целью углубления выводов к анализу привлекаются тексты легенд, баллад, паремий. Для выявления представлений, характерных для многих культур, иногда используются отдельные жанры белорусского и украинского фольклора, а также сказки, заимствованные переселенцами у коренных народов Дальнего Востока. Из фонда древнерусской литературы исследуются памятники, как переводные, так и оригинальные, которые включают в себя древние элементы фольклора, отражающие средневековые представления русского народа об устройстве и свойствах земли.

Такой выбор источников обусловлен стремлением обнаружить в фольклоре и древнерусской литературе общие закономерности соотношения языческих и христианских представлений о земле. Обращение к книгам Священного Писания (Библии), содержащим как христианские представления о земле, так и дохристианские иудейские верования (Ветхий Завет), помогает углубить сделанные выводы.

Предмет исследования – языческие и христианские представления о земле в фольклоре и древнерусской литературе.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили труды по фольклористике Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, Г.П. Федотова, В.Я. Проппа, Б.А. Успенского, В.В. Иванова, В.Н. Топорова и Т.А. Агапкиной. Среди работ по древнерусской литературе – исследования Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.С. Демина, В.В. Милькова, М.Н. Виролайнен. Кроме того, были привлечены труды по этнографии Э. Тайлора и Б.А. Рыбакова, по философии – С.Д. Домникова, по мифологии – А. Голана.

Методами исследования стали следующие:

  1. описательный, с помощью которого охарактеризованы образы, отражающие различные аспекты языческих и христианских представлений о земле;

  2. структурно-семантический, применяемый к анализу взаимосвязи уровней формы и содержания в текстах фольклора и древнерусской литературы, отражающих языческие и христианские представления о земле;

  3. сравнительно-сопоставительный, с помощью которого было проанализировано соотношение и взаимовлияние языческих и христианских представлений о земле в текстах фольклора и древнерусской литературы, их отражение в народной культуре;

  4. системный, позволивший осуществить анализ языческих и христианских представлений о земле в текстах фольклора, выявить элементы этих представлений в древнерусской литературе.

Источниками для исследования послужили сборники фольклорных текстов, записанных на территории России, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке в XIX–XX вв. Преимущественно это русский фольклор с отдельными украинскими и белорусскими текстами, а также текстами коренных народов Дальнего Востока. Были привлечены материалы архива кафедры русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, записанные на территории Приморского края, Камчатской области и Сахалина с 1963 по 2001 гг. Основным источником текстов древнерусской литературы стало многотомное издание «Памятники литературы Древней Руси» (М., Худож. лит.).

Научная новизна. Впервые всесторонне изучен комплекс языческих и христианских представлений о земле в фольклоре (сказках, былинах, духовных стихах, обрядовой поэзии, заговорах, паремиях) и в древнерусской литературе (произведениях, включающих элементы фольклора, отражающие средневековые представления русского народа о земле). Впервые обобщены народные представления о земле, содержащиеся в текстах фольклора и древнерусской литературы.

Кроме того, систематизирован, обработан и введен в научный оборот дальневосточный региональный материал архива кафедры русского языка и литературы ШРМИ ДВФУ (тексты сказок и заговоров), который собирался с 60-х гг. XX в. Проанализированный обширный материал в сопоставлении с материалами русских фольклорных сборников дал возможность выявить сложившиеся древние представления о земле, их сохранность и частичную трансформацию в более поздних и современных представлениях народа. В этом также заключается новизна исследования данной темы.

Проведенное в работе обобщение основных принципов взаимовлияния текстов фольклора и древнерусской литературы, отражающих народные представления о земле, показывает устойчивость ряда древнейших представлений о земле, а также способность и фольклора, и литературы (в данном случае древнерусской) чутко реагировать на исторические и культурологические изменения и отражать в текстах новые представления, возникающие в процессе развития общества.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней произведена систематизация и классификация представлений о земле, характерных для русского народа. Выявленный сложный комплекс языческих и христианских представлений о земле в фольклоре и древнерусской литературе позволил определить особенности их функционирования, а также сформулировать принципы взаимодействия разных художественных систем. Исследование вносит вклад в региональную фольклористику: на материале дальневосточного фольклора установлены причины сохранения, трансформации и угасания народных представлений о земле. Диссертационная работа может послужить примером при выполнении аналогичных исследований на материале фольклора других народов.

Практическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий по фольклористике, литературоведению, этнографии и культурологии для высших и средних специальных учебных заведений. Кроме того, их целесообразно привлекать при разработке и преподавании лекционных курсов «Русское устное народное поэтическое творчество», «История древнерусской литературы», а также специальных курсов «Фольклор: язычество и христианство», «Русская литература и фольклор» на филологических и теологических факультетах вузов.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены в виде докладов на научных конференциях России и ближнего зарубежья, опубликованы в научных статьях, в том числе в журналах, включенных в Перечень ВАК. Всего по теме диссертации опубликовано 15 статей и тезисов (3 из них – в журналах, включенных в Перечень ВАК) общим объемом 4,38 п.л.

По результатам анализа и обработки материалов архива кафедры русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета опубликовано учебное пособие в соавторстве со студентами.

Диссертационная работа обсуждена на кафедре русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, а также в отделе литературоведения и фольклористики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук.

Структура диссертации соответствует поставленной цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, включающего материалы архива кафедры русского языка и литературы ШРМИ ДВФУ.

Похожие диссертации на Языческие и христианские представления о земле в фольклоре и древнерусской литературе