Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете "Гудок" Кузнецов, Павел Валерьевич

Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете
<
Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов, Павел Валерьевич. Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете "Гудок" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Кузнецов Павел Валерьевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2011.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/808

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Фельетон: особенности жанра 11

1.1. Жанрообразующие факторы фельетона 11

1.2. Фельетон как жанр художественной публицистики 26

Глава 2. Тематика и жанровые особенности фельетонов «Гудка» 41

Глава 3. Художественно-публицистические и языковые средства фельетонов «Гудка» 71

3.1. Художественно-публицистические средства 71

3.2. Лексические образные средства 93

Заключение 115

Источники и литература

Введение к работе

Постановка проблемы. Реферируемая диссертация посвящена исследованию своеобразия фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок», газете, которая внесла значительный вклад в развитие отечественной журналистики.

Газета «Гудок» никогда не ограничивалась отраслевыми рамками, она отражала всю палитру экономической, культурной и международной жизни. Много внимания авторы уделяли вопросам социального характера, последним новостям профсоюзной деятельности, жизни простых тружеников.

В исследуемый период большую известность приобрела «четвёртая полоса» газеты «Гудок», носившая сатирический характер. Как правило, на ней помещались злободневные фельетоны, большинство из которых были созданы на основе писем рабочих корреспондентов и рядовых читателей.

Таким образом, центральная газета российских железнодорожников стала признанной школой мастеров слова, известных в нашей стране и за рубежом. Читатели газеты из номера в номер ждали новых фельетонов от мастеров слова: Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Демьяна Бедного, Якова Окунева.

Важно подчеркнуть, что изучение фельетонистики — одно из перспективных направлений в научном познании отечественной журналистики.

Жанр фельетона при всех его публицистических особенностях и явной публицистичности его природы нельзя рассматривать вне тех законов, которые лежат в основе произведений художественной литературы.

В результате сопоставления различных теоретических
исследований удалось выяснить, что фельетон — жанр «двойной
подсудности», подчиняющийся как законам художественной

литературы, так и законам публицистики.

Законы, которыми управляется и которым подчиняется фельетон, можно понять, лишь рассматривая его, как особый литературный жанр, как произведение, имеющее свою структуру, свой строй.

Фельетон — это особенный жанр, благодаря которому читатель находит не последовательное развитие определенной мысли, а разработку темы путем вариативной деформации, инверсионных эффектов, смещения оценочных аспектов из реальной плоскости в комическую.

Актуальность темы. По газете «Гудок», и по творчеству ее фельетонистов можно изучать и оценивать как отечественную журналистику в целом, так и художественно-публицистическое своеобразие фельетона — в частности.

Фельетон в наше время практически исчез из современной прессы -весьма печальная тенденция, ведь ни один другой публицистический жанр не может сравниться с ним по эффективности.

Стоит особо отметить, что художественно-публицистические и языковые средства, используемые фельетонистами «Гудка», оказались на высоком художественном и публицистическом уровне. На их примере можно и нужно учиться молодому поколению журналистов.

Научная новизна работы. Новизна диссертационного исследования заключается в том, что до сих пор фельетоны «Гудка» 1920-х гг. не подвергались столь системному и подробному филологическому анализу. По схожей тематике в 2004 г. была защищена диссертационная работа Кривошейкипой М.С. («Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова: период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»). В нашем исследовании анализ проводится на основе гораздо большего количества авторов.

При сборе материалов удалось найти более 300 фельетонов, ранее не попадавших в поле зрения ученых. Большая часть из них не входила в сборники писателей и никогда отдельно не публиковалась.

Исследована удивительно разнообразная тематика фельетонов «Гудка», а также художественно-публицистические и языковые средства, которыми пользовались авторы.

Объектом исследования является отечественная фельетонистика 1920-х гг.; предмет исследования — фельетоны Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Валентина Катаева, Ильи Ильфа, Евгения Петрова, Демьяна Бедного, Якова Окунева.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования — выявление своеобразия фельетонистики 1920-х гг. в газете «Гудок». Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Уточнить, какие жанрообразующие факторы характерны для фельетона;

  2. Проанализировать тематику и жанровые особенности фельетонов газеты «Гудок» 1920-хх гг.;

  3. Провести подробный анализ фельетонов «Гудка» на предмет выявления характерных для них художественно-публицистических и языковых средств.

Методологическое обоснование работы. Методологическую основу диссертации составили труды по теории и практике отечественной журналистики и публицистики, исследования, посвященные изучению фельетонистики: В.В. Виноградов («О языке художественной литературы», «Очерки по истории русского литературного языка 17-19 вв.», «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика»), А.А. Тертычный («Жанры периодической печати»).

В способах анализа явлений журналистики образцом для нас послужили исследования: А.Н. Тепляшиной, З.С. Смелковой,

М.И. Шостак, Е.П. Прохорова, Н.А. Богомолова, Б.И. Есина, В.А. Славиной, М.Г. Павловца, Е.Г. Коренчука, Е.И. Пронина.

Исследование предметов отображения в журналистских публикациях ведется с помощью аналитического и эстетического методов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Фельетон — жанр художественной публицистики. В нем главенствует та же самая коммуникативная цель — оказать образно-эмоциональное воздействие на читателя, что и в других художественно-публицистических жанрах. Главные критерии для оценки самого фельетона читателем — актуальность, узнаваемость героев и ситуаций и мастерство фельетониста.

  2. Основными жанровыми особенностями фельетонов «Гудка» можно считать три фактора: четкая ориентация «на злобу дня», острая сатирическая направленность и использование приемов художественной литературы.

  1. Основой тематического своеобразия можно считать тот факт, что в «Гудке» публиковались главным образом фельетоны-комментарии к конкретным фактам. Наиболее востребованными из них были фельетоны на тему международного положения молодой советской страны. Большое внимание авторы «Гудка» уделяли темам производственных недостатков, халатности и отсутствию профессионализма разного рода должностных лиц, волоките чиновничества.

  2. Необходимый компонент при создании фельетонов — вымысел. Цель многих фельетонов, публиковавшихся в «Гудке» — довести ситуацию до абсурда, показать ее с такой стороны, чтобы неправильность существующей ситуации была ясна всем без исключения.

5) Результат правильного применения художественного метода в
журналистике — создание текстов, содержащих публицистические
образы, т.е. образы, ограниченные «правдой факта», но не «правдой
жизни в целом». Тем самым публицистика выступает переходной
ступенью, «пограничной зоной», отделяющей (и соединяющей)
журналистику и художественную литературу.

6) У фельетона обличительные, разоблачительные, а также
морально-нравственные функции. Это влияет на выбор журналистом
языковых средств творческого выражения, а именно: метафоры, иронии,
сарказма, гротеска, пародийного и юмористического элементов.

7) Авторы «Гудка» пользовались широким спектром
художественно-публицистических методов. Основная масса фельетонов,
публиковавшихся в газете «Гудок», создавались в основном по типу
последовательного описания. Большой интерес представляют фельетоны,
построенные по принципу сюжетного рассказа.

8) Для текстов, публиковавшихся в «Гудке», характерно
разнообразие композиции — они построены как цепочка трюков,
диалоги или даже полилоги, фельетоны-пьесы или фельетоны-сценарии.

9) Основная масса фельетонов-комментариев, публиковавшихся в
газете «Гудок», создавались, в основном, по одной композиционной
схеме. Они четко делятся на эпиграф (обычно цитата из сообщения
рабкора); введение в тему, обозначение конкретной проблемы, которая
будет освещаться в произведении; размышления автора на предлагаемую
тему или сюжетное повествование и мораль. Но некоторые (в основном
принадлежащие перу Валентина Катаева и Михаила Булгакова) были
построены как сюжетный рассказ.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной журналистики, теории жанров, а также при разработке спецкурсов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

Жанрообразующие факторы фельетона

Рассматривать тексты, опубликованные в газете «Гудок», невозможно вне рассмотрения фельетона как жанра журналистики и определения особенностей и этого жанра, и конкретных текстов. Как отмечает А.А. Тертычный, «под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками»5, которые получили название жанрообразующих факторов. Далее исследователь отмечает, что в современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных жанрообразующих факторов: предмет, целевая установка (функция) и метод отображения, значимость которых неодинакова. Согласно Литературной энциклопедии, под фельетоном понимается «малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором» .

Особое место материалов этого жанра в периодике сложилось исторически — само слово «фельетон» означает не журналистский текст как таковой, а лишь место размещения в издании: ведь французское слово feuilleton означает приложение к газете, листы, отпечатанные отдельно и вложенные в издание. Таким образом, фельетон рождался как особый жанр, не доводивший информацию до читателей, а интерпретировавший ее, расширявший актуальную и злободневную тему до обобщений, вводивший «второй план» информации, причем материалы эти создавались в особом стиле, подразумевавшем мастерское владение автором всеми языковыми средствами.

Отдел «Фельетон» появился в «Русском инвалиде» в 1815 году. С 1825 года, после выхода «Северной пчелы», которая имела отдел фельетона, он закрепился в русской газетной периодике и в тридцатые годы девятнадцатого века стал особенно популярным. Слово «фельетон» в то время обозначало не сколько жанр материала, сколько место на газетной полосе: в номере «Северной пчелы» каждая из четырех полос делилась на две части. В верхней части располагалось три постоянных отдела: «Внутренние известия», «Новости заграничные», «Стихотворения. Нравы. Словесность»; в нижней — еще четыре отдела: «Новые книги», «Смесь», «Литературные новости», «Наряды».

Значительное место в «Северной пчеле» Фаддея Булгарина занимала рубрика «Нравы», в которой помещались короткие нравоучительные рассказы, шутки, а затем — и фельетоны. Сама рубрика «Фельетон» в русских газетах появилась только в 1840-х годах, но как форма журнально-газетных текстов фельетон регулярно встречается в русской периодической печати уже в 1820-1830-е гг. «Северная пчела» первой из русских газет стала помещать материалы, созданные в этом жанре, которые связаны главным образом с именем Фаддея Булгарина — и издателя «Северной пчелы», и талантливого публициста, который одним из первых ввел в русскую литературу жанры нравоописательного очерка, утопии и антиутопии, «батального рассказа» и фельетона.

Фельетоны Барона Брамбеуса (О.И. Сенковского) в журнале «Библиотека для чтения» высмеивали бездарность и пошлость в литературе; вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность. Достойные подражания образцы фельетонистики первой половины XIX в. представлены сатирически заостренными литературно-критическими статьями А.А. Бестужева и блестящими статьями А.С. Пушкина (он писал их под псевдонимом Феофилакт Косичкин).

В середине XIX века этапным явлением в развитии жанра стали фельетоны писателей натуральной школы — В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, И.И. Панаева, М.Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конца XVIII века — Н.И. Новикова и И.А. Крылова). Основывались они на материалах периодики и литературных событиях, лучшие тексты вели к содержательным социально-политическим обобщениям, одновременно разоблачая конкретных людей, виновников злоупотреблений и преступлений.

Политический фельетон стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях второй половины XIX в. («Искра» и «Будильник»), где печатались Д.Д. Минаев, Н.С. Курочкин, Г.И. Успенский и другие литераторы. На развитие стиля русского фельетона повлияло творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.И. Герцена (заметки, памфлеты в «Колоколе»). В традициях революционно-демократической журналистики создавал свои политические фельетоны М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида), которые появлялись в 1895-1896 годах на страницах «Самарской газеты». Фельетоны критиков-марксистов В.В. Воровского и М.С. Ольминского (1900-1910-е годы) отличались политической остротой и идейной четкостью.

Фельетон как жанр художественной публицистики

Что именно скрывается под понятием «фельетон», можно определить, если обратиться к словарям. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля фельетоном называется «французский листок, отдел россказней в газете» , ясно, что это понимание далеко и от современного определения этого понятия, и от представления начала XX века. В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова фельетон определяется как «статья на политическую, общественную или научную тему, легко и живо написанная, помещаемая в особом, для этого предназначенном отделе газеты» ". Это представление 1930-х—1940-х годов несколько ближе к современной трактовке понятия, но все же о сатирическом осмыслении действительности здесь речь еще не идет, понятие «фельетон» трактуется как «критическая или беллетристическая статья в газете» .

Публикация этого жанра обычно посвящалась творчеству писателей, критиков, литературоведов и обязательно была пронизана сатирической интонацией, хотя написаны эти материалы были в разнообразных стилевых манерах. Статьи этого жанра давали возможность в изобилии включать личные нападки на того или иного автора: «...Решающую роль при оценке книг стало играть отношение критика к личности автора, внелитературным аспектам его жизни и деятельности»,4.

Следует отметить, что эта интонация непременно должна быть именно сатирической — она характерна отрицанием общего, основного в явлении в противовес юмору, который отрицает частное, второстепенное. Сатира, отрицая явление в основных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощи резкого их преувеличения, разрушает обычные, реальные формы явления. Цель сатирических приемов — довести до предельной, резкости представление о неполноценности какого-то явления, поэтому сатира тяготеет к условности, гротеску, фантастичности, исключительности характеров и событий, благодаря которой она может особенно отчетливо показать их алогизм, несообразность — вспомним Франсуа Рабле, Джонатана Свифта, Михаила Салтыкова-Щедрина или Николая Гоголя.

Сатирический образ делает исследуемое явление фантасмагоричным, нереальным, искусственным, чудовищным, абсурдным, чтобы резче подчеркнуть его основные свойства. Сила отрицания, присущая сатирическому образу, вызывает негодование, отвращение у читателя к жизни, изображенной в тексте, и стремление разрешить противоречия, вступив в борьбу с неприемлемыми явлениями.

Затем возникает понятие «литературный фельетон, по мнению некоторых исследователей, предложенное А. Субботиным15. Современным исследователям оно представляется не бесспорным, поскольку, учитывая своеобразную размытость жанровых границ фельетона, газетно-журнальная сфера его реализации является единственной определяющей его рамки особенностью.

Классическое определение понятия «фельетон», предложенное А. Кокоревым в Литературной энциклопедии 1939 года: «Фельетон — это малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором» .

По мнению Е.Г. Власовой, эта формулировка снимает проблему «литературного» фельетона, называя одним из определяющих жанровых компонентов специфическую сферу его бытования. Именно газета требует от фельетона злободневности, занимательности и краткости, связанной с лаконичностью формата. Другими словами, представляется, что не может быть фельетона, написанного не для газеты или журнала, — в книжном формате фельетон утрачивает свои жанрообразующие установки. Поэтому нельзя говорить о том, что литературный фельетон стал вершиной развития истории русской фельетонистики, корректнее говорить об использовании фельетонной стилистики для создания рассказа и романа, стихотворения и поэмы17. По всей видимости, это утверждение верно — литературный фельетон нельзя считать жанром.

Фельетоны, опубликованные в «Гудке» (за редким исключением), немыслимы вне пожелтевших страниц газеты и представляют интерес исключительно для историков и филологов. Причиной этого можно считать два фактора — проблематику и злободневность, сиюминутность текстов.

Многие из проблем, так актуальных для начала 1920-х, знакомы современному читателю только из художественной литературы и курса истории Отечества, в этом Е.Г. Власова абсолютно права. Между тем авторы фельетонов «Гудка» — признанные мастера художественного слова, крупные литераторы, другие произведения которых успешно издаются до сих пор. Почему же эти тексты их фельетонов оказались забытыми и не удостоились внимания исследователей?

Художественно-публицистические средства

Специалисты единодушно отмечают, что основа фельетона — факт. «Для фельетона подходит только особый факт... содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния»50, — пишет А.А. Тертычный в своем исследовании «Жанры периодической печати». Типичное в этом случае, подчеркивает он, выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов, которые, в свою очередь, выступают как опорные точки сатирической типизации, то есть создания сатирического образа определенного явления, которое таким образом сводится до уровня ущербного. Не менее важно для фельетониста искусство обобщения — ведь не всякий факт оказывается отражением типичного для времени явления.

Разработка темы в произведениях этого жанра может осуществляться двумя способами. Первый — бессюжетное описание, второй — построение текста по типу сюжетного рассказа51. В «Гудке» публиковались фельетоны, построенные и тем, и иным образом.

По типу последовательного описания построен, к примеру, фельетон Юрия Олеши «Накачаем — откачаем...». Повод для его создания — классический пример неорганизованности производственного процесса: «В материальном складе ст. Глубокая Ю.-В. ж. д. с 27 января по 10 февраля находились под сливом цистерн с нефтью. Когда была слита последняя цистерна, их Ростова получилось экстренное распоряжение немедленно снова наполнить нефтью десять ifucmepu и отправить их в Ростов». Этот фельетон автор строит, используя форму народной песни с повторяющимся рефреном:

Определенного сюжета в этом фельетоне нет, это скорее размышления на заданную тему. Читатели знают о событии, которое стало поводом для создания текста, из эпиграфа — цитаты из письма рабкора, их привлекает сам способ подачи и разработки темы, и автор добивается решения поставленной задачи. Ему удалось создать многоплановое высказывание, которое читатель может осмыслять по-своему, то есть автору удалось и обратить внимание на недостатки в организации работы, и заставить читателя улыбнуться, отсылая его к известной поговорке «переливать из пустого в порожнее»:

Основная масса фельетонов, публиковавшихся в газете «Гудок» создавались в основном по одной композиционной схеме: эпиграф (обычно цитата из сообщения рабкора); введение в тему, обозначение конкретной проблемы, которая будет освещаться в произведении; размышления автора на предлагаемую тему или сюжетное повествование; мораль.

Такова композиция фельетонов Юрия Олеши («Или союз, или пивная!», «По пьяному делу», «Управление и штаны», цикла текстов, объединенных названием «Раз-два-три-четыре-пять!», «Сигнальные частушки»), Демьяна Бедного («Чертополох»), Валентина Катаева («Дновская музыка» (см. Приложение, с. 144), «Теле-фоно-хули-ганство») и многих других.

Гораздо более интересны фельетоны, построенные по принципу сюжетного рассказа (именно к этому типу относятся фельетоны, построенные как фельетон-комментарий с использованием приема доведения исходного факта до полной абсурдности ситуации, которые мы рассматривали в предыдущей главе). Если обратиться к творчеству того же Юрия Олеши, одного из наиболее ярких фельетонистов «Гудка», то и в его творчестве обнаруживаются фельетоны с ярко выраженным сюжетом.

К таким, например, можно отнести фельетон «Чудо во граде Воронеже». Темой выступления послужило письмо рабкора о том, что воронежский священник собирал подношения с «православных христиан» по случаю религиозного праздника. На основе этого автор придумывает такую назидательную историю: священник, обходя избы, с удивлением обнаружил, что в последней живут комсомольцы.

Лексические образные средства

Как уже говорилось, фельетон относится к художественно-публицистическим жанрам, поэтому образность, наглядность, красочность изображения — его неотъемлемая черта, признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то функция речи. эстетического идеала. В фельетоне, как отмечает З.С. Смелкова72, реализуются все основные функции речи: информационная (фельетон информирует о событиях, фактах реальной жизни, на основе которых и строится фельетонное повествование); эстетическая (фельетон оценивает происходящее с эстетических позиций и, самое главное, стремится оказать образно-эстетическое воздействие с помощью речи); экспрессивная (в фельетоне автор выражает свое (и не только свое) отношение к описываемому); познавательно-просветительская (в фельетоне это в первую очередь относится к обще культурному контексту); как и в любом художественном тексте, в фельетоне присутствует гедонистическая (развлекательная)

Из всех перечисленных наибольшее значение для нашей темы имеет экспрессивная функция. Образность речи — частный случай образности в широком смысле этого слова . При рассмотрении образности в таких специфических журналистских текстах, как фельетоны, не обойтись без рассмотрения тропов — слов, употребленных в переносном значении с целью создания образа

На приеме аллюзии (это «выразительный оборот речи, в котором изображаемое соотносится с устойчивым понятием, известным фактом» ) построены фельетоны Якова Окунева («Евангелие от Макдональда», «Десять заповедей Болдуина» и др.).

Нужного эффекта автор добивается, дописывая и искажая хорошо всем известные тексты. Сравним текст Евангелия от Матфея, в котором описывается Благовещение, с текстом фельетона. Примечательно, что автор сохраняет построение фразы и глаголы оригинального текста:

Рождество Рамзая Макдональда, Прихлебателя королевского, было так: по обручении матери его, святой непорочной девы из II Интернационала, с Прихвостнем, родом оттуда же, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве своем от духа святого Капитала. Прихвостень же, муж: ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее, заплатив ей плату, полагающуюся деве, как цена невинности.

Но когда он помыслил это, се Ангел Капиталов явился ему во сне и сказал: «Прихвостень, сын Блюдолизов! Не бойся! Ибо родившееся в ней есть от Духа Капиталова! Родит же она Сукина Сына, и наречешь же ему имя Рамзай Макдональд, ибо спасет он Капитал от рабочих, источая елей из уст своих».

Евангелие от Матфея: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж: Ее, будучи праведен и не оіселая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их .

Аллюзию использует и Валентин Катаев («Слухи из мухи», цикл «Метелкой по Москве». В начале этого стихотворного текста обыгрывается начало стихотворения Александра Пушкина «Бесы» {Мчатся тучи, вьются тучи; / Невидимкою луна / Освещает снег летучий; / Мутно небо, ночь мутна). В изложении автора она звучит так:

Вьются слухи... Мчатся слухи... Слухи змеями ползут... Аж звенит от слухов в ухе, Аж от слухов в ухе зуд.

Евгений Петров в своем фельетоне «Начало карьеры» обыгрывает известную поговорку «за битого двух небитых дают: — Вы, бабушка, не волнуйтесь, теперь даже поговорка такая есть: «за бывшего двух небывших дают»... Не волнуйтесь! Этим приемом активно пользуется Юрий Олеша. В фельетоне «По пьяному делу» обыгрывается широко известный лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» {Баба Настя, кум Иван — / Самогонщики всех стран). И в самом названии, и в тексте {Пустым, пожалуй, звуком /Хождение по мукам /Покажется для вас, — /Коль я — из свежих рук

Похожие диссертации на Своеобразие фельетонистики 1920-х гг. в газете "Гудок"