Введение к работе
Актуальность темы. Выявление форм художественно-эстетического мышления народа, его психологии, мировоззрения и самосознания человека и в связи с этим -неослабевающий интерес к проблемам национальных традиций определяют актуальность исследований, имеющих отношение как к идейно-эстетическим особенностям устного народного творчества, так и к его поэтике.
Поэтому не удивительно, что в последние годы заметно активизировались разнообразные формы и способы изучения фольклорного наследия и использования его лучших образцов в культурной жизни народа. Это закономерное явление, не только обогащающее профессиональное искусство и сближающее его с народными массами, но и способствующее возрождению ряда традиций, прежде угасавших или распространенных лишь среди той или иной этнической группы. В целом повсеместно наблюдается повышение интереса к самым различным видам народного творчества и многие из них переживаю! как бы второе рождение. Все это ставит новые задачи перед фольклористикой, требуя более углубленного изучения идейно-тематических, художественно-эстетических компонентов устного творчества.
Таким шедевром, уходящим своими корнями в толщу народных масс, созданным народом и для народа, является памятник устного творчества эпос "Гуругли". Дастаны "Гуругли" обладают богатым тематическим и содержательным материалом. В них нашли свое отражение различные стороны народной жизни.
Как многонациональное устное творение, "Гуругли" уже
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / С Пиервург 80()7 ИК
давно привлекает внимание фольклористов республик бывшего СССР, в том числе таджикских ученых, проделавших значительную работу в этой области и подготовивших почву для обобщающих монографических исследований.'
Отечественная фольклористика вот уже несколько десятилетий затрагивает различные вопросы, связанные с таджикской версией "Гуругли". Но само собой разумеется, что отдельными статьями и попутными рассуждениями невозможно решить многочисленные проблемы, связанные с этим грандиозным по объему и охвату событий и популярнейшим в народе произведением. Необходимость проведения монографического исследования "Гуругли" назрела уже давно, а возможность осуществить эту работу дают накопленный таджикской фольклористикой опыт и огромная предварительная работа, проделанная сотрудниками отдела фольклора Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан по сбору и записи различного репертуара сказителей "Гуругли". Самим диссертантом записаны 40 дастанов "Гуругли" с научными комментариями, составляющих в общем 200000 строк в вариантах известных народных сказителей Кабуда Хакназара, Алиева Сайдали, Рахимова Карима. В силу того, что в рамках одной кандидатской диссертации невозможно охватить все проблемы, связанные с изучением такого монументального произведения, каким является эпос "Гуругли", мы ограничились изучением более узкого круга вопросов, а именно - роли эпоса в духовной жизни таджикского народа, становления и путей
1 См.: Болдырев А.Н. К фольклору Таджикистана. //ТБАН СССР, т.Ш. -М. -Л., 1936, с. 59; Астахова A.M. Былины Севера. -М.: Изд-во АН СССР, т.1, 1938, т.2, 1955; ее же: Беломорская сказительница В.С.Крюкова. Советский фольклор. -М. -Л.: Изд-во АН СССР, 1939; Болдырев А.Н. Устный эпос Таджикистана //ТБАН СССР - Дружба народов, 1939, № 9; Мирзоен Л. Дар бораи досюни "Гуругли" // lilapsH Сурх, 1940; Пропп В.Я. Русский героический эпос. -М., 1958; Жирмунский В.М. Народный героический эпос. -М. -Л., 1962; Амонов Р. Очерки эюдиёти даіанакии аіолии Кулоб. -Душанбе: Нашрдавточ., 1963; Путилов Б.Н.Русский и южнославянский героический эпос. -М, 1971; Амонов Р. Афсонаіои сеіазорсола, -Душанбе, 1973; Чичеров В И Школы сказителей Заонежья. -М: Наука, 1982; I [ушлов Б Н. Героический эпос черногорцев. -Л.: Наука, 1982; Кадырбаева Р.З. Сказительское мастерство Манасчи. -Фрунзе: Илим. 1984; и др
распространения эпоса среди таджиков, принципов школы сказительства, отношения народа к сказителям и сказительству. Цель и задачи диссертации. Настоящее исследование ставит перед собой цель изучить идейно-эстетическую значимость эпоса "Гуругли" в духовной жизни таджикского народа, что предполагает решение некоторых теоретических проблем, относящихся к сфере идейно-тематической направленности героического эпоса и его поэтики. В связи с этим автором была предпринята попытка решения следующих задач:
- показать цель, место и роль сказительского искусства в
духовной жизни народа;
- изучить специфику народных дастанов;
определить становление и пути распространения эпоса "Гуругли" среди таджиков;
рассмотреть сюжетообразующие мотивы дастана как составную часть поэтики произведения;
проследить процесс исполнения "Гуругли" как выражения художественного мышления создателей эпоса, раскрыть роль сказителей в создании образов положительных и отрицательных персонажей, их быта , нравов и поведения;
раскрыть мастерство поэтов сказителей в создании и употреблении художественных средств выразительности в сказительском искусстве.
Степень изученности темы и научная новизна работы. Устное творчество таджикского народа, в том числе и героический эпос, - неисчерпаемая сокровищница идейно-эстетических ценностей. Достойное место в дастанном творчестве таджиков занимает эпос "Гуругли", бытующий не только в Таджикистане, но и среди народов Афганистана, северного Ирана, узбеков, туркменов и азербайджанцев.
Важные сведения о дастанах эпоса "Гуругли" представлены в исследованиях В.М.Жирмунского, А.Н.Болдырева, И.Г.Брагинского, А.Мирзоева'. Существует ряд работ, касающихся его
Жирмунский В.М . Зарифов X Т Узбекский народный героический эпос -М., 1947; Болдырев А.Н. Эпоси даіанакии Тоїикистон. //БАС. 1934. №,Ч» 11. 12; Мирзоев А Дар бораи достони "Гуругли". // LUapsH Сурх", 1940. № 1;
национальных версий . Проблема профессионального мастерства народных сказителей, исполняющих эпос "Гуругли", освещена в работах Д.Молдавского, Р.Амонова, Н.Масуми2. Однако об идейно-художественных особенностях эпоса, его версий в них говорится лишь частично.
В реферируемой диссертации впервые в научно-теоретическом аспекте изучаются идейно-эстетические особенности и поэтика таджикского героического эпоса "Гуругли", раскрывается художественное значение исполнительского искусства сказителей.
В работе обобщаются разнохарактерные публикации, посвященные героическому эпосу, также нами предпринята попытка путем сопоставительного анализа отдельных фрагментов "Гуругли" и образцов письменной литературы выявить истоки возникновения таджикской версии эпоса, что позволило составить четкое представление об эпическом идеале таджикского дастанного творчества, о его роли в духовной жизни народа и влиянии на современную письменную литературу.
Методология и методика исследования. Теоретическими и методологическими основами исследования являются достижения отечественной и зарубежной фольклористики, фундаментальные труды В.М.Жирмунского, И.С.Брагинского, А.Н.Болдырева, Р.Амонова, Х.Зарифова. В работе над диссертацией была применена сравнительно-типологическая методика анализа поэтики, идейно-художественных и содержательных особенностей фольклора. В связи с этим нами были частично сопоставлены версии дастанов эпоса в репертуаре различных сказителей.
Брагинский И С. Заметки о таджикском народном эпосе "I уругли" //Краткие сообщения Института востоковедения АН СССР, IX, 1953
1 Жирмунский В.М., Зарипов Х.Т. Узбекский народный героический эпос -М.,
1947; Каррыев Б.А. Эпические сказания о Кер-оглы у тюркояшчных народов -М., 1968 и др.
2 Молдавский Д.М. "Гуругли" - героический эпос таджикского народа.
//Коммунист Таджикистана, 1945, 8 апреля; Амонов Р.А К изучению
таджикского эпоса. //Доклады АН Тадж. ССР. Вып. 12, 1954; Маъсумк Н.
Фольклори тоїик. - Сталинобод, 1952.
Практическая ценность диссертации. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при создании методических пособий по фольклору, чтении спецкурсов по устному творчеству на филологических факультетах вузов, написании соответствующих разделов истории и теории таджикского фольклора, создании карты распространения эпоса "Гуругли" в различных районах Таджикистана.
Апробация работы. Основные положения диссертации освещены в 9 статьях, опубликованных в фольклорных сборниках, в республиканской периодической печати. Список публикаций приводится в конце автореферата.
Диссертация была обсуждена на заседании отдела фольклора Института языка и литературы им.Рудаки АН Республики Таджикистан (протокол № 11 от 14.11. 2003) и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.